Рудн русский как иностранный
Преподавание русского языка как иностранного
В настоящее время наблюдается возрастание роли русского языка в мире. Это связано с активным участием России в международной жизни от науки до искусства, от торговли до борьбы с терроризмом, от туризма до образования.
Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин
Обучение русскому языку как иностранному и общеобразовательным предметам иностранных слушателей, планирующих получать высшее образование на русском языке в РУДН или других вузах России.
Кафедра Русского языка №1
Кафедра Русского языка №2
Кафедра Русского языка №3
Кафедры основных факультетов и институтов
Кафедра русского языка и методики его преподавания
Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации Факультета гуманитарных и социальных наук (ФГСН)
Обучение русскому языку иностранных студентов ФГСН всех специальностей Программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Разработка авторским коллективом кафедры (В.П. Синячкин, В.В. Дронов и А.В. Тряпельников) цикла учебников для преподавания русского языка детям в условиях отсутствия языковой среды
Кафедра русского языка Медицинского института
Обучение российских и иностранных студентов Медицинского и Аграрно-технологического институтов РУДН дисциплинам «Русский язык как иностранный», «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Межличностное общение и коммуникации».
Обучение ведется на русском и английском языках.
Куриленко Виктория Борисовна / Заведующая кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра русского языка Юридического института
Обучение иностранных студентов русскому языку.
Преподаватели ФРЯиОД регулярно проводят в центрах и школах дополнительного образования за рубежом.
Семинары методической поддержки для учителей русского языка.
Авторский семинар «Мамина школа» для родителей детей-билингвов, изучающих русский язык в условиях отсутствия языковой среды.
Авторский коллектив факультета разработал уникальные тесты для определения уровня владения русским языком у детей-билингвов. Тесты проводятся в школах дополнительного образования в Великобритании, Италии, Франции и Македонии. По результатам тестирования выдается сертификат образца РУДН. Авторский коллектив факультета разработал уникальные тесты для определения уровня владения русским языком у детей-билингвов. Тесты проводятся в школах дополнительного образования в Великобритании, Италии, Франции и Македонии. По результатам тестирования выдается сертификат образца РУДН.
Сейчас он называется Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯиОД). На всех остальных факультетах университета занятия начались только через год, в 1961, потому что иностранным студентам нужно было выучить русский язык, чтобы они могли учиться и понимать преподавателей.
Именно с подготовительного факультета началась история преподавания русского языка как иностранного. Была основана кафедра русского как иностранного (РКИ), где разработали методику преподавания русского языка как иностранного. Именно эта методику сейчас используют для обучения иностранцев русскому языку.
Для обучения применялись уникальные авторские разработки преподавателей РУДН, в том числе М.Л. Новиковой. Космонавты занимались по самому известному в мире учебнику С.А. Хаврониной и А.И. Широченской «Русский язык в упражнениях», а также по учебникам ведущих издательств в области РКИ;
Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин до сих пор является одним из главных центров обучения иностранных студентов в России по программам предвузовской подготовки. Подготовка ведется не только по русскому языку, но и по общеобразовательным дисциплинам. В течение одного года иностранцы изучают русский на таком уровне, чтобы не только общаться на этом языке, но и обучаться в вузе вместе с носителями языка.
Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин — начальная ступень адаптации и изучения русского языка для иностранных студентов. На факультете подготовлено более 20 тысяч иностранных учащихся. Каждый год на факультете обучается более 700 студентов из 150 зарубежных стран. Факультет готовит студентов к обучению по 62 направлениям и специальностям.
Обучение на факультете проводится в группах по 8-10 человек на занятиях по русскому языку и по 16-20 человек не занятиях по обществознательным предметам.
Русский язык как иностранный
О профессии
Преподаватель РКИ – специализация, которой славится РУДН. Эта профессия предполагает обучение иноязычных студентов (детей и взрослых), для которых русский язык является иностранным, неродным или вторым родным.
Важнейшей задачей преподавателя РКИ является не только обучение русскому языку, его структуре и умению общаться, но и погружение обучаемого в культуру, историю и традиции России, интеграция в русское социокультурное пространство.
Данная программа направлена на подготовку специалистов в межкультурной коммуникации, чьи профессиональные компетенции востребованы в полиэтнической аудитории, например, в вузах с интернациональным составом студентов или в школах, где обучаются дети мигрантов.
Роль преподавателя в процессе обучения языкам, в том числе русскому как иностранному, по-прежнему остаётся ключевой.
Учебный процесс
Практика
Студенты проходят практику в качестве преподавателей русского языка и литературы для иностранных студентов, совместно с преподавателями участвуют в научно- исследовательских проектах, подготовке методических материалов по РКИ.
Карьера
Выпускник магистратуры может преподавать русский язык в иностранной или смешанной аудитории, комментировать, редактировать тексты, консультировать по вопросам лингводидактики, лингвистического и лингвострановедческого анализа текста, создавать собственные учебно- методические материалы по русскому языку. Выпускники этой программы востребованы на современном образовательном рынке, в том числе в зарубежных центрах русского языка, международных высших учебных заведениях и школах, а также в иностранных компаниях в качестве консультантов по вопросам межкультурной коммуникации.
Преподавание русского языка как иностранного
Это связано с активным участием России в международной жизни от науки до искусства, от торговли до борьбы с терроризмом, от туризма до образования. Восстанавливается преподавание русского языка в школах, открываются отделения русского языка в университетах, стабилизируется число изучающих русских язык. Появляются новые категории «пользователей» русского языка — это прежде всего зарубежные специалисты, сотрудничающие с российскими партнерами, в связи с чем в преподавании русского языка иностранцам оформилось новое направление — обучение русскому языку как средству делового общения. Сегодня русский язык как иностранный изучается более чем в 140 странах.
Русский язык как иностранный — особый учебный предмет
Русский язык для иностранцев — учебный предмет, отличный от предмета с тем же названием, который преподается в русской школе, и от теоретического курса «Современный русский язык», который читается студентам филологических факультетов. Главный фактор, определяющий специфику данного учебного предмета — его пользователи. Русский язык изучают граждане разных зарубежных стран, представители разных национальностей, разные по возрасту, социальному положению, статусу, роду занятий. Объединяющий их признак — все они неносители русского языка.
Мотивы как побудительные стимулы к изучению именно русского языка могут быть разными. Одни — это главным образом студенты — изучают язык, потому что хотят получить высшее образование и специальность в российских вузах. К этой группе примыкают зарубежные стажеры и аспиранты, повышающие профессиональную квалификацию или научный уровень в различных российских центрах. Студенты-филологи, имея склонность к изучению языков и интерес к лингвистике или литературоведению, планируют в будущем использовать русский язык как предмет своей профессиональной деятельности в качестве преподавателя, переводчика, исследователя-русиста. Специалисты, в частности, зарубежные бизнесмены обращаются к изучению русского языка в силу необходимости его использования как инструмента делового сотрудничества с русскоязычными партнерами. И наконец, есть просто любители русского языка и русской литературы, желающие приобщиться через изучение языка к истории России и ее современности.
Разные категории изучающих русский язык имеют разные коммуникативные потребности. Одни заинтересованы главным образом в овладении устной диалогической речью, другие — преимущественно в чтении деловой документации и в деловой переписке, третьи — в свободном владении русским языком, которое позволяет общаться в любых сферах и ситуациях. Но, как бы ни был широк диапазон мотивов, потребностей и интересов учащихся, все они осваивают русский язык как средство общения и в целях общения на русском языке. Общение понимается широко — и как контактный диалог, и разговор по телефону, и переписка по Интернету, и общение с книгой и различными средствами массовой информации.
Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)
О профессии
Преподаватель-русист, окончивший аспирантуру «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)», является высококвалифицированным специалистом, владеющим комплексом знаний о системе и особенностях функционирования современного русского языка и новейших методов и методик его преподавания. Преподаватель-русист использует полученные практические навыки в области преподавания РКИ с учетом опыта самостоятельной научной работы и проводимых экспериментальных исследований, а также применяет приобретенные умения в профессиональной деятельности в поликультурной среде.
Учебный процесс
Программа включает лекции и семинары по «Теории и методике обучения и воспитания (русский язык как иностранный)», «Истории и философии науки», «Иностранному языку», «Русскому языку как иностранному», «Педагогике высшей школы», «Методологии научных исследований в педагогике », научно-исследовательские семинары с участием ведущих специалистов филологического факультета РУДН и приглашенных ученых, научно-исследовательскую и педагогическую практики.
Научно-исследовательская часть программы предполагает изучение основных проблем теории и методики обучения русскому языку как иностранному; проблем теории и практики создания учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов, электронных средств образовательного назначения; технологий обеспечения и оценки качества обучения русскому языку как иностранному; теории и методики использования технических средств обучения на разных уровнях профессиональной подготовки; инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности и др.
Практика
Программа предусматривает прохождение педагогической и научно-исследовательской практики на кафедре русского языка и методики его преподавания филологического факультета РУДН.
Научно-исследовательская практика направлена на развитие навыков проведения самостоятельного научного исследования по теории и методике обучения и воспитания, а также навыков работы в профессиональных научных коллективах.
В рамках педагогической практики аспиранты приобретают и совершенствуют навыки сопровождения и проведения учебных занятий, работы с учебно-методическими материалами, необходимыми для организации учебного процесса, планирования образовательных траекторий, погружения обучающихся в русскую лингвокультуру.
Карьера
Выпускники аспирантуры работают методистами, ассистентами, старшими преподавателями, доцентами как в российских, так и в зарубежных высших учебных заведениях, участвуют в организации и проведении научно-технических мероприятий, руководят исследовательскими проектами, коллективами молодых ученых, участвуют в проектах по исследованию, проектированию, организации и оценке реализации управленческого процесса в образовательной среде, занимаются административной и управленческой деятельностью. Выпускники аспирантуры кафедры русского языка и методики его преподавания занимают высокие позиции в зарубежных вузах: это директора и ректоры институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами, известные ученые, писатели, общественные деятели. Выпускники работают преподавателями не только в Российском университете дружбы народов, но и в ведущих университетах стран ближнего и дальнего зарубежья.
Процесс обучения русскому языку как иностранному на ФРЯиОД
Главные принципы обучения русскому языку на факультете — коммуникативная методика, полное погружение в среду и создание психологического комфорта. Кроме русского языка, слушатели изучают и общеобразовательные дисциплины на русском языке. В зависимости от выбранной специальности они изучают историю, математику, физику, химию, биологию, черчение, политологию и экономику.
ФРЯиОД является для иностранных слушателей первой ступенью изучения русского языка в РУДН. Цель обучения — это адаптация иностранца к образовательной среде российского вуза и подготовка его к получению высшего образования на русском языке.
Интенсивные методики (36 часов русского языка в неделю в течение первого месяца и 12 часов в неделю в течение последующих месяцев учебы) позволяют слушателям достигать уровня В 1 к концу программы обучения в течение двух или трёх семестров.
Изучение русского языка не ограничивается стенами аудитории: у студентов интересная культурная жизнь. В течение года все они посещают музеи, экскурсии, выставки, активно участвуют в концертах и творческих вечерах. Каждый год на факультете проходят студенческие конференции, на которых иностранцы выступают с докладами на русском языке.
Если иностранный гражданин учится в российском вузе, то динамика формирования его языковой и коммуникативно-речевой компетенции соотносится с этапами обучения следующим образом:
Уровни общего владения русским языком как иностранным
Уровни владения русским языком как средством получения специальности