Рассказ как спасали крысу

Урок с презентацией по русскому языку изложение 6 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Дидактический материал к изложению.docx

Дидактический материал к изложению «Как спасали крысу»

Прочитайте тексты и заполните сопоставительную таблицу

Числительные читайте правильно!

Попытайтесь определить, из какого произведения взят фрагмент. Назовите автора.

Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил. Это оказалась старая злая крыса Шушара. С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.

Подумайте, какими стилевыми особенностями он отличается от предыдущих двух.

Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Крысы – животные социальные, они любят общество и общение, прекрасно ладят с человеком и со своими собратьями. Зверьку нужна ласка, он любит, когда его чешут и гладят. Ему нужны постоянные занятия, чтобы он не заскучал – лесенки и канаты в клетке, еда, завернутая в бумагу, корм, подвешенный к потолку клетки, прогулки по комнате.

Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя.

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Выбранный для просмотра документ Изложение урок.docx

Изложение «Как спасали крысу» урок русского языка в 6 классе

Цели: 1) учить приемам сжатия текста с помощью репродуктивных и продуктивных вопросов;

2) общеучебные навыки: развить навык сопоставления, обобщения; умение делать вывод,

предметные навыки: умение определять авторскую позицию.

3) воспитывать сочувственное, сопереживательное отношение к животным.

Ход урока: оргмомент О чем вы хотели бы меня спросить? (Чему будем учиться? Для чего?)

Ученик: Чтобы подготовиться к ГИА, чтобы уметь вообще излагать информацию кратко и точно.

Учитель: Что вам известно о крысах?

Ученик: Умные животные, переносчики различных заболеваний, грызут продукты питания, ученые используют их для опытов.

Учитель: То есть мнения самые противоречивые. Не приходило ли вам в голову, почему большинство людей относится к крысам отрицательно?

Ученик: Может быть, из-за ее внешнего вида…

Учитель: Итак, героиней нашего сегодняшнего урока будет крыса. Она поможет нам учиться писать сжатое изложение текста. Прежде чем мы приступим к нему, проведем разминку «Анализ текста» и понаблюдаем, какую оценку крысам дают люди. Вам нужно прочитать 3 текста и проанализировать их в сопоставительной таблице. Внимательно рассмотрите ее. Какие знания вы должны привлечь для ее заполнения?

Ученик: Нужно знать стили и типы речи.

Ученик: Мы должны сказать, о чем говорится в текстах и выявить главную мысль.

Учитель: Вспомните, какие есть стили и типы речи (на экране подсказка)

Учитель: Прочитайте тексты про себя и заполните таблицу. Работаем парами.

Прочитайте текст, правильно произнося числительные.

Прочитайте текст. Попытайтесь определить, из какого произведения взят фрагмент. Назовите автора.

Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил. Это оказалась старая злая крыса Шушара. С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.

А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Прочитайте текст. Подумайте, какими стилевыми особенностями он отличается от предыдущих двух.

Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Крысы – животные социальные, они любят общество и общение, прекрасно ладят с человеком и со своими собратьями. Зверьку нужна ласка, он любит, когда его чешут и гладят. Ему нужны постоянные занятия, чтобы он не заскучал – лесенки и канаты в клетке, еда, завернутая в бумагу, корм, подвешенный к потолку клетки, прогулки по комнате. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших команд.

Учитель: Проанализируйте каждый текст по таблице (по вертикали).

Вывод: У человека существуют самые разные мнения о крысах. Он дает неоднозначную оценку этому животному.

Ученик: Такой заголовок может отражать тему.

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Учитель: От чьего лица ведется повествование?

Ученик: От 1 лица – от лица автора. Еще здесь есть его знакомая.

Учитель: Кто автор и какими синонимами можно заменить названных вами героев текста?

Ученик: Автор – Васильев, можно говорить «он», «писатель». Его знакомая – спутница, подруга, она.

Учитель: Верно. Изложение вы будете писать от 3 лица, поэтому используйте эти синонимы.

