Религия как источник философии

Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Понятия мифа и мифологии. Миф (тИНок) в переводе с греческого означает «рассказ», «предание». Мифы являются произведениями коллективного творчества народа. Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах. Миф — это миросозерцание, в кото­ром отражены взгляды древнейших людей на явления природы и жизни, их религиозные и нравственные представления.

Многие ученые основным признаком мифа считают особый спо­соб объяснения фактов действительности. Другие придерживаются взгляда, что миф —- это форма мировоззрения, специфическое вос­приятие явлений природы и общественной жизни, особая форма со­знания.

Явления и их качества в мифе представляются как живые и реаль­ные существа (так, Зевс — не только управляет громом и молнией, он и сам является громом и молнией). Таким образом, отсутствует осознание различия между явлениями природы и живыми существа­ми,- миф их отождествляет.

Другая особенность мифа заключается в том, что он все оживляет и одушевляет: гора, ручей, камень — все имеет свою душу, с ними можно общаться. Миф — порождение коллектива и выражает связь членов коллектива между собой, поэтому в нем преобладают коллек­тивные представления, чувства и переживания. Миф означает рас­творение индивида в первобытном коллективе.

Но миф не является формой сознания, действующей исключи­тельно в первобытных коллективах. Это весьма современная форма сознания, объединяющая миллионы людей. Многие и сейчас живут под властью убеждений, что их класс или нация обладают свойства­ми, дающими превосходство над другими классами и нациями и по­зволяющими решать за других, как им жить и как мыслить.

Основная функция мифа — социально-практическая — направле­на на обеспечение единства и целостности коллектива. Мифы ут­верждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддер­живают и санкционируют определенные нормы поведения.

Тема 3. Мифология и религия как истоки философского мышления

Религиозное мировоззрение. Другой древнейшей формой мировоз­зрения является религия. Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического различает идею вещи от самой вещи, изображение от изображаемого, символ от символизируемого. Миф и религия тесно связаны. Связующее звено между ними — вера и воображение.

Источником религии, как считается, является божественное или сверхъестественное Откровение, т.е. явления Бога в мире, которые переданы через Священные Предания или Священные тексты (Биб­лия, Коран). Люди, отрицающие бытие Бога (атеисты), объясняют возникновение религии бессилием человека перед внешними при­родными и социальными силами.

Отличительные черты религии. Религию от других форм сознания отличает культ и вера в сверхъестественное. Культ в религии выража­ется в таинствах и обрядах, которые являются способом связи со сверхъестественным и формой воздействия на Бога. Религия от куль­та неотделима. Миф же от культа отделим.

Отличие философии от мифологии и религии. Религия и мифоло­гия — мировоззренческие формы, появившиеся изначально в про­цессе развития человечества и во многом определившие развитие иных форм мировоззрения, в частности философии. Отличие фило­софии от мифологии и религии состоит в том, что философия пыта­ется решить основные мировоззренческие проблемы средствами ра­зума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.

Философия унаследовала от мифологии и религии мировоззрен­ческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Мифология и религия решают мировоззренческие проблемы в основном на духовно-практическом уровне, а философия — на тео­ретическом уровне.

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Истоки философии. Одна из точек зрения на происхождение фи­лософии состоит в том, что она развилась из мифологии и религии.

Раздел I. Предмет философии

Так, считается, что основным источником греческой философии слу­жила мифология, главным образом космогонические мифы. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались пред­ставления людей о возникновении и эволюции мира.

Огромное влияние на зарождение философской культуры в Древ­ней Греции оказали великие поэты — Гомер и Гесиод. Оба пытались объяснить мир и происхождение в нем богов. Поэма Гесиода «Теого­ния» сыграла большую роль в дальнейшей эволюции греческих кос­могонических представлений. Например, считается, что Анаксимандр (VI в. до н.э.) создал свокУ космогонию, т.е. учение о происхождении и устройстве мира, используя идеи Гесиода, но заменив мифологи­ческую терминологию философской.

Некоторые ученые считают, что развитие философии шло через самостоятельное осмысление действительности. Философская мысль опиралась на повседневные наблюдения и накопленные знания, ко­торые в итоге пришли в конфликт с религиозно-мифологической верой. Но и в этом случае влияние религии и мифагна развитие фи­лософии очевидно. В первом случае философия лишь заменила тер­минологию мифа, а во втором — оттолкнулась от религиозных объ­яснений действительности, отказавшись от ряда противоречащих жизненному опыту представлений.

Вопросы для самопроверки

1. Какие мифы вам известны? Какие явления и качества этих явлений отождествлены в мифах, которые вы вспомнили? Какие неодушевленные предметы или образы оживлены в этих мифах?

2. Создаются ли новые мифы сегодня в цивилизованных странах? Какие? Чем можно объяснить этот феномен?

3. Чем, на ваш взгляд, отличается миф от науки?

4. Насколько вы согласны или не согласны с утверждением, что «наука является всего лишь современным высокоинтеллектуальным мифом»? Аргу­ментируйте свою позицию.

5. Какие общие черты имеются между мифологией и религией?

6. Какие мировые религии вы знаете? В чем их основные отличия друг от Друга?

7. Что общего между мировыми религиями? Почему, на ваш взгляд, раз­личные конфессии не объединяются в единую религию?

8. Какие существуют основания считать, что философия родилась из ми­фологии и религии?

9. На чем основывается идея, что философия явилась самостоятельной формой мировоззрения, не опирающейся на мифологию и религию?

Литература

1. Богомолов А.С. Диалектический Логос. М., 1982.

2. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого ин­теллекта. М., 1983.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,

5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М„ 1994.

6. Ташор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

8. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.

Источник

Философия, мифология и религия – что это и отличия

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Такие понятия, как философия, мифология и религия знакомы каждому человеку. Объяснить, что это такое можно, но дать развернутое определение – задача сложная, требующая специальных знаний. Для того чтобы устранить пробел в знаниях, а также узнать, в чем состоят отличия между рассматриваемыми терминами, следует сначала дать определение каждому из понятий, а затем сравнить их по основным характеристикам.

Определение понятий

Философия, мифология и религия – особые формы общественного сознания. Каждая из них отражает духовные и культурные аспекты, а также указывает на то мировоззрение, которое является наиболее близким для человека или определенной социальной группы. Каждое понятие включает в себя осмысление таких направлений, как законы природы, бытия, особенности окружающих событий, явлений и вещей. Все рассматриваемые понятия имеют тесную связь между собой, но и различия между ними огромные.

Мифология – форма понимания устройства мира, при которой основным является опора на образы. Возникла и развилась во время раннего развития общественных отношений. Присутствует у большинства народностей. В мифах сочетаются реальность, вымысел, присутствуют верования и особенности восприятия окружающей действительности.

Философия – мировоззрение, высшая форма общественного сознания. Она выражается в деятельности интеллектуальной и духовной направленности. Рассматривает вопросы, касающиеся, как общих вопросов, так и тех, что принято считать специфическими. Существуют различные направления, учения и школы. Взгляды формировались под влиянием практического опыта и глубокого осмысления существующих закономерностей развития, затрагивающих как материальный, так и духовный мир.

Религия – упорядоченная и строгая система взглядов и убеждений в обществе. В основе ее лежит вера в существование высшего разума или сущности, имеющей божественное начало. Ему подчиняется не только жизнь и судьба человека, но и все события и явления, которые происходят в мире, затрагивают природу и общество. Представления в рамках религии формируются на определенном этапе становления общественных укладов. Они всегда учитывают существующую структуру в иерархии.

Сравнение

На основании приведенных определений можно провести сравнение терминов и выяснить, в чем состоят различия, какие присутствуют общие факторы. Мифология отражает некое представление или мышление, которое рассматривает положение человека в обществе и природе. Основное значение здесь имеют высшие силы – божества и стихии, человеку же отведена второстепенная роль. Представления об окружающей реальности несколько наивны, но они изложены несколько необычно, что позволяет дать событиям неоднозначное толкование. Духовной составляющей отводится особое место. Для мифологии присуща вера в мистику и магию, таинственное и непознанное является основой для множества сюжетов. В них люди пытаются понять особенности природы и человека.

Философия опирается на реальность, но старается объединить ее с духовной составляющей. Главные труды принадлежат древним ученым – Платону, Аристотелю и Пифагору. С их помощью философия стала восприниматься не только как некое направление в исследовании мира, но как самостоятельная наука, достойная развития. Философия включает в себя учения о бытии и познании, изучает логику и эстетику, как элементах гармоничного и совершенного мира.

Религия также затрагивает часть этих вопросов, но отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки духовной составляющей. Познание, научные сведения или саморазвитие человека для этой области отходят на второй план. Основу составляет воля божества, которое является непостижимым для сознания людей. В философии основой изучения является логический анализ, на основе которого производится обобщение. Для философии важны такие элементы, как аргументы, доказательства. В случае с религией в основе лежит исключительно вера, духовное единение. В основе лежат нормы морали, этика. Присутствуют стереотипы, затрагивающие моменты поведения и общения между людьми. Значимой для общества формой в этом случае является культ. В нем складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

Выводы

На основании проведенного сравнения можно сделать выводы относительно того, чем отличаются друг от друга мифология, религия и философия. В мифах мир предстает в образах. Главная тема – определенное событие или явление. Герои – божества или магические существа. Религия рассматривает мир, как единицу духовную. В основе лежит вера. Философия же углубленно изучает научные теории и концепции, ищет в них человек. В мифологии и религии игнорируется способность человека к развитию или познанию. Суть философии заключается в познании и объяснении жизни. Она представлена во всех своих проявлениях – рассматриваются и объясняются, как плохие, так и положительные моменты. Мифология – коллективное народное творчество. Религия же является системой взглядов и форм, оказывающих влияние на сознание людей. Философия объединяет в себе знания по многим гуманитарным наукам.

Источник

Истоки философии. Мифология, религия и философия.

Истоки философии. Мифология, религия и философия.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.

Философия Древней Индии.

В философии индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь – страдание

б) причина страданий – желания и страсти

в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Элейская философская школа.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

Сократ и его учение.

Философия экзистенциализма.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер)

В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.

Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)

Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.

Учение З. Фрейда.

Фрейд (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Творчество и познание.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Виды и функции творчества

Вид творчества Функция (цель) Объект (результат)

Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства)

Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения

Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы

Спортивное творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость

Творческое воображение, фантазия — необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Эстетическое сознание.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Нравственное сознание.

Религиозное сознание.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. С помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.

Истоки философии. Мифология, религия и философия.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Религия как источник философии. Смотреть фото Религия как источник философии. Смотреть картинку Религия как источник философии. Картинка про Религия как источник философии. Фото Религия как источник философии

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *