Распространенная идеология как пишется
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции (3 фото)
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.
Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Значение слова «распространённый»
1. прич. страд. прош. от распространить.
2. в знач. прил. Существующий во множестве, часто встречающийся. Вот распространенная вьетнамская картинка: буйвол пасется по брюхо в воде или на сухом месте, 658 а на нем сидит вьетнамский мальчик. Солоухин, Открытки из Вьетнама.
3. в знач. прил. Общепринятый, общераспространенный. Распространенное мнение. □ Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства. Л. Толстой, Воскресение.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
распространённый (прилагательное)
1. широко встречающийся ◆ Да и не было ничего особенного в том, что студентка ГИТИСа подрабатывает официанткой: это был едва ли не самый распространённый вид заработка не только среди студенток, но и среди молодых актрис. Анна Берсенева, «Полет над разлукой», 2003—2005 г. (цитата из НКРЯ)
распространённый (причастие)
1. страд. прич. прош. вр. от распространить ◆ И в этот раз меня поразила унылость, распространённая по его чертам. Тургенев, «Стук… стук… стук!», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: медальончик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции
Что такое идеология?
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.
Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Несколько слов о национальной идеологии России
Бывают сложные периоды в жизни, когда не понятно какую национальную идеологию выбрать для страны? А в России, после развала СССР ее до сих пор нет.
Если мы долгие годы пытаемся понять какую идеологию выбрать и нужна ли она вообще, но у нас не получается это сделать, потому что мы не знаем какое будет будущее, то единственный вариант остается попытаться спрогнозировать максимально точно будущее, чтобы подстроиться под нее и выбрать наиболее релевантную идеологию.
Почему нужно понять какое будет будущее при выборе идеологии? Потому что идеология выбирается на десятилетия вперед и непосредственно связанна с будущей как минимум внешней политикой государства.
Конечно, внешняя политика может быть и без идеологии, но тогда будет не ясно, а чем вообще заниматься и какую миссию имеет твоя страна на Земле?
Итак, чтобы понять какая идеология должна быть у России нужно попытаться понять будущее. Что мы о нем знаем? Будут высокие технологии, более производительные компьютеры в будущем. Это все ясно. Но нам надо понять что будет в будущем с позиции политики в мире, то есть как будут взаимодействовать страны друг с другом и какие будут страны? Какая идеология будет у стран?
И здесь уже не так просто понять, что и как будет? Потому что про технику все понятно, все очевидно, а про политику стран что? Так просто не ответишь на вопрос.
Начинаем думать, как нам понять, что будет в будущем, какие источники информации есть у нас касаемо будущего на которые мы можем вполне основательно полагаться?
Кто-то скажет, что за вопрос, конечно таких источников информации, где бы сказано было про будущее и этому можно было бы довериться нет. А что, если я скажу вам, что есть один источник информации и он является, наверное, единственным на который можно положиться, так как аналогов таких больше нет?
Он говорит о том, что, как я полагаю, все страны отойдут от язычества и станут христианскими. Почему это важно? Потому что если так оно и есть, то наша идеология должна быть связанна с христианством, чтобы она максимально релевантной была в будущей обстановке.
Итак, вот источник информации о будущем: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). И еще об этом же: «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10).
Что значит проповедано Евангелие? Давайте посмотрим толкование святых отцов:
1) Блж. Иероним Стридонский
2) Сщмч. Григорий (Лебедев)
Проповедь вечного Евангелия пройдет через всю вселенную и все народы, чтобы никому не было оправдания, что он не просвещен и не знал Истины и по неведению и неразумению поддался соблазну.
Потому что есть в Африке бесчисленные народы, среди которых еще не проповедано Евангелие и проч…Абсолютный смысл слова Христовы должны получить пред концом мира, когда о Христе и Его учении узнают все народы, что вполне возможно предполагать ввиду необычайной энергии, с которою на протяжении почти двух тысяч лет (факт беспримерный в истории других религий) велась евангельская проповедь.
Итак, из Евангелия и толкования святых отцов мы можем примерно узнать какого будет будущее? Оно будет связанно с проповедованием слова до всех народов и язычников.
Что дает нам эта информация? Очень важный ориентир для идеологии. К примеру, новый коммунизм сразу – нет. Потому что опыт коммунизма показал отказ от религии, а в будущем должно быть наоборот – проповедано христианство.
Вот как мы благодаря Евангелию сразу отклонили одну нерелевантную идеологию. Так какая же должна быть идеология? Все просто, я полагаю, такая, какая должна быть максимально близкой к словам Евангелия о проповедании слова, а это означает, что и идеология должна быть связанна с проповедыванием христианства.
Что это значит? Это означает, что идеология должна быть такая, чтобы язычники узнали Евангелие, узнали о христианстве не поверхностно, как возможно сейчас, но чтобы до них дошло слово.
Кто такие язычники? Если посмотреть в общем и целом, то они достаточно сильно сами выделяются:
1) также, как и в древние времена они в настоящем приносят в жертву животных;
2) они поклоняются небесным и астрологическим символам;
3) они живут по своему ветхому закону, где позволяется даже убивать человека за нарушения;
4) они пребывают в страхе перед божеством, что он их накажет;
Вот признаки язычников, под которые попадают свыше 2 млрд. людей в современном мире. Наиболее сильно их связывает с древними людьми – это жертвоприношение, страх перед божеством, наличие собственных ветхих законов.
Просто многие привыкли этих язычников воспринимать как представителей крупной религии, так как их называют иным словом, а не «язычник», чтобы не обидеть и по другим причинам.
Что дает осознание сегодняшней затронутой темы? Оно дает понимание ответа на множества ключевых вопросов: какую стратегию выбрать, с какими странами и как взаимодействовать, на какие ориентиры опираться в будущем и конечно, что должно являться в основе национальной идеологии?
Правильная идеология: как её сформулировать?
«Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у того, кто желает его возрождения, нет головы. » (В. Путин)
Кто последний за идеологией? Я за вами!
Автор – Станислав Василенко
На российских просторах вновь выстраивается очередь. От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей. Длиннее чем Волга-матушка и Енисей-батюшка, вместе взятые. Подхожу, интересуюсь: «За каким продуктом стоите, страждущие?» Отвечают – за идеологией. Не за колбасой и тушёнкой, не за памперсами и туалетной бумагой, даже не за водкой – за идеологией!
Вам родные края милее остального мира? Хотите трудиться и плодиться на своей земле? И чтоб никто вам не мешал, и со своим уставом в ваш монастырь не лез? Ну, знаете ли, батенька, вы оригинал! А вы, собственно говоря, за какой идеологией стоите? Ах, за той, которая была при СССР, за натуральным продуктом! Это когда человек человеку друг, товарищ и брат, а в обществе царит социальная справедливость? И никаких ГМО (генно-модифицированных организмов) во власти? К сожалению, такая сейчас уже не в моде.
Примерно такие мысли бродили в голове после ознакомления с «девятым валом» комментариев к недавней статье «Мейнстрим предательства: семнадцатый год как предчувствие». Попытался внести свои «пять копеек» в виде краткого комментария, но не получилось. Поэтому выбрал более лёгкий путь – написать развёрнутый отклик.
Оставим в стороне не совсем внятные параллели с семнадцатым годом и коллаж с Путиным на фоне горящего «белого дома» – это не суть важно. Главный же посыл статьи в том, что президент России готовит декабрьское послание Федеральному Собранию на тему «Суверенитет государства и единство нации» и «Искоренение вражды между гражданами одного государства».
И пойдёт процесс – новая Конституция, как снежный ком, пущенный с вершины политического олимпа, обрастёт новым законодательством, новое законодательство – соответствующими подзаконными актами, и вся эта махина на официальной, законной основе раздавит либерально-демократическое болото, элитно-клановые группы, олигархов, коррупцию, короче, всю ту мерзость, которая сейчас паразитирует на теле народа.
Хотел уже на радостях пойти и накатить 200 грамм, но взгляд остановился на афоризме Путина (он у меня дома на стенке в рамочке висит, как напоминание в какой реальности живу): «Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у того, кто желает его возрождения, нет головы». Посмотрел, в очередной раз проникся, и переключил тумблер «Голова – Сердце» в верхнее положение…
Сердце перестало ёкать, в голове прояснилось. На трезвую голову дочитал статью и последующие за ней комментарии. A la guerre comme a la guerre – «на войне как на войне»: одни нападают на Путина, другие встают на его защиту, третьи задаются риторическим вопросом: «А если не он, то кто?», типа на безрыбье и рак деликатес…
Молодой новобранец сайта с НИКом «Новая Русь» лихо отстреливается от оппонентов скупыми, как автоматная очередь на три патрона, репликами; в качестве убойных аргументов даёт ссылки на различные видеоролики. Прошёл по одной из ссылок. В ток-шоу «Точка зрения» схлестнулись депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Фёдоров и экономист-публицист, член Изборского клуба Михаил Делягин. Тема словесной дуэли – секвестр бюджета (обрезание по самое не балуй) в свете подкрадывающегося к экономики России белого пушного зверька.