Учитель: Сколько микротем можно выделить в этом тексте? Прочитайте каждую.

Ученик: 4 микротемы (зачитывает).

Учитель: Какие вопросы называются репродуктивными и продуктивными?

Ученик: Репродуктивные – такие, на которые есть ответ в тексте, они начинаются со слов: что? Где? Когда?А продуктивные – те, которые нужно объяснить, ответ у нас в голове. Они начинаются со слова почему?зачем? и могут иметь 2 части: если…., то. Какой вывод можно сделать?

Учитель: Подберите репродуктивные вопросы к каждой микротеме, запишите их в тетрадь.

Где происходит действие? Что привлекло внимание Бориса Васильева и его спутницы?

Что хотел сделать автор и о чем просила его знакомая?

В чем заключался «незабываемый бег»?

Чем все закончилось?

Учитель: Давайте подумаем над продуктивными вопросами к этому тексту. Подсказка есть в вашей сопоставительной таблице.

Каково отношение автора к крысе? Какие слова об этом говорят? («омерзительная», «шарахнуть», «зверюге», «проклятую», «тварь»). Отношение автора – негативное, брезгливое, презрительное.

Какова точка зрения знакомой автора на происходящее? Она проявила сострадание к животному – «неразумное создание», «несчастное животное».

Если автор негативно относился к крысе, зачем нужно было ее спасать? Он прислушался к словам своей знакомой, ему нравится ее активность, деятельная доброта. Ее жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется.

Что имела в виду попутчица под словами «ты человек неравнодушный»? Возможно, так она выразила ему благодарность за то, что он принял участие в спасении крысы, она имела в виду способность автора сочувствовать живому существу, но она поняла, что он хотел скрыть это, он был ироничен, эта ситуация вызвала у него улыбку.

Какое отношение у вас вызвала данная ситуация? Наверное, это было действительно смешно – бег вчетвером, но, несомненно, крысу нужно было спасать, так как в этой ситуации она была беззащитна. Задача человека – защищать слабых.

Учитель: Перечитайте вопросы, которые вы записали. Составьте текст изложения.

Этот случай мог в любом городе,где есть общественный транспорт-трамвай.Два молодыхчеловека,когда они шли вдоль трамвайной линии,увидали,что крыса забежала на трамвайную линию.Ей грозила опасность,потому что в этот момент ехал трамвай.Спутница молодого человека очень испугалась спасти грызуна,И молодой человек попытался прогнать крысу с линии.Всё закончилось замечательно.Животное было спасено.А может,крыса и сама себя спасла.Приятно то,что люди остались неравнодушны к его судьбе

Елтышевой Анны 6 «А»

Б. Васильев и его знакомая шли по бульвару, затем свернули на улицу. И тут его спутница указала на крысу, которая шла по трамвайным путям. Автор хотел кинуть камень в зверюгу, но попутчица убедила спасти животное от трамвая.

Автор бросился сгонять крысу, так начался незабываемый бег. Впереди мчалось испуганное животное. За крысой бежал автор. За ним спешил трамвай, а по тротуару бежала его знакомая. Тут крыса свернула в одну сторону, а автор в другую. Потом его спутница сказала, что замечательно, что он неравнодушный человек.

Вывод. Им нужно было спасти крысу от трамвая, чтобы её не задавило. Поначалу автор негативно относился к крысе но, в конце концов, он спас её, потому что его спутница убедила его спасти крысу от смерти. После того как автор спас крысу, попутчица назвала его неравнодушным человеком, потому что он хотел кинуть камень в крысу, а вместо этого пожалел её и спас. Текст учит хорошо относиться ко всем зверям и помогать им.

За ней бежал автор, за ним – трамвай. В конце концов крыса убежала с рельсов. Хотя она и омерзительное животное, но крыса живая, и у нее тоже есть душа, хоть и маленькая. Главный герой был неравнодушным человеком, любил животных, поэтому, наверное, он и спас зверька. На его месте я поступила бы так же. Ведь крыса не виновата, что она такая.

Б.Васильев и его попутчица шли по бульвару. И тут его знакомая увидела крысу на рельсах.

Попутчица попросила автора спасти крысу. Сначала он хотел швырнуть камнем в крысу, но его спутница убеждала спасти бедное создание. Он начал сгонять крысу с рельсов.

И так начался незабываемый бег. Автор бежал за крысой, за ним мчался трамвай, и рядом бежала его спутница.

Всё закончилось тем, что крыса спрыгнула с рельсов, а его попутчица назвала его неравнодушным, потому что он не хотел спасать крысу, но всё же спас.

Когда Борис Васильев шёл со своей знакомой по бульвару, она увидела вдруг крысу.

Автор хотел кинуть камень в эту зверюшку, но спутница остановила его и попросила убрать бедное животное с рельсов.

И автор побежал за крысой, а крыса от него, а за ним ехал трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала его попутчица.

Крыса ловко перепрыгнула с рельсов. Автор тоже быстро умудрился отпрыгнуть от трамвая в другую сторону.

Крысу можно было и не спасать, ей просто нужно было не мешать уйти от опасности.

Автор согласился с попутчицей потому, что она просила спасти неразумное создание.

Борис Васильев превозмог своё негативное отношение к крысам и постарался помочь маленькому зверьку в трудной ситуации.

Рассказ был смешной и поучительный. Не во всех ситуациях животным нужна помощь человека, но мы должны очень внимательно относиться к животным и, если что-то действительно грозит жизни, немедленно помочь.

Источник

Изложение «Как спасали крысу» 6 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Изложение «Как спасали крысу» урок русского языка в 6 классе

Цели: 1) учить приемам сжатия текста с помощью репродуктивных и продуктивных вопросов;

2) общеучебные навыки: развить навык сопоставления, обобщения; умение делать вывод,

предметные навыки: умение определять авторскую позицию.

3) воспитывать сочувственное, сопереживательное отношение к животным.

Ученик: Чтобы подготовиться к ГИА, чтобы уметь вообще излагать информацию кратко и точно.

Учитель : Что вам известно о крысах?

Ученик: Умные животные, переносчики различных заболеваний, грызут продукты питания, ученые используют их для опытов.

Учитель: То есть мнения самые противоречивые. Не приходило ли вам в голову, почему большинство людей относится к крысам отрицательно?

Ученик: Может быть, из-за ее внешнего вида…

Учитель: Итак, героиней нашего сегодняшнего урока будет крыса. Она поможет нам учиться писать сжатое изложение текста. Прежде чем мы приступим к нему, проведем разминку «Анализ текста» и понаблюдаем, какую оценку крысам дают люди. Вам нужно прочитать 3 текста и проанализировать их в сопоставительной таблице. Внимательно рассмотрите ее. Какие знания вы должны привлечь для ее заполнения?

Учитель: Прочитайте тексты про себя и заполните таблицу. Работаем парами.

Прочитайте текст, правильно произнося числительные.

Прочитайте текст. Попытайтесь определить, из какого произведения взят фрагмент. Назовите автора.

Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил. Это оказалась старая злая крыса Шушара. С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.

А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Прочитайте текст. Подумайте, какими стилевыми особенностями он отличается от предыдущих двух.

Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Крысы – животные социальные, они любят общество и общение, прекрасно ладят с человеком и со своими собратьями. Зверьку нужна ласка, он любит, когда его чешут и гладят. Ему нужны постоянные занятия, чтобы он не заскучал – лесенки и канаты в клетке, еда, завернутая в бумагу, корм, подвешенный к потолку клетки, прогулки по комнате. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших команд.

Учитель: Проанализируйте каждый текст по таблице (по вертикали).

Вывод : У человека существуют самые разные мнения о крысах. Он дает неоднозначную оценку этому животному.

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Учитель: От чьего лица ведется повествование?

Учитель: Кто автор и какими синонимами можно заменить названных вами героев текста?

Ученик: Автор – Васильев, можно говорить «он», «писатель». Его знакомая – спутница, подруга, она.

Крыса – животное, она, зверюга, зверек, омерзительное живлтное, бедное создание

Учитель: Верно. Изложение вы будете писать от 3 лица, поэтому используйте эти синонимы.

Учитель: Сколько микротем можно выделить в этом тексте? Прочитайте каждую.

Ученик: ТОНКИЕ Репродуктивные – такие, на которые есть ответ в тексте, они начинаются со слов: что? Где? Когда?А ТОЛСТЫЕпродуктивные – те, которые нужно объяснить, ответ у нас в голове. Они начинаются со слова почему?зачем? и могут иметь 2 части: если…., то. Какой вывод можно сделать?

Учитель: Подберите репродуктивные вопросы к каждой микротеме, запишите их в тетрадь.

Где происходит действие? Что привлекло внимание Бориса Васильева и его спутницы?

Что хотел сделать автор и о чем просила его знакомая?

В чем заключался «незабываемый бег»?

Чем все закончилось?

Каково отношение автора к крысе? Какие слова об этом говорят? («омерзительная», «шарахнуть», «зверюге», «проклятую», «тварь»). Отношение автора – негативное, брезгливое, презрительное.

Какова точка зрения знакомой автора на происходящее? Она проявила сострадание к животному – «неразумное создание», «несчастное животное».

Если автор негативно относился к крысе, зачем нужно было ее спасать? Он прислушался к словам своей знакомой, ему нравится ее активность, деятельная доброта. Ее жизненная позиция достойна уважения вне зависимости от того, в какой ситуации она проявляется.

Что имела в виду попутчица под словами «ты человек неравнодушный»? Возможно, так она выразила ему благодарность за то, что он принял участие в спасении крысы, она имела в виду способность автора сочувствовать живому существу, но она поняла, что он хотел скрыть это, он был ироничен, эта ситуация вызвала у него улыбку.

Какое отношение у вас вызвала данная ситуация? Наверное, это было действительно смешно – бег вчетвером, но, несомненно, крысу нужно было спасать, так как в этой ситуации она была беззащитна. Задача человека – защищать слабых.

Учитель: Перечитайте вопросы, которые вы записали. Составьте текст изложения.

Источник

Рассказ как спасали крысу

Рассказ как спасали крысу. Смотреть фото Рассказ как спасали крысу. Смотреть картинку Рассказ как спасали крысу. Картинка про Рассказ как спасали крысу. Фото Рассказ как спасали крысу

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(1)Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. (2)И тут моя спутница схватила меня за руку:

— (3)Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

(4)По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. (5)Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. (6)Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. (7)Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

(8)Так начался незабываемый бег. (9)Впереди мчалась перепуганная тварь. (10)За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. (11)За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. (12)Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.

(13)Тут крыса лихо метнулась с рельсов. (14)Я умудрился выскользнуть в другую сторону. (15)Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

— (16)Замечательно, — в два приема сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.

Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста.

Крысу решили спасти, потому что героям стало жалко, что живое существо может погибнуть.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Зачем рассказчик начал сгонять крысу с рельсов?

Ответ может быть сформулирован так:

Рассказчик хотел прогнать крысу с рельсов, чтобы она не попала под колеса трамвая.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Определите и запишите лексическое значение слова «летел» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Летел — бежал быстро.

Самолёт летел над океаном.

Определите стилистическую принадлежность слова «шарахнуть» из предложения 5, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Слово «шарахнуть» относится к разговорному стилю.

Объясните значение фразеологизма «бабушка надвое сказала», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Бабушка надвое сказала — противоречивая, непроверенная информация.

— Завтра будет дождь, — сказала мама.

— Ну, это ещё бабушка надвое сказала, — возразил папа.

Непонятна привязка текста к фразеологическому обороту. Предположительно данный текст здесь лишний, а задание должно быть без текста.

Текст и фразеологизм согласно демоверсии и не должны быть взаимосвязаны.

1) Нужно спасти крысу.

2) Незабываемый бег.

3) Благополучный исход.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит

только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен

0
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *