Рекомендации спотифай как работают
10 скрытых функций Spotify, которые должен знать каждый
Spotify уже два месяца доступен в России, и многие пользователи с удовольствием перешли на этот сервис. Неудивительно, учитывая, что в Spotify продвинутые рекомендации и хорошие приложения на всех платформах.
При этом в Spotify есть много мелких и часто незаметных функций. Я вспомнил всё, что узнал о Spotify за почти четыре года использования. Теперь делюсь с вами.
Если я про что-то забыл рассказать, пишите в комментариях. Попробуем собрать самый большой сборник лайфхаков Spotify.
1. Блокировка исполнителей в рекомендациях
Spotify постоянно анализирует ваши действия, чтобы предлагать наиболее подходящую музыку. Иногда в рекомендации попадают исполнители, которых вообще не хочется слушать. Кнопка дизлайка не всегда помогает, ведь в следующей подборке этот артист может оказаться снова, но с другой композицией.
К счастью, в Spotify можно заблокировать исполнителей, чтобы их музыка больше не появлялась в рекомендациях. Делается это просто:
1. Открываете профиль артиста
2. Нажимаете на три точки под фото
3. В меню выбираете Заблокировать этого исполнителя
Чтобы разблокировать артиста, нужно перейти в раздел Моя медиатека → Исполнители и пролистать список до конца.
2. Сортировка плейлистов в десктопной версии
Сохраненные плейлисты в Spotify на Mac и PC сортируются по дате добавления (от новых к старым). В этом нет никакой проблемы, если плейлистов немного. Но если их хотя бы больше 10 штук, то постоянно прокручивать список не очень удобно.
Разработчики предусмотрели это и разрешили вручную перетаскивать плейлисты с помощью удержания левой кнопки мыши.
1. Нажимаем правой кнопкой мыши в области плейлистов
2. Выбираем Создать папку
3. Перетягиваем плейлисты в папки
Все изменения синхронизируются с приложениями Spotify на других платформах.
3. Возвращаем нормальную громкость
Пользователи Apple Music и других сервисов могли заметить, что треки в Spotify играют заметно тише, особенно в наушниках. Дело в том, что Spotify уменьшает максимальную громкость, чтобы все композиции звучали на одном уровне.
Как отключить эту функцию:
1. Открываем Настройки → Воспроизведение
2. Выключаем тумблер рядом с пунктом Включить нормализацию звука
В Apple Music тоже есть такая опция (Настройки → Музыка → Коррекция громкости), но по умолчанию она отключена.
4. Восстанавливаем случайно удаленные плейлисты
Иногда бывают ситуации, когда пользователи случайно удаляют свои плейлисты. Что делать в таком случае? В других сервисах вариант один: создать новый плейлист и добавлять в него треки.
Но разработчики Spotify подумали даже о такой нестандартной ситуации и разрешили восстанавливать удаленные плейлисты.
Перейдите на сайт Spotify под своим аккаунтом и в меню выберите Восстановление плейлистов. Затем найдите нужный плейлист и нажмите кнопку Восстановить.
Функция работает только с собственными плейлистами.
5. Что слушают друзья
В Spotify можно в реальном времени следить за тем, какую музыку слушают друзья. Для этого к аккаунту Spotify надо привязать Facebook. Как это сделать:
1. В правой колонке (если её нет, увеличьте окно приложения) нажмите кнопку Найти друзей
2. В появившемся окне надо нажать на кнопку Привязать аккаунт Facebook
3. Выберите друзей, на которых хотите подписаться
После этого справа будет показываться список друзей и песня, которую они слушают в данный момент или последний проигрываемый трек.
Друзья тоже могут на вас подписаться и следить за вами. Если вы хотите скрыть от них информацию, воспользуйтесь настройками.
На Mac и PC
1. Нажмите на стрелку рядом с профилем
2. Перейдите в Настройки
3. Выключите тумблер рядом с пунктом Показывать, что я слушаю в Spotify
На iPhone
1. Перейдите в Настройки → Приватность
2. Выключите тумблер рядом с пунктом Моя активность
Теперь никто не сможет посмотреть, какие песни вы слушаете. На качество рекомендаций это не влияет.
6. Интеграция с Google Картами
Окно с плеером Spotify можно вывести прямо в Google Карты во время навигации. Делается это следующим образом:
1. Откройте Настройки → Сторонние приложения
2. Нажмите кнопку Подключить рядом с Google Картами. Нужно будет войти в аккаунт Google
3. Откройте Google Карты
4. Нажмите на иконку профиля и перейдите в Настройки → Навигация → Приложение для воспроизведения
5. Выберите Spotify
Теперь в Google Картах можно перелистывать треки Spotify, ставить их на паузу и включать плейлисты.
Жаль, что в Яндекс.Навигаторе и 2ГИС не работает.
7. Плейлист для вашего питомца
Да-да, в Spotify можно создать плейлист для домашнего животного на основе ваших интересов. Для этого надо перейти на специальный сайт Spotify под своим аккаунтом, выбрать питомца и ответить на несколько вопросов.
В случае с кошкой спросят насколько она энергичная и дружелюбная. На обложку плелийста можно добавить фото питомца и его имя в название.
8. Интеграция с Siri
Spotify один из немногих музыкальных сервисов, поддерживающих Siri. Вы можете попросить голосового помощника включить трек или найти артиста в Spotify. Главное, в конце предложения четко сказать В Spotify, иначе Siri откроет Apple Music.
Например, Включи песни Bon Jovi в Spotify или Включи альбом 7 Rings.
Использовать Siri можно только на iPhone. С Apple Watch, HomePod и Mac функция не работает.
9. Горячие клавиши на Mac и PC
Spotify поддерживает горячие клавиши на Mac и PC. С их помощью можно быстро создать плейлист, выбрать все треки, удалить их, перемешать и ещё много чего.
Список основных клавиатурных сочетаний выше. Полный список можно посмотреть на сайте Spotify.
10. Как подружить Spotify и Shazam
Если вы сейчас найдете трек в Shazam, вероятнее всего, он предложит послушать его в Apple Music. Не зря же Apple купила Shazam.
Но вместо Apple Music можно использовать Spotify. Вот как это сделать:
1. Откройте Shazam
2. На вкладке Библиотека нажмите на иконку настроек в левом верхнем углу
3. Нажмите кнопку Подключить рядом со Spotify (появится предупреждение, надо подтвердить действие)
4. Отроется Spotify и окно с соглашением, нажмите кнопку Принимаю
Вернитесь в Shazam. Если все сделали по инструкции, то вместо Apple Music будет использоваться Spotify. Тут же можно включить синхронизацию шазамов со Spotify.
Поделись наушником своим: еще раз о том, как устроены рекомендации Spotify
О том, что в Россию пришел крупнейший в мире стриминговый сервис, не сказал только ленивый. Но чем же Spotify так цепляет аудиторию? «Системный Блокъ» разобрался, какие методы использует компания для разработки рекомендаций, а также как улучшить плейлисты с рекомендациями
Законодатели культур
Сейчас сервисы потоковой передачи данных — проще, стриминг-сервисы — создали новую культуру прослушивания музыки. Возможность слушать музыку «24 на 7» была со времен кассетных плееров, синхронизация плейлистов работала в то время, когда в ВК не было подписки на музыку. Стриминг сейчас — это две принципиально важные черты потребления: массовизация легальной покупки музыки и культура рекомендации.
2020 год, Spotify приходит в Россию. На данный момент Spotify существует уже пятнадцать лет, компания за это время успела переехать из родной Швеции в Лондон. Исследователи Массачусетского технологического института настаивают: никаких шведских традиций компания не исповедует — по философии это чисто американская медиа-компания.
Нельзя сказать, что рекомендации — это идея исключительно Spotify. До шведов идею рекомендации развивали другие компании — Spotify просто удачно скомпилировала известные инструменты в систему и постоянно ее улучшает. Какие это инструменты?
Во-первых, метод коллаборативной фильтрации, который анализирует ваше поведение и ищет других похожих пользователей, чтобы предсказать схожие интересы. Во-вторых, нейросети, анализирующие аудиофайлы. И, в-третьих, Natural Language Processing — метод обработки естественного языка. Об этом у нас есть целая рубрика, кстати.
Первый метод интуитивно понятен («Я, ты, и еще один юзер слушают примерно одно и то же, то почему бы нам не послушать то, что слушает один, но не слышал другой?»). Второй — удивителен для тех, кто не осознает, насколько мощны лапы нейросетей. Третий (автоматический анализ текста) выглядит как заблудившийся метод с полей лингвистики. Но обо всем — по порядку.
Три всадника Spotify
1. Пользователь «оценивает» пользователя
Первый метод по созданию рекомендаций — коллаборативная фильтрация (Collaborative Filtering). Впервые его внедрили на Last.fm, а популяризировал Netflix. У этого американского сервиса видеостриминга метод строится на основе оценок, которые зрители ставят сериалам, фильмам и шоу. У Spotify оценок нет — поэтому там рекомендации работают на основе косвенного фидбека — можно сказать, что оценки пользователи оставляют в виде метаданных: количество прослушиваний, лайк или пропуск трека (до тридцатой секунды), посещение страницы артиста, прослушивание альбома с песней и так далее.
Все эти метаданные анализируются, высчитывается оценка, а затем эта оценка вкладывается в отдельную ячейку матрицы: одна горизонталь — оценки одного из 286 миллионов пользователей (по данным на июль 2020 года), по вертикали — оценки одного трека (более 50 миллионов по заявлениям компании) — получается, что Spotify хранит 14,3 квадриллиона оценок!
Дальше снова расчеты. Теперь система высчитывает векторы пользователя и векторы отдельных треков. Соответственно, чем ближе вектор трека к вектору пользователя, тем больше вероятность, что этот трек ему порекомендуют.
2. Нейросеть оценивает музыку
Вторым методом аналитики является анализ от противного — не отслеживание действий юзеров, а анализ самой музыки — энергичность треков, присутствие вокала, темп, тональность и так далее. Это позволяет создавать кластеры, которые примеряются на пользователя не по принципу исполнителя или жанра и не только на основе тона или темпа — все это рассматривается в комплексе. Это очень важный элемент при рассмотрении треков, которые невозможно оценить через коллаборативную фильтрацию или NLP-анализ. Например, треки начинающих исполнителей слушает крайне мало людей и еще меньше людей о них пишут. Поэтому такой анализ крайне важен для Spotify.
В данном случае используется сверточная нейронная сеть. Ее главная задача в упрощенном виде — сжать объект, не потеряв при этом отношения между его элементами. В таком случае мы можем выявить не просто отношения между отдельно взятыми элементами, но и какую-либо общую тенденцию. В случае нейронки от Spotify система записывает трек в некий слой спектрограмм в ячейку вместо пикселей — изначально сверточная нейронная сеть была заточена на работу с изображениями.
3. Нейросеть оценивает текст песни
Третий метод, который используют «шведы», — это анализ текста медиа. На серверах собираются тексты о музыкальных композициях, которые представлены на платформе. Затем с помощью инструментов NLP нейросеть анализирует, какими словами описывают те или иные песни в медиа. Полученные данные агрегируются, а затем вырабатывается система своеобразных тегов. Скорее даже не тегов/хэштегов в привычном для нас twitter-понимании («хэштег привязан к событию»), а скорее бирок («тег привязан к характеристике»). Например, ясно, что музыку польской группы Behemoth блоггеры и музыкальные критики никогда в жизни не назовут милой группой — скорее там будут превалировать характеристики вроде «черный», «тяжелый», «эпатажный», «сатанинский» и т.д. Понятно, что поляков не порекомендуют любителям Кэти Перри.
Но и это еще не все. BaRT — «Bandits for Recommendations as Treatments» — это искусственный интеллект, который работает домашним экраном вашего Spotify. Хоумскрин сервиса работает на основе полок: одна полка — одна тематика. BaRT, как и любую систему, можно оценить. BaRT — ваш хороший личный ассистент в подборе музыки, если вы долго слушаете музыку на одной полке. Также оценивается и продолжительность прослушивания одного трека. Меньше тридцати секунд не считается, после тридцатой, каждая новая идет треку «в актив», композиции наподобие этой будут чаще появляться в вашем плейлисте. BaRT работает на двух принципах: это работа с вами («как вы слушаете музыку») и с окружающими («что слушали похожие на вас люди»).
Основа — big data
Чтобы рекомендации существовали, нужно для начала иметь, что рекомендовать, знать, кому рекомендовать и знать почему рекомендовать. Короче говоря, нужна система сбора и хранения информации. У Spotify она достойна не одной отдельной статьи, но мы постараемся описать ее кратко.
Для начала оговоримся, что источник наших данных — это презентация 2014 года Криса Джонсона, бывшего менеджера по машинному обучению Spotify. Он не всегда поясняет, что изображает на своих схемах. Впрочем, разночтения не такие уж и большие.
И первым словом было — юзер. На схеме ниже они изображены зелеными логотипами Spotify. Пользователи получают доступ к сервису через сервера («Access Point»). Далее они слушают радио, посещают страницы исполнителей, слушают плейлисты и ищут кого-то в поиске. Данные о радиопотоке, плейлистах и данные поиска сохраняются в отдельных базах данных (зеленые цилиндры) под управлением Apache Cassandra — системе управления базами данных. Это как Microsoft Access, только для крупного бизнеса.
Кроме того, эта информация проходит через брокера сообщений Apache Kafka (оранжевое нечто). Этот брокер агрегирует информацию о действиях пользователей и работает с этой информацией по одновременно двум направлениям: пересылает информацию на «облако» Apache Hadoop с файловой системой HDFS и одновременно позволяет фреймворку Apache Storm работать с данными в реальном времени.
В случае с Hadoop система просто сохраняет данные, в случае со Storm — реагирует на действия пользователя в реальном времени. Например, подстраивает радио-поток, отслеживает время, в которое юзер слушает музыку — человек может слушать метал при дороге на работу, слушать lo-fi hip-hop на работе, а укладывать ребенка спать под детские песенки.
Нас больше всего интересует именно облачный сервер — там Spotify хранит действия юзеров и метаданные треков — имя исполнителя, название песни. Также на серверах хранится информация из интернета о тех треках, которые есть на платформе.
В результате данные на основе коллаборативной фильтрации получаются из логов юзера, метаданных треков, а данные NLP получаются из метаданных трека (названия трека и имя исполнителя — сущности, которые отслеживает нейросеть) и текстов из интернета. Данные по музыкальным характеристикам треков получаются после обработки «сырого» аудио, не скомпилированного в общепринятые (mp3, flac и т.д.) форматы.
Все это формирует общую систему, согласно которой треки и ранжируются — рекомендовать или нет, а если рекомендовать, то как формировать плейлист.
Если есть искусственный интеллект — его надо тренировать!
Если вы чувствуете, что ваш Spotify ведет себя не так, как должен, то есть предлагает не интересную вам музыку, то его надо обучить. Это легко. Слушайте плейлисты, лайкайте и скрывайте треки — это помогает сервису настроить ваш вектор. Не забывайте пропускать треки, которые вам не нравятся — это снизит приоритет трека.
Помните — алгоритм Spotify защищен от разового прослушивания — если вы включите «Happy Birthday to You» или один раз послушали «шум дождя» перед сном — это не повлияет на ваши рекомендации. Также вы поможете алгоритму лучше ориентироваться, если будете лайкать плейлисты и создавать свои, а также слушать радиопотоки по трекам и плейлистам.
Что такое Spotify и чем он хорош
Содержание
Содержание
15 июля 2020 года в России наконец-то после нескольких лет переносов запустился музыкальный стриминговый сервис Spotify. Его ждали так долго, что за это время конкуренты, работающие в нашей стране, успели реализовать все его самые интересные функции. Поэтому возникает вопрос, а нужен ли пользователям новый музыкальный сервис при наличии «Яндекс.Музыки», «Музыки ВК»/«Boom», Play Музыки, Apple Музыки и прочих? Есть ли в Spotify что-то такое, за что его стоит не просто установить, но еще и оплатить подписку, дающую доступ ко всем функциям?
Что такое Spotify
Spotify — это самый первый в мире музыкальный стриминговый сервис, который появился в 2006 году. За это время Spotify пришел, наверное, на все возможные платформы, где можно обработать файлы с цифровым звуком и имеется усилитель с динамиком, чтобы играть треки.
За годы работы сервис накопил огромную библиотеку, в которой содержатся миллионы треков, причем их число постоянно растет.
Но основная «фишка» Spotify заключалась не в большой базе, а в умном сервисе рекомендаций и формирования плейлистов. Ориентируясь на то, какую музыку пользователь больше лайкает, сервис предлагает ему послушать другие треки, которые должны понравиться. Считается, что искусственный интеллект Spotify делает это лучше всех конкурентов. Как показало тестирование — это спорный момент, но тут все зависит от того, насколько много времени вы проведете в сервисе.
Еще один важный плюс Spotify — большое количество разнообразных и регулярно обновляемых плейлистов, в том числе мировых чартов и топов для всех стран, в которых присутствует сервис. Можно создавать и свои плейлисты, а потом делиться ими с миром. Spotify доступен в платной и бесплатной версиях. Бесплатная имеет ряд ограничений: не более шести перемоток треков за час, недоступно максимальное качество звука, нельзя прослушать треки оффлайн, есть реклама. В платной версии все это доступно, причем есть несколько вариантов подписки.
Кстати, для хорошей музыки могут пригодиться и хорошие наушники:
Основные возможности Spotify и сравнение с конкурентами
Разберем подробнее основные возможности, которые есть у Spotify и чем они отличаются от конкурентов.
Качество музыки
Начать надо с качества музыкальных треков. Пользователи могут выбрать несколько вариантов по качеству — от экономного для трафика битрейта 160 кбит/с до максимального 320 кбит/с (при условии наличия подписки). В Spotify используется формат файлов Ogg Vorbis, дающий по сравнению с mp3 лучшее качество звука при одинаковом битрейте.
На одинаковом оборудовании звук в Spotify при максимальном битрейте на одинаковых треках показался глубже и приятнее, чем в «Яндекс.Музыке» с включенным HQ. Остальные, в том числе Apple Music, Play Музыка, «Музыка ВК», звучали также хуже Spotify.
При этом в плане качества звука все перечисленные сервисы проигрывают Deezer, в котором при наличии подписки Deezer HiFi можно слушать треки в lossless-качестве в формате flac, звучащие объемнее. Правда, Deezer при отличном качестве треков проигрывает конкурентам в сервисе рекомендаций — основной «фишке» таких музыкальных проектов.
Музыкальные рекомендации
«Умные плейлисты», которые Spotify предлагает пользователю, сначала вас не удивят, потому что сервис не знает, какая музыка вам нравится. Для того, чтобы сервис начал предлагать адекватные настроению треки, ему надо подстроиться под персональные предпочтения. Но, у «Яндекс.Музыки» это получается быстрее. Она очень четко и быстро начинает предлагать треки под настроение и формировать интересный «Плейлист дня».
Spotify в этом плане первые две недели тестирования просто ставил в «умные плейлисты», треки групп, отмеченных как понравившиеся, немного разбавляя их другими. И только через пару недель «Мой микс дня» стал немного интереснее и разнообразнее. Кстати, Spotify предлагает пять таких разноплановых миксов на день, а «Яндекс.Музыка» — только один. Остальные «умные плейлисты» в «Яндекс.Музыке» формируются раз в неделю.
Интересная вещь, которая есть именно в Spotify, — регулярно обновляемые плейлисты чартов для всего мира и по разным странам. Такого нет в заточенной в основном на Россию «Яндекс.Музыке». В этом сервисе вообще имеется только один чарт, составленный на основе популярных у пользователей мелодий, хотя тематических плейлистов под разные настроения и вкусы довольно много. Поэтому в чартах Spotify очень хорош. Конкурентом в этом плане для Spotify является Apple Music, в котором также есть такая функция.
Полезная функция Spotify — «Радар новинок». В отличие от «Яндекс.Музыки», которая в плейлист новинок часто ставит ремиксы или недавно добавленные в сервис треки, хотя они на самом деле совсем не новые, Spotify составляет «Радар новинок» из недавно вышедших мелодий.
Отсутствие подкастов в российской версии
Нельзя не отметить, что в России Spotify запустился без подкастов, которые уже давно есть в «Яндекс.Музыке», реализованы в ВК и пользуются большой популярностью в Apple Музыке. Наверняка когда-то они появятся и в Spotify, потому что в международной версии подкасты есть. Но пока в российской версии их нет, и это минус.
Конечно, нам и так есть, где послушать «Брендятину» или лекции «Арзамаса», но если бы это было в российском Spotify, сервис стал бы интереснее и полноценнее. А так – «Яндекс.Музыка» опять оказывается на коне, потому что в ней всё это есть и сделано очень удобно, вплоть до плейлиста с наиболее популярными подкастами. Да и Apple Music с «Музыкой ВК» могут предложить тем, кто хочет послушать что-то занятное, но не музыкальное.
Spotify Connect
У Spotify есть интересная функция, которой нет у конкурентов — Spotify Connect. Если у вас есть несколько устройств, на которых может запускаться Spotify (ноутбук, компьютер, планшет, телевизор, игровая консоль), можно тапнуть на значок «Подключение к устройству» и выбрать тот гаджет, через который вы хотите запустить музыку. В результате музыка заиграет, например, не в вашем смартфоне, а в колонках или телевизоре.
Зачем это надо? Например, если вы хотите включить музыку для вечеринки. Или хотите одновременно слушать музыку и позвонить кому-то. А первое устройство, с которого запущено воспроизведение в этом случае можно использовать в качестве пульта. Получается что-то вроде «бесшовного» перехода с одного устройства на другое.
Про стоимость подписки
Первые три месяца Spotify, как и многие другие, предлагает пользоваться сервисом целиком и полностью бесплатно, а потом надо либо смириться с ограничениями, либо заплатить за премиум подписку.
Тарифы похожи на предложения конкурентов. «Яндекс.Музыка», «Apple Музыка», «Play Музыка» для одного пользователя стоят столько же. Отличия незначительны. Например, «Музыка ВК» просит 149 рублей за однопользовательскую подписку, а семейная подписка «Яндекс.Музыки» требует 299 рублей.
При этом необходимо отметить, что «Яндекс.Музыка» вообще-то берет 169 рублей не просто за подписку на музыкальный сервис, а за «Яндекс.Плюс». А это все-таки несколько больше, чем просто много музыки. « Яндекс.Плюс» это еще и скидки на такси, Кинопоиск, доставку еды, каршеринг, облачный Диск и прочие полезные плюшки.
Есть ещё один интересный вариант, которого нет в Spotify, как и в большинстве других стриминговых сервисов — это подписка Deezer HiFi в сервисе Deezer. Она стоит 255 рублей в месяц и дает доступ к трекам в формате flac. А это совсем другое качество звука и битрейт до 1411 кбит/с. Разница между 320 кбит/с, максимальными в других сервисах, с 1411 кбит/с в Deezer HiFi заметна «невооруженным ухом».
Резюме
На момент своего появления в России Spotify не является уникальным сервисом. Конкуренты предлагают неплохие альтернативы. Тем не менее, у Spotify есть ряд важных плюсов, которые могут заинтересовать поклонников музыки: