Революция как социальный процесс

Революция как социальный процесс. П. Сорокин «Социология революции».

Социальные революции можно рассматривать одновременно и как крайнюю форму социальных изменений, и как вид социального движения. Понятие социальная революция в социологии имеет достаточно различающиеся определения. Так, по мнению гарвардского исследователя С. Хантингтона, это внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике.

Другие определения также подчеркивают радикальность и быстроту революционных изменений. К наиболее общим можно отнести следующее: революция – кардинальное, происходящее, как правило, в ограниченный исторический отрезок времени, изменение характера всех социальных отношений в обществе.

По понятным причинам в социологии до недавнего времени доминировали марксистские концепции социальной революции. Согласно К. Марксу, революция – это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый «антагонистический» конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации – пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более «созрели» для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История ХХ в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта – конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, «кроме своих цепей». Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика – революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:

1) увеличение «подавленных базовых инстинктов» – основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;

2) репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;

3) силы порядка не обладают средствами для подавления «разрушительных поползновений».

Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза.

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию – замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений (см. вопрос «Социальные движения»), увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Революционные движения – это движения, направленные не к реформе существующего положения вещей, а к его принципиальному изменению путём его ниспровержения силой. Поэтому оно должно мобилизировать большую социальную энергию, чем реформаторское движение, использовать другие средства деятельности, должно обладать общественной идеологией, дающей представление о новом общественном порядке, должно иметь формальную организацию – зачаток власти, способной руководить революцией и стать политической властью.

Анализ причин революции всего лучше начать с тех причин, которые вызывают революционную деформацию поведения индивидов, считает П.Сорокин. Если меняется поведение членов общества в указанном направлении, то неизбежно меняется и вся социальная жизнь, ибо она слагается из поведения и взаимодействия членов общества. Какие же причины вызывают массовую и исключительно быструю деформацию поведения?

По мнению П.Сорокина, каковы бы конкретно ни были условия, из которых слагается общая, основная и вечная причина революций, она всегда состоит в росте «ущемления» главных инстинктов у значительной части общества.

Если потребность питания (или пищевые рефлексы) значительной части населения, в силу каких бы то ни было причин, ущемляется голодом — то налицо оказывается одна из причин волнений и революций.

Если потребность в жилище, одежде, тепле и т. п. не удовлетворяется в минимальном размере, то перед нами еще одна порция горючего материала для пышного костра революции.

Согласно учению Маркса, развитие общества сопровождается периодическими конфликтами классов, которые, обостряясь, ведут к революционным переменам. Классовая борьба порождается неразрешимыми противоречиями, присущими любому обществу. Источник противоречий кроется в экономических изменениях производительных сил. Во всяком относительно стабильном обществе существует баланс между экономической структурой, общественными отношениями и политической системой. С изменением производительных сил противоречия нарастают, что приводит к открытому столкновению классов и в конце концов к революции.

В теории Ч.Джонсона нарушение равновесия общества является необходимым условием для возникновения революции. Основным источником, приводящим, согласно Джонсону, к разбалансировке, является рассогласование между системой культурных ценностей общества и системой экономического производства. Это может случиться в результате либо внутренних изменений, либо сильного внешнего влияния, однако обычно включает оба этих фактора. Например, в Китае XIX и начала XX веков традиционные культурные ценности были подвержены все более усиливающемуся давлению в результате изменений экономической системы, принесенных западной коммерцией. Старая система производства, основанная на землевладельцах и крепостных крестьянах, начала разваливаться, провоцируя нарушение равновесия.

П.Штомпка предпосылками революции называл усиление недовольства, озлобленности, появление беспорядков и конфликтов вследствие экономического или налогового кризиса.

Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л.Эдварде и К.Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

3) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни. По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Исследование последствий революций ничуть не менее сложно, чем анализ их истоков. То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. За многими революциями следует период гражданской войны, во время которого новый режим должен подавить оппозиционные группы. Обычно революции происходят в условиях, когда власть прежнего правительства окончательно теряет силу и за нее борются сразу несколько движений. Некоторые из них могут оказаться настолько сильными в военном отношении, что способны продолжать борьбу уже против нового правительства, либо могут финансироваться иностранными государствами, поддерживающими их цели. Так было в Русской, Китайской и Кубинской революциях, хотя уровень оппозиции в каждом случае был разный — Россия была буквально наводнена силами, посланными Западными державами в поддержку сторонников прежнего режима.

Революция, сопровождаемая гражданскою войной и кровавыми схватками, представляет собой машину смерти, нарочито уничтожающею с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения. Процент их гибели в гражданских войнах гораздо выше, чем простых, рядовых элементов.

Революции совершаются во имя свободы, но очень часто за ними следует период сильнейших репрессий.

Источник

Определение, сущность и особенности социальной революции

Концепция о социальной революции является исключительно значимой для социологии управления, вследствие чего, весьма важным является рассмотрение вопросов ее методологических проблем, сущности, причин появления, а также закономерностей функционирования и значимость в контексте жизни общества.

Определение социальной революции

В эпоху начала активного становления буржуазного строя и построения его идеологии, а также с восторгом воспринимая революционные перемены, социологами проводились исследования проблемы революции, а также необходимость ее проведения и причины возникновения.

Для того, чтобы полным образом, понимать идею социальной революции, необходимо обладать представлениями о таких категориях, как «общественно-экономическая формация», «надстройка» и «базис». Разберем основную суть этих категорий.

Общественно-экономическая формация – это тип социальной системы, который формируется на базе определенного вида производственных отношений.

Экономический базис – это сумма всех производственных отношений, которые задействованы в определенном производственном способе.

Общественная надстройка – это совокупность всей массы общественных идей, а также организаций и учреждений, которые им соответствуют и возникновение которых было обусловлено работой доминирующего класса общественных отношений. Именно надстройка и базис выступают в качестве определяющих элементов в общественно-экономической формации.

Термин «социальная революция» в литературе встречается в двойном значении: в широком смысле это необходимо для определения всего периода преобразования текущего положения в новую общественно-экономическую формацию, а в узком применяется в качестве определения качественных перемен в определенных областях жизни общества: экономической, политической, культурной и прочих. В текущей статье революция будет трактоваться в своем широком значении.

Развитие общества всегда является естественно-историческим процессом, связанным с появлением, развитием и угасанием конкретных общественно-экономических формаций. Переход к иным общественно-экономическим формациям представляет собой многогранный и комплексный процесс, в рамках которого происходят изменения в идеологии, культуре и политической жизни общества. Данные перемены суммарно способствуют образованию тех социальных явлений, которые принято называть революциями.

Исходя из этого, можно заключить, что социальная революция представляет собой определенное положение сменяемости в общественно-экономических формациях.

Сущность социальной революции

До определенного момента в собственном развитии, материальная производительная сила общества начинает входить в противоречие с уже существующей системой производственных отношений, либо с тем, что выступает в качестве их юридического отражения – с отношением к собственности, в рамках которых происходило их развитие до настоящего момента.

Данные отношения, из состояния производительной силы начинают становиться их оковами. В этом случае принято говорить о начале эпохи социальной революции, в рамках которой происходит разрушение старых производственных отношений. В ходе преобразований экономических основ, так или иначе со временем назревает переворот во всей масштабной структуре общественных надстроек.

Для того, чтобы разрушить старый строй государственной власти на целостном уровне, революционные классы применяют механизмы социального насилия. Без использования такой формы насилия ни одна революция не может быть успешной.

Исходя из этого, социальная революция представляет собой высшую, наиболее острую форму классового противоборства. Данную форму революции целесообразно использовать в тех случаях, когда классовое противоборство в максимальной степени обострено и достигает собственного пика.

Социальная революция – это не результат различных заговоров, либо определенной деятельности меньшинства, которое является изолированным от всех. Данная форма революции проявляется в тех случаях, когда происходят глубокие общественные изменения, привлекающие к себе массу широких слоев населения.

Результатом проведения социальной революции становится переход политической власти от старых рекреационных классов к прогрессивным демократическим классам. Исключительно после того, как государственная власть переходит от конкретных господствующих классов, а его сопротивление подавлено, демократические партии могут одержать победу новых форм и процессов над старыми. Исходя из этого, вопросы политической власти имеют тесную связь в контексте исследования особенностей социальной революции.

Что является причиной того, что среди массы аспектов социальных революций приоритетной для изучения категорией выступают вопросы власти? Суть данного феномена заключается в том, что мощнейшим козырем, которым может обладать господствующий класс выступает государство, в понимании его в качестве публичной власти, имеющей доступ ко всем насильственным органам – полиции и армии, а также доступ к средствам воздействия идеологии на массы людей.

Государство, находясь во власти господствующих классов имеет стремление к сохранению экономического базиса, совместно с соответствующими элементами общественных надстроек, а также стремится к подавлению выступлений передовых классов, агитирующих к противоборству с устоями старого общественного порядка. Исходя из этого, для того, чтобы снизить силы господствующих классов, следует прежде всего отнять у них силу и возможности политической власти.

Сущность социальной революции заключается в призыве к осуществлению коренных преобразований, первичной сферой в чем являются все приоритетные области жизни общества: экономическая и политическая, вслед за чем идут особенности духовных общественных процессов и форм общественной культуры.

Воздействие социальной революции на различные сферы общественной жизни

В рамках экономической сферы, важнейшая задача социальной революции заключается в разрешении конфликтов между производительной силой, которая постепенно развивается, и устаревшими формами производственных отношений, совместно с заменой старой хозяйственной системы на новую, более возвышенную. Предпосылкой этих процессов является смена характера взаимодействия между средствами производства и формами собственности.

В области политики, социальная революция призвана разрешить конфликты между устаревшими формами политических надстроек и развитыми формами новых экономических отношений, либо назревающих потребностей в экономическом развитии. Благодаря социальной революции возможно создание новых правовых и политических надстроек, которые необходимы для развития и укрепления зарождающихся новых общественно-экономических формаций.

Важно подчеркнуть, что между политической революцией и государственным переворотом существует колоссальная разница. Так, политическая революция предполагает переход власти от старых реакционных классов к новым передовым классам, в процессе чего происходит изменение понимания классовой сущности власти, а также изменение доминирующих классов.

В случае государственного переворота, классовый смысл власти остается неизменным, происходит процесс передачи власти из рук одной группы господствующих классов в другие.

В рамках культурной жизни общества, благодаря революции происходит смена старых социальных установок и установление новых, которые включают в себя различные культурные и материальные ценности, которые были накоплены человечеством в процессе всего исторического развития.

Новые формы культуры не выносятся за рамки единой цепочки преобразований мировых цивилизаций, а выступают в качестве закономерных преемников старых форм культурного наследия. При этом, для формирования нового типа культуры необходимо критическое освоение всего прошлого культурного опыта, а не бездумное заимствование и модификация некоторых его элементов.

Таким образом, социальная революция в историческом контексте является совокупностью экономических, политических и культурных изменений. Исходя из особенностей определенных формаций, конкретные условия содержания и последовательность элементов преобразования, процесс социальной революции может иметь ряд различий в отдельных сферах.

Например, отдельные составные части социальной революции могут изменяться неравномерно: процессы преобразования в одной области могут завершаться, в другой только приходить к началу, а в третьих – проводиться активные мероприятия изменений в различных ее частях.

Исходя из этого, социальную революцию следует трактовать не в качестве кратковременного взрыва, а в качестве длительного исторического периода, который охватил годы и целые десятилетия. Это то время, когда разрешаются ключевые противоречия, наблюдаемые в жизни общества.

Как говорил В. И. Ленин: социальная революция – это не один бой, а целая серия битв всей совокупности вопросов, касающихся демократических и экономических перемен.

Этапы социальной революции

В ходе своего развития, у социальной революции наблюдается несколько последовательных этапов, в каждом из которых подготавливаются специальные условия для следующих этапов. В наиболее обобщенном варианте, можно выделить следующие основные этапы социальной революции:

Несомненно, в конкретных революциях могут существовать определенные отклонения от представленного алгоритма (например, большее количество этапов, размытость границ одного этапа от другого, некоторая незавершенность определенных процессов и прочее).

Представленные этапы отражают общее логическое течение революционных процессов. Для того, чтобы появилась полноценная социальная революция, необходимо наличие субъективных и объективных предпосылок.

Схематично, данные предпосылки революции отражены на рисунке:
Революция как социальный процесс. Смотреть фото Революция как социальный процесс. Смотреть картинку Революция как социальный процесс. Картинка про Революция как социальный процесс. Фото Революция как социальный процесс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *