Поездка на машине в псковскую область
Путешествие: Москва — Псков — Пушкинские Горы — Изборск — Порхов — Новгород — Москва (часть 2)
Первая часть повествования была посвящена дороге во Псков и историческому центру города. Теперь пришло время рассказать о местах Псковской области.
В программу каждого туриста, посещающего данный регион, в обязательном порядке входят такие объекты, как Пушкинские горы, Изборская крепость и Печерский монастырь. Должен оговориться о том, что ранее уже доводилось здесь бывать и эти места мне уже знакомы — ровно 25 лет назад с братом и бабушкой я отдыхал здесь, на турбазе в Пушкинских горах. Не смотря на столь давний срок, хорошо помню ту поездку. Память о ней сохраняет тепло воспоминаний о детстве. И этот факт ещё больше усиливал моё желание вернуться сюда — погрузиться в воспоминания, увидеть как за четверть века изменились эти места и посетить их уже со своими детьми.
Пушкинские Горы (100 км южнее Пскова) — музей-заповедник Александра Сергеевича Пушкина, включающий в себя несколько усадеб и парков. Здесь, в родовом имении своих предков, поэт провёл годы ссылки за вольнодумие и атеистические взгляды. Именно в Михайловском с 1824 по 1826 год Пушкин работал над знаменитыми поэмами Евгений Онегин и Борис Годунов.
Музей-заповедник — это, в первую очередь, три усадьбы — имения Михайловское и Петровское (дарованные прадеду Пушкина по материнской линии Абраму Ганнибалу императрицей Елизаветой) и Тригорское (усадьба друзей Пушкина семьи Осиповых).
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап.
Экспресс-тур по Псковской области
Так получилось, что на юг этим летом я ездил с сыном. Жена не смогла поехать из-за работы. Поэтому, в самом конце лета мы решили сгонять на недельку всей семьей в Псковскую область. Цель была простая – поселиться в красивом месте у реки и ездить в однодневные поездки по области.
ПРО ДОРОГУ ТУДА И ОБРАТНО
Дорога из Москвы до Пскова порадовала, как качеством, так и загруженностью. Машин было мало, как ни странно, что туда, что обратно. А ведь возвращались мы в предпоследний день августа. Видимо, все еще были на юге. ) Ехали по Новой Риге, далее M9, а участок Пустошка-Опочка, где было много ремонта и пробок, объезжали через Дубровку.
Обратно пролетели 770 км. за 8 часов с четырьмя короткими остановками. Плюс 15 км/ч к разрешенной скорости везде, кроме Новой Риги, где я топил 150-160, немного замедляясь в районе камер. Расход на пути обратно 8.6-8.7 – это фактический, а по БК – 9.2 (он у меня завышает показания на пол-литра). Обычно расход по трассе 8.4, но тут сказался скоростной рывок в конце пути.
巨人 В ЖЕНСКИХ РУКАХ
Наконец и у жены появилась возможность обкатать новую машину. На тест-драйве проехала на MPS3 500 метров и выскочила из авто, испугавшись габаритов и резвости дизеля, что не очень стыковалось в её женском сознании, как я понял. С тех самых пор и до поездки в Псков она на 巨人 так и не ездила.
В итоге супруга очень быстро привыкла к машине за городом, а потом без всякого мандража проехала по Пскову. 巨人 тажке вел себя хорошо и не брыкался.
ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ НА ПСКОВЩИНЕ
Вот такая карта поездок образовалась за все время пребывания там, если смотреть по карте сигнализации с GPS.
Далее экспресс-отчет в двух словах и в нескольких картинках о точках на карте.
ИЗБОРСКАЯ КРЕПОСТЬ и СЛОВЕНСКИЕ КЛЮЧИ
Изборск не нуждается в представлении. Всем известно, что там находится Изборская крепость, построенная в 15 веке.
Путешествие: Москва — Псков — Пушкинские Горы — Изборск — Порхов — Новгород — Москва (часть 1)
Наконец-то сподобился написать небольшое повествование об очередном автопутешествии, коих за каждый летний сезон случается по несколько штук, но обычно из-за нехватки времени или жуткой лени дело до записи в БЖ не доходит.
С годами так сложилось, что есть в нашей семье общее хобби — путешествия и история. В целом, второе не особо отделимо от первого, поэтому складывается как раз та самая ситуация, когда приятное совмещается с полезным.
Изначально поездка была запланирована на майские праздники. По понятным причинам не сложилась, но состоялась достаточно неожиданно в начале августа, практически сразу после открытия Псковской области для туристов, что оказалось очень большим плюсом.
Т.к. за 6 дней предстояло преодолеть в общей сложности примерно 2000 км, перед стартом прошел комплексную диагностику и, как никогда, очень своевременно — замене подлежали задние колодки, установленные еще на заводе (об этом в предстоящей записи о ТО).
Так же можно упомянуть о том, что несколькими неделями ранее в качестве теста перешел на топливо Shell. В течении пяти лет владения машиной заправлялся только на Роснефти (АЗС рядом с домом и на моих основных маршрутах) и теперь понял как ошибался. В сравнении с РН, определённо, чувствуется бОльшая приёмистость и ощущения при нажатии педали газа заметно изменились.
На северо-западе есть хорошо известная местным жителям сеть АЗС финского бренда Neste (к сожалению, год назад проданная ТатНефти), положительные отзывы о которой слышал не раз. За время отпуска из любопытства откатал на Neste два полных бака и горечь от осознания того, что столь долгое время я заливал добротное гэ, не отпускала меня еще больше.
М-9 — превосходная трасса. Магистраль заканчивается после Волоколамска. Далее обычная двухполосная дорога, но с очень хорошим покрытием и, как правило, широкой обочиной. За Ржевом по факту начинается продолжительный пустынный участок. В том плане, что населенные пункты практически отсутствуют. Плотность населения низкая. За окном начинается бесконечный лесной пейзаж. Траффик слабый. Дорога — сплошное удовольствие.
Проезжая съезд на Ржев, конечно, не могли не остановиться у недавно открытого мемориального комплекса воинам погибшим в Ржевской битве. Монумент оказался неожиданно впечатляющим. На территории комплекса звучит трагическая музыка, создавая траурную атмосферу.
Далее на протяжении нескольких сотен км вдоль дороги один сменяющий другой информационный щит, сухо сообщающий о проходивших здесь в 1942-1943 годах кровопролитных боях; номерах дивизий и армий, погибших в котлах на этой земле; людских потерях, исчисляющихся сотнями тысяч бойцов…
Примерно в 70 км от латвийской границы съезд с М-9 на региональную Р-23, являющуюся частью евромаршрута Е-95. Дорога в ведении Росавтодора, благодаря чему на протяжении всех 200 км до Пскова изумительное покрытие. Ближе к Пскову есть интересный участок, на котором при двух полосах обычной региональной автодороги установлен скоростной режим как на магистрали — 110 км/ч, что, при наличии широкой обочины, и, к счастью, адекватных водителей, создаёт комфортные условия для быстрой езды. Решение, на мой взгляд, достаточно разумное, потому как увеличивается количество дорог, условия на которых позволяют двигаться со скоростью выше 90 км/ч.
На въезде в Псков остановились у воинской части ВДВ, на площади перед которой установлен монумент в память о подвиге 6-ой роты псковских десантников, погибших 1 марта 2000 в Аргунском ущелье на высоте 776.
Дорога до Пскова заняла примерно 8-9 часов. Приехали уже поздним вечером. Остановились, как обычно, в заранее забронированной квартире. По прежнему считаю аренду квартиры более предпочтительным вариантом проживания в поездках нежели отели.
Город Псков согласно летописным источникам основан в 903 году княгиней Ольгой на слиянии рек Псковы и Великой, но археологические данные относят основание укреплённого городища к периоду славянской колонизации северо-запада в VI-VII веках.
Избежал зависимости и влияния Золотой Орды, благодаря чему псковичи сохранили свою культуру, ремесло и язык. Псков выстоял в 30 осадах и участвовал примерно в 130 войнах. Крупный, развитый и богатый европейский торгово-ремесленный город, имевший деловые отношения с городами Ганзейского торгового союза. Около 250 лет сохранял независимость от Киева, Новгорода и Москвы, образуя Псковскую вечевую республику.
Псков сыграл огромную роль в независимости русских земель в период крестовых походов и расцвета Литовского княжества. До начала XVIII века являлся важнейшим форпостом северо-западных границ.
Кром (кремль) — сердце Псковской крепости. Расположен на высоком скалистом берегу у слияния рек Великой и Псковы. В X веке уже укреплённый раннесредневековый город с посадом и языческим капищем. К середине XIV на территории кремля находились Троицкий собор, вечевая площадь и административные постройки, а вокруг были возведены каменные стены и башни. Псков находился на важном торговом пути, благодаря чему быстро развивался и расширялся. Из-за постоянных угроз с запада и развития артиллерии, нуждался в регулярной модернизации и дополнительных крепостных стенах. Так к XVI веку Псковская крепость была одна из самых неприступных и защищенных в русском государстве — город защищали 5 поясов каменных стен (общей протяженностью 9 км), усиленных 37 башнями и 15 воротами. Псков был третьим городом России после Москвы и Новгорода.
За всю свою историю Псковская крепость выдержала около 30 длительных осад и войн. Была взята лишь однажды — в результате предательства во время крестового похода Ливонского ордена на русские княжества в 1240 году.
С расширением границ Российской Империи на запад, Псков, как и другие крепости северо-запада, утратил свои военно-оборонительные функции, а с появлением Санкт-Петербурга — и экономические. Придя в упадок, становился обычным провинциальным городом, а некогда мощные каменные сооружения ветшали и разрушались.
До наших дней из 5 колец крепостных стен сохранилось 3. Протяженность внешнего пояса — почти 7 км. Благодаря титаническому труду археологов и реставраторов, работавших на территории крепости почти 75 лет, восстановлены стены и башни двух крепостных поясов кремля.
Сегодня возрождённый Псковский кремль величественно возвышается над историческим центром города, восхищает и завораживает мощью крепостных стен, и сквозь века продолжает бережно хранить память о своем славном прошлом.
Во Пскове мы провели трое суток с двумя вылазками по полдня в Изборск и Пушкинские горы.
Псков очень понравился и оставил добрые впечатления. Самобытный и уютный город, очень приятный. Мне кажется, города северо-запада обладают какой-то иной аурой, отличающей их от других городов европейской части России. Здесь присутствует некое спокойствие, умиротворение, безмятежность. Кажется, каждый уголок старого города, каждый метр земли пропитан стариной. Его древние стены величественны и безмолвны, продолжают бережно хранить память о прошлом.
У северной окраины Пскова на высоком берегу реки Великой возвышается монумент покровителю северо-западных земель Руси — Александру Невскому и его дружине, обращенным в сторону запада.
Когда мы шли по аллее, приближаясь к могучему 30-ти метровому памятнику, у меня в голове звучали строки из известной Баллады о древнерусском воине:
С тех пор так много воды утекло,
Моря превратились в мираж,
Тенью бесшумной воин проходит
На берег, как преданный страж.
Бродит воин всю ночь, зажигает огни,
Ищет Князя и братьев своих,
Ищет золото воли, что добывали
В битве той по колено в крови…
Выехали из Питера в четверг утром. Курс на Псков
Июль 2007 года.
Авто – KIA Rio, 2003 г.в.
Пройденный путь – порядка 650 км.
Нехарактерно свободное (особенно в последние месяцы) Пулковское шоссе. Пасмурно. Бак полупустой, но ничего – на объездной вокруг Гатчины, километрах в 40 от Питера есть Лукойл.
Там заправляемся до краев. Далее едем без проблем, но и без особых эмоций. Забегая вперед отмечу: на всем пути нашего путешествия асфальт неплох. Не Европа конечно, но для российской дороги сносно. АЗС в достатке тоже на всем пути. Была даже возможность выбора.
Проехав от Лукойла почти сто километров по Киевскому шоссе, въезжаем в Лугу. Вот это да. Сколько себя помню, при въезде в этот город в низинке был всегда просто ужасный участок дороги. А по краям канавы для расходных деталей подвески российского и не только автопрома. Но этот участок сделали! Представьте себе!
В Луге решили не останавливаться. Указателей достаточно, с пути не сбиваемся. Проезжаем Городец, Заполье, Лудони… В общем еще 148 км и мы подъехали к Пскову.
Имея с собой несколько необходимых карт, спокойно выезжаем в центр, на центральную площадь.
Слева от нас мост через реку Великую, прямо Кремль (или Кром), а справа… Справа можно оставить авто.
Кстати об автомобилях. Было замечено, что в Пскове очень модны номера с тремя одинаковыми цифрами. Это прямо бросается в глаза. Такое ощущение, что состоятельные жители Пскова скупили все варианты таких номеров 60-го региона.
Отправились на осмотр Крома. Перед входом, конечно, полно сувениров — также есть возможность заказать экскурсию.
Описывать впечатления от достопримечательностей считаю в данном контексте не уместным, ибо у каждого они свои. Уверен, вы согласитесь с этим.
Выходя из Крома, наткнулись на очень интересно сделанный металлический глобус Пскова.
Так как все уже порядочно проголодались, на той же площади зашли в кафешку. «Мельница».
Как выяснилось, это кафе самообслуживания. Непонятно только, почему посетителям не разрешено назначать самим стоимость обеда. А надо бы! Сервиса никакого, выбор большой, но еда оказалась не вкусной. Зато есть Wi-Fi! )) Мы не проверяли, но уличная вывеска заявляла об этом определенно.
После обеда немного покатались по центру. И вот что нашли! Буквально в двух минутах от главной достопримечательности Пскова расположилась расфуфыренная «гостиница тире spa-салон»… А за ней… почти Рублевка ))
Целая улица роскошных особнячков. Очень ухожено и очень красиво. Но слишком много «лежачих полицейских» на дороге.
Тут мы решили: достаточно нам Пскова. Отправились в сторону Печор (53 км от Пскова). Дорога проходит через Изборск. Перед поворотом на Печоры стоит указатель, что вы въезжаете на платную дорогу.
Непонятно. Ибо никаких сборов с проезжающих не ведется. Ни в одном направлении. Да и проезд по такой дороге не должен стоить ничего. Обычный российский, т.е. едва ровный асфальт.
Если вдруг (тьфу-тьфу) во время осмотра Пскова у вас пропали деньги, фотоаппарат или еще что-нибудь ценное, то по дороге в Печоры нужно заехать вот сюда.
Изборск тоже входил в наши планы, но так как уже вечерело, да и устали изрядно, поехали в сторону предполагаемого ночлега.
Вот здесь началось самое интересное. Мы изначально решили не останавливаться в гостинице (хотя их достаточно и в Пскове, и в окресностях – см. здесь ). Предпочли заночевать на хуторе, настоящем деревенском хуторе. Дорога — рядом. Взгляд в другую сторону: видим горизонты Псково-Печорской губернии. То есть поля.
С хозяевами хутора мы договаривались заранее. А нашли их в Интернете ( «Ольгин хутор» ). Пожалели, что не заказали баньку. Но зато нас накормили до отвала старо-русской пищей в трапезной.
Затем ознакомили с музеем льна, коллекцией варежек с орнаментом, вязаных из цветной шерсти и старинных полотенец.
Уморенные, но довольные, мы отправились спать. А по дороге от трапезной нам открылась изумительных красок картина.
Утром нас накормили завтраком (снова до отвала), и мы, попрощавшись, отправились в Печоры. Поглядели на Псково-Печерский монастырь, осмотрели древнюю крепость (14-15 веков) – форпост на западных границах Руси.
Монастырь в Печорах поражает своей изящностью и неповторимой атмосферой.
Из Печор переезд (22 км) в – официально — природно-ландшафтный заповедник «Изборск». Там интересно погулять по старой крепости, можно подняться на обзорную площадку на башне Луковка и полюбоваться красивым пейзажем.
Недалеко от крепости бьют Словенские ключи. О целительной силе ледяной в любую жару воды этих ключей давно ходят легенды. По рассказам старожилов, даже глоток этой воды наполняет человека силой земли. И каждая из двенадцати ключевых струй обладает собственной энергией и носит свое название. А все двенадцать струй зовут «Рекой жизни». Рядом с ключами на небольшом озере нам повезло увидеть большущего белого лебедя с супругой и выводком.
Про Изборск все. Хотя в этом месте можно побаловать себя прогулкой на лошадях по живописным окресностям Изборско-Мальской долины. Есть разные маршруты. Стоимость — около 300 рублей в час с человека вполне гуманна (контакты: 8-921-219-55-48, 8-921-210-93-73). Но такую поездку нужно было заказывать заранее. Поэтому контакты и пишу.
Теперь осталось заехать еще разок в Псков, так как в первый раз не успели увидеть это…
Монумент русским воинам и Великому князю А.Невскому на горе Соколиха. Он, оказалось, находится на возвышенности большого пустыря, на самой окраине Пскова.
Отъехав от Александра Невского, заметили вот такое чудо.
Возвращаясь из Пскова в Питер, пролетев Лугу, мы остановились в одном из прекраснейших городов Ленинградской области. В Гатчине. Город, непонятно зачем, недавно был переименован в муниципальное образование — Гатчинское городское поселение. Администрация Ленобласти жжот ))
Жителям Гатчины несказанно повезло! Не столько из-за нашего приезда, сколько от того, что в августе этого года Ленобласть будет отмечать 80-летие. И этот город выбран центром праздничных мероприятий. Мы были сильно удивлены объемом дорожных, озеленительных и прочих работ по благоустройству.
Впрочем, что удивляться: ходят слухи о приезде на праздник В.И. Матвиенко и даже В.В. Путина.
Как выяснилось, организаторы празднеств планируют ко всему прочему провести конкурс малых архитектурных форм, лепка (или вырубка) которых уже идет во всю!
А еще мы смогли воочию посмотреть на огромного ярко-зеленого лося! Он стоял как вкопанный на прогулочной аллее на выезде из Гатчины!
Естественно, мы заинтересовались. И выяснили два факта. Один приятный, другой не очень.
Хороший – животное не одно! Их будет много!
А плохой – лось не живой. Это искусственные композиции из кустов, напоминающие своей формой фигуры разных животных.