Романтизм как литературное течение
Романтизм в литературе
Всего получено оценок: 550.
Всего получено оценок: 550.
Романтизм – это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе. Так что же такое романтизм?
История возникновения
Основателями романтизма стали писатели Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегели.
В каждой из европейских стран темы романтизма в литературе имели свои особенности. В Германии – наиболее теоретическую, философскую форму (представители – Гофман, Гейне). Этот жанр в Англии характеризовался бунтарскими настроениями (творчество Байрона, Шелли) и вниманием к простому человеку. Французский романтизм уделяет большое внимание внутреннему миру, проблеме добра и зла (Гюго, Дж. Санд). Герои американских поэтов-романтиков отличаются целостностью характера, а тема борьбы с темными силами в душе человека раскрывается в творчестве Эдгара По.
Романтизм в России
В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19 века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление сменил своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя. Безусловной заслугой писателей-сентименталистов было открытие, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать. Но сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее. Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому. Открытие же романтиков начала 19 века заключается в том, что они увидели и показали: человек существо многогранное, он может совершать и плохие и хорошие поступки. Нельзя однозначно определить: этот герой хороший, а этот плохой. Поэтому так много споров вокруг романтических героев: Печорин плохой или хороший, как определить поведение Онегина и тд. Романтики открыли и показали неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма из литературы впервые уходит понятие положительного и отрицательного героя.
в русской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским течением (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическим (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается основоположником романтизма в России.
Основные черты романтизма
Для романтизма как направления были характерны следующие особенности:
Основные жанровые стили в романтизме – баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам разобраться, что же такое романтизм, какие особенности он имеет, и кто является представителем этого литературного направления.
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы
Романтизм— течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители: | Зарубежная литература | Русская литература |
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье | В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь | |
Необычность характеров, исключительность обстоятельств | ||
Трагический поединок личности и судьбы | ||
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим — вот основные характеристики романтического героя | ||
Отличительные черты | Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному | |
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного | ||
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман; повесть; | Элегическая лирика; | Проблемно-историческая |
баллады и думы; | пейзажная лирика; | драма |
поэмы | философская лирика |
Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII — начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру — окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».
Романтизм — литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала — окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кавказский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).
Романтизм (конец XVIII— первая половина XIXв.) — наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои — яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.
Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы
Реализм (от латинск. realis) — течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Представители: | Русская литература |
А. С. Грибоедов; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов Н. В. Гоголь; И. С. Тургенев; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский и др. | |
Отличительные черты | Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром |
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа | |
Типизация персонажей | |
Изображение характеров и событий в развитии | |
Исторически конкретное общество, события, эпоха | |
В центре внимания конфликт: герой — общество |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман; повесть; | Песня; элегия; | Трагедия; комедия; |
поэма; рассказ | сатира | исторические хроники |
Реализм— художественный метод и направление в литературе. Его основа — принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.
Реализм — литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способность исследовать действительность. Важнейшим предметом художественного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конфликт реалистической литературы — конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в динамике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-индивидуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Онегин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).
Реализм — утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).
Критический реализм— художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Модернизм— общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX — начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты — представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).
Модернизм — литературное направление первой половины XX века, противопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жесткой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.
Постмодернизм — сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пелевин, Вен.Ерофеев и др.).
Декадентство (декаданс) — определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX — начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.
Символизм— направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны — звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.
Символизм (конец XIX — начало XX в.) — художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» — знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).
Символизм — общеевропейское, а в русской литературе — первое и самое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Главным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).
Экспрессионизм— направление в литературе и искусстве I четверти XX, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции — от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.
Экспрессионизм — модернистское течение, сформировавшееся в 1910 — 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подавлении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора и персонажей, обильным использованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экспрессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Платонова и др.
Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Акмеизм — течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию реальности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утверждение культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии характерны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).
Футуризм— авангардистское направление в европейском искусстве 10—20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.
Футуризм — авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта — проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип — принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).
Авангардизм — движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.
Авангардизм — направление в литературе и искусстве XX века, объединяющее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе — футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайности его стремление к художественному обновлению.
Натурализм (последняя треть XIX в.) — стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.
Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности.
Романтизм, как литературное направление
Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.
Романтизм, как литературное направление
В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.
Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.
Русский романтизм
Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».
Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.
Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.
Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.
Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности.
Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.
Содержательные особенности романтизма (романтизм как мировоззрение).
Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.
Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.
Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.
Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.
Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?
2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции, не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.
3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками. Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.
(Иногда понятия «мистический» и «иррациональный» отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).
Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.
7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному, нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.
В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.
8. Основные романтические ценности.
Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.
Четвёртая романтическая ценность – Свобода, внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.