Рисование черточками как называется
Рисование в технике пуантилизма
Галина Карпова
Рисование в технике пуантилизма
Мы с детьми довольно часто рисуем в технике пуантилизм,используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики,
простые карандаши с ластиком на конце.
И задачи перед детьми ставятся разные, бывает так, что мы используем эту технику, только чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине,
или весь рисунок в этой технике
Часто работу мы начинаем с карандашного эскиза
Но бывает и так, что сразу рисуем цветом, «держа картинку в уме».
Как вы заметили, на наших работах пока трудно увидеть этот самый оптический эффект, но мы делаем только первые шаги в этой технике и очень стараемся.
«Березки в стиле пуантилизма» Творчество моей дочери В этом году моя дочь Татьяна принимала участие в конкурсе «Ученик года» и подготовила проект «Картина Березки в технике пуантилизма» мне.
«Елочка в снегу» «Елочка в снегу» Складывая бумагу больших размеров, можно получить оригинальные и полезные изделия, например елочку к предшествующему.
Олег Сёмин, »Первая женщина»
К сожалению, мне не удалось найти какой-то разносторонней информации о пуантилизме, его истории, художниках, которые творили и творят в этой манере. Когда заглянула в Википедию, вообще стало грустно, со временем накопилось немножко сведений, и я эту самую вики-статью дополнила, но все равно этого ужасно мало.
Жорж-Пьер Сёра, »Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)
Олег Сёмин, »Бессонница. ДАО»
В пуантилистической манере творили также Синьяк и Балла. По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению, пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
Искусство аборигенов Австралии
Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.
Искусство рисования точками
Дот-арт
Дот арт, рисование точками одна из многих техник, стилей и методов рисования. Данная весьма интересная, хотя и очень трудоемкая. Но вместе с тем не такая сложная в некоторых моментах. Когда мы обсуждаем тему рисования точками, то большинство понимают, о чем идет речь, но представляют это по-разному.
Тот, кто знает про искусство рисования точками как направление в живописи, которое называется пуантилизм, представляет себе примерно так:
Кто-то вспоминает поп-арт с точками и горошинами.
Некоторые говорят о татуировке в стиле дотворк. А кто-то приводит подобные примеры, не зная как это называется:
Наши представления о том, как выглядит точечная техника рисования, различны. И связано это с разнообразием методов дот арта и их названий.
Давайте сориентируемся в теме.
Разновидности дот арта
Пуантилизм
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), он же пуантель. Это, похоже, самое распространенное название, которое охватывает и графику, и живопись точками. В живописи это рисование мазками круглой или прямоугольной формы. Краски не смешиваются для создания перехода цвета, а именно точками создается иллюзия светотени, объемов. Кстати, пуантилизм – это не только изобразительное искусство, но и техника композиции в музыке. Пуантилизм имеет также эквивалентное название стиля дивизионизм
Дивизионизм
Дивизионизм (от франц. division — разделение) — стиль, в основе которого лежит нанесение точечными мазками
Картина яркого представителя пуантилизма — художника Поля Синьяка, жившего в 19 веке.
Папский дворец в Авиньоне.
П. Синьяк.
Дот арт
Dot art (где dot – с англ. точка, art – искусство) — это также объемное, но более современное понятие для разных вариантов «точкования». То же самое означает и dots art, где дотс – точки во множественном числе. Такое рисование требует сосредоточения и кропотливой работы, но в простых своих формах часто применяется в зентанге и дудлинге, как элемент орнамента.
Есть интересная тема — «точечный гиперреализм», при рисовании в этой технике достигается эффект фотографии. Как и многие другие виды искусства, этот вид весьма спорный. С развитием фототехники, когда фотоснимок обладает таким высоким качеством, казалось бы, зачем рисовать изображение, создающее иллюзию фотографии? Причем чаще всего художники срисовывают именно с фотографии, а не с реального объекта, как это делали живописцы до кино/фото эры. При всем уважении к кропотливому многочасовому труду таких художников, закономерно возникает вопрос: «А в чем прикол?» Или, иными словами: «А в чем, собственно, искусство?»
Я думаю, что раз такой вид существует, значит это кому-то нужно. Сами художники, вероятно, получают от этого огромное удовольствие, раз занимаются такой колоссально трудоемкой работой, когда можно просто клацнуть по кнопочке фотика)))
Точечная роспись
Точечная роспись (point-to-point) – это тоже искусство рисования точками, но речь идет именно о росписи. В данном случае имеется ввиду искусство декорирования точками. На английском языке эта техника называется point-to-point, что в переводе значит «точка к точке». Точечная роспись отличается от пуантилизма тем, что точки выстраиваются в линии, образуя орнаменты. Этот метод пришел в современный декор из африканских, полинезийских, австралийских племен. Поинт-ту-поинт прекрасная техника для хобби, зенарта, так как доступна людям с разным уровнем рисования и детям. Она может являться формой медитативного рисования. В зенарте популярностью пользуются роспись камней цветными точками, мандалы, элементов интерьера и декора.
Если вы сами не рисовали в этом стиле, то уж точно видели множество предметов украшенных разноцветными или однотонными точками: шкатулки, вазы, кувшины, иную посуду, а также чехлы для телефонов, сумки и кошельки, — на просторах рунета чего только не увидишь в этой технике.
Дотворк
Дотворк (dotwork) – название состоит из двух слов dot –точка и work – работа, стало быть, «точечная работа».
Чем дотворк отличается от дотарта? Тем, что дотворк — это стиль в татуировке. Это и техника набивания тату, и стиль. Мне особенно интересны в этом популярном стиле орнаментальные татуировки в виде мандал, геометрических орнаментов и цветов.
Вот мой вариант мандалы для татушки, который я рисовала тонким маркером.Технически это не лучшее исполнение, но в данном случае моя была задача предложить дизайн, а ответственность за красоту и четкость легла на татуировщика.
Рисование по точкам
Еще как вид дотарта можно рассматривать рисование по точкам. Хотя это не арт, а скорее забава для детей и взрослых, которая развивает мышление и память, помогает детям изучать числа. В этом виде рисунка точки нумеруются, и задача состоит в том, чтобы провести линии по порядку цифр и получить в итоге рисунок.
Вот такие интересные разновидности есть в дот арте. Можно бы приплюсовать к списку дотарта в широком смысле и чеканку. Это, конечно, не искусство рисования точками, но все-таки есть очевидные признаки «точкования».
Мне нравится эта тема, и в дальнейшем я буду еще не раз к ней возвращаться. На практике я использую точки как дополнительный изобразительный элемент, с декоративной целью, и даже применяю в фейс-арте.
Иногда я использую эту технику для работы, и, конечно, развлекаюсь в стиле зендотс.
Шаблоны для рисования точками
Если вы решили попробовать дот арт, потренируйтесь на несложных шаблонах — карандашами, маркерами, насколько хватит у вас терпения? Несколько легких шаблонов для рисования точками.
Как видите, дот арт бывает и сложный, трудоемкий, и легкий расслабляющий, и я обязательно сделаю на эту тему занятия для детей и взрослых в рубрику Уроки рисования.
Академия Речи
Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии
Пуантилизм – увлекательная техника рисования ватными палочками для детей
Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов.
Как называется рисование ватными палочками
Использование палочек – одна из вариаций распространенной техники рисования пуантилизм. Французское слово «pointillisme» переводится как «точечный» или «сделанный точками». Технику применяли многие живописцы, первым был французский неоимпрессионист Жорж Сера, наиболее знаменито его яркое полотно «Воскресенье на острове Гранд-Жатт».
При работе в технике пуантилизм художники не всегда делают круглые точки. Картина может быть выполнена прямоугольниками, мазками.
Пуантилизм – методика математическая, результат обусловлен особенностями человеческого зрения. Пятна разных цветов на картине не смешиваются, а слияние происходит на сетчатке, благодаря специфике восприятия зрительной информации мозгом. Если зритель посмотрит на рисунок вблизи, увидит лишь множество разноцветных пятен, но стоит отойти на несколько шагов, и картина проявится.
Цель рисования ватными палочками – совершенствование творческих способностей посредством знакомства с новой изобразительной техникой.
Материалы и правила рисования
Для творческого занятия подготовьте необходимые материалы:
Палитру используйте обязательно. С баночки гуашь брать палочками неудобно: ребенок может захватить ватным кончиком слишком много, в итоге рисунок размажется. В ячейки палитры выложите колеры, которые нужны для создания тематического рисунка, разбавьте водой до оптимальной консистенции. Другие цвета не кладите, иначе у маленького художника возникнет соблазн использовать и их тоже, в итоге картина будет испорчена.
При создании рисунка ватными палочками окружающие поверхности почти не загрязняются. Поэтому защитное клеенчатое покрытие не требуется.
Правила нетрадиционного рисования ватными палочками просты:
Первое занятие по пуантилизму для детей ознакомительное, должно длиться 5-10 минут. Дальше при желании дошкольников творческие уроки можно постепенно продлевать.
Техника рисования ватными палочками
Каждая изобразительная техника имеет нюансы, которые необходимо знать, чтобы рисунок получился красивым и правильным. Это касается и пуантилизма.
Какие нетрадиционные техники рисования ватными палочками выбрать, зависит от возраста детсадовцев. Малыши 1-3 лет либо рисуют одним цветом по шаблонам, либо делают точками завершающие штрихи на полноценном рисунке. Дети 3-5 лет рисуют по шаблонам несколькими цветами. А дошкольникам 5-7 лет наверняка удастся создать сложную многоцветную картину в технике пуантилизм.
Перед основным этапом занятия проведите вступительную беседу. Расскажите воспитанникам доступными словами о пуантилизме, продемонстрируйте работы известных художников, работавших в этой технике. Чтобы заинтересовать детей, объясните, что рассматриваемые картины созданы путем нанесения множества разноцветных точек.
В младшей группе
Для совсем маленьких воспитанников подготовьте примитивные шаблоны, для разукрашивания которых необходим один колер: апельсин (оранжевый), солнышко (желтый), листок (зеленый), дождик (синий). Помимо шаблонов, малышам можно предложить довести до конца полноценный рисунок: дорисовать глаза животному, сделать лепестки цветку, падающие на елку снежинки или ягодки на ветке рябины.
Дети 1-3 лет ловчее рисуют палочкой, чем кистью. Сначала покажите воспитаннику, как правильно ставить пятна и штрихи разных цветов. Малыши обычно быстро понимают технику, потому что аналогично рисовали пальчиками.
Для рисования ватными палочками в младшей группе предварительно придумайте тематику, выберите соответствующие загадки, стихи, чтобы вызвать заинтересованность ребенка. В середине занятия обязательно проведите пальчиковую гимнастику в игровой форме: она поможет малышу не заскучать.
В средней группе
Для дошкольников 3-5 лет подготовьте более сложные контурные шаблоны, для рисования которых требуется несколько колеров. Оптимальный вариант – раскраски, изображающие животных, рыбок, игрушки.
Не выбирайте слишком сложные изображения, содержащие больше 5 колеров. Иначе ребенок запутается в палитре.
Чтобы разнообразить рисование ватными палочками в средней группе, можно предложить детям заполнить шаблон цветными пятнами не полностью, а лишь обвести контур. А заливку сделать обычной, акварельной.
В старшей группе
Дети 5-7 лет не нуждаются в шаблонах, могут самостоятельно нарисовать изображение карандашом, забить его пятнами подходящих цветов. Объясните воспитанникам, что сначала необходимо вывести контур, затем заполнять середину рисунка. В старшем возрасте детсадовцы должны использовать несколько колеров.
Для рисования ватными палочками в старшей группе можно использовать две интересные методики:
В подготовительной группе
Дети старшего детсадовского возраста уже способны самостоятельно создавать полноценные картины из точек, используя любое количество колеров. Когда дошкольники освоят пуантилизм, можно предложит сделать рисунок с использованием нескольких изученных изобразительных техник.
Усложните рисование ватными палочками в подготовительной группе: используйте мозаику. Пусть дети соберут картинку из частей, затем нарисуют ее на бумаге, сверяясь с оригинальным изображением.
Шаблоны для рисования ватными палочками
Для детей младшего детсадовского возраста шаблоны незаменимы. Малышу сложно самостоятельно нарисовать картинку, а шаблонные изображения обеспечивают удобство и простоту творческого процесса.
Примечательно, что картинки у детей при использовании аналогичных шаблонов получаются неодинаковые. Ведь маленькие художники вкладывают в рисунок эмоции, характер, представления об окружающем мире.
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.