Ребенок молится как батюшка
Православная Жизнь
Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком?
Что важнее?
Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.
Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.
Молиться — это трудно? Или прекрасно?
Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.
Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».
Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.
Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.
Приобщать с момента беременности
Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.
Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.
Не спеша, терпеливо, с любовью
Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.
Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.
Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.
Не рисуйте образ Бога тёмными красками
Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!
В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.
Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!
Как быть с подростками?
В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.
У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.
Какой молитве мы учим?
Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.
Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.
Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.
Зачем Богу моя молитва?
Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.
Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.
Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В современном информационном мире о чужом горе мы слышим сразу и в подробностях. Это может быть горе человека незнакомого, о котором случайно узнал из новостей, либо горе того, кого знаешь лично, но не настолько, чтобы у вас был настоящий эмоциональный контакт. И нам подчас хочется что-то сделать, но мы абсолютно не знаем что.
И вот мы приносим свечи и цветы к месту случившейся трагедии, но чувствуем. этого недостаточно. А можно ли по-настоящему разделить боль с другим человеком? В особенности, если горе его — утрата ребенка. Ответить на этот вопрос мы попросили постоянного автора журнала «Фома» и психолога Александра Ткаченко.
Как помочь людям, которые не хотят есть, спать, думать, жить, потеряв близкого человека. если умер ребенок.
Лучше всего тут могут помочь специалисты-психологи. Но если такой человек оказался рядом с тобой, а ты ни разу не психолог, существует веками проверенный способ, описанный в Новом Завете: …плачьте с плачущими (Рим 12:15). В сущности, каждый из нас так или иначе оказывает психотерапевтическую помощь своим близким. Мы утешаем друг друга, стараемся поддерживать тех, кому сейчас плохо, что-то для этого говорим и делаем. Формы такой помощи могут быть разными, но непременным условием является искреннее участие в чужой беде.
Чтобы помочь, нужно взять на себя часть чужой боли, прочувствовать ее как свою собственную, заплакать с плачущим не просто «за компанию», а оттого, что ты реально вошел в чужое горе, принял его как — свое, и теперь тебе тоже от него больно.
Это трудно, на это способен далеко не каждый, но без такого искреннего участия ни о какой помощи не может быть и речи.
Потеря ребенка — самое страшное горе для матери. И тот, кто хочет оказать ей помощь в такой ситуации, должен ясно понимать, что для этого ему придется принять часть этого страшного горя в свое сердце, придется плакать, придется участвовать в чужом страдании, то есть — со-страдать. Если же такой готовности нет, а желание помочь есть, то лучше просто молиться о пострадавших, просить Господа послать им утешение, облегчение и крепость духа. Молитва, это ведь тоже — помощь.
Есть ли какая-то возможность утешиться? Что это должно быть — чтение Библии, участие в Таинствах?
Давать советы людям, потерявшим самое дорогое, имеет моральное право лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию и нашел утешение в чем-либо, например — в чтении Библии, или в Таинствах. Я такого опыта не имею, поэтому ничего не могу сказать. Тут, на мой взгляд, не столько слова нужны, сколько личное участие, не столько говорить нужно, сколько — слушать, вбирать в себя услышанное, и просто — быть рядом с человеком. Так, чтобы он мог поплакать у тебя на плече и знать, что ты не будешь говорить всякие умности, а просто поплачешь с ним вместе.
А советовать что-либо вот так — издали, со стороны, на мой взгляд, очень сомнительное занятие.
А сможет ли обычный священник утешить в таком горе?
«Обычный» — вряд ли. А вот опытный, чуткий, способный к сопереживанию чужого горя — да, сможет. В Новом Завете есть удивительные слова: …Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор 1:3-4). Здесь выражена очень важная мысль: оказывается, утешить может лишь тот, кто сам пережил скорбь, получил утешение от Бога и теперь способен им поделиться с другими страдающими. Если священник имеет такой личный опыт скорби и утешения в ней, тогда он может и других утешить. Такой батюшка и в Библии найдет места, которые помогут пережить горе, и к Таинствам человека подготовит должным образом.
Само же по себе священство еще не делает человека способным к помощи в таких бедах. Это приходит не сразу и не к каждому.
Почему Бог отбирает детей? На что опереться при такой утрате человеку?
Странная постановка вопроса. Здесь Бог уподобляется чиновникам из органов опеки, которые отбирают детей у родителей по тем или иным причинам, которые можно рассматривать и обжаловать в случае несправедливого решения. Но где в Евангелии мы видим, чтобы Христос отбирал детей у родителей? Напротив — Он возвращает начальнику синагоги его дочь, отнятую смертью, воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку, возвращает Наинской вдове ее умершего сына.
О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых:
«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Как продолжить жить, радоваться, благодарить, если в сердце обида на Бога, если внутренне упрекаешь его в жестокости и несправедливости?
Никак. С обидой в сердце вообще невозможно радоваться. А с обидой на Бога — и подавно. Это тупиковый путь, каким бы ни было огромным горе.
Радоваться жизни можно лишь, преодолев обиду. Когда мы обижены на близкого человека, самый верный способ сохранить эту обиду навсегда — прекратить с ним всяческое общение. Но когда мы хотим примириться, простить его и жить дальше без этой занозы в сердце, мы идем к нему и говорим: «Ты меня обидел, но я не хочу рвать с тобой отношения. Давай решать, как жить дальше». И очень часто в таком разговоре вдруг выясняется, что человек вовсе не хотел вас обижать, что вы ему тоже дороги и он готов сделать все, чтобы вы снова были вместе. Подобный опыт, наверное, есть у многих.
В ситуации, когда человек обиделся на Бога, все обстоит примерно так же. Если хочешь навсегда остаться с этой обидой и довести себя до болезни, безумия или самоубийства — порви с Богом навсегда, считай его жестоким тираном и палачом.
Но если хочешь вернуть себе радость бытия — обратись к Нему в молитве. Говори Богу все, что тебя тяготит, выговори Ему всю свою боль, возмущайся, предъявляй Ему свой счет, только — не рви с Ним, не отворачивайся от него.
Ведь и праведный Иов вел себя точно так же, когда его дети погибли и сам он лишился всего, что имел: Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. (Иов 19:6-10). Пусть и твоя молитва будет с гневом и обидой, но все равно она связывает тебя с Богом. Не рви эту ниточку и тогда Бог сможет за нее вытащить тебя из этого страшного состояния.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Молитва есть восхождение ума к Богу, или прошение у Бога того, что прилично». Неужели же следует посчитать неприличными вопросы — почему погиб ребенок, который был главной радостью твоей жизни, и как тебе жить дальше с этой утратой?
Мне кажется, следует обязательно обращаться к Богу, даже с обидой на сердце. Ведь ответ может получить только тот, кто вопрошает.
На заставке: фото Александра Гаврилова.
«Вот вырастут — там и помолишься!»
Я очень быстро перестала “зацикливаться” на правилах, да вот “зацикливаться” на чем-то другом не удосужилась
Когда я еще ходила беременная, то с умным видом изучала ответы священников на вопросы молодых мамочек, как же им молиться с маленькими детьми. И потом, после родов, когда наступила бесконечная круговерть вперемежку с постоянным желанием поспать, память услужливо выдавала мне примерно следующее: «Ведь вот в той книжке батюшка советует кормящим женщинам ввиду занятости не зацикливаться на правилах, а читать Иисусову молитву…». И я очень быстро и легко перестала на этих правилах «зацикливаться», да вот «зациклиться» на чем-то другом — тех же кратких молитвах — не удосужилась…
И получается, что «вот вырастут — там и помолишься» звучит уже не со стороны — так успокаивать себя начинаешь уже сама. И, если по-честному, просто-напросто свою лень оправдываешь наличием детей. Да только со временем сможем ли потом вернуться к былому настрою и желанию молитвы?
Здесь, но мой взгляд, важно осознать еще один момент. Зачастую декретная жизнь лишена «благочестивой канвы», к которой мы привыкли: нет возможности посещать храм так часто, как хотелось бы, на службе практически невозможно сосредоточиться: приходится следить за детьми, посты послабляются беременным и кормящим. И получается, что вся «видимость» нашей духовности рушится как песочный замок. И остается неприглядная действительность нашего истинного внутреннего состояния, а она не очень-то нас и радует. И срабатывает принцип, которому исподволь мы все же остаемся верными: «или все, или ничего»: «Ну, раз уж это и это не получается, чего напрягаться-то?»
Мне вспоминается случай, описанный в замечательной книге матушки Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Один священник рассказывал ей, матери 5 малолетних детей, обремененной тяжелым домашним трудом в сельской местности, как он наблюдает за своими грехами: «Вот сижу я летом в гамаке, жена подносит мне кофе, а я любуюсь облаками, природой — блаженствую с Богом — и стараюсь найти за собой еще какой-то грех…» Думаю, подобная духовность матерям и не снилась.
Поэтому, в первую очередь, нужно стремиться исходить из тех ресурсов сил и времени, которое есть лично у нас в настоящий момент, а не ждать, когда наступит прекрасное завтра с гамаками и кофе.
Самый острый вопрос — вопрос времени
Самый острый вопрос — вопрос времени. Конечно, оптимально встать раньше детей и спокойно помолиться. Если это не вариант и ваши дети сами встают с петухами, нужно учесть особенности своей семьи и, исходя из этого, подыскать «удобные» 15 минут для себя в утренней суматохе. Мои дети, к примеру, как встанут, срочно требуют кашу. А так как моя мультиварка отказывается работать по программе «отложенного старта», то мне приходится сразу после подъема быстро готовить. Зато потом, сытые и довольные, мальчишки уже могут чем-то сами себя занять, и у мамы есть немного своего времени. Там, глядишь, и у детей нахлынут благочестивые порывы: и поклоны могут рядышком земные класть, и обцеловать все близлежащие иконы, может, даже и подпевать начнут.
Если вечером вы понимаете, что просто-напросто уснете, не дождавшись благоприятного и подходящего для молитвы момента, когда все улягутся спать, а вы наведете чистоту и останетесь в благоговейной тишине, попробуйте помолиться во время укладывания детей. Молитвенное правило можно закачать на телефон или планшет.
Иногда чувство сильной усталости вечером может пройти после принятого душа и десяти минут тишины. Проверено не раз.
К тому же наше общение с Богом не ограничивается лишь рамками утренних и вечерних правил. Кто мешает кратко помолиться перед готовкой, уборкой, выходом из дома? Типичная для всех ситуация — болезнь ребенка. Не ручаюсь за всех, но зачастую мы создаем слишком много суеты вместо того, чтобы перед поиском нужного лекарства в аптечке или вызовом «неотложки» вместе с ребенком несколько минут помолиться перед иконами. И именно после этого Господь непременно устраивает все лучшим образом.
Одним из самых «болезненных» моментов может стать невозможность посещения молодой мамой богослужений. Как же приобщиться к церковной жизни, ощутить радости праздника или скорбное настроение поста? Если позволяет режим, во время вечернего богослужения грудного младенца можно уложить спать, старших занять на время рисованием/лепкой/чтением. Самой выкроить время среди домашних дел и помолиться текстами тех служб, что идут в храме. Будь то канон Андрея Критского постом, или канон Преображения Господня, или канон почитаемому святому. А если приобрести издание с параллельным переводом (благо, православные издательства сейчас трудятся на славу), то можно и в службах лучше разобраться. Вот и почувствуете свою причастность к церковной жизни.
Конечно, все, что я здесь написала, это какие-то маленькие крупицы небогатого опыта. Главное — искать молитвы. Ведь кто ищет, то всегда находит, не так ли?