Риторика как социальное явление

Ораторское искусство как социальное явление

Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление

Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление

Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление

Особенности ораторского искуссгва. Публичная речь как особая форма речевой деятельности. Характеристика личности оратора, его знания, умения и навыки. Основные характеристики аудитории каксоциально-психологической общности людей.

Особенности ораторского искусства

Термин оратор­ское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство — искусство построения и публич­ного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторскои речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство пост­роения и публичного произнесения речи сцелью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан сустным словом.

Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.

Объективной основой зарождения ораторского искусства, как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слсва, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями ло жизненно важным проблемам являются демократическиз формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на ялощадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Каковы же особенности ораторского искусства?

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами. Примером служат знаменитые ораторы Древней Греции.

Так, Перикл в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные акты, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слу­шателей».

Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление

Одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III—II веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора.

И в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетическии характер. Фи­лософия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ора­торское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лин­гвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного язы­на, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

И еще одна существенная особенность. Ораторское ис­кусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет соответствующие виды речи с учетом функ-ции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто моно­лог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та идругая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Особенности публичной речи:

— наличие обратной связи;

— устная форма общения;

— сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением;

— использование различных средств общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова ора­тора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказан-ному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, ив соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слу­шателями.

2. Устная форма общения.

Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слуша­телями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь вотличие от письменной обращена кприсутствующему собеседнику иво многом зависит от того, кто икак ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50 % полученной информации. То же сообщеиие, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением

Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари,
справочники идр.), поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а
произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей.

Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

Таким образом «книжность иразговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора». Выступающий должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.

4. Использование различных средств общения

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — ло­гика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слуша­телеи своей эмоциональностью.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с болыним пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, но эмоционально.

Источник

4.1 Ораторское искусство как социальное явление

Особенности ораторского искусства. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являют­ся греческое слово риторика и русское красноречие.

И еще одна существенная особенность. Ораторское искус­ство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие ос­новные роды красноречия: социально-политическое, академиче­ское, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско­церковное). Каждый род объединяет соответствующие виды ре­чи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует. Почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность воспри­ятия адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность.

Особенности публичной речи:

— наличие обратной связи;

— устная форма общения;

— сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением;

— использование различных средств общения.

Использование различных средств общения. Поскольку

Знания, умения и навыки оратора. Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происхо­дящие в стране и за рубежом, и т.п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбира­ется в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

— навык отбора литературы;

— навык изучения отобранной литературы;

— навык составления плана;

— навык написания текста речи;

— навык самообладания перед аудиторией;

— навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

— самостоятельно подготовить выступление;

— доходчиво и убедительно излагать материал;

— отвечать на вопросы слушателей;

— устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

— применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Источник

Ораторское искусство как социальное явление

Понятие и история зарождения ораторского искусства. Структура ораторской речи. Формирование риторических навыков и умений, их роль в современном обществе. Виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, духовное, церковное и бытовое.

РубрикаКультура и искусство
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления23.04.2015
Размер файла19,9 K

Риторика как социальное явление. Смотреть фото Риторика как социальное явление. Смотреть картинку Риторика как социальное явление. Картинка про Риторика как социальное явление. Фото Риторика как социальное явление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки

ГОУ ВПО «Томский Государственный

Филиал ТГАСУ г. Белово

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему: «Ораторское искусство как социальное явление»

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. красноречие ораторский риторический общество

Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Целью данной работы является изучение ораторского искусства именно как явления социального, то есть имеющего значение для развития общества.

Для достижения поставленной цели выполним следующие задачи:

— рассмотрим что такое ораторское искусство;

— познакомимся с историей зарождения ораторского искусства;

— изучим особенности ораторского искусства и структуру ораторской речи.

1. Что такое ораторское искусство

Термин ораторское искусство античного (латинского) происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.

Ораторское искусство неоднородно. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия:

1. социально-политическое. К нему относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры; дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, парламентские речи;

2. академическое, помогающее формировать научное мировоззрение. К нему относят учебные вузовские лекции, научные доклады, обзоры, сообщения, научно-популярные лекции;

3. судебное. К данному виду красноречия относят речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым;

4. социально-бытовое. Приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

2. История зарождения ораторского искусства

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся.

Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Рассмотрим особенности ораторского искусства как явления социального.

3. Особенности ораторского искусства как социального явления

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.

И еще одна существенная особенность, ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Кроме того, различают еще военное красноречие, похвальные речи, школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды ораторского искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в ораторском искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности сложилось убеждение, что ораторское искусство не составляет врожденного таланта.

Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Рассмотрим структуру ораторской речи.

4. Структура ораторской речи

Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение) и заключения. Психологи утверждают (и это доказано многочисленными экспериментами), что, в соответствии с так называемым «законом края», лучше всего усваивается то, что содержится в начале и в конце сообщения. Поэтому вступлению и заключению необходимо уделить особое внимание.

Функция вступления состоит в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, ее значение для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Вступление должно быть кратким.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Работая над своим выступлением, учтите следующие рекомендации:

* Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не разъясните предыдущий.

* Начинайте выступление с наиболее существенных положений.

* Не повторяйтесь. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Если считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что Вы это делаете намеренно.

* Не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

* Следуйте принципу усиления, суть которого заключается в том, что значимость и убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Итак, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Список использованной литературы

4) Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика. [Электронный ресурс] Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1998 г.— 576 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Демократия и свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны как главное условие развития ораторского искусства. Академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие. Этапы подготовки к выступлению.

контрольная работа [21,6 K], добавлен 15.09.2009

Виды современной ораторской речи. Виды социально-политического, академического и судебного красноречия, их использование в современном обществе. Аргументирование в ораторском искусстве: требования к аргументам, основные виды ошибок в аргументации.

реферат [18,1 K], добавлен 24.04.2010

Зарождение ораторского искусства в Древней Греции. Грамотное общение в массово-информационной и социально-культурной сфере. Проявления естественной ораторской способности в повседневной жизни. Проведение специальных тренингов по ораторскому искусству.

реферат [50,8 K], добавлен 22.03.2011

Виды современной ораторской речи. Социально-политическое красноречие. Академическое красноречие. Судебное красноречие. Оратор и его аудитория. Аргументирование в ораторском искусстве. Основной ораторский инструментарий.

реферат [18,3 K], добавлен 28.09.2006

Расцвет духовного красноречия в «золотом» IV веке. Христианское проповедничество Европы (западная ветвь). Восточная ветвь духовного красноречия (Византия). Синтез античной культуры и христианства в проповедях Августина. Ораторское искусство Древней Руси.

реферат [54,4 K], добавлен 21.01.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *