Ракушка как музыкальный инструмент

Послушайте, как звучит один из древнейших духовых инструментов — морская раковина, которой более 17 тысяч лет

Команда французских ученых записала, как звучит один из древнейших духовых инструментов — морская раковина, на которой играли еще 17–18 тысяч лет назад. Артефакт обнаружили в пещере во Франции в 1931 году, но тогда археологи предположили, что это просто поврежденная ритуальная чаша. С тех пор 31-сантиметровая раковина пылилась в одном из местных музеев, пока до нее не добрались современные исследователи из университета Тулузы.

Духовые инструменты из раковин называют конхами. Их находят не впервые, но этот экземпляр — самый древний из обнаруженных. Археологи обратили внимание на экспонат в 2016 году. Осматривая раковину, они отметили несколько ее особенностей: отломленный наконечник на завитке (он позволял дуть в раковину) и отверстия на внешней губе.

Исследование показало, что эти модификации не случайны: отверстия проделали люди, чтобы извлекать звуки. Как предположили археологи, на инструменте играли во время совершения ритуалов.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

Чтобы проверить свою теорию, ученые обратились к своему коллеге-музыковеду из университета. Тому удалось извлечь звуки, соответствующие нотам C и D.

Музыкант играл на инструменте с помощью мундштука — как показал анализ раковины, древние люди тоже использовали его. Скорее всего, эту часть музыкального инструмента делали из полой птичьей кости — на это указали следы органического материала около отверстия на завитке.

Чтобы определить возраст конхи, археологи провели радиоуглеродный анализ материала из пещеры, который находился в том же слое, что и раковина.

Теперь команда планирует напечатать 3D-копию раковины, чтобы изучать ее музыкальную копию. Возможно, на инструменте сыграют и в самой пещере, где нашли оригинал.

Источник

Рог Тритона (Charonia tritonis)

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

РОГ ТРИТОНА

Существует распространенный миф о том, что если поднести раковину к уху, то можно услышать шум моря.

Мы привыкли, что музыкальные инструменты – это специально изготовленные устройства со струнами, смычком, клавишами и многими другими деталями, с помощью которых получается музыка. Но природа уже подумала за человека и сама создала музыку и инструменты. Представьте себе, что вы идете по морскому берегу. Тихо шепчет вода, ваши шаги почти не слышны на ласковом теплом песке… Вы наклоняетесь и поднимаете понравившуюся вам ракушку. Вот вы и стали обладателем музыкального инструмента.

Ракушки-инструменты можно увидеть в Японии и на островах Тихого Океана. Там раковины используются не только во время проведения религиозных ритуалов, но даже в военных частях.

Ракушка «прошла» все стадии эволюции человека, сопровождая его в праздниках. Ведь она использовалась еще в каменном веке. Благодаря своей простоте и неприхотливости, она была практически первым музыкальным инструментом.

Ракушка относится к семейству аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Иными словами, музыкант дует в отверстие, воздух приходит в колебательное движение и получаются звуки. Ракушка начинает «петь». В культурах, где используется ракушка как музыкальный инструмент, она также сопровождает людей в различных бытовых ситуациях.

РАКОВИНА — индийско-тибетский символ женственности. Двустворчатая раковина издавна считалась символом женского водного начала, вселенской матки, порождающей все новое. Также в этом регионе раковины используют как музыкальный инструмент, чей звук символизирует вечность и первозданный космос. Раковина моллюска — символ Вишну как властелина вод. Но она имеет символическое значение не только в индуизме.

Согласно европейским легендам, раковины использовались в качестве тарелок и чашек в золотом веке. В античности раковина была атрибутом Венеры, рожденной из пены морской или, согласно некоторым античным авторам, из самой раковины. Богиня часто изображалась плывущей к берегу в раковине или держащей ее в руке. Запряженная дельфинами или гиппокампами, раковина образует колесницу морских богов — Нептуна и Галатеи. На раковине может ехать Фортуна, ассоциирующаяся с морем. Муж Авроры Титон, бывало, использовал раковину в качестве трубы.

Раковина скрывает в себе жемчужину — драгоценность, обладающую весьма богатой символикой. Древние считали, что жемчуг в раковине возникал под воздействием утренней росы. Отсюда раковина, способная родить жемчужину из одной небесной росы, превратилась в символ решения, которое надо искать в самом себе. Изображение морской раковины, закрывающей створки, символизирует самопознание.

