Ромашов поединок как звали
А. И. Куприн «Поединок»: характеристики героев, краткое содержание
Ромашов
Ромашов Георгий Алексеевич — главный персонаж повести А. И. Куприна «Поединок», молодой офицер. Вот уже два года он служит в полку и все не может смириться с грубыми нравами полкового быта. По натуре Ромашов очень романтичный, добрый и немного застенчивый. В нем органично сочетаются слабость духа и сила воли. Шурочка часто упрекает его в слабости и трусливости. Для нее на первом месте «большое» имя и выгодное положение в обществе, оттого Ромашов считает себя всего лишь «песчинкой».
Ромашов был среднего роста, худощавого, но крепкого телосложения. Он был немного неуклюжим и скованным в действиях. Он мог краснеть в разговоре с офицерами, но тут же заступиться за какого-нибудь солдата перед полковым командиром. За это командир Шульгович часто гневался на него и делал выговор. В душе Ромашов был романтиком. Он писал повести, но стеснялся их показывать. В свободное время он любил прогуливаться вдоль вокзала и мечтать о совершенно иной жизни. Он также мечтал о подвиге. Если бы он смог выучиться и поступить в академию, тогда бы все поняли, какой он герой.
Внешность
Внешность Осадчего никак не вязалась с его характером. Впечатление он производил приятное. Красивое лицо. Большие черные глаза. Громадный рост. Голос сердитый, решительный. На самом деле человек он был мрачный, неразговорчивый.
«…его красивое лицо страшно побледнело…»
«…тяжелый взгляд больших черных глаз…»
«…Осадчий славился не только в полку, но и во всей дивизии своим необыкновенным по размерам и красоте голосом, а также огромным ростом и страшной физической силой…»
Шурочка
Александра Петровна Николаева (Шурочка) — персонаж повести А. И. Куприна «Поединок», жена Владимира Ефимыча Николаева, подруга Ромашова. В повести много женских образов, связанных с офицерской жизнью. Это и пошловатая Раиса Александровна — жена офицера Петерсона, и Софья Павловна — жена капитана Тальмана, и прочие персонажи. Образ Шурочки отчетливо выделяется на фоне этих пошлых и ничтожных обольстительниц. Она наделена умом, обаянием, остроумием. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах. Ее образ, в глазах Ромашова, словно луч света в этом темном царстве.
Шурочка — это незаурядная женщина. Она энергична, талантлива, умеет к себе расположить. Природный вкус ее сильно отличает от местных дам. Она мечтает вырваться из этой серой провинциальной глуши. Все ее мысли занимает столичная жизнь. Для того чтобы ее личное, эгоистичное счастье стало возможным, ее муж должен поступить в академию и отучиться в ней. Но он уже в который раз проваливает экзамен. Шурочка и сама давно усвоила программу экзамена, а у Володи никак не получалось. К Ромашову, которого она называла Ромочкой, он относилась с теплотой, хоть и считала слабовольным.
Как оказалось, в конце повести, Шурочка гораздо была коварнее и опаснее всех остальных жительниц гарнизона. Если от Петерсон можно было ожидать открытых угроз и истерик, то Шурочка, ради достижения своих целей, могла пойти на хитрые, двуличные уловки. Узнав, что ее муж будет стреляться с Ромашовым, она пришла просить не отменять участия в поединке, но и не убивать Николаева. Взамен она обещала уговорить мужа тоже не убивать Ромашова. Так, эта холодная и расчетливая женщина погубила хорошего друга, ради своих меркантильных целей.
Другие персонажи
Василий Нилович Назанский – офицер, пьяница, был влюблен в Александру Петровну.
Раиса Александровна Петерсон – «полковая дама», любовница Ромашова, жена капитана Петерсона.
Шульгович – командир полка.
Николаев
Николаев Владимир Ефимыч — персонаж повести А. И. Куприна «Поединок», поручик, муж Шурочки. Каждый офицер в повести наделен яркой индивидуальностью и личностной характеристикой. Если Осадчий — это воплощение грубости и бесчеловечности, Световидов — остряк и шулер, Бек-Агамалов — дикарь, то Николаев — это бездарный поручик с тупыми глазами и бычьим упрямством. Он уже в третий раз сдает экзамен в академию, и каждый раз проваливает его. Его жена, Александра Петровна, она же Шурочка, всячески пытается помочь ему с поступлением, так как мечтает вырваться из провинциального гарнизона в столицу. Она и сама давно усвоила программу экзамену, а у Володи никак не получалось.
К подпоручику Ромашову у него двойственное отношение. С одной стороны, он не возражает против его вечерних визитов, с другой — он недоволен повышенным вниманием Ромашова к Шурочке. Отношения между этими двумя офицерами совсем разладились после того, как Николаеву стали поступать анонимки. На одном из субботних офицерских собраний они окончательно переругались, а офицерский суд постановил, что конфликт может разрешить только поединок. Шурочка всерьез забеспокоилась положением дел и пришла просить Ромашова не убивать ее мужа, ведь она столько лет отдала его карьере. Взамен она обещала предупредить Николаева тоже не убивать Ромочку. В конце повести Ромашов все же погиб от руки Николаева.
Очень краткий пересказ повести «Поединок».
Служба подпоручика Ромашова проходит на фоне неприятия им провинциальных нравов, муштры и пошлости, царящей среди офицерского состава полка. Серость его армейских будней скрашивают интрижка с одной из офицерских жен и визиты в дом семейства Николаевых.
Хозяйка дома, Шурочка Николаева, очень симпатична Юрию. Но однажды случилось так, что интеллигентный юноша вступает в конфликт с ее мужем, и эта ссора приводит к дуэли, в ходе которой главный герой получает смертельное ранение и погибает.
Назанский
Назанский – один из ярких второстепенных персонажей повести Александра Куприна «Поединок»; офицер-философ, который смело высказывает свои рассуждения о жизни. Несмотря на его доброту и порядочность, этот герой не находит применения своим силам и талантам. В основном, автор описывает его рассуждения об устройстве армии, о добре и зле, о высшей справедливости.
Полное имя персонажа — Василий Нилыч Назанский. Он часто злоупотребляет алкоголем, отчего Шурочка его в свое время отвергла. Николаев ненавидит поручика и видит в его рассуждениях о любви сплошное притворство. Однако, как оказалось ближе к концу произведения у этого героя гораздо чище душа. Узнав о грядущем поединке Николаева с Ромашовым, он пытается отговорить последнего от опрометчивого поступка. Он говорит другу, что жизнь явление удивительное и она стоит того, чтобы не стреляться.
Однако после визита Шурочки Ромашов ради нее соглашается на дуэль. Что касается внешности Назанского, то автор особенно подчеркивает его искренние голубые глаза, которые способны наполняться слезами от горя или выражать радость от счастья. Ему около 30 лет, а на службу он поступил ровно 10 лет тому назад. По натуре он талантливый, чуткий и великодушный человек. У Назанского прекрасная душа и он благосклонно относится к главному герою повести — подпоручику Г. А. Ромашову.
Выводы
Показательно, что именно после создания этого произведения в России «родился» новый классик — Александр Иванович Куприн. Повесть «Поединок» была высоко оценена в офицерской среде. Лучшие представители этой части российского общества (например, лейтенант Шмидт) лично выражали свое глубокое признание Куприну за глубокую правдивость повествования. Максим Горький считал «Поединок» самым значительным произведением о жизни армии.
Даже будучи признанным мастером пера, Куприн по своему мировосприятию оставался благородным защитником Отечества. Негладко складывались его отношения с новой большевицкой властью. Индивидуальное восприятие офицерской чести не увязывалось с официальной пропагандой. В 1919 году в чине подпоручика пятидесятилетний писатель участвовал в наступлении Юденича на Петербург. После поражения Северо-Западной армии эмигрировал в Париж. И лишь за год до смерти, в 1937 году, по приглашению советского правительства классик приехал в СССР, чтобы умереть на родной земле. До конца своей жизни, как самую дорогую реликвию, он берег офицерские погоны.
Осадчий
Осадчий – самый жестокий персонаж из повести А. Куприна «Поединок»; командир роты, который открыто восхищается кровопролитными войнами. В облике этого человека есть что-то от хищного зверя. Он настолько жестоко обходиться со своими солдатами, что ежегодно в его роте происходит, как минимум, по одному самоубийству. Своим подчиненным этот капитан внушает нечеловеческий страх.
По словам автора, в кровавом бою этот персонаж находит наслаждение. Один запах крови его пьянит. Вот насколько жесток командир Осадчий. Он всегда настаивает на смертельном исходе дуэли. Полумер в его понимании быть не должно.
Второстепенные герои
Петерсон, Раиса Александровна
Веткин, Павел Павлыч
. Поручик, ротный командир, практически единственный друг Ромашова. Ему было около тридцати трех лет, он был лысый и усатый. Любил выпить, играть в карты, а также поболтать и попеть песни. Был секундантом Ромашова на его дуэли с Николаевым.
Ротный командир, капитан. Он был представителем старой школы с муштрой и избиением солдат. В своей жизни не прочитал ни одной книги или газеты.
Жалкий и забитый человек, случайно попавший в солдаты. Ещё мальчиком он надорвал живот, из-за этого его рост практически остановился. Он был маленького роста и очень слабый. В роте его часто били, отнимали все деньги. Однажды он даже сбежал и хотел то ли покончить жизнь самоубийством, то ли просто убежать. Его случайно встретил Ромашов и вернул в роту, став его покровителем.
Денщик Ромашова, очень преданный ему человек. Он был черемис, по вере — идолопоклонник.
Полковник, полковой командир. Он был высокого роста, полный, носил бороду. У него была оплывшая жиром жена, детей не было. По своему любил солдат и офицеров в своём полку.
Подпрапорщик. Он вечно улыбался и знал все анекдоты на свете. Был хорошим гимнастом.
Батальонный адъютант. Был высокого роста, но худой. Возраст — «молодой старик». Имел кличку — граф Олизар.
Штабс-капитан, постоянно печальный человек. Ему было сорок пять лет, он никогда не пил и не играл в карты в полку. Несмотря на это, он всегда присутствовал на попойках или играх.
. Поручик. Все его считали карточным шулером, но связываться с ним не хотели, так как он был довольно рослым и сильным. Однажды, он так сильно бил своего денщика, что кровь была даже на потолке. Слыл также остряком.
Штабс-капитан, протестант. Был самоуверенным типом, которого перевели из другого полка за какую-то тёмную историю. Хорошо играл в карты и много выигрывал. Все его не любили, но побаивались. По слухам, был любовником Тальман, а также с молоденькой жены дряхлого бригадного командира. Был секундантом Николаева на его дуэли с Ромашовым.
Капитан, муж Раисы Александровны. Он был худым и лысым, очень любил свою жену. Знал о её романах, но к любовникам относился хорошо. Как только очередной кавалер бросал Раису, он начинал делать против него всякие каверзы по службе.
. Полковой адъютант, поручик, высокий, щеголеватый офицер.
. Второстепенный персонаж, капитан, муж Софьи Павловны. Любил играть в карты. Был высокого роста, страдал бронхитом, постоянно кашлял.
Софья Павловна Тальман
. Второстепенный персонаж, жена капитана Тальмана, высокая и толстая женщина, возможная любовница Дица.
. Поручик. Был секундантом Николаева на его дуэли с Ромашовым.
. Подпоручик, робкий и застенчивый офицер. Был маленького роста, но умел хорошо бороться. Имел двух незамужних сестер.
. Поручик, любил говорить по-французски.
Батальонный командир, подполковник.
. Ефрейтор, любил бить солдат.
. Капитан, пьяница, который растратил солдатские деньги.
Татарин, за которого заступился Ромашов и получил четыре дня ареста.
Поединок: образ и характеристика Ромашова
Ромашов – офицер, подпоручик. Командует полуротой солдат в пехотном полку.
Внешность
Ромашову не так давно исполнился 21 год. Родился и вырос в Пензе. Родом из Наровчатского уезда. Семья Георгия была бедной. Они еле сводили концы с концами. Мать постоянно болела. Про отца ничего не было известно. Роста парень был невысокого, среднего. Телосложение худощавое, но мускулистое. Лицо бледное. На носу сидели очки, которые он постоянно поправлял. У Ромашова была близорукость. Без очков ему никак нельзя было. Весь он был какой-то неуклюжий и скованный. Как будто постоянно чего-то стеснялся или боялся.
Образ. Характеристика
Характер главного героя разительно отличается от остальных. У большинства персонажей свои устоявшиеся понятия и видения жизни, а у него характер формируется на протяжении всего произведения. Ромашов по натуре человек мечтательный, романтичный. Склонен к рефлексии. Он привлекает к себе благородством и душевной чистотой. Эти качества мешают ему в жизни. Ему тяжело чувствовать себя своим в армейской среде.
Добрый и простодушный. У него яркое воображение. Он по-детски мечтателен и наивен. Люди, окружающие его большей частью порочны и ничтожны. Среди них у него создается постоянное ощущение своей никчемности. Мучительное осознание своего одиночества за полтора года службы посещало его не раз. Офицерские гуляния, бесконечные попойки, разврат, азартные игры, издевательства над солдатами это все не для него.
Георгий был очень стеснительным. Он писал книги, но никому их не показывал. Ему было неловко и стыдно. Когда выпадала свободная минутка, он любил прогуливаться вдоль вокзала и мечтать о другой жизни. Ему хотелось совершить какой-нибудь подвиг, чтобы о нем говорили, как о герое.
Не способен пройти мимо чужой беды. Это хорошо видно на примере сцены, когда Ромашов заступается за татарина, ничего не понимающего по-русски, чем вызывает на себя гнев начальства. Помимо татарина Георгию удалось отговорить солдата Хлебникова от самоубийства. Ему удалось укротить безумного Бек-Агамалова, когда он чуть не зарубил женщину шашкой. Для него это не серая масса с однообразными лицами, как для других офицеров. Это живые люди у которых есть право на чувства и переживания. Старшие офицеры именно по этой причине недолюбливают Ромашова. Из-за его неприятия грубости и хамства в ежедневном быту солдатских будней.
Огромным авторитетом для Ромашова стал его однополчанин Назанский, большой любитель выпить и пофилософствовать. Георгий заражается его настроением и мыслями. Темы их разговоров: свобода, мир, борьба против царя. Особенно его вдохновила беседа о личной человеческой воле. Георгия не покидали мысли об этом. Переломным моментом в жизни подпоручика стал диалог в защиту свободной воли человека. Благодаря Назанскому он понял свою неповторимость и каждого в отдельности.
Ромашов в повести «Поединок»: образ, характеристика, описание
В этой статье представлен образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести
Ромашов в повести «Поединок» Куприна: образ, характеристика, описание
«. В первый раз за полтора года. он остался наедине сам с собой.»
«А Ромашову недавно окончился двадцать первый год.»
«Молодой такой, славный, способный мальчик, а без водки не сядете за стол…»
«Прекрасный офицер… фронтовик и молодчинище…»
«Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения. «
«. глаза у него были вовсе не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком.»
«. тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью. Такие калоши носили все офицеры в полку. Потом он посмотрел на свою шинель, обрезанную, тоже ради грязи, по колени, с висящей внизу бахромой, с засаленными и растянутыми петлями, и вздохнул.»
«. с трудом волоча ноги в огромных калошах. «
Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда:
«Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский? Наровчатского уезда, кажется?»
«. в детстве – из‑за той бедности, в которой жила его семья. «
«Говорили что‑то такое о болезни вашей матушки, показывали там письмо какое‑то от нее.»
«Сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище, замкнутая офицерская жизнь…»
«В Москве, будучи кадетом и потом юнкером. «
«Ах, я совсем не то ожидал найти, когда стал офицером.»
«Мне все это до такой степени надоело и опротивело. «
«Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер.»
«Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека. «
«. я сам – несчастный, одинокий, убитый человек.»
«Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?»
«. мне известно доподлинно, что вы пьете. Это омерзительно. Мальчишка, желторотый птенец, только что вышедший из школы, и напивается в собрании, как последний сапожный подмастерье.»
«. имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой. «
«Но внимание и доброта офицера понемногу согрели и оттаяли его сердце. С совестливой и виноватой жалостью узнавал Ромашов подробности. «
«Ромочка, зачем вы такой… слабый! Но зачем вы такой жалкий! О, если бы вы были сильный!»
«И, мысленно браня себя за тряпичное безволие, он вяло поплелся за Веткиным. «
«. свою обычную растерянность и неловкость. «
«И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения. «
«. вы мне милы всем; своей неловкостью, своей чистотой, своей нежностью.»
«И в нем. закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты.»
«Обычная, неугомонная фантазия растворила весь ужас этой мысли. «
«. у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов. «
«Командир полка делает ему замечание, а он, несчастный прапорщик, фендрик, позволяет себе возражать какую‑то ерундистику.»
«. я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток. «
«. это же ведь не служба, это – изуверство какое‑то! – со слезами гнева и обиды в голосе воскликнул Ромашов. – Эти старые барабанные шкуры издеваются над нами! Они нарочно стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство, какое‑то циничное молодечество. Ну кому нужно, зачем это подтягивание, орание, грубые окрики?»
«А зачем война? Может быть, все это какая‑то общая ошибка, какое‑то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?»
Это был цитатный образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя, Юрия Алексеевича Ромашова, в цитатах.
Образ и характеристика Ромашова в повести Поединок Куприна
Ромашов один из главных героев книги «Поединок», открывается людям в его каждодневном росте. Этим он отличается от всех персонажей произведения. Повествование о жизни основного персонажа открывается спустя некоторое время, когда Ромашов прослужил в полку полтора года. Как только он прибыл служить в подразделение, его переполняли стремления к славе. В своих мечтах новобранец представлял себя как, он утихомиривает бунтовщиков, своим личным примером воодушевляет солдат в бою, принимает награждения, но для него это только игра. А на самом деле он принимает участие в каждодневных пьянках, любит играть в азартные игры, вступает в продолжительную связь с презренной женщиной. Все это он делает от скуки, а служба лишена разнообразия и помимо тоски не вызывает ничего.
Задумчивость и слабохарактерность на эти черты Ромашова все моментально обращают внимание. Потом писатель знакомит нас с персонажем по ближе, и мы увидели, что ему присуща отзывчивость, нежность, сочувствие. Тем не менее эти прекрасные черты характера не всегда проявляются из-за его слабохарактерности.
У Ромашова внутри ежедневно происходит внутренний бой между человеком и офицером. Он изменяется на глазах у читателя. Со временем он удаляет из себя сословные суеверия. Он замечает, что все офицеры безразличные, ожесточившиеся люди, дозволяют себе каждодневно избивать солдат. В итоге простые солдаты становятся покорными рабами. Ромашов, пользуясь своим преимуществом, никогда не бил солдат. Так как его личность очень чувствительная, он не безразличный к тому что, происходит вокруг. В солдате он видит друга и брата.
Огромный авторитет для Ромашова имеет его однополчанин Назанский, ставший пьяницей. В его словах звучат лозунги о свободе, мире, о борьбе против царя. Но в это же время Назанский опускается к прославлению личности и неприятию коллективизма.
Ромашову очень нравятся понятия Казанского о личной человеческой воле. Он слишком много думает об этом. Переломом в жизни Ромашова становится диалог о защите свободной воли человека. Тогда Ромашов понял свою неповторимость и каждого в отдельности. Увидев, что армейский уклад душит индивидуальность, подпоручик ищет виновных, но не может найти и поэтому он обижен и зол на всех людей. Семя, которое посеял Назанский, проникает в душу Ромашова. Все время думая о гарнизонных порядках, он пришёл к выводу о ликвидации армии. А в том случае, когда возникнет война, Ромашов думает, что всем на земле нужно заключить перемирие и вопрос о войне решиться сам по себе. Он живёт в изоляции от земной жизни. Он мечтает уйти из армии и заняться наукой, искусством, или физическим трудом. Неизвестно что было бы с Ромашовым в дальнейшем, кабы не поединок, который прерывает его жизнь в самом начале.
Автор описал своего героя ярко, душевно, реально. Несмотря на то, что ему нравился его герой и он ему сочувствует, он совершенно не хвалит Ромашова, Куприн обращает своё внимание как на достоинства, так и на его недостатки.
Вариант 2
Повесть выдающегося русского писателя И.А.Куприна под названием «Поединок» была написана в 1905.
Главным героем этой повести является подпоручик Ромашов.
Характер данного героя отличается от остальных. У многих героев есть уже устоявшиеся понятия и видения жизни, тогда как характер Ромашова непрерывно развивался на протяжении всей повести.
Позже становится известно о мягкости и теплоте души героя. К сожалению, эти черты не могут проявиться из-за безвольной натуры Ромашова.
Прямо на глазах у читателя в душе главного героя происходит борьба между жестким офицером и чувствительным человеком. Постепенно предрассудки начинают изживать себя. Ромашов понимает, что офицеры глупы и лишь красуются своими мундирами. Они превращают солдат в рабов, позволяя себе ежедневно бить их.
Также на характер Ромашова большое влияние оказал его сослуживец Казанский, который является спившимся офицером-философом. Этот человек может послужить служит примером плохого влияния армейского быта на человека, подававшего большие надежды.
Он продвигает идеи о свободном человеке, и Ромашов впитывает и много размышляет над ними. Монолог, происходящий в голове Ромашова, стал кризисным моментом в развитии характера героя.
Внешность
Внешность Осадчего никак не вязалась с его характером. Впечатление он производил приятное. Красивое лицо. Большие черные глаза. Громадный рост. Голос сердитый, решительный. На самом деле человек он был мрачный, неразговорчивый.
«…его красивое лицо страшно побледнело…»
«…тяжелый взгляд больших черных глаз…»
«…Осадчий славился не только в полку, но и во всей дивизии своим необыкновенным по размерам и красоте голосом, а также огромным ростом и страшной физической силой…»
Сочинение на тему Ромашов
В повести «Поединок» главным героем выступает Ромашов Георгий Алексеевич. Это молодой военный офицер, который последние два года провёл в казарменном положении в окружении одного лишь сухого и даже порой жесткого солдатского режима.
Очень часто он заступается за солдат, на которых, по его мнению, несправедливо ворчат другие офицеры, этим он и раздражает этих самых офицеров, ведь никто не любит белых ворон, в армии не нужны сердобольные люди. А всё это происходило потому, что Ромашов — настоящий романтик, который не обладает сильным и жестким характером, но обладает сильным духом, который и помогает ему выжить в тех условиях, в которых он находится.
Не довольно его слабохарактерностью и Шурочка, жена поручика Николаева, которая запала в сердце к главному герою, которая пленила его, несмотря на то, что она замужем за его сослуживцем. Ромашов любит гулять по вокзалу, мечтая о том, чтобы сбежать из той жизни, которая у него есть сейчас. Он хочет быть в совсем другом мире, он мечтатель и настоящий фантазёр. Как и все романтики, он мнил себя благородным рыцарем, мечтал осуществить какой-то подвиг, чтобы все его признали и увидели в нём самые настоящие качества, достойные всеобщего уважения.
У него трудные отношение с женщинами — как я уже сказал, он любит жену поручика Николаева, Шурочку, но с другой стороны к нему пристаёт жена Петерсона, упрекает его в том, что он не уделяет ей должного внимания, хотя он с ней встречается только от скуки.
Из-за такой угнетающей жизни Ромашов много пьёт, он на самом деле очень несчастен, он не знает, куда ему деваться. Военная жизнь ломает романтиков, ломает все чувства в людях, ломает само нутро тонких и изящных душ. Точно так же сломала она и главного героя, он просто не в состоянии найти силы, чтобы дальше жить. Из-за связей с Шурочкой его настигает дуэль, в которой по её же просьбе он умирает. Он не смог пойти против воли своей любимой — она хотела оставить мужа в живых, но мне кажется, что это не до конца так. Он не хотел поступать по-другому и сам.
Ему было не место в этой жизни, он хотел покинуть этот бренный мир и предаться забвению, потому что его жизнь была невыносимой.
Философия Назанского
Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.
Краткое содержание повести «Поединок» подробно по главам
Глава 1
Во время учений в шестую роту прибывает командир полка полковник Шульгович. Он отчитывает подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира ненадлежащим образом и не могут ответить на элементарные вопросы. Ромашов пытается оправдать одного из солдат тем, что тот по национальности татарин и плохо понимает по-русски. Шульгович в бешенстве. Он налагает на дерзкого офицера наказание – домашний арест.
Глава 2
Ромашов осознает, что одинок и среди сослуживцев нет того человека, который бы оказался близок ему по мировоззрению и представлениям о жизни. Мысль пойти на офицерское собрание его не вдохновляет. Прогуливаясь, он мечтает попасть на войну и отличиться. Незаметно для самого себя подпоручик меняет схему маршрута и отправляется домой.
Глава 3
Дома Ромашов интересуется у своего денщика, не было ли посыльного от Николаевых, у которых Юрий бывает практически ежедневно в последние месяцы, и получает отрицательный ответ.
По окончании военного училища молодой человек собирался отдать всего себя службе и самообразованию. Однако в реальности он встречается с замужней женщиной, а в общем и целом тяготиться своей участью.
Денщик Гайнан приносит послание от любовницы Ромашова – Раисы Петерсон, в котором она приглашает Юрия на кадриль в ближайшую субботу в офицерском собрании. Уничтожив письмо, Ромашов идет к Николаевым.
Глава 4
Глава семейства Николаевых, Владимир Ефимович, намерен держать экзамен в академию генерального штаба. А потому подготовка к нему идет полным ходом. Мужчина готовится к третьей попытке после двух провалов – и к последней из предоставляемых. Шурочка хочет, чтобы муж поступил, преодолел это испытание, и их жизнь кардинальным образом изменилась бы.
Во время разговора Шурочка как бы невзначай упомянула о том, что дуэли между офицерами узаконили. Ей кажется, что благодаря поединкам в офицерской среде уменьшится количество шулеров и пьяниц, таких как поручик Назанский.
Глава 5
Покинув дом Николаевых, Ромашов наносит визит Назанскому. Тот приветливо встречает однополчанина. У них затевается беседа на тему любви. Назанский уверен, что это светлое чувство доступно единицам, и заодно зачитывает Ромашову записку от любимой дамы. До Ромашова доходит, что это послание Александры Николаевой. А Назанский в свою очередь догадывается, что Ромашов также к этой женщине неравнодушен.
Дома Ромашов обнаруживает новую записку от Раисы. Та пишет, что ей известно, где Юрий пропадает каждый вечер, и предупреждает, что так просто это не оставит.
Глава 6
Ромашов отбывает домашний арест. К нему наведываются Николаевы, и Шурочка через окно угощает «арестанта» пирогами. Перед уходом Шурочка говорит, что Юрий для нее просто друг, и не более того.
Глава 7
Ромашова доставляют на аудиенцию к командиру полка. Шульгович отчитывает подчиненного за то, что подпоручик посмел заступиться за солдата. А заодно Юрию достается за пьянство – кто-то донес о его злоупотреблении спиртным. Затем разгоряченный полковник резко меняет гнев на милость и приглашает провинившегося на офицерский обед.
Дома Ромашов терзается одиночеством и никчемностью. Вечером он работает над собственной рукописью с третьей по счету повестью. Никто из окружения не знает о тайном увлечении подпоручика.
Глава 8
Ромашов появляется на балу в доме офицерского собрания. Среди прибывших дам он видит Раису, колючий взгляд которой не предвещает ничего хорошего.
Офицеры затевают разговор о дуэлях и как бы разделяются на два лагеря с противоположными мнениями: одни называют поединки глупостью, другие придерживаются позиции, что только так можно отомстить за нанесенное оскорбление.
Глава 9
Ромашов танцует с Раисой на балу, и женщина укоряет партнера по танцу за то, что тот ее игнорирует, и из ревности начинает оскорблять соперницу. Сердитая любовница говорит, что пожертвовала всем ради Ромашова, а тот использовал ее. Юрий невольно улыбается: в полку известно о многочисленных любовных похождениях Раисы. Ее супруг, капитан Петерсон, сильно любит жену, и прощает ей все романы. Ромашов признается, что у него к Раисе нет никаких чувств.
Глава 10
Во время учебных занятий происходит стычка между Ромашовым и ротным капитаном Сливой. Ротный пытается ударить малосильного солдата Хлебникова, не сумевшего выполнить задание, но Ромашов мешает этому. Офицеры принимаются обсуждать эффективность наказания подчиненных. Ромашов уверен, что применение командирами физической силы в их взаимоотношениях с солдатами – пережиток времени.
Глава 11
Проходят бессмысленные офицерские занятия. Ромашов выполняет учебные приемы чисто автоматически. Измотав себя тяжкими мыслями, Юрий отправляется с приятелем Веткиным в питейное заведение, где они изрядно надираются и жалуются друг другу на жизнь. Ромашов сетует на внутреннюю пустоту, на неразделенную любовь, но не находит в собеседнике понимания.
Глава 12
Наутро Ромашову приносят послание от Шурочки, которая приглашает его на пикник, где будут отмечаться именины. Юрий испытывает нужду, в кредитах ему отказывают. Он принимается перебирать в голове, у кого можно одолжить денег, но все варианты отпадают. Наконец, подпоручику одалживает 10 рублей полковник Рафальский. Получив червонец, Ромашов бежит купить подарок для любимой женщины.
Глава 13
На подъезде к дому Николаевых, Ромашов чувствует странное беспокойство. Шурочка радостно встречает подпоручика, но Николаев недоволен. Супруг подозревает о проявлении чувств Ромашова к Шурочке. Вся собравшаяся компания отправляется на пикник.
Глава 14
На природе Шурочка еще очаровательней. Вечером, когда все разбредаются кто куда, Юрий и Александра углубляются в лес. Шурочка признается, что сейчас влюблена в Ромашова, а неделикатного мужа не любит. Она целует Ромашова, но просит, чтобы тот в их доме более не появлялся – их осаждают анонимками, в которых говорится о связи Александры и Юрия. Последний понимает, что это происки ревнивой Раисы.
Глава 15
Полк готовится к очередному военному смотру. Ромашов видит, как ротные изощренно издеваются над солдатами и избивают их. Во время смотра командиры объезжают роты. Ощущается безразличие офицеров к службе.
На финальном марше Ромашов замечтался под звуки музыки и ведет строй вправо, из-за чего полурота становится похожей на беспорядочную толпу. После случившегося все в полку подшучивают над подпоручиком.
Глава 16
Ромашов при выходе из лагеря встречает Николаева, который говорит, что специально ожидает его и заводит разговор о Шурочке. Николаев упоминает об анонимных письмах с грязными намеками на незаконную связь его супруги и Ромашова, и требует от Юрия прекращения распространения сплетен.
Глава 17
Ромашов без конца уединяется, его тяготит общество офицеров. Он осознает, что после трех лет службы уйдет в запас. Он ближе сходится с солдатом Хлебниковым и по мере возможности помогает несчастному. Сослуживцы замечают это и начинают подтрунивать над подпоручиком. Шурочка выговаривает Ромашову за то, что он непозволительно долго стоит под открытыми окнами дома Николаевых.
Глава 18
В роте вешается молодой солдат. Офицеры потрясены случившимся, но затем начинают кутить и горланить песни. Ночью они отправляются в публичный дом, где случается потасовка. Бек-Агамалов выхватывает шашку и принимается махать ею. Одна из девиц обзывает пьяного офицера дураком, а тот замахивается на нее с намерением ударить, однако Ромашов останавливает его.
Глава 19
Офицеры направляются в собрание и продолжают веселиться, затянув панихиду. Ромашов возмущается, требуя прекратить пение. Пьяные люди не унимаются. Вдруг Николаев заявляет, что такие как Ромашов и Назанский позорят честь полка. Ромашов намекает на причины недовольства Николаева, и молодые люди вступают в драку.
Глава 20
Наутро Ромашова вызывают в суд. Здесь выносят вердикт: конфликт может разрешиться только через поединок между поссорившимися офицерами. Отказаться от дуэли можно подачей в отставку, но ни один из дуэлянтов на это не идет.
Глава 21
Ромашов приходит в гости к Назанскому, который пытается отговорить подпоручика от дуэли, полагая, что тому пора покончить со службой в армии.
Глава 22
Глава 23
Читателю предлагается ознакомиться с текстом рапорта, согласно которому значится: состоялась дуэль между офицерами Николаевым и Ромашовым. Николаев сразу же ранил Ромашова в живот. Ответного выстрела не последовало. Спустя считанные минуты подпоручик скончался.
Короткий пересказ «Поединка» с цитатами
А. Куприн Поединок краткое содержание:
Занятия в шестой роте подходят к концу. Младшие офицеры начинают соревноваться — кто лучше срубит саблей глиняное чучело. Подходит очередь молоденького подпоручика Григория Ромашова.
Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силён для своего сложения, но от большой застенчивости неловок.
Фехтовать Ромашов не умел даже в училище, и сейчас у него ничего не выходит.
Все вечера до полуночи подпоручик Ромашов проводит у Николаевых. Днём он обещает себе не ходить, не надоедать людям, но вечером следующего дня возвращается в этот уютный дом.
Дома Ромашов застаёт письмо от Раисы Александровны Петерсон, с которой они грязно, скучно и уже довольно давно обманывают её мужа. Приторный запах духов Раисы и пошло-игривый тон письма вызывают у Ромашова нестерпимое отвращение.
Через полчаса, стесняясь и досадуя на себя, Ромашов стучится к Николаевым. Владимир Ефимыч Николаев занят. Вот уже два года подряд он проваливает экзамены в академию. Поступать можно только три раза, и его жена Александра Петровна, Шурочка, делает всё, чтобы последний шанс не был упущен. Помогая мужу готовиться, Шурочка уже усвоила всю программу, не даётся ей только баллистика, Володя же продвигается очень медленно. Шурочка хочет, чтобы муж сдал экзамены и увёз её из этой глуши.
Неужели я уж так неинтересна как человек и некрасива как женщина, чтобы мне всю жизнь киснуть в этой трущобе, в этом гадком местечке, которого нет ни на одной географической карте!
С Ромочкой (так она зовёт Ромашова) Шурочка обсуждает газетную статью о недавно разрешённых в армии поединках. Она считает их необходимыми, иначе не выведутся в офицерской среде шулера или пьяницы вроде Назанского. Ромашов не хочет зачислять в эту компанию Назанского, считающего, что способность любить даётся, как и талант, не каждому. Когда-то Шурочка отвергла этого человека, и муж её ненавидит поручика. На этот раз Ромашов сидит у Николаевых, пока не приходит пора спать.
Дома его ждёт ещё одна записка от Петерсон, в которой она угрожает Ромашову жестокой местью за его пренебрежение ею. Женщина знает, где Ромашов бывает каждый день и кем он увлечён.
На ближайшем полковом балу Ромашов говорит любовнице, что всё кончено. Петерсониха клянётся отомстить. Вскоре Николаев начинает получать анонимки с намёками на особые отношения подпоручика с его женой. Ромашов не уверен, что анонимки пишет Раиса. Недоброжелателей у Григория хватает — он не позволяет драться офицерам, запрещает бить солдат.
Недовольно Ромашовым и начальство. С деньгами у подпоручика становится всё хуже, буфетчик уже не отпускает в долг даже сигарет. На душе у Ромашова скверно из-за ощущения скуки, бессмысленности службы и одиночества.
В конце апреля Ромашов получает от Александры Петровны записку с напоминанием об их общих именинах. Заняв денег у подполковника Рафальского, Ромашов покупает духи и отправляется к Николаевым. На шумном пикнике Ромашов сидит рядом с Шурочкой и испытывает странное состояние, похожее на сон. Его рука иногда касается Шурочкиной руки, но друг на друга они не смотрят.
Он видел, что в ней струится, трепещет и просится наружу какое-то большое, новое, лихорадочное чувство.
После застолья Ромашов бредёт в рощу. Шурочка идёт следом и говорит, что сегодня в него влюблена, а накануне видела его во сне. Ромашов начинает говорить о любви. Она признаётся, что её волнует его близость, у них общие мысли, желания, но она должна отказаться от него. Шурочка не хочет, чтобы их хватились, и идёт обратно. По дороге она просит Ромашова не бывать больше у них: мужа осаждают анонимками.
В середине мая корпусный командир объезжает выстроенные на плацу роты, смотрит их выучку и остаётся недоволен. Только пятая рота, где солдат не мучают шагистикой и не крадут из общего котла, заслуживает похвалу.
Во время церемониального марша Ромашов чувствует себя предметом общего восхищения. Замечтавшись, он сбивает строй.
Вся его полурота вместо двух прямых стройных линий представляла из себя безобразную, изломанную по всем направлениям, стеснившуюся, как овечье стадо, толпу.
Вместо восторга на его долю выпадает публичный позор. К этому прибавляется объяснение с Николаевым, требующим прекратить поток анонимок и не бывать у них в доме. Ромашов признаётся, что знает автора анонимок и обещает сохранить репутацию Шурочки.
Теперь собственные неприятности кажутся Ромашову пустячными. Он понимает: безликие роты и полки состоят из таких вот солдат, болеющих своим горем и имеющих свою судьбу.
С этой ночи Ромашов меняется — часто уединяется и избегает общества полковых офицеров.
Он точно созрел, сделался старше и серьёзнее за последние дни и сам замечал это по тому грустному и ровному спокойствию, с которым он теперь относился к людям и явлениям.
Вынужденное отдаление от офицерского общества позволяет Ромашову сосредоточиться на своих мыслях. Он всё яснее видит, что существует только три достойных призвания: наука, искусство и свободный физический труд.
В конце мая в роте Осадчего вешается солдат. После этого происшествия начинается беспробудное пьянство. В собрании Ромашов застаёт Николаева. Между ними происходит ссора. Николаев замахивается на Ромашова, а тот выплёскивает ему в лицо остатки пива.
Назначается заседание офицерского суда чести. Николаев просит Ромашова не упоминать о его жене и анонимных письмах. Суд определяет, что ссора не может быть окончена примирением.
Большую часть дня перед поединком Ромашов проводит у Назанского, который убеждает его не стреляться. Жизнь — явление удивительное и неповторимое. Неужели он так привержен военному сословию, неужели верит в высший будто бы смысл армейского порядка так, что готов поставить на карту само своё существование?
Вечером у себя дома Ромашов застаёт Шурочку. Она говорит, что потратила годы, чтобы устроить карьеру мужа. Если Ромочка откажется ради любви к ней от поединка, то всё равно в этом будет что-то сомнительное и Володю наверняка не допустят до экзамена. Они должны стреляться, но ни один из них не должен быть ранен. Муж знает и согласен. Она обнимает его за шею и прижимается горячими губами к его рту.
И вот оба они, и вся комната, и весь мир сразу наполнились каким-то нестерпимо блаженным, знойным бредом.
Некоторое время спустя Шурочка уходит навсегда.
Подробности дуэли между поручиком Николаевым и подпоручиком Ромашовым описываются в рапорте полковнику. Когда по команде противники пошли друг другу навстречу, поручик Николаев произведённым выстрелом ранил подпоручика в правую верхнюю часть живота, и тот через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния. К рапорту прилагаются показания младшего врача.
Куприн «Поединок» в сокращении
Поединок Куприн краткое содержание для читательского дневника:
Действие повести происходит в конце XIX века. Главный герой повести – 21-летний офицер Ромашов, который служит в пехотном полку в провинциальном городке. Добрый и робкий Ромашов чувствует себя чужим в армейской среде, где царит грубость и жестокость. С каждым днем он все больше ненавидит службу и чувствует себя одиноким среди сослуживцев.
Ромашов влюблен в жену своего сослуживца, офицера Николаева – Шурочку. Ромашов нравится Шурочке, но она считает его слабым и видит в нем лишь друга. Муж Шурочки замечает любовь Ромашова к жене и все больше ревнует ее и злится. Однажды на пьяной вечеринке между Ромашовым и Николаевым происходит драка. Суд офицеров назначает между ними официальный поединок (дуэль).
Однако ревнивец Николаев не держит слово и на поединке стреляет в Ромашова. От полученного ранения Ромашов умирает.
Список действующих лиц и характеристика героев повести «Поединок»
Представляем вашему вниманию перечень главных героев повести:
Дополнительный список прочих персонажей:
Кроме того, в повествовании упоминаются полковник Рафальский, подполковник Лех, капитаны Осадчий, Слива и Петерсон, штабс-капитан Диц, поручики Веткин и Бек-Агамалов, денщик Ромашова Гайнан и некоторые солдаты.