Ребенок зашуганный как исправить
Ребенок зашуганный как исправить
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Крик, оскорбления, угрозы: как изменить общение с ребенком?
Агрессия родителей: что делать? Воспитание без наказаний
Когда речь заходит о таких понятиях, как психологическое подавление или психологическое подчинение личности ребенка, то перед нашим мысленным взором появляются образы неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, а дети являются для них балластом. По статистике, дети из неблагополучных семей действительно чаще других подвергаются грубому обращению, однако данное явление встречается и в самых обычных семьях.
Что такое психологически жестокое обращение?
А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?
Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение. «Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», — объясняет психолог, член экспертного совета фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка. «Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка», — поясняет психолог.
Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.
Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.
Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.
Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.
Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.
У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.
Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.
Грубое обращение — из собственного детства родителей
«Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг».
Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены депрессии.
По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.
Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.
Как изменить свой стиль общения с ребенком?
Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:
К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.
Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.
Как перестать кричать на детей – новые подходы к воспитанию
Вопрос от Жанны, г. Астана:
«Как не кричать на детей? Зашугала их… Я ужасная мать. (((( »
Отвечает Виктория Винникова, педагог:
Жанна, понимаю ваше отчаяние. Очень тяжело испытывать чувство вины перед детьми, а затем снова и снова срываться на них и кричать. После выплеска всех эмоций в голове начинают пульсировать мысли: «Я плохая мать». Чуть позже возникают вопросы: как перестать кричать на ребенка, как сделать так, чтобы он слушался и выполнял то, что от него требуется? А некоторые родители задаются вопросом: как перестать бить и кричать на детей?
Вам важно знать, что любое ощущение не дается нам просто так. И чувство вины в данном случае может быть использовано конструктивно. Как? Разбираемся подробно в этой статье.
Как перестать кричать на ребенка: советы как выбраться из ловушки
Согласно системно-векторной психологии, психика человека — это желание к наслаждению. Ребенок устроен так же. Это бессознательные программы, определяемые врожденными векторами.
Радость для малыша с кожным вектором — это движение, изменения, поэтому он просто не может перестать прыгать, бегать, активно двигаться, какими бы криками и запретами его не останавливали.
Именно такие шалопаи, с точки зрения мамы, непослушны и непоседливы. Не хотят учить уроки, невнимательны и неаккуратны.
Добиваясь от непоседы усидчивости и спокойствия, родители просто идут против его природы. Бессознательно озорник этому сопротивляется непослушанием. Ведь его желание к наслаждению от движения никуда не делось. От своего бессилия родители попадают в ловушку и думают, что они плохо объяснили. Тон повышается, крики усиливаются — а маленький хулиган не перестает делать то, что делал.
Точно так же есть другие детишки — медлительные и послушные. Их природа такова, что они все делают обстоятельно и неторопливо. Некоторых мам это может раздражать, и они начинают подгонять их криком.
Как быть? Когда уже очевидно, что криками ни в том, ни в другом случае не достигаешь результатов.
Как перестать кричать на ребенка – советы психолога
Современные дети полиморфны, то есть у них есть от 3 до 5 (реже более) векторов.
Да и психика мам тоже сложна. Но уверяю вас, всегда есть точка соприкосновения матери и ребенка. Не одной, так другой гранью «пазла» мы можем поворачиваться друг к другу.
Над всеми нашими эмоциями находится материнская любовь и понимание, которое дает вашей кровиночке базовое ощущение — защищенности и безопасности.
А крик? Как известно, резкое повышение голоса — воздействует как психическая атака. Если не перестать кричать на ребенка, то можно серьезно нарушить его развитие.
Крик на ребенка – травмирует психику
Как только вы позволяете себе крикнуть на ребенка — тут же фундамент уходит у него из-под ног. На самом деле каждый ребенок (особенно маленький) от крика мамы внутренне сжимается в комочек. У него полностью отключается сознание.
Внешне он может кивать вам головой или просить прощения, но внутри него сидит первобытный страх, который включает архетипичные программы поведения.
Как проявляется эта врожденная сила? Очень просто. Она просто выплескивается в окружающий мир. И тут уже все зависит от врожденных векторов сына или дочери. Это может быть: обида, истерика, гиперактивность или даже воровство.
А мама опять и снова, не понимая, что с ним происходит, начинает кричать на него — он теряет ощущение защищенности, и вот, круг замыкается. От непонимания того, как работает психика детей, вы на них кричите.
И что получается в итоге?
Крик на детей коверкает судьбу
Внешне ваша кровиночка растет, а психическое развитие существенно притормаживается. И вот мы наблюдаем, что в теле уже взрослого человека сидит маленький мальчик или девочка.
Мы часто видим таких людей в социуме. И недоумеваем, как такой взрослый дядя или тетя вдруг ни с того ни с сего начали истерить, мельтешить, воровать или врать (спектр проявлений огромный, но всегда соответствует векторам человека). А корни этого состояния были заложены в детстве через крик матери.
Хорошая новость заключается в том, что системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет гарантировано выровнять состояние матери. Следом за этим происходят улучшения и в поведении ребенка.
Рост и развитие невозможны без преодоления трудностей и ошибок. Когда мама становится психологически грамотной, она ЗНАЕТ, что нужно делать в той или иной ситуации.
Вот пример, как это сделала одна из участниц тренинга:
Как перестать кричать на ребенка – пошаговая инструкция
Как только мы начинаем по чуть-чуть понимать внутренние врожденные программы (вектора), которые движут ребенком, тут же находятся адекватные способы воздействия на него без крика.
Для кожников, этаких вертлявых, шустрых непосед, лучше всего подойдут разумные ограничения, соблюдение режима дня и твердого расписания. При этом тут уж надо строго соблюдать правила: не выполнил распорядок — получи ограничения в другом. Например, меньше по времени играть на компьютере. А поскольку такие ребята любят подвижные игры, спорт, то можно в наказание лишить удовольствия от движения. Поставить в угол, например.
Когда детей много, то кажется, что у них просто какой-то праздник непослушания и они заводят друг друга. Как справится с этими ситуациями написано в этой статье.
Как перестать кричать на детей – читать отзывы:
Вот что пишут участники тренинга:
«…Я пришла на тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана в жутком состоянии. Маленькие дочки-двойняшки были для меня источником постоянного раздражения: крики, шум, невозможность побыть одной, пожить своей жизнью. Наверно это было то, что называется послеродовой депрессией. Я замкнулась в себе, перестала заводить новых знакомых и закрылась от старых. Довершением картины было отсутствие чувства защищенности от мужа, который никак не мог определиться между интересами нашей семьи и родительскими. После тренинга полностью изменилось мое отношение к детям. Я начала их принимать, понимать, делать им приятное. Налаживаю эмоциональные контакты. Наконец я поняла, что я – не их раб, и они – не наказание мне. Нет у детей необходимости в нервной орущей маме 24 часа в сутки, им вполне достаточно веселой ласковой мамы, но 3-4 часа в день…»
Зоя Б.,
Контролировать бессознательные механизмы невозможно, их можно осознать, тогда они уже перестают нами управлять. Когда женщина счастлива и глубоко понимает своих детишек, то кричать и раздражаться уже не получается. Вместо этого возникает улыбка понимания.
Вы ведь хотите выровнять этот баланс в своей душе? Стать такой мамой, которая перестала кричать на детей — просто! Достаточно понять, что движет ребенком, а помогает это сделать бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана.
Автор статьи: Виктория Винникова, педагог
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Советуем также прочитать эти статьи:
18 Май, 2017 Комментариев: 0 Просмотров: 2488
Теги: Дети ответы
Забудьте про бабайку: советы психолога, как не вырастить труса
Детство – пора не только счастливых открытий, но и множества страхов. Зачастую виновата в фобиях неблагоприятная домашняя атмосфера. Но, как утверждают психологи, вырастить зашуганного ребенка можно и в благополучной семье, стоит родителям допустить всего пару ошибок. В преддверии Дня защиты детей рассказываем, как обезопасить своих чад от «монстров, которые живут в голове».
ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ
Ольга Смирнова из Балашихи бьет тревогу: ее восьмилетняя дочь Лиза вдруг резко начала бояться темноты. По ночам девочка отказывается спать одна и тайком пробирается в родительскую комнату. При этом Ольга рассказывает, что семья у них вполне благополучная, Лизу практически никогда не ругают и не запугивают мифическими персонажами.
Как объясняет эту ситуацию член Ассоциации психологов Подмосковья Оксана Шумейко, детский страх – это эмоциональная реакция ребенка на ситуацию, которая воспринимается как угроза, но угроза может быть как реальной, так и проявлением детского воображения.
– Проявления страха могут быть разными: ребенок хочет убежать, спрятаться, может спровоцировать крик, плач, истерику, нервное перевозбуждение, – поясняет Шумейко.
Как отмечает психолог, бояться ребенок может чего угодно: темноты, одиночества, «злого дядю», пауков или мышей. Страх, по ее словам, это базовая эмоция, которая выполняет защитную функцию. Он так же нормален, как и радость, удивление, печаль.
– Подавляющее большинство страхов носит возрастной характер и, если родители ребенка правильно к ним относятся и понимают причины появления, чаще всего страх со временем бесследно исчезает, – уверена Оксана Шумейко.
Топ-5 детских страхов
Уколы и звуки
Чаще всего проявляется в возрасте от 1 года до 3 лет. Как правило, сопровождается боязнью медицинских работников.
Темнота
Проявляется по мере взросления, примерно в возрасте от 3 до 5 лет. Сопровождается страхами одиночества и замкнутого пространства.
Потусторонний мир
Для детей 5–7 лет ведущими страхами выступают страхи потустороннего мира (например, страх черта). Также в этом возрасте постепенно формируется страх смерти – своей или близких родственников.
Быть не как все
Для школьников младшего и среднего возраста (от 7 до 11 лет) характерен страх несоответствия требованиям социального окружения. Дети боятся быть не как все, им страшно потерять любовь родителей, высокую оценку учителей и сверстников.
Одиночество
К подросткам от 11 до 16 лет возвращается страх одиночества, отвержения со стороны сверстников. Также они могут бояться физических изменений.
ПОТАКАТЬ СТРАХУ ОПАСНО
Родителям важно понимать: дети позволяют себе бояться тогда, когда им это разрешают взрослые или сознательно приучают быть трусливыми. При попустительском стиле воспитания ребенок может сам себе создать список страхов, которые лично ему выгодны.
– У меня был случай в практике: пятилетний мальчик сказал родителям, что в его шкафу живет чудовище. Сначала эта была игра, целью которой было как можно больше времени проводить по вечерам с родителями, – вспоминает Шумейко. – Позже игра переросла в реальный страх темноты. Он закрепился, потому что родители поддерживали и подкрепляли его.
Как поясняет психолог, когда ребенок осознает пользу страха, то начинает создавать новые, как бы коллекционируя их. Например, страшно спать одному, поэтому родители должны до изнеможения читать. Затем нужно спать с родителями, чтобы они всю ночь были рядом.
– А далее это может перерасти в «Эту одежду не надену – она кусается!», «Это делать не буду – боюсь», – продолжает Шумейко. – Ребенок становится тревожным, пугливым, особенно если это гарантирует повышенное внимание родителей.
Детские страхи проще предотвращать, чем лечить, предупреждает психолог. Задача взрослого – проводить профилактику и самим не внушать ребенку лишних страхов.
Советы родителям
1. Сохраняйте спокойствие и не показывайте свою тревожность. Дети часто копируют поведение родителей, в том числе и реакции на те или иные обстоятельства. Учите ребенка спокойно переносить трудности.
2. Поговорите с ребенком о тех страхах, которые он испытывает, но ни в коем случае не высмеивайте, не называйте трусом.
3. Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Спросите «Где он живет?», «Откуда появился?», «Чем питается?». Затем вместе с ребенком уничтожьте этот рисунок.
4. Придумайте образ супергероя, который справляется с любым врагом. Нарисуйте его и повесьте на самом видном месте в комнате ребенка.
5. Если ребенок чего-то боится, не наказывайте его.
6. Недопустимо пугать ребенка абстрактным злым дядькой, милиционером или бабаем. Дети воспринимают этих персонажей как реально существующих, которые действительно могут наказать, обидеть.
7. Если же в результате всех ваших усилий ситуация не меняется продолжительное время, необходимо обратиться к специалистам: невропатологу, психологу или психотерапевту.