В символике спиральной раковины-улитки, несущей на спине свой дом, помимо знака медлительности, можно увидеть зримое изображение достаточно сложной системы. Действительно, раковина начинается в точке 1, обозначая при этом места, где объединяется внешний и внутренний мир. Все элементы этого символа связаны с гептадой, кроме пункта 4. В этом аспекте число 4 представляется как бы изолированным, только по дуге соединяясь с пунктами 3 и 5. Тайны внутреннего и внешнего, сочетаясь, дают трансформацию, которая никогда не может быть обязательной или вынужденной. Трансформация должна иметь в основе элементы свободы и риска. Именно поэтому она совмещает несовместимые пространства внутреннего и внешнего, а для людей эта спиральная раковина воплощает два вида бытия — духовное и материальное.

Из каких частей состоит этот необычный инструмент? Широкая часть ракушки называется открытый конец. Он важен для звука. Двигая рукой внутри этого отверстия, исполнитель может регулировать высоту звука. Основная часть ракушки – это ее корпус. Он представляет собой цельную морскую раковину. Ближе к узкому краю необходимо сделать отверстие. В это отверстие музыкант дует для извлечения звуков. Иногда отверстие могут делать на самом конце раковины.

В отличие от большинства раковин из других частей мира, имеющих только один звук, японская хора может производить три или пять различных нот. Разная тональность звуков достигается за счет использования бронзовых или деревянных мундштуков, которые крепятся к вершине шпиля оболочки. На морозе, который часто бывает в горных районах Японии, губы могут прилипнуть к металлической поверхности, поэтому часто использовали деревянные или бамбуковые мундштуки.

Звук ракушки завораживающий, немного мистический, но не лишенный шарма.

Закрученная спираль раковины является символом вращающейся Вселенной. И сегодня она используется для некоторых ритуалов, таких как Omizutori части церемонии Shuni-e в Тодай-дзи в Нара, когда на балконе храма монахи выставляют огромные факела, сыпящие искры вниз. Буддийские священники звуком раковин, барабанов и трещоток отгоняют злых духов. В этот день вода, набранная из священного источника, обладает исцеляющей силой.

В религиозных обрядах звук ракушки проникает в потусторонние миры, помогая общению с умершими родственниками.

Любимым сыном Бога Посейдона был Тритон. Восседавший на золотом троне, рядом со своим отцом, Тритон держал в руках огромный рог, сделанный из морской раковины. Когда Тритон дул в эту раковину над морями и океанами разносился гром и бушевала буря.

Посейдон был старше своих братьев Зевса и Аида, и обладал силой перворожденного. Создавая этот артефакт он заковал в него все могущество морской стихии, которое давало власть не только над людьми, но даже над бессмертными Богами.

Во времена Великой битвы, когда Зевс сражался с Титанами, звук, издаваемый этим рогом, поверг Титанов в страх и Зевс смог одержать победу. Увидев, какую власть дает рог, боги решили лишить его волшебных свойств. Но не в силах полностью преодолеть печать Посейдона, они разделили силу этого Рога и передали ее каждой раковине, подобной той, из которой он был создан. Так эта раковина стала символом бесконечной власти и могущества и является символом власти, проявления воли и достатка, олицетворяет рог изобилия. Помогает владельцу быть хозяином своей жизни. Воздействует на окружающее пространство для привлечения в жизнь материальных благ и процветания

Источник

Кастаньеты

Кастанье́ты (исп. castañetas ) — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»).

Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты закрепленные на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют в классической музыке для создания «испанского колорита»; например, в таких произведениях, как опера Ж. Бизе «Кармен», в испанских увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в «Испанском каприччо (англ. Capriccio Espagnol )» Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов Чайковского. Изредка кастаньеты используются и в не связанных с испанской музыкой произведениях: Сен-Санс употребил их в опере «Самсон и Далида», Вагнер — в опере Тангейзер, Прокофьев — в третьем фортепьянном концерте

Примечания

Ссылки

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

Полезное

Смотреть что такое «Кастаньеты» в других словарях:

КАСТАНЬЕТЫ — (ит. castanetas, от castena каштан). Деревянные погремушки, в виде скорлупы каштанового ореха, употребляемые во время танца качучи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАСТАНЬЕТЫ деревянные погремушки,… … Словарь иностранных слов русского языка

кастаньеты — ет, мн. castagnette f. Его <сарабанду> танцовали некогда с кастаньетами (кастаньет есть не большая тарелка, сделанная из каштаннаго дерева, об которую во время танцования ударяют). 1790. Танц. сл. 402. Кастаньет. Щелкушка брякушка;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КАСТАНЬЕТЫ — (исп. castanetas) ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространен в Испании, Италии, странах Лат. Америки и др. Различают народные и оркестровые кастаньеты … Большой Энциклопедический словарь

КАСТАНЬЕТЫ — КАСТАНЬЕТЫ, кастаньет, ед. кастаньета, кастаньеты, жен. (исп. castañetas). Распространенный в Испании инструмент для аккомпанемента танцам и музыке в виде двух выдолбленных кусков дерева, связанных друг с другом, надевающихся на пальцы и издающих … Толковый словарь Ушакова

КАСТАНЬЕТЫ — КАСТАНЬЕТЫ, ет, ед. а, ы, жен. Ударный музыкальный инструментнадеваемые на пальцы и скреплённые попарно деревянные пластинки, к рыми производят резкие щелкающие звуки. Народные к. (в Испании, Италии, латиноамериканских странах). Оркестровые к. |… … Толковый словарь Ожегова

кастаньеты — ньет, мн. (ед. кастаньета, ы; ж.). [исп. castañetas] Ударный музыкальный инструмент, состоящий из скреплённых попарно пластинок, надеваемых на пальцы для ритмического прищёлкивания (распространён в Испании, а также в Южной Италии и странах… … Энциклопедический словарь

КАСТАНЬЕТЫ — Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту. Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов симфонического оркестра. Применяют их… … Музыкальный словарь

кастаньеты — е/т, обычно мн., ед. кастанье/та, ы, ж. Ударный музыкальный инструмент, распространенный преимущественно в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Стук кастаньет. Вот теперь готов я не только читать на эстраде, но если угодно… … Популярный словарь русского языка

КАСТАНЬЕТЫ — ударный музыкальный инструмент со звуком неопределенной высоты. Состоит из двух маленьких деревянных пластин в форме раковин, которыми щелкает танцор, держа их между большим пальцем и остальными пальцами руки; в современных оркестрах и ансамблях… … Энциклопедия Кольера

кастаньеты — танцор исполняет зажигательный испанский танец. При этом он звонко щелкает пальцами, используя кастаньеты специальные деревянные пластинки, скрепленные шнурком, такие своеобразные трещотки. Если мы добавим, что танцор шатен, картина станет совсем … Занимательный этимологический словарь

Источник

Рог Тритона

Мы привыкли, что музыкальные инструменты – это специально изготовленные устройства со струнами, смычком, клавишами и многими другими деталями, с помощью которых получается музыка. Но природа уже подумала за человека и сама создала музыку и инструменты. Представьте себе, что вы идете по морскому берегу. Тихо шепчет вода, ваши шаги почти не слышны на ласковом теплом песке… Вы наклоняетесь и поднимаете понравившуюся вам ракушку. Вот вы и стали обладателем музыкального инструмента. Вы удивлены? Сейчас узнаете еще больше!

Как ни странно, но ракушка относится к классу труб. Корпус трубы представляет собой узкую трубку с мундштуком в виде чаши на одном конце и расширяющимся раструбом на другой. Играть на трубе можно, помогая кнопками-клавишами или просто дуть в нее без помощи кнопок. Мы не раз уже видели блестящие трубы, которые украшают любой оркестр или завораживающе играют соло. Но ни в одном оркестре нет ракушки в качестве трубы. Видимо, это не распространенный инструмент, к тому же звук его очень необычный и специфический.

Кстати, это в России ракушка не рассматривается как инструмент. На самом деле она использовалась как источник музыки с древнейших времен. На ракушках играли с древнейших времен, включая древних греков. Конечно, не всякая ракушка подойдет для игры, а только морская. Такую не легко найти на берегу.

Ракушки-инструменты можно увидеть в Японии и на островах Тихого Океана. Там раковины используются не только во время проведения религиозных ритуалов, но даже в военных частях.

Как и любой инструмент, раковины стараются украсить. Декор зависит от воображения исполнителя. Главное условие – украшения не должны мешать игре. Из каких же частей состоит этот необычный инструмент? Давайте посмотрим на привычную нам ракушку с профессиональной точки зрения. Широкая часть ракушки называется открытый конец. Он важен для звука. Двигая рукой внутри этого отверстия, исполнитель может регулировать высоту звука. Основная часть ракушки – это ее корпус. Он, как известно, представляет собой цельную морскую раковину. Ближе к узкому краю необходимо сделать отверстие. Оно должно быть вырезано в боковой части раковины. Это надо делать осторожно, чтобы не повредить хрупкий корпус ракушки. В это отверстие музыкант дует для извлечения звуков. Иногда отверстие могут делать на самом конце раковины. Для этого отрезают тонкий конец, что также надо делать чрезвычайно осторожно.

Тональный диапазон ракушки сравнительно небольшой – от одной до трех нот. Однако это не мешает ей оставаться популярным музыкальным инструментом в различных культурах. В военном деле она может играть роль горна, созывая солдат на собрания. В религиозных обрядах звук ракушки проникает в потусторонние миры, помогая общению с умершими родственниками. Звук ракушки завораживающий, немного мистический, но не лишенный шарма.

Размеры ракушки определяет сама природа. Каждый инструмент уникален. От размеров зависит и звук ракушки, который тоже отличается индивидуальностью.

Ракушка «прошла» все стадии эволюции человека, сопровождая его в праздниках. Ведь она использовалась еще в каменном веке. Благодаря своей простоте и неприхотливости, она была практически первым музыкальным инструментом.
Ракушка относится к семейству аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Иными словами, музыкант дует в отверстие, воздух приходит в колебательное движение и получаются звуки. Ракушка начинает «петь». В культурах, где используется ракушка как музыкальный инструмент, она также сопровождает людей в различных бытовых ситуациях. Так, например, она созывает людей на работу, прием пищи или на собрания.

Вот так обычная ракушка, коих так много на морских берегах, является частью музыкальной жизни планеты.

А вы знаете что инертные материалы это не только песок и щебень, к ним относят и другие породные материалы, как искусственного так и естественного происхождения, например такие как керамзит и гравий.

Источник

Кастаньеты–музыка из сердца Испании

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструментВсе мы давно привыкли, что при упоминании кастаньет перед глазами возникает образ темноволосой испанской танцовщицы в черно-красном платье, отбивающей ритм каблуками и выписывающей руками пируэты, одновременно виртуозно аккомпанирующей себе на кастаньетах. Однако кастаньеты — это совсем не испанский инструмент, но обо всем по порядку…

Содержание:

Происхождение кастаньет.

Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух вогнутых частей (похожих на ракушки), скрепленных между собой шнурком.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

В Европу кастаньеты попали во времена господства арабов на ее территории. Этот инструмент настолько глубоко проник в музыкально-хореографическую культуру Испании, что и после ухода арабов не потерял свою популярность и стал народным инструментом.

Конструкция.

Музыкальный инструмент представляет собой две пластинки в виде ракушки, скрепленные между собой с одной стороны вогнутой стороной друг к другу. Традиционно они изготавливались из деревьев твердых пород, но прогресс не стоит на месте и все чаще их делают из стеклопластика.

Еще существуют оркестровые варианты. В одном они прикреплены к рукоятке, причем могут быть как одиночными, так и двойными. У двойных звук получается громче.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

Во втором варианте они устанавливаются на специальную подставку. Оба способа установки служат лишь для удобства игры.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

Как играть на кастаньетах.

1. Кастаньеты — парный иструмент, и перед тем как надеть их на руки, нужно определить, которая из них Хембра (Hembra — женщина), на ней обычно ставят метку, а которая Мачо (Macho — мужчина). Отличаются они тембром, хембра дает более высокий звук.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

2. Кастаньеты надеваются на большие пальцы каждой руки. При этом узел должен находиться с внешней стороны кисти. Хембра надевается на правую руку, а Мачо на левую. В народном стиле кастаньеты крепятся на средние пальцы рук. При этом звук извлекается ударом одной кастаньеты о ладонь. В видео рассказывается, как правильно надеть кастаньеты.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

3. Левой рукой отбивается основной ритм музыки, а весь остальной замысловатый музыкальный рисунок создается с помощью игры четырьмя пальцами правой руки.

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент

При игре используют 5 нот. Эти ноты не похожи на привычные «до», «ре» ….

· Нота ТА. Воспроизводится при ударе безымянным и средним пальцем по левой кастаньете.

· Нота RRI. Для извлечения этой ноты нужно по очереди ударить мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем правой руки.

· Нота PI. Звук извлекается правой рукой, сначала нужно ударить безымянным пальцем, а потом средним.

· Нота PAM (иногда ее называют CHIN). Извлекается ударом кастаньет друг о друга.

· Нота PAN. Для получения этой ноты нужно ударить одновременно безымянным и указательным пальцем по обеим кастаньетам. Чаще всего эта нота завершает ритмическую последовательность.

Видео игры на кастаньетах.

Видеоурок игры на кастаньетах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть фото Ракушка как музыкальный инструмент. Смотреть картинку Ракушка как музыкальный инструмент. Картинка про Ракушка как музыкальный инструмент. Фото Ракушка как музыкальный инструмент Ударные музыкальные инструменты
Инструменты с определённой высотой звучания
Мембранофоны