Российская федерация как социальное государство
Российская Федерация как социальное государство на современном этапе
В Конституции РФ установлены следующие социальные права:
– право в сфере труда (на свободу труда, его вознаграждение, труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены и др. – ст. 37) [1];
– право на отдых (ч. 5 ст. 37) [1];
– право на социальное обеспечение (ст. 39) [1];
– право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39) [1];
– право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39) [1];
– право на жилище (ст. 40) [1];
– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1];
– право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) [1];
– право на создание профессиональных союзов или иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30) [1].
Права человека определяются не только конституционными законами, но и соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, которая была принята на заседании Генеральной Ассамблеи ООН после завершения Второй Мировой войны, а также социальные права человека регулируются другими документами международного уровня. Социальные права гражданина являются юридической категорией, так как находятся под охраной государства. Они даются только тем людям, находящимся в правовых отношениях с государством — его гражданам.
Одной из важнейших задач Российской Федерации является обязанность защиты социальных прав своих граждан, ведь её социальная суть заключается в том, чтобы вовлечь индивидов в социальную жизнь посредством снятия каких-либо препятствий, которые возникают у гражданина, не позволяющих ему преодолеть их без помощи государства. Россия объявляет о своей готовности защищать социальные права всеми средствами и способами, которые находятся в его распоряжении, так как социальные права граждан не доступны никаким силам общества, кроме государства, ведь его полномочия абсолютны в данной сфере жизни общества.
Действительно ли Россия является социальным государством, даже если социальные права человека находятся под охраной государства?
У социального государства есть свои признаки, которые характеризуют его.
Само социальное государство ( данное понятие впервые ввел Л. фон Штейн ) означает новый этап в развитии государства, ставший возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности и т.д.
Социальное государство обладает следующими признаками:
1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, которое гарантирует достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год [2].
2. Социальное равенство. Его следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих [2].
3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание. К средствам социальной помощи относят пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов [2].
За последние несколько лет уровень бедности в стране значительно вырос, и российская власть предпринимает минимальные шаги по устранению этих проблем. Как мы знаем, максимальный размер пособия по безработице в России, установленный Правительством России составляет всего 4900 рублей в месяц, учитывая при этом постоянное удорожание продуктов питания, ЖКХ, прочих товаров. Подобная ситуация происходит и с пенсиями по старости и инвалидности, поскольку их размеры также довольно низкие [3].
В России существует проблема с трудоустройством лиц, которые освободились из мест лишения свободы или имеют непогашенную судимость. Работодатели чаще всего негативно относятся к данной категории граждан, и в большинстве случаев отказывают им в трудоустройстве, что в результате толкает их на совершение новых преступлений. Таким образом проблема социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в исправительном учреждении остается до сих пор не решенной [3].
По поводу справедливого распределения доходов между населением и устранения социального неравенства можно сказать, что доходы лиц, владеющих крупными нефтегазодобывающими предприятиями, металлургическими предприятиями, банками, инвестиционными фондами, многократно превышают доходы большинства населения страны — по статистическим данным средняя заработная плата в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц. Проблема обстоит настолько остро, что вызывает ненависть и гнев со стороны рабочих слоев населения [3].
Не так давно прозвучала информация о попытке ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными, который предложили депутаты. Министерство труда считает, что безработные граждане должны оплачивать услуги врачей в государственных учреждениях здравоохранения. По сути, это нарушает право на бесплатную медицинскую помощь. Также в любом государстве, которое считает себя социальным, медицина должна быть доступна для населения, либо вовсе должна оказываться бесплатно [3].
Исходя из всех вышеперечисленных социальных проблем можно ли сделать вывод, что Российская Федерация является социальным государством? Возможно, у Вас появится мысль, что Россия не соответствует положениям ст. 7 Конституции и не является социальным государством. Но во многих странах существует такие же проблемы, как и в России, и это не повод лишать этих стран статуса социального государства, так как вопросы решаемы. И Россия не является исключением, потому что она на пути изменения и решения насущных вопросов, о чем говорят недавно предпринятые законы (социальная поддержка пенсионеров, ветеранов и многодетных семей, защита граждан от квартирных и банковских мошенников и усиление безопасности на дорогах, обеспечение доступа родственников в реанимацию и закон о паллиативной помощи, отмена налоговых льгот на пальмовое масло и развитие российского АПК и др.).
[1]Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Раздел первый, главы 1-2.
[2]Социальное государство / В.Е.Чиркин // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Россия как социальное государство
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.
Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Такое положение обеспечивает свободу труда, но ставит под сомнение возможность каждому человеку заботиться о получении трудового дохода. Правда, в Конституции есть право на защиту от безработицы (ст. 37).
Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т.д., а также, к особого рода, расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение. Демократическое социальное государство стремится к равенству граждан на основе роста благосостояния.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования.
Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий ииных гарантий социальной защиты.
1. Охрана труда и здоровья людей. В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.
Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание самостоятельности республик в составе Российской Федерации, краев, областей; обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.
2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.
3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.Брак в Российской Федерации основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья отражает состояние психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. При этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
5. Установление государственных пенсий, пособий, и иных гарантий социальной защиты.Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.
Задание № 7 к вопросу лекции «Сделки в гражданском праве»: 2 балла.
Виды аренды:
Классификация аренды на финансовую и операционную зависит от сути операции, а не от юридической формы договора. Аренда земельных участков и зданий классифицируется как финансовая или операционная в том же порядке, как и аренда других активов.
Задание № 8 к вопросу лекции «Уголовные преступления: понятие и виды»: 2 балла.
— небольшой тяжести (клевета):
— средней тяжести (кража):
— тяжких (изнасилование):
· Три примерных семьянина изнасиловали 30-летнюю женщину,
· По информации МВД России, подозреваемый в изнасиловании девочки служил в полиции в звании капитана.
— особо тяжких (убийство):
Задание 9. В социальном государстве у граждан есть такое социальное право, как право на получение образования. Какие общественные отношения, складывающиеся в сфере образования, регулируются: (2 балла)
· Административным правом? Образовательные учреждения, Иные организации, осуществляющие свои функции в сфере образования, Общественные иные некоммерческие организации, связанные с развитием образования
· Гражданским правом? Образовательные правоотношения возникают между учащимися (их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением учеником общей или профессионального образования, которая подтверждается специальным документом.
· Трудовым правом? Право на занятие педагогической деятельностью. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям в образовательных учреждений. Правовой статус молодых специалистов.
Задание 10. (1 балл).
Общество | совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности |
Базис | совокупность исторически сложившихся производственных отношений |
Форма государственного устройства | совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения |
Надстройка | совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений |
Государство | политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом |
Суверенитет | политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политической деятельности |
Форма государства | совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность |
Право | совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью социальных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе |
Политический режим | совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти |
Задание 11. Укажите не менее трех примеров того, каким образом УК РФ защищает права несовершеннолетних. (1 балл).
«каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (ст. 24)».
«ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения(Декларация прав ребёнка)»
«каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (ст. 24)
Задание 12. приведите примеры взаимодействия (2 балла):
— уголовного права и конституционного права:1) конституция имеет юридическую силу при формировании и реализации задач уголовной политики; 2) является исходной правовой базой для принципов правосудия, при этом конституционное регулирование распространяется на все формы правосудия; 3) обеспечивает единство уголовной политики; 4) устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, которые
служат ориентиром для уголовной политики; 5) устанавливает разделение властей, рационализирует уголовную политику».
— уголовного и трудового права; в охране трудовых и производственных прав граждан, безопасных условий их труда в сфере взаимодействия с техникой и транспортом наиболее ощутимы грани сопредельности уголовного и трудового права.
— уголовного и семейного права; современное уголовное право России не знает понятия «семейных» хищений и иных имущественных преступлений, совершаемых одним членом семьи против другого либо других. Действующий УК специально не регулирует вопросы ответственности за имущественные посягательства в сфере семейных отношений. Аналогично и в уголовно-процессуальном законодательстве РФ ничего не говорится о порядке привлечения к уголовной ответственности за преступления в области имущественных отношений членов семьи. Между тем этот вопрос заслуживает самого пристального внимания, так как имеет и научный, и практический интерес. Кражи, вымогательство, грабежи, уничтожение вещей — вот неполный перечень имущественных посягательств, нередко совершаемых в сфере семьи и направленных против материальных интересов ее членов.
