Ребенок малообщительный как помочь
Консультация для родителей «Как помочь застенчивому ребёнку, или Учим детей общению»
Цель: Показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности; дать рекомендации родителям по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми.
Дать задание родителям застенчивого ребёнка заполнить лист,разделённый на две половины. На одной половине листа необходимо написать положительные черты характера застенчивого ребёнка,на другой-отрицательные.
Обсуждения написанного родителями. Застенчивых детей не видно в группе,они послушны и выполняют просьбы знакомого взрослого. они часто ведомы более активными сверстниками,подвержены их влиянию. Взрослых это устраивает до тех пор,пока застенчивость не начинает мешать им и самому ребёнку:он боится всего,что ему незнакомо,постоянно краснеет,когда к нему обращаются,отказывается от общения со сверстниками и ничего не может сделать в присутствии посторонних. Страх нового блокирует развитие эмоциональной и ителлектуальной сфер личности ребёнка.
Школьная жизнь-это новые условия,новые требования,незнакомые взрослые и сверстники. Ребёнку необходимо вступать в новые взаимоотношения. Застенчивый ребёнок,безусловно,будет испытывать сложности в построении новых отношений. Наша задача максимально облегчить застенчивому ребёнку вступление в новые социальные отношения. Это возможно сделать только совместными усилиями.
Старайтесь при взаимодействии с ребёнком быть деликатным. Поддерживайте начинания ребёнка,чаще хвалите. предоставляйте больше самостоятельности. Не сомневайтесь в умственных способностях своего малыша. Чаще приглашайте к себе друзей ребёнка,расширяйте маршруты прогулок. Берите его в гости к знакомым. Учите ребёнка относится к новым местам спокойно. Не пытайтесь всё сделать за него,дайте определённую меру свободы. создавайте ситуации,в которых застенчивый ребёнок мог вступить в контакт с «чужими» взрослыми,например,на приёме у врача,в магазине. Важно найти для ребёнка какое-то дело,в котором он найдёт себя и добьётся успеха. учите ребёнка нормам поведения в коллективе.
«Как помочь застенчивому ребёнку?»
1 Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе,в собственных силах (у тебя получиться,ты ведь такой умный,я в тебя верю)
2 Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи,не критикуйте при чужих людях,не сравнивайте с другими детьми.
3 Не стоит постоянно показывать ребёнку,что Вы о нём беспокоитесь,но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей,чаще всего придуманных Вами.
4 Предоставьте ребёнку больше свободы (в разумных пределах).Например,ребёнок может сам решить,какой кружок,секцию он будет посещать,какую одежду одевать. Ведь и трехлетний карапуз
«в состоянии принести из другой комнаты игрушку,выбрать маечку (сегодня будет с цветочками,одеть носки и ещё многое другое.
6 Расширяйте круг знакомств,чаще берите ребёнка в гости, посещайте новые места,приглашайте к себе гостей.
7 Помогите ребёнку то,в чём он превосходит сверстников.
8 Помогите найти друга,который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе,а для этого поощряйте его игры со сверстниками.
9 Заранее обыграйте ситуации,при которых ребёнок особенно стесняется.
Игры и упражнения,которые помогут преодолеть застенчивость.
«Какой я есть и каким хотел бы стать»
Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке-таким,какой он сейчас,на втором-таким,каким он хочет быть. Далее вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различие между рисунками отражают самооценку ребёнка. В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между «реальным и «идеальным» Я. У таких детей несколько завышенная саооценка. В рисунках других детей наблюдается расхождение,но оно небольшое,у них самооценка адекватная.
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом,часто тёмным,маленького размера,рисунок не аккуратный А при рисовании идеального Я используетсят большое количество цветов,яркая одежда…
После рисования полезно обсудить с ребёнком,что нужно сделать,чтобы стать таким,каким он хочет быть.
Для разыгрывание и обсуждение ситуаций можно предложить ситуации,наиболее сложные для ребёнка:
-ты пришёл в новую группу детского сада,познакомься с детьми…
-ты пошёл в магазин….
-дети играют во дворе,тебе тоже хочется играть с ними;что нужно делать…
—пришли гости покажи им свою комнату,игрушки.
В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало»,которое повторяет все его движения,жесты,мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя,а кого –нибудь другого. «Зеркало» должно отгадать,потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться,почувствовать себя более свободно,раскованно.
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии «кризис трёх лет», а также, что делать, как себя вести, как реагировать.
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации» «КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМУ САДУ» Уважаемые родители! Кажется, только недавно Вы принесли своего малыша из роддома,.
Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку быть успешным в школе?» Как помочь ребёнку быть успешным в школе? Нужно ли готовить ребёнка к школе, а если готовить –то как?Что вообще значит – «подготовка ребёнка.
Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку стать внимательным» Как развить внимательность Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют.
Памятка для родителей. Советы, как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ Памятка для родителей. Советы как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ. 1. Позитивный эмоциональный настрой. • Очень важно говорить.
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.
Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 3–4 лет) Цель: сформулировать совместно с родителями способы помощи детям в адаптации к детскому саду. Задачи: 1) создать доброжелательную атмосферу.
Ребенок малообщительный как помочь
Умение общаться легко и непринужденно очень пригодится вашим детям в будущем. Это ценный ресурс, который поможет завести друзей, повзрослеть, поступить в университет, устроиться на работу, создать крепкую семью.
Как помочь ребенку развить коммуникативные навыки? Делимся советами для родителей из книги «Говорить легко!»
Издайте звук и проследите за реакцией
Ребенок в возрасте до месяца должен уметь поворачивать голову на знакомый звук, например на голос родителя. Понаблюдайте за ним: если вам кажется, что он не реагирует на звук, обратитесь к педиатру.
Говорить легко!
Подражайте звукам ребенка
Когда ребенок начнет издавать первые звуки (в возрасте около шести месяцев), попробуйте отвечать ему. Если он говорит «та-та-та-та», отвечайте ему «ТА-ТА-ТА-ТА». Улыбайтесь, повторяйте его звук громче и показывайте, что вам нравится с ним общаться.
Ребенок, скорее всего, ответит вам: «ТА-ТА-ТА-ТА-ТА!» Повторите все снова. Это важный этап развития не только речи, но и связи между родителями и ребенком. И конечно, это основа построения беседы.
Вы испытываете радость? Счастлив ли ребенок? Если да, значит, вы все делаете правильно. И очень важно говорить по очереди. Необязательно даже общаться голосом; это может быть какой-то жест — протягивание руки, бряцанье тарелкой или постукивание чашкой.
Говорите то, что они сказали бы, если бы умели говорить
Общайтесь с детьми на том языке, который они, как вам кажется, лучше понимают. Допустим, вы стоите у окна и держите малыша на руках. Вы заметили, что ребенок увидел на тротуаре собаку. Скажите: «Собачка! Там собачка. Она собирается на прогулку. Давай поздороваемся с ней: привет, собачка!» Затем помогите малышу помахать собачке. «Привет, собачка! Привет, собачка! Привет, собачка!»
Источник
Говорите простыми короткими предложениями и повторяйте их почаще. Любая фраза ребенка о собаке или вопрос помогут продолжить разговор. Что бы он ни сказал, одобрительно поддерживайте его, как будто он сказал что-то гениальное.
Выскажитесь на тему, которая интересна ребенку
Большинство дошкольников не умеют вести разговор по принципу «Как дела?» — «Отлично, спасибо, а у вас?». Если вы хотите пообщаться с ребенком, вспомните, что его интересует, и выскажитесь на эту тему. Он раскрашивает раскраску? Скажите что-нибудь о раскраске, картинках или цветных карандашах, которыми он рисует.
А может, он просто стоит без дела? Взгляните на его игрушки и скажите: «Ого, у тебя есть игрушка-пружина! Я тоже ее люблю. Покажешь, что ты умеешь с ней делать?» Присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Он перекатит пружинку из одной руки в другую, и вы должны восхититься этим. Затем скажите: «Хочешь, я покажу тебе один трюк? Давай поставим пружинку на лестницу и посмотрим, что будет».
Продолжайте беседу, говорите выразительно, но простыми словами, давая ребенку возможность высказаться и ответить на ваши вопросы. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его.
Не читайте бездумно и не смотрите телевизор молча — обсудите книгу или телепередачу
Чтение ребенку и совместный просмотр телевизора — пассивные занятия. Сделайте их активными и превратите их в повод для разговора. Приостановите чтение и обсудите картинки: «Как думаешь, что эта маленькая девочка почувствовала, когда проснулась?» Когда телепередачу прерывает реклама, выключите звук на телевизоре и поговорите о сюжете: «Как думаешь, что будет дальше?»
Задавайте детям вопросы
Регулярно разговаривайте с ребенком о том, что происходит в его жизни. Спрашивайте что-нибудь вроде «Что ты думаешь по поводу своего детского сада?» Обязательно выделяйте время на такие беседы, даже если вы очень занятой человек. Дети нуждаются в вашей поддержке и хотят видеть, что вы открыты для общения с ними!
Устраивайте семейные ужины
Если у вас есть дети младшего школьного возраста и постарше, постарайтесь хотя бы иногда устраивать семейные ужины. Важно, чтобы все члены семьи собрались вместе. Вы должны подготовиться, потому что разные обстоятельства будут вам всячески мешать.
Телевизор за ужином лучше выключить, а мобильные телефоны — убрать.
Источник
Вероятно, ужин — единственное время в течение дня, когда вся семья может собраться и пообщаться. Все, включая самых младших, должны рассказать немного о том, как прошел их день. Старайтесь быть вежливыми, чтобы дети брали с вас пример. Вы говорите ребенку «Извини меня», когда перебиваете его?
Будьте дружелюбны
ОТЕЦ: Как прошел твой день?
ОТЕЦ: Что получил за контрольную?
ОТЕЦ: Когда будет следующая контрольная?
Вам наверняка знакомы подобные разговоры. Возможно, вы уже успели побывать и на месте сына, и на месте отца. Теперь взгляните на другой вариант.
ОТЕЦ (шутливым тоном): Ну-с, и в каком ты сейчас классе?
СЫН: Папа! Я в четвертом.
ОТЕЦ: Серьезно? А выглядишь так, будто в седьмом! Когда я был в четвертом классе, наша учительница научила нас играть с йо-йо. Мое лучшее воспоминание о том учебном годе… А что тебе больше нравится в школе?
СЫН: Пожалуй, больше всего я люблю перемены.
ОТЕЦ: О, прекрасно тебя понимаю. Я не мог дождаться момента, когда можно будет выйти на школьный двор. Мы играли в разные игры, например в «Али-Бабу». В это сейчас еще играют? Нет? А что вы тогда делаете на площадке?
СЫН: Ну там стоят большие гимнастические снаряды, и я очень хорошо лазаю по веревочным лестницам. Могу подняться быстрее всех в школе.
ОТЕЦ: Ничего себе! Здорово! Я всегда боялся с них упасть. А ты молодец!
Чем этот разговор отличается от предыдущего? Отец рассказывает истории, которые происходили с ним в четвертом классе, чтобы сыну было легче общаться с ним.
Поиграйте в игру «Задай задире жару»
Семья с двумя девятилетними двойняшками часто играет в эту игру за обеденным столом. У этих мальчиков есть все: образование и заботливые родители, которые растят их в вежливой и доброй атмосфере. Но двойняшек часто задирают и оскорбляют в школе, как это бывает в начальных классах.
Детей расстраивает, когда кто-то говорит одному из них, что его лицо выглядит как рвота. Они озадаченно и беспомощно молчат, не зная, что ответить. Время для игры «Задай задире жару»!
Они рассказывают об оскорблении за обеденным столом, и все члены семьи предлагают свои варианты ответа.
«Нет, это ТВОЕ лицо похоже на рвоту».
«А зачем ты вообще меня разглядываешь?»
«Никого не волнует, что ты там себе думаешь!»
Дайте детям возможность общаться с людьми
Водите детей в такие места и на такие мероприятия, где они смогут отточить разговорные навыки. Чем больше у них будет опыта, тем больше шансов научиться правильно общаться.
Источник
Подавайте пример
Лучше всего дети учатся тому, что видят и слышат. Ведете ли вы при них непринужденные беседы? Видят ли они, как вы соблюдаете правила этикета? Молодое поколение должно понимать, как надо вести себя на людях и заводить знакомства.
Объясните детям, как обмениваться рукопожатиями, вежливо отвечать на звонки, и научите их писать благодарственные письма. Молодые люди обычно не считают ритуалы и правила вежливости чем-то важным, поэтому вам придется запастись терпением.
Покажите на собственном примере, как нужно вести дискуссию. Вы можете отстаивать свою точку зрения и поддерживать ее аргументами, но нельзя критиковать и оскорблять собеседника за его мнение. Отношения с людьми должны быть для вас дороже, чем желание выиграть какой-нибудь политический спор. Помните: ваши дети учатся, глядя на вас.
Необщительный ребенок: что делать, если у вас растет интроверт
Одни дети с легкостью заводят друзей уже в песочнице, другие и в более старшем возрасте предпочитают заниматься своими делами в сторонке от шумных компаний. И что делать с замкнутым малышом — совершенно не понятно. Как же воспитывать такого ребенка, чтобы он нашел себя в жизни, не изменяя своей природе?
Как понять: ваш ребенок интроверт, или нет
В каком возрасте можно предположить, что ваш ребенок — интроверт? Психологи считают, что делать какие-то выводы о будущем темпераменте до двух-трех лет слишком рано. Дети проходят этапы роста и возрастные кризисы, которые внешне могут заметно менять их поведение. Кроме того, многое будет зависеть и от воспитания.
«Обретение своего „я“ у всех детей происходит за счет общения с окружающими, — говорит гештальттерапевт Мария Лекарева-Бозененкова. — Разумеется, вы не перевоспитаете интроверта в его антипода, однако предостережения „Не подходи к другим деткам, они большие, обидят тебя или отнимут игрушку“ могут спровоцировать настороженность и склонность сохранять дистанцию даже у маленького экстраверта. А стремление предвосхищать любое желание малыша у интроверта воспитывает ответное желание все делать на виду, только под наблюдением старших».
И хотя личность ребенка будет формироваться еще долгие годы, включая подростковый период, в возрасте трех-четырех лет разница детских темпераментов становится все более очевидной. И какие же есть особенности воспитания ребенка-интроверта?
Маленький экстраверт на глазах буквально «подзаряжает свои батарейки» в играх с другими детьми, развивающих занятиях в группе, походах куда-то, где он черпает новые впечатления. Ему также важно немедленно выразить свои чувства и эмоции. Для того же, чтобы, например, порисовать в одиночестве, такому малышу приходится затрачивать усилия. Ребенок-интроверт с отнюдь не меньшим интересом отнесется к походу в театр или цирк, но, вернувшись домой, вряд ли согласится еще и поиграть на улице с друзьями. Осмыслить впечатления необщительный ребенок, скорее всего, захочет в тихой игре с любимыми игрушками или с кем-то из близких. Экстраверты познают мир и восстанавливают силы через общение и внешние связи, интроверты делают это наедине с собственными мыслями и фантазиями. И эту врожденную особенность своего темперамента и те и другие унесут во взрослую жизнь
На книжную полку
Написанная на основе 20-летнего клинического опыта книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт» не только рассказывает родителям, как воспитывать необщительного ребенка интроверта, чтобы он вырос счастливым человеком, но и помогает распознать типические черты интроверта в малыше как можно раньше. Книга включает в себя опросник, помогающий определить место ребенка по шкале интроверсии-экстраверсии. Это поможет ребенку интроверту использовать свои сильные стороны для жизни в мире экстравертов и достижения успеха.
«На самом деле дети интроверты креативны, любят учиться, имеют высокий эмоциональный интеллект и не страдают тщеславием. Родителям не нужно думать, что с ребенком интровертом «что-то не так». Ему стоит помочь стать тем, кем он хочет, а не давить на него требованиями «быть как все», — пишет Марти Лейни. И ей можно доверять! И не только потому, что она преподавательница и практикующий семейный психотерапевт, ведущий эксперт по интроверсии в США. Но и оттого, что сама интроверт, живущая в счастливом браке с экстравертом.
Итак, если у вас растет необщительный ребенок, что делать подскажет книга Марти Лэйни «Мой ребенок интроверт».
Ваши ожидания — это ваши проблемы, а не ребенка
Именно в семье ребенок получает первый и самый важный опыт взаимодействия с людьми, с которыми он может не совпадать по характеру. Поэтому с раннего возраста важно признать за малышом его главное право — быть другим. Межу тем многим мамам и папам начинает ошибочно казаться, что ребенок ленив, нелюбознателен и чересчур уж медлителен. И главная ошибка — это попытки растормошить и «ускорить» малыша.
«Часто именно родители-экстраверты осознанно или неосознанно разочарованы ребенком, и он это, конечно, чувствует, — говорит детский психолог Мария Чибисова. — Постоянное ожидание качеств, не свойственных его природе, разовьет в ребенке лишь комплекс неполноценности. И, чтобы не огорчать маму с папой, он со временем либо начнет через силу притворяться, что тоже может быть веселым и активным заводилой, либо полностью уйдет в себя. И то и другое одинаково разрушительно».
Но и малообщительный родитель-интроверт, проводящий с малышом большую часть времени и ограждающий его от контактов извне, рискует усугубить некоторую закрытость, свойственную ребенку. Именно поэтому важно развить его сильные стороны и помочь справиться с тем, что дается ему не так уж легко.
Обходитесь без «приятных сюрпризов»
Отношение к веселью и спонтанным, пусть даже очень радостным, сюрпризам во многом разделяет мир интровертов и экстравертов. Необщительный ребенок не справляется с бурным потоком новых переживаний, которые он не может сразу воспринять и осмыслить. Поэтому обо всех планах, в которые будет включен ваш малыш, говорите ему заранее, в подробностях рассказывая, как это будет происходить. Задавайте ему наводящие вопросы: каких именно зверей он хотел бы увидеть в зоопарке или что бы он подарил своему другу на день рождения?
Позвольте ребенку выбрать собственный ритм жизни
Как только вы дадите ребенку возможность сделать все необходимое в его собственном ритме, он удивит вас тщательностью, с которой он справляется с задачей. Ситуация, когда мама торопится и нервничает, травмирует любого ребенка, но особенно тяжело это переживает ребенок интроверт, с детства стремящийся к размеренности и продуманности действий. Постарайтесь составить режим дня так, чтобы утром малыш имел возможность встать пораньше и неспешно собраться, поиграть с любимым плюшевым зверем или посмотреть короткий мультик. Такие ритуалы действуют на него ободряюще и успокаивающе.
Ребенку очень важно с раннего детства дать понять: он имеет право на свой внутренний темп и желание побыть наедине с собой. Это его особенность, его характер, и мама с папой в нем это уважают и ценят. Даже если его окружают брызжущие энергией и весельем братья, сестры или друзья, необщительный ребенок совсем не должен принуждать себя делать что-то просто «за компанию».
Переключение внимания — это просто вам, а не ему
Интровертному малышу бывает непросто быстро переключаться с одного занятия на другое. В этом есть плюсы: умение подолгу концентрироваться на задании, большее по сравнению со сверстником-непоседой внимание к деталям. Но возьмем распространенную ситуацию в песочнице: расстаться с чужой игрушкой непросто для любого крохи, но сосредоточенному на ней интроверту это дается особенно тяжело. Если начать настаивать, то ребенок интроверт, погруженный в игру, либо не станет слушать, либо может начать вести себя агрессивно. Поэтому обращать его внимание на другие игры или необходимость чем-то поделиться нужно постепенно.
Выясняйте отношения с ним без свидетелей
Такие дети очень чувствительны к родительскому недовольству или гневу и особенно тяжело могут переживать, если их отчитывают в присутствии посторонних. Сама конфликтная ситуация дается малышу непросто. А то, что все происходит еще и публично, особенно пугает его. Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Если малыш бунтует на людях, отведите его в сторону от возможных наблюдателей. Объясните ему, почему вас не устраивает его поведение. Обязательно скажите, что вы понимаете, как он был расстроен, и вам его очень жаль. Если малыш уже хорошо говорит, попросите его рассказать о своей обиде и предложите вместе подумать, какими именно словами в будущем он сообщит вам о том, что огорчен.
Научитесь терпеливо слушать своего ребенка-интроверта
Дети интровертного склада могут вводить в заблуждение, ведь подчас они думают и чувствуют больше, чем это демонстрируют. И если не помочь им самим понять, как работает их мозг, взрослея, они могут недооценивать себя. Таким людям с детства необходимо время, чтобы спокойно обработать информацию: объединить в единое целое все, что они увидели, услышали и впитали. В процессе разговора они буквально расставляют все по полочкам. Для ребенка такая беседа — способ упорядочить свои впечатления. Поэтому, расспрашивая его о том, как прошел день в саду или понравился ли спектакль, не перебивайте наводящими вопросами и всегда давайте возможность довести мысль до конца. Интровертам, в том числе и маленьким, нужно приложить больше энергии, чтобы восстановить нить разговора и заново оформить в слова свои мысли и переживания.
Подбирайте ему занятия по темпераменту
Родителям кажется, что, чем раньше начать закладывать интерес к обучению и одновременно социализировать ребенка, тем успешнее он станет развиваться. Но интроверту такие американские горки могут не принести радости или привить неприязнь к занятиям. Другая крайность — изолирование малыша, а то в группе «нахватается всяких вирусов».
В результате не очень контактный по природе, необщительный ребенок, который не обрел опыта общения со сверстниками, так или иначе столкнется с этой проблемой в начальной школе. Но только там ему будет значительно трудней.
«Не нужно подбирать специальные занятия детям в соответствии с их темпераментом, — считает Мария Лекарева-Бозененкова. — Достаточно лишь быть внимательным к ребенку, его интересам и склонностям. Малыш вполне может участвовать в театральном представлении на общем утреннике, но не надо заставлять его читать со сцены стихи, если он этого не хочет».
Необходимо, чтобы воспитатель учитывал особенности всех своих маленьких подопечных. Интроверта частая смена заданий может сбить с толку. Зато его сильные стороны — это как раз умение внимательно заниматься чем-то одним продолжительное время. Важно также, чтобы ребенку позволили включаться в групповые игру не сразу, а давая время понаблюдать за происходящим со стороны.
Детский сад: этапы привыкания ребенка-интроверта
«Дети, которые трудно и долго привыкают к новой среде: не отпускают маму, плачут в течение дня, начинают часто болеть, совсем не обязательно интроверты, — утверждает Мария Чибисова. — Скорее, они просто более привязаны к дому, ощущают мамино постоянное беспокойство и недостаточно пока социализированы. При этом у них может быть любой темперамент».
Правда и в том, что вашему малышу может быть сложнее адаптироваться в незнакомой обстановке, чем более общительным сверстникам. Но если ему грамотно помочь, процесс привыкания пройдет безболезненнее и быстрее.
Перед тем как ребенок интроверт пойдет в детский сад, сходите вместе в его будущую группу. Познакомьте его с воспитателем и покажите игрушки, поиграйте с ними и определите среди них любимые. Если интерес ребенка-экстраверта можно поддерживать напоминанием о новых друзьях и совместных играх с ними, то малыша-интроверта нужно заинтересовывать игрушками и теми занятиями, которые он начал осваивать в саду.
Если необщительный ребенок отказывается от еды и сна, попросите воспитателя не настаивать. Это напрямую связано со сложностями адаптации, и любой прессинг в первые дни лишь усугубит стресс. По мере привыкания он начнет есть и спать, как и другие дети.
Интересуйтесь, как прошел у малыша день, что ему особенно понравилось. Возможно, он многое не расскажет. Расспросите воспитателей и напомните ему о приятных моментах. Когда вы забираете его из садика, он может быть молчалив — не нужно атаковать его вопросами. Дайте ему возможность просто побыть с вами вместе: поговорите о чем-то нейтральном. А потом можно вернуться к разговору о том, как прошел его день.
Все дети разные, даже в одной семье, но все любимые
Даже в самых дружных семьях, где братья и сестры привязаны друг к другу, дело не обходится без конфликтов и ссор.
«Если в семье мама с папой умеют находить компромиссы прежде всего друг с другом и принимают детей такими, какие они есть, не пытаясь сделать их чуточку „веселей“ или „спокойней“, то и дети перенимают эту толерантность, способность видеть в непохожем человеке его лучшие и интересные стороны, — считает Мария Чибисова. — Когда же родители не принимают отличия друг друга, то они рискуют получить семейный раскол на „спокойных и скучных“ и „веселых и шумных“. В дальнейшем такую черно-белую картину мира и неумение взаимодействовать с теми, кто несхож, ребенок рискует унести во взрослую жизнь».
Чтобы наглядно объяснить детям их разницу, предложите им вообразить невидимый круг, в котором находится каждый человек. У одних он очень большой, у других — заметно меньше. Объясните, что, если круг маленький, человеку может быть неудобно, когда к нему подходят слишком близко, начинают неожиданно тормошить, громко разговаривать. Вы можете даже предложить детям игру, определяющую размер этого невидимого круга вокруг каждого члена семьи. Встаньте на тротуаре и двигайтесь по направлению к ребенку. Как только у него возникнет желание отступить назад, попросите его сказать: «Стоп». Мелом обозначьте место, где вы остановились, и обведите вокруг него черту. У каждого члена семьи будет, скорее всего, свой размер круга. Так наглядно вы покажете детям зону их комфорта, которая может быть неодинаковой.
Объясните, что в этом нет ничего страшного. Научите ребенка-интроверта вежливо просить его братьев, сестер или друзей давать ему больше физического пространства: «Здорово вместе кататься на качелях, но ты бы не мог чуть-чуть подвинуться?» А более экстравертным детям скажите, что, если кто-то неожиданно выходит из игры или пересаживается от них на другое место, это никак не влияет на их дружбу. Просто брату или сестре нужно немного своего пространства.