Ребенок как будто давится
Асфиксия новорожденных
Остановка дыхания у ребенка. Что делать, если ребенок задыхается? Причины асфиксии и ее профилактика.
Ирина Кирьянова педиатр, кандидат медицинских наук
Казалось бы, что может грозить новорожденному в стенах родного дома? Он ведь и двигаться еще толком не умеет. Тем не менее дети первого месяца жизни нередко становятся жертвами трагических случайностей. Одна из них — удушье, или, как называют его медики, асфиксия. Что делать в такой ситуации и можно ли ее предотвратить?
Причины удушья у детей
Асфиксия — удушье, вызванное сдавлением дыхательных путей, закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота и ведущее к кислородному голоданию и избыточному накоплению углекислого газа в тканях и клетках организма, что грозит тяжелыми расстройствами деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.
У новорожденного это состояние может быть вызвано в основном двумя причинами:
Внешние признаки асфиксии
У малыша наблюдается двигательное беспокойство, поперхивание, ребенок хватает ртом воздух, может быть сдавленный приглушенный плач (но бывает, что дети не плачут и тем самым не привлекают к себе внимания). Могут появиться не свойственные ранее хрипящие, свистящие звуки — так называемое стридорозное дыхание, осипший голос или полное его отсутствие, неожиданный, приступообразный кашель, одышка, втягивание надключичных ямок, межреберных промежутков, живота, испуганные глаза, образование большого количества слюны, учащенное, а затем замедленное сердцебиение, ослабленное дыхание. Характерны для удушья цианоз (синеватое окрашивание) лица, конечностей, тела, потеря сознания, судороги, полное мышечное расслабление, отсутствие рефлексов.
Что делать, если ребенок подавился?
В такой критической ситуации времени на ожидание медицинской помощи нет, и необходимо рассчитывать прежде всего на себя.
Но не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле, — так вы можете протолкнуть его еще дальше и вызвать рефлекторную остановку дыхания.
Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!
Прежде всего нужно положить ребенка на спину на ровную жесткую поверхность (стол, пол, земля), а под лопатки положить пеленку, одежду, скатанную в виде валика. Тогда голова пострадавшего окажется запрокинутой и язык не будет западать, препятствуя прохождению воздуха в дыхательные пути. После этого ребенка надо раздеть, убрав всю сдавливающую одежду.
Примечание. Пульсацию у новорожденного проще всего обнаружить на большом родничке, а также на плечевой артерии: руку ребенка отведите от тела и поверните ладонью вверх. В средней трети плеча на внутренней стороне указательным и средним пальцами нащупайте пульс между двумя мышцами. Проверять пульс на сонной артерии, на шее у новорожденных трудно из-за того, что шея еще короткая, а кожа на ней имеет многочисленные складочки.
Для того чтобы проверить сердцебиение, необходимо положить свою ладонь на грудную клетку малыша, на область левой молочной железы. Если вам удается ощутить сердцебиение, но пульса на артериях нет, то сердечная деятельность считается недостаточной и необходимы реанимационные мероприятия. Такие мероприятия необходимы и при отсутствии сердцебиения.
После каждого вдоха необходимо проводить непрямой массаж сердца.
На грудной клетке малыша необходимо найти точку, на которую следует нажимать. Ориентир таков — она располагается на ширину одного пальца ниже линии, мысленно проведенной между сосками, по левому краю грудины (примерно в нижней ее трети).
Детям до года необходимо резко нажимать на данную точку двумя пальцами — указательным и средним, при этом руки следует держать строго перпендикулярно телу пострадавшего, в локтях не сгибать, усилия должны производиться только руками, а не всем телом, то есть нельзя переносить вес своего тела на руки, чтобы не повредить ребра ребенка.
Грудную клетку ребенка надо обхватить обеими руками (большие пальцы лежат на указанной области) и энергично сжимать ее. Частота надавливаний на грудную клетку у новорожденных — 120 раз в минуту. Помните, что при выполнении искусственного дыхания массаж сердца прерывают, чтобы он не мешал дыхательным движениям грудной клетки.
Критерий эффективности непрямого массажа сердца — появление пульса на большом родничке и крупных сосудах (см. выше). Поэтому, проводя реанимацию, примерно раз в минуту проверяйте наличие пульсации. В том случае, если пульсация восстановилась, непрямой массаж следует прекратить, а искусственное дыхание продолжать до восстановления самостоятельного дыхания. Если пульс отсутствует, продолжайте реанимацию дальше и ежеминутно контролируйте пульс. Иногда определить пульс бывает затруднительно из-за малого наполнения сосудов или в результате ошибки при поиске точки нащупывания пульса. Поэтому спустя 3-5 минут непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуется прервать и по внешним признакам установить наличие самостоятельного сердцебиения, спонтанного дыхания, размера зрачков. Узкие зрачки является признаком восстановления работы головного мозга.
Чего вы должны добиться в результате всех реанимационных мероприятий? Восстановления жизнедеятельности организма, т.е. возникновения самостоятельного дыхания, пульсации, сердцебиения, сужения зрачков и реакция их на свет, изменения цвета кожи с бледного, синюшного на розовый.
Затем ребенка следует доставить в больницу для всестороннего обследования, особенно если остановка дыхания развилась при срыгивании или рвоте. Пищевые массы, попавшие в бронхи из желудка, являются кислыми за счет желудочного сока и тем самым являются агрессивной средой для нежной слизистой оболочки дыхательных путей, приводя к ее повреждению, воспалению. Скорее всего, в таком случае будет проведена санационная бронхоскопия (введение в бронхи оптического аппарата, который позволяет осмотреть бронхи и при необходимости провести их промывание), рентгенограмма и назначены антибиотики.
Если при оказании реанимационной помощи сердцебиение и дыхание не восстанавливаются, а зрачки остаются широкими, то непрямой массаж сердца и искусственное дыхание следует продолжать до приезда «скорой помощи» или до сердечной и дыхательной деятельности. Решение о прекращении реанимации принимает врач.
Чтобы увеличить время жизни коры головного мозга при нарушении жизнедеятельности, в первые же мгновения после потери сознания обложите голову ребенка чем-то холодным (грелкой, бутылками с холодной водой, льдом из холодильника, пакетом с замороженными овощами, замороженным мясом и т.д.).
Если на любом этапе реанимации у ребенка началась рвота, поверните его на бок, пальцем очистите рот от рвотных масс, снова уложите на спину и продолжайте оживление.
Профилактика удушья у новорожденного
В заключение отметим, что о безопасности малютки надо думать всегда. Он очень беззащитен и помочь себе может, разве что призывая окружающих плачем.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Истинный и ложный круп: когда ребенок задыхается
Поделиться:
Пожалуй, одним из самых страшных кошмаров всех мам является ситуация, когда ребенок задыхается. К такому состоянию могут приводить разные причины (инородное тело дыхательных путей, приступы бронхиальной астмы и т. д.), но одним из самых распространенных случаев является так называемый круп, о котором и пойдет речь.
Слово «круп» произошло от латинского croup — каркать, и это не случайно. Некоторые симптомы, о которых будет сказано чуть позже, можно сравнить с карканьем вороны. В зависимости от того, какой инфекцией вызвано возникновение заболевания, различают истинный и ложный круп.
Ложный круп
Ложный круп (еще одно его название — подскладочный ларингит) — воспаление слизистой оболочки гортани. Это не самостоятельное заболевание, оно развивается, как правило, на фоне банальной простуды и очень часто является следствием гриппа и парагриппа. Подвержены ему дети в возрасте до 5–8 лет. Это объясняется тем, что гортань у них очень маленькая, а слизистая легко отекает, суживая и без того небольшой просвет. Это препятствует поступлению воздуха в организм.
Что происходит
Протекает заболевание приступообразно. Как правило, днем состояние ребенка не вызывает серьезных опасений, имеются проявления основного заболевания, которое приводит к возникновению ложного крупа (температура, общая слабость, кашель), иногда можно заметить начинающуюся небольшую хрипотцу.
Читайте также:
Острый пиелонефрит у ребенка
Сами приступы обычно внезапны и появляются после засыпания (в горизонтальном положении усиливается отек гортани). Через некоторое время после того, как ребенка уложили спать, у него начинается весьма характерный сухой кашель, который еще называют каркающим или лающим.
Ребенок просыпается, он беспокоен и суетлив, пытается найти положение, в котором будет легче дышать. Дыхание при этом учащается, становится поверхностным, шумным, свистящим. Голос тонкий, осиплый. В этот момент температура может подняться до 37–38 градусов. Симптомы ложного крупа могут сохраняться от нескольких минут до нескольких суток и повторяться с периодичностью в пару дней.
Что делать при ложном крупе
При подозрении на возникновение ложного крупа необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Прогрессирование процесса может привести к полному закрытию просвета гортани. Ложный круп опасен для жизни ребенка!
До приезда скорой помощи необходимо:
Иногда приступ удушья можно остановить, вызвав рвотный рефлекс. Для этого нужно аккуратно надавить на корень языка или прикоснуться к задней стенке глотки.
Истинный круп
Истинный круп — состояние, которое бывает только при дифтерии. Встречается как у детей, так и у взрослых. При дифтерийном крупе происходит поражение самих голосовых связок. В результате действия дифтерийной палочки образуются пленки фибрина, которые постепенно закрывают просвет голосовой щели, вызывая стеноз гортани. Симптомы истинного крупа при этом очень похожи на проявления ложного крупа, но развитие их происходит постепенно, состояние прогрессивно ухудшается.
В настоящее время благодаря всеобщей вакцинации против дифтерии эта инфекция встречается очень редко. Но нужно всегда помнить, что заражение все-таки возможно. Заболевание протекает очень тяжело, поэтому лечение проводят строго в инфекционном стационаре, используя специфическую антитоксическую противодифтерийную сыворотку. Таким образом, вне зависимости от вида крупа необходима срочная консультация врача.
Ребенок как будто давится
Сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с современным взглядом на данную проблему.
Статью подготовил врач оториноларинголог детской клиники Тигренок Рамазанова Гюнай Альниязовна
ЛОР-врачи бьют тревогу: у каждого 2-го ребенка есть проблемы с аденоидами. Если присмотреться к детям в старших детсадовских группах и первоклашкам, то страдающих аденоидами можно легко заметить – такие дети дышат ртом. Казалось бы, ничего страшного. Но, если не вмешаться и пустить все на самотёк, то аденоиды могут стать причиной не только постоянных простуд, но и таких серьезных осложнений, как гнойные отиты и потеря слуха. Еще недавно единственным методом решения проблемы была операция. Сегодня врачи нашли способ обойтись без хирургического вмешательства.
Что такое аденоиды и почему они становятся проблемой?
Аденоиды располагаются за носом, в носоглотке. В детском возрасте аденоидная и лимфоидная ткань защищает нас от инфекций. В норме к 14 годам аденоиды, выполнив свою функцию, исчезают сами собой. Это происходит под воздействием половых гормонов. Крайне редко аденоиды сохраняются у взрослых.
Аденоидит чаще всего «расцветает» у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Именно в этот «переходный возраст», когда ребенок становится школьником, в крови снижается количество лимфоцитов, что ведет к снижению сопротивляемости организма к инфекциям и вирусам. Этот период физиологичен. Чтобы защитить организм, аденоиды увеличиваются в размере. К сожалению, у многих детей это приводит к тому, что аденоиды перекрывают носоглотку и затрудняют дыхание.
Лимфоидная ткань тоже может стать очагом инфекции. Вирусы и бактерии через нос попадают в носоглотку на ткань аденоидов. Аденоиды начинают бороться с инфекцией. Если борьба неравная, то аденоиды воспаляются. И в этом случае уже сами аденоиды становятся источником инфекции. Из-за того, что рядом с аденоидами находятся слуховые трубы, нагноившиеся аденоиды могут спровоцировать средний отит. Этот сценарий – один из наиболее опасных. Гнойные отиты, экссудативные отиты могут привести к снижению слуха на всю жизнь.
Частые простуды и инфекционные заболевания – лишь вершина айсберга. Постоянное, так называемое «привычное» ротовое дыхание ведет к ряду расстройств со стороны внутренних органов. Привычное ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка, что влияет на положение зубных рядов и прикуса. Что в свою очередь может привести к развитию серьезных проблем всего опорно-двигательного аппарата (отсюда проблемы с осанкой) и окажет негативное влияние на все органы и системы организма.
Как разорвать этот замкнутый круг?
Носовое дыхание – очень важно для ребенка. Растущий организм нуждается в кислороде больше взрослых. Если научить ребенка заново дышать носом, то всех вышеперечисленных проблем можно избежать. Но как это сделать? Ведь ребенок начинает дышать ртом вынужденно.
Из-за того что аденоиды прикрывают невидимую часть ноздрей сзади, так называемые «хоаны», ребенок не может дышать носом. Даже если он вдыхает носом, аденоиды перекрывают выход в носоглотку, блокируя воздух. Поэтому дети начинают дышать ртом. У часто болеющих детей отекает слизистая носа и сами аденоиды, что еще больше затрудняет дыхание. Распространенная картина: ребенок идет в сад или школу и там сталкивается с инфекциями. Что происходит в организме? Компенсаторно увеличиваются аденоиды, которые перекрывают хоаны, и ребенок начинает дышать ртом. Получается замкнутый круг – ротовое дыхание ведет к частым инфекциям, в ответ на инфекции аденоиды увеличиваются. Проблема в том, что пока ребенок не научится дышать носом – аденоиды не уменьшатся. Таких детей надо отучать дышать ртом. Это нелегко, но возможно. Новорожденные дети умеют дышать только носом – это жизненно необходимо в процессе сосания.
Дыхание ртом – вредная привычка! Здоровый человек должен дышать только носом. При дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78 % нормального объема, а при хроническом ротовом дыхании развивается гипервентиляция легких. Дышащий ртом ребенок делает вдох каждые 3 секунды. По этой причине в организм через носовые пути попадает в 10 раз больше болезнетворных микроорганизмов.
Если ребенок дышит ртом, необходимо лечение. Но сначала нужно установить причину ротового дыхания.
Когда нужна операция?
Если не проведена эндоскопия носоглотки, тимпанометрия и врач на обычном осмотре говорит: нужна аденотомия – это неверный подход. В 21 веке нужно делать полное обследование. Если ребенок беспокойный и невозможно провести эндоскопию, то необходимо сделать хотя бы КТ или рентгенографию носоглотки. Без эндоскопии или рентгена врач не может адекватно оценить, что именно является причиной проблемы. Мозговая грыжа? Опухоль? Или все-таки это аденоиды? Эндоскопия носоглотки снимает такие вопросы.
Синдром апное у детей весьма опасен. Если есть частые гнойные отиты и есть «замирание» во сне – нужно по-прежнему удалять аденоиды хирургически. Если остановок дыхания во сне нет, то ребенка можно и нужно лечить консервативно.
✓ Неправильный прикус и скученность зубного ряда.
✓ Проблемы с дикцией.
Если есть хотя бы один из признаков, то следует обратиться к специалисту. А лучше всего – к нескольким. Междисциплинарный подход, когда врачи разных специальностей вместе решают одну проблему, в данном случае оптимален. Ребенка с ротовым дыханием обязательно должен посмотреть не только ЛОР, но и ортодонт. Очень часто требуется помощь логопеда.
Лечение аденоидов без операции: как это работает?
Ношение трейнеров в комплексе с дыхательными и мышечными упражнениями учат ребенка смыкать губы в покое, поскольку стимулируются тонус круговой мышцы лица и рефлекс смыкания губ. Ребенок привыкает к трейнеру в течение 10-14 дней. Упражнения занимают 5-10 минут, их легко запомнить и выполнять. Первые результаты становятся видимыми уже через 3-6 месяцев. Выражается это, прежде всего, в снижении частоты заболеваний ОРЗ, гриппом, отитами.
86% экссудативных отитов вылечиваются только ношением трейнеров и упражнениями. Это доказано. Не требуется никаких лекарств, физиотерапии, процедур и промываний.
Нужно отметить, что далеко не все ортодонты проводят лечение с помощью трейнеров и упражнений. На это есть несколько причин. Во-первых, нужно мотивировать ребенка, что не просто. Во-вторых, у ортодонтов есть и другие методы лечения неправильного прикуса, например, брекеты. Поэтому я рекомендую обращаться в многопрофильные центры, где специалисты работают сообща, не перетягивая «одеяло» на себя, а действуя в интересах пациента.
Иногда родители приводят к нам детей уже с направлением на операцию. Но после обследования мы выбираем консервативное лечение. В очень большом проценте случаев операция не нужна. Если аденоиды не полностью закрывают доступ воздуха и ребенок все-таки может дышать носом – можно выправить ситуацию без хирургического вмешательства.
Если без операции не обойтись, то тоже бояться не нужно. Сегодня аденотомию проводят под общим обезболиванием с помощью эндоскопа и лазера. Лазерное излучение коагулирует сосуды, поэтому операция не такая «кровавая», как это было раньше. Вся операция длится 30 минут и ребенок в этот же вечер уходит домой. Нужен пресловутый «индивидуальный подход».
Несколько методов «домашней» диагностики.
Во время сна. Дождитесь, когда ребенок глубоко заснет. И понаблюдайте. Родителей своих маленьких пациентов я прошу делать 30-секундное видео и, затем оцениваю – частоту дыхания во сне, есть ли храп и остановки дыхания? Видеосъемку нужно делать таким образом, чтобы было видно губы – приоткрыты они или сомкнуты? Если рот приоткрыт на 1-2 миллиметра это уже ротовое дыхание. Уже нужно бить тревогу! Без таких наблюдений вы не сможете понять, есть ли апное у ребенка. С такой видеозаписью вашему лечащему врачу будет более понятна клиническая картина. Покажите ему видео.
Во время бодрствования. Обращайте внимание на ребенка, когда он сильно увлечен игрой: собирает конструктор, рисует. Смотрите, как он дышит. Приоткрыты ли у него губы? Когда ребенок глубоко занят, например, просмотром мультиков, и приоткрывает рот – это тоже сигнал о том, что есть слабость околоротовых мышц. И, значит, эти мышцы нужно тренировать. Иначе эта ситуация тоже может привести к увеличению аденоидов, изменению прикуса и другим серьезным проблемам. Рот должен быть прикрыт всегда, если мы не едим, не пьем и не разговариваем!
Как слышит ваш ребенок? До 10 лет ребенок, как правило, не жалуется на слух. Даже если плохо слышит. Обратите внимание, на какой громкости он смотрит мультики? Просит ли он включить погромче? Переспрашивает ли он? Бывает ли, что вы не можете достучаться до ребенка – он как будто вас не слышит? Снижение слуха – серьезный симптом, на который нужно обязательно обратить внимание как можно раньше.
Ребенок как будто давится
Дисфагия у детей может быть вызвана целом рядом пищевых нарушений и/или нарушений глотания. Детальное обсуждение каждой возможной причины выходит за рамки этой главы, которая в первую очередь предоставляет читателю алгоритм диагностического поиска, основанный на понимании нормальной физиологии глотания, знании ключевых моментов анамнеза и осмотра, а также умении ориентироваться в том объеме патологических состояний, которые стать быть причиной дисфагии.
Акт глотания подразделяется на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Ротовая фаза включает в себя помещение пищи в рот, жевание и проталкивание пищевого комка в ротоглотку.
Глоточная фаза является рефлекторной, в ней принимают участие V, IX, X и XII пары черепных нервов, при помощи нее закрывается носоглотка, гортань поднимается, закрывая нижележащие дыхательные пути, и пищевой комок продвигается в гортаноглотку. Пищеводная фаза начинается с расслабления перстнеглоточной мышцы, после которого пищевой комок проникает в пищевод и затем, под действием перистальтического сокращения пищевода, продвигается в желудок.
а) Анамнез у детей при дисфагии. У новорожденных крайне важно собрать информацию о течении беременности и родов. Многоводие повышает риск наличия аномалий развития пищевода или неврологических нарушений. Интубация трахеи по поводу дыхательной недостаточности может быть причиной травм гортани и/или глотки, в то время как длительная гипоксия ведет к повреждению ЦНС.
Следует узнать о всех проводившихся оперативных вмешательствах, особенно имеющих риск повреждения черепных нервов (вентрикулоперитонеальное шунтирование, операции по поводу открытого боталлова протока). Семейный анамнез собирается для исключения генетических, неврологических, нейромышечных заболеваний.
У детей старшего возраста следует уточнять скорость развития симптомов (остро или постепенно), а также временные характеристики (присутствуют ли симптомы постоянно или периодически). Уточняется, какую именно пищу не может проглотить ребенок: жидкую, твердую, или любую. Внезапное развитие дисфагии характерно для инородного тела пищевода, в то время как ее постепенное прогрессирование с постепенно развивающейся невозможностью принятия жидкостей — для стеноза пищевода.
Боль при глотании характера для инфекционно-воспалительных заболеваний, инородных тел, химического ожога. Важным симптомом является рвота. Следует уточнять соотношение с актом приема пищи (во время, сразу после), а также характер рвотных масс (переваренная или непереваренная пища). Симптомы дыхательной недостаточности (стридор, цианоз во время питания) могут свидетельствовать о том, что причиной дисфагии является обструкция дыхательных путей, впрочем, аналогичные симптомы могут возникнуть и вследствие аспирации.
Детальный осмотр ребенка необходим для исключения иммунодефицитного состояния, аутоиммунных, эндокринных и неврологических заболеваний.
б) Осмотр ребенка с нарушеним глотания (дисфагии). Измеряются и сравниваются с возрастной нормой рост и вес пациента. Потеря веса или отставание в наборе весе (показатели веса ниже 30-го процентиля) являются грозными признаками, такие дети требуют повышенного внимания. У младенцев необходимо оценить прием пищи, проверить наличие корневого и сосательного рефлексов (их отсутствие может свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях).
Проводится полный осмотр головы и шеи. Отмечаются все аномалии строения черепа (расщепленные губа или небо, ретрогнатия, макроглоссия, глоссоптоз), у детей с характерным габитусом всегда следует подозревать наличие какого-либо генетического заболевания.
Важным инструментом в диагностике нарушений глотания является фиброларингоскопия, именно с целью ее проведения детей часто направляют к оториноларингологу. Следует исключить затрудненное носовое дыхание вследствие ринита, искривлений перегородки носа, атрезии хоан или гипертрофии глоточной миндалины. В гортаноглотке можно обнаружить скопление слюны или частицы пищи. Отмечаются любые отклонения со стороны гортани, как анатомические (гортанная щель, ларингомаляция), так и функциональные (паралич голосовых складок).
Наконец, проводится неврологический осмотр. Очевидно, наибольшее внимание следует уделять функции черепных нервов, но важен и периферический осмотр. Документируются любые отклонения от нормы (например, гипотония).
Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.
в) Диагностика. Для получения дополнительной информации с целью постановки диагноза возможно использовать различные лучевые методы диагностики. На рентгенограмме грудной клетки можно оценить наличие аномалий со стороны сердца, трахеобронхиального дерева или средостения. КТ или МРТ выполняются при наличии мягкотканных образований на шее. Для оценки ротовой и глоточной фаз глотания используется модифицированная флюороскопия с барием.
Оценивается наличие аспирации, для определения степени ее выраженности и безопасности глотания ребенка последовательно кормят пищей разной консистенции. Для исключения стриктур и нарушений подвижности пищевода модифицированная флюороскопия с барием часто сочетается с простой бариевой эзофагографией.
Функциональная эндоскопическая оценка глотания предоставляет информацию о чувствительности слизистой глотки и гортани, позволяет оценить подвижность гортани и наличие аспирации. Как и при флюороскопии с барием, используется пища разной консистенции.
Золотым стандартом диагностики рефлюкса является суточная pH-метрия. Датчики размещаются у проксимального и дистального концов пищевода (в случае пробы с тремя датчиками дополнительный размешается в глотке). Подвижность пищевода оценивается эзофагоманометрией. Эндоскопия позволяет проводить как диагностику заболеваний пищевода, так и использоваться в лечебных целях (для удаления инородных тел, бужирования пищевода при стриктурах).
г) Дифференциальная диагностика. Обследуя пациента с дисфагией, полезно разделить все множество возможных причинных заболеваний на несколько широких категорий. Важно понимать, что вызывать дисфагию может сразу несколько факторов.
д) Нарушения развития как причина нарушения глотания у детей. Недоношенным детям часто требуется и искусственная вентиляция и искусственное кормление. У подобных пациентов часто ослаблен сосательный рефлекс, нарушена координация дыхания и глотания. Первое время используется кормление через зонд или гастростому. К счастью, при отсутствии каких-либо серьезных неврологических заболеваний, через некоторое время становится возможным пероральный прием пищи.
е) Врожденные анатомические нарушения как причина дисфагии. Приводить к нарушениям глотания могут аномалии развития дыхательного и пищеварительного трактов от полости носа до дистальных отделов пищевода и трахеи. Обструкция дыхательных путей на уровне полости носа (атрезия хоан, атрезия грушевидных апертур, выраженное искривление перегородки носа вследствие родовой травмы) может приводить к нарушению координации дыхания и глотания.
Причиной дисфагии могут стать различные аномалии костей лица и черепа. Дети с расщеплением губы и/или неба неспособны эффективно ограничить полость рта во время сосания, поэтому для их кормления используются специальные бутылочки и сосочки. Также у детей с расщеплением неба часто отмечается попадание пищи в полость носа из-за прямого сообщения носа со ртом, а также вследствие небно-глоточной недостаточности.
Проблемы с кормлением также могут встречаться при самых разных генетических синдромах, при которых наблюдается нарушение размера и положения нижней челюсти и других костей лица. Типичными примерами являются синдромы Тричера Коллинза, Аперта, Голь-денхара и Крузона.
Особенно выраженной дисфагия бывает при сочетании аномалий лицевого скелета с расщеплением верхней губы и неба. Макроглоссия, встречающаяся при синдроме Дауна (трисомия 21 хромосомы) и синдроме Беквита-Видеманна, может препятствовать нормальному сосанию, продвижению болюса и защите гортани. Наконец, приводить к обструкции дыхательных путей и дисфагии могут аномалии расположения языка (макроглоссия или ретрогнатия), наблюдаемые при синдроме Пьера Робена.
Аномалии развития гортани (ларингомаляция, врожденная фиброэластическая мембрана гортани, расщелина гортани) могут приводить к вторичной дисфагии вследствие обструкции дыхательных путей, аспирации или их сочетания. Наличие стридора или охриплости должно насторожить врача в отношении гортанной причины дисфагии.
Различные пороки трахеи и пищевода могут стать причиной дисфагии. Возможными аномалиями со стороны пищевода являются: атрезия пищевода, дупликация пищевода, трахеопищеводная фистула, пищеводная мембрана, стриктуры пищевода. Трахеопищеводные фистулы часто сочетаются с другими пороками развития, в первую очередь сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Трахеопищеводные фистулы в зависимости от локализации и сочетания с атрезией пищевода подразделяются на четыре категории.
Обструкция дыхательных путей, аспирация, дыхательная недостаточность могут встречаться при любом варианте фистулы. Коррекция структурных аномалий пищевода и трахеи обычно проводится сразу после их обнаружения, в младенческом возрасте.
Возможно сдавление трахеи и пищевода сосудистым кольцом (аномалия развития аорты и/или ее ветвей), которое проявляется стридором с усилением выраженности при кормлении. Иногда в таких случаях дисфагия не проявляется до тех пор, пока ребенок не начнет принимать твердую пищу.
ж) Приобретенные нарушения как причина нарушения глотания у детей. Наиболее часто встречаются инородные тела пищевода. Употребление едких жидкостей может привести к дисфагии как в остром периоде, так и в отдаленным вследствие развития стриктур пищевода. Тщательный сбор анамнеза позволяет выявить ятрогенную причину дисфагии (интубация, предыдущие оперативные вмешательства на органах дыхания или пищеварения).
Операции на трахее, пищеводе или сердце могут повлечь за собой повреждение возвратного гортанного нерва, проявляющееся парезом голосовых связок, или верхнего гортанного нерва, проявляющегося снижением чувствительности гортани.
з) Инфекционно-воспалительные заболевания как причина дисфагии. Инфекции верхних дыхательных путей в детском возрасте часто проявляются болью при глотании (одинофагией) и дисфагией. Банальный бактериальный или вирусный фарингит обнаруживается при осмотре ротоглотки. При наличии выраженной интоксикации, боли при глотании и отказа от пищи необходимо заподозрить инфекцию глубоких фасциальных пространств шеи, заглоточный или паратонзиллярный абсцесс.
У пациентов с иммунодефицитом возможно поражение пищевода грибами рода Candida или другими грибами, микобактерией туберкулеза, цитомегаловирусом или вирусом герпеса. Болезнь Чагаса, или американский трипаносомоз, вызывается простейшими вида Trypanosoma cruzi. Данное заболевание наиболее распространено в Южной и Центральной Америке, проявляется выраженной атонией пищевода с формированием в дальнейшем мегапищевода.
Подобно взрослым, дети могут страдать от различных системных заболеваний соединительной ткани, некоторые из которых проявляются дисфагией. Системная склеродермия поражает гладкую мускулатуру, вызывая атонию пищевода; вследствие выраженного рефлюкса возможны стриктуры пищевода. Синдром Шегрена проявляется ксеростомией.
Ювенильный ревматоидный артрит (болезнь Стилла) может вызывать артрит перстнечерпаловидного сустава, проявляющийся болью при фонации и глотании, фиксация данного сустава может приводить к стенозу гортани.
и) Новообразования как причина нарушения глотания. Очевидно, что новообразования верхних отделов дыхательных путей и пищеварительного тракта могут мешать продвижению болюса, вызывая дисфагию. Также пищевод могут сдавливать извне опухоли средостения. Для данной причины дисфагии характерно постепенное нарастание симптомов: сначала пациент испытывает затруднения при глотании только твердой пищи, но через некоторое время оказывается неспособным проглотить даже жидкость.
к) Неврологические заболевания и дисфагия при них. Если не удается найти какую-либо анатомическую или функциональную причину дисфагии, в список заболеваний для дифференциального диагноза включаются неврологические расстройства. У детей с заболеваниями ЦНС часто отсутствуют или нарушены корневой и сосательный рефлексы, нередко они испытывают сложности со сглатыванием слюны, что ведет к ее накоплению и аспирации. Возможно присутствие других признаков поражения нервной системы, например, гипотонии.
Поражение ЦНС может развиться вследствие гипоксии, травмы, инфекции, врожденных аномалий (мальформация Киари), генетических заболеваний (миастения, мышечная дистрофия).
л) Психологические расстройства и расстройства поведения как причина нарушения глотания. Только после исключения всех остальных возможных причин рассматриваются психологические/поведенческие факторы. Подозрение должно возникнуть в том случае, если пациент нормально набирает вес, несмотря на наличие жалоб; а также если симптомы возникают только между приемами пищи.
м) Другие заболевания пищевода. В список заболеваний для дифференциального диагноза также необходимо включать первичные заболевания желудочно-кишечного тракта. Перстнеглоточная ахалазия, которая проявляется невозможностью расслабления верхнего сфинктера пищевода, может стать причиной регургитации пищи, аспирации, частых рвотных позывов.
Диффузный спазм пищевода («пищевод типа орехокола») проявляется одинофагией и болью за грудиной, для диагностики используется рентгенография с барием и эзофагоманометрия. Также причиной дисфагии может стать заброс в пищевод желудочного содержимого. Этой теме посвящена следующая статья на сайте.
Диффузный спазм пищевода.
При рентгенологическом исследовании проявляется, как периодическое отсутствие первичной перистальтики в грудном отделе пищевода.
Спиралевидная или четкообразная деформация просвета пищевода.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021