Родину как и родителей
Тексты изложений
Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.
Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.
Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина — это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности…
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия.
Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, — силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая…
В моей жизни собака — это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила.
Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемruzanovat.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Как написать сжатое изложение. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (первое предложение записываем.» — Транскрипт:
1 Как написать сжатое изложение
2 Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (первое предложение записываем полностью)
3 Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где- нибудь в тундре. Для каждого из нас это центр Земли, будь то большой город или маленький посёлок.
4 С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по- прежнему там, на нашей «малой» родине. С годами мы присоединяем к этому центру всё новые края, можем сменить место жительства. Но центр по- прежнему там, на нишей «малой» родине.
5 Её сменить нельзя. (Это последнее предложение абзаца, в нем содержится важный вывод. Записываем полностью)
6 «Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. (В коротких предложений можно исключить некоторые второстепенные члены и заменить сложные слова) «Малая» родина даёт нам больше, чем мы можем осознать.
7 Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. (Из предложений можно исключать обособленные члены) Человеческие качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли.
8 Она способна исправить ошибки родительского воспитания. (Это предложение можно исключить из сжатого изложения)
9 Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (Это предложение можно упростить, оставив только главную мысль) Первые представления и добре и зле мы выносим из неё и всю жизнь затем сравниваем с этими изначальными образами.
10 Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. ( в этом предложении можно заменить сложное слово) Природа родного края остается в наших душах навеки.
11 Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. (Это предложение можно перестроить, упростив его и оставив главную мысль) Когда я испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары.
12 Немало в жизни повидал я всяких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. (Сократим предложение, оставив главную мысль) Немало в жизни повидал я всяких красот, но дороже и ближе этой картины для меня ничего нет.
13 Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обомлел и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства родины. (Это последнее предложение абзаца. Его следует перестроить, оставив только вывод) Для меня как для писателя эта картина сыграла важную роль. Именно здесь я ощутил чувство родины.
14 «Малая» родина – это еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни, традиции. Это и язык, и вера. Это «родимые» пятна каждого человека.
Изложения родину как и родителей не выберают
вопрос опубликован 21.03.2017 01:14:05
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, не зависимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становятся взрослее и об живая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру, всё новые и новые края, можем сменить место жительство и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.
«Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состояние осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить по полам: половина от родителей и половина от возрастающей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспоминания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальным образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то виде себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет острова на против и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни я поведал всяких красот но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет.Я верю, что в моем писательской деле она играет не последнюю роль: когда-то я вышел к Ангаре и обомлел, а также от явившегося от него и сознательного и материального чувства родины.
«Малая» родина это не только природа в деревне и история города, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиция живущих. Это язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности.
Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Русский язык либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.
Подготовка к ЕГЭ
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво
Урок русского языка на тему
«Этапы работы над сочинением»
Конспект урока разработала:
Маслова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и
МБОУ «СОШ №3» г. Пикалёво
Тема урока «Этапы работы над сочинением»
Тип урока – урок развития речи, аналитическое прочтение текста
Карточки с высказываниями русских поэтов и прозаиков
Тексты В.Белова «Надо быть современным» и В. Распутина «Возвращение на Родину».
Тексты повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
Полонез М.К. Огинского «Прощание с Родиной»
Видеоряд о строительстве Усть – Илимской ГЭС «Жили-были люди на дне Усть-Илимского моря». Музыка «Танец огня».
Карточки-памятки по определению стилистической принадлежности текста
Обучающая: продолжить работу над созданием собственного высказывания, создав проблемное поле для самостоятельных поисков и размышлений.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности; формировать умение создавать текст дискуссионного характера в публицистическом стиле; совершенствовать навыки лингвистического анализа; учить видеть и оценивать ситуацию с разных позиций.
Воспитывающие: помочь учащимся осмыслить такое нравственно-этическое понятие, как чувство любви к родной земле.
Ты вспоминаешь родину такою,
Какой ее ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть,-
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась,
И вокруг любви непобедимой
К сёлам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси.
1. Организационный момент
2. Введение в тему. Первая учебная ситуация.
Слово учителя: «Прочитайте, пожалуйста, высказывания о Родине, принадлежащие русским поэтам К.Симонову, Н.Рубцову, А.С.Пушкину и французскому философу Ш.Л.Монтескье (Карточки. Они даны в качестве эпиграфов к уроку). Вы прослушали музыкальное произведение польского композитора Михаила Клеофаса Огинского. О чем размышляли польский композитор и русские поэты 19 и 20 столетий? Что вы вкладываете в понятие «Родина»?
Ученики (далее в кратком изложении): Современного человека, как и авторов предложенных высказываний, волнуют самые разные ее аспекты: чувство Родины, судьба отечества, прошлое, настоящее и будущее, судьба родного языка, родной природы, проблема исторической памяти, исторических корней, национальных традиций.
3. Работа с текстом В. Распутина. Чтение текста. Вторая учебная ситуация.
Учитель. Создавая собственное высказывание мы придерживаемся определенного плана. (Определите стилевую принадлежность текста, тему, идею, проблемы).
Определите стилевую принадлежность текста. (Первая группа)
Определите тип речи. (Вторая группа)
Определите главную мысль произведения. (Третья группа)
Определите жанровую принадлежность (пятая группа)
Видеоряд. (Четвертая группа- домашнее задание)
Чтение текста учителем.
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослее и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае может оказаться большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой родине». Ее сменить нельзя.
Автор повествует о судьбе малой родины, в которой, как в зеркале, отражена судьба России.
Это очерк. Небольшое произведение, краткое описание жизненной ситуации. В нем затронуты вопросы, вызывающие общественный резонанс. Очерк достоверен, включает в себя факты действительности, размышления автора. Используя художественные образы, автор делает обобщения.
Учитель. Важно понять, выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чем хочет убедить его, то есть «правильно» прочитать текст.
Разделяете ли вы чувства автора?
Какая мысль тревожит, становится предметом переживания В. Распутина?
Ученики. Святое место – Ангара. Чувство святости, нерасторжимости с родной землей, с малой родиной. Валентин Распутин утверждает мысль о том, что родину не выбирают.
Учитель. Чем грозит человеку отречение от родины?
Ученики. Нравственной гибелью.
Учитель. Однако случается, что человек не по своей воле оторван от родной почвы. Домы вы должны были отобрать материал о строительстве одной из сибирских гидроэлектростанций. Гибель родной земли – отражение проблем, которыми страдает современное общество.
5 группа. Видеоряд «Жили-были старики на дне Усть-Илимского моря».
4. Третья учебная ситуация. Выявление позиции автора по затронутой проблеме.
Насколько значима данная проблема? Как, на ваш взгляд, созвучны мысли писателя Распутина и воспоминания очевидцев событий недалекого прошлого?
Ученики. Свидетельства и воспоминания очевидцев тех событий не могут оставить нас равнодушными. Это и гражданская позиция писателя. Валентин Распутин тоже говорит о гибели русской деревни, вековых корней, культуры, исчезновении нравственности, исторической памяти. Это проблемы государственной важности. Это судьба нашего народа. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа.
Учитель. Это особое художественное и духовное откровение, мысли русского человека, которого по чьему-то злому умыслу разлучили с родными корнями. Та же мысль прослеживается и в повести «Прощание с Матерой». Есть произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем живу на этой прекрасной земле? Что я оставлю после себя? Нас привлекает символичность повести Распутина. Читаем финальную сцену. (Текст был прочитан заранее)
Учитель. Почему Павел блуждает в тумане? Обсуждение:
Туман, окутывающий остров, туман непонимания людьми друг друга.
Туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем.
Учитель. Что связывает воедино эпиграфы к уроку, тексты произведений В.Распутина и документальный материал?
В повести «Прощание с Матёрой» Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира «именем прогресса».
Размышление о малой родине, о человеке, о его гражданской позиции. Ощущение сопричастности к традициям, вере, отчему дому, родному языку расширяет границы внутреннего мира человека, делает его чище, богаче, восприимчивее к доброму.
5. Четвертая учебная ситуация. Домашнее задание
Учитель. Перед вами тексты Василия Белова. Дома вам предстоит самостоятельно написать сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Определите позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного произведения. Свой ответ аргументируйте. Ученики:
Проблема выбора между голосом разума и памятью сердца (должен ли современный человек быть безжалостным к прошлому?)
Проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)
Комментарий к слайдам презентации.
Слайд первый. Валентин Распутин
Слайд второй. Существовали два проекта строительства Усть-илимской ГЭС: в обход населенных пунктов (дорогостоящий) и более дешевый. Решили сэкономить на людях.
Слайд третий. 1964 год – начало строительства ГЭС.
Слайд четвертый. Затоплению подлежали уникальные карстовые пещеры, которые принимали иностранные делегации.
Слайд пятый. Так выглядел берег Ангары, пока не поднялась вода на 50 метров.
Слайд шестой. Новые поселки мастерили на скорую руку, без хозяйственных построек, так нужных в крестьянском хозяйстве.
Слайд седьмой. Уникальная церковь, которая простояла 300 лет, была сожжена.
Слайд восьмой. Ангара была богата боровой дичью.
Слайд девятый. Сюда прилетали самолеты.
Слайд десятый. Нехитрый домашний скарб перевозили водой. Бросали насиженные места.
Слайды 12-16. Жгли дома. Пустела Ангара перед надвигающейся трагедией.
Слайд 17. Разрушены так и не ставшие родными временные дома.
Слайд 18. Ушли под воду пойменные луга.
Слайд 19. Старые, уникальные церквушки переносили на новые земли, и стояли они, неприкаянные, не нашедшие своего места, одинокие на чужом «празднике» жизни.
Слайд двадцать первый. Память о той жизни, что никогда не повторится в судьбах людских. Жили-были люди на дне Усть-илимского моря.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей
Говорят, манеры делают человека. Может быть, это неверно? Имеем ли мы право судить о человеке по тому, как он держит вилку, говорит, здоровается, – делать на этом основании какие-то выводы о его личности?
На первый взгляд вопрос кажется риторическим. Кто же не знает, что главное в человеке – духовное богатство: знания, ум, отношение к труду, вкусы, интересы. Однако почти всякий раз новый человек начинается для нас не с эрудиции, не с интеллекта. Это все узнается позднее. А вначале нас представляют манеры – внешняя форма поведения. Подчас это основание для первого впечатления, настолько сильного, что, как утверждают психологи, оно может подсознательно влиять на последующие отношения. «Сначала одобряет глаз, потом сердце», – говорят на Востоке. Это перекликается с русским: «По одёжке встречают, по уму провожают».
Так, может, стоит утешиться тем, что провожают-то все равно «по уму»? Ох, нет: «одёжка» иногда бывает такой, что до ума и добираться не очень-то захочется. А потом в силу того же коварного «феномена» первого впечатления нередки случаи, когда в памяти остаются именно привычки и манеры, а многое другое, более важное, забывается. Бывало наверняка с каждым: пытаемся вспомнить давнего общего знакомого, а никак не удается. И вдруг всплывает какая-то деталь поведения. И ведь. вспоминаем.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что, разумеется, о человеке судят не только по манерам, но человек с плохими манерами – явление смешное и малоприятное.
Вежливость не рождается вместе с человеком. Она приобретается в течение жизни под влиянием обучения, воспитания, тренировки. Из чего же складываются хорошие манеры? Прежде всего, из умения управлять своими эмоциями, следить за выражением своего лица, за своей походкой.
^ 255 слов (По Б. Бушелевой)
Информация о тексте для сжатого изложения
Микротема
Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на «малой» родине. Её сменить нельзя.
«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обомлел — и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства родины.
«Малая» родина — это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности.