Ребенок квакает как лягушка
Угадать лягушку с трёх нот
Слушаем кваканье австралийских лягушек, чтобы помочь герпетологам лучше понять повадки земноводных.
Привет, меня зовут Влад Цой. Я работаю в проекте «Люди науки», где мы рассказываем, как человек без специальных навыков может помочь исследователям со всего мира. Иными словами, попробовать себя в роли научного волонтёра.
Один из самых популярных порталов, на котором сидят научные волонтёры, называется Zooniverse. На этом ресурсе собраны десятки проектов, которым нужна помощь добровольцев. К примеру, мы с моей коллегой Машей Осетровой уже рассказывали о том, как люди наблюдают за жизнью шимпанзе в Chimp&See или помогают с разработкой искусственного интеллекта марсохода в AI4Mars. Чаще всего на портале волонтёры классифицируют снимки или короткие видео. Но порой встречаются любопытные исключения — как, например, FrogSong, где пользователь слушает кваканье австралийских лягушек.
Проект FrogSong запустили в январе 2021 года австралийские герпетологи из Университета Джеймса Кука (James Cook University) и Университета Монаша (Monash University). Исследуя лягушачьи «песни», учёные хотят лучше понять повадки земноводных — когда они квакают хором, а когда по одиночке; какие обстоятельства и как влияют на то, какие именно звуки издаёт лягушка; как эти животные адаптируются к изменяющейся окружающей среде.
Данные для своего проекта учёные взяли из Австралийской акустической обсерватории — организации, специалисты которой записывают звуки природы по всему континенту.
Илл.: Australian Acoustic Observatory
Прослушать эти многочасовые записи самостоятельно герпетологи не могут — небольшая научная группа потратила бы на это годы, если не десятилетия. А вот команда из нескольких тысяч волонтёров справится с аудиофайлами за несколько месяцев. Обработанные волонтёрами записи помогут учёным создать компьютерную модель, которая сумеет самостоятельно распознавать разные виды лягушек по звуку.
Как и другие проекты на Zooniverse, FrogSong не имеет приложения — вся работа проходит в браузере вашего устройства. Чтобы было удобнее классифицировать записи, лучше надеть наушники: без них можно прослушать кваканье земноводных на фоне ветра, шуршания листвы и пения птиц.
Когда я участвовал во FrogSong, мне нужно было определить на слух пять видов лягушек. Однако база данных, с которыми работают волонтёры, постоянно обновляется. Вполне вероятно, что вам попадутся совсем другие виды.
Участники проекта получают односекундную запись со спектрограммой, на которой можно увидеть частоту звука:
По этому короткому фрагменту волонтёру нужно определить, слышна ли здесь интересующая герпетологов лягушка. Не волнуйтесь: запоминать голоса всех земноводных не нужно. В правом углу экрана вас всегда будет сопровождать справочник, где собраны кваканья всех лягушек, которых вы можете услышать.
Ознакомившись с определителем и инструкциями, приступаю к классификациям. Первой мне попалась пустынная древесная лягушка (Litoria rubella).
Встречаются эти амфибии по всей Австралии — преимущественно на севере и северо-востоке континента. Небольшие (от 2 до 4 см в длину), со скромным сероватым и коричневым окрасом, они кажутся тихонями. Однако на самом деле пустынная древесная лягушка издаёт (здесь и далее буду оставлять ссылки на аудиофайлы с кваканьем — прим. автора) весьма неприятные звуки — что-то среднее между скрежетом металла по стеклу и криком ребёнка, который ушиб коленку:
Спектрограмма фрагмента «песни» древесной лягушки. Илл.: Zooniverse.
Чуть не сойдя с ума от этих «песен», я решил послушать ещё чей-нибудь голос. Выбор пал на полосатую ракетную лягушку (Litoria nasuta). Она облюбовала для жизни северную и западную часть континента. Хотя популяции этих земноводных можно встретить и на востоке возле Сиднея. Своё название ракетная лягушка получила неслучайно: вытянутая форма её тела действительно напоминает летательный аппарат.
Полосатая ракетная лягушка (Litoria nasuta). Фото: Edward Bell, iNaturalist.
Звучит она так, будто ехидно смеётся или пытается крякать по-утиному. Вот на этой записи кваканье ракетной лягушки можно услышать четыре раза (постарайтесь не обращать внимание на шумный стрекот насекомых):
Спектрограмма пения полосатой ракетной лягушки. Илл.: Zooniverse.
Почему-то звуки этой амфибии встречались мне во FrogSong довольно редко. За несколько вечеров её кваканье я услышал всего три-четыре раза. Зато «пение» зелёной древесной лягушки (Ranoidea caerulea) звучало почти постоянно.
Зелёная древесная лягушка (Ranoidea caerulea).Фото: Amaël Borzée, iNaturalist.
Живёт она на севере и северо-востоке Австралии — чаще всего натуралисты-любители замечали её в тропических лесах у восточного побережья. Это одна из самых крупных австралийских лягушек — она может достигать 10-11 сантиметров длину. Но опознать её легко даже на слух: амфибия обладает выделяющимся низким кваканьем:
Спектрограмма кваканья зелёной древесной лягушки. Илл.: FrogSong Zooniverse.
Живут в Австралии и другие крупные земноводные — например, новоголландская лягушка (Cyclorana novaehollandiae), которая вырастает до 10 см в длину. В основном этот вид населяет северо-восточный австралийский штат Квинсленд.
Новоголландская лягушка (Cyclorana novaehollandiae). Фото: Daniel, iNaturalist.
Во время засушливых периодов новоголландские лягушки закапываются под землю и становятся активными после проливных дождей. Они издают низкие и частые звуки, которые немного напоминают гусиный гогот:
Спектрограмма пения новоголландской лягушки. Илл.: FrogSong Zooniverse.
В том же Квинсланде встречается ещё одна амфибия, которая ведёт похожий образ жизни — это украшенная роющая лягушка (Platyplectrum ornatum):
Украшенная роющая лягушка (Platyplectrum ornatum).ото: Amaël Borzée, iNaturalist.
Её название говорит само за себя — земноводное действительно часто зарывается в почву, спасаясь от жары. И её кожа в самом деле украшена хитрым пятнистым узором. Но, на мой взгляд, самое примечательное в этой лягушке — её кваканье, которое похоже на икоту:
Спектрограмма пения украшенной роющей лягушки. Илл.: FrogSong Zooniverse.
Порой на FrogSong мне попадались весьма мелодичные композиции. Вот, к примеру, дуэт двух лягушек: изящной роющей (на спектрограмме её кваканье отмечено зелёным) и новоголландской (жёлтым).
Илл.: FrogSong Zooniverse.
На многих записях лягушек вообще нет. Зато есть другие любопытные звуки. Например, так звучит щебет австралийских птиц (каких именно — мне неизвестно):
Илл.: FrogSong Zooniverse.
А иногда волонтёр FrogSong словно попадает на настоящий концерт, где одновременно выступают австралийские птицы, лягушки и насекомые. Увы, голоса певцов звучат вразнобой и получается какофония:
Илл.: FrogSong Zooniverse.
Сейчас во FrogSong участвуют почти 1600 волонтёров — за три месяца нам удалось сделать 42.000 классификаций. Впереди много работы: в архивах проекта лежат ещё почти 100.000 непрослушанных записей. Больше, чем наполовину, волонтёры успели проанализировать только датасет с кваканьем пустынной древесной лягушки. Однако динамика вполне неплохая — каждый день волонтёры делают по несколько тысяч классификаций. Такими темпами через несколько лет герпетологи действительно смогут создать искусственный интеллект, распознающий лягушек по их голосам.
Пожалуй, FrogSong идеальный проект для сна — в хорошем смысле. То есть он не скучный, а очень успокаивающий. Звуки природы: кваканье лягушек, пение птиц, шум дождя и завывания ветра — убаюкивают пользователя. Поэтому лично мне было сложно проводить в нём дольше 30 минут: я постоянно клевал носом. Так что этот проект, по моему мнению, будет весьма интересен тем, кто одновременно испытывает проблемы с засыпанием и неравнодушен к исследованиям по биологии.
Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа)
Валентина Радушкевич
Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа)
Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных.
1. Продолжать знакомить детей с природой родного края.
3. Формировать у детей знания о среде обитания лягушек, об их питании.
4. Формировать у детей знания о внешних признаках лягушки, об их пользе.
5. Учить детей действовать в соответствии с текстом.
6. Развивать у детей мышление, наблюдательность, слуховое внимание, речь.
7. Воспитывать у детей желание узнавать больше об окружающем нас мире вещей и явлений.
8. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
— рассматривание карточек и плакатов с изображением обитателей родного края, слушание художественного слова, разгадывание загадок;
— чтение сказок: «Теремок», «Лягушка-путешественница», «Под грибом» организация дидактических и словесных игр.
Демонстрационный материал: Магнитная доска, картинки с изображением лягушки, пруда, плаката «Насекомые», трубочки для коктейля и пластиковые стаканчики по количеству детей.
Ход занятия:
Занятие проводится в группе или на участке (на лужайке) детского сада.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Скачет, скачет по траве,
Скользкая и мокрая,
Дети: Лягушка.
Воспитатель: А какая она, лягушка?
Дети: Зеленая, мокрая, живет в болоте, глаза большие, умеет прыгать, квакает.
Правильно, ребята. Посмотрите на картинку с изображением лягушки. Какая она забавная. Лягушку еще называют квакушкой. А почему ее так называют?
Лягушки очень любят петь. Их песни называются кваканьем. Послушайте стихотворение.
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором,
Все реки, все пруды.
Не скажешь, что капелла,
Набрала в рот воды!
Живут лягушки в прудах и в озерах, в траве и на болоте. Квакушки могут жить в водоемах и на земле, поэтому их называют земноводными. Они бывают зеленого, коричневого, серого цветов.
Рождается лягушка из маленькой икринки. Сначала из икринки появляется головастик. У головастика большая голова и длинный хвост. Из головастика вырастает лягушка.
Ребята, а как она говорит? А как квакушка передвигается?
Дети:Она прыгает и квакает: ква-ква-ква…
Воспитатель: У лягушки есть четыре лапки. Передние лапки короче задних лапок. Она может передвигаться только прыжками, поэтому мы называем ее лягушка-попрыгушка. Давайте, дети, попрыгаем, как лягушата.
Игра «Задорные лягушата»
Раньше были мы икринки.
(Прыжки на двух ногах)
А теперь мы все герои.
(Прыжки на двух ногах)
Дружно хвостиками били.
А теперь мы лягушата!
(Прыжки на двух ногах)
Прыгай с берега, ребята!
И с хвостом, и без хвоста,
Жить на свете – красота!
Воспитатель: У лягушки большая голова, на голове находятся большие круглые глазки. Она скользкая и холодная, очень любопытная и непоседливая. Непоседливая – значит, что она не может сидеть на одном месте. У нее длинный и липкий язык Лягушкадлинным языком ловит и поедает вредных насекомых: комариков, мошкару, мух и тлей. Эти насекомые приносят большой вред нашей природе. Поедая этих вредных насекомых, лягушка приносит большую пользу для природы. Лягушку обижать нельзя!
У реки лежит лягушка
как пузатая подушка.
В круглом брюшке у лягушки
мухи, комары и мушки.
А еще лягушка очень любит плескаться в воде и греться на солнышке.
Давайте, дети вспомним песенку-игру «Лягушата».
(Дети сидят полукругом на коленях)
Четверо лягушат вместе на пне сидят,
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(Пальцы растопырены, дети раскачиваются из стороны в сторону)
А трое лягушат вкусных червячков едят
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(Пальцы растопырены, дети раскачиваются из стороны в сторону)
А двое лягушат вкусных червячков едят
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(Пальцы растопырены, дети раскачиваются из стороны в сторону)
Последняя, всё сидит, и на червячков глядит!
(Пальцы растопырены (лапки, дети раскачиваются из стороны в сторону)
Воспитатель: Дети, скажите, что делает лягушка зимой?
Дети: Лягушки спят.
Воспитатель: Зимой лягушки спят, а весной пробуждаются целыми и невредимыми. А еще квакушки не пьют воду. Они насыщаются водой через кожу. Зимой лягушки спят, они дышат также через кожу. Летом лягушки дышат через ноздри, как и мы, люди. А кто знает, чем мы дышим?
Воспитатель: И лягушки дышат воздухом. Воздух невидимый и легкий. Чтобы увидеть воздух, нужно провести опыт.
Опыт «Как увидеть воздух»
Цель: Развитие у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Ход опыта:
Воспитатель: Ребята, подойдем к столу, возьмем стаканы с водой и трубочками.
Подуйте в трубочку. Дуем, дуем в трубочку. Видите, в стакане появились пузырьки. Пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легче воды. Воздух прозрачный и легкий. А когда воздуха не станет, то и пузырьков не будет.
Воспитатель: Вот сколько интересного и нового мы узнали о лягушках. Давайте, вместе вспомним и расскажем стихотворение о лягушке:
как огурец соленый:
и цвет такой зеленый.
в рассоле на болоте.
Воспитатель: Где обитают лягушки? Чем они питаются? Как рождаются лягушки? Что делают зимой лягушки? Какую пользу приносят они природе? Можно ли истреблять лягушек? Как дышат лягушки?
«Приключение волшебной капельки». Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды (старшая возрастная группа) Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 211» Возрастная группа: подготовительная группа Тема НОД: «Приключение волшебной.
Дидактическое пособие для развития артикуляционного праксиса «Лягушка-квакушка» Ростовая игрушка «Лягушка-квакушка» пособие для развития артикуляционной моторикиРостовая игрушка способствуют развитию правильного произношения.
Интегрированное занятие по познавательному развитию, развитию речи и аппликации «Зима» (старшая группа) Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: Образовательная: Закрепить.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Лучики здоровья» (старшая возрастная группа) Комплексная программа: «От рождении до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Возрастная группа: старшая Образовательная область: познавательное.
Конспект НОД по познавательному развитию «Неофициальные символы России» (старшая группа) Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Нетрадиционные символы России»старшая группаЦель: Познакомить детей с неофициальными символами.
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница вода» (старшая группа) Форма проведения: экскурсия на выставку «Волшебница вода» Цель: закрепить знания детей о разных состояниях воды в природе /вода- это иней,.
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» (средняя возрастная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» Конспект занятия по развитию.
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа) Тема: «Зима на Белгородчине» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспет НОД по развитию речи «Путешествие на Остров Грамматики» (старшая возрастная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47» Конспект непосредственно-образовательной.
НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» старшая группа Цель: Формирование понятий «дружба», «друзья». Задачи: • Научить детей самостоятельно решать конфликты, побуждать к добрым поступкам. •.
СТРИДОР у новорожденных и детей первого года жизни
Стридор — это грубый различного тона звук, вызванный турбулентным воздушным потоком при прохождении через суженный участок дыхательных путей [36].
Стридор — это грубый различного тона звук, вызванный турбулентным воздушным потоком при прохождении через суженный участок дыхательных путей [36]. Стридор у новорожденных и грудных детей — это патология, которая является симптомом дыхательной обструкции [7]. Стридор может быть симптомом угрожающих жизни заболеваний. Наиболее важными характеристиками стридора являются его громкость, высота и фаза дыхания, на которой он появляется.
Громкий стридор обычно является симптомом выраженного сужения дыхательных путей. В случае прогрессивно усиливающегося стридора внезапно ослабевший звук может быть признаком усилившейся обструкции, ослабления дыхательных движений и возникновения коллапса дыхательных путей [28].
Высоко звучащий стридор обычно вызван обструкцией на уровне голосовых складок [26], низко — патологией выше голосовых складок (гортанная часть глотки, верхний отдел гортани). Стридор средней высоты чаще является симптомом обструкции ниже голосовых складок [41].
Наиболее важным признаком, позволяющим заподозрить уровень поражения, является фаза дыхания, на которой стридор слышен лучше всего. По этому признаку стридор может быть разделен на три типа: инспираторный, экспираторный и двухфазный. Инспираторный стридор обычно вызывается поражением, локализующимся выше голосовых складок, и продуцируется коллапсом мягких тканей при отрицательном давлении во время вдоха [22]. Двухфазный стридор обычно высокий по тону. Он вызван поражением на уровне голосовых складок или подскладкового отдела [16, 18]. Экспираторный стридор чаще возникает при поражении нижних отделов дыхательных путей [42].
Анамнез очень важен для диагностики заболевания. Ключевыми анамнестическими данными являются причины и длительность интубации (если она ранее производилась) в неонатальный период. Другие анамнестические признаки включают возраст на момент появления стридора, длительность стридора, ассоциацию с плачем или кормлением, с положением ребенка; наличие других сопутствующих симптомов, таких как пароксизмы кашля, аспирация или срыгивание [40, 41].
При осмотре ребенка следует оценить его общее состояние, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений, цвет кожи. Кроме того, следует обратить внимание на возможные аномалии строения головы, участие дополнительных мышц в акте дыхания, втяжение уступчивых мест грудной клетки и другие признаки, исключить возможное инфекционное заболевание [36].
При состоянии ребенка, не требующем немедленного вмешательства, следует произвести рентгенографию гортани и мягких тканей шеи в передней и боковой проекции, грудной клетки, а также рентгеноскопию пищевода с водорастворимым рентгеноконтрастным веществом. Кроме того, могут быть полезны ультразвуковое исследование гортани, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс [12, 30].
Наиболее информативным методом диагностики заболевания, проявляющегося врожденным стридором, является эндоскопическое исследование: фиброскопия; прямая ларингоскопия под наркозом, желательно — с использованием микроскопа; трахеобронхо- и эзофагоскопия [11, 36]. При этом необходимо учитывать возможность аномального строения нескольких отделов дыхательных путей [23, 25].
Рисунок 1. Эндофотография гортани. Мягкий, западающий в просвет дыхательных путей надгортанник |
Ларингомаляция — наиболее распространенная причина стридора [16, 30]. Анатомически можно выделить следующие формы ларингомаляции: за счет западания в просвет гортани мягкого надгортанника (рис. 1); за счет черпаловидных хрящей, при вдохе подтягивающихся кверху или подтянутых кверху изначально, за счет укороченной черпалонадгортанной складки (рис. 2); смешанная форма, когда в просвет дыхательных путей западают и надгортанник, и черпаловидные хрящи. Ларингомаляция обычно протекает
Рисунок 2. Эндофотография гортани. Западающие в просвет гортани черпаловидные хрящи |
«доброкачественно» и самопроизвольно исчезает, обычно к 1,5 — 2 годам жизни. Мальчики страдают в два раза чаще девочек. Стридор обычно появляется с рождения, но в некоторых случаях возникает только со второго месяца жизни. Симптомы могут быть преходящими и усиливаться при положении ребенка на спине или во время крика и возбуждения. Тяжесть заболевания может быть различной. У большинства детей отмечается только шумное, звучное дыхание, но в ряде случаев ларингомаляция вызывает явления стеноза гортани, требующие интубации и даже трахеотомии. В тяжелых случаях прибегают к оперативному лечению, обычно при помощи лазера — к нанесению надрезов на надгортаннике, рассечению черпалонадгортанных складок или удалению части черпаловидных хрящей.
Паралич голосовых складок — вторая по частоте причина врожденного стридора [39, 41]. Обычно его обнаруживают у детей с другими врожденными аномалиями или с поражением ЦНС [29]. Часто причина паралича остается невыясненной, и такой вид паралича считается идиопатическим. В случае идиопатического паралича (возможной причиной которого является родовая травма) часто
Рисунок 3. Эндофотография гортани. Паралич правой черпаловидной складки |
возникает спонтанное излечение. В других случаях причиной могут быть кровоизлияния в желудочки мозга, менингоэнцефалоцеле, гидроцефалия, перинатальная энцефалопатия и другие заболевания [29]. Кроме того, можно выделить ятрогению (например, при повреждении возвратного гортанного нерва) как причину развития паралича голосовых складок.
Двусторонний паралич вызывает высокотональный стридор и афонию. Около половины детей с двусторонним параличем нуждаются в трахеотомии [22, 26, 39].
При одностороннем параличе (рис. 3) обычно отмечают слабый крик, голос с возрастом постепенно улучшается. Дыхательная функция при одностороннем параличе обычно не страдает [28].
Рисунок 4. Эндофотография гортани. Врожденная рубцовая мембрана гортани |
Врожденные рубцовая мембрана (рис. 4) и подскладковый стеноз развиваются в результате неполного разделения зародышевой мезенхимы между двумя стенками формирующейся гортани [33]. Значительно чаще обнаруживают приобретенные рубцовые стенозы (рис. 5), обычно развивающиеся в результате продленной чрезгортанной назотрахеальной интубации. Тяжесть заболевания зависит от степени поражения: небольшая рубцовая мембрана, локализующаяся только в области передней комиссуры, клинически проявляется лишь изменением голоса («петушиный крик»); полная атрезия гортани совместима с жизнью только теоретически [30].
Рисунок 5. Эндофотография гортани. Приобретенный подскладковый стеноз (точечный просвет дыхательных путей) |
Ведущими клиническими симптомами заболевания являются явления обструкции верхних дыхательных путей, такие как двухфазный стридор, тахипноэ, цианоз, беспокойство, раздувание крыльев носа при дыхании, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры и др. При локализации мембраны в области голосовых складок отмечаются нарушения голоса вплоть до афонии.
Ведущий метод диагностики — эндоскопия [30], хотя косвенно помогает рентгенография гортани и трахеи в передней и боковой проекции.
Рисунок 6. Эндофотография гортани. Киста язычной поверхности надгортанника |
Лечение обусловлено выраженностью симптомов. Только дети с небольшой переднекомиссуральной синехией могут быть оставлены под наблюдением без оперативного лечения; больные с мембраной средних размеров, вызывающей нарушение дыхания, требуют оперативного лечения (чаще — лазерная деструкция) в период новорожденности. Дети с выраженной мембраной обычно нуждаются в трахеотомии в период новорожденности с последующей операцией (при помощи лазера или наружным доступом) в более старшем возрасте [17, 38].
Рисунок 7. Эндофотография гортани. Киста правой голосовой складки |
В ряде случаев врожденный подскладковый стеноз сопровождается другими врожденными поражениями [34]. При выборе тактики лечения необходимо учитывать, что дыхание может улучшаться с ростом гортани.
Кисты гортани. Стридор возникает при росте кисты в просвет дыхательных путей или сдавлении мягких тканей гортани. Кроме того, при локализации на гортанной и особенно на язычной поверхности надгортанника (рис. 6) они могут вызывать дисфагические явления [20, 30].
Локализация кист может быть разнообразной — надгортанник, надскладковая область, черпалонадгортанные складки, подскладковый отдел. Часто кисты развиваются у детей с интубацией в анамнезе, и в таких случаях могут быть множественными. Небольшие кисты голосовых складок (рис. 7) клинически проявляются только охриплостью. При зеркальной ларингоскопии, особенно если подслизистая киста локализуется на границе передней и средней трети голосовой складки, ее ошибочно диагностируют как «певческий» узелок. В этом случае правильный диагноз можно установить только при осмотре гортани под наркозом с применением оптики.
Рисунок 8. Эндофотография гортани. Подскладковая гемангиома под левой голосовой складкой |
Для лечения используют аспирацию содержимого кисты с последующим иссечением ее стенок микроинструментами или СО2-лазером [6, 8, 30].
Кисты часто рецидивируют. В некоторых случаях требуются операции наружным доступом для иссечения больших множественных рецидивирующих кист [31].
Подскладковая гемангиома (рис. 8) угрожает жизни ребенка. По данным зарубежной литературы, средняя летальность от этого заболевания составляет 8,5% [43]. В большинстве случаев подскладковая гемангиома имеется с рождения и подвергается росту в течение первых месяцев жизни. Стридор обычно появляется на 2-3 месяце жизни, первые симптомы заболевания обычно ошибочно диагностируют как круп [27]. В трех наших наблюдениях дыхательный стеноз развился в первые сутки после криодеструкции гемангиом кожи. Стридор обычно двухфазный, голос может быть не изменен. Более половины детей имеют гемангиомы кожи. Как и при гемангиомах кожи, девочки страдают втрое чаще мальчиков [9]. Тяжесть заболевания зависит от размера гемангиомы, в случае присоединения ОРВИ или при беспокойстве дыхание может ухудшаться.
Ведущий метод диагностики — эндоскопия. Обычно обнаруживают мягкотканное выбухание розового или красного цвета под голосовой складкой (чаще — под левой) [5]. Если ребенок был ранее интубирован в связи с дыхательным стенозом, гемангиома может быть не диагностирована при осмотре дыхательных путей сразу после экстубации.
Для лечения используется СО2-лазерная деструкция гемангиомы с последующей гормональной терапией [6, 24]. В случае прорастания в гортань гемангиомы передней поверхности шеи необходима трахеотомия с последующей близкофокусной рентгенотерапией или лечением кортикостероидами [2].
Рисунок 9. Эндофотография гортани. Ювенильный респираторный папилломатоз |
Ювенильный респираторный папилломатоз (ЮРП) (рис. 9) — наиболее часто встречающаяся опухоль верхних дыхательных путей у детей. Этиологическим фактором папилломатоза является вирус папилломы человека, чаще — 6 и 11 типа [3]. Хотя у подавляющего большинства больных первые симптомы заболевания развиваются на 2 — 3 году жизни, в ряде случаев можно говорить о врожденном папилломатозе гортани, когда первые симптомы заболевания отмечают с момента рождения [1].
Начальным симптомом заболевания обычно является охриплость, постепенно переходящая в афонию. В дальнейшем, по мере роста папиллом и сужения просвета голосовой щели (обтурирующая форма), возникает прогрессирующий стеноз гортани, проявляющийся как инспираторный или двухфазный стридор [10].
Наиболее частой первичной локализацией папиллом гортани является область комиссуры и передней трети голосовых складок. На более поздних этапах заболевания папилломы могут поражать все отделы гортани, а также выходить за ее пределы. Папилломы обычно имеют широкое основание, однако возможен рост конгломератов папиллом на небольшой ножке. По внешнему виду папилломы напоминают тутовую ягоду или кисть винограда. При микроларингоскопии поверхность папиллом обычно неровная мелкозернистая или мелкодольчатая, цвет — чаще бледно-розовый, иногда с сероватым оттенком. Тяжесть заболевания определяется скоростью роста папиллом и частотой рецидивирования [15].
Основным методом ликвидации стеноза у детей с ЮРП является хирургическое удаление папиллом при помощи микроинструментов и/или СО2-лазера. Однако только хирургическое лечение у большинства больных не предотвращает рецидива заболевания. В настоящее время наиболее патогенетически оправданным и перспективным является длительное непрерывное введение препаратов интерферона [13, 19, 21].
Трахеомаляция. Различают диффузную и локальную формы трахеомаляции, т. е. слабости стенки трахеи, связанной с патологической мягкостью ее хрящевого каркаса. Клинически заболевание проявляется экспираторным стридором. При эндоскопии обнаруживают резкое сужение на выдохе просвета трахеи, которая может принимать различную форму. Симптомы заболевания часто спонтанно исчезают на 2 — 3 году жизни [32]. При выраженных дыхательных нарушениях может потребоваться трахеотомия [41].
Рисунок 10. Эндофотография трахеи. Врожденный рубцовый стеноз |
Врожденный стеноз трахеи (рис. 10) может иметь различную природу. Органические стенозы связаны с локальным дефектом хрящевых полуколец трахеи (недостаток или отсутствие хряща) или избыточным образованием хрящевой ткани, приводящим к формированию твердого хрящевого выпячивания в просвет трахеи [42].
Функциональные стенозы связаны с чрезмерной мягкостью хрящей и в этом случае являются локальной формой трахеомаляции. Экспираторный стридор обнаруживают обычно сразу после рождения. Стридор усиливается при беспокойстве или кормлении ребенка. Состояние больного обычно резко ухудшается во время ОРВИ, в некоторых случаях отмечают приступы удушья, ошибочно диагностируемые как круп. Для исключения сдавливания трахеи извне необходимо рентгеноконтрастное исследование пищевода. Основной способ диагностики — эндоскопический. Стенозы трахеи, особенно на почве трахеомаляции, имеют благоприятный прогноз, в большинстве случаев спонтанно излечиваются.
Рисунок 11. Рентгенограмма органов грудной клетки. Сдавление пищевода аномально расположенным сосудом |
Сосудистое кольцо. Аномальная конфигурация больших сосудов может вызывать сдавление трахеи, обычно ее дистальных отделов. Кроме того, может сдавливаться также пищевод. Стридор усиливается при плаче или кормлении, а также при положении ребенка на спине. Часто отмечается срыгивание. Диагноз устанавливают при помощи рентгенографии пищевода с рентгеноконтрастным препаратом (рис. 11) и аортографии. Чаще всего встречается удвоение дуги аорты, добавочная левая легочная артерия [14, 37].
При эндоскопии можно обнаружить выбухание и, в ряде случаев, пульсацию передней стенки трахеи. Лечение — хирургическое.
Ларинготрахеопищеводная щель — редкий врожденный дефект развития. На большом протяжении дыхательные пути сообщаются с пищеводом. Причиной этого порока является незаращение дорсальной части перстневидного хряща. Это заболевание клинически проявляется средней громкости двухфазным стридором и эпизодами аспирации. У детей с этим пороком часто отмечают повторные пневмонии. Типичными являются пароксизмы кашля и цианоз. Голос тихий. Приблизительно у 20% детей имеется также трахеопищеводная фистула с характерной локализацией в дистальном отделе трахеи [35]. Для установления диагноза, кроме эндоскопии, требуется рентгеноскопия органов грудной клетки с контрастом. Для лечения необходима не только трахеотомия, но и наложение гастростомы для кормления ребенка.
Рисунок 12. Рентгенограмма органов грудной клетки. Затекание рентгеноконтрастного вещества через трахеопищеводный свищ из пищевода в трахеобронхиальное дерево |
Трахеопищеводный свищ (рис. 12) проявляется при первом же кормлении ребенка тяжелыми приступами удушья, кашля и цианоза [41]. В основе порока лежит неполное развитие трахеопищеводной стенки. Часто этот порок сочетается с атрезией пищевода. В дальнейшем быстро присоединяется тяжелая аспирационная пневмония. Лечение только хирургическое, результаты часто зависят от срока операции. Прогноз тем более благоприятен, чем раньше предпринято вмешательство.
Учитывая то, что пороки развития гортани и трахеи являются проявлением эмбриопатий, у больных с врожденной патологией этих органов весьма вероятны проявления эмбриопатий со стороны других органов и систем. В клинической практике наибольшую сложность для установления нозологической формы заболевания представляют его синдромальные формы. В основу синдромального метода обследования положено то обстоятельство, что большинство дефектов развития могут быть изолированными или входить в состав известных синдромов или неуточненных комплексов множественных врожденных дефектов. Установление синдромологического диагноза влияет на следующие факторы: 1) проведение тщательной диагностики скрытых дефектов развития и функциональных отклонений в рамках установленного синдрома; 2) выполнение специфической предоперационной подготовки больного для предупреждения возможных осложнений во время хирургического вмешательства или в послеоперационном периоде; 3) тактику и результаты лечения, что выражается в ряде случаев в отказе от хирургических вмешательств, в том числе в изменении хирургической техники коррекции некоторых дефектов развития.
По нашим данным, синдромологический диагноз может быть установлен приблизительно у 25% больных [4]. Лишь у 8-10% детей врожденная патология гортани и трахеи имеет изолированную форму. Остальные больные с врожденными заболеваниями гортани и трахеи имеют иные пороки развития — центральной нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, аномалии развития ушных раковин, пороки развития лица, аномалии соединительной ткани, врожденные опухолевидные образования кожи и др. Сочетание пороков развития органов нескольких систем, не индуцируемых друг другом, у этой группы больных можно расценивать как множественные неуточненные врожденные пороки развития.