Фёдоров, в присущем госдумовцу стиле, озвучивал тезис о том, что Россия, после поражения СССР, превратилась в колонию Запада и в этом статусе прибывает по сей день. Что де метрополия (то бишь, Запад) ещё 20 лет назад заложила такую архитектуру и конструкцию государственной власти в России, что даже Президент по своим правам и полномочиям является, по сути, исполнительным менеджером, а не лицом, принимающим суверенные решения.
По его словам, национально-освободительные движения в других колониях (а чем Россия лучше?) занимали сотни лет, а у нас Путин всего-то ничего, каких то тринадцать лет, исподволь ослабляет путы, маловато будет для возвращения полного суверенитета! Подтекстом у Фёдорова звучало, что это должен понимать каждый мужчина, а посему не требовать от Президента невозможного, а лучше всего набраться долготерпения и передавать по наследству это ценное для колониального аборигена качество.
На это Михаил Делягин возражал, что, мол, нечего кивать на коварных заморских злодеев, что в России хватает и своих доморощенных бяк, высасывающих кровь из государства и его народа. И что мол (какое кощунство!) всенародно избранный Президент с этими плохими парнями чуть ли не рукопожат, со всеми вытекающими последствиями!
После откровений Михаила Хазина по поводу политики, как искусства возможного, возникло ощущение дежавю – где-то я уже это даже не слышал, а видел. Вспомнил. Пару лет назад у нас имело большую популярность другое спортивно-развлекательное шоу – «Большие гонки». Сборная России, состоящая из спортсменов и представителей шоу-бизнеса, соревновалась со сборными других стран на французской земле. Организаторы-затейники придумали массу конкурсов-испытаний (разъярённые быки, гигантские костюмы-куклы, различные эстафеты), в том числе и перенос вёдер с водой по дорожке типа батута, под которой сидели соперники и вовсю молотили ногами снизу. Редкому участнику удавалось пройти всю дистанцию, не расплескав воду из вёдер.
Теперь представьте себе в подобной ситуации Путина. Вместо дорожки – бескрайнее политическое поле, в руках у Президента два ведра, наполненных некоей субстанцией, на вёдрах надпись: «Рафинированный практицизм. Без идеологии». И несёт он эти вёдра по политическому полю, а под полем сидят оппозиционеры, как внешние, так и внутренние, и лупят со всей дури снизу, выбивают почву из-под ног. Тут никакая «мягкая гибкая сила» в духе восточных единоборств не поможет не расплескать вёдра. Возможно, на тринадцатый год эквилибристики вёдра оказались сухими, а тут ещё белый пушной зверёк некстати подкрадывается… Самое время говорить о суверенитете и единстве нации.
В научной среде бытует мнение, что нет ничего практичнее хорошей теории. В переводе на политический язык это означает, что нет ничего практичнее хорошей идеологии и национальной идеи, отвечающим ожиданиям народа. Может быть, эта аксиома наконец-то дошла до властного олимпа? Может быть, время компромиссов и полумер закончилось, и пора называть вещи своими именами? Вчера было рано, завтра будет поздно, а сейчас в самый раз? Тем не менее, можно допустить три варианта декабрьского послания Путина Федеральному Собранию на заданную тему «Суверенитет государства и единство нации»
Первый, оптимистичный. Президент всё-таки «созреет» для объявления курса на полную независимость и суверенитет страны, на сплочение народа в рамках подобающей ему идеологии и национальной идеи. Но для этого, повторюсь, придётся набраться смелости, чтобы назвать творимые сейчас вещи своими именами и обозначить свою позицию по отношению к ним.
Второй, реалистичный. Президент выдаст очередное, ни к чему не обязывающее повествование в духе предвыборных обещаний, призвав различные слои общества любить друг друга что было сил – и тех, кто снизу, и тех, кто сверху, и тех, кто посередине. А слившись в групповом экстазе, продолжить и дальше эволюционировать без шума и пыли в ранее заданном либерально-демократическом формате.
Третий, пессимистичный. Президент предложит ввести законодательные меры, пресекающие «вражду между гражданами одного государства». Интересно, какого государства, не Сирии же? Иными словами, между наёмными рабочими и олигархами; между военными и Сердюковым; между учёными и чиновниками; между «терпилами» и ворами в законе; между народом и властью.
Написал, и опять переключил тумблер «Голова-сердце» в нижнее положение. Так кто последний в очереди за идеологией? Той самой, по которой «человек человеку друг, товарищ и брат», а в обществе царит социальная справедливость? Я за вами!