— уголовного и административного права; взаимодействие уголовного и административного права при решении проблемы о разграничении преступлений и административных правонарушений, о соотношении административных и уголовно-правовых санкций, при законодательном «переводе» административных правонарушений в ранг преступлений или наоборот. Связь между уголовным и административным правом в недалеком прошлом проявлялась в том, что в ряде норм уголовного права в качестве необходимого условия уголовной ответственности являлась административная преюдиция-предварительное привлечение виновного к административной ответственности.
Российская Федерация – социальное государство
Государство считается социальным, если в его основе лежат принципы социальной справедливости и оно возлагает на себя обязательства обеспечивать достойное существование своих граждан.
Концепция такого государства заключается в возможности и обязанности каждого взрослого дееспособного гражданина содержать как себя, так и свою семью. Государство может вмешиваться только тогда, когда указанные потребности граждан не удовлетворяются по причине объективных обстоятельств, которые не зависят от их воли (инвалидность, отсутствие работы и тому подобное).
Российская Федерация — социальное государство
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена в сторону обеспечения условий для достойной жизни граждан, а также их свободного развития. В этом заключается государственная цель и программа деятельности, ориентированные (на уровне Конституции) на социальный характер функционирования. При этом наблюдается прочная связь между демократическим/правовым характером государства и его социальным предназначением.
Цель положений Конституции России заключается в обеспечении политикой государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые смогут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку малоимущих граждан, а также социально незащищенных.
Вторая часть статьи 7 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации содержит перечень главных обязательств, которые государство несет перед своими гражданами. Так, среди них упоминаются:
Российская Федерация обладает следующими базовыми конституционно-правовыми характеристиками, которые обозначают ее как социальное государство:
Обязательства социального государства
В главе 2 Конституции Российской Федерации содержатся основные гражданские и человеческие права/свободы, а социальные обязательства получают развитие. В заботы государства входит обеспечение гражданам: безопасных условий труда, полноценного отдыха, жилищных условий, возможности получить образование, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, включая поощрение действий, улучшающих экологическую ситуацию. В социальном государстве такие отрасли, как наука, образование, здравоохранение, культура, воспитание поддерживаются органами государственной власти с применением средств госбюджета.
В демократических условиях социальным государством предоставляется большой простор всяким общественным силам, желающим предоставлять помощь тем слоям населения, которые являются социально необеспеченными. В статье 39 Конституции упоминается о том, что в РФ поощряются дополнительные формы соцобеспечения, а также благотворительность.
Положения Конституции Российской Федерации, в которых обозначены положения ее социальных природы и политики уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, президентских указов и подзаконных нормативных правовых актов. К подобным федеральным законам относятся:
Эти законы, а также многие другие подвергаются периодическим обновлениям и совершенствованиям.
Основные принципы социальной политики Российской Федерации
В России социальные функции осуществляются на федеральном, региональном (для субъектов страны) и муниципальном уровнях.
К основным принципам социальной политики РФ, которые обусловлены ее природой как социального государства относятся:
Так адресность (то есть дифференциация) помощи отдельным категориям граждан обеспечивается посредством получения ими дополнительных льгот, бесплатных услуг или существенных скидок на них, спецпособий, компенсаций.
В становлении Российской Федерации как социального государства большое значение играет утверждение принципов социально ответственного бизнеса. Это на данный момент имеет всего лишь постановочный характер, так как пока еще не принято соответствующее законодательство, которое бы определило подобные принципы и формы ответственности.
Наличие довольно обширного круга социальных проблем в обществе говорит о том, что текущая политика страны как социального государства первоначально должна направляться на создание условий для граждан, обеспечивающих им достойную жизнь, свободное развитие, социальную справедливость и настоящее равноправие. Это может быть достигнуто, когда государство не только закрепляет за гражданами неотъемлемые соцправа, но также формирует реальный механизм, который позволит пользоваться ими на принципах социального государства.