Родина как огромное дерево
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §77. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. Упражнение №467
Как ещё можно было бы озаглавить текст В. Пескова? Докажите, что это текст−рассуждение. К какому стилю вы бы отнесли его? • Выпишите предложения с пропущенными знаками препинания, расставляя их. Из остальных предложений выпишите слова с пропусками и со скобками.
РОДИНА
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещает(?)ся в одном слове — Родина? Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета нацеле(н, нн)ая к Луне, и птицы летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревенски. Это имена людей названия новых машин танцы, которым (не)истово хлопают во всех городах Земли.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосч..тать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже (не)сильный ветер. Корни п..тают дерево связ..вают его с землёй.
Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каме(н, нн)ых бабах в резных наличниках в деревя(н, нн)ых игрушках и дикови(н, нн)ых храмах удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дыш..т, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овея(н, нн)о мастерством его предшестве(н, нн)иков, красотой наполненной в веках. Д..вайте же будем помнить об этих корнях.
Решение
Пращуры − предки.
Данный текст можно было еще назвать «Наши корни». Тип текста — рассуждение. В нем прослеживается цепочка мыслей, суждений автора по теме, что такое Родина, что такое наши корни. В конце рассуждения автор делает вывод. Стиль текста — публицистический.
Предложения с пропущенными знаками препинания: Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли. Корни питают дерево‚ связывают его с землёй. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.
Слова с пропусками и со скобками: умещается (что делает?), нацеленная (от нацелить, с. в.), деревеньки (смягч. ь), неистово (не употр. без не), сосчитать (черед. гл. и−е в корнях чит−чет), прибавляет (приставка
при− + приближение), несильный (= слабый), питают (подпитка), связывают (связываю), каменных (суффикс н после основы на н), деревянных (искл.), диковинных (суффикс н после основы на н), дышит (дышать, 2 спр.), овеяно (кр. прич.), предшественников (суффикс −енн−), давайте (дать).
Конспект урока русского языка: Редактирование и правка текста, 9 класс
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с работой писателей над совершенствованием произведений.
2. Показать значение упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений.
3. Повторить сведения о приёмах редактирования, о технике правки рукописи. Учить детей редактировать и править текст.
4. Развивать интерес к родному языку, развивать речь обучающихся.
5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства через содержание дидактического материала, через привитие любви и уважения к родному языку.
6. Воспитывать культуру речи.
Оборудование:
1. Выставка книг:
Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке», М., 1978.
Ладыженская Т.А. «Развивайте дар слова» М., «Просвещение», 1978.
Горбачевич К.С. «Нормы современной русской литературы» М., 1981 и др.
2. Фотокопии рукописей разных писателей.
3. Материалы лингвистической экспедиции.
4. Тетради по развитию речи.
5. Проектор для показа слайдов.
6. Карточки для редактирования.
Эпиграфы к уроку:
1. Неудовлетворённость достигнутым! Она, как тень, должна сопровождать автора и редактора. Всегда, на всех этапах работы над рукописью. Иначе не достичь даже малых высот в искусстве. К. Рождественский
2. Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из – под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. А.Н. Толстой
Что же говорят писатели о необходимости неустанного и многократного совершенствования написанного?
Так, например, Гессен, автор книг о Пушкине и его времени, писал о том, как работал великий поэт: « Мы с большим интересом следим за тем, как, заменяя одно слово другим, одну строку другой, Пушкин кропотливо работал над своими произведениями. Количество правок иногда так велико, что невероятно трудно проследить за ходом мысли поэта. Закончив стихотворение, Пушкин уже переписывает его набело – не просто переписывает, а снова творит: отдельные слова и рифмы всё ещё не удовлетворяют его, он зачёркивает их и заменяет другими». («Всё волновало нежный ум», М., 1965, стр.32 – 33).
А вот любопытное свидетельство К.Г. Паустовского: «Недавно я видел рукопись Пушкина – это зрелище поучительное. Вы видите, как идут поиски слова. В одном месте я насчитал 12 или 14 эпитетов, которые Пушкин всё время менял».
Ребята, вдумайтесь: Пушкин – гений – и кропотливая работа, исследования, переделки, зачёркивания и бесчисленные замены одних слов другими. Что же это? А это и есть, как говорил В.Я. Брюсов, «…чудо превращения написанного неясного контура в совершенную картину…» А это требует труда даже от таких великих людей, как Пушкин. Таким образом, правка и многократная переработка текста – один из самых важных этапов работы над рукописью.
Сегодня мы потренируемся в редактировании и правке текстов, отдельных предложений, выполним разные упражнения, которые, конечно, не совершат чуда, вы не станете сразу писать безупречных сочинений, нет. Но они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К.Г. Паустовский: « Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ всё самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».
Ученица читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Учитель: На уроке мы будем пользоваться словами, значения которых должны быть понятны. Повторим попутно их правописание и произношение.
Словарная работа (обучающиеся объясняют лексическое значение слов, записывают их в тетрадь, объясняют правописание. Можно пользоваться орфографическим, толковым, этимологическим словарями)
Редакция (лат.) – приведённый в порядок;
Абзац (нем.) – 1) часть текста от одного отступа до следующего, 2) отступ в начальной строке текста.
Автор
Вариант
Заглавие
Подзаголовок
Иллюстрировать
Корректировать (лат.) – вносить поправки, поправлять что – либо.
Корректор – лицо, занимающееся корректурой.
Корреспондент
Цитата
Лаконизм – краткость выражений.
Словесное мастерство
Справочник
Энциклопедия
Информация.
Наблюдения над правкой написанного.
Цель:
1 Повторение видов языковых ошибок.
Какие бывают языковые ошибки?
Учащиеся отвечают:
-Употребление слов в несвойственном им значении;
-Неоправданное повторение;
-Неудачное использование образно – выразительных средств языка.
На каждом ученическом столе – раздаточный материал: выдержки из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные А.М. Горьким на полях рукописей.
1. Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери. ( Замечания Горького: «Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или медведя, даже когда они бегут?»)
2. В карьер несутся эскадроны. Вот остановились. Каплями крови алели знамёна. (Замечания Горького: «Знамёна каплями… Хорошо ли? Уж сказал бы – пятнами»).
3. Серебряным рублём катится луна. ( Замечания Горького: « Маловата…»).
4. «Стой!» – кричали они, треща винтовками по беглецу. (Замечания Горького: « Стреляя из винтовки».)
5. Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека. ( Замечания Горького: «Фигура»).
6. Работали молча, без слов… ( Замечания Горького: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что если человек молчит, он не говорит».
А сейчас попробуем представить себя редакторами.
Цель: отредактировать данный текст.
Обучающиеся редактируют текст, затем вслух объясняют свою работу.
Через проектор показывается оригинал данного текста. Дети сравнивают, делают выводы.
Проверка домашнего задания.
Уважаемые ребята, вы явились авторами корреспонденций, то есть сообщений о текущем состоянии речевой культуры или речевого окружения в родном городе Котельниче.
Вы организовали лингвистическую экспедицию, побывав на почте, на вокзале, в магазинах, на рынке. У прохожих, соседей вы брали интервью « Нужно ли говорить правильно?».
Все ваши наблюдения – об уровне речевой культуры, о соблюдении норм родного языка.
Прослушивание записей интервью.
Вопросы для интервьюирования:
1. Поставьте правильно ударение в словах:
Новорождённый, обеспечение, мусоропровод, комбайнер, тефтели, торты.
2. Есть ли грамматические ошибки в предложении:
Сын пришёл со школы и спросил сколько время.
3. Ответьте на вопрос: «Исправите ли Вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
4. Ответьте на вопрос: «Нужно ли говорить правильно?»
«Мусоросборничек».
Цель: какие и где нашли ошибки в нашем городе: в объявлениях, в названиях товара в магазинах, в газетах, услышали ошибки в речи взрослых людей.
Учащиеся комментируют свой «мусоросборничек».
Работа с классическим текстом.
Классический текст всегда для нас является образцом. У великих писателей мы учимся правильно говорить, грамотно выражать свои мысли.
Учитель предлагает каждому ученику небольшие отрывки в основном из произведений М.М. Пришвина ( на карточках).
Цель: внимательно прочитать текст, закрыть ( перевернуть карточку), письменно воспроизвести и сравнить с оригиналом.
Примеры карточек из произведений М.М. Пришвина:
1. Мне принесли большую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с цветком против луча. Тогда жёлтое внутри лилии вспыхнуло, белые лепестки стали яркими. Мне показался цветок отображением солнца на небе.
Долго я смотрел на него и затосковал по воде.
2. Нашли орех, расколотый надвое, как будто по линеечке его пилой резали. Учёные люди думали о том, какой зверь мог так ровно разделить орех. Отчего раскололся орех?
3. Где ты, мой друг? За долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого? Я надеюсь увидеть тебя в будущем. Как бы мне хотелось всё своё тебе рассказать, во всём с тобой посоветоваться.
Домашнее задание: отредактировать предложения, данные на карточках каждому. Эти предложения взяты из сочинений и изложений учащихся.
Обобщение урока.
Работайте над собой! Заставляйте себя внимательно прислушиваться к речи образованных людей, специалистов, дикторов радио и телевидения.
В сомнительных случаях проверяйте себя по словарям и справочникам.
Читайте лингвистическую литературу.
Успехов вам!
Рефлексия.
Уходя с урока, каждый кладёт в кармашек, прикреплённый к дверям, кружочек определённого цвета:
Красный цвет – работал на уроке с радостью, с желанием.
Синий цвет – цвет обычности, посредственности.
Чёрный цвет – не понравилось на уроке, считаю тему урока бессмысленной.
ДИКТАНТЫ
Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолет в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина — это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озер, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни — это то, что мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его.
Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. (По В. Пескову.)
При имени Пушкина сейчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
Самая его жизнь совершенно русская. Судьба, как нарочно, забросила его туда, где границы России отличаются резкою, величавою характерностью, где гладкая неизмеримость России перерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях.
Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин. Ничья слава не распространялась так быстро. (По Н. В. Гоголю.)
Русский язык. Ему ничего не стоило поднять свалившуюся от усталости артель волжских грузчиков и повести ее в трюмы с песней и прибаутками. Он отправляется в неимоверные глубины человеческой души, умеет даже зимой внести в твою комнату запах земляники, уронить на стол, как наяву, кленовый лист поздней осени и заставляет услышать в летнюю пору звонкую капель сосулек. Его называют великим и могучим, русский язык.
Всевозрастающий международный авторитет СССР, развитие советской культуры, искусства, литературы предопределили популярность русского.
Понятна тяга к нему. В нем, как в любом музыкальном произведении, все время находишь новые переливы, краски. Много слов мы считаем устаревшими, иные бытуют лишь в отдельных областях. и совсем непонятны нам, но есть ведь среди них такие, что душу светом озаряют. «По-вашему, по-городскому, выходит, горизонты, а по-нашему, — окоемы, они и есть», — сказал мне однажды старый таежник, и свое понятие об этом певучем, с родным звучанием, красивом и емком слове высказал. У каждого в сердце свой окоем: ходящие волнами хлеба, налитые светом березовые колки, свинцовость студеного, закипевшего ветром моря, белый в ромашках луг, убежавший к солнцу. Вспоминается еще один разговор. «Прошный он», — охарактеризовала знатного калининского льновода, одна колхозница. И когда спросил ее, что это значит, пояснила, недоуменно взглянув на меня: «Способный до всего. »
. Безмерное поле. Оно дарит нам никогда не увядающие букеты, и цвести ему вечно. (По В. Черткову.)
Случалось ли вам на художественной выставке, куда пришло множество посетителей, вглядываться в их лица? «Смотрящих» от «видящих» отличить легко: «смотрящих» узнаешь сразу по самодовольному безразличию, лежащему на лицах, как печать. Вместе со всеми посетителями они терпеливо выстояли на улице длинную очередь, чтобы попасть на выставку, о которой столько говорят. Вместе со всеми разделись в гардеробе, получили номерок, вошли в зал, где выставлены картины великих мастеров.
Но, как говорится, с чем пришли, с тем и ушли. Они ничего не увидели, они только смотрели. Душа их оказалась слепа.
«Смотрят только глаза; видят глаза, ум и сердце», — говорит старая пословица.
Однажды в подмосковном совхозе я увидела женщину, выходящую из продуктового магазина. Она несла хозяйственные сумки, а впереди шли двое ее малышей, которых она только что забрала из детского сада. Лицо женщины было озабоченным, поклажа оттягивала руки, она стала удобней перекладывать сумки и вдруг остановилась, подняв вверх лицо. Я тоже посмотрела туда же, куда она: край неба пылал, охваченный закатом, и за дорогой, над самым лесом, висело большое круглое облако, наполненное светом. Вокруг него мирно, как ягнята, толпились маленькие пушистые облака, а большое облако висело неподвижно, словно громадный светящийся зонт, и лишь по туго вырывающимся, слепящим лучам можно было ощутить, с какой вулканической силой клокотал за ним жар заката.
Тут я увидела, что женщина показывает облака своим детям. Она повернула их обоих лицом к закату и, наклонившись, что-то им объясняла, они вначале вертелись и не слушали, но потом притихли и тоже стали смотреть на облака. А закат угасал, становясь все нежней и мягче, скользящий свет ложился румянцем на детские лица, и мне казалось, что нет зрелища прекрасней, чем эта уставшая после работы женщина, которая учит своих детей видеть красоту мира. (По Т. Тэсс.)
Гражданин Советского Союза! Это значит — человек на своем рабочем месте, человек на виду у всех, человек деятельный и активный. Жизнь в нашем социалистическом обществе устроена так, что Личность в коллективе не теряет своих индивидуальных черт характера, а совершенствует их. И именно черты характера нашего народа, которые известны всему миру, его нравственность, как бы сотканная из нравственных качеств каждого из нас, и двигает социалистическое общество к новым вершинам.
Гражданин Советского Союза! Это — звание человека, его высокое предназначение. Чувство гражданственности, неотделимое от любви к Родине, к своему Отечеству, поднимает в глазах всего мира достоинство советского человека. И нам нельзя не дорожить этим достоинством. Гражданственность каждого из нас наиболее ярко проявляется в осознании того, что благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума будет крепнуть и расцветать Отечество — надежный оплот мирной, созидательной жизни для всех последующих поколений советских людей. (По статье из «Недели».)
Слух о задании Бессонова с утра облетел стройку. Весь день внизу приходили, уходили, спорили и молча глазели болельщики. Сдержанный гул шел снизу — музыка приближающейся славы. Но Валька слушал другую музыку, звучавшую внутри, — мелодичный ритм трудовых движений, безошибочных и четких, как звуки танца. Ритм владел им и владел его тринадцатью товарищами. Они изредка переглядывались, без слов понимая друг друга. Они то вытягивались на носках, то приседали, то перегибались влево и вправо. Это был своеобразный танец, только танцевали не ноги, а руки, зато работа этих четырнадцати пар умелых рук была поразительна. В их движениях не было спешки, иногда даже могло показаться, что они слегка медлительны, особенно на отделке колонн, когда они терками и полутерками осторожно и любовно разглаживали, выравнивали и шлифовали до полной гладкости острые выступы и края. Весь смысл, вся красота их работы была не в спешке, а в той продуманной четкости и безукоризненности трудовых движений, которые дают больше, чем любая спешка. Ритм был основой слаженности маленького трудового коллектива. Этот ритм перекинулся к подсобным рабочим, без отдыха подвозившим материал и месившим раствор. Согласованность движений и действий установилась с первой минуты, когда бригада и подсобники, подобно гимнастам на арене, стройно заняли свои места. (По, В. Кетлинской.)
Сила патриотизма пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда. Бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство Родины! Лес входит в понятие Отечества. Сумейте использовать безграничное время и энергию, одинаково пригодную для разрушения и созидания, и меньше будет загубленных деревьев, поломанных садов, разоренных гнезд и муравейников, в чем дети видят нередко особое удальство. Есть вещи, непосильные никакому бюджету и ведомству, кроме как всенародному и целеустремленному порыву. Думается, что именно комсомольцам, будущим хозяевам преобразуемой земли, полагалось бы возглавить поход за зеленого друга. Ваш урожай будет зреть долго, юные товарищи мои, редкий из вас застанет жатву. Но однажды взволнованно вы пройдете по шумящим, почти дворцовым залам в Каменной степи, где малахитовые стены — деревья, а крыша — ослепительные, рожденные ими облака.
Мечта для строителей людского счастья — такой же действенный инструмент, как. знание или идея. Конечно, нет в нашей стране второстепенных профессий, но, думается мне, в труде лесовода нагляднее, чем в прочих, выражена социалистическая преемственность поколений. И кто знает, когда седыми вы придете под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли гордость вдесятеро большую, чем создатели иных торопливых книг, полузаконченных зданий или столь быстро стареющих машин. (По Л. Леонову.)
Ежедневно с утра на базаре собирались люди. И все видели: стоял себе щит на краю базара, стоял, как много лет подряд. И, как все последние недели, висели на нем немецкие плакаты. И вдруг на одном из них, как раз на том самом, где веером расположились фотографии, изображавшие парад немецких войск в Москве, как раз на этом плакате возник белый листок.
Толпа все росла, собираясь возле щита с листком. Передние стояли молча, но не отходили; неодолимая сила принуждала их снова и снова перечитывать этот листок. А задние, пытаясь протолкнуться к листку, шумели, сердились, спрашивали, что там написано. И хотя никто не отвечал и пробиться нельзя было, громадная и все растущая толпа уже знала, о чем говорит этот маленький листок, вырванный из школьной тетради: «Неправда, что немецкие войска идут парадом по Красной площади! Неправда, что немецкие офицеры купаются у Петропавловской крепости! Неправда, что нет больше на свете Красной Армии. Все это — неправда. Правда в том, что в городе остались свои люди, знающие правду, и они бесстрашно говорят эту единственную правду народу». (По А. Фадееву.)
Борьба за мир — это сейчас наша самая важная, самая неотложная и жгучая задача, наша первейшая и главная обязанность.
Борясь за мир, мы служим нашей Родине. Служа Советской родине, мы служим делу мира.
Каждое брошенное в землю зерно, каждый килограмм угля и кусок руды, добытый из земли руками шахтера, каждая песня, созданная поэтом, увеличивает мощь нашей Родины —это залог мира во всем мире.
В дни войны мы отстояли не только свободу и независимость нашей страны. Мы спасли от гибели человечество. Это знают, это понимают честные люди во всем мире. И поэтому сейчас, когда борьба за мир встала перед народами, как вопрос жизни или смерти, миллионы глаз и миллионы сердец с верой и надеждой обращаются к нам.
Да, как во время войны с гитлеризмом мы были передовым отрядом человечества в боях за свободу, так и теперь мы, граждане страны социализма, должны быть авангардом в борьбе за мир.
Народы знают, почему они связывают с нами все свои надежды. Не только потому, что мы своей кровью, муками и жертвами уже раз спасли человечество от гибели. Нет, также и потому, что, как бы ни свирепствовала клеветническая пропаганда, как бы ни отгораживали реакционные правительства свои страны от всякой доносящейся от нас вести, голос правды громче, чем клеветнические вопли перетрусивших лжецов. (По В.Василевской.)
Утром, позавтракав, ребята пошли на завод. Вот уже несколько месяцев вместе со всеми рабочими за несколько минут до гудка они проходят проходную, каждый раз испытывая чувство гордости. Еще бы: как настоящие рабочие, входят они на завод, который встречает их голосистыми гудками, могучим дыханием трудовой жизни.
Когда Яша впервые попал на территорию завода, он был поражен, увидев вместо ожидаемого одного цеха целый город с большими и маленькими домами, с высоченными трубами, стеклянными крышами над длинными цехами. По рельсам между этими диковинными домами двигались маленькие бойкие паровозики с короткими платформами.
Войдя в литейный цех, который встретил его теплым сквознячком, пахнувшим мазутом, Яша даже несколько растерялся от того, что предстало его глазам. Он стоял в полумраке цеха, слушая, как гудит в больших печах огонь. Около печей двигались рабочие в больших широкополых шляпах, с темными очками на глазах. При завалке шихты, когда длинный хобот подъемного крана спускался в отверстие с открытой заслонкой, лица рабочих освещались красными отблесками раскаленного металла.
Ребята невольно жались к мастеру. Все казалось им чудесным и даже пугающим в цехе, а рабочие около печей представлялись сказочными великанами, закованными в сверкающие медные латы. Они молча слаженно работали, не обращая внимания на застывших в восхищении мальчиков.
После смены Яша с Васей прибежали в цех еще раз поглядеть, как разливают металл. Немного осмелев, они стояли возле двух рабочих, которые выбивали металл из изложниц, чистили канаву. А когда наступило время выпуска металла из печи и седоусый сталевар пробил ломиком круглое отверстие, замазанное огнеупорной глиной, ребята забыли обо всем на свете. Они, не отрываясь, смотрели на вихрь падающих звезд, на белую, сверкающую струю металла, наполняющего ковш.
Механический цех встретил ребят глухими ритмическими ударами, далеко разносившимися из широко распахнутых дверей.
В первое мгновение Яша невольно подался назад. Он вошел в этот грохочущий цех последним. Васька схватил его за руку, когда им навстречу из-за поворота выехал какой-то необыкновенный автомобиль с длинной дугой, из-под которой с треском сыпались голубоватые искры. Вокруг кипела работа. Огромная машина хватала длинные темно-красные полосы железа. Другие машины ездили по проложенным под потолком рельсам. Одна из таких машин подцепила крюком большой котел, весь в круглых дырочках, и, подняв в воздух, спокойно перенесла его в другой конец цеха.
Со временем ребята привыкли к пронзительному, скрежещущему звуку автоматического зубила и к грохоту дарового кузнечного молота. И уже без всякого страха проходили они и под грузоподъемным краном. (По В. Рожкову.)
Бригадный комиссар Захаров не имел привычки скрывать свои чувства, не стеснялся думать вслух, а говорил за редкими исключениями то, что думал. Хотя они воевали вместе не так уж давно, Серпилину казалось, что он знает Захарова давно и хорошо не только потому, что Захаров много бывал в дивизии у Серпилина, но и потому, что оба они, в общем-то, были люди одной судьбы. Один командовал в гражданскую батальоном и полком, другой был, политруком эскадрона, и оба протрубили в Красной Армии ровно столько, сколько она существовала. Правда, у Захарова не было четырехлетнего перерыва, как у Серпилина, но, хотя они никогда не говорили на эту тему, Серпилину казалось, что и Захарову с его прямым характером, наверное, нелегко дались те годы. Не зная ничего определенного, он думал о Захарове именно так, и ему было легче оттого, что сейчас, в невеселую минуту, напротив него сидел не кто-нибудь иной, а бригадный комиссар Захаров, которого в армии солдаты звали за глаза Костей за его открытую душу и всем очевидную храбрость и за то ощущение его близости к себе, которое русские люди выражают одним словом —«простой», вкладывая в это слово самый высокий и похвальный смысл. (По К. Симонову.)
Есть в Батуми новое учреждение с названием дельфинарий. Оно уже стало едва ли не главной примечательностью города. Летом тут просто яблоку негде упасть — на трибунах возле бассейна, рассчитанных человек на пятьсот, ухитряются уместиться полторы тысячи жаждущих редкого зрелища.
Нет нужды описывать это зрелище. По фильмам на телеэкранах многие знают, как все происходит. Дельфины дружно приносят дрессировщикам из воды кольца, мячи, прыгают через обруч, двигают по бассейну лодку, позволяют себя оседлать, прыгают из воды, чтобы ловко схватить рыбешку из рук человека, стоящего высоко на помосте. Представление на воде исключительно интересно. И кажется, более всех его любят и жаждут сами дельфины. Кажется, животные прямо созданы для веселой игры с человеком. Однако все, чему аплодируют зрители, добыто большим трудом.
Человек стоит на пороге стихии с названием Мировой океан. В этом не слишком гостеприимном мире нужен помощник такой же, каким для первобытных охотников стала собака. Дельфин оказался для этого существом наиболее подходящим. Идеальное приспособление к среде обитания — первое его достоинство, способность контактировать с человеком — второе, и, наконец, самое главное, — дельфины хорошо поддаются обучению. Уравнений с двумя неизвестными дельфины, разумеется, решать никогда не будут. Вряд ли они способны усвоить даже, что дважды два — четыре. Но опыт обучения животных во многих дельфинариях мира показывает: они могут выйти в воде на определенный сигнал, отыскать утонувший предмет или заблудившегося акванавта, доставить почту в подводный бокс, этому и многому другому научить дельфинов можно. Вот почему ученые многих специальностей (биологи в первую очередь), а также моряки, рыбаки, водолазы пристально изучают возможности дельфина и уже пробуют приспособить животных к хозяйственным нуждам. (По В. Пескову.)
Вечером в окопе к Серпилину подошел высохший в щепку Пикин и сказал, тыча в руки бумажку:
Серпилин сначала от неожиданности не понял, что это за заявление (даже мелькнула нелепая мысль: не отставки ли просит?), а потом понял и спросил:
— Уж как-нибудь, время было,— сказал Пикин, повернулся и пошел по окопу.
И Серпилин, хотя не спросил его об этом ни тогда, ни потом, понял: Пикин подумал в тот вечер о плене, и свое заявление в партию, которого от него давно ждали, подал, именно подумав о плене. Если они окажутся в плену и им крикнут: «Кто из вас коммунисты?» — начальник штаба дивизии, беспартийный Пикин не хотел поддаться соблазну и остаться в строю, когда его командир дивизии выйдет на шаг вперед. Наверное, в тот отчаянный вечер, когда казалось, что дивизия останется в окружении и погибнет, он хотел до самого конца выдавить из себя мысль о возможной там, в плену, поблажке.
Пикин — это переправа через Дон, после того как половина дивизии полегла там, за Доном. Серпилин в тот день оказался в окруженном полку на отшибе, и, когда на закате все же пробился и вывел остатки полка к переправе, оказалось, что на переправе не бедлам, который он страшился увидеть, а порядок, и этот порядок навел подошедший сюда с ядром дивизии Пикин. Перетащенные за Дон батареи прикрывали переправу огнем, в степи полукольцом поднимались дымы подожженных немецких танков; две счетверенные пулеметные установки, стоя у понтонного моста, захлебываясь, бесстрашно, в упор били по пикировавшим на переправу самолетам.
На переправе творился кромешный ад, и каждую минуту погибали люди, и все же на ней существовал порядок, и этот порядок обеспечивал Пикин, стоявший на берегу, не в окопе, который ему вырыли, а во весь рост, на самом виду у смерти, потому что сейчас это от него и требовалось. (По К. Симонову.)
Когда в 1932 году началось строительство Московского метрополитена, одна западная газета писала: «Они провозятся там у себя под землей, как кроты, год, другой, но в конце концов сдадутся и призовут на помощь настоящих строителей из зарекомендовавших себя иностранных фирм».
В 1935 году, посрамив авторов столь мрачных прогнозов, первая советская «подземка» вступила в строй. «Попадая в метро Лондона, Парижа, Нью-Йорка, мы опускаемся в сущий ад, а в Москве воочию видим, как может выглядеть рай. А где? Под землей!» — констатировали теперь иностранцы. «Их рабочие и крестьяне разгуливают под Москвой по таким дворцам, — удивлялись они, — о каких не мечтали самые капризные короли».
Отмечая четкость работы московского метро, зарубежные газеты писали, что по его поездам можно сверять секундные стрелки часов.
С самого своего рождения советское метро было лучшим в мире. Таким оно остается и по сей день. (Из газет.)
Чтение — это работа, требующая определенного порядка.
Предварительный, просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов.
Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое отношение к тексту, — это вошло в привычку многих.
Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам.
Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Наиболее яркие места из классических произведений лучше приводить дословно.
Организовать творческую работу, проанализировать и освоить источники помогут и другие, более сложные типы записей — планы, конспекты и тезисы.
Примером плана к книге, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление о ее содержании и схеме построения. План как форма записи передает содержание текста более подробно, чем оглавление книги.
Планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план, в отличие от простого, имеет еще и подпункты, которые детализируют, конкретизируют содержание.
Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он подводит читателя.
В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. (По книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой».)
Не кажется ли вам, что вы не успеваете сделать то, что нужно, что вам не хватает времени?
Вот несколько советов, как беречь время.
Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке, в порядке их важности, самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, потом с № 3 и т. д.
Приступайте к делу сразу же. Многие, прежде чем приняться за работу, приводят в порядок свои столы, чинят все карандаши, какие только попадаются на глаза, глядят в окна, погружаются в газетный кроссворд, обмениваются новостями. А потом удивляются, куда девалось время! Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же.
Используйте время полностью и рационально. Скажем, во время поездки в автобусе, ожидания в приемной можно занять себя такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.
Меняйте занятия. Однообразная работа утомляет. Но устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы можете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться.
. Итак, чтобы успевать делать больше в меньшее время, прежде всего необходимы организованность и самодисциплина.
Учитесь беречь время! (Из газет.)
Статистики давно подсчитали, сколько можно за минуту сделать тракторов, автомобилей, часов, сколько выплавить стали, добыть угля, железной руды. Согласно выкладкам этих статистиков, минута—очень дорогая единица времени. Рабочий человек ценит ее, всячески бережет, понимая, что утерянное наверстать весьма трудно, а порой просто невозможно. С потерями дорогих рабочих минут ведут борьбу на наших заводах, фабриках, стройках, понимая, что выполнение заданий пятилетки требует максимальной собранности, деловитости, четкости в работе.
Бесконечно жаль терять минуты. Тем более что мы знаем немало примеров блестящей организованности, позволяющей беречь и разумно использовать не только минуты — секунды, а следовательно, и часы, и недели.
Секунда в секунду по расписанию прибывает на станцию поезд метрополитена. Вряд ли пожелает машинист остановиться в тоннеле и перекусить. Ритмично, без потерь времени всегда действует конвейер автомобильного завода в Тольятти, и ни один рабочий не уйдет до окончания смены на концерт.
Из самых простых, обыденных, бытовых примеров ясно: минута может быть приобретением, а может — потерей. Надо почаще задумываться о цене минуты. (Из газет.)