Русский как иностранный игры
Игры на уроках РКИ: во что играть на начальном этапе?
Как известно, игровые задания – украшение любого урока. Даже не так. В идеале они – один из ключевых этапов урока, так как именно в игровой форме получается наиболее эффективно закреплять имеющиеся знания. Разумеется, чем выше уровень у студентов, тем больше интересных игр можно использовать: аутентичные настольные игры, ролевые игры, дебаты, головоломки, ассоциации. вариантов множество. Однако на начальном уровне, когда лексический запас у учащихся очень ограничен, придумать игру (в особенности коммуникативную) достаточно трудно.
Опираясь на опыт коллег – преподавателей РКИ, мы попытались составить список удачных, на наш взгляд, игр, которые можно использовать для работы с уровнем А1.
Фонетические игры
Левой, п р авой!
Левой, п р авой!
Ба р абанщик очень р ад.
Ба р абанит, ба р абанит
Лексико-грамматические игры
Также дополним наш текст списком любимых пособий, статей и интернет-ресурсов с описанием игровых методов на уроках РКИ:
Для написании этой статьи мы использовали работы из списка ниже:
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
7 фонетических игр и упражнений на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному
На начальном этапе обучения РКИ много внимания уделяется фонетике. Процесс овладения русским языком, как известно, начинается с постановки произношения.
Фонетические упражнения и игры не требуют продолжительной предварительной подготовки, не занимают много времени и помогают эффективно отработать и автоматизировать навыки произношения.
Фонетическое лото
Преподаватель подготавливает жетоны со слогами и игровые поля, похожие на карточки для игры в классическое лото (или бинго). Каждое игровое поле должно содержать предлагаемые для отработки слоги. Желательно, чтобы количество слогов было одинаковым по горизонтали и вертикали.
Игровое поле (для отработки португалоязычным студентам предлагались свистящие и шипящие согласные):
Преподаватель (или один из сильных студентов, если группа разноуровневая) достает по одному жетону и зачитывает слоги.
Студенты зачеркивают клетки с ними на игровом поле.
Выигрывает участник, первым заполнивший все клетки по горизонтали или вертикали (в любом из рядов игрового поля).
Объяснение правил игры, как правило, не вызывает затруднений: студенты хорошо понимают их в процессе демонстрации.
Хороший сигнал
Классический вариант игры называется «Испорченный телефон», но мне больше нравится название «Хороший сигнал», подсказанное студентами.
Оно подчеркивает, что цель игры – передать слово (или фразу) по цепочке без искажений и, кроме того, как правило, понятно для обучающихся.
Самый внимательный
При помощи этого упражнения можно отрабатывать звуки, которые вызывают затруднения у студентов, например, б / п, о / у (у говорящих на арабском языке); с / ш, з / ж (у говорящих на португальском языке); ь / и в словах типа «площадь» – «площади»; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные и т.д.
Нужно заранее договориться со студентами об условном сигнале, например, если они услышат «б» в названных слоге или слове, они должны хлопнуть в ладоши один раз, а если «п» – два раза.
Условные сигналы не обязательно должны быть звуковыми. В качестве такового можно использовать, например, разноцветные листочки (красный для «б», желтый для «п»). Это даже более удобно, потому что позволяет преподавателю сразу оценить, кто из студентов хорошо справляется с заданием, а кто испытывает затруднения с отрабатываемыми звуками.
Преподаватель называет слоги или слова, студенты хлопают в ладоши или показывают листок определенного цвета. Ведущим может быть один из сильных студентов с хорошим произношением.
Смотри и говори
Для этого упражнения понадобятся карточки с буквами.
Преподаватель (или один из сильных студентов) показывает обучающимся карточки, студенты называют получившийся слог.
Более сложный вариант игры – «Смотри, слушай и говори». Преподаватель показывает карточку с буквой, например, «с», и называет гласные звуки – «о», «ё», «э», «е» и т.д. Задача студентов – правильно произнести слоги: «со», «сё», «сэ», «се».
Смотри, слушай и показывай
Я люблю использовать это упражнение на начальном этапе, потому что оно позволяет связать звуковой облик слова с буквенным, задействовать и слуховую, и зрительную, и моторную память студентов.
Веер звуков
Упражнение предназначено для отработки нескольких близких по артикуляции звуков, например, «с», «з», «ш», «щ», «ж», «ц».
Я обычно прошу студентов сохранить «гармошки», объясняя, что мы еще будем их использовать на занятиях. взаимопроверку.
Корзинка
К проведению этой игры необходимо приготовиться заранее: написать на самоклеющихся листах / распечатать и наклеить, распределив по всей аудитории, слова с отрабатываемыми звуками.
Например, отрабатывается правило редукции «о» без ударения. Тогда «корзинок» будет две: в одну из них нужно будет собирать слова, в которых пишется и произносится «о», а в другую слова, в которых пишется «о», но произносится «а».
Фонетические упражнения могут и должны быть интересными, динамичными – игровыми.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Игры на уроках РКИ: продвинутый этап обучения
Игровые задания являются важной составляющей процесса обучения языку. Игры можно разделить на соревновательные и нацеленные на сотрудничество, совместную работу. При обучении иностранному языку второй тип предпочтительнее, поскольку необходимость соревноваться и ограниченность во времени мешают сосредоточиться на том, чтобы правильно использовать грамматические формы.
Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды игр. Речь будет идти преимущественно об играх для продвинутого этапа обучения, хотя некоторые из них вполне могут быть адаптированы для любого уровня.
«Докажите или опровергните»
Следующая игра также основана на принципе сбора информации. В карточках, которые получают студенты, содержатся разного рода утверждения. Например:
Задача – опросив всех людей в группе, собрать достаточно информации для того, чтобы опровергнуть или доказать каждое высказывание, приведя аргументы.
Эта игра очень удобна для включения в нее какого-либо грамматического задания.
К примеру, можно отработать степени сравнения прилагательных и наречий, предложив такого рода утверждения: «Люди считают, что собаки добрее кошек», «Один человек в классе выше, чем его отец» и т. п.
«Попробуй это»
Следующая шуточная игра также проводится в группах по 3-4 человека. Студенты получают список проблемных ситуаций и картинки с изображением разных предметов: топор, вилка, камень, щипцы, жвачка, бумага, солнечные очки и т. д.
Задача – решить, какой инструмент лучше всего подходит для решения той или иной проблемы и почему. Поощряется выдумка и фантазия. Игра пройдет намного веселее, если преподаватель сможет принести все эти предметы на урок. После того как обсуждение в группах закончено, один человек из каждой группы идет в другую группу, чтобы сравнить разные пути решения:
На данном материале можно повторить и отработать:
а) конструкции с выражением целевых отношений: «Чтобы вода в ванной не текла, можно использовать жвачку»;
б) творительный (инструментальный) падеж: «Бутылку вина я буду открывать вилкой, а не топором»;
в) сравнительные конструкции: «Вилка лучше топора, потому что у нее есть зубцы»; г) использование наречий «слишком» и «недостаточно»: «Топор для этого слишком большой», «Щипцы недостаточно длинные».
«Комната 101»
Это пример игры-дискуссии. Изначально этот образ – из романа Джорджа Оруэлла «1984». В романе комната 101 – место, где людей пытали их собственными кошмарами. Существует одноименное английское комическое телешоу. Участники этой передачи говорят о вещах, которые они больше всего не любят и от которых хотят избавиться. Такие вещи можно отправить в комнату 101, запереть там и оставить навсегда.
Учащимся предлагается познакомиться с топ-листом наиболее досаждающих человечесту вещей, среди которых: учителя математики; взрослые, которые читали Гарри Поттера; дети с мобильными телефонами; «Битлз»; 19-летние девушки; мужчины с бородой; журналисты; рэп; телеевангелизм; медузы; крысы; аэропорты; футбол; песни у костра; планшетные компьютеры.
Этот список обсуждается, каждому предлагается высказать свое мнение примерно в такой форме: «Я согласен отправить в комнату 101 то-то, потому что…» или «Я считаю, что мир надо избавить от того-то». В зависимости от выбранной модели в игре будет активно использоваться винительный или родительный падеж.
После этого учащимся предлагается дополнить этот список новыми предметами и явлениями и аргументировать свою нелюбовь к ним. Каждый пример также коллективно обсуждается. Если большинство соглашается отправить обсуждаемую вещь в комнату 101, можно считать, что мир от него избавлен.
«Очевидцы»
Это пример поисковой игры. Суть этого типа игр заключается в том, что изначально каждый участник владеет частью информации. Цель игры – с помощью максимального количества полученной информации выполнить ту или иную задачу. Эта задача может быть у каждого своя или общая на группу.
Например, согласно сюжету игры, пропала девушка Алиса. Каждый из студентов видел ее в то или иное время, о чем говорится в текстах, которые они получают. Например, «Вчера вы видели Алису на парковой улице. Вы помахали ей рукой. Она несла большой букет цветов и шла в сторону больницы». Помимо текстов у каждого участника игры есть карта.
Задача – восстановить маршрут передвижения пропавшей девушки и определить ее местопребывание.
«Каким вы были в прошлом»
Студенты получают карточки с описанием обстоятельств жизни, характера и привычек разных людей. В группе должно быть четное количество человек, потому что каждой истории «в настоящем» соответствует определенное «прошлое». Студенты должны найти свои пары, рассказывая друг другу о своем герое, но не называя имени. После того как пара найдена, студенты обсуждают, какие перемены произошли в жизни их героя.
Например, существует некий Вася Васин. Его жизнь делится на два периода – 90-е годы и настоящее время. Студент, которому досталась роль Васина 90-х годов, читает такую историю:
Когда будет найден человек, представляющий Васю Васина в настоящем, обнаружится, что герой немало изменился.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Простые игровые упражнения для слушателей РКИ
По нашему мнению наиболее эффективными методами обучения иностранным языкам являются игровые, предполагающие участие учащихся в разнообразных играх и игровых заданиях с целью овладения всеми видами речевой деятельности как средствами иноязычного общения.
Перед применением какого-либо игрового упражнения в учебной или воспитательной работе с учащимися необходимо определить основные задачи, решению которых она будет способствовать.
Игровые упражнения способны решить следующие задачи:
На примере темы “Жилье. Дом. Квартира” подберем несколько игровых упражнений для активизации лексики.
Игровое упражнение “Назови лишнее”
Найдите слово, не подходящее по значению к остальным. Объясните свой выбор.
Упражнение “Слушай и отгадывай”
Прослушайте мини-тексты с описанием комнат. Угадайте, о какой комнате идёт речь.
Соотнеси описание и картинку
Прослушайте тексты ещё раз и запишите названия комнат в том порядке, в котором они упоминались.
Упражнение “Где находится…?”
Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы, используя соответствующие предлоги и употребляя слова в нужном падеже.
Вопросы:
Таким образом, дидактические игры можно определить как игры, специально создаваемые или приспособленные для решения учебных задач.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
Применение при обучении словарно-дидактических игр не только позволяет активизировать словарный запас, но и способствует познанию слов, совершенствованию способностей по усвоению содержания текста в процессе чтения, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.
Язык отражает наше мышление. Как трудно иногда найти нужное слово, в полной мере выражающее наши мысли. Научиться владеть языком, правильно выражать свои мысли — дело трудное, требующее постоянной практики и творчества. Сделать это можно с помощью обучающих игр.
Обучающие игры
Работаем с синонимами. Дается список слов в случайном порядке. Слова необходимо объединить в синонимические ряды.
Составьте синонимические ряды из следующих слов: 1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10.Властитель. 11. Наготове.12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительность. 23. Настороже. 24. Скорый.
Работаем с антонимами. Принцип тот же, что и в работе с синонимами.
Объедините в антонимические группы следующие слова: 1. Старый. 2. Вред. 3. Влево. 4. Микро. 5. Авангард. 6. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Горизонтальный. 9. Лживый. 10. Брутто. 11. Новый. 12. Старательный. 13. Польза. 14. Концентрический. 15. Польза. 16. Скупой. 17. Арьергард. 18. Макро. 19. Нетто. 20. Эксцентрический. 21. Правдивый
Работа над омонимами. Даются пары слов к которым необходимо найти омонимами.
Вместо точек поставьте слова, имеющие такое же значение, что и слова, стоящие слева и справа от точек. Количество точек соответствует количеству букв в слове.
1. животное ….. нежность
2. рыба …. инструмент
5. залив …. часть лица
Работа с пословицами. Берется несколько пословиц. Слова в них “рассыпаются”, то есть переставляются в произвольном порядке. Задача состоит в том, чтобы поставить каждое слово на свое место, расставив знаки препинания.
Составьте пословицы на основе следующих рассыпанных слов.
1.плох, книга, да, хороша, чтец
2. двигай, книгой, умом, а своим, книга
3. ядра, разгрызешь, так, ореха, съешь, не, и, не
4. Трошки, ножки, задрожали, нашего, у
5. слово, третье, слово, родит, бежит, само
Составьте пословицы из следующих их частей:
По такому же принципу составляются предложения из “рассыпанных” слов, а из отдельных предложений и абзацев — тексты.
Работаем с подбором слов. К заданному слову необходимо подобрать как можно больше слов, характеризующих его. Например, берется слово ДОМ и к нему подбираются прилагательные: родной, отчий, высокий и т.д. В качестве определений могут выступать не только прилагательные, но и числительные, также другие части речи. За основу можно взять и прилагательное и к нему найти существительные с ним сочетающиеся. Например, с прилагательным “высокий” сочетаются слова: забор, дом, ум, дело, человек и т.д. С глаголами хорошо сочетаются наречия: смотреть – печально, внимательно, грустно и т.д.
Подобного рода задания можно выполнять как письменно, так и устно в течение определенного времени. Например, вы ставите перед собой задачу — в течение двух или трех минут подобрать к наречию “ловко” глаголы. При выполнении всех этих заданий важно уметь пользоваться переносным значением слов.
Работаем с развитием речи. Составляем сочинение по заданным словам. Даются, как правило, десять слов, например, существительные, казалось бы, никак между собой не связанные. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое увлекательное сочинение в стихах или в прозе, грустное или смешное, любым стилем и любым слогом. Разрешается изменять число и спрягать заданные слова. Сочинение должно быть связано единым сюжетом, обязательно озаглавлено и написано за весьма короткий срок.
Что дает это упражнение? Активизирует словарный запас, развивает речь, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.
Все упражнения выполняются с фиксированным временем. Он способствуют тренировке памяти, внимания, восприятия, развивают мышление, обогащают словарный запас.