Рог как музыкальный инструмент
Рог как музыкальный инструмент
Н. А. Лисова.
Смотреть что такое РОГ в других словарях:
один из древнейших духовых мундштучных музыкальных инструментов. Изготовлялся из полого рога быков; впоследствии — из древесины, древесной коры. смотреть
рог м. 1) а) Твердый, суживающийся к концу вырост на черепе некоторых млекопитающих. б) Сосуд, вместилище, сделанное из такого выроста. в) То, что формою или функцией напоминает костные выросты на черепе животных. 2) а) Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом, издающий звук только одного тона. б) перен. разг. Звуки, издаваемые таким инструментом. 3) а) перен. Остро торчащая часть или изогнутый конец чего-л. б) Острая конечная часть полумесяца; полумесяц. в) перен. разг. Опухоль, шишка. 4) Роговое вещество. 5) Употр. как единица счета рогатого скота; одно рогатое животное.
рог м.1. (в разн. знач.) horn; (олений) antler 2. (музыкальный инструмент) bugle, horn; (охотничий) hunting-horn, huntsman‘s bugle трубить в рог — bl. смотреть
Амалтеин (Амалфеин) рог. Книжн. То же, что рог изобилия. /em> Калька с греческого. БМС 1998, 492.Гнуть/ согнуть в бараний рог кого. Разг. Смирять, подч. смотреть
47 Рог — рогъ (1) 1. Нарост из костного вещества на черепе у некоторых животных. И видѣхъ овна, рогома бодуща на море и на сѣверъ и на угъ, и звѣрье. смотреть
. Слово Р. употреблялось в древнерус. яз. в прямом значении — «твердый нарост на черепе у некоторых животных», а также обозначало сосуд, сделанный из Р. животного, духовой муз. или сигнальный инструмент. Употреблялось оно также в переносном значении — «сила, мощь, слава, хвала, тщеславие, надменность». В С. Р. встречается в двух фрагментах. Фразу: «За нимъ кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламян ѣ роз ѣ » первые издатели перевели так: «Воскликнули тогда Карна и Жля. и стали томить людей огнем и мечом» (С. 20). Понимая слово Р. как символ «расточительности», А. С. Шишков переводил: «. поскакали по всей России расточительною, немилосердною рукою разнося, разливая повсюду огонь и пламень, жестокие и лютые напасти. приводящие в истому, в жажду, в изнеможение весь народ». Я. О. Пожарский перевел «въ пламян ѣ роз ѣ » — «из пламенных рогов», и этот перевод (вар.: «из пламенных рогов» («рог»)) читается у Д. Н. Дубенского, А. Ф. Вельтмана, Н. П. Еремина, Н. А. Мещерского; Л. А. Мей переводит: «из рогов каленых». Н. Ф. Грамматин, переводя выражение сходно — «в пламенном роге», высказал мысль, поддержанную впоследствии мн. исследователями, что под Р. в С. следует подразумевать «орудие, из которого. стреляли „живым огнем“», ссылаясь при этом на известие под 1184 в Ипат. лет., где сказано о стрелявшем «живым огнем» бесурменине. Этого понимания придерживались мн. комментаторы и переводчики: И. М. Снегирев, Дубенский, Н. Головин, П. П. Вяземский, Е. М. Огоновский, Н. К. Гудзий, А. К. Югов, А. С. Орлов. Д. В. Айналов соотносил термин Р. с «трубами», пускавшими огонь, о которых рассказывалось под 941 в ПВЛ.
Но существует и др. точка зрения, восходящая еще к А. Н. Майкову, который предлагал связывать словосочетание «въ пламян ѣ роз ѣ » с погребальным обрядом. Он считал, что это «зажженные факелы, ссылаясь на обычай, распространенный в Силезии и Польше, при поминовении умерших ходить с зажженными факелами. Е. В. Барсов переводил: «Разнося погребальный пепел в пылающем роге». Эта точка зрения возобладала в 50-х XX в. М. В. Щепкина считала, что речь идет о пылающем огнем Р. на погребальном костре. Так же рассматривают это словосочетание Д. С. Лихачев, Гудзий, В. И. Стеллецкий: «в пламенном погребальном роге», «раскидывая погребальный огонь, пламень в роге», «жар неся погребальный в пламенном роге».
Второй раз слово Р. употреблено во фразе: «. сего бо нын ѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы, нъ рози нося имъ хоботы пашутъ». Первые издатели переводили: «Теперь знамена его достались одни Рюрику, а другия Давыду; их носят на рогах, вспахивая землю» (С. 37). Слово «рози» как «рога» воспринимали Пожарский,
Вельтман, Снегирев, К. Ф. Калайдович, Головин, М. А. Максимович, Д. И. Прозоровский, Барсов и др., только Снегирев и Калайдович прочитывали: «нъ рози (розы) носящимъ», Барсов — «нъ рогы носящии». Пожарский отмечал, что слово Р. в слав. яз. употреблялось в значении «могущества, силы», и переводил выражение «но сделавшись могущими». Такое чтение было воспринято Головиным, переводившим «молодые наследники. владея. силою и могуществом», и Вельтманом: «отдавая лучших мужей, силу свою (роги). ». Максимович воспринимал «рози» С. как «рога молодого месяца, какими украшались наверху древнерусские стяги».
рог сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ро́га, чему? ро́гу, (вижу) что? ро́г, чем? ро́гом, о чём? о ро́ге; мн. что? рога́, (нет) че. смотреть
— символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями — знак шамана, имеющего власть над природой. У шумеров рог — атрибут бога Эа и Мардука. В античном мире рога носили на пояснице знатные воины: на перекладину между ними были наброшены вожжи, а к рогам цеплялись колчаны для дротиков. Широко известны также рогатые шлемы скандинавских и германских воинов. Шлем Александра Македонского был украшен бараньими рогами, и это произвело неизгладимое впечатление на покоряемые им азиатские народы. В ирано-таджикском фольклоре Александр получил прозвище Зул-Карнайн, т. е. Двурогий. В Библии рог служит синонимом слова «сила». Художники Средневековья и Раннего Возрождения иногда изображали вождя иудейского народа Моисея с рогами. Эта традиция происходит от употребления в латинском переводе Библии слова cornutam (от лат. «рогатый»), использованного при описании вида Моисея, спустившегося с горы Синай со скрижалями закона. Рог символизирует животное начало, так как делается из кости. Если пастушеский рог стал символом умения говорить на языке животных, то охотничий рог ассоциируется с вызовом дикому зверю. В Италии рога служат охранительным знаком против сглаза, во всяком случае, на протяжении почти 2000 лет люди носили амулеты с их изображением. Три совмещенных рога или отметина из рогов на груди человека были клеймом ведьмы, который ставили на тело в средневековой Европе. Единорог — мифическое животное, чьи два рога слились в один, — символизирует объединение противоположностей и единую власть государя. Рог служит символом женского лунного начала и изображается рядом со львом, что символизирует единство солнечных и лунных сил. Рог может быть знаком супружеской измены. Правда, на фоне такого достойного символического ряда современное понятие «рогоносец» выглядит скорее недоразумением и, скорее всего, связано не столько с рогом, сколько с «рожками» из пальцев — символическим жестом победы удачливого любовника над обманутым мужем. Тем более что на протяжении долгого времени рог был символом мужской силы. Действительно, снадобья из рогов марала и носорога считаются общепризнанными средствами, используемыми на Дальнем и Ближнем Востоке для повышения мужской потенции. Рога марала содержат стимулирующее вещество, тогда как рог носорога, представляющий собой пучок ороговевших волос, оказывает скорее психологическое, нежели медицинское воздействие. Однако применение обоих снадобий основано на символическом значении рога как олицетворения мужской силы. Искусство палеолита изображает жрецов, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты. Кроме того, рог считался фаллическим символом, способствовавшим плодородию. Связь рогов с язычеством в образах Пана и Сатира сделала их естественным атрибутом Сатаны. Однако рог — это не только нарост на голове, но и посуда, а также музыкальные инструменты, сделанные из рогов животных. Например, рог Шофара, от звука которого рухнули стены Иерихона, и голос которого, согласно иудейским представлениям, будет слышен в день Страшного Суда. Или рог Роланда — символ воинской доблести. Как музыкальный инструмент рог, благодаря своему скорбному звучанию, является атрибутом Мельпомены — музы трагедии. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. смотреть
Рог (евр. кэрэн = первонач. «остриё»; греч. керас). I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) в ВЗ упоминаются Р. баранов, козлов и других животных (Быт 22:13; Втор 33:17;. смотреть
Рожок
Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.
Что такое рожок
Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» – охотничий рог, пастушечья труба.
Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.
Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.
Устройство инструмента
Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.
Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.
Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).
История происхождения
Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).
Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.
Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.
Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.
Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.
В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.
Тверской
Разновидности
Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.
По исполнению
По региону
Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:
Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.
Использование
Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.
В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.
Как играть на рожке
Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.
Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.
Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.
Технология игры схожа с флейтой.
Рожок – древний духовой музыкальный инструмент
Рожок представляет собой конической формы трубу, состоящую из двух половин, скреплённых берестой, расширяющуюся на конце, то есть имеющую раструб.
Он способствует правильному течению звука и обеспечивает глубокую тональность.
Что такое пастуший рожок и из чего его изготавливают
Изготавливают инструмент, как правило, из бересты, клёна и можжевеловой коры.
Во время игры музыкант по очереди или одновременно зажимает отверстия, расположенные на теле рожка.
Наиболее предпочтительным сырьём для изготовления всегда являлся можжевельник, поскольку он считался самым надёжным и прочным материалом.
По сей день мнение умельцев не изменилось. По этой причине изделия из бересты и клёна уступают в цене можжевеловым рожкам.
Происхождение и история рожка
Происхождение рожка не вызывает много дискуссий.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный музыкальный инструмент был изобретён на территориях, на которых развито земледелие и скотоводство.
Предположительно, родной землёй рожка могут являться Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция.
Примечательно, что развлечением игра на рожке стала примерно 300-400 лет назад. Викинги использовали духовой инструмент в качестве средства коммуникации.
Звук рожка служил для воинов сигналом для отправления в поход.
Первое упоминание инструмента на Руси можно отнести ко второй половине восемнадцатого века.
Летописцы и другие авторы стремились к олицетворению рожка как исконно русского инструмента. Однако как мы упоминали выше, прошлое инструмента уходит корнями к другим территориям.
Впрочем, наши предки сыграли свою роль в истории аэрофона.
Как выглядит рожок — конструкция
Как упоминалось ранее, рожок имел конический корпус с раструбом в конце.
На стволе инструмента расположены 6 отверстий: одно из них сверху, а остальные снизу.
Мундштук вырезается в верхнем конце корпуса и представляет собой углубление.
Типы рожков
Классификация по исполнению: для сольной и для ансамблевой игры
Ансамблевые типы русского рожка:
Касательно октавы «визгунок» и «бас» настроены относительно друг друга.
Любопытно, что звучание ансамблевых рожков отлично сочетается и с балалайкой, и с ударными, и с фортепиано.
Рожки для сольной игры бывают средней длины 50‐60 см. Народ решил дать такому рожку название «полубасок».
Важно отметить, что именно «полубасок» наши предки брали на гуляния и выступления. Звуковой диапазон такого рожка способствует рождению сложных витиеватых мелодий.
Обратим ваше внимание на существовании ещё одной классификации рожков в рамках территории России — по регионам.
Народ, проживающий на разных территориях долгие годы вносил свою лепту в облик своих рожков, делая их уникальными.
Таким образом появились суздальские, новгородские, костромские и калужские, владимирские и тверские рожки. На последних двух мы остановимся подробнее, как на самых распространённых.
Владимирский рожок
Понятие «владимирский» рожок появилось во второй половине девятнадцатого века.
Появление данного термина стало следствием достижений рожечников из Владимирской области. Хор выступал на праздниках, свадьбах и прочих гуляниях под руководством Николая Васильевича Кондратьева.
Однажды рожечники выступали в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке, где их заприметил А. И. Картавов. Антрепренер попросил музыкантов выступить в Петергофе. Сам Александр III присутствовал на их выступлении.
После того, как концерт владимирской гостей был высоко оценен петербургской публикой, Кондратьев и его хор выехали за границу. Мелодии русских рожечники звучали на их выступлениях в Париже, Брюсселе, Гааге и в Берлине.
Необычно одетые и талантливые русские музыканты покорили европейскую публику. Об их успехе тогда написало множество газет.
На пластинки игра хора была записана в 1910 году.
Тверской рожок
Тверской рожок — наиболее распространённая разновидность рожков в России.
Благодаря Сергею Старостину и Михаилу Горшкову и их экспедициям в Тверскую область, инструмент стал считаться самым универсальным типом рожка.
Способ изготовления тверского аэрофона уходит корнями ещё в период освоения русскими территорий Верхней Волги. Кроме того, его никогда не касалась музыкальная промышленность.
Тверской пастуший рожок — инструмент кустарного производства. К слову, современные пастухи до сих пор активно используют тверской рожок в своей нелёгкой работе.
Колодка такого рожка изготавливается из груши, которая является особо звонким деревом. Сейчас поверхность колодки защищена от воздействия окружающей среды благодаря покрытию её специальным масляным составом.
Тверской рожок имеет 5 игровых отверстий раструб, сделанный из натурального коровьего рога и традиционный тростниковый пищик открытого типа.
Пастуший рожок
Рожок уже давно является неотъемлемым атрибутом для пастуха.
Раньше рожок изготавливали из рогов коров и козлов. Отсюда необычное название музыкального духового инструмента.
Вы когда-нибудь задумывались, как один пастух умудряется следить за огромным стадом и возвращать всех пасущихся парнокопытных назад? Оказывается, при помощи игры на рожке это сделать гораздо проще, чем при использовании кнута.
Рожок пастуха оказывает необычное влияние на стадо. Скот на удивление охотно подчиняется его зову.
Кроме того, данный музыкальный инструмент многие годы использовался в качестве своеобразного средства коммуникации, с помощью которого пастухи могли общаться друг с другом на довольно больших расстояниях.
Славянский духовой музыкальный инструмент
Постепенно с ходом времени пастушьи рожки «эволюционировали» из сигнального средства в полноценный духовой музыкальный инструмент, обожаемый русским народом.
Люди Древней Руси любили танцевать под глубокие, но в то же время заводные мелодии рожка, которые со временем стали неотъемлемой частью гуляний и празднеств.
Сольные выступления умельцев нередко сопровождались пением, хороводами и танцами. Многим хотелось вплести часть своей души в прекрасную мелодию.
Таким образом в народном лексиконе появилось новое наименование — «рожечник». Этим нехитрым словом стали называть музыкантов, владеющих навыками игры на рожке.
Кроме того, рожечники являлись не только исполнителями наигрышей, но и композиторами, способные сочинять сложные музыкальные композиции.
Интересным фактом о рожке является и то, что он всегда был преимущественно мужским музыкальным инструментом. Объясняется это изрядным напряжение во время игры дыхательной системы, что представительницам прекрасного пола даётся сложнее.
Как звучит рожок
Звук и мелодию рожка можно назвать сильной и звонкой, но мягкой, глубокой и приятной для слуха.
Звуковой диапазон рожка составляет десяток нот, путём чередования которых рождается огромное множество чудесных композиций.
Заключение
Пастуший рожок — особенный объект традиционной культуры, являющийся и средством связи, и музыкальным инструментом. Его смело можно назвать символом гармонии человека с природой, народной общности и веселья.
В материале использованы фотографии из личного архива Евгения Ербенева. Ютуб-канал музыканта также посвящён народным инструментам
Горн из рога времен викингов
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
— кожа;
— рог крупного животного (корова, бык);
— веревка;
— мало для кожи;
— масло или лак для обработки рога.
Процесс изготовления горна:
Шаг первый. Обработка рога
Первым делом нам нужно тщательно промыть рог изнутри, для этого понадобится кипяток. Хорошо промываем рог и чистим, желательно процедуру повторить несколько раз. Для чистки используем различные щетки, тряпки и так далее.
На конце рога нужно аккуратно просверлить отверстие, через которое будет заходить воздух изо рта. Дополнительно автор обработал отверстие по кругу ножом.
В завершении пробиваем по краям отверстия для сшивания, у автора для этого есть специальная вилка-пробойник. Также нам нужно пробить отверстия большого диаметра под веревку. Перед сшиванием пропитываем кожу маслом, теперь она эластичная, хорошо смотрится и не так боится воды.
Сшиваем хомуты и теперь их можно установить на рог, в завершении останется установить веревку, чтобы рог можно было носить на груди. Вот и все, самоделка готова, звучит горн отлично, но тут еще нужен определенный опыт. На этом проект можно считать успешно завершенным. Надеюсь, вы нашли для себя полезные мысли и идеи. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!