Ребенок молится как батюшка

Православная Жизнь

Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком?

Ребенок молится как батюшка. Смотреть фото Ребенок молится как батюшка. Смотреть картинку Ребенок молится как батюшка. Картинка про Ребенок молится как батюшка. Фото Ребенок молится как батюшка

Что важнее?

Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.

Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.

Молиться — это трудно? Или прекрасно?

Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.

Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».

Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.

Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.

Приобщать с момента беременности

Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.

Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.

Не спеша, терпеливо, с любовью

Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.

Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.

Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.

Не рисуйте образ Бога тёмными красками

Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!

В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.

Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!

Как быть с подростками?

В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.

У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.

Какой молитве мы учим?

Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.

Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.

Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.

Зачем Богу моя молитва?

Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.

Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.

Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!

Источник

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В современном информационном мире о чужом горе мы слышим сразу и в подробностях. Это может быть горе человека незнакомого, о котором случайно узнал из новостей, либо горе того, кого знаешь лично, но не настолько, чтобы у вас был настоящий эмоциональный контакт. И нам подчас хочется что-то сделать, но мы абсолютно не знаем что.

И вот мы приносим свечи и цветы к месту случившейся трагедии, но чувствуем. этого недостаточно. А можно ли по-настоящему разделить боль с другим человеком? В особенности, если горе его — утрата ребенка. Ответить на этот вопрос мы попросили постоянного автора журнала «Фома» и психолога Александра Ткаченко.

Ребенок молится как батюшка. Смотреть фото Ребенок молится как батюшка. Смотреть картинку Ребенок молится как батюшка. Картинка про Ребенок молится как батюшка. Фото Ребенок молится как батюшка

Как помочь людям, которые не хотят есть, спать, думать, жить, потеряв близкого человека. если умер ребенок.

Лучше всего тут могут помочь специалисты-психологи. Но если такой человек оказался рядом с тобой, а ты ни разу не психолог, существует веками проверенный способ, описанный в Новом Завете: …плачьте с плачущими (Рим 12:15). В сущности, каждый из нас так или иначе оказывает психотерапевтическую помощь своим близким. Мы утешаем друг друга, стараемся поддерживать тех, кому сейчас плохо, что-то для этого говорим и делаем. Формы такой помощи могут быть разными, но непременным условием является искреннее участие в чужой беде.

Чтобы помочь, нужно взять на себя часть чужой боли, прочувствовать ее как свою собственную, заплакать с плачущим не просто «за компанию», а оттого, что ты реально вошел в чужое горе, принял его как — свое, и теперь тебе тоже от него больно.

Это трудно, на это способен далеко не каждый, но без такого искреннего участия ни о какой помощи не может быть и речи.

Потеря ребенка — самое страшное горе для матери. И тот, кто хочет оказать ей помощь в такой ситуации, должен ясно понимать, что для этого ему придется принять часть этого страшного горя в свое сердце, придется плакать, придется участвовать в чужом страдании, то есть — со-страдать. Если же такой готовности нет, а желание помочь есть, то лучше просто молиться о пострадавших, просить Господа послать им утешение, облегчение и крепость духа. Молитва, это ведь тоже — помощь.

Есть ли какая-то возможность утешиться? Что это должно быть — чтение Библии, участие в Таинствах?

Давать советы людям, потерявшим самое дорогое, имеет моральное право лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию и нашел утешение в чем-либо, например — в чтении Библии, или в Таинствах. Я такого опыта не имею, поэтому ничего не могу сказать. Тут, на мой взгляд, не столько слова нужны, сколько личное участие, не столько говорить нужно, сколько — слушать, вбирать в себя услышанное, и просто — быть рядом с человеком. Так, чтобы он мог поплакать у тебя на плече и знать, что ты не будешь говорить всякие умности, а просто поплачешь с ним вместе.

А советовать что-либо вот так — издали, со стороны, на мой взгляд, очень сомнительное занятие.

А сможет ли обычный священник утешить в таком горе?

«Обычный» — вряд ли. А вот опытный, чуткий, способный к сопереживанию чужого горя — да, сможет. В Новом Завете есть удивительные слова: …Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор 1:3-4). Здесь выражена очень важная мысль: оказывается, утешить может лишь тот, кто сам пережил скорбь, получил утешение от Бога и теперь способен им поделиться с другими страдающими. Если священник имеет такой личный опыт скорби и утешения в ней, тогда он может и других утешить. Такой батюшка и в Библии найдет места, которые помогут пережить горе, и к Таинствам человека подготовит должным образом.

Само же по себе священство еще не делает человека способным к помощи в таких бедах. Это приходит не сразу и не к каждому.

Почему Бог отбирает детей? На что опереться при такой утрате человеку?

Странная постановка вопроса. Здесь Бог уподобляется чиновникам из органов опеки, которые отбирают детей у родителей по тем или иным причинам, которые можно рассматривать и обжаловать в случае несправедливого решения. Но где в Евангелии мы видим, чтобы Христос отбирал детей у родителей? Напротив — Он возвращает начальнику синагоги его дочь, отнятую смертью, воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку, возвращает Наинской вдове ее умершего сына.

О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых:

«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».

Как продолжить жить, радоваться, благодарить, если в сердце обида на Бога, если внутренне упрекаешь его в жестокости и несправедливости?

Никак. С обидой в сердце вообще невозможно радоваться. А с обидой на Бога — и подавно. Это тупиковый путь, каким бы ни было огромным горе.

Радоваться жизни можно лишь, преодолев обиду. Когда мы обижены на близкого человека, самый верный способ сохранить эту обиду навсегда — прекратить с ним всяческое общение. Но когда мы хотим примириться, простить его и жить дальше без этой занозы в сердце, мы идем к нему и говорим: «Ты меня обидел, но я не хочу рвать с тобой отношения. Давай решать, как жить дальше». И очень часто в таком разговоре вдруг выясняется, что человек вовсе не хотел вас обижать, что вы ему тоже дороги и он готов сделать все, чтобы вы снова были вместе. Подобный опыт, наверное, есть у многих.

В ситуации, когда человек обиделся на Бога, все обстоит примерно так же. Если хочешь навсегда остаться с этой обидой и довести себя до болезни, безумия или самоубийства — порви с Богом навсегда, считай его жестоким тираном и палачом.

Но если хочешь вернуть себе радость бытия — обратись к Нему в молитве. Говори Богу все, что тебя тяготит, выговори Ему всю свою боль, возмущайся, предъявляй Ему свой счет, только — не рви с Ним, не отворачивайся от него.

Ведь и праведный Иов вел себя точно так же, когда его дети погибли и сам он лишился всего, что имел: Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. (Иов 19:6-10). Пусть и твоя молитва будет с гневом и обидой, но все равно она связывает тебя с Богом. Не рви эту ниточку и тогда Бог сможет за нее вытащить тебя из этого страшного состояния.

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Молитва есть восхождение ума к Богу, или прошение у Бога того, что прилично». Неужели же следует посчитать неприличными вопросы — почему погиб ребенок, который был главной радостью твоей жизни, и как тебе жить дальше с этой утратой?

Мне кажется, следует обязательно обращаться к Богу, даже с обидой на сердце. Ведь ответ может получить только тот, кто вопрошает.

На заставке: фото Александра Гаврилова.

Источник

«Вот вырастут — там и помолишься!»

Ребенок молится как батюшка. Смотреть фото Ребенок молится как батюшка. Смотреть картинку Ребенок молится как батюшка. Картинка про Ребенок молится как батюшка. Фото Ребенок молится как батюшка

Я очень быстро перестала “зацикливаться” на правилах, да вот “зацикливаться” на чем-то другом не удосужилась

Когда я еще ходила беременная, то с умным видом изучала ответы священников на вопросы молодых мамочек, как же им молиться с маленькими детьми. И потом, после родов, когда наступила бесконечная круговерть вперемежку с постоянным желанием поспать, память услужливо выдавала мне примерно следующее: «Ведь вот в той книжке батюшка советует кормящим женщинам ввиду занятости не зацикливаться на правилах, а читать Иисусову молитву…». И я очень быстро и легко перестала на этих правилах «зацикливаться», да вот «зациклиться» на чем-то другом — тех же кратких молитвах — не удосужилась…

И получается, что «вот вырастут — там и помолишься» звучит уже не со стороны — так успокаивать себя начинаешь уже сама. И, если по-честному, просто-напросто свою лень оправдываешь наличием детей. Да только со временем сможем ли потом вернуться к былому настрою и желанию молитвы?

