Подготовка водителей пожарных автомобилей автолестниц
Арт 1509. Специальная подготовка водителей и пожарных для работы оператором в люльке пожарного автоподъемника (автолестницы)
Полное наименование курса
«Специальная подготовка водителей и пожарных для работы оператором в люльке пожарного автоподъемника (автолестницы)»
Курс по подготовке оператора люльки пожарного автоподъемника (автолестницы) рассчитан на пожарных и водителей, которые имеют профессиональную подготовку. Слушателями могут быть водители автолестниц и коленчатых пожарных автоподъемников. В ходе обучения рассматриваются правила безопасной эксплуатации подъемника и люльки, особенности конструкции подъемных устройств. Теоретический блок изучается дистанционно. Полученные знания отрабатываются на практике в максимально приближенных к реальным условиям.
пожарные, спасатели, водители автолестницы пожарной, водители автоподъёмника коленчатого пожарного.
профессиональное обучение, повышение квалификации
наличие полного среднего образования, профессиональная подготовка по профессии «Пожарный», «Спасатель», переподготовка водителей для работы на специальных агрегатах автолестницы или автоподъемника пожарного.
В конце курса успешно сдавшие итоговое испытание получают свидетельство о профессиональной переподготовке.
Краткая программа курса
Цель программы:
подготовка квалифицированных специалистов, совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся должности пожарного и водителя пожарной автолестницы или автоподъёмника коленчатого пожарного, для работы оператором в люльке.
1. Правовая подготовка |
Программа подготовки водителей пожарных автолестниц
ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНЫХ АВТОЛЕСТНИЦ
Программа подготовки водителей пожарных автолестниц определяет порядок организации и направление их обучения.
Программа обеспечивает процесс подготовки водителей пожарных автополестниц, приобретение ими необходимых знаний и навыков практической работы.
В программе изложены организация и методика обучения, тематика и расчет часов, а так же требования к уровню знаний и умений к лицам, прошедшим обучение.
При организации и проведении занятий руководствоваться методическими рекомендациями по организации обучения.
Для лучшего усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по некоторым дисциплинам проводить комплексно, развивая межпредметные связи.
По окончанию обучения с обучаемыми проводится итоговое занятие.
Основные задачи курса:
— формирование у личного состава соответствующей современным требованиям и
нормам степени профессиональной подготовленности;
— укрепление законности и дисциплины, личной ответственности за выполнение
служебного долга, бережного отношения к технике и имуществу;
— изучение и внедрение положительного опыта работы в практику обучения.
В результате изучения курса слушатель должен
— требования правил пожарной безопасности при проведении огневых работ;
— типаж и классификацию пожарной техники;
— тактико-технические характеристики техники;
— правила эксплуатации автомобилей, автополестниц;
— обязанности водителя пожарной автополестницы;
— противопожарное оборудование и инвентарь;
— проводить техническое обслуживание автополестницы;
— правильно эксплуатировать противопожарное оборудование и инвентарь;
— правильно выполнять свои обязанности в составе боевого расчета.
Срок обучения: 19 учебных дней
Режим занятий: 5 дней в неделю по 6-8 учебных часов
Расчет часов по предметам
Всего учебных часов
Наименование разделов и тем
Всего учебных часов
Ответственность за нарушение ППД и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Специальная подготовка
Назначение, история и перспективы развития автолестниц.
Состав, технические характеристики, работа автолестниц.
Шасси. Дополнительная трансмиссия АЛ.
Силовая группа АЛ.
Опорное устройство. Привод выдвигания опор АЛ.
Поворотное основание. Привод поворота комплекта колен.
Привод подъема и опускания комплекта колен.
Гидравлическая система.
Дополнительное электрооборудование.
Контрольно-измерительные приборы. Измерение параметров.
Платформа. Размещение пожарно-технического вооружения, инструмента и принадлежностей.
Требования безопасности при работе и обслуживании АЛ.
Управление и блокировка движений лестниц.
Подготовка АЛ к работе. Порядок работы.
Техническое обслуживание и ремонт лестниц..
Правила безопасности при работе на автолестницах.
Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания автолестниц.
Практическая работа на автолестнице.
Итого:
Экзамен
Всего часов:
Тема 1.1 Ответственность за нарушение ППД и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Ответственность водителей за нарушение ППД и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Особенности управления пожарными автомобилями оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами при следовании на выполнение оперативных заданий.
Порядок допуска водителей к работе на автолестницах.
Тема 2.1 Назначение, история и перспективы развития автолестниц.
Назначение и классификация автолестниц. Виды выпускаемых АЛ отечественными и иностранными предприятиями (фирмами).
Технические требования к АЛ. Перспективы развития.
Тема 2.2 Состав, техническая характеристика, работа автолестниц.
Тема 2.3 Шасси. Дополнительная трансмиссия АЛ.
Шасси используемое для изготовления автолестниц, их доработка под монтаж спецагрегатов.
Устройство и расположение дополнительной трансмиссии привода гидронасоса. Коробка отбора мощности КОМ-1, ее устройство, порядок включения.
Тема 2.4 Силовая группа АЛ.
Гидронасос. Бак для хранения рабочей жидкости. Осевой коллектор. Напорные и дренажные линии гидросистемы. Фильтр механической очистки рабочей жидкости. Гидроцилиндр управления двигателя. Аварийный привод: гидронасос, блок клапанов. Ручной насос.
Тема 2.5 Опорное устройство. Привод выдвигания опор АЛ.
Состав, назначение и принцип работы опорного устройства. Опорная рама. Выдвижные опоры. Механизм блокировки рессор. Гидроцилиндры выдвигания опор. Опорные гидроцилиндры. Гидроцилиндры блокировки рессор. Устройство и принцип работы гидрозамков гидроцилиндров. Блок управления опорным устройством.
Тема 2.6 Поворотное основание. Привод поворота комплекта колен.
Назначение, устройство поворотного основания. Конструкция поворотной рамы. Редуктор привода поворота.
Состав, устройство и расположение механизмов привода поворота. Поворот комплекта колен при аварийном режиме работы.
Тема 2.7 Привод подъема и опускания комплекта колен.
Устройство комплекта колен автолестницы, их соединение между собой. Взаимное перемещение колен относительно друг друга. Работа запорного устройства комплекта колен в транспортном положении.
Гидроцилиндры. Устройство и принцип действия гидрозамков гидроцилиндров подъема. Механизм ориентации лестницы.
Тема 2.8 Гидравлическая система.
Условное обозначения применяемые в гидравлической схеме. Назначение и состав механизмов и узлов входящих в гидросхему, назначение и принцип их работы.
Работа гидросистемы при выполнении различных маневров управления.
Работа гидросистемы в режиме аварийного привода.
Работа гидросистемы от ручного насоса.
Тема 2.9 Дополнительное электрооборудование.
Принципиальная электрическая схема электрооборудования, условные обозначения.
Токопереход, его устройства и принцип работы.
Электрооборудования пульта управления.
Электрооборудования комплекта колен.
Электрооборудования аварийного привода.
Электрооборудования системы блокировки.
Жгуты приводов, кабели.
Работа электрооборудования при выполнении различных маневров управления.
Тема 2.10 Контрольно-измерительные приборы. Измерение параметров. Регулировка и настройка.
Порядок и периодичность измерений рабочего давления в гидросистеме, границ поля движения, времени проведения маневров АЛ.
Тема 2.11 Платформа. Размещение пожарно-технического вооружения, инструмента и принадлежностей.
Конструкция платформы. Расположение отсеков. Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря.
Тема 2.12 Требования безопасности при работе и обслуживании АЛ.
Обслуживание автолестниц. Требования безопасности при работе и обслуживании автолестниц.
Тема 2.13 Управление и блокировка движений лестниц.
Управление движениями АЛ. Пульт управления. Приборы блокировки границ безопасного поля движения АЛ. Привод приборов блокировки. Предохранительный клапан гидросистемы. Кран разгрузки насоса. Средства блокировки последовательности выполнения маневров работы АЛ.
Тема 2.14 Подготовка АЛ к работе. Порядок работы.
Тема 2.15 Техническое обслуживание и ремонт АЛ.
Виды и периодичность технического обслуживания, подготовка и порядок проведения. Перечень работ по видам обслуживания. Одиночный комплект ЗИП, его комплектность и назначение. Перечень работ по текущему ремонту.
Перечень и методика основных проверок технического состояния автолестниц. Рабочие жидкости, применяемые в гидросистеме. Возможные неисправности механизмов, узлов и систем автолестниц, способы их обнаружения и устранения. Правила хранения, консервации автолестниц.
Тема 2.16 Правила безопасности при работе на автолестницах.
Требования к техническому состоянию АЛ. Техника безопасности при установке АЛ, выдвигании комплекта колен, использовании лафетного ствола, спасательного рукава.
Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях. Правила пожарной безопасности.
Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте автолестниц.
Тема 2.17 Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания автолестниц.
Виды и периодичность технического обслуживания, подготовка и порядок проведения. Перечень работ по видам обслуживания. Одиночный комплект ЗИП, его комплектность и назначение. Перечень работ по текущему ремонту.
Перечень и методика основных проверок технического состояния автолестниц. Рабочие жидкости, применяемые в гидросистеме. Возможные неисправности механизмов, узлов и систем автолестниц, способы их обнаружения и устранения. Правила хранения, консервации автолестниц.
Тема 2.18 Практическая работа на АЛ.
Практическая отработка навыков выполнения операций по управлению автолестницей.
Водители и операторы пожарных автомобилей
ЧОУ ДПО «Пожарная безопасность» проводит обучение водителей пожарных автомобилей и операторов специальной техники. У нас разработаны программы профессиональной подготовки обучения, переподготовки и повышения квалификации водителей пожарных автомобилей. Работают преподаватели с многолетним практическим опытом.
Лица, назначаемые на должности водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, оборудованных устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, водители высотной техники, операторы специальных технических средств (автолестницы, автоподъемники). Специальная подготовка водителей пожарных автомобилей дает возможность позже повысить квалификацию для получения новых допусков в соответствии с требованиями законодательства.
Арт. | Полное наименование | Продолжительность, часов | Цена от, руб |
1500 | Профессиональная подготовка водителей основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 280 | 8 370 |
1501 | Повышение квалификации водителей для работы на специальных агрегатах ПНС | 72 | 5 400 |
1502 | Профессиональная переподготовка водителей для работы на специальных агрегатах автолестниц | 250 | 8 370 |
1503 | Профессиональная переподготовка водителей для работы на специальных агрегатах автоподъемника коленчатого пожарного | 250 | 8 370 |
1504 | Повышение квалификации водителей (старших водителей) пожарных и аварийно-спасательных автомобилей | 72 | 6 390 |
1505 | Повышение квалификации водителей для работы на специальных агрегатах автолестниц | 72 | 5 400 |
1506 | Повышение квалификации водителей для работы на специальных агрегатах автоподъемника коленчатого пожарного | 72 | 5 400 |
1507 | Повышение квалификации водителей для работы на специальных агрегатах пожарного пеноподъемника | 72 | 5 400 |
1508 | Обслуживание и эксплуатация пожарных автомобилей, осуществление действий при ликвидации пожаров и аварийных ситуаций | 96 | 7 100 |
1509 | Специальная подготовка водителей(операторов) по эксплуатации и обслуживанию автолестницы (автоподъемника) | 36 | 3 500 |
1510 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1511 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «С» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1512 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «D» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1513 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В1» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1514 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «С1» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1515 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «D1» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 36 | 3 500 |
1516 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «В,С» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 56 | 3 500 |
1517 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «С, D» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 56 | 3 500 |
1518 | Повышение квалификации водителей транспортных средств категории «B,С,D» для управления транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов | 78 | 3 500 |
Основная форма обучения – очно-заочная. Теоретическую подготовку слушатели проходят дистанционно. Программы курсов включают изучение ПДД, правил использования световых и звуковых сигналов, особенности эксплуатации и техобслуживания автомобилей и спецтехники и т. д. Для закрепления теории проводятся практические выездные тренировки. ЧОУ ДПО «Пожарная безопасность» – одно из немногих учебных заведений, которое использует в обучении реальную пожарную технику. У нас также применяются виртуальные тренажеры, имитирующие разные рабочие ситуации.
По завершении обучения водители пожарных машин сдают экзамен. Успешно прошедшие итоговое испытание получают свидетельство о получении профессии или повышении квалификации и все необходимые допуски для водителей пожарных автомобилей для дальнейшей работы в пожарно-спасательных или аварийно-спасательных подразделениях.
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей (коленчатым подъемником). Занятие
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей
К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (авто-подъёмника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и правил охраны труда.
Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.
Выдвижение автолестницы производится на 1,0 – 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).
При работе с автолестницей, опёртой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабжённой люлькой, двигатель не выключается.
Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.
При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:
При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.
При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.
Подъём (спуск) людей по маршу автолестницы, при не прислонённой вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. – одновременно не более двух человек. По прислонённой лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 метров, а при переносе тяжестей массой 100 – 120 кг – с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.
Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6 град., твёрдое покрытие или твёрдый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).
При работе пожарного ствола, закреплённого на вершине лестницы, должны выполняться требования:
При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъёмника) запрещается:
При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.
При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.
С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:
Запрещается эксплуатация спасательного рукава:
При использовании ППСУ запрещается:
Выписка из Инструкции по эксплуатации и хранению ППСУ-20
ВНИМАНИЕ! Соединительный шланг оснащен эжектором. Запрещается оставлять шланг, подсоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения, для исключения утечки воздуха из каркаса через отверстия эжектора!
При отсутствии баллона или недостатке в нем воздуха, для наполнения ППСУ до рабочего давления могут использоваться другие источники сжатого воздуха, например ресивер автомобиля.
Ручки, расположенные вверху, служат также для соединения, при необходимости, двух или более ППСУ между собой с помощью соединительных ремней, входящих в комплект ППСУ.