Рогожский поселок как добраться
УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК, г. Москва
Где находится остановка? Как пройти до остановки? Как найти ближайшую остановку? На нашем портале Вы найдете ответы на подобные вопросы.
Как добраться до остановки УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК?
Маршруты наземного транспорта до УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК:
Ближайшие ЖД станции к УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК:
Калитники, 287 метров
М.-Тов.-Курская, 1249 метров
Ближайшие станции метро к остановке УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК:
Инфраструктура рядом с остановкой УЛИЦА РОГОЖСКИЙ ПОСЁЛОК:
около находятся РЕСТОРАНЫ
ТИФАНИ, находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.58 кор.3 на расстоянии 272 метров
GNEZDO, находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.29 на расстоянии 454 метров
рядом с список КАФЕ
АЗЕРОСТ, находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.52 кор.3 на расстоянии 292 метров
в окрестностях перечень ЦЕРКВИ
СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ХРАМ НА РОГОЖСКОМ КЛАДБИЩЕ, находится по адресу РОГОЖСКИЙ ПОС. д.129 на расстоянии 447 метров
у перечень АПТЕКИ
СТОЛИЧНЫЕ АПТЕКИ (№5/130), находится по адресу СОРОКИН ПЕР. д.3 на расстоянии 377 метров
недалеко можно найти СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ, ЦЕНТРЫ
СТОМАТОЛОГ-ЮВ, находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.58 кор.3 на расстоянии 272 метров
возле ближайшие БАНИ И САУНЫ
СТАЛЬИНДЕКС САУНА, находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.70 кор.1 на расстоянии 490 метров
по адресу находятся ДВОРЦЫ, ДОМА, ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ЗАВОДА ДК, находится по адресу ПОДЪЕМНАЯ УЛ. д.9 на расстоянии 464 метров
рядом с перечень ШКОЛЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
№459, находится по адресу СМИРНОВСКАЯ УЛ. д.1А на расстоянии 332 метров
№1222 (с углубленным изучением нем. языка), находится по адресу НИЖЕГОРОДСКАЯ УЛ. д.64 на расстоянии 439 метров
в окрестностях можно найти ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
№84, находится по адресу СМИРНОВСКАЯ УЛ. д.35 на расстоянии 280 метров
вблизи ближайшие БАНКИ
РУБЛЕВСКИЙ, находится по адресу СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ УЛ. д.46А на расстоянии 451 метров
Наша база содержит информацию обо всех остановках наземного транспорта Москвы.
Теперь Вам не нужно тратить время на поиски остановки автобуса, троллейбуса или маршрутки. Воспользовавшись информацией нашего сайта, Вы сможете на карте увидеть ближайшие остановки общественного наземного транспорта и как к ним пройти. Это позволит сэкономить Ваше время и силы!
Рогожский поселок
Вид на Рогожский поселок с высоты птичьего полета
Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.
Храмы Рогожской слободы
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (. ). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова
Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.
Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.
Храм Николы Чудотворца
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…
… вот так причудливо оформлены окна…
… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом
Храм Николы Чудотворца с колокольней
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения
В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.
Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
Изображение пеликана на арке окна
В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни
Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.
Старообрядческая ярмарка
По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.
На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…
…вручную расшитые полотенца…
… разнообразную домашнюю утварь…
В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси
На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.
Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.
Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.
Как попасть в Рогожский поселок
Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская
Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской
Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху
Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»
Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.
Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.
На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.
ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:
«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:
Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.
Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.
Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».
НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.
В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.
Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.
Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка
От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание
По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку
Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.
Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.
Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.
Рогожская слобода как зеркало русской истории
Посещение московского района, на территории которого расположена современная Рогожская слобода — это возможность открыть для себя Москву с новой, совершенно неожиданной стороны, а также погрузиться в древний мир старообрядчества. Неравнодушным к истории родной стороны туристам совершенно необходимо познакомиться, хотя бы кратко, с историей, культурой и непростой судьбой русского старообрядчества, потому что в них как в капле воды отразилась история нашей страны.
Когда-то этот район был дальним пригородом Москвы, а сегодня он расположен практически в центре Москвы недалеко от станций метро Римская и Площадь Ильича и его можно хорошо разглядеть, когда передвигаешься в этом районе на автомобиле по третьему транспортному кольцу. Рогожская слобода ведет свою история с конца 16-го века, когда здесь образовалось поселение ямщиков, которые занимались доставкой государевой почты и перевозками товаров в направлении села Рогожь, позже это село стало городом Богородск, в советское время — городом Ногинск.
Местоположение современной Рогожской Слободы на карте Москвы. Добираться до современной Рогожской слободы удобнее от метро Римская, до слободы идут несколько автобусов и маршруток, ехать не более 10 минут.
Врата современной Рогожской слободы. В день нашего посещения Рогожской слободы стояла пасмурная дождливая погода — чуть ли не единственные холодные и дожливые выходные в мае нынешнего года. Как символ: погода была такой же безрадостной как история русского старообрядничества.
Вид на территорию современной Рогожской слободы от главных ворот. Доминантой храмового комплекса является колокольня храма во имя Воскресения Христова.
Карта расположения объектов современной Рогожской слободы
В 18-ом веке Рогожская слобода превратилась в центр русского старообрядчества. Кто такие старообрядцы и откуда они появились на Руси? Совсем кратко эта история выглядит так. 600 лет со времени крещения Руси князем Владимиром русская Церковь расширялась и была единой. Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве, затем во Владимире, наконец, кафедра митрополита была учреждена в Москве. В истории русской Церкви были некоторые проблемы, которые, однако, не мешали её развитию. В частности, русское духовенство не приняло унию Флорентийского собора об объединении католической и православной церквей. Произошло отделение юго-западной церкви от северо-восточной, и юго-западная церковь в итоге попала под влияние католичества. Все это время русская Церковь хранила старинные православные обряды. Но во второй половине 17-го века произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона. Переход на новые церковные обряды по византийским, греческим канонам (а камнем преткновения было в основном изменение обрядов) был продиктован прежде всего внешнеполитическими причинами. Алексей Михайлович хотел из царя Московского стать царем Всероссийским, объединить Малую и Белую Русь с Великой и присоединить ещё православный Восток, а для этого надо было непременно заручиться поддержкой греческих патриархов, а не опираться на свою самобытную русскую Церковь. Здесь также надо вспомнить популярную у московских правителей теорию о Москве как о Третьем Риме, основой которой была идея, что после падения Константинополя российская столица должна стать оплотом истинной православной веры — преемницей Византии. Были и внутренние причины. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правителям Руси важным инструментом в поддержании национального единства. Но хотели как лучше, получилось как всегда.
Значительная часть русских людей не приняла реформу Никона. Раскол стал столкновением двух энергий — государственной и человеческой. Так старообрядцы стали врагами государства Российского на 350 лет и начались годы страшных гонений, когда за веру люди погибали в огне и в ссылках. Сегодня нам не понять мотивы поведения старообрядцев, но в те годы насаждения новых церковных правил вопрос веры был вопросом жизни и смерти. С течением времени всё несколько успокоилось, но всегда при любом удобном случае государство ограничивало права и старалось создать проблемы для старообрядцев.
Со временем в среде противников официальной церкви проявилось несколько течений. В частности, в Москве Рогожский некрополь стал центром старообрядцев-поповцев, а т.н. старообрядцы-беспоповцы обосновались на Преображенке. Рогожский некрополь и комплекс сооружений рядом с ним возник в конце 17-го века, когда в Москву с юга пришла чума и Екатерина II, при которой гонения на староверов несколько ослабли, разрешила поповцам организовать на этом месте кладбище и возвести небольшую часовню для отпевания умерших. Участок огородили деревянным забором и выстроили деревянные же здания. Со временем Рогожская община стала богатой и влиятельной. Старообрядцы свято чли традиции, не пили, не курили, не проматывали состояния, были расчетливы и осторожны в своих сделках и поэтому постепенно накопили немалые капиталы. Они не только занимались торговлей, устройством фабрик и зарабатыванием денег, но и с большим уважением относились к старопечатной литературе и древней живописи и русская культура обязана им спасением многих своих сокровищ. В 1825 г. в Рогожской общине насчитывалось 68 тысяч прихожан, это был уже целый город в городе. В слободе были построены богадельни для престарелых и неимущих, лечебница, приюты, типография, два училища, Московский старообрядческий учительский институт.
Рогожская слобода содержалась и развивалась на деньги, которые зарабатывали купцы-старообрядцы. В этом ряду русских купцов знаменитая династия Морозовых, не менее знаменитый фарфорозаводчик Кузнецов (тот самый кузнецовский фарфор), текстильные фабриканты Рябушинские, шелковые — Шелопутины, шерстяные — Бутиковы, книгоиздатели Солдатенковы, первые русские оптики Трындины, промышленники Рахмановы, Мельниковы, владельцы кирпичных заводов Миловановы, торговцы коврами Мусорины и многие другие. Также надо вспомнить знаменитый МХАТ, оперу Зимина, художественную галерею Третьякова, городскую больницу Боткина — это всё существовало также на деньги старообрядцев.
Поскольку преследование старообрядцев к концу 18-го века ослабло, они сумели выстроить у Рогожского кладбища несколько церквей. Первой по разрешению присланного Екатериной II в. охваченную чумой и беспорядками Москву князя Григория Орлова возвели небольшую деревянную часовню. В 1790—1792 гг. староверы, утвердив у московского генерал-губернатора проект небольшой церкви авторства хорошо известного московским властям архитектора Матвея Казакова, начали строить большую пятиглавую Покровскую церковь по проекту другого архитектора. Но официально автором проекта остался Казаков. Екатерине II донесли, что Покровская церковь будет самой большой в Москве и по площади превосходить Успенский собор в Кремле. По личному указанию императрицы храм укоротили: сделали ниже, вместо пяти глав оставили лишь одну и разобрали алтарные выступы. Впрочем собор не смотрится со стороны каким-то странным по архитектуре, скорее он напоминает светское здание. Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды.