Пожарная машина rosenbauer panther
Европейская техника на аэродромах ВКС РФ. Rosenbauer Panther 6×6
Вопрос импортозамещения в сегменте техники, используемой по линии министерства обороны и МЧС, продолжает оставаться открытым. При этом можно констатировать, что зависимость от импорта остаётся существенной часто даже не по набору наименований комплектующих, включая электронику, а в целом по технике обслуживания. Так, на российских военных аэродромах используется австрийская пожарная техника. Качественная, мощная, надёжная, но австрийская.
В частности, речь идёт о пожарных машинах австрийской группы компаний «Розенбауэр» (Rosenbauer). Это один из трёх крупнейших в мире производителей противопожарной техники. Причём технику австрийцы создают в соответствии с европейскими и американскими противопожарными стандартами. Кроме того, техника создаётся по стандартам ICAO (Международная организация гражданской авиации).
Кстати, это та самая Rosenbauer, которую в 2011 году суд в ЕС признал виновной в картельной сговоре и оштрафовал на сумму в 28 млн евро.
На российских военных аэродромах (в частности, аэродром Бутурлиновка в Воронежской области) эксплуатируются пожарные машины Panther 6×6. Если номенклатурное название полностью, то ПАА (пожарный аэродромный автомобиль) Rosenbauer Panther 6×6 CA5.
Автомобиль и противопожарный его «девайс» описываются следующими характеристиками:
Машина оснащена специальной турелью для тушения пожаров на высоте и в труднодоступных местах. В некоторых модификациях может использовать специальную насадку Stinger для прокалывания фюзеляжа самолёта и тушения пожара в определённом его отсеке:
Возвращаясь к требованиям ICAO, о которых речь шла выше: Rosenbauer Panther 6×6 CA5 способна развивать скорость до 80 км/ч за 30 с, максимальная скорость – 117 км/ч (требования ICAO – от 115 км/ч). Чтобы этим характеристикам по скорости и темпам разгона соответствовать, на шасси противопожарной австрийской «Пантеры» установлены шины R20XZL Michelin – при колёсной базе 4800+1600 и двигателе CAT C18 (тяговый двигатель расположен в задней части пожарной машины).
Экипаж Rosenbauer Panther 6×6 CA5 – до 6 человек.
А это видео работы «Пантеры» на ВПП аэропорта Праги (канал YouTube ptactvo):
Пожарный аэродромный автомобиль оснащён многоуровневой системой осветительной оптики.
Осветительная оптика частично закрыта защитными решётками. Также в конструкции используются приспособления для осуществления действий по буксировке техники.
Красная пантера
Rosenbauer Panther 6×6 CA5 – пожарный аэродромный автомобиль
Ни один другой тип пожарных автомобилей не развивается так стремительно, как аэродромные. Они самые быстрые, самые современные, самые мощные и… самые дорогие.
С началом регулярных пассажирских авиаперевозок выработалась поэтапная тактика применения пожарной техники на аэродромах при ликвидации последствий лётных происшествий, позже закрепленная в рекомендациях ICAO*. В непосредственной близости от ВПП дежурят небольшие стартовые пожарные автомобили быстрого реагирования (АБР), первыми прибывающие к месту аварии или возгорания, а основной запас огнетушащих средств доставляют так называемые активные пожарные автомобили (ПА). Размеры последних определяются количеством вывозимых средств тушения в зависимости от категории защищаемого аэродрома и размеров принимаемых авиалайнеров.
Требования ICAO, которые предъявляются к активным аэродромным пожарным автомобилям, очень высоки: разгон до 80 км/ч не должен превышать 30 с, максимальная скорость не ниже 115 км/ч, а для обеспечения необходимой интенсивности подачи пены необходим насос с подачей около 6000 л/мин. Используемые для аэродромных ПА отечественные коммерческие шасси не обладают достаточной энерговооруженностью, чтобы обеспечивать необходимые разгонные характеристики и максимальную скорость. А необходимые специальные шасси, отвечающие рекомендациям ICAO, отечественная автопромышленность выпускать пока не готова.
Именно поэтому российские международные аэропорты все чаще выбирают супердорогие активные пожарные автомобили мировых ведущих производителей, созданные на оригинальных шасси повышенной проходимости (с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8) и оснащенные сверхмощными силовыми агрегатами.
Один из таких суперпожарных автомобилей Panther 6×6 CA5 производства австрийской компании Rosenbauer International AG получил необходимые сертификаты Ространснадзора (от 04.06.2008 N ГК-151-р(фс) на использование в качестве наземного авиационного оборудования и вошел в перечень аварийно-спасательного и противопожарного оборудования, снаряжения, техники и средств, действительных к применению в гражданской авиации.
Компоновка
Все агрегаты, системы и оборудование Panther 6×6 CA5 расположены с учетом минимальной высоты центра тяжести машины. При этом тяговый двигатель находится сзади, а кабина экипажа впереди (в ней есть пост управления машиной и места для личного состава), в середине модуль пожаротушения (с цистернами для средств тушения и мощной насосной установкой). Такая компоновка обеспечивает возможность использования модульного принципа создания тяжелых аэродромных пожарных машин различных классов.
Трансмиссия Panther устроена таким образом, чтобы обеспечивать возможность работы насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя прямо на ходу, в том числе при маневрировании с малой скоростью. Для этого применены дополнительные устройства: механизм отбора мощности от автоматической коробки передач (АКП), делитель мощности, обеспечивающий возможность одновременной езды и работы насосной установки, и раздаточной коробки для распределения крутящего момента по мостам.
Система запуска
Для повышения надежности аэродромных пожарных автомобилей на них предусматривается дублирование важнейших систем. В частности, наряду со штатной электрической системой запуска двигателя устанавливается независимый пневматический стартер, работающий от баллонов со сжатым воздухом. Использование пневмостартера сокращает время пуска двигателя в экстремальных условиях.
Тормозная система
При длительной стоянке аэродромных автомобилей в режиме ожидания возможны потери сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов. В результате происходит блокировка стояночного тормоза, препятствующая оперативному выезду автомобиля. Для исключения подобной ситуации на машине установлен баллон со сжатым воздухом, подпитывающий тормозной контур.
Насосные установки и лафетные стволы
Кабина и кузов
У Panther 6×6 CA5 просторная кабина для личного состава (ее ширина составляет 3200 вместо 2500 мм на стандартных коммерческих шасси), в ней можно свободно надеть защитные костюмы и средства защиты органов дыхания в процессе движения к месту происшествия. Большая площадь остекления, хороший круговой обзор обеспечивают оптимальные условия для маневрирования автомобиля на месте оперативных действий. Так как аэродромные ПА применяются исключительно при экстремальных ситуациях, то их создатели максимально учитывают человеческий фактор в конструкции и компоновке кабины, пытаясь свести к минимуму возможность ошибочных действий, прежде всего водителя в условиях повышенной стрессовой нагрузки. Учитывается все: размещение оборудования, компоновка пультов управления, система кондиционирования и повышенная звукоизоляция кабины. Для повышения безопасности кабину и задний моторный отсек изготовляют из усиленного полиэстерного стекловолокна, оснащают огнезащитной жаропрочной крышей. Стекла кабины оборудуют специальными размораживающими устройствами.
Panther, представленная на фото, демонстрировалась на выставке «Комплексная безопасность». Точно такая же машина уже задействована в Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта Шереметьево. Недавно госкомиссией была проведена проверка квалификации персонала этого СПАСОП, в результате чего проведены два учебных тревожных вызова: в дневное и ночное время. Благодаря современной технике, в том числе и Panther 6×6 CA5 пожарно-спасательные расчеты аэропорта прибыли в назначенное место за 3 минуты, хотя по нормативам отводится четыре.
Panther 6×6
Every rescue situation is different. But Rosenbauer’s variety of body configurations and storage options gives you control no matter what. With custom, ergonomic designs, each rescue vehicle offers fast, easy equipment access and solid body strength. With these tools at hand, there’s no situation you can’t handle.
For full product details: CLICK HERE
Available Features
Fire Truck Pumps
Rosenbauer N & NH Series Normal and High Pressure Fire Pumps for firetrucks.
CleanAir Recirculation Air Scrubber (Patent Pending)
Rosenbauer’s CleanAir system developed in conjunction with the University of Minnesota. CleanAir uses two types of filters to trap particulate such as a soot and an activated charcoal to change the chemistry of volatile organic compounds into a benign gas. (Patent Pending)
Bird’s Eye View Camera
Rosenbauer Panther’s exterior uses four cameras, one on each side of the truck to create a composite image. Providing a 360° live video view. The cameras can be used while the vehicle is in motion.
EMEREC Mobile
EMEREC Mobile is a smartphone-based fire department messenger, which supports a crew in everyday operational procedures.
Tire Pressure Monitoring System
Rosenbauer’s tire pressure monitor system provides real-time data to the operator. The system will indicate if anytime there is a low or unsafe pressure.
Electric Ladder Deploy Rack
The Panther has an electric ladder storage feature which is powered by an electric over hydraulic ladder storage rack. Ladders are lowered to the rear of the apparatus.
EMS Cabinet in Cabin
Rosenbauer’s Panther cab is spacious enough for an on-board EMS cabinet for storing gear, data, spare SCBA bottles for example.
Push Button Remote Start
The Panther’s exterior remote start button allows the crew to start the apparatus.
MADAS System
Monitoring And Data Acquisition System is similar to the «black box» of aircraft it monitors information from your engine, track your preventive maintenance, and hours on the unit.
FLIR provides a 360° view through sight limiting conditions and detects heat signatures for finding hot spots.
Пожарная техника Rosenbauer
Австрийская компания Rosenbauer поставляет на российский рынок противопожарную технику, задействованную на аэродромах ВВС. Ее плюс – соответствие стандартам ICAO, Международной организации гражданской авиации. Самой востребованной пожарной машиной стала Rosenbauer Panther 6×6, которая несет дежурство на военных аэродромах.
Красная пантера CA5
Автомобиль Rosenbauer Panther, который за его высокие скоростные качества прозвали «Красной пантерой», не имеет аналогов отечественного производства. С развитием гражданской и военной авиации были разработаны новые нормативы оснащения аэродромов пожарной техникой. В непосредственной близости от ВПП всегда несут дежурство стартовые пожарные автомобили быстрого реагирования (АБР), основной же запас огнетушащих веществ хранится в резервуарах активных пожарных автомобилей. Согласно требованиям ICAO эти машины должны за 30 секунд разгоняться до 80 км/ч, иметь высокопроизводительный насос подачи пены не менее 6000 л/мин. Именно с такими параметрами и были предложены отечественной гражданской и военной авиации автомобили Rosenbauer Panther.
Эта модель выпускается с 1991 года. За все время машина прошла несколько модернизаций. Последняя версия была разработана в 2015 году. На рынок выпускается две модификации: двухосный автомобиль с колесной формулой 4×4, оборудованный емкостью на 6200 литров и полной массой 26 тонн, и трехосная «Красная пантера» с шасси 6×6, полная загрузка которой 39 тонн. На российский рынок поставляются как раз более мощные автомобили. Их преимущества:
Основные характеристики
Компоновка агрегатов
Основной принцип компоновки пожарного автомобиля Rosenbauer Panther – модульная компоновка основных агрегатов с целью уменьшения высоты центра тяжести машины. Тяговый двигатель в этой модели расположен сзади, а кабина вместе с постом управления и местами для боевого расчета – впереди. Все мосты получили пружинную подвеску с амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости и реактивными штангами, благодаря чему разработчикам удалось повысить проходимость машины по пересеченной местности на высокой скорости.
Устройство трансмиссии обеспечивает работу насосной установки от одного тягового двигателя во время движения автомобиля и маневрирования на малых скоростях. Специально для этого среди основных агрегатов этого ПА – механизм отбора мощности от АКП и делитель мощности, который и дает возможность работы насосной установки и раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между мостами.
Система запуска
Учитывая, что данный тип пожарных автомобилей зачастую используется в экстренных ситуациях, у Rosenbauer Panther предусмотрена дублирующая система запуска двигателя. Наряду с основной пусковой электрической системой работает независимый пневматический стартер, связанный с баллонами со сжатым воздухом. Благодаря ему сокращается время на запуск двигателя, что заметно ускоряет работу всех систем при нештатных ситуациях.
В дополнение к независимой дублирующей кнопке запуска двигателя добавлен баллон со сжатым воздухом, который подпитывает тормозной контур. Это позволяет избежать ситуации блокировки стояночного тормоза из-за потери воздуха в пневмоприводе. Использование дополнительных баллонов гарантирует рабочее состояние автомобиля в любой ситуации.
Насосная установка
Rosenbauer Panther относится к активным пожарным автомобилям, исходя из чего должен быть оснащен высокопроизводительной насосной установкой. Насос дополнен автоматическим дозатором пенообразователя, пульт управления которым расположен на рабочем месте водителя.
Кабина и кузовная часть
Кабина «Красной пантеры» рассчитана на экипаж из 5 человек. Ее габариты позволяют спасателям надевать защитные костюмы даже во время движения автомобиля. Отличительной особенностью Rosenbauer Panther является увеличенная площадь остекления, что дает практически круговой обзор и обеспечивает маневренность машины во время оперативного выезда.
Компоновка оборудования, расположение рабочих органов, устройство системы кондиционирования – все направлено на минимизацию концентрации внимания водителя в экстремальных ситуациях. Плюсом этой модели считается система обогрева дверей по всему периметру.
Чтобы повысить безопасность техники при выполнении боевых задач, кабина и задний моторный отсек делают из полиэстерного стекловолокна, а также устанавливают жаропрочную огнезащитную крышу.
Тактико-технические характеристики
На службе ГПС аэропортов стоят двухосные и трехосные пожарные автомобили Rosenbauer.
Rosenbauer: юбилейный аэродромник и серийная электропожарка
Австрийский концерн Rosenbauer, безусловно, крупнейший в мире производитель пожарных машин с филиалами в двух десятках стран. Неудивительно, что ему же принадлежит первенство в поставках самых больших и мощных пожарок для аэропортов. Лидирует в этом направлении по-прежнему серия Panther третьего поколения, выпуск которой стартовал еще тридцать лет назад, — такие машины служат и в московском Шереметьево. Так, недавно аэропорт Флориды получил две одинаковые Пантеры, одна из которых оказалась юбилейной для производителя: ее порядковый номер — 2000.
В американских аэропортах эти пожарные машины популярны еще и потому, что выпускаются в том числе и в США. Подобно европейским собратьям, они базируются на военных шасси MAN серии SX, но со шведскими 15-литровыми дизелями Volvo. В двух- и трехосных версиях мощность составляет 700 л.с., а четырехосные монстры оснащаются сразу парой таких двигателей — и суммарная мощность достигает 1400 л.с.
Юбилейная Пантера оснащена коленчатым манипулятором с лафетом и окрашена в желтый цвет, принятый в аэропортах
А вот автоматические коробки передач разные: для всего мира — Allison, a Штаты предпочитают Twin Disc. Движитель позволяет разгонять 39-тонную машину с 0 до 80 км/ч менее чем за 34 секунды при максималке 115 км/ч. Современная пластиковая надстройка интегрирована с низкой кабиной.
Концептуальная пожарка CFT выглядит очень футуристично
А вот пожарная служба Лос-Анджелеса недавно оформила заказ на машину Rosenbauer серии CFT — он будет выполнен в 2021 году. Об этой «пожарке будущего» мы не так давно рассказывали. Аппарат полностью электрический, с батареями суммарной емкостью 100 кВт•ч. По заявлениям разработчика, в 90% случаев этого должно хватить для двухчасовой работы. Других технических данных, правда, не приводится, зато известно, что на подходе и версия с вдвое более емкой батареей.