Раскрашенных как проверить нн
Крашенный или крашеный?
Частенько при написании слова крашен/нный мы запинаемся, не будучи уверенными, сколько согласных Н нужно написать в суффиксе: одну или две. С одной стороны, мы помним, что в суффиксе «-ен» у прилагательных пишется одна Н, но с другой стороны, – прилагательное ли это? Как же правильно пишется: крашеный или крашенный? Разбираемся.
Правописание слова крашеный
Чтобы не сделать ошибку, прежде всего нужно определить часть речи, а именно: прилагательное это или причастие. Без полной фразы этого, как часто бывает в русском языке, не понять: именно окружение слова дает нам возможность определиться.
Оба слова – крашенный и крашеный образованы от глагола несовершенного вида «красить», но прилагательным или причастием они становятся в предложении.
Как уже сказано, в прилагательном с суффиксом «-ен» пишется одна Н. Если во фразе слово крашеный означает признак предмета, то есть его внешнее описание «покрытый краской» без каких-либо дополнительных слов, значит, это прилагательное: «крашеный стол – покрытый краской стол».
Добавим, что прилагательное с суффиксом «-ен» и приставкой «не-» все равно пишется с одной Н: «некрашеный».
Также для запоминания можно использовать своеобразный мнемонический прием: просто «крашеный», то есть «цветной» – и там, и там одна Н, тут трудно ошибиться. Но если «измененный где-то/кем-то/когда-то» – то явно слышится удвоенная НН, следовательно, крашенный.
Примеры предложений
Правописание слова крашенный
Если же в предложении появляются дополнительные – зависимые – слова, то отглагольное прилагательное превращается в страдательное причастие с суффиксом «-енн». Значение признака предмета уменьшается, но появляется признак действия, то есть не просто «покрытый краской», а «покрытый краской» когда-то, кем-то или чем-то. Таким образом, страдательное причастие можно превратить в глагол, например:
То есть, можно сказать, что дополнительные окружающие слова «приводят с собой» дополнительную Н в суффикс. Кроме того, удвоение согласной Н (и, соответственно, превращение прилагательного в причастие) происходит с появлением приставки (кроме приставки «не-»):
Примеры предложений
Ошибочное написание
Так как оба слова имеют право на существование, то ошибка заключается в том, что два Н пишутся в прилагательном, а одно Н – в причастии.
Синонимы
Синонимы и для прилагательного, и для причастия, в общем, можно использовать одинаковые: «мазаный», «покрытый краской», «подцвеченный».
Заключение
Как видим, главная задача в правописании крашенный/крашеный– определить часть речи для искомого слова. Если есть зависимые слова, значит, это причастие и пишем с двумя Н. Если зависимых слов (и приставок) нет, значит, это отглагольное прилагательное, которое мы пишем с одной Н.
Как правильно пишется слово «раскрашенный»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подбить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «раскрашенный»
Предложения со словом «раскрашенный»
Цитаты из русской классики со словом «раскрашенный»
Значение слова «раскрашенный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «раскрашенный»
Предложения со словом «раскрашенный»
У растворённых дверей иных домов также сторожили женщины, с ярко раскрашенными лицами и искусственными бровями, и, хватая нас за одежду, влекли к себе.
Из низенькой двери показалось раскрашенное лицо чародея. Он протянул руку и что-то забормотал – вероятно, запрещение входить в храм.
Как и ожидалось, ничего, кроме горсти уже знакомых светящихся пластинок и нескольких аляповато раскрашенных деревянных шкатулок с сушёными листьями и корешками, там не было.
Правописание н и нн: лайфхаки по русской орфографии
Правописание в русском языке может довести до слёз кого угодно. Только вспомните школу — не успеешь выучить правило, а к нему уже дают внушительный список исключений. Как тут всё запомнить?
Хотите получать полезные материалы первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram. И не забывайте следить за акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
НО: безветренный, подветренный.
Как проверить вид? Задаём вопросы к изначальному глаголу:
Часть речи | Правило | Примеры | Исключения |
Отглагольное прилагательное или причастие | Конченый человек, раненый, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, прощёное воскресенье, крещёный. |
Часть речи | Правило | Примеры | Исключения |
Отглагольное прилагательное или причастие | Желанный, священный, неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, чеканный, чванный, медленный, недреманный, жеманный, чёрканный. |
ОДНАКО: пожёванный, скованный, исклёванный.
Тканый костюм — тканный мной костюм;
крашеная стена — крашенная кистью стена.
Картины повеше н нн ы? — Если форма краткая, то только повешены Чтобы не запутаться, где краткое причастие, а где прилагательное, стоит посмотреть на какой вопрос отвечает слово? Если каковы — перед нами краткое прилагательное (студенты рассеянны), а если что сделано — краткое причастие (племена рассеяны).
Влюбиться — что сделать? = совершенный вид — влюблённый;
рассердить — что сделать? = совершенный вид — рассерженный;
сломать — что сделать? = совершенный вид — сломанный.
Штопать — что делать? = несовершенный вид — штопаный;
носить — что делать? = несовершенный вид — ношеный;
варить — что делать? = несовершенный вид — вареные.
Тканый костюм — тканный мной костюм;
крашеная стена — крашенная кистью стена.
А если понадобится помощь в написании любого вида работ, в том числе курсовых и дипломных, обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты не пропустят ни одной орфографической ошибки, проверят на плагиат и сдадут работу ровно в срок.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Для многих при изучении русского языка трудность представляет правописание слов «крашенный» или «крашеный». Как же писать правильно, и почему в одних случаях ставить нужно две «н», а в других — одну?
Как правильно «крашенный» или «крашеный»
Для того чтобы узнать правописание этих слов, надо сделать морфологический разбор.
«Крашенный» – это страдательное причастие прошедшего времени.
Правописание «крашенный»
Крашенный – страдательное причастие в форме прошедшего времени, образованное от глагола «красил» при помощи суффикса «енн».
Причастия по общему правилу имеют значение совершения действия. Когда при них имеются пояснительные слова, то в суффиксе пишется «нн»:
«Крыша, крашенная золотом».
«С весны не крашенная скамейка».
«Масляной краской крашенный подоконник».
«Крашенные парикмахером волосы».
«Пол, крашенный вчера».
В суфффиксах страдательных причастий в форме прошедшего времени, если имеются при них пояснительные слова или приставка, пишется парная «нн».
«Давно крашенный пол».
«Фигура, крашенная красным цветом».
Если таковых нет, образуются прилагательные, в которых пишется одна «н». Прилагательное как часть речи обозначает постоянный признак и не имеет пояснительных слов:
Правило для написания «крашеный»
Присутствие приставки «не» не изменит количество букв «н»:
«крашеная блондинка» = «некрашеная блондинка»;
«крашеный забор» = «некрашеный забор»;
«крашеная скамейка» = «некрашеная скамейка».
В следующих словосочетаниях приведены страдательные причастия в краткой форме. По правилу в таких случаях пишется одна «н»:
Читайте также, как пишется красящий.Раскрашенных как проверить нн
Автор: Кабирова Рузиля Хаметзакиевна
Организация: МБОУ «КСОШ №2» НМР РТ
Населенный пункт: Республика Татарстан, п.Камские Поляны
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
— обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
— развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
— воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А). Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
Б). Опрос.
— Как звучит тема сегодняшнего урока?
— Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?
— Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
— Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
— Что нам известно об отглагольных прилагательных?
— Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
— Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)
— На какие вопросы отвечают?
— Какова синтаксическая роль в предложении?
— Какую цель мы для себя поставим?
В). Проверка выполнения карточки у доски.
3. Изучение новой темы.
А). Целеполагание.
Б). Создание проблемной ситуации.
— Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
Внучка умна и воспита…а.
Дочь хорошо воспита…а бабушкой.
Море взволнова(н,нн)о
Лицо внучки было взволнова(н,нн)о
Некоторые дети очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
— Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).
Проверка выполнения. Обмен тетрадями.
На доске делается запись:
— На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).
— Проверять умеем? (Умеем).
— Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).
— Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
— Так какую задачу поставим сегодня на урок?
— Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
4. Закрепление
а). Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.
Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность, ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, похищенная(похищена) вещь.
В). Гимнастика для глаз.
Цель: снятие зрительного утомления.
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.
2. Горизонтальное вправо – влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.