Разъяснить как пишется приставка
Как правильно пишется слово «разъяснить»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обозрение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «разъяснить»
Предложения со словом «разъяснить»
Цитаты из русской классики со словом «разъяснить»
Сочетаемость слова «разъяснить»
Значение слова «разъяснить»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «разъяснить»
Предложения со словом «разъяснить»
Я потом попытаюсь разъяснить это подробнее, это трудный момент.
– Вы делаете преждевременные выводы, – заметил репортёру отставной штабс-ротмистр. – Ситуацию может разъяснить только вскрытие.
Тогда я попытался подробно разъяснить, что весь процесс ценообразования на рынке – это случайный процесс.
Синонимы к слову «разъяснить»
Сочетаемость слова «разъяснить»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Значение слова «разъяснить»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАЗЪЯ’СНИТЬ, ит, безл., сов. (простореч.). Проясниться, стать ясным (о погоде). К вечеру разъяснило.
РАЗЪЯСНИ’ТЬ, ню́, ни́шь, сов. (к разъяснять). 1. что. Растолковать, сделать ясным, понятным (книжн.). Р. массам решение правительства. Р. учащимся задачу. Р. значение слова. 2. перен., кого-что. Разоблачить чьи-н. мнимые достоинства, чей-н. ложный авторитет (разг. ирон. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разъя́снить
1. сделать ясным, безоблачным (безлично о погоде)
разъясни́ть
1. книжн. что растолковать, сделать ясным, понятным ◆ Разъяснить массам решение правительства. ◆ Разъяснить учащимся задачу. ◆ Разъяснить значение слова.
2. перен. разг. ирон. устар. кого-что разоблачить чьи-нибудь мнимые достоинства, чей-нибудь ложный авторитет ◆ Нет, это не лечебница, куда-то в другое место я попал, — в смятении подумал пес и привалился на ковровый узор у тяжёлого кожаного дивана, — а сову эту мы разъясним… — 3наете ли, профессор, — заговорила девушка, тяжело вздохнув, — если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом, — блондин дёрнул её за край куртки, но она отмахнулась, — лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать. Булгаков, «Собачье сердце»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мостить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип
Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.
Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.
Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.
Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся
Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.
Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].
В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.
Как объяснять орфограммы в этих приставках
Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:
Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.
Как быть, если после приставки гласная
Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.
Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.
Примеры слов с приставками на з-с
Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.
Что еще почитать и посмотреть
Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.
Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:
И несколько статей:
Заключение
Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?
Поиск ответа
Вопрос № 305448 |
Здравствуйте! Подскажите, используется ли в русском литературном языке приставка » недо- » с именами собственными? И как правильно пишется такое слово? Например: «Там выступал какой-то недо- Петросян (недопетросян? недоПетросян?)».
Ответ справочной службы русского языка
Мы нашли в Национальном корпусе русского языка такой пример: недо- Гителр. Если приставка присоединяется к имени собственному, то она пишется через дефис: недо- Петросян. Ср.: анти-Маяковский, пред-Бетховен.
Ответ справочной службы русского языка
Следует написать в кавычках: . в его речи получал приставку » недо- «.
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае приставки недо— нет. Частицу не с причастием следует писать раздельно.
Слово «около-» в смысле «полу-», « недо- » пишется слитно или через дефис с последующим словом? Например, «около[-]духовные разговоры» или «около[-]математические разговоры»?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! В учебнике русского языка обнаружила разбор по составу слова «недоразумение» следующим образом: корень: «недоразум», суффикс: «ени», окончание: «е». Однако, тут же дается однокоренное слово-источник «разум». В какой момент произошло сращивание приставки «недо» с корнем? Ведь до сих пор существует, хотя и не часто используется, слово «разуметь». И когда корень «ум» сросся с приставкой «раз»?
Ответ справочной службы русского языка
Процесс «срастания» нескольких морфем в одну морфему называется опр о щение. Опрощение не происходит одномоментно: вчера были приставка и корень, а сегодня стали одним корнем. Поэтому на вопрос, в какой момент произошло опрощение в том или ином слове, ответить в принципе невозможно. Язык меняется постепенно, со сменой поколений его носителей.
Кое-кто (в основном люди постарше и начитанные дети), конечно, чувствуют связь слова недоразумение со словами ум, разум, знают о существовании приставки недо- (которая, кстати, тоже появилась в результате опрощения). Но чтобы выделить корень и подобрать однокоренные слова, недостаточно просто найти слова с похожими звуковыми фрагментами, нужно еще объяснить связь по значению. Иначе говоря, общий корень – это еще и общий семантический компонент. Слова дом, домовой, домик, домишко обладают общим корнем дом, т. к. тем или иным способом соотносятся по значению со словом дом: домовой – добрый или злой дух, живущий в доме, домик – это маленький дом и т. д.
Значение слова недоразумение трудно свести к разуму. Вот словарные толкования: 1) ошибочное, неполное понимание чего-л.; то, что произошло в результате такого понимания; 2) отсутствие взаимного понимания, несогласие; конфликт. А слово разуметь, как Вы правильно заметили, не является частотным в языке. Утрата языком производящего или однокоренного слова, наряду с утратой смысловых связей между когда-то однокоренными словами, часто становится причиной опрощения.
