Ритуальное агентство как бизнес
Готовый бизнес-план похоронного агентства
640 000 ₽
395 000 ₽
6 месяцев
Разбираемся, сколько денег нужно, чтобы открыть похоронное агентство, и как быстро окупится такой бизнес.
Как работает похоронный бизнес
Похоронные агентства работают в трех форматах:
Чаще всего встречается формат агентства, потому что похоронный дом — это дорого, а открыть агентство легче и дешевле. Агентства предлагают разные услуги, вот основные:
Список услуг зависит от города: в маленьком райцентре это может быть только продажа гроба и перевозка на кладбище, а в городах побольше — всё в комплексе.
Большинство агентств покупают информацию об умерших людях у сотрудников скорой помощи, полиции, МЧС, санитарок в больницах, старших по подъездам, местных жителей. Агентства зарабатывают на том, чтобы позвонить родственникам первыми, предложить свои услуги и убедить работать с ними. По опыту, позвонить могут и десять, и тридцать агентств.
Это незаконно, а еще хорошие агентства не будут так делать. Мы считаем бизнес-план для похоронного агентства, которое работает по закону.
640 000 ₽ — инвестиции в похоронное агентство
Чтобы открыть похоронное агентство, нужно оформить ИП или юрлицо, арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить мебель и оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Регистрация. Для похоронного агентства выгоднее зарегистрировать ИП и купить патент. Например, в Липецке патент на восемь месяцев 2021 года, с мая по декабрь, обойдется в 10 000 рублей.
ИП также нужно оплатить взносы на медицинское и пенсионное страхование на себя: в 2021 году это 40 874 рубля.
Аренда. По опыту, люди боятся темы смерти, поэтому арендовать помещение для похоронного агентства сложнее, чем для продуктового магазина. Нередко арендодатели отказывают, когда узнают, что хотят открыть.
Если агентство покупает информацию, ему всё равно, где оно находится. Цивилизованному агентству важно, чтобы рядом проходил поток людей, были остановки общественного транспорта и парковка, удобный подход, можно было сделать наружную рекламу. Агентство может находиться рядом с загсом, городским моргом, кладбищем или центральной больницей.
Размеры помещения могут быть разными — зависит от того, будет ли это просто офис или офис вместе с торговым залом. Мы возьмем 150 м² и зонируем их на клиентскую зону, офис, торговый зал и подсобное помещение. Такое помещение в городе-немиллионнике обойдется в среднем в 50 000 — 100 000 рублей в месяц.
Ремонт. Помещение лучше выбирать не с голыми бетонными стенами, а с готовым косметическим ремонтом. Возможно, потребуется обновить освещение, покрасить стены или поклеить обои. Заложим на это еще 100 000 рублей.
Мебель и техника. Часто агентства не покупают мебель для торгового зала, а выставляют товары, например венки, просто у стены. Лучше же заказать подставки, стойки и стеллажи, чтобы расставить товары как надо. Например, подставка под гроб стоит 2000 рублей, а стеллаж под урны — 10 000 рублей. В целом это обойдется примерно в 100 000 рублей.
Также потребуется купить комплект офисной мебели и техники: столы, стулья, компьютер, принтер. Можно взять дешевле, если покупать подержанную. Заложим на это еще 50 000 рублей.
Кроме этого, в похоронном агентстве может быть специальное оборудование — это зависит от того, какие услуги агентство оказывает. Например, будет ли печатать траурные ленты, если да, то нужен принтер, который стоит 40 000 рублей. Будет ли у агентства свой сингуматор — ритуальный лифт, который опускает гроб в могилу и стоит 150 000 рублей.
Ритуальный бизнес: как зарабатывают похоронные бюро
Когда-то ритуальные услуги лицензировались, но потом лицензии отменили. Так, с 2004 года контроль над деятельностью ритуальных контор носит лишь уведомительный характер. Именно отмена лицензий привела к тому, что все обыватели заметили: их города наводнили вывески с траурными рамками, ритуальные фирмы на улицах города расплодились так, как когда-то расплодились аптеки.
Заняться ритуальным бизнесом сегодня может каждый желающий. Для этого не нужно беспокоиться ни о своём тарнспорте, ни о своём зале прощания, ни о личном штате работников – всё это на началах аутсорсинга берётся в аренду.
Что же остаётся предпринимателям? Им остаётся главная “головная боль” – найти клиента, то есть, покойника. За эти рынки (рынки информации о покойниках) между фирмами идёт настоящая война. Но об этом чуть позже.
Хотя новые компании открывают преимущественно бывшие сотрудники ритуальных агентств, этот бизнес всё равно всё ещё очень лёгок в организации (пока государство не принялось ужесточать меры). И всё же, даже сейчас в этом деле существуют свои трудности.
Трудности ритуального бизнеса
Низший сегмент ритуального рынка – это похороны с минимальным набором услуг. Средний чек таких самых дешёвых похорон (мы исключаем наидешёвейшие – социальные похороны, которыми ведает государство, Вы помните?) составляет сумму около 15 тысяч рублей.
Сразу скажем, такие похороны не дают бизнесу возможности развиваться. Бизнес может чувствовать себя хорошо, только когда к нему поступает много заказов “среднего чека”, а заказ среднего чека составляет от 20 до 60 тысяч рублей.
При огромном количестве игроков и низкой рентабельности бизнес развиваться не может – только удерживаться на плаву.
Что нужно делать в этом случае?
В этом случае есть возможность диверсификации бизнеса. Предприниматели обычно пытааются наладить собственное производство гробов или хотя бы памятников. Это представляется выгодным, поскольку необходимость отправлять клиентов к другим компаниям отпадает.
Как себя рекламируют представители ритуального бизнеса
Прредприниматели ритуального бизнеса и поставщики информации для них в основном нарушают закон «О коррупции» — допуская утечку служебной информации и совершая незаконную торговли данными.
Предприниматели от похоронного бизнеса налаживают тайные контакты с милицией и работниками больниц и поликлиник, которые и продают им информацию о состоявшейся смерти человека.
Ранее цена за такие услуги по доставке информации была в районе 5 тысяч рублей, сейчас эта цена уже в два раза выше.
Как пытаются бороться с незаконным оборотом информации власти?
В столичном “Департаменте потребительского рынка и услуг” не так давно состоялся первый выпуск студентов школы похоронных агентов. Это только первая ласточка. Вскоре чиновники намерены устроить поголовную аттестацию тех, кто уже занят в подобном бизнесе.
На сегодняшний день ритуальных агентов-профессионалов готовят всего два московских учебных заведения – университет сервиса, а также академия предпринимательства при правительстве Москвы.
Курс рассчитан на 160 часов. Студенты осваивают знания по основам похоронного законодательства, особенностям религиозных обрядов среди разных конфессий, преподают основы психологии. Экзамены принимают в мэрии города Москвы.
Можно констатировать, что в скором времени, в связи с ужесточением законодательства и непременным требованием диплома от похоронного агента – в недалёком будущем, вырастет рынок специфических образовательных услуг.
Ритуальные технологии: особенности производства
Следующая часть нашего обзора будет посвящена особенностям производства некоторых основных продуктов для ритуальной отрасли. Речь пойдё т о гробах, памятниках, венках и фотографиях для памятников.
Ритуальный бизнес: производство гробов
Для обивки стандартного гроба, обычно требуется 7—8 погонных метров ткани
Вообще, обычный деревянный гроб может быть изготовлен в любой плотницкой мастерской. При этом рабочими используются инструменты и технологии из обычного мебельного производства.
К бизнесу можно подойти ещё проще: мелкий производитель гробов это часто всего лишь сборщик, покупающий готовые составляющие гроба и соединяющий их воедино.
Гроб базируется на трёх основных комплектующих: корпус, постель и ручки с аксессуарами
Если гроб металлический, то техпроцесс его изготовления становится несколько сложнее.
Для изготовления металлического гроба используется вырубной пресс, с помощью которого рабочий из больших листов вырубает отдельные детали. Готовые “заготовки” затем подаются на штамп, который придаёт им необходимую окончательную форму. Затем готовые части корпуса гроба свариваются, и в самом конце техпроцесса добавляется так называемая постель
Особенности транспортировки любого гроба
Гробы очень легко поцарапать при транспортировке на склад, поэтому нужно позаботиться об их надлежащей упаковке. Гроб оборачивается в большие листы упаковочной бумаги. Углам гроба (наиболее уязвимой к повреждениям части) обязательно придаётся дополнительное уплотнение.
После первой упаковки гроб помещается в прозрачный пластиковый “карман”. Затем гроб в третий раз со всех сторон оборачивается в пластик и затем помещают в упаковочный целлофан.
Перед отгрузкой гроб ещё раз окончательно заворачивают в мягкую и толстую одеяльную фланель.
Ритуальный бизнес: изготовление и установка памятников
Прооцесс установки памятников:
Памятники из гранитополимера
Штыковая лопата
Молоток
Мастерок
Уровень
Ведро на 10 литров
Установка обелиска и подставки под обелиск
1. На месте где будет установлена подставка и обелиск, необходимо убрать землю на глубину, соответствующую толщине тротуарной плитки.
2. Положить 2 тротуарные плитки на расстоянии 20см друг от друга.
Поместить на них подставку. Выровнять подставку по уровню.
3. Приготовить 1 ведро жидкого раствора. Залить раствор в подставку через отверстие.
4. Засыпать подставку керамзитом, щебнем или песком, оставив в верхней части пространство под 0,5 ведра раствора.
5. Через то же отверстие забить в землю профиль или трубу o20-30мм,
длиной 1200мм, крест-накрест.
6. Приготовить 0,5 ведра жидкого раствора. Залить раствор в подставку через отверстие.
7. Приготовить 1 ведро густого раствора. Перевернуть обелиск и залить раствор внутрь. Затем обелиск необходимо быстро и аккуратно перевернуть и установить на подставку.
Эта работа выполняется двумя рабочими – в четыре руки. После этого необходимо постучать ладонью по передней и задней стенкам обелиска, чтобы добиться перемещения всего раствора вниз. Наконец, выровнять обелиск по центру подставки, после чего протереть обелиск и подставку мягкой ветошью.
Памятник из натурального камня
Расходные материалы:
Щебень;
Пескобетон;
Профиль (швеллер) (o от 40 до 100 мм);
Профиль (труба) (o от 20 до 30 мм);
Готовая клеевая смесь;
Доски для опалубки;
Металлический штырь.
Штыковая лопата
Молоток
Мастерок
Уровень
Ёмкость (10-50л)
1) Убрать землю на глубину 20-40 см и шире размера подставки по периметру на 20-40 см;
2) Приготовить бетон и заполнить углубление до уровня земли;
3) Проложить профиль, выставить по уровню, сверху накрыть раствором;
4) Установить подставку на раствор, проверить по уровню;
5) Выкопать канавку по периметру цветника;
6) Насыпать в канавку щебень чуть ниже уровня земли;
7) Проложить профили или трубы, выставить по уровню;
8) Установить бруски цветника, проверить по уровню;
9) Установить опалубку по периметру цветника и залить в неё раствор;
10) Подставку и цветник оставить до полного высыхания раствора (от 1 до 3-х суток);
11) Приготовить клеевую смесь (1 часть воды, 1 часть клея ПВА, смешать, добавить цемент до получения консистенции густой сметаны);
12) Вставить металлический штырь в подставку;
13) Положить клеевую смесь на подставку или в прорезь подставки;
14) При помощи деревянных брусков установить обелиск на подставку;
15) Сразу после установки влажной ветошью удалить лишний клеевой раствор.
Количество и размеры расходных материалов, бетонной подушки и цементной стяжки зависят от габаритов комплекта памятника, а также от типа грунта.
Изготовление фотоовалов из акрила
Изготовление фотографий на ритуальный памятник – идеальное занятие для малого бизнеса, не требующее почти никаких первоначальных вложений. Мы предлагаем Вашему вниманию практически пошаговую технологию изготовления ритуальной фотографии для крепления на памятник:
Исходную фотографию отсканировать, обработать в программе “Фотошоп” (уменьшить размер изображения до 3 см по ширине). Для этого Вам пригодится плагин Akvis Coloriage
Перевести чёрно – белое изображение в цветное (по требованию клиента) в том же плагине.
Увеличить размер изображения до 10 х 15 см и распечатать на спецбумаге Epson
Из прямоугольного снимка вырезать овал,
Нанести на обратную сторону фотографии – овала клей – карандаш
Приклеить фото на чёрный овал.
Накрыть сверху прозрачной половинкой овала и обезжирить места для склеивания.
Заполнить паз между половинками овалов клеем из термопистолета.
Заклеить отверстия под крепление овала скотчем.
Перевернуть овал и заполнить отверстия под саморезы клеем “с горкой”.
После затвердевания клея (необходимо выдержать 5 минут) канцелярским ножом срезать излишки клея с фронтальной и задней частей овала.
Протереть места со следами клея ацетоном или специальным растворителем для акрила (“Cosmofen”).
Вот и подошёл к концу наш краткий обзор ситуации на современном рынке ритуальных услуг, а также описания некоторых простых технологий производства продуктов, связанных с ритуальным бизнесом.
Последние тренды в ритуальной индустрии
Напоследок хочется заметить, что последним трендом современных ритуальных салонов, своеобразным “маст-хэвом” является устройство, называемое – сингуматор.
Сингуматор- это специальный “лифт”, устройство для плавного опускания гроба в могилу. Сингуматоры бывают механические и автоматические, бюджетным вариантом является сингуматор механический.
Однако пока ещё местные отечественные “гробовщики” вполне обходятся без какого-либо сингуматора, опуская гробы вручную, но это всё больше становится дурным тоном, особенно на похоронах среднего ценового сегмента, не говоря уже о похоронах вип-класса.
«Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом»
Илья Болтунов с 18 лет в похоронном бизнесе. Он развивает бизнес вопреки конкурентам, продает франшизы и борется за честную работу.
Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками
Всё пошло еще с моего деда. В 50-х он обосновался в Калужской области, рядом с деревней Детчино. Дед был плотником. К нему приходили местные жители за разными услугами: кому люльку сделать, а кому гроб. Занятие затянуло, начал работать на государственной пилораме. Он один ей занимался, и всё оборудование так и осталось у нашей семьи. Дед производил гробы и кресты, обеспечивал свою деревню и ближайшие. Дело шло хорошо.
В 90-е сыновья деда, а среди них мой отец, потеряли работу. Дед им отдал свою пилораму и предложил продолжать его дело. Тем более в тяжелые времена люди часто умирают. Стали делать даже полированные гробы. Тогда это было модно, в них хоронили авторитетов. Могли даже напрямую позвонить и сказать что-то вроде: «Вот завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом». Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками и едут хоронить.
«Завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом»
Отец и его братья купили участки леса и уехали в Жуков, перенесли туда производство. Они открыли два магазина — в Детчине и в Перемышле. Продавали гробы и кресты собственного производства, но организацией похорон не занимались.
В начале двухтысячных дело деда начало умирать. В 2003 году работали триста рабочих, они производили тысячи гробов и крестов. Через несколько лет осталось два узбека. Сейчас старая пилорама выглядит так:
Дед мне внушил мысль, что всё надо делать по правилам. Пока похоронную деятельность лицензировали, у предприятия деда была лицензия. А еще он получил разрешительную грамоту патриарха на производство православных крестов. Один знакомый был на короткой ноге с патриархом и позвонил ему напрямую: «А можно получить разрешительную грамоту?» Оказалось, можно.
Продавщица забирала из кассы по сто тысяч каждый месяц
Когда отец вел этот бизнес с магазинами в Перемышле и Детчине, дело шло не очень. Он нанял в Перемышле продавщицу и раз в месяц привозил ей гробы, кресты, венки. Через месяц приезжал, забирал деньги. Сколько давала, столько и брал, не проверял.
В семье с деньгами было плохо. Моя мама — бухгалтер, мы вместе с ней поехали в Перемышль, проверили документы, и оказалось, что продавщица подворовывала. Она забирала из кассы каждый месяц примерно по сто тысяч рублей и не ходила на работу. Тогда я решил, что должен навести порядок в магазинах.
Я и раньше помогал отцу: подрабатывал в магазинах то грузчиком, то рабочим. Дополнительно с 14 лет делал сайты. Выходило по пять-семь тысяч рублей в месяц, я их откладывал. В 16 лет решил помочь отцу и сделать сайт для магазинов. Для этого пошел с накопленными деньгами в рекламное агентство заказать логотип и фирменный стиль.
В 18 лет я уже полностью взял магазины на себя. Вернее, я просто забрал ключи от магазинов. Тогда мы c отцом чуть не подрались.
С утра — в универе, вечером — ремонт в похоронных магазинах
В Детчине вместо магазина был вагончик. Отец построил здание похоронного дома рядом, но это была просто бетонная коробка без отделки. В другом магазине, Перемышле, я обнаружил полную разруху: выломанную дверь, полчища тараканов и плесень вокруг.
В тот момент я уже поступил в Бауманку, днем был на парах, вечером возил материалы. Заключил с одногруппниками сделку: они мне помогали, а я им отдавал часть прибыли.
Родители подарили подержанную машину на день рождения. На ней я по вечерам возил материалы. Помню, как купил в Калуге стеллаж и рулон линолеума. Этот рулон торчал на три метра из багажника машины, пока я ехал.
Ремонт делали с одногруппниками: клали пол, красили стены. Потом распечатали на принтере объявления: на одних — рекламу похоронного дома, на других — вакансию для поиска сотрудника. Позвонила одна женщина, говорит: хочу работать. А я ей: «Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает.
«Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает
Сначала у меня были просто магазины: продавали венки и другие ритуальные товары. Потом люди стали спрашивать, а где землекопов или грузчиков найти, как машину заказать. Стало понятно, что надо целиком похороны организовывать. Стал привлекать бригаду, чтобы выносить гробы, и землекопов.
Купили уазик за семнадцать тысяч рублей, на нём возили гробы, памятники:
Потом купили катафалк — стоил он, кажется, 560 000 рублей. Это по-настоящему приспособленная для похорон машина, с бактерицидными лампами, сидениями.
Получается, в 2008 году у меня был просто магазин, а уже через год — катафалк, бригада, землекопы. Зарабатывали по сотне тысяч рублей в месяц точно
Свое производство
Сначала я покупал гробы и кресты, потом основал свое производство. Покупать даже выгоднее, если в ближайшей перспективе. Но никогда не знаешь, будет поставка вовремя или нет.
У меня был поставщик гробов в Орле. Я ему раз в месяц делал заказ на шестьдесят гробов, он привозил в срок, как договаривались. А как-то звоню, он трубку не берет. Я опять звоню — тишина. Так звонил две недели.
Через два месяца он мне перезванивает, говорит: «Будешь гробы заказывать?» Я спросил, где он был. А он: «Так я в отпуске был. А производство стояло, леса не было». Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела. Рынок так до сих пор работает.
Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела
Чтобы не зависеть от поставщиков, основал свое производство. Технологии рассказали отец и его братья.
Труп лежит, а рядом дети бегают
Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом. До революции всё было в руках у трестов. Нужно место на кладбище — платишь сумму по прайсу и хоронишь. С тех времен пошло выражение «по первому разряду»: это места вокруг храма, кажется, по три червонца. А всего разрядов было семь, самый дешевый — седьмой, на окраине кладбища, в ямах.
После революции издали декрет о похоронах: по нему советский человек не должен платить за похороны, всё бесплатно. Начался мрак.
На каждом кладбище появился свой землекоп, он считался представителем власти и мог просить любые деньги. Не хочешь платить — не будем копать могилу. Среднее время захоронения с трех дней выросло до 3-4 месяцев. Трупы гнили.
Санитарные нормы позже тоже отменили. Надо знать, на какую глубину закапывать тело, иначе люди из соседней деревни могут отравиться трупным ядом из колодца. Но до сих пор об этом не думают: чуть присыплют землей, и нормально. Я работаю по дореволюционным правилам.
Беспредел советских времен докатился и до нас. В 90-е людей после смерти держали дома. Мне рассказывали такие истории: «Как хорошо, что вы появились. А то я мужа хоронила несколько лет назад, расстелила пленку на кухне в девятиэтажке, с сестрой его помыли, одели». Труп лежит, а рядом дети бегают.
Как-то мне присылали фотку, как люди перевозят гроб в электричке:
Правила советского декрета о захоронении по-прежнему в силе. По закону места на кладбищах бесплатные для всех. Если кто-то умирает, можно пойти в местный муниципалитет, и на следующий день выдадут разрешение. Но люди как ходили к землекопам на кладбище, как договаривались через третьи руки, так и делают. А с них берут деньги.
Один клиент приехал заказывать похороны. У него машина стоит несколько миллионов рублей, а он водку привез землекопам. Я ему говорю: «Вы больной, зачем водка?» А он: «Принято так вроде».
Люди не виноваты, у них это на подкорке записано. Нужно место на кладбище — идут к местному землекопу. Он просит двадцать тысяч рублей, а сам идет в муниципалитет и бесплатно получает место на кладбище.
«Хотите аккуратно донести гроб? Десять тысяч»
В Москве между собой борются государственная компания-монополист и частный бизнес. В регионах ситуация похожая.
В Москве моргами, кладбищами, крематориями управляет государственная организация. Все остальные ритуальные компании называют черными агентами.
По факту агенты — это мелкие частные компании. Они промышляют везде, чаще всего покупают информацию о смерти. Бывает, человек лежит с онкологией в больнице, какая-нибудь уборщица продает даже эту информацию черным агентам. Еще до смерти к родственникам человека приходит черный агент и предлагает свои услуги. Это если не трогать вопрос продажи информации из скорой помощи или полиции.
Такие агенты втридорога предлагают услуги, хотя у них нет катафалка, морга, никакой инфраструктуры. Каждый назначает свою цену. Государственные компании пользуются своим административным ресурсом.
И те, и другие зарабатывают на том, что люди плохо знают законы и свои права. Например, по закону место на кладбище и морг — бесплатные услуги:
Но эти компании берут деньги на каждом шагу. Хотите чтобы ваш гроб аккуратно донесли? Десять тысяч рублей. А еще нужно дать за место на кладбище, морг.
Как только черные агенты узнают о смерти, они тут же налетают на родственников. Могут представляться государственной службой психологической помощи и как угодно еще. Дальше родственникам звонят и из государственной службы. Они говорят: «Вам начнут звонить черные агенты, вы их посылайте. Главные — мы. Сейчас мы приедем, увезем тело в морг. Ждите, сотрудник выехал». По факту те и другие действуют одинаково.
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека».
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека»
Я не покупаю информацию о смерти и не пользуюсь административным ресурсом. У меня всё честно: сайт, реклама, сарафанное радио. Заказы принимаю круглосуточно, по бесплатному номеру. Но государственные монополисты тоже зовут меня черным агентом. Я у них как заноза в заднице. Вечно скажу что-то о них в интервью, тут же звонят: «Илья Сергеевич, у вас какие-то проблемы, зачем вы о нас плохо говорите?» Отвечаю: «Я всегда говорю правду. Вы делайте хорошо, я буду говорить о вас хорошо».
В некоторых городах со мной конфликтует власть. Я своим примером показываю, что можно работать честно, по закону. Это не всех устраивает.
Однажды меня рекомендовали жене дипломата. У нее бабушка умерла: пошла на выборы, поскользнулась на ступеньках и разбилась. Женщина сказала, что ей объявили такие расценки на похороны:
Я пошел с ней в морг. А там много людей, все по 28 000 рублей несут. Я подхожу к окошку:
— Я сейчас включаю диктофон, а вы мне говорите, сколько стоит забрать тело.
— Как бесплатно. Вот девушка мне сказала, что вы просили 28 000 рублей.
— Она, наверное, перепутала. Во сколько завтра заберете тело?
У одной знакомой умерла мама, она поехала в морг, ей назвали цену за место на кладбище в двести тысяч рублей. Я приехал в морг, говорю: «Мы приедем в морг, заберем вашу маму в эвакуационном мешке, подготовим тело, привезем обратно, похороним. Всё будет стоить 50 000 рублей». Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Такая ерунда с похоронами на каждом шагу. Это ладно, если бы агенты или госучреждение делали свою работу качественно, с заботой о людях. Но — нет. Некоторые агентства берут вместо катафалка простой автобус. Снимают с маршрута. Сегодня он перевозил пассажиров, завтра — чумные трупы, а потом опять пассажиры. У меня настоящий катафалк, со всеми документами.
25 рублей по себестоимости, сто — в продаже
У меня самые простые похороны стоят 9900 рублей, это в закрытом гробу, без поминок. В деревнях популярный тариф — похороны за 20 000 рублей, для города — 35 000 рублей.
Наши тарифы — это полная подготовка трупа, гроб, принадлежности, церемония прощания, погребение. Дома специальный организатор подсказывает людям, куда подходить, как целовать. Потом труп выносят мои сотрудники. Они все в форме, непьяные. На кладбище кладем гроб в могилу, засыпаем, отвозим людей домой.
Я никогда не наживался на горе, у меня самые низкие цены по рынку. Но рентабельность у бизнеса высокая. К примеру, себестоимость ленты на венок 25 рублей, она у меня стоит 100-200 рублей. В Москве конкуренты берут за нее 1500 рублей.
Основное, за счет чего я выигрываю, — своя инфраструктура. В каждом похоронном доме у меня морг. Это несколько холодильных камер с дверками, мы их купили в Италии. В каждой камере можно выбрать температуру для длительного или короткого хранения. Стены у нас с посеребрением, подвешены бактерицидные лампы, подведена вода — всё по правилам.
У меня есть эвакуационные автомобили, катафалки, все необходимые принадлежности, зал прощания и специально обученный персонал.
Мода на похороны и прижизненные договоры
Я много подсматриваю за границей. Италия — законодатель моды в похоронке. Там был первый крематорий, работали основные производители всех похоронных вещей — гробов, фурнитуры.
В Европе и Америке всё иначе устроено, чем у нас. У них все кладбища платные, их держат либо бизнесмены, либо государство. Например, можно арендовать ячейку для урны с прахом, а можно целый склеп. Плата за аренду идет на благоустройство кладбищ, поэтому там приятно находиться:
В России спекулируют бесплатной землей и наживаются на людях, поэтому кладбища никто не благоустраивает. Вот типичная картина:
За границей люди часто пользуются прижизненными договорами. Они оставляют после себя пожелания, видеозаписи. Уже умершими они как бы общаются с теми, кто пришел на мероприятие. У них есть интересная традиция делать венки из живых цветов. После похорон цветы раздают посетителям.
Трудно поверить, но люди до сих пор собирают погребальные узелки. Покупают одежду, даже ткань для гроба. Для меня это странно. Иногда это целые чемоданы, где всё лежит, вещи съедает моль.
Интернет-магазин, CRM и допродажи
У меня есть интернет-магазин. В нём можно выбрать всё для похорон, даже цвет гроба:
Это удобно и современно, но от офисов я не буду отказываться. Люди старшего поколения приезжают сами, им нужно всё посмотреть. Однажды в колл-центр звонит человек и говорит, что приехал, а в офисе никого (этот офис переезжал). Оператор ему сказал об интернет-магазине, а он: «Я человек предпенсионного возраста, я в такие игры не играю».
Когда клиент ко мне обращается за похоронами для кого-то из семьи, он попадает в ЦРМ. После похорон отправляем родным письмо с соболезнованиями. Через время он получает письмо со спецпредложением по ограде, потом предлагаем памятники и облагородить территорию. Через время рассказываем, что можем сами поддерживать могилу.
Обслуживание могилы стоит шесть тысяч рублей в год. Человеку не надо ездить на кладбище — мои люди сами съездят, всё сделают, уберут мусор и пришлют фотку.
Работу всех похоронных домов я отслеживаю через специальную программу. У меня везде стоят камеры. Вижу, что делают сотрудники, джипиэс показывает, где находится машина. Никому не верю на слово.
Похоронная франшиза
Я открыл франшизу на похоронные дома и создаю в России похоронную инфраструктуру. Человек покупает франшизу, получает проект похоронного дома. Мы его строим и начинаем продвигать. Всё по-честному.
В первый год покупатель франшизы работает в формате офиса. Затраты будут примерно пятьдесят тысяч в месяц, заработок — сотня-две тысячи рублей, смотря как работать. Параллельно с этой работой помогаем найти землю, оформить разрешение и подготовить документы на строительство. Паушальный взнос — 300 000 рублей.
Сейчас строим похоронный дом по франшизе в Козельске. С ним самые большие трудности. Сначала мы выиграли землю на аукционе, нам дали разрешение. В нём написано: «Для похоронного дома такого-то типа такой-то компании». А когда мы сделали первый этап строительства, это разрешение вдруг отобрали.
В этот же момент прошла новость, что региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил. Такой ситуации по закону вообще быть не может. Они решили какой-то муниципальный похоронный дом, видимо, там построить. Но мы будем судиться за разрешение.
Региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил
Любой может открыть похоронную компанию, лицензия не нужна. Можно работать на ЕНВД. Как ипэшник платишь свои тридцать с лишним тысяч взносов, сумма ЕНВД считается не от площади помещения, а от количества сотрудников. Если работаешь один, налог — около тридцати тысяч рублей в год. Но взносы уменьшают налоги, поэтому выходит ноль.
Моя похоронная франшиза — это история про захват похоронного мира. Пока российского.