Религия как часть философии
Философия и религия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Религия, как ровно и философия, на протяжении всей своей истории задавались одним общим вопросом, который до сих пор не был решен: каково место человека в мире? Помимо этого, очень важными исходящими от этого вопросами являются: добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства?
Как и религии, философскому мышлению присуща сакрализация – это своеобразный опыт метафизического познания, который превышает обыкновенные грани разумного.
Тем не менее, данные понятия имеют и свои определенные различия, которые также являются очень важными при рассмотрении вопросов сопоставления философского знания и религиозного. Так, если религия является массовым сознанием, то философия подразумевает наличие элитарного, теоретического сознания. В то время как основа религии – вера, которая является беспрекословной и чистой, философия пытается доказать свои истины, посредством рефлексии и постоянного апеллирования к разуму.
Сходство философии и религии
Если говорить непосредственно о сходстве философского и религиозного знания, то можно утверждать, что данные категории находятся в одной системе координат. Это напрямую связано с главной целью религии и философии – познания этого мира. И в данном случае уже не будет важным, каким образом будет происходить данное познание: посредством веры, или посредством эмпирического восприятия и логического обоснования.
Как религия, так и философия имеют в своем арсенале самые общие представления о мире, бытие. Эти два раздела знаний наталкивают человека не только на размышления о существующем, но и на создание чего-то категорически нового, которое напрочь отличалось бы от всего старого.
По своему характеру философские законы и религиозные теоретические обоснования довольно схожи. Это напрямую связано с идеями, которые предлагают два данных знания. Во-первых, философия и религия прослеживают проблему бессмертия души, целесообразности существования человека в этом мире. Во-вторых, необходимо возвращаться к своим истокам – именно начало мира, человеческого бытия являются ключевыми проблемами изучения данных дисциплин.
Готовые работы на аналогичную тему
Все мысли, которые дает нам философская и религиозная дисциплина – это продукт человеческой рефлексии. Одни утверждают, что человек создан Богом, а другие верят в теорию эволюции. Кто из них прав? Если бы ответ на данный вопрос был найден, то одна бы из этих категорий могла рухнуть, а другая – вознеслась бы над всем сущим.
Различие философии и религии
Основное различие философии и религии заключается в научности одного и второго творения. Если философия – это не только мировоззрение, но и наука, то религия – это только мировоззренческая позиция определенного общества, человека.
Также различие исходит и из методов, которыми оперируют обе эти категории. Если философское познание происходит на уровне интуитивном, на уровне логического обоснования и рационального силлогизма, то религиозное знание полностью и целиком базируется на восприятии эмоциональном – на вере. Основа религии – вера – мораль – долг. Основа философии – принцип – познание – логика. Именно эти составные играют главную роль в развенчании мифа о полной идентичности философии и религии.
Можно обратиться к истокам возникновения религиозной и философской парадигмы. Дело в том, что данные категории были созданы еще в первобытном обществе, когда человеческая жизнь была синкретична – не отделялась от природы. Религия того времени не была таковой, какой она есть сейчас. Это были лишь зародки – зародыши мифологического миросозерцания. Тем не менее, мифологическое мировоззрение и религиозное несколько отличаются. В мифологии основу составляет человеческое восприятие реальных вещей и их интерпретация на собственный манер. В это же время, основу религии составляет обыкновенная вера в божественное начало, которая привита человеку его окружением и обществом.
Если философское мировоззрение будет продуцироваться на представлениях и понятиях, то религия будет базироваться на представлениях эмпирического подсознания.
Важно помнить, что философия сможет всегда понять религию, а религия – далеко не всегда способна понять философию. Философия будет таким образом шире, и будет обладать религиозным знанием. Если оно будет им обладать, она сможет его понять, составить определенные теоретические и методологические основы данной категории.
Роль теистической философии
Теистическая философия – это определенный синтез и консенсус разрешения вопроса о сопоставлении религии и философской мысли. Уже было сказано о том, что философия способна понимать религию, а религия философию – нет. Это напрямую связано с каноничностью и догматичностью религиозной мысли, чего абсолютно не подразумевает философия. В отношении религии, философия будет считаться субъективным знанием, так как это лишь домыслы глупцов. В это же время, религия будет определяться как истинное знание, предписанное свыше.
Роль теистической философии в жизни современного общества достаточно проста:
Эти функции являются позитивными, но есть и отрицательная сторона такого синтеза:
Чем различаются религия и философия
Философия и религия, несмотря на существующие между ними различия, совпадают в одном: каждое из этих направлений духовной практики реализуется только через призму Всевышнего, независимо от того, что он собой олицетворяет — разум или веру.
Если рассматривать религию и философию по отдельности, то религия представляется средством спасения заблудшей души, достижения удовлетворённости жизнью, обретения в ней радости и покоя. Верховным представителем этого средства, обладающим всеобъемлющей силой и способным решить эту непростую задачу, является Бог. Общение с ним и позволяет достичь все указанные цели. Путём к Богу становится Вера в его существование.
Философия как наука ставит перед собой, по сути, те же вопросы. Только верховный посредник здесь разум, а путь к цели прокладывает познание. Оно и выискивает в жизни её абсолютную первооснову, сводя воедино и выстраивая в стройную концепцию все достижения существующих в мире наук.
Исключением из этих двух направлений поиска всеобъемлющей спасительной истины является лишь буддизм. В нём путь к Богу прокладывается не через верование, а через сознательную деятельность, ведущим инструментом которой выступает медитация. Этот процесс концентрации сознания позволяет, отбрасывая все излишние мысли, сосредоточиться на главной цели и тем самым достичь нирваны — высшего счастья, доступного для человека и бога.
Какими понятиями оперирует философия и религия
Философия на пути продвижения к истине опирается на ряд категорий. Основные из них: бытие, материя, сознание и диалектика. Кратко их содержание можно выразить следующим образом.
Бытие в философской идеологии означает мир, окружающий человека, со всеми его материальными предметами и природными, а также духовными явлениями. Развитие этого мира обусловлено энергией, заложенной в материи и духе, сущность которых противоположна лишь внешне. В исходном принципе она всё равно едина и объясняется термодинамическими процессами, происходившими в истоке образования жизни и происходящими ныне по ходу её эволюции.
Основу материального бытия составляет материя. Исторически при научном определении материи сложилось несколько идеалистических подходов:
Современный взгляд, которого придерживаются, например, российские философы, воспринимает материю в качестве объективной реальности и первопричины бытия. Высший дух, сам человек, его социальное окружение — всего лишь вторичное проявление материи, её производные.
Сознание образует духовную часть бытия. Единство взглядов современных философов по этому вопросу останавливается только на том, что оно существует и имеет нематериальную природу. В остальном наблюдается разность гносеологических подходов.
Так физикализм вообще не считает сознание самостоятельной субстанцией, а лишь порождением материи. Диаметрально противоположный ему солипсисм воспринимает материю как порождение сознания.
Нет общего понимания и вопросах о происхождении сознания. Оно полагается:
Биологическая точка зрения опирается на предположение, что живые организмы, отличные от человека, тоже в той или иной степени обладают сознанием. На это указывает определённая организованность их действий: закономерности в поведении, привычках, склонность к лидерству и подчинению, а также внушаемость. В современной науке всё это в основном не принимается во внимание и относится просто к инстинктам, а вовсе не к проявлениям сознания.
Диалектика является теорией, отражающей развитие материи во времени и логику её познания на каждом этапе эволюции. В «Диалогах» Платона она выглядит как искусство вести мастерский диалог на философские темы в поисках истины. У Гегеля это уже способ мышления. Его диалектический «закон о переходе количества в качество» рассматривает материальный мир в качестве резерва, в котором неизменные вещи, никак не зависящие друг от друга, накапливаясь, в какой-то критической точке посредством сознания обретают новые качества.
Религия, согласно философско-религиозным воззрениям, являет собой особую организацию сознания, при которой материя воспринимается исключительно глазами Бога. Отсюда проистекают и основные постулаты всех мировых религий. Главный из них — возлюби Господа Бога и своего ближнего как его земное отражение.
Второй постулат мы находим в Евангелие от Матфея [6, 33]: «Ищите… Царства Божия и правды его». Иными словами, духовный идеал в этом мире должен главенствовать над прагматикой и управлять ею. В реальности этому способствуют храмы, иконы, предметы богослужения, молитвы.
Третий постулат говорит о том, что общественный и государственный статус духовной миссии в идеале должны совпадать [Основы социальной концепции Русской Православной церкви, с. 7]. В жизни это по множеству причин выходит не так, хотя государство чаще всего осознаёт, что соблюдение нравственных нормативов только способствует достижению земного благоденствия.
Четвёртый постулат Православной церкви провозглашает единство церкви, народа и власти. Исторические противоречия в этом вопросе, склонявшие власть и церковь к противостоянию с народом, как показала практика, являются неоправданными и бесперспективными. Если центральная власть и церковь сильны, они всегда должны советоваться с народом.
Пятый постулат призывает личность находиться в единстве с обществом. Только такая гармония позволяет обеим сторонам осуществить своё становление в Царствие Божием, а с этим и удовлетворение в обычной жизни.
Соотношение религии и философии
Как уже было сказано выше, религия и философия во многом схожи относительно предмета своего исследования: и тут и там — жизнь. Различны лишь методы исследования. Религия действует интуитивно, нередко просто иррационально, руководствуясь только непосредственным опытом и верой.
Философия опирается преимущественно на формальную логику и является не столько самой жизнью, сколько способом её познания. Однако и тут не обходилось без религиозной интуиции, она дополняла картину бытия деталями, недоступными ни одному из логических методов. Понимание таинственности бытия и его глубины служит только на пользу философии, открывает перед ней необозримые и манящие перспективы.
Гегель относился к религиозному учению как к незрелому философствованию. Его атеизм не позволял рассмотреть в религии высшую ступень эволюции человеческого духа. Великий философ-материалист полагал, что в перспективе религия ассимилируется с философией и станет такой же её частью, как и все остальные науки.
Такое мировоззрение было широко распространено среди учёных. Согласно ему, в соотношении этих двух практик, философия занимает главенствующее место уже в силу того, что основывается на глубоких естественнонаучных знаниях, свободном мышлении и логике. Религии остаётся лишь роль подчинённого, способного только слепо верить в постулаты философии и следовать им на практике.
Время показало поверхностность этих взглядов. По мере развития теологии, философии религиозного толка, теологами было доказано, что истинное верование отнюдь не слепо и также базируется на знании. Бог существует. Как люди к нему приходят — через веру или науку — особого значения не имеет. Просто путь через Веру короче, а значит, эффективней.
С другой стороны, нельзя не признать великую пользу и от научной философии. В поиске всеобъемлющих основ бытия, касающихся человека и природы, философия охватывает всю Вселенную в попытке найти в ней всеединство и таким образом вырывается за пределы, доступные Разуму.
В чём отличия философии от религии
Анализ исследований религиозных и светских философов позволяет выделить три основных отличия между философией и религией:
Невзирая на разницу в подходах к мироустройству, философские и религиозные идеологии тесно связаны друг с другом в практической плоскости: их постулаты во многом схожи и в целом направлены на воспитание не только ума, но и души. Что из этого следует в том или ином случае предпочесть — уже суверенный выбор каждого.
Религия и философия
Вступление
Сегодня вся научная и даже околонаучная литература пишется так, как будто тот, кто её пишет, обладает способностью выходить за пределы собственного сознания и глядеть на вещи со стороны. Для большего влияния на ум читателя авторы объективируют собственные суждения. На мой взгляд, это глупо. Сколько бы не говорилось о возможности рассматривать в качестве субъекта некую общность людей, исповедующих одну идею и моделирующих согласно этой идее всю свою жизнь, лично мне в жизни таких сингулярностей никогда не встречалось, а значит субъектом я вправе называть лишь отдельно взятого человека. Поэтому в данной работе взаимоотношения между религией и философией будут описываться единственно возможным образом, а именно – с явной предвзятостью. Это значит, что в своих рассуждениях я даже пытаться не стану придерживаться строго логических форм анализа.
Понятия религии и философии
В истории философии, как и в истории религии, тем более, что долгое время истории эти развивались бок о бок, было множество мыслителей, имевших свои взгляды на религию и философию, и в числе прочего занимавшиеся их сравнительным анализом. Рассказывать о каждом в подробностях нет ни желания, ни необходимости. Однако среди них есть люди, чьи суждения на эту тему представляются мне столь важными, что обойти стороной и их уже никак нельзя.
Кроме того, в мире продолжает существовать несколько сущностно отличающихся друг от друга религий, которые, тем не менее, все обладают общими чертами. Так что будь я ревностным служителем культа формальной логики, я должен был бы для чистоты сравнения обобщить все религии и философии. Такой подход позволил бы мне наклеить на своё исследование ярлычок мнимой объективности, что поспособствовало бы делу введения предполагаемого читателя в заблуждение. Однако, я, как уже было сказано, против такого рода манипуляций, и посему я буду прибегать к обобщению произвольно, когда мне того захочется.
Википедия предоставляет несколько определений понятия религии. Лучшее на мой взгляд это:
«Рели;гия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).» [1]
В этом определении есть все необходимые указания – на догматизм религии, на необходимость присутствия в религии мистической составляющей и необходимость веры в неё, на социальность и практичность религии. Но в нём не отражены качества некоторых восточных религий, религий нью-эйджа и примитивных шаманских культов, а это значит, что данное определение касается не всех религий, но только самых распространённых монотеистических вер, таких как ислам и христианство. А посему, я беру себе привилегию опираться в следующих рассуждениях только на них.
О философии википедия говорит следующее:
«Филосо;фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.» [2]
Философия, как видно, из определения и как это следует из истории человечества, понимается, прежде всего, как протонаука, поскольку она познаёт мир, человека и законы мышления, тяготеет к системности, оперирует исключительно общими понятиями. Естественно, что и философские системы в это определение вписываются далеко не все. (Напр.: Существуют попытки рассуждать общими понятиями не только о микро- или макромире, но и о неких «запредельных сущностях», известно также об экспериментах по приведению в философский вид с целью трансляции непосредственно в сознание человека мироощущения обезьяны и так далее). Поэтому для анализа я привлеку не философию вообще, а лишь частные взгляды некоторых наиболее мне интересных философов.
И. Кант. Отношение к религии:
Иммануил Кант – выдающийся продолжатель и примиритель традиций эмпириков и рационалистов, а по совместительству родоначальник немецкой классической философии. Его отношения с религией также во многом продиктованы судьбой и веяниями времени, в которое он жил. А жил он в подспудном предвкушении скорого наступления эпохи романтизма, может быть, поэтому и в сочинениях его человеку отведено гораздо более видное место.
Кант, признавая вслед за Юмом то, что человек навеки замкнут в пределах слышимости своих пяти чувств и потому не способен постичь «вещь-в-себе», вычерчивает три вектора философского поиска. Они сформулированы им в вопросах:
Что я могу знать? (Этот раздел философии называется теорией познания).
Что я должен делать? (Это философия практического применения, этика)
На что я смею надеяться? (Это вопрос о ценностях, им занимается аксиология).
Ответы на эти три вопроса в совокупности дают представление о том, что есть человек, и ими по сути исчерпывается весь спектр философских исканий, а всё, что находится за пределами сознания рефлексирующего индивида – поле деятельности других форм общественного сознания.
Бог по Канту, если он всё-таки есть, принципиально непознаваем. Он – та самая «вещь-в-себе», попытки рассуждать о которой изначально лишены смысла. А значит и верить в него, у нас нет никаких оснований. Но религия от этого вовсе не теряет своего значения:
«Так моральный закон через понятие высшего блага как объект и конечную цель чистого практического разума ведет к религии, т. е. к познанию всех обязанностей как божественных заповедей, не как санкций, т. е. произвольных, самих по себе случайных повелений чуждой воли, а как неотъемлемых законов каждой свободной воли самой по себе, которые, однако, необходимо рассматривать как заповеди высшей сущности, потому что высшего блага, которое моральный закон обязывает нас полагать предметом наших стремлений, мы можем ожидать только от морально совершенной (святой и благой) и вместе с тем всемогущей воли, следовательно, благодаря соответствию с этой волей.» [4; стр. 72]
Другими словами, философская этика Канта, в которой основное понятие – понятие долга, прямо связывается с религией, что, впрочем, не делает этику зависимой от религии, напротив – религия здесь занимает подчинённое положение. То есть Кант допускает и оправдывает существование религии, но это не христианство и даже не буддизм, это некая общемировая религия, лишённая мистики, истории, опыта и обрядности. Это такая умозрительная интеллектуальная религия, для умников навроде самого Канта.
И на этом примере также хорошо видно, что философ, анализируя концепты и явления окружающего мира, подчиняет и то и другое своему мировоззрению. Но абсолютизируя собственную философию, Кант выступает в роли человека, получившего религиозный опыт, дескать, «вот я и только я узрел истину, ибо то, что я узрел – всесторонне, логично, этично и проверяемо». Такой взгляд сам по себе служит делу превращения кантианства в подобие культа.
Подобное затем случалось и не раз. Так, например, произошло с философскими концепциями Маркса, Фрейда, с теорией Дарвина. Все они на определённой стадии своего развития становились слишком похожими на религии. Так марксизм получил все признаки культа, став в СССР государственной идеологией. Так фрейдизм создал разветвлённую всемирную сеть психоаналитических ассоциаций, куда люди приходят ради избавления от душевных страданий, как раньше их предки приходили на исповеди и богослужения. Так, самые оголтелые из сегодняшних учёных ратуют за упразднение религий, повторяя все те же ошибки, что были совершены церковью, в период охоты на ведьм (но конечно с меньшими последствиями для верующих).
И в первом и во втором и в третьем случае заметны проявления одного и того же стремления, схожего по признакам с проявлениями религиозных чувств, что конечно само по себе не плохо и не хорошо, но что прекрасно иллюстрирует естественность и правомочность существования религий.
Невозможность выявления отношения религии к философии:
Мы можем отследить, как разные философы отзывались о религии, но мы, в силу принципиальной независимости последней от частных мнений и толкований, не можем дать прямого ответа на вопрос, как религия рассматривает философию или отдельные её учения. Если же исходить из многочисленных мнений богословов, то слишком велика вероятность уйти в бесплодное резонёрство, поскольку даже самый истинно верующий, самый эрудированный человек, начав вещать от имени религии, неизбежно превратит её в собственную философию. Также не хочется уходить и в частности и выбирать из круга учений, и без того уже сильно суженного монотеистическими традициями, какое-то одно. Поэтому-то представляется необходимым заручиться верой в беспристрастность науки и обратиться к завоеваниям социологии. Социология выявила четыре структурных компонента, необходимо присутствующих в каждой религии, это:
— религиозное сознание, оно может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, жизненные правила и т. п.)
— религиозная деятельность.
— религиозные отношения.
— религиозные организации.
28. Религия и философия. Соотношение религии и философии на разных этапах истории
Религия и философия – это две разные ступени освоения мира
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “…
Отмечая сходство философии и религии следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Таким образом, и религия, и философия выполняют мировоззренческие функции, они формирует целостную завершенную картину мира.
Подобно философии, религия исследует первопричины бытия, мыслимого, они обе являются формами общественного сознания.
Однако у них есть различия. В основе религии всегда лежит вера, вера в сверхъестественное, которая не нуждается в рациональном доказательстве и которая воспринимается чувственно- интуитивно, но в тоже время, она всегда нуждается в авторитете.
Философия же всегда подвергает критике все установленные положения, ей всегда нужны логические доказательства, критика всего установленного, поэтому в отличие от религии она скорее антидогматична. Философия отвергает всякое подчинение разума вере. Тогда как религия настаивает на этом.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40–50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер
идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу (Рок), которая предопределяла, в конечном счете, их участь.
Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного.
Прдефилософия: Орфики, Гомер, Гесиод
Досократики, Парменид, Платон, Аристотель, стоики неоплатоники.
Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании окружающего мира.
Средневековая философия – проблема синтеза христианства и язычества, проблема соотношения веры и разума, «философия служанка богословия», спор номиналистов и реалистов. Неотделимость философии от теологии, все подчинено господству церкви.
Возрождение: Кузанский, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Дж.Бруно, Т.Мор, Флорентийская академия.
Становление пантеистических идей, зачатки естественной религии и религии разума, попытки критики средневековой схоластики.
Реформация – Лютер и Кальвин
Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с концаXVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.
Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия.
Новое время: естественная религия, деизм и пантеизм, понимание Бога больше как естественный закон, нравственный регулятор. Философия выделяется в отдельную дисциплину, появляется наука, человек начинает ставиться в центр, интерес к познавательному процессу и познающему субъекту, объявление человека онтологически самостоятельным. Религия начинает сдавать свои позиции.
Бэкон, Декарт, Спиноза, «Знание — сила».
Рационализм и эмпиризм
Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле.
Жан Мелье, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, Дидро Вольтер.
Главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, иарнвише в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского.
Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010