Ребенок аутист как жить

Аутизм. Жестокая правда жизни.

Пятница, 3 Апреля 2020

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;

· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;

· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);

· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);

· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;

· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;

· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;

· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;

· часто устраивает истерики;

· пассивен или, наоборот, гиперактивен;

· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

· нарушение социального взаимодействия;

· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.

· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.

· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.

· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;

· нормальные навыки речи, внятность речи;

· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;

· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;

· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;

· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;

· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;

· замедление роста головы после года;

· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;

· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;

· ухудшение координации движений;

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

· проведение тестов со специальными опросниками;

· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;

· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;

· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;

· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;

· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;

· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;

· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;

· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;

· учат играть в ролевые игры;

· учат устанавливать эмоциональный контакт.

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;

· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;

· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;

· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Источник

«Расскажите, как с этим жить». Истории родителей детей с аутизмом

Ребенок аутист как жить. Смотреть фото Ребенок аутист как жить. Смотреть картинку Ребенок аутист как жить. Картинка про Ребенок аутист как жить. Фото Ребенок аутист как жить

Беду каждый встречает один на один. Кто-то дрогнет, внутренне помертвеет, но устоит. Кто-то не выдержит боли, отвернётся и уйдёт. Мы хотим рассказать о жизни белгородцев, которые растят детей с аутизмом. Стержень таких семей, как правило, женщины. Те, кого в обществе снисходительно называют слабым полом, зачастую демонстрируют чудеса мужества, силы воли и терпения.

Дверь без ключа

Ещё десять лет назад расстройство аутистического спектра встречалось у одного из 50 тыс. детей, сегодня – у каждого 50–60. Официально в Белгородской области почти 700 детей имеют такой диагноз. В реальности их может быть намного больше.

Наука до сих пор не знает, как лечить аутизм. Наверное, потому что это не болезнь, а скорее состояние. Ребёнок как бы заперт в маленькой комнате своего внутреннего «я», и очень сложно подобрать ключ от этой двери. Детям совсем не плохо в своих внутренних чертогах, а внешний мир выглядит агрессивным и пугающим.

Канадский программист Тайлан Кей создал ролик, который показал, как воспринимают мир аутисты. Всё начинается идиллически: солнечный день, ярко-синее небо, детская площадка, на которой возятся смеющиеся малыши. Но постепенно голоса играющих детей начинают звучать как визг пилы, а их фигурки теряют милые очертания и становятся похожи на деревянных болванчиков, похожих на солдат Урфина Джюса. Такой приём часто используют режиссёры в фильме ужасов. Особенным детям не надо ничего придумывать: они так видят наш мир.

Кружки для особенных

Татьяна Войтович работает с особенными детьми четыре года. Несколько лет назад она побывала на белгородской фотовыставке «Иллюминатор», посвящённой детям с аутизмом. Проект сильно впечатлил. Она поняла, что не может остаться в стороне. Таня пришла в общественную организацию «Синяя птица» как волонтёр. А позже стала работать художественным руководителем инклюзивной творческой студии.

Ребенок аутист как жить. Смотреть фото Ребенок аутист как жить. Смотреть картинку Ребенок аутист как жить. Картинка про Ребенок аутист как жить. Фото Ребенок аутист как жить

Все особенные дети ходят в коррекционную школу, ресурсный класс, в обычное среднее общеобразовательное учреждение или находятся на домашнем обучении, но кружков и занятий по интересам для них практически нет.После занятий они оказываются запертыми в четырёх стенах. Но общение – это как раз тот мостик, который помогает ребёнку социализироваться. Получается замкнутый круг.

Мы стали первыми, кто начал заниматься с такими детьми. А сейчас учим других. На базе Белгородского института развития образования работают курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, которые занимаются с детьми с различными нарушениями. Я, как приглашённый специалист, тоже читаю там лекции и делюсь своим опытом. А практические знания специалисты получают, приходя в «Синюю птицу» и наблюдая за нашими занятиями,

Общение с подопечными «Синей птицы» меняет в первую очередь тебя самого, считает художественный руководитель студии. Эти дети не ведут себя стандартно, они всё время отходят от привычного сценария. И универсального рецепта, помогающего подобрать к ним ключик, не существует.

Процесс поиска совместных точек соприкосновения накладывает свой отпечаток на жизнь. Начинаешь быть более внимательным к людям вообще. Несмотря на то, что у этих детей сложность с коммуникацией, как ни странно, они развивают этот навык в тех, кто с ними работает. Каждый такой ребёнок – это новая история, они все абсолютно уникальны. Кто-то не переносит громких звуков, кто-то яркого света, с кем-то надо строго, а кого-то следует постоянно подбадривать,

– делится Татьяна Войтович.

Изменить мир

У каждой семьи, в которой воспитываются дети с аутизмом, действительно, своя история. Их связывает одно общее: если любой родитель растит своего ребёнка для мира, то у родителей особенных детей задача посложней: изменить весь мир под своих детей.

Ребенок аутист как жить. Смотреть фото Ребенок аутист как жить. Смотреть картинку Ребенок аутист как жить. Картинка про Ребенок аутист как жить. Фото Ребенок аутист как жить

У Светланы Добрейкиной муж военнослужащий. Они переехали в Белгород полтора года назад из Иркутска из-за сына Арсения. Проблемы у ребёнка начались года в полтора-два. Мальчик перестал разговаривать, отзываться на имя, частенько вёл себя так, словно не слышит, когда к нему обращаются. Светлана с мужем, как и множество других родителей в аналогичной ситуации, отправились в изнуряющий поход по врачам: педиатр, невролог, анализы, обследования, проверка слуха, и всё по новой. Доктора давали ложные надежды и предлагали подождать, пока развитие выровняется. Светлана ждать не хотела: в её семье уже рос ребёнок с аутизмом, и она подозревала подобный диагноз у Арсения. Тяжелей всего было выдерживать расспросы знакомых о сыне. В маленьком военном городке все всех знали, и ничто не проходило мимо бдительных соседей. После прогулок Света возвращалась вся в слезах.

До сих пор очень благодарна одному психиатру, который без всяких экивоков сказал, что происходит с сыном. Объяснил, что это неизлечимое заболевание, не надо искать волшебной таблетки – её не существует, не тратить зря время, деньги и силы. А лучше быстрей взять себя в руки и начать заниматься социализацией Арсения. Для этого нужно уехать из Иркутска, где не было никаких для этого возможностей.Доктор назвал несколько городов, в которых хотя бы что-то было создано. В коротком списке прозвучал Белгород. И ещё он сказал одну важную фразу: не расстраивайтесь, он таким не останется, будет лучше, если вы станете заниматься. Наверное, это помогло в тот момент пережить шок и начать действовать,

Они продали квартиру, перебрались в Белгород и начали новую жизнь. Светлана помнит первое творческое занятие в «Синей птицы». Арсений ничего не хотел, и мама сама, глотая слёзы, вырезала ножницами из бумаги картинки. Он почти не говорил и ничего не делал. Сейчас это совсем другой ребёнок.Помогли развивающие занятия, логопед, творчество. Арсению семь, и незнакомые люди могут даже не догадываться о его диагнозе.

Мне помогли преодолеть стереотипы психологи из «Синей птицы». Последний психологический барьер, который я преодолела, это когда дали инвалидность сыну. Потому как вроде не было этой бумажки, то он здоров. Но со временем ко всему привыкаешь. Недавно мы ехали с реабилитации в поезде. Я сразу говорю попутчикам: у ребёнка аутизм, если вдруг он внезапно запоёт, не удивляйтесь. И уже было несколько случаев, когда это не то что отпугивало, а наоборот, вызывало интерес. Люди говорили: как хорошо, что мы вас встретили. Вот у наших знакомых, родственников, соседей тоже такой диагноз у ребёнка, мы не знаем, что делать, расскажите, как с этим жить. Многие мамы испытывают дискомфорт, когда выводят своего ребёнка в люди. Им стыдно за его поведение, они ловят на себе осуждающие взгляды и в результате запираются с ним дома. Я тоже это когда-то прошла,

Она стала писать в Instagram посты о том, каково быть мамой ребёнка с аутизмом, рассказывать, что не так всё страшно, как кажется, давать советы другим родителям. Света уверена, что страх чаще всего у нас в голове, а жизнь продолжается. И можно организовать её так, чтобы было удобно всем. Светлану поддержали её подписчики. Некоторые мамы рассказали, что, прочитав её посты, впервые за десять лет вышли в магазин со своим ребёнком.

Заниматься полезным

Кто-то рассказывает о своих детях в социальных сетях, поддерживая десятки родителей, а кто-то пытается помочь всем, оказавшемся в подобной ситуации.

Ребенок аутист как жить. Смотреть фото Ребенок аутист как жить. Смотреть картинку Ребенок аутист как жить. Картинка про Ребенок аутист как жить. Фото Ребенок аутист как жить

Наталья Злобина организовала благотворительный фонд системной помощи людям с нарушениями психологического развития Белгороде. А в этом году при поддержке мэрии и Фонда президентских грантов со своей командой воплотила в жизнь важный проект – центр полезной занятости для подростков и молодых людей с особенностями здоровья. В нём есть мастерские для ребят, сенсорная комната для отдыха и кабинет психолога. Появился не только второй дом для особенных белгородских ребят, где они нашли друзей и занятия по интересам, но и место, в котором со временем они будут заниматься настоящим делом, зарабатывать деньги. Ведь очень важно не просто помочь ребёнку социализироваться, но и найти его место в этом мире.

Между первой Натальей, молодой мамой ребёнка с РАС, и той деловой женщиной, которая сегодня успешно запускает свои идеи и реализует проекты – целая бездна.

Девять лет назад Наталья Злобина даже не могла решиться написать в соцсетях, что ищет родителей детей с аналогичным расстройством. Она признаётся, что было трудно, почти невозможно сломать этот дурной и пошлый стереотип нормы.

Я всегда буду помнить, как рухнул мой старый мир. И как родился новый – тоже. И он уже никогда не рухнет. Макару аутизм диагностировали в Москве, когда ему было четыре года. Муж к тому времени уже ушёл из семьи. К московским врачам мы приехали втроём: я, сын и мама, и я как-то ради неё пыталась держаться. Потом мама уехала в Орёл, а мы с Макаром остались в Белгороде. Я очень много плакала тогда. Всё время смотрела в небо и думала: ну что ты придумал? Ну почему Макар? Ощущение было, как будто стоишь на натянутом канате над пропастью. Чувствуешь, что от ужаса и страха онемело всё так, что любой ветерок – и всё. Мысли носятся, перебираешь в голове варианты – ничего не подходит, никак не спасёшься. И падаешь. Падаешь и разбиваешься на мелкие кусочки. Могла вообще спать не ложится, отвезти Макара в садик и поехать на работу в банк, улыбаться клиентам. Сын собрал меня заново, сложил по пазлику, ничего не забыл. Конечно, много чего ещё пришлось услышать: и советы, и усмешки, и выводы про кару небесную и про плохие гены, но мне уже не было страшно,

– говорит о том времени Наталья.

Сын помог стать ей счастливой и дал смысл жизни. Наталья стала искать единомышленников, и сама удивилась, сколько людей вокруг готово и помочь, и поддержать. В 2013 году появился фонд «Выход в Белгороде», потом его переименовали в благотворительный фонд «Каждый особенный», который объединил людей не только с расстройствами аутистического спектра, но с разными ментальными проблемами. Сейчас благодаря фонду в области успешно работают ресурсные классы и группы в школах и детских садах, есть девять служб ранней помощи для детей до 3-х лет. И наконец в этом году были открыты первые в области «особенные» мастерские для людей с ментальными особенностями развития.

Первое, что отметила педагог-организатор центра Александра Нестерова – студенты приходят сюда хмурые, а со временем начинают улыбаться. У многих за плечами непростая жизненная школа. А в Центре полезной занятости ребята научились дружить, сочувствовать и вместе работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *