Романтика как объяснить ребенку
Как объяснить ребенку, что такое любовь
Рассказать о любви не то что малышу – даже взрослому кажется непросто. Уж слишком сложно и всеобъемлюще это чувство! А потому пояснить, что это такое, может показаться почти невозможным. Но на самом деле подобное впечатление ошибочно. Важно лишь знать, как расставить акценты в общении с детьми.
Как это: любить? Какая бывает любовь? К кому или чему можно испытывать такое чувство? Как проявляются любовь между взрослыми, детьми, родственниками, друзьями? Перечень подобных вопросов от маленького почемучки можно было бы продолжать до бесконечности! И это неудивительно: ведь малыш слышит о любви чуть не с пеленок со всех сторон. Родители говорят, что любят его, мама с папой говорят это и друг другу, в сказках и мультиках персонажи также признаются в любви – причем не только к другим героям, но и, допустим, к солнечному закату или меду. И то, что для взрослого кажется вполне само собой разумеющимся, у маленького человечка 2-4 лет от роду вызывает серьезное недопонимание – так что же такое любовь, если она настолько разнообразна?
Любовь бывает разной…
Отталкиваться в разговоре о любви можно от достаточно простого и доступного малышу постулата. Он заключается в следующем: любовь – это сильное чувство, которое выражается в положительном отношении к кому-либо или чему-либо и означает, что тебе эти кто-то или что-то очень нравятся, они доставляют тебе какое-то удовольствие и радость. Пояснять, конечно, лучше на живых примерах из жизни самого ребенка. Ему нравятся прогулки на свежем воздухе? Значит, он любит гулять. Ему весело играть с папой или мамой, ходить с ними в различные интересные места (типа цирка или зоопарка), просто общаться? Значит, он любит своих родителей. Ему интересно забавляться с товарищами по детской площадке и вместе изучать окружающий мир? Значит, он любит и своих друзей. В конце концов, если тебе больше всего нравятся макароны по-флотски и шоколадные конфеты – значит, ты и их любишь в сравнении с другими продуктами.
Но здесь и выходит на первый план разница в видах любви. Родительская любовь – это одно, дружеская – другое, а любовь к еде, собственному дому, лепке из пластилина или, к примеру, конструкторам – третье. Как пояснить это? Здесь есть несколько тонких моментов. Первый: можно ли прожить без объекта любви или заменить его иным? Наверняка ребенок согласится, что без родителей ему будет очень тяжело и грустно – а вот без конфет в самом крайнем случае он уж как-то обойдется (есть же и другие сладости, если на то пошло). И второе: любовь в зависимости от объекта этой самой любви требует от человека разных усилий. Если ты любишь кататься на беговеле или играть с мозаикой, ты просто стремишься почаще это делать – тебе ведь это доставляет удовольствие. Но если ты любишь кого-то (хоть маму с папой, хоть младшего братика, хоть своего домашнего любимца, то тут уже мало только лишь стараться проводить с ним побольше времени – нужно особенным образом проявлять свое к нему отношение. И вот тут уже оказывается, что любовь – очень сложное чувство, которое не описать в двух словах.
Не только брать, но и отдавать
Каким образом мы все проявляем свою любовь? Прежде всего, конечно, словами – и вы как родители лучший тому пример. Обратите внимание ребенка, что вы всегда ему говорите, что любите его, что говорите это друг другу, а также вашим близким людям, подчеркиваете, что без них вам скучно и одиноко, а их внимание и поддержка помогают вам. Малыш должен с детства привыкать, что говорить о таком отношении друзьям, родственникам, своим будущим мужу или жене не просто можно, а и нужно. Ведь слышать такие слова всегда приятно, от этого поднимается настроение у любого – и чувство любви, прежде всего взаимной, заметно усиливается. А от этого в конце концов выигрывает и сам человек, произнесший такие слова. Ведь любовь учит всех нас не только получать что-то (как в случае с любимыми играми или едой), но и обязательно отдавать взамен – причем нередко едва ли не больше, чем получаешь сам.
И тут уже на первый план выходит следующее проявление любви: не словами, а делом, подтверждающим такое отношение. Ребенку нужно с самых малых лет заложить понимание того, что любить – это значит работать над собой ради блага другого. Если малыша сразу не научить, что любовь подразумевает не просто сплошное собственное удовольствие, а ласку, заботу, поддержку, сочувствие, ответственность, сострадание, отзывчивость, готовность разделять с объектом своей любви все его успехи и поражения, делиться с ним чем-то важным, дорогим и ценным, то из вашего ребенка может вырасти эгоистичный человек, который от любви будет ожидать и даже требовать только личных благ. А ведь это в корне неверно – и не принесет ему в итоге ничего, кроме множества серьезных разочарований. Поэтому составляющим «правильной», настоящей любви нужно уделить во время бесед с ребенком отдельное внимание.
Как подтвердить любовь поступками?
Здесь нужно упирать на хорошие примеры из окружающего мира. Расскажите, что ваша любовь как родителя к нему, к ребенку, проявляется буквально во всем: в том, как вы за ним ухаживаете, как вы ему помогаете, как вы его развлекаете. И потому логично, что вы ожидаете схожих проявлений любви и от него к вам: вам приятно, когда он пытается помочь по дому, поделиться любимым лакомством, порадовать своими достижениями в обучении каким-то новым навыкам и хорошим поведением в детском саду. Схожие действия должны быть направлены и по отношению к другим его любимым родственникам: тетям и дядям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Подчеркните: когда любишь, ты искренне желаешь почаще радовать объект своей любви! И потому для вас нет лучшей награды, чем такие поступки любящего вас малыша.
Ищите примеры везде!
Образцы проявления любви одного человека к другому (хоть интимной любви, хоть дружеской, хоть родственной) нужно искать вообще везде – и почаще: даже тогда, когда сам разговор о любви, казалось бы, уже слегка забылся. Смотрите вместе интересный фильм? Обратите внимание, как там проявляется любовь, что она дает каждому из героев, на что они готовы ради этого чувства. Отправляетесь в гости к друзьям? Подчеркните, как члены этой семьи относятся друг к другу, как общаются друг с другом. Можно даже, пользуясь выражением из легендарного фильма, «тренироваться на кошках»: посмотреть научно-популярный фильм о тех же лебедях, львах и иных животных, которые отличаются сильными «семейными» связями, создавая пары раз и на всю жизнь, где каждая из половинок сохраняет верность другой и сопровождает ее везде, оказывая помощь и поддержку. На маленького ребенка подобное окажет должное впечатление и наверняка хорошо запомнится.
И, конечно же, подавайте собственный пример. Сложно рассказать малышу, что такое любовь, если ее нет в вашей собственной семье. Теплые, доверительные отношения между родителями, взаимовыручка всех членов семьи, объединяющие события, которые каждый переживает наравне со всеми, – все это, наблюдаемое ребенком изо дня в день, а не только, как говорится, по праздникам, поможет вам заложить в его душе прочный фундамент. Дети ж еще не знают, как должно быть! А если они будут видеть только скандалы, ругань, отсутствие банальной заботы друг о друге со стороны папы и мамы, они воспримут это как социальную норму. И даже если спустя многие годы, когда они повзрослеют и осознают, что росли в не самой благополучной семье, это уже вряд ли кардинально сможет изменить их отношение к любви. Потому такие малыши могут скорее унаследовать стандарты поведения своих родителей…
Как быть с первой влюбленностью?
Обязательно расспросите об объекте любви, узнайте, чем он привлек внимание ребенка, уточните, как ваше чадо проявило свое чувство по отношению к этому человеку. Подчеркните, что это все хорошо и радует вас, но, допустим, дергать за косички «любимую» девочку или показывать язык «жениху» точно не стоит. И куда лучше весело проводить время с ними, заботиться о них и защищать от обид других детей, делиться игрушками и сладостями, нарвать цветов, в конце концов! Конечно, со временем такая любовь у ребенка пройдет (вполне вероятно, что уже буквально через несколько дней, когда он найдет себе новый объект любви), но ваши советы принесут только пользу. Во-первых, в сознании малыша лишний раз будут подчеркнуты верные проявления любви; во-вторых, он запомнит, что к вам как к родителю всегда можно прийти за советом и поддержкой. А такое доверие любимого человека, согласитесь, многого стоит!
Как рассказать ребенку о любви
Как рассказать ребенку о любви? А просто поговорить.
— Любовь, сыночек, — это чувство, которое движет нами. Благодаря любви — у меня есть ты! Благодаря любви — есть я, папа, братишка и все-все-все.
Любовь — это когда люди заботятся друг о друге. Любовь — нужна каждому из нас, как вода для растений.
Давай, представим такой эксперимент.
Вот два цветка. Один мы будем поливать каждый день или по мере высыхания почвы. А второй — будем поливать изредка, или вообще подходить к нему не будем. Как ты думаешь, что произойдет?
— Тот цветок, который мы не будем поливать — засохнет.
— Правильно. Любовь для человека, как вода для растения. Без любви ему становится грустно и одиноко. Кстати и растение, принимая от нас полив и удобрение «видит» в этом любовь. Заботясь о растениях и животных, человек как-бы говорит, что любит их.
— Мама, а любовь — это когда папа любит маму?
— Не только. Любить можно и нужно все: маму, папу, братика, бабушку, дедушку, цветок, теплые лучи солнца и прохладу зимних снежинок. А начинать нужно с любви самого себя.
— А как это: любить себя?
— Любить себя — это знать, что ты хороший! Любить себя — значит научить себя как можно большему в жизни. Любить себя — значит заботиться о своем здоровье и беречь его — надевать шапку в мороз, меньше играть в компьютер, чтобы были здоровыми глазки, заниматься спортом и все время к чему-то стремиться и достигать. Учиться доброте.
— Я учусь играть на гитаре — значит, я люблю себя?
— Конечно. Ведь так ты развиваешься и растешь. Обогащаешь свой собственный мир! Даришь себе новые знания, изучаешь тонкий мир музыки, доставляешь себе удовольствие. А еще становишься интереснее, мудрее, романтичнее…
Как рассказать ребенку о любви?
Рассказать и показать свою любовь к нему.
Как можно показать ребенку, что мы его любим:
Принять его таким какой он есть!
О вере в свое дитя красноречиво говорит мудрость сказаний:
Бена оставили дома, чтобы он присматривал за своей младшей сестрой Салли. Когда мать ушла, он нашел краски и кисточку и начал рисовать портрет Салли.Он так увлекся, что не заметил, что разбрызгал краски вокруг себя. Когда мама вернулась домой, все было испачкано красками — стол, стулья, пол.
Мама у Бена была мудрой женщиной. Она быстро оценила ситуацию. Посмотрев картинку, которую нарисовал сын, она радостно воскликнула:
— О, неужели это Салли? Как похоже! — И поцеловала сына в макушку.
Прошли годы. Ее сыну было 25 лет, когда он стал придворным художником короля Георга III. Позже он стал одним из самых известных живописцев своего времени.
Когда его спрашивали, что побудило его выбрать эту стезю, он отвечал:
— Поцелуй моей матери в тот день, когда я нарисовал портрет моей сестры. Ее ободрение и поддержка сделали больше, чем какие-либо упреки!
Как показать ребенку свою любовь?
Выяснить его язык любви и научиться говорить на нем!
Обнимать ребенка несколько раз в день!
Говорить ему « Я тебя люблю !»
А еще почаще со всей искренностью говорить:
Как рассказать ребенку о любви? — Придумать ему сказку про любовь.
Сказка о любви
Однажды весной Матушка-природа посеяла семена. Вскоре на пригорке выросла большая поляна цветов. Они были прекрасны: розовые, красные, желтые, синие, фиолетовые, оранжевые, пурпурные… Целое царство разноцветья! Цветы были величественны и стройны.
Только один цветочек был маленьким и скромным. Другие цветы вытеснили малышку на самый край и вытянулись ровным строем, создав над малюткой плотную стену тени. Так что теперь малютке и вовсе стало трудно расти, и тянутся к солнышку. Она становилась все тоньше, меньше и грустнее…
— Матушка-природа! Задыхаюсь я в этой тени.… Сорняки не дают мне поднять головку.… Помоги мне!
— Не грусти, моя родная, я пошлю тебе любовь! Она поможет!
Вскоре к Малютке прилетела маленькая Пчелка.
— Здравствуй, красавица, — прожужжала она.
— Здравствуй, Пчелка! — малютка замерла…. «Я красивая!» И ей показалось, что у нее самой выросли крылышки, и она вот-вот полетит.
— Можно мне попить твой нектар?
— Ну, конечно, радость моя! Конечно! — почти закричала от радости Малютка.
Пчелка стала прилетать к ней каждый день. Она заботливо опыляла цветочек. А потом садилась на тонкие лепестки и рассказывала обо всем, что происходит в мире. Как солнышко садится за горизонт, надевая на плечи алый платок. Как ласково трепет листочки легкий весенний ветерок. Как весело танцуют бабочки над лугом.
Малютка внимала каждому слову пчелки и мечтала поскорее вырасти, перерасти своих соседок и увидеть всю эту красоту своими глазками. А в благодарность, Малютка нежно укутывала пчелку своими лепестками и баюкала ее.
Пчелка и цветочек очень подружились. Малютка каждый день с нетерпением ждала, когда прилетит стайка пчел на луг. А пчелка с таким же нетерпением ждала, когда вновь сможет опуститься на нежные розовые лепестки малютки.
Прошло немного времени. Выросла малютка. У нее уплотнился стебель, листики стали больше и сильнее, а лепестки собрались в чудный бутон. Теперь малютка радостно встречала утренние лучи солнца. А вечером с легкой грустью провожала их взглядом.
Пчелка все так же прилетала к ней каждый день, и они долго беседовали друг с другом. Теперь цветочек стали замечать и другие пчелки, и они с удовольствием питались вкуснейшим нектаром. А соседки-цветы теперь смотрели на малютку с уважением и удивлялись, какой красавицей она стала. Они теперь не затеняли солнышко, а наоборот, раздвигались в сторону, чтобы поделиться с малюткой теплом и светом.
Вот так искренняя любовь, вера и поддержка помогли малютке вырасти, встать на один уровень с другими цветами и расцвести!
Как рассказать ребенку о любви? — Показать и объяснить ему притчу про любовь:
А вот чудесный ролик о том, как сами дети отвечают на вопрос: «Что такое любовь?»:
Статья принимает участие в конкурсе « Что такое любовь »,который организован мудрой Надеждой и спонсирован Красоткой Светой.
ЛЮБИТЕ И БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Шпаргалка о романтике
Для влюблённых и тех, кто в поиске любви.
1. Немного теории. Романтика – это возвышение человека в наших глазах. Из этого следует, что в романтических отношениях мы уделяем партнёру больше внимания, чем другим людям.
2. Романтика – одна из трёх вещей, на которых строятся отношения. Вот как полностью выглядит эта триада:
1) сексуальное влечение (или страсть);
2) романтическая привязанность;
3) долгосрочные планы.
3. Работает это так. Сексуальное влечение может возникнуть к кому угодно – это наш врождённый инстинкт. Романтическая привязанность позволяет нам выбрать одного, особенно ценного для нас человека. О долгосрочных планах мы думаем тогда, когда этот один человек достаточно долго поддерживал к нам взаимную симпатию. Проблемы в отношениях всегда связаны с одной из этих трёх сфер. Сегодня я расскажу про романтику.
4. Без романтики отношения разваливаются, потому что её антоним – равнодушие. Романтики нет, когда человек относится к нам так же, как ко всем остальным.
5. Самый понятный «романтический набор» действий вывел психолог Гэри Чепмен и назвал его «5 языков любви».
1) слова поддержки и любви;
2) время, проведенное вместе;
Используйте пункты в любом порядке, и человек почувствует себя особенным.
6. Быть романтичным – значит знать другого человека. Знать, какие слова могут его подбодрить, как он любит проводить время, что ему нравится, какие прикосновения ему приятны, какая помощь ему нужна.
7. Я не думаю, что нужно учиться быть романтичным. Главное принять, что полное отсутствие романтики – это равнодушие. После этого вы точно постараетесь что-то сделать. А если не постараетесь, значит это просто не ваш человек.
8. Как-то я услышал от друга такие слова о его девушке: «Ну я же живу с ней, какая ещё может быть романтика?» Смотрите. Сам выбор партнёра – тоже романтический жест. Ты выбрал человека, сделал его особенным. Проблема в том, что проходит время, и человек может увидеть, что таким же особенным его считает кто-то другой. Поэтому романтика – это желание показать, что человек ценен для тебя прямо сейчас. У отношений нет прошедшего и будущего времени – ты должен в каждый настоящий момент понимать свою ценность для человека и доказывать его ценность для тебя.
9. Отношения к романтике у меня ассоциируются со словами моей мамы: «Главное – это внимание». Это так. Не важно, какие это будут слова или какой подарок. В итоге главное показать человеку, что он вам небезразличен.
10. Прозвучит странно, но дружба тоже держится на романтике. Мы ценим друзей, которые уделяют нам много внимания, которые готовы часто проводить с нами время, оказывать помощь или поддерживать. Я думаю, это одна из причин появления извечного вопроса о дружбе мужчины и женщины. Ведь из романтики возникают и долгосрочные совместные планы.
11. Возможно, романтика – это и есть любовь. Потому что это возможность показать человеку, что он ценен для нас, как никто другой.
Иногда для любви большего и не нужно.
Психология | Psychology
8.1K постов 44K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
— тот, кто это написал слишком маловыросший
— совсем деменция у графомана
— нахватался штампов в интернете и по ТВ, и пытается поучать.
Никого не хочу обидеть, но корёжит!
А чья теория? А как подтверждается-обосновывается? 🙂
Такое чувство что написано ванильной девочкой мечтающей о возвышенном.
Шпаргалка про эмоции
1. Эмоция – это реакция психики на внешний или внутренний раздражитель.
2. Главное! Не бывает «плохих» эмоций. Гнев, зависть или печаль эволюционно были (и остаются) полезными для достижения конкретной цели. Гнев помогал бороться за жизнь. Печаль помогала понять, какого опыта сторониться, а зависть – как искать лучшие ресурсы.
3. У людей нет проблем с эмоциями. У людей проблемы с субъективной интерпретацией их эмоций.
4. Для кого-то зависть значит «его жизнь удалась», а для кого-то – «моя жизнь не удалась». Одинаковая эмоция, разные интерпретации, разное влияние на психику и количество любимых депрессивных песен.
5. Поэтому цель не в том, чтобы чувствовать себя исключительно хорошо, а в том, чтобы чувствовать все эмоции, но продуктивно их интерпретировать.
6. Самая деструктивная интерпретация эмоций – «я-убеждение»:
– Я злюсь, значит я (!) злой, агрессивный и недостойный любви.
– Мне грустно, потому что я (!) депрессивный камушек, который должен страдать.
– Я ревную, значит я (!) неуверен в себе.
7. Конструктивная интерпретация эмоций – «я-потребность»:
– Я злюсь, потому что хочу, чтобы к моим просьбам относились с уважением.
– Мне грустно, потому что я хочу, чтобы рядом был кто-то, кто меня поддержит.
– Я ревную, потому что хочу больше чувствовать себя любимым.
8. «Я хочу» всегда подразумевает решение. Оно может мне не понравится, но с этим решением у меня меньше оправданий, чтобы сидеть и думать о том, что «я неудачник», ведь теперь я знаю, что делать, чтобы не быть неудачником.
9. В здоровой психике негативная эмоция – это потребность, которая значит «я чего-то хочу».
10. В проблемной психике негативная эмоция – это чувство вины за то, что «я бешеный и нелюбимый неудачник».
11. Чтобы прийти к конструктивной интерпретации, нужно:
– Перестать использовать «я-убеждения» во время переживания эмоций (как минимум начать обращать на это внимание).
– Начать спрашивать себя, о какой потребности говорит ваша эмоция.
– Думать, как удовлетворить эту потребность.
– Идти и делать то, что нужно, чтобы её удовлетворить.
12. Первые три шага помогают избавиться от чувства вины за негативные эмоции. Последний шаг – справиться с самой эмоцией.
13. Запомните – ни одна «проработка» негативных эмоций в голове не поможет от них избавиться. Для этого нужен новый опыт.
14. Но! Что, если удовлетворение потребности вызывает новые негативные эмоции? Я грущу, потому что хочу, чтобы меня поддержали, прошу о поддержке, но меня не поддерживают. Всё снова упирается в опыт – вы либо продолжаете пробовать решения (а они есть всегда, просто могут вам не нравиться), либо принимаете «я-убеждение» и просто страдаете.
15. Между «я грущу» и «я хочу, чтобы…» находится разница между отсутствием и наличием психологических проблем. Мы редко замечаем эту разницу.
16. Последнее по списку, но не по значению. Окружающая действительность может быть только стимулом для ваших эмоций. Причина всегда внутри.
Список в голове
Как-то ко мне за консультацией обратился мужчина с тревожностью. Он был предпринимателем и очень переживал из-за горы навалившихся дел, в которых тонул.
В качестве первого шага мужчине помог простой совет – вытащите тревоги из головы.
Как только он выписал всех людей, отношения с которыми его тревожили, а потом записал все задачи, которые нужно выполнить, сразу стало легче. Конечно, сами проблемы никуда не пропали, но теперь они не загружали «оперативную память» мозга.
С вами наверняка бывало так, что горят сроки по работе или вы просто что-то не успеваете, и тут начинается:
– Блин, нужно ещё позвонить Илюхе!
– Я же забыл забрать ребёнка из детского сада!!
– Я забыл надеть обувь, выходя из дома.
Удивительно, но в такой ситуации мы решаем навалившиеся проблемы дольше, чем в спокойной обстановке. Почему? Потому что мозг занят не решением, а вопросом: «Что мы ещё забыли?»
В общем. Любой головной тайфун на бумаге становится списком задач. Да, этих задач может быть много, они могут быть неприятными, но! Пока вы держите список в голове, вы думаете в первую очередь о списке. Когда вы держите список в руках, вы можете подумать о решении.
Идеальная пара
Я не верю в идеальные пары.
Вернее, сразу хочется спросить: «А кто установил идеал?» Она – стройная, красивая домохозяйка, которая всегда готова подставить плечо. Он – высокий, крепкий бизнесмен, который обожает детей. Это идеальная пара? А если он коренастый программист, а она меланхоличная художница? Или они пара похожих друг на друга офисных клерков? Они обречены на провал?
Прозвучит банально, но все люди разные, и жизнь сводит нас по-разному.
Как-то я консультировал девушку, которая нашла красивую метафору, чтобы описать разницу характеров с её молодым человеком:
– Мы с ним как два участка рядом. Только на его участке ровный и подстриженный газон. И на этом газоне не вырастает негатив и другие эмоции больше, чем должны были бы. А у меня на участке растёт всё подряд. Он неровный, но при этом там множество красивых полевых цветов, которые делают его уникальным. И если бы я стригла его, то уничтожила бы там множество эмоций.
Красиво, чёрт возьми. Но всё же не покидает вопрос – а как правильно? Может есть качества, которые ищет каждый, или как минимум большинство? Я думаю, что есть. Спросите, каким должен быть идеальный партнёр (не важно, мужчина или женщина) и вам ответят:
– Умным, честным, добрым, заботливым, самостоятельным (и далее по списку).
Неожиданная правда – никто не знает, что значат эти слова.
Насколько умным? Тебе нужен парень, который любит чтение книг больше прогулок с тобой? Насколько заботливым? Ты готов к звонкам на работу от девушки с напоминанием «не забудь покушать»?
Единственная мера идеального партнёра – чувство комфорта рядом с ним. И вот парадокс. Мы измеряем идеал по индивидуальному комфорту, а значит никакого универсального идеала нет. Есть люди, которые годами живут с «идеальным» по характеру человеком, но не чувствуют себя комфортно.
Потому что не любят себя. Потому что не верят в себя. Не верят в своё право быть счастливым: в право высказывать недовольство, жить своими желаниями, уйти, если тебе плохо.
Быть с идеальным партнёром – значит открыть идеал в себе. Только тогда право на комфорт в отношениях смогут отстоять оба.
Как принять нелюбовь?
– Как принять, что другой человек меня не любит?
– Чтобы принять нелюбовь человека, придётся признать, что ты недостаточно любишь себя.
– Смотри, романтические отношения занимают определённую часть нашей жизни. Причём у каждого свою часть, у кого-то 20%, у кого-то 80%. Если отношения доминируют, после расставания с человеком образуется дыра, пустое пространство. И вот вопрос: что проще заполнить – 20% пустоты или 80%?
– 20%, конечно. Получается, чем более насыщенная у тебя жизнь, тем меньше ты будешь переживать из-за отношений?
– Если просто, да. Если тебя бросила девушка, но ты при этом регулярно занимаешься любимым делом, играешь в настолки с друзьями и устраиваешь мастер-классы по лепке, то расставание не сильно тебя заденет. Отношения были вишенкой на торте твоего удовольствия от жизни, но не самим тортом.
– Это если «просто», а если «сложно»?
– Проблема в том, что люди, которые слишком растворяются в партнёре и отношениях, обычно изначально плохо умеют думать о себе, своих желаниях и интересах. Зависимость изначально обнаруживается в условиях, где у них нет интересной работы, хобби, друзей или заботы о себе. Именно из-за того, что они изначально не учились любить себя их тенят к суррогату – любви другого человека.
– Это неэффективно. Любовь другого человека, даже самая безусловная, не заменит любви к себе. Тебе всегда будет мало. Ты будешь ревновать, будешь сомневаться в искренности чувств, будешь требовать больше внимания. Представь, что внутри тебя сосуд, который нужно постоянно пополнять, иначе ты будешь страдать. И вот ковш для воды всегда находится в руках другого человека. Конечно, тебе волей не волей захочется его контролировать. А из такого положения складываются не самые лучшие отношения.
– А когда же складываются лучшие?
– Когда ты сам способен себя наполнить.
Мне нужна мотивация
Чтобы что-то сделать, нужна мотивация. Нужно желание это сделать. Звучит очевидно. Захотел пивка – выпил. Захотел посмотреть кино – включил. Захотел прогуляться – оделся и пошёл.
Большинству из нас кажется, что такая схема должна работать в отношении любых продуктивных желаний. Но это не всегда так.
Для примера возьмём Аркашу. Аркаше не нравится его офисная работа. Значит, он должен подождать, пока у него появится мотивация, то есть желание её сменить, и только тогда он помашет коллегам ручкой. Проблема в том, что как только Аркаша начинает думать о смене работы, в голову сразу лезут тревоги и возражения:
– Ты собираешься учиться новой профессии?
– Да кому ты там нужен?
– Тебя же отсюда никто не гонит!
А уж если Аркаша думает о смене работы после чтения новостей о безработице или звонка гипертревожной мамы, то он вообще старается спрятать все мысли о переменах подальше.
Проблема в том, что схема «захотел – сделал» работает только при условии отсутствия тревог и волнений.
Представим, что вы проснулись в субботу утром и у вас отличное настроение. Вы выпили кофе, вдохнули свежий запах близлежащего шоссе и увидели афишу концерта любимой группы. Тут же вспыхивает желание, и вы идёте покупать билет, чтобы хорошо провести время. Но что, если бы вы проснулись в плохом настроении? Скорее всего желание идти на концерт было бы меньше (если бы оно вообще было).
Если бы вы в плохом настроении всё же пошли на концерт, вы уверены, что не получили бы от него удовольствие? Трудно ответить объективно, но однозначно одно: когда мы в плохом настроении, у нас пропадает желание что-то делать, но положительный эффект от потенциальных дел не исчезает (хоть и может становиться меньше).
Другими словами, когда хрупкий баланс нашей психики нарушается тревогами, наша система мотивация меняется на противоположную. Теперь не мотивация подталкивает действие, а действие создаёт новую мотивацию. Когда нам плохо и ничего не хочется, мы ждём, когда желание наконец появится. Но это иллюзия. Желание появится, когда вы начнёте что-то делать, несмотря на тревоги.
Возвращаясь к Аркаше.
В обычной ситуации он сменит работу, только если его дискомфорт достигнет пика. Аркаша не думает о том, что мотивация и положительные эмоции могут придать сил в процессе действий, в процессе обучения профессии или общения с новым коллективом.
Но ведь мотивация может и не появиться?
Верно. И это неизбежный риск, на который приходится идти всегда.
Фокус вот в чём. Когда мы в хорошем настроении, мы всё равно не можем предусмотреть всех ошибок и форс-мажоров. Просто чувство спокойствия придаёт нам уверенности в борьбе с тревогами. При этом сама по себе тревога никуда не исчезает, её не пугает наше улыбчивое лицо.
Когда же мы в плохом настроении, тревоги тоже караулят за углом. Желание или нежелание не влияет на неопределённость бытия. И нам всё равно приходится действовать в неопределённости.
Другими словами, несмотря на настроение, мир остаётся непредсказуемым. И у нас есть выбор – каждый раз ждать «подходящего настроения», чтобы с этой непредсказуемостью встретиться. Или действовать, вдохновляя себя подвигами здесь и сейчас.
Ещё раз. Мир остаётся прежним при любом раскладе.
Разница в том, что делаешь ты – двигаешься или стоишь на месте.
Иллюзия «конца истории»
Я изменился за последние 10 лет.
И я говорю не про объективные обстоятельства вроде причёски, зарплаты или смартфона, а про личность. Изменился мой характер, психологические привычки и гибкость темперамента. Я стал увереннее, стал чаще заботиться о себе и чаще говорить о том, что мне не нравится.
При этом пару раз в год меня посещает одна и та же мысль: «Ты уже во всём разобрался». Ну знаете, когда посмотрел вдохновляющий фильм или прочитал отличную книгу и вдруг понимаешь: «Именно так нужно жить!» Меня же периодически посещала мысль: «Куда уж жить правильнее?»
Другими словами, в последние годы мне иногда казалось, что я достиг вершины в понимании себя и окружающих. Конечно, есть ещё сотни непрочитанных книг и будущих друзей за поворотом, но вот про отношения с собой и окружающими я уже всё выяснил. Как мне казалось.
Конечно, тот факт, что эта мысль посещает меня регулярно, говорит о том, что каждый год я оказываюсь неправ. Каждый год я снова и снова говорю себе: «Тогда ты ничего не понимал, но вот теперь точно во всём разобрался». Раньше я называл это самоуверенностью. Сегодня я узнал, что это называется иллюзией конца истории. Это искажение мышления, которое открыл психолог Дениел Гилберт.
Иллюзия заключается в том, что мы недооцениваем изменение своего характера в будущем, при том, что высоко оцениваем прошлые изменения характера.
Другими словами, в каждый момент времени мы считаем, будто дошли со своего «финала». До точки, в которой характер стал цельным, и дальше меняться и узнавать что-то новое уже некуда.
Самое смешное, что подобный образ мыслей преследует нас с детства, но мы этого не замечаем. Знаете, как ребёнок, который научился врать и думает, что если держать здоровенную кису за спиной и сказать: «А у меня там ничего нет», мама с папой ему поверят. Ребёнок-то считает, что открыл ложь первым и теперь может получить, что захочет, а на деле этой штукой пользуется не он один.
То же происходит во взрослой жизни.
Мы открываем для себя эмпатию, или способность быть чуткими, или простую способность держать человека за руку, и словно дети удивляемся, насколько много пользы для нашего самочувствия это приносит. Проблема в том, что мозг продолжает трындеть про конец истории: «Лучше уже не получится».
Потому что мы боимся перемен, а мозг – лишних энергозатрат. Если убедить себя, что я уже всё знаю, не придётся прикладывать усилия, чтобы узнавать новое. При этом иллюзия не так плоха, если бы мы всегда останавливались на представлении о характере, с которым нам хорошо. Но вот загвоздка. А что, если тебе не нравится твой характер? Не нравятся привычки и твоя личность? Ведь мозг всё равно скажет:
– Это твоя финальная точка. Лучше уже не будет, сорян.
Я не знаю, каким вы видите свой «финал». Возможно, сейчас вам кажется, что вы герой драмы, и Титаник вот-вот должен пойти ко дну. А может вы герой голливудского блокбастера, который обречён бесконечно спасать окружающих, забыв о личной жизни. В любом случае, иллюзия конца истории говорит, что в попытках предсказать свою судьбу вы скорее всего ошибаетесь.
За поворотом ждёт ещё много нового. Необязательно хорошего, необязательно плохого, но нового. Не убеждайте себя в том, что дальше будет лучше или хуже. Стремитесь к тому, чтобы дальше было по-другому. А уж какие выводы вы сделаете из этого «по-другому», решать только вам.