Риторика как филологическая дисциплина
Тема 1. Риторика как филологическая дисциплина. Предмет риторики
Слово – одно из величайших орудий человека
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Приведу небольшой пример. В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили им прислать опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.
Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми. Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Владение словом ценится очень высоко: эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:
Что хочу им сказать?
Зачем хочу им это сказать?
А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи:
Как сказать правильно?
Как сказать понятно?
Как сказать интересно?
Как сказать убедительно?
Ответы на все эти вопросы даёт риторика.
Сегодня, когда человек чаще имеет дело с информацией, чем с реальными объектами, когда от умения говорить и критически воспринимать сказанное зависит успех в жизни и эта зависимость с каждым днем растет, всеобщий интерес к риторике вполне понятен. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависит его социализация, общественный успех, или, как говорят социологи, достижимость в жизни и деятельности.
Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова. Это воздействие рекламы, объявления, приглашающего на работу, статьи, публичного выступления, межличностного профессионального общения.
Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но и свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Слово риторика пришло к нам из греческого языка (ораторское искусство). Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.
Ещё в глубокой древности чётко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства:
1. Риторика – это искусство убеждать (Аристотель).
2. Риторика – искусство украшения речи ( ars bene dicendi – Квинтилиан).
Если проанализировать все этапы подготовки и проведения публичного выступления, то можно обнаружить: для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук: логики, этики, эстетики, языкознания, психологии, педагогики, физиологии, актерского мастерства и т.д. Таким образом, слагаемыми для необходимого уровня речевого мастерства являются: логическая культура, языковая культура, психолого-педагогическая культура, культура общения, техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины.
В последнее время и за рубежом, и у нас наблюдается своего рода возрождение риторики, повышенное внимание к её специальным вопросам, а также к её истории. Выходят исследования и переиздания риторических трактатов, созданных в античную эпоху, в средние века и в новое время. Риторика восстанавливается на новой основе, опираясь на достижения, как стилистики, так и социолингвистики, психолингвистики, теории информации и других отраслей современной науки. Специалисты говорят о становлении «новой риторики» ( неориторики ). Она изучает структуру общения, роли его участников, процесс коммуникации, механизмы каждого вида речи, её мотивы и цели. В сфере интересов неориторики – гипотезы, объясняющие, как происходит выбор слов, как конструируется предложение, как строится и совершенствуется текст. Вследствие этого уточняется определение риторики. Вот как определяет риторику издание «Русский язык: Энциклопедия»:
Риторика – 1) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой, культурой речи. 2) общее название трактата, учебной книги, руководства и т.п., содержащих теорию красноречия.
Существует ещё одно, переносное употребление, риторика обозначает эффектность, внешнюю красивость речи, напыщенность.
Предметом современной риторики является не только ораторская (публичная) речь, но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, интервью, дискуссии, дебаты и др.
Этнориторика изучает специфику национально-культурных особенностей речевого поведения. Педагогическая риторика, судебная, духовное красноречие (гомилетика), политическое, военное, академическое.
Таким образом, современная риторика – наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения.
Риторика как наука
Предмет риторики как науки и учебной дисциплины. Этапы классического риторического канона. Особенности устной публичной речи. Оратор – главное понятие риторики. Закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.03.2017 |
Размер файла | 47,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
Риторика как наука
Выполнила: студентка 3-го курса
Иванова Алена Ивановна
Программа «Бакалавр богословия»
1. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины
2. Этапы классического риторического канона
3. Особенности устной публичной речи
оратор риторика публичный речь
Актуальность данной темы состоит в том, что риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.
В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.
Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Цель данной работы состоит в рассмотрении риторики как науки.
В данной работе поставлены следующие задачи: определить предмет риторики как науки; рассмотреть структуру риторики; рассмотреть функции риторики.
1. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины
Сложилось два основных направления в риторике. Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась кубедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
2. Этапы классического риторического канона
Классическая риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов (в соответствии с этими этапами называются и разделы риторики). Итак, риторика «возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово».
Назовем эти разделы (этапы):
Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала «доброкачественность предметного содержания сообщения».
3. Особенности устной публичной речи
Особенностью публичной речи как разновидности речевого общения является то, что это вид прямой коммуникации, контролируемый коммуникатором и адресатом. Это позволяет обеим сторонам корректировать характер взаимодействия, влиять на его результаты, что обусловливает такую специфическую черту публичной речи, как спонтанность, которая, однако, носит ограниченный характер. Это связано с тем, что текст публичного выступления, имея устную форму презентации, как правило, готовится заранее и фиксируется в письменном виде.
Сохраняя в целом черты классической ораторской речи, современная публичная речь находится под сильным влиянием средств массовой коммуникации, особенно газеты. Такое взаимодействие объясняется тем, что публичная речь не образует особую автономную область словесного творчества, а является формой, в которой реализуется деятельность человека в таких сферах, как политика, наука, юриспруденция и т.д.
Специфика публичной речи определяется прежде всего ее социальным назначением.
Кроме того, общими характеристиками для публичной речи и таких форм массовой коммуникации, как радио, телевидение, являются устная форма общения и большой объем аудитории.
Такое сопоставление дает основание говорить о публичной речи как одной из форм массовой коммуникации. Наиболее ярко это проявляется, как уже отмечалось, во взаимодействии публичной речи с газетным стилем. В частности, это выражается в использовании таких элементов газетного стиля в публичной речи, как газетная лексика и сокращения, традиционные газетные штампы, перифразы и т.п.
Большое место в публичной речи занимают элементы официально-делового стиля, что объясняется официальной обстановкой общения, а также стремлением оратора создать впечатление объективности.
Наиболее характерными признаками официально-делового стиля, используемыми в современной публичной речи, являются традиционность средств выражения, строгая композиционная форма, конкретность, стандартизированность.
Важной задачей публичной речи, особенно лекционной, является распространение научных знаний, что обусловливает использование в ней элементов научного стиля, таких, как аргументированность положений, специфическая терминология, строгая, логически последовательная система связей, выражающаяся в широком использовании союзов при синтаксической организации высказывания.
Одной из основных характеристик публичной речи является ее выразительность, которая достигается за счет употребления в ней элементов художественного стиля, таких, например, как образность, выражающая чувственное восприятие действительности и, тем самым, способствующая созданию желаемого эффекта и реакции на сказанное; эмоциональная окраска высказываний, выражающаяся в подборе синонимов и обилии эпитетов; разнообразные формы экспрессивного синтаксиса, используемые с целью эмоционального воздействия на слушателей, и др.
Кроме того, внутри публичной речи, которая представляет собой по
существу разновидность письменной речи, репрезентируемой устно, происходит взаимодействие норм устной и письменной речи, а также взаимодействие таких характеристик, как подготовленность/спонтанность, монологичность/диалогичность, односторонность/двусторонность коммуникации.
Все описанные признаки современной публичной речи дают основание говорить о публичной речи как о сложном стилевом явлении, которое занимает особое место в функционально-стилевой системе языка.
Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:
7. заинтересованность, увлеченность.
Остановимся подробнее на этих свойствах.
Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в « Кратком руководстве к риторике. » М. Ломоносов. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором выразительно сказал американский писатель и философ ХIХ в. Ралф Эмерсон: «Я не слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой представляете». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.
Обаяние неразрывно связано с артистизмом.
1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);
В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?
Чтобы победить страх, нужно знать его причины.
1.Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.
3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.
4. Собственная установка на неудачу.
Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость.
Техника борьбы со стрессом как с физиологическим явлением описана во многих пособиях.
Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.
Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов.
Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.
Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.
Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Список использованных источников
2. Арно А., Николь П., О различных видах умозаключений, называемых софизмами. // Логика и риторика: Хрестоматия / Сост. В.Ф.Берков и Я.С.Яскевич. Минск, изд. «Свет», 1997- 450 с.
3. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов, изд. «Просвещение», 1995- 250 с.
Размещено на Аllbest.ru
Подобные документы
Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.
шпаргалка [25,0 K], добавлен 01.07.2010
Зарождение и развитие риторики. Искусство спора на суде. Основные этапы риторического канона. Виды ораторского искусства. Обвинительная и защитительная речи. Структура и признаки судебной коммуникации. Лингвистические аспекты законодательных текстов.
курс лекций [787,5 K], добавлен 26.04.2014
Необходимость риторики для успешной самореализации человека. История возникновения и развития риторики, ее задача как учебного предмета. Рассмотрение современной публичной речи, базирующейся на достижениях современных гуманитарных наук, каноны риторики.
реферат [21,1 K], добавлен 12.01.2011
Современное информационное общество и различный контекст применения искусства риторики. Понятие устной публичной речи и ее родовидовая классификация. Массовая коммуникация и политическая задача риторики. Коллективное авторство и технологичность текста.
курсовая работа [27,8 K], добавлен 23.12.2014
Риторика как теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Этапы развития риторики как науки. Обыденная риторика как частная риторическая дисциплина. Анализ концепции речевых жанров М.М. Бахтина и в работах К.Ф. Седова.
реферат [21,6 K], добавлен 22.08.2010
Риторика как филологическая дисциплина
Становление риторики как науки об ораторском искусстве. Изучение научной риторики и требований, предъявляемых к оратору. Понятие и формы монолога и диалога, образа автора и вида речи. Описание языковых средств риторики и принципов составления речи.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | учебное пособие |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.12.2013 |
Размер файла | 854,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Риторика как теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Этапы развития риторики как науки. Обыденная риторика как частная риторическая дисциплина. Анализ концепции речевых жанров М.М. Бахтина и в работах К.Ф. Седова.
реферат [21,6 K], добавлен 22.08.2010
Рождение риторики в древности и ее развитие. Софисты. Их роль в становлении риторики: Сократ, Платон, Аристотель. Современная риторика. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения. Речи. Деловая риторика. Беседа. Переговоры.
учебное пособие [473,9 K], добавлен 05.12.2007
Необходимость риторики для успешной самореализации человека. История возникновения и развития риторики, ее задача как учебного предмета. Рассмотрение современной публичной речи, базирующейся на достижениях современных гуманитарных наук, каноны риторики.
реферат [21,1 K], добавлен 12.01.2011
контрольная работа [24,0 K], добавлен 15.01.2012
Развитие и составляющие элементы классической риторики. Трактование риторики греками, римлянами и в период Средневековья, ее определение Ширяевым. Разделы риторики как науки. Ораторские приёмы убеждения слушателя, логичность изложения материала.
реферат [16,0 K], добавлен 21.12.2011
Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.
шпаргалка [25,0 K], добавлен 01.07.2010
реферат [20,1 K], добавлен 12.01.2010
Риторика и ораторское мастерство убеждать любого (12 фото)
Что такое риторика
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Учить
Развлекать
Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.