Ретро как называется танец

Ретро как называется танец

Ретро как называется танец. Смотреть фото Ретро как называется танец. Смотреть картинку Ретро как называется танец. Картинка про Ретро как называется танец. Фото Ретро как называется танец Ретро как называется танец. Смотреть фото Ретро как называется танец. Смотреть картинку Ретро как называется танец. Картинка про Ретро как называется танец. Фото Ретро как называется танец Ретро как называется танец. Смотреть фото Ретро как называется танец. Смотреть картинку Ретро как называется танец. Картинка про Ретро как называется танец. Фото Ретро как называется танец

Ретро как называется танец. Смотреть фото Ретро как называется танец. Смотреть картинку Ретро как называется танец. Картинка про Ретро как называется танец. Фото Ретро как называется танец

Ретро-танцы

Ретро как называется танец. Смотреть фото Ретро как называется танец. Смотреть картинку Ретро как называется танец. Картинка про Ретро как называется танец. Фото Ретро как называется танецТанцуем «ретро»

Сейчас снова музыка ретро, сходили в 30-х и 40-х годах. Часто для обозначения этого направления также используют термин «свинг», который объединяет несколько видов чарльстон, ланди хоп, блюз, твист, бальбоа

Ретро–танцы – это энергия, восторг, драйв, романтика, флирт… музыку просто невозможно сидеть Танцы «ретро» гарантировано вызывают невероятный восторг внутри улыбки даже серьезных людей. Интерес танцевальному направлению значительно подогрел нашумевший фильм «Стиляги». закономерно, ведь это отличная возможность размяться после рабочего или учебного дня, провести время для себя тела, что самое главное – научится красиво двигаться под

Уроки ретро танцев

На уроках ретро танцев в Вы научитесь танцевать твист, чарльстон, ретро танцы. достаточно просты после первого занятия Вы почувствуете, что танцуете, наполняет Вас радостью жизни. Веселая атмосфера, которая царит позволит Вам забыть заботах и окунуться танцевальный мир «ретро». танцы это мощнейший заряд позитивной энергии, который будет длиться несколько

Источник

Танцы 1920-х: провокационные и аморальные

В 1920-е годы жизнь разительно изменилась. Скачок в технике и экономике повлек социальные и культурные сдвиги. В том числе, в танцах, которые стали раскованными.

1920-е — десятилетие джаза в США. Часть афро-американского населения, переехавшая с Юга на Север в поисках работы, принесла с собой и музыку: джаз, блюз, регтайм. В танцах появились новые движения, порой схожие с повадками животных. Танцы становятся новым видом досуга масс. На место длинных и сложных танцевальных схем приходит импровизация. Стираются и социальные рамки, танцы теперь — для всех слоев общества.

Чарльстон

Происхождение его неизвестно. Жители города Чарльстон на юге США приписывают изобретение танца себе. Другие называют его родиной острова Кабо-Верде. Как бы то ни было, ясно одно — чарльстон имеет африканские корни.

Поначалу его танцевали чернокожие работяги под джазовую музыку, поэтому чарльстон ассоциировался с низшими слоями. Церковь его не жаловала из-за резких, развязанных движений и близости между мужчиной и женщиной. Однако это оценили в подвалах, нелегальных казино и пивнушках, где чарльстон подхватили противники сухого закона и флэпперы — девушки, выступавшие за эмансипацию женщин.

Постепенно чарльстон распространился по всей стране, а затем пересек океан и достиг Европы. Представители высшего общества, желавшие научиться танцевать, просили об этом свою прислугу — подобающих официальных школ тогда попросту не было.

Чарльстон танцуется с партнером, в одиночку или с группой. Основной особенностью являются движения ногами — руки при этом остаются в расслабленном положении и поддаются общему такту. Движения, несмотря на скорость и темп, не слишком сложные — профессионалы утверждают, что их примерно 74. Однако четкой схемы, по которой нужно танцевать, не существует. Здесь важна импровизация и подходящее настроение.

Фокстрот

Этот парный танец появился в 1910-х годах, однако широкое распространение получил в 1920-е. По одной версии, его придумал актер Гарри Фокс: на одном из кинопоказов молодому человеку нужно было заполнить паузу между фильмами, и тогда он начал танцевать с девушкой. По другой версии, фокстрот переводится как «идти лисьим шагом» — за схожесть движений с повадками животного.

Во время фокстрота танцующие пары быстро перемещаются по залу, что на первый взгляд напоминает вальс. Однако темп совершенно другой, за счет того, что танец исполняется под регтайм.

Со временем появилось множество версий фокстрота. Сейчас известен быстрый фокстрот (или квистеп), медленный фокстрот и народный. В быстром варианте растет темп музыки, и танец становится более энергичным, почти сумасшедшим. Медленный фокстрот, наоборот, выглядит романтично. Он был популярен в Англии и советской России — режиссеры Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер даже ставили его в своих спектаклях.

Танго

Танго был создан эмигрантами в Буэнос-Айресе. Изначально его исполняли только мужчины. Это было своего рода соревнование — когда за женщину, а когда просто для развлечения. Лишь позднее в танго появилась партнерша, одетая в обтягивающую юбку с разрезом до самого бедра, колготки в сеточку и туфли на каблуке.

Долгое время танго оставался танцем для низших слоев, его танцевали в кабаках и других не самых пристойных заведениях. Однако затем он попадает в Европу, где имеет грандиозный успех. Особенно оценили танец в Париже. Церковь же считала танец пошлым и развращающим.

Для танго характерен быстрый ритм и связь между партнерами. Танго — это всегда об эмоциях и о страстной любви.

Блэк-боттом

Блэк-боттом — один из немногих танцев, чье происхождение нам известно. Он появился в штате Джорджия, США в нищем районе «черное дно» (что, собственно, и дало танцу название «Black-Bottom»). В начале века он исполнялся на юге страны африканским населением и состоял из сочетаний движений плеч и бедер. В 1924 году его модернизированная версия появляется на сцене в спектакле «Дина», после чего танец быстро получает популярность и захватывает всю Америку. Из кабаре он перемещается в народ и оказывается в ряду социальных танцев, которые люди исполняют для развлечения.

В основном, блэк-боттом был сольным танцем, однако его можно было исполнять и напротив своего партнера или в группах. Танец состоит из ударов ногами, прыжков назад и вперед, топтания, вращения бедрами и много другого. Руки при этом, как и в чарльстоне, поддаются общей волне танца. Однако в отличие от чарльстона в сольном исполнении движения блэк-боттома энергичнее, а в его репертуаре больше веселых форм.

Во второй половине 1920-х блэк-боттом был популярнее других танцев. Однако уже в следующем десятилетии интерес к нему пропал.

Шим-шам Шимми

Шим-щам является частью чечетки. Он танцуется почти на месте, а основные движения исполняются ногами в определенной последовательности. Шим-шам придумал дуэт танцоров Леонард Рид и Вилли Брайант. Они выступали совместно с сёстрами Уитмен, у которых было одно из самых продолжительных шоу в Штатах (с 1900 по 1943). В 1920-х годах сестры предложили молодым людям придумать финал, который можно было бы всем вместе исполнять на бис после водевиля. Это должно было быть что-то, с чем справились бы не только танцовщицы, отбивающие чечетку, но и певцы, и музыканты. Партия действительно получилась достаточно простой, так что любой артист мог исполнить ее без подготовки. Так Рид и Вилли стали создателями шим-шама. Первоначально он исполнялся как комедийный танец с бодрой музыкой «Турция в соломе» и носил название «Гуфос». Но со временем он превратился в самостоятельный номер, который исполняли на сцене.

Разнообразие танцев 1920-х на этом не заканчивается. Помимо перечисленных, было еще много подтипов, которые в каждом кабаке могли исполняться по-разному. Именно они дали начало свингу, линди-хопу, буги-вуги и многим другим танцам, получившим популярность уже в 1930-е.

Источник

Танцы в XX веке

1900-е

Самые модные танцы

Матчиш

Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обни­мались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огнен­ным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе.

Матчиш в исполнении Вернона и Айрин Касл. 1915 годЭто фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под на­званием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.

Явления хореографии

Предвестницы танца модерн (США)

Историю современного танца принято начинать с американского танца мо­дерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным ви­дом искусства, а танец — это не только шоу. Самая известная из них, Айсе­дора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответ­ствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его им­пульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фул­лер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хорео­графии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сце­но­гра­фии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где си­стематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее уче­ниц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а неко­торые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан, чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуально­сти и связях с немецкими шпионами.

Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.

Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, кото­рые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутен­тичную хореографию Дункан. Творчество других предве­стниц осталось в исто­рии — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хорео­графов и сегодня — например, отголоски визуальных экспе­риментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.

Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». 1902 год

1910-е

Самые модные танцы

Танго

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 годФильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Явления хореографии

Экспрессионистский танец (Германия)

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модер­ном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художника­ми искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством. Композитор Эмиль Жак-Даль­кроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализиро­вал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бума­ге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его уче­ники, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.

«Танец ведьмы» Мэри Вигман, «Зеленый стол» Курта Йосса.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешива­ются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор.

1920-е

Самые модные танцы

Фокстрот

Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его приду­мал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согла­сно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Амери­ке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танце­ва­ли под регтайм (музыку афроамери­канцев из южных штатов и Среднего За­пада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индю­ка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).

В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длин­ных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэто­му фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок­строту в танцклассах в Берлине.

Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов

Явления хореографии

Танец модерн (США)

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце­валь­­ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв­лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую ве­ли­кую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Дени­шоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успеш­но. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную тех­нику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), осво­бождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца мо­дерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — До­рис Хам­фри — разработала основанную на принципах гравитации и естествен­ной тяже­сти тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамф­ри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейд­ма­ном. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой ком­па­нии; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей воз­гла­вить в Нью-Йорке свою школу.

Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.

«Еретичка» и «Плач» Марты Грэм, «Трясуны» Дорис Хамфри, «Тренд» Хани Хольм, «Вспышки» Чарльза Вейдмана.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.

«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год

1930-е

Самые модные танцы

Линди-хоп

Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «кача­ние») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появи­лись благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачи­ва­ла» танцующих. Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.

Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатиче­ские элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и тан­цовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые высту­­пали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отпра­вился путешествовать по миру.

Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год

Явления хореографии

Неоклассический балет

Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спя­щая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Балан­чивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направле­ние, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать евро­пейских исследователей, то они называют отцом неоклассиче­ско­го балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декора­ции, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновре­менно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направ­лений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уиль­ям Форсайт и Уэйн Макгрегор.

Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Ролан Пети.

«Серенада» Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря, «Impressing the Czar» Форcайта.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

В репертуаре любого большого музыкального театра есть несколько работ неоклассического балета. В ближайшее время увидеть работу одного из рос­сийских неоклассиков, Алексея Ратманского, можно будет на гала-закрытиифестиваля «Context. Diana Vishneva».

«Серенада» в исполнении New York City Ballet. Хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Чайковского

Хореографы-афроамериканцы (США)

Как и во всех остальных сферах американ­ской жизни, политика сегрегации дей­ствовала и в хореографии. До середины XX века встретить чернокожего артиста в серьезной балетной труппе было невозможно: считалось, что такие танцовщики могут развлекать публику степом или кекуоком, но пускать их в про­фессиональные труппы никто не решался. В американском классиче­ском балете первым солистом-афроамериканцем стал Артур Митчелл, который в 1955 году вошел в труппу New York City Ballet. Но, несмотря на статус солиста (именно для него Баланчин поставил дуэт в балете «Агон»), вплоть до 1965 года Митчелла никогда не ставили в состав, если спектакль должны были снимать для телевидения. В 1969 году Митчелл основал свою собствен­ную балетную труппу Dance Theatre of Harlem, которая вошла в историю как первая афроаме­риканская балетная труппа в мире.

В труппы современного танца афроамериканцев тоже не принимали. Здесь глав­­ным борцом за права чернокожих артистов стала американская тан­цов­щи­ца, актриса и антрополог Кэтрин Данэм. В 1930-е годы она создала Ballet Nègre (который позднее стал называться Katherine Dunham Company). В основе техни­ки Данэм лежит не только классический балет и танец модерн, но и дви­же­ния из народных карибских танцев. Данэм называли «королевой-матерью черного танца» и «Екатериной Великой танца», но, как бы уважительно ни от­носились к ней самой, участники ее труппы постоянно сталкивались с расиз­мом: напри­мер, их просили не входить через главный вход театра и не приез­жать на об­щем транспорте с другими артистами.

Еще один важный пункт в истории освобождения современного танца от ра­сизма — труппа Элвина Эйли. Ученик Лестера Хортона, одного из самых из­вестных хореографов танца модерн, Эйли рано стал солировать в его труппе, а в 22 года, после смерти Хортона, даже возглавил ее. Позже Эйли переехал из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк и в 1958 году создал там труппу Alvin Ailey American Dance Theater, куда принимали танцовщиков-афроамери­канцев. Правда, однажды в расизме обвинили самого Эйли: в его труппе не ока­залось ни одного белого танцовщика. Сейчас в труппу может попасть любой, пройдя прослушивание.

Кэтрин Данэм, Пёрл Праймус, Элвин Эйли, Талли Битти, Артур Митчелл.

«Откровения» и «Плач» Элвина Эйли, «Шторм» Кэтрин Данэм.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

Dance Theatre of Harlem и труппа Элвина Эйли существуют в Нью-Йорке по сей день; кроме того, труппа Элвина Эйли несколько раз приезжала в Россию.

Кэтрин Данэм и ее труппа в Театре Кембридж в Лондоне. 1952 год

1940-е

Самые модные танцы

Самба

Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.

Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Афри­ки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии преврати­лись в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традицион­ного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процес­сиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздни­ков в Рио. Сорев­но­­ва­ния по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909–1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Брази­лию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.

Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 с шагами вперед-назад и свинго­выми, качающимися движениями.

Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год

Явления хореографии

Мерс Каннингем (США)

Мерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но ско­­рее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.

Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной администра­тивной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем поза­им­ствовал принцип слу­чай­ности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок пе­риодов в музыкальном произведении, а у Каннин­гема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип пол­ностью отвечал идее Каннингема о необхо­ди­мости разрушать привычные пат­терны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными техноло­гия­ми — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.

Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангарди­стами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценогра­фию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает дру­гой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.

Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и еди­номышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать вы­ставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.

Это «Тропический лес», «Случайная сюита». Вообще, многие постановки Каннингема носили абстрактные названия: «Неназванная работа», «Работа номер 5» и т. д. Также он известен своими балетами под общим названием «Event» («Event 1», «Event 2», «Event 3»): это нарезки из разных работ, приспособленные под определенные пространства. Если постановка не помещалась в театр или музей, куда приглашали Каннингема, он мог ее быстро видоизменить.

МОЖНО ЛИ УВИДЕТЬ СЕЙЧАС:

После смерти Каннингема в 2009 году его труппа по завещанию должна была прекра­тить свое существование. Merce Cunningham Dance Company два года путе­шествовала по всему миру с прощальным турне (заехав даже в Россию, на Че­ховский фестиваль), после чего распалась. Но существует Merce Cunningham Trust, который сохраняет наследие хореографа. Бывшие артисты и репетиторы следят за тем, чтобы хореография Каннингема исполнялась гра­мотно, проводят занятия по его технике и преподают его постановки на фа­куль­тетах хореогра­фии по всей Америке. А также занимаются исследованиями и проводят конфе­рен­ции по творчеству Каннингема. Этой осенью в рамках фе­стиваля «Context. Diana Vishneva» мастер-класс по технике Каннингема пройдетв Санкт-Петербурге.

«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореогра­фия Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *