Поиск шума в авто с помощью шумомера
ШУМОМЕРЩИКИ — Серия №3 «Измеряем шум телефонами!»
Итак, друзья, а вот и первый промежуточный результат моей предыдущей работы по покупке, настройке и калибровке микрофона, настройке ПО, ноутбука и т.д…
Не секрет, что самым популярным и доступным средством измерения уровня шума в автомобиле на сегодня является смартфон/планшет с установленной на нем программой. Таких программ и для Android и для iOS можно скачать массу, при этом основная масса из них называется «Sound Meter».
Множество результатов измерений «до и после» ШВИ на телефон фигурирует в отзывах, отчетах, видеороликах и статьях про шумоизоляцию. Их результаты расходятся настолько, что найти какую-то логику в них порой очень сложно. Кто-то получает снижение на 10дБ на холостых оборотах. У кого-то после ШВИ в машине уровень шума стал выше (!), чем был. При этом абсолютные цифровые значения уровня шума в разных источниках составляют от 40 до 90 дБ. Кому же верить?
Чтобы понять кто ближе к истине нужно учитывать несколько фактов. Есть популярная статья в немецком журнале Autobild (2011 год). В ней отражены результаты замеров уровня шума на скорости 130 км/ч в различных автомобилях. И именно эти цифры можно принять за отправные точки при измерении уровня шума. Вот рейтинг самых ШУМНЫХ авто, в который наряду с множеством спорткаров вошла знакомая всем нам Лада Нива! 🙂
Рейтинг самых ШУМНЫХ авто (дБ):
1 Lotus Exige cup 260 86
2 Tesla roadster (электромотор) 82
3 Нива 4х4 82
4 Porsche 911 Turbo cabriolet 80
5 Porsche 911 GT 3 79
6 Lotus Evora 79
7 Audi R8 Spyder 79
8 Porsche 911 Turbo 79
9 Renault Twingo 78
10 Porsche Cayman S 78
А вот рейтинг самых ТИХИХ авто, и «рулит» здесь вовсе не Мерседес S-класса, как многие наверное полагали. А БМВ 7 серии.
Рейтинг самых ТИХИХ авто:
1 BMW 730d 62
2 Jaguar XJ 63
3 BMW Active Hybrid 7 63
4 VW Touareg 63
5 Audi Q7 63
6 Audi A8 64
7 BMW 740d 65
8 BMW X6 65
9 Mercedes Benz R350 65
10 BMW 520d Touring 65
… Mersedes Benz S-class гибрид 67
Опустим спорткары типа Лотусов, и сравним два вполне реальных «ходовых» автомобиля. Таким образом разница между Нивой 4х4 (82 дБ) и самой тихой дизельной БМВ 730 (62 дБ) составляет 20 дБ. По меркам акустики это целая пропасть, потому что изменение уровня шума происходит по нелинейной логарифмической зависимости, и если перевести его в проценты, то на слух воспринимается таким образом:
Таким образом дизельная БМВ 730 на скорости 130 км/ч в 10 раз тише, чем Нива 4х4! Понятно, что здесь играют роль и разные шины, и разная аэродинамика, и наличие мостов, раздатки, и разная жесткость кузова и еще масса причин. Но факт остается фактом и очевидно, что довести Ниву до уровня БМВ по акустическому комфорту нереально.
По результатам замеров нанесение шумо- и виброизоляционных материалов позволяет «убрать» 3-4 дБ, максимум 5 дБ на скорости 120 км/ч в слышимом диапазоне. То есть снизить уровень шума примерно в полтора раза. В отдельных диапазонах и при особых условиях это снижение может быть и более существенным, например при проезде неровностей, при встречном разъезде с другими автомобилями. Но в этих условиях трудно проводить замеры, поэтому сейчас все измерения проводятся при прямолинейном движении по ровному асфальту.
И в таких условиях довести популярный кроссовер Nissan Qashqai (71 дБ) до уровня Мерседеса E-класса (68 дБ) вполне реально и это весьма ощутимый на слух эффект.
Но мы все это время говорим о результатах профессиональных замеров, проводимых поверенными шумомерами. Что же показывают нам и Вам смартфоны и планшеты, а также кЕтайские шумомеры с AliExpress?
Давайте посмотрим и сравним их показания с показаниями нашего шумомера SPL-Lab и «эталонного» SVAN-912. Источник — белый шум, воспроизводимый обычным магнитофоном. В эксперименте участовали популярные смартфон и планшет от Apple и три разных смартфона от Phillips. На всех из них были заранее установлены программы типа «Sound Meter» разных версий. Посмотрим, что получилось:
Для наглядности привожу таблицу полученных результатов:
Первый замер (дБ) Второй замер (дБ) Разница (дБ)
iPhone 59 64 5
iPad mini 84 87 3
Philips (1) 64 69 5
Philips (2) 65 71 6
Philips (3) 71 77 6
SPL-Lab 79 86 7
SVAN-912 78,6 85,3 6,7
Таким образом в абсолютных значениях телефоны показали разброс более чем в 20 дБ (59-84 и 65-87). В относительных — показали разницу от 2 до 6 дБ при реальном изменении в 7 дБ.
И это в «идеальных» лабораторных условиях. В условиях замеров в автомобиле думается, что погрешность и разброс измерений будут еще более значительными. Проверю это в ближайшее время.
Так что если хотите получить адекватные и воспроизводимые цифры — будьте добры использовать адекватные средства измерений!
Всем успехов и спасибо за внимание.
Ну раз такая пьянка по поводу нововведений, оглашу ГОСТ по которому обязаны измерять шумность выхлопа.
4 Допустимые уровни шума
4.1 Показателем внешнего шума при проверке технического состояния автомобиля считают уровень шума выпускной системы двигателя (см.3.5), измеренный согласно 5.4.
4.2 При проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, установленного в ЭД ( эксплуатационной документации )
Подробнее: zakonrus.ru/gost/gr52231-2004.htm
.
4.3 Если в ЭД не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений
5 Измерение уровня шума
5.1 Общие положения
5.1.1 Измерение уровня шума проводят на неподвижном автомобиле.
5.1.2 Для измерения уровня шума используют приборы в соответствии с приложением А.
5.2 Условия для проведения измерения
5.2.1 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.
5.2.2 Минимальная частота вращения nmin, должна быть в пределах, установленных изготовителем.
5.2.3 Проверку проводят при следующих метеорологических условиях :
— отсутствии атмосферных осадков;
— температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 30°С;
— скорости ветра, измеренной на высоте 1,2 м, — не более 5м/с;
— давлении атмосферного воздуха — от 92 до 105 кПа;
— относительной влажности воздуха — не более 80%.
5.2.4 Покрытие площадки для испытаний должно быть асфальтобетонным или цементобетонным сухим, гладким и чистым, имеющим минимальные размеры 10х10 м. Уклон поверхности должен быть не более 3%. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м.
5.2.5 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.
5.2.6 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума. Автомобиль с неисправностями, указанными в приложении Б, измерениям не подвергают.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке в соответствии с 5.2.3.
5.3.2 Заглушают двигатель.
5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.
5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5т).
5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.
5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера.
5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач — избиратель передач) в нейтральное положение.
5.3.9 Запускают двигатель.
5.4 Измерение
5.4.1 Расположение микрофона
5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии 0,5 м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±10° и составлять угол 45°±10° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.4 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.5 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1 приложения В).
5.4.1.6 Для автомобиля с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии 0,5 м в направлении к ближайшей стороне автомобиля. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке В.1приложения В).
Приложение А(обязательное)
Приборы, используемые для измерения уровня шума
Для измерения уровня шума выпускной системы используют следующие приборы:
— шумомер первого (второго) класса по ГОСТ 17187.Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Шумомер должен быть включен в Гос реестр и иметь действующее свидетельство о поверке. Измерения шума проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. При измерении уровня шума выпускной системы автомобиля включают постоянную времени усреднения»Быстро» (Fast);
— тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью не более±2,5% наибольшего значения по шкале. При отсутствии возможности подключения тахометра допускается использовать штатный прибор автомобиля, измеряющий частоту вращения коленчатого вала двигателя;
— прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения —не менее 10 м/с, абсолютная погрешность измерения — 0,5 м/с);
— термометр для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 °С до плюс 45 °С с абсолютной погрешностью измерения не более ±2,5 °С;
— барометр для измерения атмосферного давления с абсолютной погрешностью измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт.ст);
— рулетка с абсолютной погрешностью измерения ±1 мм;
— секундомер с абсолютной погрешностью измерения ±0,1 с;
— прибор для измерения влажности атмосферного воздуха с относительной погрешностью измерения ±2%;
— угломер с абсолютной погрешностью измерения ±2°.»
*3.3 повышенная частота вращения nпов, мин-1: Частотавращения в режиме холостого хода, равная 0,75 номинальной частоты вращения, установленной изготовителем автомобиля. (прим. — Номинальная частота вращения- частота вращения вала двигателя, указанная предприятием-изготовителем дляноминальной мощности. Т.е., при каких оборотах ваш двигатель развиваетноминальную мощность)
выглядит это примерно так:
#010. Измерение и анализ уровня шума в салоне автомобиля после ШВИ капота (графики, таблицы). Ver. 2.0
Эпиграф
Пост содержит множество цифр, таблиц и графиков. Он большой и достаточно сложен для восприятия. Рекомендуется читать на свежую голову.
В данном посте будут даны результаты измерения уровня шума в салоне при следующих вариантах:
1) отсутствие ШВИ капота
2) присутствует только виброизоляция капота (Tecsound SY 70, толщина 7 мм)
3) «любительская» ШВИ капота: виброизоляция Tecsound SY 70 + шумка (вспененный каучук в 2 слоя, общей толщиной 9+13=22 мм) — более подробно описано здесь #001. Шумоизоляция капота (используются нестандартные материалы)
4) оригинальная ШВИ капота: виброизоляция Tecsound SY 70 + оригинальная VAG-овская шумка капота (насколько понял, искусственный войлок с общей толщиной 30 мм)
Это ШВИ капота было сделано в сентябре 2013 года, а затем (весной 2014) подвернулся выгодный вариант покупки оригинальной шумки капота, от которого я не отказался 🙂 Внешний вид стал капота стал заметно аккуратнее.
А вот эффективность этого варианта по сравнению с предыдущим могла вызывать сомнения. Именно определению какой вариант в итоге является лучшим и посвящен этот пост.
ОБЪЕКТ И УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
Измерения «1» (отсутствие ШВИ) были проведены в августе 2012 (температура воздуха 20—25 градусов по Цельсию).
Измерения «3» («любительская» ШВИ) были проведены в сентябре 2012 (температура воздуха 19—23 градуса по Цельсию).
Измерения «2» (присутствует только виброизоляция) и «4» (оригинальная ШВИ) были проведены в июле 2014 (температура воздуха 21—25 градусов по Цельсию).
Все измерения были проведены в двух режимах: А и С
Внутри салона и снаружи при различных оборотах двигателя (при измерениях шумомер переводился в режим усредненных измерений и в режим отображения максимально значения); большинство измерений производились два раза, чтобы исключить возможную ошибку из-за посторонних шумов.
ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итак, первая общая таблица
В ней отображены исходные данные, от которых можно было бы отталкиваться для сравнения с последующими измерениями: машина неподвижна (то есть исключаем ходовую — фактически измеряем только шум от двигателя), измерения с места переднего пассажира.
Дополнительный вариант — окна салона открыты. Можно оценить на сколько «гасит» шум окна.
Окна в авто в диапазоне А (максимально приближенном к человеческому восприятию шума) уменьшают шум от 5 до 11 дБ в среднем диапазоне до 2000 оборотов. Причем, что интересно, это практически не зависит от наличия ШВИ капота. При оборотах 3000 и выше — окна не оказывают существенно влияния на шум в салоне.
О чем это говорит? Это, скорее всего, говорит о том что звук от двигателя частично проходил сквозь капот без ШВИ и уходил в воздух и/или заметно ослаблялся лобовым стеклом. Теперь же, после установки ШВИ, звук большей частью отражается от ШВИ капота и проходя через моторный щит на определенных оборотах увеличивает шум в салоне.
То есть для того чтобы этого не было, нужно обязательно после ШВИ капота, делать ШВИ моторного щита!
Единственное исключение — оригинальная шумка (синяя кривая), дает более плавный рост шума по сравнению со всеми остальными вариантами! Особенно это удивляет, если сравнивать с «любительской» шумкой. В диапазоне от 3000 до 5000 оборотов выигрыш составляет от 2 до 7 дБ. Получается, что оригинальная шумка частично поглощает шум (в отличие от всех остальных вариантов).
В диапазоне С — окна дают стабильное уменьшение уровня шума во всем диапазоне оборотов двигателя. Причем, чем выше уровень «зашумленности» капота, тем выше комфорт.
Единственно, что выглядит явно аномальным, это то, что «любительская» шумка (красная кривая) — заметно выигрывает у оригинальной шумки в диапазоне от 2000 до 4000 оборотов (от 6 до 9 дБ)?! Это можно частично объяснить тем, что вспененный каучук («любительская» шумка) отражает шум, и не дает ему пройти сквозь капот и далее лобовое стекло. А вот оригинальная по факту — пропускает.
Вторая общая таблица
Измерения проводились за пределами салона. Было интересны максимальные показатели шума от двигателя без всяких ШВИ. По большому счету этот параметр тоже ГОСТируется. Сейчас, это в меньшей степени актуально, но так для общей полноты картины провёл измерения.
Итак, машина неподвижна, а шумомер установлен непосредственно на закрытом капоте, а затем на асфальте — в 20 см от переднего бампера.
Выводы:
На графиках можно видеть, что в непосредственной близости к источнику шума, его уровень ШВИ (любой вариант) практически не уменьшает вплоть до 4000 (уменьшение от 1 до 4 дБ трудно уловимо на слух). Только на высоких оборотах (5000) — наличие ШВИ уменьшает шум на 6-9 дБ.
Выводы:
В диапазоне С, выигрыш оригинальной шумки (синяя кривая) в диапазоне от 3000 оборотов и выше — неоспорим. Удивительными выглядят результаты зеленой и красной кривых, которые совпадают. А ведь красная кривая — это полный комплект «любительской» шумки! Зеленая — полное отсутствие ШВИ. Есть над чем подумать.
Выводы:
Оригинальная шумка — стабильно поглощает шум во всем диапазоне оборотов. А «любительская» — стабильно отражает его в асфальт, ну и конечно в сторону моторной перегородки, а потом и в салон. Наличие только вибры и отсутствие ШВИ — дает промежуточный вариант.
Выводы:
В диапазоне С — трудно отдать преимущество какому-либо варианту.
Общий итог измерений за пределами авто — оригинальная шумка всё-таки лучше поглощает шум от мотора.
Третья общая таблица
В ней отображены данные при движущейся машине. Окна закрыты. Шумомер лежит на переднем пассажирском сиденье. Есть разбиение на два варианта: хороший и плохой асфальт. Обороты от 2000 до 4000.
Выводы:
На графиках всё очевидно.
Оригинальная шумка дает фору для «любительской» примерно в 4дБ в частотном диапазоне А. И практически не дает преимущества в диапазоне С.
Если сравнивать оригинальную шумку + вибру, по сравнению с просто виброй или «голым» капотом, то преимущество составляет заметные 6…12 дБ и 6…18дБ в диапазоне А. В диапазоне С преимущество видно только на высоких оборотах.
Итоговая собирательная таблица с результатами в частотном диапазоне А
Собственно машина неподвижна во всеми вариантами ШВИ и без ШВИ, а также тоже самое в движении.
Очевидно, что оригинальная шумка + вибра дает преимущество перед моим вариантом «любительской» шумки + вибра. Преимущество в приближенном к человеческому слуху диапазону А составляет порядка 5 дБ.
Обращаю внимание на то, что езда по хорошему асфальту со ШВИ капота в диапазоне оборотов от 3000 до 4000 см по шумовым ощущениям сравнимо с неподвижной машиной, но работающим на тех же оборотах двигателе (бордовая кривая и зеленая, желтая, красные кривые пересекаются на 4000). То есть ШВИ практически нивелирует шум ходовой.
Итоговая собирательная таблица с результатами в частотном диапазоне С
Собственно машина неподвижна во всеми вариантами ШВИ и без ШВИ, а также тоже самое в движении.
В результате объективных измерений изложу свои где-то объективные, а где-то субъективные соображения.
* Оригинальная шумка дает лучшие результаты по сравнению с достаточно толстым слоем вспененного каучука
* Перед установкой оригинальной или любительской шумки имеет смысл прикатывать слой виброизоляции. Пусть даже небольшой толщины. В результате Вы не будете слышать звук дождя и Ваш капот зимой не будет покрываться льдом.
* Звонкий звук закрытия капота сменился на глухой и четкий
* Инженеры разрабатывающие оригинальную шумку для капота, несомненно думают и проводят исследования на предмет эффективности
* ШВИ капота (оригинал + вибра) дает уменьшение уровня шума в салоне до 6 дБА при движении в пробках (обороты от 700 до 2000).
* Обычное движение по городским дорогам (обороты от 2000 до 4000) — уменьшение уровня шума в салоне от 13 до 18 дБА. Причем, чем хуже дороги — тем более заметен эффект. Это очень и очень заметно.
* График изменения уровня шума стал линейным и более пологим (то есть уровень шума в меньшей степени зависит от прироста оборотов).
* Зимой снег не тает на капоте и соответственно капот не покрывается слоем льда
* Многие считают, что есть обратная сторона этого, которую можно наблюдать летом — иными словами — перегрев двигателя. Мои наблюдения показали, что это не соответствует действительности. На последних VW есть возможность снимать многие показатели с датчиков при помощи циферблатов климат-контроля (даю ссылку для интересующихся — информация из климат-контроля). Чтобы считывать температуру двигателя нужно набрать по основному каналу 19, по дополнительному 2.
Итак, летом со ШВИ капота и без ШВИ капота:
в движении 40 и выше км/ч — стабильные 80…88 градусов по Цельсию
в пробках — 95…105 градусов по Цельсию
Температура от ШВИ не зависит.
Зимой со ШВИ капота и без ШВИ капота:
в движении 40 и выше км/ч — стабильные 75…85 градусов по Цельсию
в пробках — 80…90 градусов по Цельсию
* Капот стал заметно тяжелее. У меня еще вибра достаточно толстая. Это плохо. Нагрузка на завесы и упор.
* Машина прибавила в весе
* Финансовые затраты (один раз на вибру и два раза на шумку 🙂 )
Шумомер и автозвук. Особенности устройства и выбор
Подходя вплотную к автозвуку, на разных этапах, может потребоваться устройство для замера уровня шума и звукового давления, которое как раз и называется шумомером. Притом не обязательно строить супердорогую, профессиональную аудиосистему, ровно как и не предполагается строить систему соревновательно уровня, чтобы найти применение этому полезному измерительному устройству. Непосредственно прибор шумомер может понадобиться абсолютно всем и каждому, притом его значимость окажется выше для подготовки автомобиля к вибро и звуко изоляционным работам, нежели чем измерение звукового давления у собранной системы, которое больше актуально для профессионалов и преследует совсем другие цели.
Что такое шумомер. Виды и классификация
Шумомер — это прибор для измерения давления звука в некоторой точке пространства. Современные шумомеры изготавливаются специфическим образом, достаточно точно «воспроизводя» конструктивно систему человеческого слуха и восприятия звуковой информации. Соответственно, измеряя шумомером и снимая показателя в некоторой области, где впоследствии будет располагаться человек, мы можем узнать какому уровню шума и звукового давления он подвергнется. Полученные значения обозначаются в децибелах (Дб). Различные шумомеры отличаются функционалом, способом обработки сигнала и вывода информации, размерами, материалом, исполнением и, наконец, предназначением. В зависимости от того, какая требуется точность измерений (насколько прибор шумомер должен быть профессиональным) предусмотрена классификация по классам:
Принадлежность шумомера к тому или иному классу так же очень критична, поскольку от этого зависит и воспринимаемый прибором диапазон частот. Данная зависимость выглядит следующим образом: шумомеры класса 0 и класса 1 работают в диапазоне частот от 20 Гц до 18 кГц; шумомеры класса 2 работают в диапазоне частот от 20 Гц до 8 кГц, шумомеры класса 3 работают в диапазоне частот от 31,5 Гц до 8 кГц.
Такое деление по классам имеет прямую зависимость со стоимостью: самые точные шумомеры закономерно стоят больших денег, тогда как бытовые измерительные приборы доступны для подавляющего большинства.
Помимо классификации по точности измерения, шумомеры так же дополнительно делятся по классам установленных в них фильтров:
Установленных фильтров может несколько, в этом случае необходимо переключение между ними в зависимости от предполагаемого уровня громкости измеряемых шумов.
Принцип работы шумомера и устройство
Как понятно уже из названия, прибор шумомер сконструирован для измерения шума, т.е. несогласованного между собой звука в слышимом диапазоне частот. Основной задачей прибора является определение звуковой интенсивности/давления в том диапазоне частот, на который изначально расчитан конкретный шумомер.
Принцип работы шумомера достаточно прост: он улавливает шум при помощи микрофона, преобразуя механические звуковые колебания в электрические. Затем полученные электрические колебания поступают на встроенный усилитель и усиливаются, потом посылаются на выпрямитель и ещё целый ряд встроенных фильтров для корректировки. Фильтры нужны для того, чтобы разбить беспорядочный звуковой фон на отдельные частоты и замерять интенсивность каждой в отдельности.
Устройство шумомера может отличаться в зависимости от цены и комплектации. Однако базовое устройство предполагает измерительный прибор с микрофоном, встроенным усилителем звука, набором корректирующих фильтров для частотного разделения поступившего звука, а так же дополнительных индикаторов. Для вывода полученных данных чаще всего используется LCD дисплей, хотя механические стрелочные индикаторы так же пользуются популярностью за счёт проверенной временем простоты и надёжности.
Шумомеры могут значительно отличаться по внешнему виду, габаритам, дизайнерскому исполнению, потребляемой энергии и другим параметрам. Современные устройства по замерению уровня шума зачастую так же оснащаются дополнительными функциями, например слотом для карты памяти (чтобы сохранять/переносить полученные данные), или разъёмом для подключения к ПК для дальнейшей обработки информации. О целесообразности дополнительного функционала каждому судить для себя, однако для целей однократного или нечастого измерения звукового давления в салоне автомобиля все второстепенные функции будут скорее лишними, при этом они будут однозначно увеличивать конечную стоимость шумомера.
Какой шумомер подойдёт для целей автозвука?
Конечно и в области автозвука цели у специалистов могут быть разные: кому-то достаточно будет замерить уровень звукового давления в салоне для оценки общего вклада шумности самого автомобиля с целью последующего устранения; а кому-то потребуется достаточно профессиональный прибор шумомер, работающий в широком диапазоне частот на запредельных громкостях, чтобы оценить уровень интенсивности баса, снять таким образом показания SPL, что актуально уже для соревнований, и это будет совсем иной уровень. Нас интересует первый и более приземлённый «бытовой» вариант, т.к. в материалах на данном сайте не предполагается подготовка к SPL соревнованиям.
Поэтому для большинства несложных задач общего плана нам хватит шумомера 2-ого класса со встроенными фильтрами уровня «C» (для повышенной громкости). Шумомеры 3-его класса не совсем подходят под предполагаемые цели в перспективе измерений будущей аудиосистемы из-за ограниченного диапазона воспринимаемых прибором частот как снизу, так и сверху. Так же, поскольку измерения будут проводиться в салоне автомобиля, шумомер должен быть компактным, удобным, и в целом небольшим по размеру.
На что важно обратить внимание на этапе выбора шумомера под задачи подготовки к зашумлению салона автомобиля и прочих автозвуковых тонкостей? Для таких специфичных целей важно обратить внимание на:
Альтернативные способы измерения уровня звукового давления
В широком понимании прибор шумомер не только бывает в отдельном корпусе и в том классическом представлении, что было дано выше, но данное устройство так же может входить в состав других измерительных приборов или же заменяться аналогами, например при наличие соответствующего ПО и микрофона. Наиболее распространённые альтернативные варианты шумомеров, которые в том числе могут помочь с конкретной задачей по измерению уровня звукового давления в салоне автомобиля: