Российская федерация как правовое государство
Понятие правового государства
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Теория правового государства
Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.
Правовое государство основывается на принципах:
закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;
права граждан защищены государством;
держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.
Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.
Этапы формирования правового государства:
Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.
Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.
Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.
Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.
Основные характеристики правового государства
Выделяют несколько основных принципов правового государства:
верховенство закона на всей территории страны;
соблюдение принципа разделения властей;
взаимная ответственность личности и государства;
гарантии прав и свобод личности.
Разберем каждый из этих принципов более подробно.
Верховенство закона на всей территории страны
Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.
Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.
Принципы верховенства закона:
Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.
Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.
Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.
Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.
Соблюдение принципа разделения властей
Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:
Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.
Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.
Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.
Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Взаимная ответственность личности и государства
Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.
От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.
При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.
Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется
в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;
в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.
Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
Гарантии прав и свобод личности
Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.
В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.
Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.
Организация власти в правовом государстве
У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:
идеологический и политический плюрализм;
принцип выборности органов власти и должностных лиц;
стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
недопущение монополизма в политике и экономике.
Раскроем суть каждого из этих принципов.
Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.
Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.
Принцип выборности органов власти и должностных лиц
Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка
Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.
Основные способы обеспечения законности и правопорядка:
контроль над законностью решений судов;
надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;
создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.
Недопущение монополизма в политике и экономике
Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.
Рейтинг правовых государств за 2012 год
Ограничение полномочий правительства
Борьба с коррупцией
Порядок и безопасность
Вопросы для самопроверки
Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?
Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?
Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?
К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?
Что означает взаимная ответственность личности и государства?
Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.
Российская Федерация, как правовое государство
Рубрика | Политология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.09.2015 |
Размер файла | 247,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНЗДРАВ РОССИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России)
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»
Выполнил: студент 110 группы лечебного факультета Ан А.С.
1. Понятие правового государства
2. Российская Федерация, как правовое государство
власть право политический
Понятие «Правовое государство» можно встретить в разных учебных дисциплинах: истории, философии, правоведении, обществознании. На мой взгляд, это объясняется тем, что данное понятие подходит для описания идеального государственного устройства, основанного на верховенстве права.
Если открыть словарь или воспользоваться ресурсами Интернета, то можно встретить разные определения понятия правового государства, однако все они содержат в себе один посыл, одну идею.
1. Понятие правового государства
Прежде чем разбираться, является ли Россия правовым государством, стоит дать определение данному понятию.
Характерные признаки правового государства:
ь Господство права и закона во всех сферах жизни
ь Все равны перед этим законом
ь Вся деятельность государства основана на праве
ь Строгое соблюдение законов посредством контролирующих органов (суд, прокуратура, налоговая и т.д.)
ь Разделение власти на три ветви
ь Признание и реализация прав и свобод человека. Они считаются высшей ценностью, обеспечивается их правовая и социальная защищенность.
ь Взаимная ответственность гражданина и государства
ь Политическое и идеологическое многообразие
2. Российская Федерация, как правовое государство
Теперь стоит разобраться, является ли РФ правовым государством?
Собственно, почему мы должны верить Конституции?
· Обладает наивысшей юридической силой
· Ограничивает государственную власть
· Обеспечивает и поддерживает стабильный порядок в стране
· Содержит фундаментальные основы того, как будет функционировать госудраство
· Определяет органы власти (включая то, как они будут избираться, и какими полномочиями будут наделены)
· Определяет права и свободы граждан
· Определяет взаимную ответственность и обязанность между государством и гражданином
Все выше изложенное характерно для правового государства.
Далее, в Российской Федерации есть характерное для правового государства разделение властей.
Власть в области законодательства
Публичная власть: система государственных органов, осуществляющая управление государственными делами
Орган правосудия. Гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания
Издает и разрабатывает НПА, куда входят подзаконные акты
Контролирует исполнение общепринятых норм, законов
Применяет меры принуждения к лицам, нарушившим закон
Правительству (федеральные министерства, агентства и службы)
Суды (Конституционный суд РФ, Верховный суд, Арбитражный суд, Конституционные суды субъектов)
Важная роль в системе противовесов и сдержек отводится главе государства.
Говоря о реализации прав человека, стоит сказать, что Государственная Дума (законодательная власть, избранная народом) может объявить импичмент Президенту. Это значит, что в случае проявления недоверия к главе государства Совет Федерации может добиться отставки Президента путем сложного процесса:
Однако в компетенции Президента распустить Государственную Думу.
В соответствии с этим возникает вопрос о полноте действия системы сдержек и баланса взаимодействия всех трех ветвей власти. Стоит сделать вывод, что на данном этапе Россия на пути совершенствования принципа разделения властей, который пока воплощается в РФ специфическим образом. А значит в полной мере к правовому государству не относится.
Все же все это обуславливает принцип взаимной ответственности между государством и гражданином. Для правового государства характерны такие взаимоотношения с гражданами, при которых государственные органы:
Ш Ответственны перед человеком и гражданином
Ш Рассматривают в качестве высшей ценности:
Ш Обеспечивают и защищают права и свободы человека и гражданина
Но не только со стороны государства направлена такая деятельность, граждане в свою очередь так же несут ответственность перед государством.
Поэтому государство в исключительных случаях (нарушение закона) может ограничивать свободу граждан, а граждане в свою очередь могут предъявить претензии государству за неисправную, несправедливую, неправомерную работу органов власти. В данном случае государство и гражданин связаны с помощью закона (права). Право обеспечивает и одну и другую сторону такими возможностями.
Осознание гражданами ответственности приобретает особое значение, поскольку исторически сложилось так что, со времен антидемократизма в сознаниях граждан развилось безразличие к делам государства и отстраненность к делам общества. Поэтому важно отметить, что граждане должны проявлять уважение по отношению к государственной власти, которую сами же избрали и быть активными в решении вопросов по развитию страны и заинтересованными во всех сферах жизни общества. От этого во многом зависит судьба государства.
Следовательно, правовое государство возможно только там, где присутствует правовая культура, т.е. сами граждане не нарушают закон и понимают, как важно безусловное уважение закона. Также важно понимать, что правовое государство гарантирует справедливость и правовую защищенность прав и свобод человека, как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами, т.е. в общественных отношениях.
Так, как обстоят дела в России?
В Конституции РФ есть 2 глава «Права и свободы человека и гражданина».
Судя по названию главы, можно догадаться, что РФ гарантирует гражданину права и свободы человека.
Так, например, ст. 20 п.1 Конституции гарантирует, что «Каждый имеет право на жизнь»; ст. 21 п.2: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. ». Как мы уже говорили, формальность этих законов ничего не значит.
Разберемся, как они обеспечиваются и регулируются.
Хочется сделать, вывод, что, несмотря на гарантию прав и свобод человека, защита и обеспечение их производятся с «прорехами». Значит, вновь РФ не в полной мере соответствует правовому государству.
Рассмотрим политическое и идеологическое многообразие в России
Таблица 2 Многообразие в РФ
Существование в обществе различных, даже противоположных, взглядов, идей и теорий во всех сферах жизни.
Каждый имеет право создавать, развивать и защищать свои идеи и взгляды
· Является неотъемлемой часть прав человека на свободу мысли слова, вероисповедания.
· Ни одна религия не является официальной. Государство отделено от религии.
· Никакая идеология не является обязательной (государство не должно подчинять какому-либо идеологическому направлению)
Свободное образование и деятельность политических партий
· Выражают волю населения или отдельных групп
· Выступают в роли соединительного звена между индивидом и государством
· Руководящей партии НЕ существует
Но свобода идеологического и политического многообразия не безгранична. Конституция устанавливает определенные рамки и запрет создания таких идеологий и партий, деятельность которых направлена на:
Экстремистские действия (крайние, насильственные, например, террористические акты).
Разжигание социальных, расовых, национальных, религиозных ссор и войн.
Причинение опасности государству и обществу.
Нарушение единства (целостности) страны.
Стоит сделать вывод, что правовое государство, согласно своей идее, создается с целью удовлетворения потребностей общества, достижения общих целей и решения поставленных задач по улучшению жизни своих граждан и развитию страны. Так как гражданин является составляющей общества, то можно сказать, что государство удовлетворяет интересы одного гражданина. Но угодить всем, абсолютно точно не возможно. Особенно, если учесть, что Россия многонациональная с обширной территорией страна. Поэтому рассматривать РФ, как идеализированное правовое государство нельзя. В России все же деятельность государства направлена на достижение лучшей жизни своих граждан, обеспечение прав и свобод человека.
Основываясь на всех выводах сделанных ранее, можно сказать, что Россия не относится к правовому государству. Однако стоит задать вопрос: «Существует ли вообще правовое государство?». Я считаю, что совершенного правового государства не существует. Данное понятие существует, как идеализированное представление об образцовом государстве, как стимул к совершенствованию государственного устройства.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
контрольная работа [37,6 K], добавлен 05.04.2015
Государство: понятие, признаки, функции. Монархия и ее формы. Республика и ее формы. Унитарное государство, федерация, конфедерация. Правовое государство. Государство и гражданское общество. Понятие, сущность и основные черты правового государства.
реферат [126,3 K], добавлен 13.12.2008
Анализ структуры и признаков политической власти, осуществляемой через государство в системе политических партий, организаций и движений. Характеристика особенностей видов власти по их основному предназначению: законодательной, исполнительной и судебной.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 25.02.2012
Характеристика политической системы современной России; полномочия ветвей власти. Правительство как высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Необходимость защиты государством прав и свобод человека. Деятельность государственной Думы.
контрольная работа [40,1 K], добавлен 05.06.2011
Возникновение целостной концепции правового государства. Сущность, основные принципы, функции правового государства. Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности. Становление правового государства и гражданского общества в России.
реферат [31,6 K], добавлен 12.02.2010
Понятие, главные признаки и общая классификация органов государственной власти. Актуальность формирования имиджа. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти РФ. Коммуникативная компетентность госслужащего как фактор его положительного имиджа.
контрольная работа [1,9 M], добавлен 19.03.2014
Сущность государства. Исторические рубежи в развитии государства. Правовое социальное государство. Отличительные черты правового государства. Соотношение социального и правового принципов. Устройство современного государства. Формы правления.
реферат [36,2 K], добавлен 14.04.2007