Речь как функция мозга
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
Психология речи (продолжение)
Какова мозговая основа такого сложного строения речи и реализации всех ее функций? Современные исследования показывают, что речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных — нижнетеменных — переднезатылочных (зона ТРО) и являющихся мозговой основой речи. Объединение этих зон называют речевой зоной коры головного мозга. Совместная же работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности. Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи, особенно это касается акустического и речедвигательного анализаторов. На тесную связь этих анализаторных систем указывали многие исследователи. Еще И. М. Сеченов писал о связи «слуховых ощущений» с мышечными ощущениями в груди, гортани, языке, губах, т. е. с «ощущениями при собственном разговоре» <Сеченов, 1952. С. 568). В психологии давно установлен факт тесной связи и зависимости слуховых ощущений с речевыми кинестезиями <А. Р. Лурия, Б. М. Теплое, А. И. Леонтьев, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, Л. А. Новикова и др.). В работах Л. А. Чистович неоднократно высказывалась мысль о том, что первым этапом распознавания речи является артикуляторное распознавание слышимой речи, который можно назвать внутренней имитацией.
Таким образом, психофизиологической основой речи является функциональная система, состоящая из взаимодействия различных анализаторных систем, и прежде всего речедвигательного и слухового анализаторов. Мозговой основой является совместная работа ряда областей коры головного мозга.
Кратко подведем итоги современных представлений о речи в психологии.
Для понимания нарушения речи при афазии, для постановки точного топического и речевого диагноза, а также для применения адекватных научно обоснованных методов преодоления речевых дефектов, соответствующих их природе и механизмам, специалисту необходимо учитывать, по крайней мере, следующие важнейшие характеристики речи.
1. Природа речи — социальная, речь возникает прижизненно.
2. Речь, слово возникают при тесном взаимодействии звучания, значения и выражения.
3. Роль и место речи в психической сфере:
а) опосредование и связывание всех психических про- цессов;
б) средство и форма познавательной деятельности;
в) средство и способ вербального общения людей;
40 г) осуществление тесной взаимосвязи с другими психи- ческими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также и с личностью, и эмоциональ- но-волевой сферой человека.
4. Основные функции речи:
а) коммуникативная, обобщения, познавательная, но- минативная, регулирования собственного поведения. В живой речи важная роль отводится эмоциональ- но-выразительной функции, интонации;
б) основная функция речи в сфере общения — коммуни- кативная; ее функциональная нагрузка, социальный смысл ее в том, что «она обеспечивает любую другую деятельность» (Основы теории… 1974. С. 23), либо овладение ею, либо ее планирование, регулирование, координацию, либо контроль;
в) коммуникативная функция речи (как и другие) воз- можна только при тесной взаимосвязи и взаимовлия- нии всех функций речи;
г) возможна и весьма продуктивная эквивалентная за- мена языковых средств в процессе общения паралинг- вистическими средствами — мимикой, жестами, дви- жением головы, интонированными несентенцио- нальными выражениями (междометиями и др.).
5. Наиболее полная связь между функциями общения и обобщения.
6. Важнейшие характеристики слова:
а) предметная отнесенность, значение и смысл являются компонентами семантики слова;
б) обобщение возможно лишь на основе семантики слова;
в) значение устойчиво и является общим для всех гово- рящих на данном языке. Смысл слова индивидуален и порождается всем жизненным опытом человека;
г) слово тесно связано с предметными образами.
7. Речь и ее структура:
а) тесное взаимодействие всех уровней организации речи — психологического, лингвистического, психофизиологического (сенсомоторного); тесная связь всех интимных
41 характеристик слова: его значения и смысла с его материальными носителями — звуковым, графическим, моторным, б) наличие и взаимодействие таких уровней реализации речи, как произвольный (осознанная речь) и непроизвольный (неосознанная форма речи), наличие особых языковых средств, обеспечивающих эти уровни. 8. Основной вид речи — диалогическая, другим важным и распространенным видом является групповая (полилогическая) речь.
1. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, и прежде всего слуховой и речедвигательной.
2. Мозговой основой речи является ряд совместно работающих зон коры левого полушария головного мозга — заднелобных, височных, нижнетеменных, теменно-височно-затылочных.
Речь как функция мозга
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Речь как функция мозга
Федеральное государственное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»
реферат
«Речь как функция мозга»
Выполнила:
Лужнова Ксения Николаевна, студентка 1 курса
института дефектологического образования и реабилитации
РЕЧЬ В ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА 4
Гипотезы возникновения речи4
Роль речи в эволюции мозга6
МЕХАНИЗМЫ ВОКАЛИЗАЦИИ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Речь – одна из главных отличительных особенностей человека как вида. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Все речевые механизмы регулируются отделами головного мозга. Нарушение какой-либо структуры мозга ведёт к речевым патологиям. Какие-то из них могут быть вылечены полностью, какие-то могут корректироваться дефектологами, а некоторые нарушения необратимы и не поддаются ни коррекции, ни лечению.
Актуальность изучения механизмов образования речи, а так же самой речи как функции мозга высока. Современная дефектология нуждается в полном и упорядоченном понимании всех механизмов и процессов работы мозга при образовании речи – от нервного импульса до вокализации.
РЕЧЬ В ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА
Гипотезы возникновения речи
О появлении речи задумывались еще античные философы. За две тысячи лет было выдвинуто более 200 гипотез происхождения речи, которые описаны Якушиным (Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984). Однако эти гипотезы не имеют ничего общего с современными представлениями о природе речи.
Все гипотезы возникновения речи можно условно разделить на три группы: ненаучные, физикалистские и эволюционные.
Первая группа включает в себя древние гипотезы, например, мутационная, согласно которой речь появилась в результате одной единственной мутации. Все эти гипотезы опровержены.
Вторая группа гипотез объясняет природу возникновения непосредственно звуковых сигналов, однако никак не объясняет возникновение речи как таковой. Такие гипотезы нельзя назвать исчерпывающими.
С точки зрения психофизиологии интерес представляют гипотезы третьей группы – эволюционные. Согласно им, речь развивалась постепенно в ходе эволюции. Этой гипотезы придерживались такие учёные как антрополог Виктора Валериановича Бунака, психолог Лурия. Они считали, что речь произошла от звуковых сигналов. Бунак предполагал, что это были «жизненные шумы» – звуки переклички приматов, а Лурия полагал, что речь возникла из агрессивных звуковых сигналов.
Американский антрополог Гордон Хьюз в 1973 году опубликовал свою жестовую гипотезу происхождения речи. По его мнению, вначале появилась не звуковая, а жестовая речь. В 70-е годы задавались вопросом, как формировались «жесты-понятия».
Польские ученые открыли, что в районе 12 месяцев (об этом позднее писал Выготский в своей книге «Мышление и речь») ребенок активно начинает использовать указательные жесты: он показывает на предмет и издает звуковые сигналы, лалии. Он обозначает предмет звуком и жестом, затем жест можно убрать, а звук оставить. Роль указательного жеста сначала была сформулирована американским антропологом Осборном, потом была поддержана отечественным психологом Выготским.
Интересно, что все этапы эволюции речи можно проследить, наблюдая за развитием речи ребёнка.
Роль речи в эволюции мозга
Общение – это не только вербальная передача звуковых сигналов, поэтому животным не нужна речь. Долгое время древние люди тоже обходились без языка – вместо речи наши предки использовали жесты, отдельные звуки, крик, тактильный контакт.
Появление речи было заложено эволюционно: по сравнению с другими животными люди не были самыми сильными, быстрыми и ловкими. Поэтому люди нуждались в жизни группами, обмене опытом и коммуникации. С выходом человека из леса и развитием его мозга, сформировались центры, отвечающие за речь. Вместе с мозгом развивались и органы, обуславливающие вокализацию: язык, губы, нижняя челюсть, нёбная занавеска, надгортанник.
Первая речь была простой и состояла из отдельных звуков, которые люди соотносили с определёнными предметами или явлениями. Дальше речь развивалась по иерархической структуре: из отдельных звуков — фонем — складывались слоги, из слогов — фонетические слова, из фонетических слов — фонетические синтагмы (сочетания из нескольких фонетических слов без пауз между ними), а из них — фонетические предложения. До сих пор мы видим такое же строение в современном языке.
Речевая система – одна из самых сложных систем организма. Речь обеспечивается работой как центральной, так и периферической нервной системой; как левым, так и правым полушарием головного мозга; как целыми функциональными системами, так и отдельными органами.
В восприятии и воспроизведении речи (как устной, так и письменной) участвуют семь зон головного мозга (схема 1).
Схема 1. Центры головного мозга
1 — моторная кора, 2 — зона Брока, 3 — первичная слуховая кора, 4 — зона Вернике, 5 — угловая извилина, 6 — первичная зрительная кора, 7 – дугообразный пучок.
Главную роль в управлении речью играет кора больших полушарий. Схему осуществления речевого процесса можно описать так: кора больших полушарий посылает сигнал к иннервируемым органам через подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола и определённые нервы.
Такая система представляет собой завершённый цикл – последовательное взаимодействие трёх отделов мозга (схема 2).
Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.
1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.
2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.
3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.
4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).
Все речевые анализаторы расположены в обоих полушариях головного мозга, однако развиваются только с одной стороны: у правшей – слева, у левшей – справа. Разберём эти три отдела (схема 3) по порядку.
Схема 3. Центр Брока ( Broca ) и центр Вернике ( Wernicke )
1. Речедвигательный центр Брока
Центр Брока – это зона головного мозга, отвечающая за двигательную активность в процессе речи. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Основная его функция – преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания – то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.
При повреждении моторного центра речи появляется моторная афазия – в таком случае человек понимает речь, но самостоятельно говорить не может.
2. Сенсорный центр Вернике
При повреждении этого центра возникает сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха, появление затруднений в понимании устной речи, в письме под диктовку.
Центр Вернике и центр Брока связаны между собой дугообразным пучком – нервным путём, состоящим из множества волокон. При повреждении этих волокон возникает проводниковая афазия.
3. Центр восприятия письменной речи (ассоциативный)
Этот центр находится в зрительной зоне коры головного мозга. Поражение этого центра приводят к невозможности чтения и письма.
При повреждении этого центра зрение сохранится, но это приведёт к расстройству узнавания – так называемой зрительной агнозии. Такой человек, будучи полностью грамотным, не сможет прочесть написанное. Также это заболевание выражается возможностью узнавания знакомого человека только после того, как тот заговорит.
Речь человека формируется не только работой определённых структур мозга, но и системами, отвечающими за возможность вокализации:
· особенностями строения гортани;
· способностью произвольно управлять:
· скоростью движения воздуха во время дыхания;
· положением и натяжением голосовых связок;
· положением губ, языка, мягкого неба.
Вокализация охватывает два взаимосвязанных процесса: фонацию и артикуляцию.
Звук образуется при вибрации голосовых связок, когда воздух во время выдоха проходит между ними. Голосовые связки расположены вдоль латеральных стенок гортани. Их положение и натяжение обеспечивается группой соответствующих мышц.
Но особую роль в вокализации играют мышцы, расположенные в складках вместе с голосовыми связками. Эти мышцы состоят из большого количества изолированных волокон, каждое из которых иннервируется отдельной веточкой соответствующего нерва. Вследствие этого они могут сокращаться частями, что обеспечивает более тонкие особенности очертания голосовых связок и щели, что возникает между ними.
Вибрация голосовых связок происходит из-за относительно быстрого прохождения воздуха во время выдоха через суженную голосовую щель (рис. 1).
Закрытая или слегка открытая голосовая щель во время выдоха при разговоре создает препятствие для движения воздуха, поэтому в грудной клетке давление становится выше, чем в случае обычного выдоха (до 20 см вод. ст. и больше).
Рисунок 1. Разное положение голосовых связок
Основные органы, обеспечивающие фонемную структуру речи – артикуляцию, – это губы, язык и мягкое небо. Голосовой канал (глоточная, ротовая и носовая полости), а также положения этих образований во время прохождения воздуха имеют различную конфигурацию. Состояние каждого из них, особая конфигурация находятся под влиянием коры полушарий большого мозга, то есть управляются сознательно.
Индивидуальные особенности губ, языка, мягкого неба придают индивидуальности произносимым звукам.
Разные конфигурации связок создают разные модуляции потока воздуха (фонации):
· нейтральное положение связок дает нейтральный голос,
· незначительное разведение черпаловидных хрящей по сравнению с нейтральным и ослабление напряженности связок – «мягкий» (или расслабленный) голос;
· при дальнейшем разведении ширина глоттиса превышает предел, при котором действует эффект Бернулли, и колеблются только передние (дальние от хрящей) части связок, причем продувание воздуха через задние их части придает голосу шумовую составляющую – это «придыхательный» голос;
· если связки разведены еще дальше, возникает глухое придыхание ;
· напряжение связок дает «жесткий» (или напряженный) голос, а сближение черпаловидных хрящей – «скрипучий», в этом случае тоже колеблются только передние части связок, но при очень значительном дыхательном усилии.
Патологии речи могут быть врождёнными и приобретёнными. Приобретённые нарушения называются афазиями. Такие нарушения чаще всего возникают как следствие тяжёлых заболеваний или механических повреждений головного мозга.
Афазия — это нарушение уже сформировавшейся речи в результате повреждения мозга. При этом у человека могут нарушаться говорение, понимание чужой речи, чтение, письмо. Самая частая причина афазии — инсульт. Иногда нарушения речи имеют временный характер, и все возвращается в норму в течение нескольких недель, но так происходит далеко не всегда. Среди менее распространенных причин афазии встречаются черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства, нейроинфекции.
При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.
Поражение зоны Брока вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется.При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают свои ошибки.
Один из наиболее распространенных симптомов афазии — это сложности с тем, чтобы вспомнить слово.
Наверное, каждому человеку знакомо ощущение, когда знаешь слово, оно вертится на языке, но не можешь его в нужный момент вспомнить. Люди с афазией постоянно испытывают это неприятное чувство.
Афазия возникает, когда поражена какая-либо область мозга, вовлеченная в речь. У правшей, как правило, афазия возникает при поражении левого полушария, поскольку у них именно оно играет основную роль в речевых процессах. У левшей речь может больше полагаться и на правое полушарие, и на оба сразу.
Зоны, поражение которых влечет афазию, многочисленны. Это не только зоны Брока и Вернике, о которых шла речь в XIX веке, — сегодня мы знаем, что это более обширная сеть. В последнее время появилась теория, что принципиально не то, какие зоны коры головного мозга повреждены, а какие повреждены проводящие пути, то есть тракты из белого вещества, которые объединяют зоны коры, позволяют им «общаться» между собой и работать как функционирующая сеть. Например, последние исследования показывают, что даже если зона Брока поражена, но прилегающие проводящие пути сохранны, то у человека не будет афазии.
Врождённые нарушения речи практически не поддаются лечению, только коррекции дефектологами-логопедами. Такие нарушения связаны с внутриутробным недоразвитием каких-либо систем и органов. Можно выделить следующие основные нарушения речи.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи, обусловленное недоразвитием или повреждением речевых отделов коры головного мозга, не связанных со снижением слуха или нарушением интеллекта. Ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас и др. Бывает: моторная, сенсорная и сенсомоторная алалии.
Анартрия – расстройство речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении.
Ринолалия (гнусавость) – дефект звукопроизношения, обусловленный нарушением резонаторной функции носовой полости. Речь невнятна, монотонна. Возникает до 12 недели внутриутробного развития в период закладки речевого аппарата.
Дизартрия – расстройство речи в результате нарушения работы речевого аппарата (язык, нёбо, губы). Кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, ин формации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Соответственно полифункциональными являются и отделы мозга, отвечающие за речь. Главными речевыми отделами мозга являются зоны Брока и Вернике.
Современная наука ставит перед собой задачу исследовать функции мозга в полной мере. Дефектологи и логопеды остро нуждаются в новых исследованиях и открытиях в сферах психофизиологии речи, механизмов вокализации.
1. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. // М., 1984
3. Солоухина О. А., Щеголева С. И., Искра Е. В., Акинина Ю. С., Ахутина Т. В., Иванова М. В. Психолингвистические параметры, влияющие на называние объектов и действий // М., 2016 .
4. Лауринавичюте А. К., Драгой О. В., Иванова М. В., Купцова С. В., Уличева А. С., Петрова Л. Психологическая (не)реальность синтаксических следов: данные движений глаз // Калининград, 23–27 июня 2014 г.
5. Малютина С. А., Ступина Е. А., Драгой О. В., Гордеева Е. А., Зырянов А. С., Копачев Д. Н., Толкачева В. А., Пронин И. Н., Иванова М. В. Роли трактов левого полушария в речевой деятельности: дооперационные данные диффузионно-тензорной томографии пациентов с опухолями головного мозга // Светлогорск: Институт психологии РАН, 2018. С. 680-682.
6. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. // Л.: Наука, 1977.
7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. // М.: МГУ, 1989.
8. Макаров Игорь Владимирович, Емелина Дарья Андреевна Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия., 2017.
9. Phillip Hamrick, Jarrad A. G. Lum, and Michael T. Ullman // PNAS. – 7 February 13, 2018