То, что часть носителей языка еще ощущает смысловую и структурную связь слов разум, ум, разуметь, разумение, недоразумение, говорит о том, что процесс опрощения еще не завершен.
Ответ справочной службы русского языка
Нет, слитное написание невозможно. Здесь отрицательная частица не с глаголом дозвонился.
Добрый день! Объясните, пожалуйста, почему «недоучилась» пишется вместе (такое правописание зафиксировано в словарях). Ведь не с глаголами пишется раздельно.
Ответ справочной службы русского языка
А почему глагол недосыпает в значении » не высыпается» пишется слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Какие глаголы пишутся с «не» слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Глаголы, которые без не не употребляются ( недоумевать ), глаголы с составной приставкой недо- в значении неполноты ( недосолить ), глагол недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» ( недостает терпения; только этого недоставало ).
Объясните мне, пожалуйста, правописание приставки НЕДО с глаголами. И как различать написание приставки НЕДО и частицы НЕ с глаголами ( Например: Недописал работу или Не дописал работу)?
Ответ справочной службы русского языка
В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел. ) дописать’.
В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как правильно пишется слово недорешал или не дорешал? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Следует различать глаголы с приставкой _ недо- _, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой _до-_, которым предшествует отрицание _не_ и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Во втором приведённом случае на написание влияет наличие слова _никогда_.
я снова по вопросу о слитном и раздельном написании «не». вы ответили, что надо отличать приставку НЕДО- от глаголов с приставкой ДО- и отрицанием НЕ. если я правильно поняла, то в э этом случае у слова «недотянуть» может быть и слитное и раздельное написание в зависимости от контекста? например, «не дотянул до финиша» будет писать раздельно также, как и «не дошел до финиша»? как различить приставки недо- и до-
Ответ справочной службы русского языка
Да, в контексте _не дотянул до финиша_ правильно раздельное написание (нормальное отрицание _не_, которое пишется с глаголом раздельно). А вот во фразе _ямщик недотянул подпругу_ перед нами глагол с приставкой _ недо- _. Различить можно по значению: у глагола _недотянуть_ значение «натянуть меньше, чем следует»; если такого значения нет (_он не дотянул до финиша_), то пишем раздельно.
Разъясните, пожалуйста, почему слово «недотягивают», «недотягивать», «недотянуть» пишется слитно? вроде как и без «не» данный глагол употребляется.
Ответ справочной службы русского языка
НЕ пишется слитно в глагольной приставке _ недо- _, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: _недовыполнить_ (выполнить ниже требуемой нормы), _недосмотреть_ (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), _недотянуть_ (натянуть меньше, чем следует). От глаголов с приставкой _ недо- _ надо отличать глаголы с приставкой _до-_, имеющие впереди cебя отрицание _не_ и обозначающие не доведенное до конца действие.
Как пишется разъясните или разьясните? Как разобрать по составу?
Чтобы правильно написать слово разъясните, обратимся к его морфемному составу, чтобы выяснить что есть что:
А теперь становится очевидно, что корень начинается с гласной я, а русская приставка заканчивается на согласный. В таких случаях необходимо написать твердый разделительный знак, как и в аналогичных случаях:
объяснить, безъядерный, предъянварский.
Получаем: РАЗЪ-ЯСН-И-ТЕ (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова РАЗЪЯСН-.
Имеем: ВОД-О-О-ХРАН-Н-ЫЙ (корень-соединительная гласная-приставка-корень-суффикс-окончание)
Основа слова ВОДООХРАНН-.
На рыночной площади СУТОЛОК/А. Такой сутолокИ жители давно не видели. На сутолокУ с удивлением смотрели прохожие. Все удивлены сутолок/ой.
Из этих предложений совершенно понятно, что имя существительное СУТОЛОКА изменяемое
и имеет окончание А.
Вот родственных слов что-то я припомнить не могу, кроме прилагательного сутолочный
Помню даже пример из словаря В.И. Даля с этим словом: «Сутолочное место купцу дорого».
Однокоренными словами оказываются: Путный-Беспутный-Пут ник-Путь.
Следовательно корнем слова будет морфема пут-.
Далее выделим в составе слова суффикс прилагательного -н-.
Получаем: пут-н-ый (корень-суффикс-окон чание), основа слова: путн-.
Пример предложения: Когда у вас спросят совета, постарайтесь дать такой совет, который можно было бы назвать путным.
Чтобы разобрать по составу слово занятный, вначале выясним, что оно называет признак и отвечает на вопрос: какой?
По этим признакам отнесем его к прилагательным, причем к изменяемым:
занятн-ого дела, о занятн-ом деле, занятн-ым делом.
успешный, хлопотный, наливной.
занять, занятый, презанятный.
В итоге запишем морфемный состав анализируемого прилагательного в виде схемы: