Россия как общество 8 класс
Вводный урок по обществознанию в 8 классе
Вводный урок по обществознанию в 8 классе.
Что такое общество.
Познакомить учащихся с особенностями курса «Обществознание», который им предстоит изучать в течении 2-х лет (8 и 9 класс); разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни. Объяснить, для чего важно изучать обществознание и каким образом знания, умения, полученные в школе, пригодятся в реальной жизни.
После изучения темы учащиеся должны:
— уметь давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;
— различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;
— уметь объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;
— уметь объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств;
-Уметь объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
-разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современность развития общества;
-объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.
2. Понятие общества и его основные признаки.
3. Основные сферы общественной жизни:
а) Экономическая сфера общества;
б) Политическая сфера общества;
в) Духовная сфера общества;
г) Социальная сфера общества.
4. Взаимосвязь основных сфер общества.
1.Первый урок по курсу начинаем с пояснения его названия «Обществознание». Это слово можно разложить на два составляющих «общество» и «знание».
— «Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятиях?» (Предмет-это то, на что направлено изучение науки).
Обществознание общество и знание знания об обществе предмет – общество и деятельность людей в нем.
—«Как, с помощью чего изучают общество?»(В беседе выделяем основные методы изучения).
Для изучения применяются различные методы:
2) анализ документов;
3) наблюдение (обычаи, нравы);
4) эксперимент (для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез).
—«Какие науки изучают общество?» (В ходе беседы выделяем основные науки, изучающие общество).
Задание: Рассмотреть, что является предметом исследования общественных наук, а также какие способы исследования этого предмета использует наука. Записать в виде таблицы.
Проблемы исследования, предмет науки.
Изучает способ производства товаров и предоставления услуг, поведение людей в рыночных отношениях, распределение созданных товаров и т. д.
Изучает большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе.
Изучает внутренний мир человека, мотивы его поведения.
Изучает особенности власти, политических течений, партий.
Изучает юридические правила поведения людей и их объединений, подсказывая модели правомерного поведения, помогая предотвратить конфликты, защищая людей, наказывая нарушителей права.
Изучает систему идей, взглядов на мир, место человека в нем.
Изучает мир искусства: живопись, архитектуру, образование, науку и т. д.
2. Каждому знакомо слово «общество», но что же оно означает?!
-«Попытайтесь самостоятельно дать определение этому понятию и привести конкретные примеры, в которых употребляется это слово»
Учеными выделено более сотни определений, но мы запишим и запомним три.
Модель понятия «общество»
В любом значении общество понимается как система, подвергающаяся постоянной эволюции и изменению.
—«Используя свои знания из курсов истории, географии, приведите конкретные примеры в подтверждении этого тезиса (что представляло собой общество первобытных охотников и собирателей?; чем характеризовалась жизнь людей в эпоху рабовладения?; чем отличается деятельность людей от деятельности животных?».
Подводя итог, общих рассуждений, предлагается выделить и запомнить основные признаки общества.
Такие признаки общества были сформулированы известным американским социологом Э.Шилзом (род. В 1911г.). Они показывают, что это понятие применимо к любой исторической эпохе, группе людей: ему соответствует и современное Российское государство, и небольшое племя первобытных людей.
Задание: определите, можно ли отнести к такому пониманию общества следующие объединения людей:
— общественное движение «За будущее России!»;
— город Москва с населением в около 9 млн. Человек;
Нередко в представлениях детей понятие государство, страна и общество ассоциируется с одними и теми же признаками и кажутся синонимичными. Для того чтобы показать их разницу, необходимо выделить их характерные черты.
Задание: Пользуясь текстом учебника §1, заполните таблицу.
Наука, изучающая понятие
Часть света, территории; своя граница, географическое местоположение; имеет государственный суверенитет.
Социальная организация страны.
Делим класс на три группы, каждой из которых предлагается подготовить рассказ о России, охарактеризовав ее, как государство; общество; страну.
Задание: 1 группа – Россия, как государство.
2 группа – Россия, как страна.
3 группа – Россия, как общество.
Заслушав, ответы групп мы формулируем и записываем определения:
Страна – это часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
3. Закрепив в понимании детей сущность общества, необходимо разъяснить основные сферы его жизни.
В основе выделения сфер общества лежат те функции, которые необходимо осуществлять любому обществу для поддержания своего существования.
1). Приспособление к внешней среде (адаптация к природе и ее преобразование), создание материальных благ – экономическая сфера.
2). Достижение целей путем управления и политического руководства – политическая сфера.
3). Интеграция системы через учет интересов различных общностей, ассоциаций – социальная сфера.
4). Сохранение определенных ценностей и норм – духовная сфера.
Не смотря на то, что вопрос о соотношении этих сфер общества представлен в науке диполярно, следует подчеркнуть, что разделение общества на сферы является условным. Многие современные ученые считают, что все сферы жизни общества одинаково значимы для него.
Рассмотрение основных сфер общества организовываем по группам:
Задание: По модели разъяснить данную сферу, показать ее особенности и деятельность людей в ней на конкретных примерах.
Модель для группы №1.
Модель для группы №2.
Модель для группы №3
Модель для группы №4
Заслушав по очереди группы, запоминаем и записываем модель каждой сферы.
4. Обозначив основные сферы жизни общества, перед учащимися ставится проблемный вопрос:
— «может ли какая-либо из общественных сфер нашей жизни существовать автономно?».
Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой. Изменение в одной из них, как правило, влекут перемены в другой.
Делаем общий вывод по теме (что такое обществознание; понятия обществу, его признаки; сферы общественной жизни их взаимосвязь), а затем и по всему уроку.
Домашнее задание: §1. Вопросы к параграфу (устно).
Обществознание. 8 класс
Тема: Россия как многонациональная страна
План объясняющего модуля:
— Этнос, нация, национальность.
— Отношение к истории и традициям народа.
— Отношения между нациями.
— Межнациональные отношения в современном обществе.
— Что такое социальная политика государства.
— Политика формирования доходов населения.
— Пенсионное обеспечение.
— Социальная защита населения.
— Развитие социальных отраслей.
Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период.
Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — законодательно устанавливаемый минимум оплаты труда наемного работника.
Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества и иных получателей дохода.
Образование — процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.
Прожиточный минимум — стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Социальная политика — это политика государства, направленная на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечения занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.
Страхование — экономические отношения, включающие образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, путем выплаты страховых сумм.
В структуре человеческого общества важное место занимают этнические общности — племена, народности, нации. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости за лучшие традиции своего народа. Это чувство у большинства людей имеет и другую сторону: уважение к национальным чувствам других народов, к их образу жизни и культуре. Этому противостоят порождающие межнациональную рознь проповеди национальной исключительности и превосходства над другими народами. Последствия таких взглядов не раз оборачивались трагедией. Каждый человек любой национальной принадлежности должен иметь равные права с другими людьми. Выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную рознь, в нашей стране запрещены законом.
Для сохранения стабильности в обществе многие государства должны вести не только продуманную национальную политику, но и особую социальную политику. Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, культуры занятости, семейных отношений и т.д. Главным субъектом социальной политики является государство, которое определяет ее основные направления, обеспечивает законодательную и правовую основу.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая и др. — М.: Просвещение, 2017.
Учебник. Обществознание. 8 класс. А.И. Кравченко. §1. Что такое общество. (ТЕЗИСЫ).
§1. Что такое общество. (ТЕЗИСЫ).
В узком смысле общество это:
В широком смысле общество — это:
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Классификация типов общества.
Общество в современном понимании сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII веков.
В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В нем нашли отражение:
Следует различать три сходных понятия — страна, государство, общество.
СТРАНА — территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
ОБЩЕСТВО — социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.
Признаки общества:
Социальная иерархия – деление общества по объёму власти и богатства:
Пять фундаментальных институтов общества:
Сферы (подсистемы) общества.
В обществе разделяют четыре главные сферы — экономическую, политическую, социальную и культурную.
«Сфера» означает подсистема или часть общества.
Экономическая сфера.
Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности:
К экономической сфере относят фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее – всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей — в пище, жилье, досуге и т.п.
В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% трудового активного населения: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др.
Дети, старики, пенсионеры, инвалиды не являются производителями материальных ценностей либо выступают таковыми лишь частично.
Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.
Политическая сфера.
Политическая сфера включает:
Основные задачи государства:
Основная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе.
Задача партий — выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.
Духовная сфера.
Духовная сфера включает в себя:
Главные задачи духовной сферы:
Социальная сфера.
Социальная сфера включает в себя:
Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения.
Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.
Четыре сферы общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Пример № 1.
Если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. (Это взаимосвязь экономической и социальной сфер).
Пример № 2.
В начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных. (Это взаимосвязь политической и социальной сфер).
Социальный институт.
«Социальный институт» — от лат. institution — установление, учреждение.
Социальный институт – это устройство общества (все его учреждения), созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Мировое сообщество.
Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей.
Под обществом можно понимать отдельную страну, а можно — все страны мира – мировое сообщество.
Все страны сегодня взаимосвязаны, поэтому говорят о глобальном, или планетарном, единстве всех людей.
Данное понятие появилось только в XX веке.
Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они —пассажиры одного корабля, безопасность которого зависит от каждого из них.
Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности или отдельном существовании стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.
Международные организации.
ООН.
Центральным органом, координирующим действия мирового сообщества, выступает Организация Объединенных Наций (ООН), куда входят 193 страны. ООН создана в 1945 году.
Деятельность ООН:
ЕС.
Европейский Союз (ЕС), в него входят 16 стран, образующих экономический, валютный и политический союз.
Глобализация.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — это исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Примеры глобализации:
Что такое общество
В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом надо понимать:
— определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
— конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже, согласно классификации К. Маркса, его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.
Общество в современном понимании сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В нем нашли отражение нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.
Раньше простолюдинов не включали в состав общества. Оно ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть высшим обществом, элитой.
Для того чтобы правильно понимать такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия — страна, государство, общество.
СТРАНА — территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.
ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
ОБЩЕСТВО — социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.
Страну изучает география, государство — политология, а общество — социология. Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических, или государственных, границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда тоже не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Таким образом, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:
а) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
б) имеет свою собственную территорию;
в) имеет свое название и историю;
г) обладает собственной системой управления;
д) браки заключает между представителями данного объединения;
е) растет преимущественно за счет детей тех людей, чьи родители являются его признанными представителями;
ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
з) объединяется общей системой ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), т.е. культурой.
Подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, имеющие, как и древние племена, кровнородственные связи (заключение браков и прием новых членов), свою территорию, культуру, историю, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого.
Общество можно рассматривать под разным углом зрения. Когда оно представляет единство всех групп, входящих в него, тогда мы имеем дело с населением. Если всех людей выстроить по объему власти и богатства, то стержнем общества выступает социальная иерархия. Тогда наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине — средний класс, а внизу — бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.