Россия провозглашена как независимое государство
ОБЖ 9 класс. ТЕСТ по итогам 1 полугодия.
ОБЖ 9 класс. ТЕСТ по итогам 1 полугодия.
1. РФ была провозглашена как независимое суверенное государство:
А. 12 июня 1991 г.; Б. 12 июня 1990 г.; В. 5 ноября 1992 г.
2. По форме правления РФ:
А. федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
Б. унитарное правовое государство с республиканской формой правления;
3. Какие страны не вошли в состав Содружества Независимых Государств (СНГ):
А. Грузия; В. Молдавия; Д. Украина; Ж. Латвия; И. Армения.
Б. Казахстан; Г. Эстония; Е. Киргизия; З. Азербайджан; К. Литва.
4. Главными целями и задачами СНГ являются развитие сотрудничества в областях:
А. политической Б. экономической В. Культурной Г. всех вышеперечисленных.
5. Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
А. в обеспечении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти
Б. в обеспечении демократических перемен и уничтожении терроризма
В. в обеспечении гражданского мира и национального согласия и территориальной целостности, единства правового поля и порядка
Г. в обеспечении интернационализма и создания причин возврата к социализму.
6. Важнейшей составляющей национальных интересов является защита:
А. от ЧС природного и техногенного характера В. от терроризма
Б. от опасностей военного времени Г. от ДТП
7. Общенациональной проблемой в России является:
А. повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности
Б. предупреждение ЧС природного, техногенного и социального характера
В. защита границ и территорий от террористов.
8. Основными причинами увеличения количества ЧС природного и техногенного характера является:
А. опасные природные явления В. аварии и техногенные катастрофы
Б. стихийные бедствия Г. человеческий фактор
9. К ЧС социального характера относятся:
А. война В. наркобизнес Д. похищение людей
10. При обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в условиях ЧС мирного и военного времени РСЧС проводит мероприятия по:
А. мониторингу Д. радиационной и химической защите
Б. прогнозированию Е. биологической защите
В. оповещению Ж. эвакуации населения
Г. инженерной защите населения З. аварийно-спасательным и другим неотложным работам.
и территорий от ЧС.
11. Назовите закон, определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от ЧС:
А. закон РФ «О безопасности»
В. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Г. ФЗ «О гражданской обороне»
12. Назовите федеральный орган, решающий задачи безопасности жизнедеятельности населения:
А. министерство обороны РФ
Б. министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
В. федеральная служба безопасности
Г. министерство труда и занятости РФ.
13. Под ликвидацией ЧС подразумевается:
А. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС
Б. локализация зон ЧС и прекращение действия характерных для них опасных факторов
В. организация строительства жилья для пострадавшего населения.
14. К зоне чрезвычайной ситуации относится:
А. территория, на которой прогнозируется ЧС
Б. территория, на которой расположены потенциально опасные объекты
В территория, на которой сложилась ЧС
15. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы называется:
А. экстремальной ситуацией В. чрезвычайным происшествием
Б. стихийным бедствием Г. чрезвычайной ситуацией
16. Разрушительное природно-антропогенное явление, в результате которого уничтожены компоненты окружающей среды, классифицируется как:
А. опасное природное явление В. экологическое бедствие
Б. стихийное бедствие Г. антропогенная катастрофа.
17. По масштабам последствий ЧС классифицируются как частные, объектовые, местные, а также:
А. локальные и федеральные В. федеральные и трансконтинентальные
Б. районные и трансграничные Г. региональные и глобальные.
18. Если зона ЧС не выходит за пределы города, пострадало не более 50 человек и ущерб не более 5000 минимальных зарплат, то такая ЧС характеризуется как:
А. локальная Б. территориальная В. местная Г. районная.
19. ЧС, последствия которых выходят за пределы РФ, классифицируются как:
А. глобальные Б. континентальные В. международные Г. национальные.
20. По сигналу «Внимание!» всем необходимо:
А. включить радио и ТВ для прослушивания сообщений
Б. сообщить соседям и родственникам о случившемся
В. привести домой детей
Г. собрать чемодан с вещами первой необходимости.
21. Потенциальную опасность возникновения ЧС в районе проживания можно выяснить:
А. в отделении милиции Б. в СЭС В. в госпожнадзоре Г. в управлении по делам ГО и ЧС.
22. Рабочими органами комиссий по ЧС соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления являются:
А. специально созданные штабы Б. органы управления по делам ГО ЧС
В. эвакуационные комиссии.
23. Дать определение понятиям: Безопасность, экстремальная ситуация, авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, оборона государства.
24. Почему принято считать, что высокий уровень культуры безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь?
ОТВЕТЫ. ОБЖ 9 класс. ТЕСТ по итогам 1 полугодия.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБЖ 9 класс. ТЕСТ по итогам 1 полугодия.
1. РФ была провозглашена как независимое суверенное государство:
А. 12 июня 1991 г.; Б. 12 июня 1990 г.; В. 5 ноября 1992 г.
2. По форме правления РФ:
А. федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
Б. унитарное правовое государство с республиканской формой правления;
3. Какие страны не вошли в состав Содружества Независимых Государств (СНГ):
А. Грузия; В. Молдавия; Д. Украина; Ж. Латвия; И. Армения.
Б. Казахстан; Г. Эстония; Е. Киргизия; З. Азербайджан; К. Литва.
4. Главными целями и задачами СНГ являются развитие сотрудничества в областях:
А. политической Б. экономической В. Культурной Г. всех вышеперечисленных.
5. Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
А. в обеспечении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти
Б. в обеспечении демократических перемен и уничтожении терроризма
В. в обеспечении гражданского мира и национального согласия и территориальной целостности, единства правового поля и порядка
Г. в обеспечении интернационализма и создания причин возврата к социализму.
6. Важнейшей составляющей национальных интересов является защита:
А. от ЧС природного и техногенного характера В. от терроризма
Б. от опасностей военного времени Г. от ДТП
7. Общенациональной проблемой в России является:
А. повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности
Б. предупреждение ЧС природного, техногенного и социального характера
В. защита границ и территорий от террористов.
Номер материала: 189071
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
День России. Как 30 лет назад была подписана декларация о суверенитете РСФСР
12 июня 2020 года — 30 лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. Это эпохальное событие произошло не по прихоти тогдашнего российского руководства, а по велению времени и народа.
Провозглашенная Михаилом Горбачевым гласность и демонтаж партийной системы привели к обострению межнациональных конфликтов и подстегнули стремление советских республик к самостоятельности. К лету 1990-го в столкновениях народов друг с другом и с военными проливается кровь в Сумгаите, Баку, Тбилиси. Декларации о суверенитете принимают прибалтийские республики и Грузия, все громче их заявления о выходе из «тюрьмы народов» — СССР.
Вместе с тем вслед за падением нефтяных цен растет дефицит государственного бюджета, сокращаются золотовалютные резервы, стремительно падают объемы производства, выпуск продовольствия и промтоваров, расцветает «черный рынок», нарастает инфляция, обесцениваются доходы и накопления граждан. Западные банки отказывают в продолжении кредитования, экспортеры — в поставках продовольствия, в том числе зерна.
В этой ситуации естественно, сам собою рождается проект «Россия». Идея самостоятельности, самоопределения захватывает не только политические элиты РСФСР, но и подавляющее большинство населения. Именно тогда образуется субъект «граждане России». Вспомним, как это было.
По дороге к высшей власти
Принятию Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики предшествовали мартовские выборы первого подлинно независимого, профессионального российского парламента. Процедура выборов — свободнее, чем порядок избрания союзного парламента — Съезда народных депутатов СССР: никаких квот для членов КПСС, общественных организаций, народный контроль за проведением голосования (впрочем, дело не только в демократичности организаторов, но и в том, что у России просто нет собственной компартии или Академии наук). В подавляющем большинстве округов выборы проходят на альтернативной основе.
Программа Бориса Ельцина, основного претендента на пост председателя Верховного Совета РСФСР, — калька программы Межрегиональной депутатской группы, оппозиционной фракции на союзном Съезде, сопредседателем которой является Борис Николаевич: против монопольной власти КПСС, непосредственного вмешательства партийного руководства и аппарата в государственную, экономическую и общественную жизнь страны, за свободу политических организаций и их равенство; за рыночные реформы, самостоятельность предприятий, частное право на землю; против подчинения советских республик союзному центру, за свободное объединение суверенных республик, добровольно делегирующих функции Кремлю.
В качестве кандидата недавний свердловчанин Ельцин выбирает беспроигрышный для него округ № 74, куда входят Свердловск и соседний Первоуральск.
В ходе избирательной кампании предвыборная программа дополняется существенными пунктами: принять на референдуме Конституцию РСФСР, которая гарантирует частную собственность, гражданские права, многопартийность, и учредить Конституционный суд республики, провести всенародные выборы президента России, разделить исполнительную, законодательную и судебную ветви власти; создать Госбанк РСФСР и развивать систему коммерческих банков, законодательно закрепить республиканскую собственность и остановить перекачку средств, заработанных Россией, в союзный бюджет и другим республикам; вести самостоятельную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, заключать прямые договоры РСФСР с другими советскими республиками и зарубежными странами. При этом Ельцин неоднократно подчеркивал это и во время, и после выборов: речи о выходе РСФСР из состава Советского Союза не шло.
Осознавая беспрецедентную популярность Бориса Николаевича, свердловская партийная номенклатура не рискует оказывать ему существенного сопротивления. Примечательные факты: уже через день после приезда в Свердловск он встречается с руководителями крупных партийных организаций города, встреча проходит в горкоме КПСС. Обком предлагает ему разместить свой избирательный штаб в лучшей гостинице города — «Октябрьской». Правда, опытный и осторожный Ельцин предпочтет обычную меблированную квартиру. На встречах Ельцина с избирателями залы — битком. Если позволяют технические условия, на улицу выводят трансляцию. По результатам выборов 4 марта Ельцин ожидаемо одерживает победу: свое доверие ему оказали 84% проголосовавших.
В целом по России депутатский корпус обновился на 94%, причем лишь 16 депутатов — старше 60 лет. Мандаты кандидатов от реформаторского блока «Демократическая Россия» и от консервативного блока «Коммунисты России» распределились практически поровну: по 400-450 голосов. Борьба на Первом Съезде народных депутатов РСФСР, открывшемся 16 мая, пошла за голоса «непримкнувших».
Победа на волоске
Стремясь не допустить избрания Бориса Ельцина спикером российского парламента, то есть главой РСФСР, горбачевское Политбюро ЦК КПСС пытается перехватить у него политическую инициативу. Председатель республиканского Совета министров Александр Власов, намеченный соперником Ельцина, в речи на съезде тоже призывает к утверждению российского суверенитета, к разграничению с союзным центром собственности и полномочий («наша позиция — все, что находится на территории России, целиком и полностью должно принадлежать ее народам»). За оформление суверенитета и взаимовыгодные отношения с Центром выступает и Виталий Воротников — член Политбюро, предшественник Власова на посту российского премьера и, до мартовских выборов, председатель Верховного Совета РСФСР.
Однако прием не прошел. Выступление Ельцина конкретнее и радикальнее: основу республиканской собственности, которая используется исключительно в интересах России, должны составить «земля, недра, воздушный бассейн, лесные, водные и другие природные ресурсы, предприятия, вся производимая продукция, весь научно-технический и интеллектуальный потенциал», Россия сама должна решать, какие функции и собственность передавать Центру, союзные акты не должны противоречить Конституции и законодательству РСФСР. В то же время Ельцин заверяет, что готов к деловому и плодотворному сотрудничеству с Горбачевым: как говорится, «ничего личного».
Михаил Горбачев, незадолго до этого избранный народными депутатами СССР первым советским президентом, при этом оставаясь генеральным секретарем ЦК КПСС, полновластным руководителем державы, прибывает на Съезд, клеймит отступника Ельцина и… добавляет тому политических очков. В первом туре выборов спикера российского парламента Александр Власов проигрывает. Но и Ельцин не набирает необходимого для победы числа голосов.
Перед следующим туром голосования Кремль меняет тактику и выставляет против него одиозного партийного функционера, ярого противника реформ, ортодоксального секретаря Краснодарского обкома партии Ивана Полозкова (вскоре он возглавит созданную Коммунистическую партию РСФСР). Но и Полозков дважды проигрывает Ельцину. Политбюро возвращается к кандидатуре более умеренного Власова. Депутатов-коммунистов вызывают в Кремль и «накачивают» дисциплинированно голосовать за него, Горбачев лично приезжает на «инструктаж» перед отлетом в Канаду.
Не помогает и это. Из гостиницы «Россия» на заседания Съезда депутаты идут сквозь толпу, которая проводит им свой «инструктаж», требуя избрания Ельцина. 29 мая Борис Николаевич становится председателем Верховного Совета РСФСР, при необходимых для этого 532 голосах он получает 535. Судьба, как много раз в жизни Бориса Николаевича, висела на волоске. «Раздался гром оваций, и десятки телекамер, сотни глаз обратились на Ельцина. Он встал с места — две-три секунды растерянности — и, сопровождаемый аплодисментами, прошел в президиум и занял кресло председательствующего», — вспоминал депутат из Свердловска Владимир Исаков.
12 июня новый председатель поставил свою подпись под Декларацией о государственном суверенитете РСФСР. Именно ее принятие абсолютным большинством депутатов (907 — за, 22 — против и воздержались) стало настоящей кульминацией Съезда: идею суверенитета («в составе обновленного Союза ССР») поддерживали народные избранники всех направлений.
500 дней до счастья
Разразившийся вскоре после этого острый политический конфликт между союзным и российским руководством показал: Декларация была жизненно необходима России. Советский Союз шел прямой дорогой к экономическому банкротству, а советский народ — к нищете и голоду. В дефиците все — продукты питания, даже хлеб, мыло и стиральный порошок, одежда и обувь. В стране уже несколько лет действовала карточная система: на месяц — полкило мяса и муки, 300 граммов макаронных изделий, 130 граммов мыла… Чтобы отоварить «талоны», люди выстраивались в огромные очереди, но часто уходили ни с чем.
В городах — Москве, Ленинграде, Ярославле, Свердловске и других — начались водочные и табачные бунты.
Люди сминали милицейские заслоны, блокировали улицы, жгли костры, грабили магазины. Первый секретарь Ленинградского обкома Борис Гидаспов признавался: «Утром еду на работу — смотрю на хвосты [очередей] в сто, тысячу человек и думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине — и в Ленинграде начнется контрреволюция, и мы не спасем страну». В Челябинске «трахнули»: в ходе беспорядков, длившихся несколько дней, озлобленные горожане разгромили Курчатовский райисполком, закидали булыжниками и разломали несколько автобусов и троллейбусов.
Лидерам России спасение виделось в программе рыночных реформ «Мандат доверия на 500 дней» (затем укрепилось сокращенное название — «500 дней»), которую разработала команда академика Станислава Шаталина и 38-летнего экономиста из аппарата Совета министров СССР Григория Явлинского. Программа предусматривала: освобождение цен, денежную и налоговую реформу, сокращение государственных дотаций неэффективным предприятиям, приватизацию мелких и средних предприятий, куплю-продажу земли. При сохранении единой оборонной политики, единого экономического союза и единой валюты советских республик.
Программа была поддержана значительной частью российских депутатов. Явлинский стал заместителем председателя правительства РСФСР (которое, к слову сказать, постановлением Ельцина было выведено из подчинения Совету министров СССР) и возглавил Государственную комиссию по экономической реформе. В конце июля программу поддержал и Михаил Горбачев. На встрече с президентом СССР Борис Ельцин выразил уверенность, что к реализации «500 дней» присоединятся и другие республики. «Экономика России теснейшим образом была интегрирована в экономику Союза. Во многих случаях Россия выступала как начальное звено в технологической цепочке производства продукции, обеспечивала Союз металлом, лесом, нефтью и газом, а заключительные стадии производства осуществлялись в других союзных республиках. Разрыв экономических связей с ними был чреват ухудшением экономического положения России», — объясняют заинтересованность Ельцина авторы его биографии «Человек перемен».
Вместе с тем новоизбранный председатель российского парламента выдвинул условие: осуществление реформ должен взять на себя специальный объединенный комитет при президенте СССР, так как правительство (еще одного бывшего свердловчанина) Николая Рыжкова скомпрометировало себя некомпетентностью, нерешительностью и бездействием и на преобразования неспособно.
Никаких компромиссов
«Медовый месяц» Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, как и положено по срокам, длился до конца августа. Политбюро и лично Николай Рыжков «насели» на президента-генсека: Ельцин готовит мятеж, стремится свергнуть Горбачева и захватить власть в СССР, свернуть с социалистического пути (для Михаила Сергеевича «социалистический выбор, сделанный в 1917 году», оставался неприкосновенной святыней). Противоположная версия: Ельцин идет к разрушению Союза. Определенная подоплека в подозрениях и обвинениях была: в своих выступлениях Ельцин заявлял, что после подписания нового Союзного договора положение президента СССР сведется к «роли британской королевы».
Принципиальное политическое отличие: программа Шаталина-Явлинского говорила о реформах «снизу», по инициативе республик и в формате их конфедерации, то есть «союза суверенных государств»; альтернативная ей программа Рыжкова и академика Леонида Абалкина ставила республики под привычный диктат союзного правительства, в рамках фактически унитарного «союзного» государства: по логике Рыжкова и Абалкина, в ведении Союза оставались оборона, граница, госбезопасность, оборонная промышленность, внешняя и внешнеэкономическая политика, таможня и экспорт, обеспечение прав и свобод человека, экономического развития, владение золотым запасом и алмазным фондом, единая финансово-кредитная система, денежное обращение и ценообразование, космос, системы коммуникаций, научно-технический прогресс, сохранение природной среды, предотвращение и преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Премьер Рыжков требовал сохранить федерацию, «укрепить исполнительную власть по вертикали», пойти «на всю полноту президентской власти», «выдвинуть чрезвычайные предложения». «Противно смотреть, с каким придыханием дикторша произносит имя Ельцина! Убрать половину людей с телевидения! Из газет повыгонять всех этих! Нужно показать власть! Снимать и снимать тех, кто ее подрывает, кто не выполняет ее решений! Иначе дождемся того, что нас в лучшем случае расстреляют, а в худшем — повесят на фонарных столбах», — горячился он на заседании Президентского совета.
В конце концов Горбачев в присущей ему манере «компромисса» распорядился «скрестить» программу «500 дней» с куда более умеренной и осторожной, с сохранением принципов плановой экономики, программой Рыжкова-Абалкина, которая уже была представлена Верховному Совету СССР. При этом, например, о частной собственности на землю в программе президента-социалиста, сделавшего первые трудовые шаги в колхозе, не было ни слова.
Ельцин охарактеризовал решение Горбачева как попытку «соединить амперы и километры».
Это невозможно, отрезал российский лидер. Союзные ведомства «откровенно саботируют» разграничение союзной и республиканской собственности, аргументировал он, «стремятся любой ценой сохранить контроль над материально-техническими ресурсами и продовольствием, чтобы продолжать распоряжаться ими». «Корпоративный интерес чиновников оказывается выше интересов России… Главные усилия Центра направлены на то, чтобы не допустить укрепления экономической основы нашего суверенитета», — рубил глава России.
При этом, подчеркивал Ельцин, РСФСР производит 60% союзного ВВП, субсидирует союзный бюджет на 30 млрд долларов в год, а по уровню жизни находится на последнем месте среди всех союзных республик, России достаются крохи от экспорта российских предприятий. Украина и Белоруссия — члены ООН, а Россия — нет. Даже собственных телевидения, радио, информагентства нет у России.
11 сентября парламент России утвердил программу «500 дней» (а через месяц, в ситуации накаляющегося противостояния, призвал поддержать ее и граждан России). Началась «война законов»: Центр отменял республиканские, российские власти не признавали союзные. И Декларация о государственном суверенитете РСФСР сыграла здесь решающую роль: «россияне» опирались на легитимный юридический документ, одобренный всенародно избранными депутатами. И хоть до настоящей реализации программы «500 дней» так и не дошло, благодаря своему суверенитету Россия сумела защитить себя от посягательств «старомодного» союзного правительства.
Сепаратизм не пройдет
Вслед за провозглашением суверенитета России о своих суверенитетах стали заявлять не только союзные республики (в хронологическом порядке — Молдавия, Украина, Узбекистан, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Казахстан), но и автономии внутри РСФСР: Карелия, Татарстан, Удмуртия, Якутия, Башкирия, Бурятия, Калмыкия, Марийская, Чувашская автономии, Адыгея, Корякский, Коми-Пермяцкий, Горно-Алтайский и Ямало-Ненецкий АО. Некоторые возжелали участвовать в разработке и заключении нового Союзного договора наравне с «большими» республиками.
Кремль и Политбюро охотно подогревали эти амбиции. Еще 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон, по которому автономии в своем статусе вставали в один ряд с союзными республиками и, таким образом, выходили из подчинения им. Осуществление этого закона грозило развалом России, но зато давало дополнительную надежду на сохранение СССР и действующего советского руководства.
Летом, в ходе трехнедельной поездки по России, от Камчатки и Воркуты до Поволжья, Борис Ельцин неоднократно сталкивался с проявлениями национализма и сепаратизма.
В Казани его встретили с плакатом «Мы в Россию не входили!» В тот же день Ельцин произнес ставшее легендарным: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить!» Чуть позже те же слова он произнес в Уфе. И так, образно говоря, потушив огонь пожаром, спас Россию от возможного распада.
В интервью публицисту Олегу Морозу Геннадий Бурбулис, тогда — ближайший соратник Ельцина, пояснил: «Мы не можем ничем помочь республикам. У нас нет ни денег, ни ресурсов. Единственное, что мы можем дать руководителям республик — что-то такое, что могло бы стимулировать у них внутреннюю мотивацию для самостоятельного поиска путей выживания. Этим „что-то“ и была идея суверенитета».
Декларация о государственном суверенитете РСФСР и здесь выступила краеугольным камнем, поскольку наряду с расширением прав регионов провозглашала территориальную целостность республики и примат российских законов над союзными.
Использованы материалы книг:
— М. Зезина, О. Малышева, Ф. Малхозова, Р. Пихоя, «Человек перемен. Исследование политической биографии Б. Н. Ельцина», Москва, издательство «Новый хронограф», 2011,
— Т. Колтон, «Ельцин», Москва, издательство «КоЛибри», 2013,
— Б. Минаев, «Ельцин» (серия ЖЗЛ), Москва, издательство «Молодая гвардия», 2014,
— О. Мороз, «Крах большевистской империи», Москва, издательство «Политическая энциклопедия», 2016.