Здесь, но мой взгляд, важно осознать еще один момент. Зачастую декретная жизнь лишена «благочестивой канвы», к которой мы привыкли: нет возможности посещать храм так часто, как хотелось бы, на службе практически невозможно сосредоточиться: приходится следить за детьми, посты послабляются беременным и кормящим. И получается, что вся «видимость» нашей духовности рушится как песочный замок. И остается неприглядная действительность нашего истинного внутреннего состояния, а она не очень-то нас и радует. И срабатывает принцип, которому исподволь мы все же остаемся верными: «или все, или ничего»: «Ну, раз уж это и это не получается, чего напрягаться-то?»

Мне вспоминается случай, описанный в замечательной книге матушки Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Один священник рассказывал ей, матери 5 малолетних детей, обремененной тяжелым домашним трудом в сельской местности, как он наблюдает за своими грехами: «Вот сижу я летом в гамаке, жена подносит мне кофе, а я любуюсь облаками, природой — блаженствую с Богом — и стараюсь найти за собой еще какой-то грех…» Думаю, подобная духовность матерям и не снилась.

Поэтому, в первую очередь, нужно стремиться исходить из тех ресурсов сил и времени, которое есть лично у нас в настоящий момент, а не ждать, когда наступит прекрасное завтра с гамаками и кофе.

Самый острый вопрос — вопрос времени

Самый острый вопрос — вопрос времени. Конечно, оптимально встать раньше детей и спокойно помолиться. Если это не вариант и ваши дети сами встают с петухами, нужно учесть особенности своей семьи и, исходя из этого, подыскать «удобные» 15 минут для себя в утренней суматохе. Мои дети, к примеру, как встанут, срочно требуют кашу. А так как моя мультиварка отказывается работать по программе «отложенного старта», то мне приходится сразу после подъема быстро готовить. Зато потом, сытые и довольные, мальчишки уже могут чем-то сами себя занять, и у мамы есть немного своего времени. Там, глядишь, и у детей нахлынут благочестивые порывы: и поклоны могут рядышком земные класть, и обцеловать все близлежащие иконы, может, даже и подпевать начнут.

Если вечером вы понимаете, что просто-напросто уснете, не дождавшись благоприятного и подходящего для молитвы момента, когда все улягутся спать, а вы наведете чистоту и останетесь в благоговейной тишине, попробуйте помолиться во время укладывания детей. Молитвенное правило можно закачать на телефон или планшет.

Иногда чувство сильной усталости вечером может пройти после принятого душа и десяти минут тишины. Проверено не раз.

К тому же наше общение с Богом не ограничивается лишь рамками утренних и вечерних правил. Кто мешает кратко помолиться перед готовкой, уборкой, выходом из дома? Типичная для всех ситуация — болезнь ребенка. Не ручаюсь за всех, но зачастую мы создаем слишком много суеты вместо того, чтобы перед поиском нужного лекарства в аптечке или вызовом «неотложки» вместе с ребенком несколько минут помолиться перед иконами. И именно после этого Господь непременно устраивает все лучшим образом.

Одним из самых «болезненных» моментов может стать невозможность посещения молодой мамой богослужений. Как же приобщиться к церковной жизни, ощутить радости праздника или скорбное настроение поста? Если позволяет режим, во время вечернего богослужения грудного младенца можно уложить спать, старших занять на время рисованием/лепкой/чтением. Самой выкроить время среди домашних дел и помолиться текстами тех служб, что идут в храме. Будь то канон Андрея Критского постом, или канон Преображения Господня, или канон почитаемому святому. А если приобрести издание с параллельным переводом (благо, православные издательства сейчас трудятся на славу), то можно и в службах лучше разобраться. Вот и почувствуете свою причастность к церковной жизни.

Конечно, все, что я здесь написала, это какие-то маленькие крупицы небогатого опыта. Главное — искать молитвы. Ведь кто ищет, то всегда находит, не так ли?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *