Русский как иностранный программа

Рабочая программа по «Русскому языку для иностранных граждан»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

Центр международных образовательных программ

Рабочая учебная программа

дисциплины «Русский язык как иностранный»

1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий

1.1. Цели и задачи учебных занятий

Задачи обучения:

1) в чтении – развитие навыков и умений изучающего, ознакомительного и реферативного чтения текстов по специальности, социально-экономических и социокультурных текстов;
2) в письме – овладение основными видами письменной речи в научном и официально-деловом стилях в объеме, достаточном для составления официальных документов и написания работы по специальности;
3) в аудировании – формирование уровня языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций в разговорном, публицистическом и научном стилях речи, способствующих адекватному восприятию информации, приближенному к восприятию носителями языка;
4)в говорении – формирование уровня социолингвистической, коммуникативной и дискурсивной компетенций, предопределяющих оптимальное использование языковых средств в различных сферах общения.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания

Студенты, приступающие к изучению курса русского языка по образовательной программе вуза, должны иметь подготовку в объёме Первого сертификационного уровня Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку: ТРКИ–1 (уровень В1 – в соответствии с Общеевропейской шкалой иноязычной коммуникативной компетенции). При этом пороговый уровень знаний студента может быть дифференцирован в зависимости от количества полученных в результате тестирования баллов: 1) В1–1 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 66-79% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 60%); 2) В1–2 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 80-90% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 75%); 3) В1–3 – при условии получения учащимся баллов в диапазоне 91-100% по всем пяти субтестам (допускается один из субтестов 85%).

1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

По завершении курса обучения у учащихся должны быть сформированы следующие виды компетенций: 1) лингвистическая; 2) социолингвистическая; 3) дискурсивная; 4) социокультурная; 5) стратегическая, позволяющие иностранным учащимся решать стоящие перед ними коммуникативные задачи в учебно-профессиональной и социокультурной сферах общения.
Сформированность данных компетенций предполагает:

1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися

В процессе освоения программы курса русского языка как иностранного языка у учащихся формируются следующие умения в речевой деятельности.

Чтение и аудирование

Говорение и письмо

Языковые навыки

Учебные навыки

1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Основной формой обучения русскому языку являются практические занятия, которые в зависимости от конкретной цели урока могут варьироваться по формам работы и видам деятельности (чтение и пересказ, выполнение письменной работы, обсуждение темы, выступление с сообщением, просмотр фильма, аудирование новостей и т.д.).
Выбор организационной формы работы соответствует типу выполняемого задания: 1) языковые, условно-коммуникативные задания предполагают работу в парах; 2) ситуативные задания могут быть реализованы при работе в группах и в парах; 3) письменные задания выполняются, как правило, индивидуально.
Современный коммуникативно-ориентированный подход к обучению русскому языку предполагает широкое использование нетрадиционных форм учебных занятий: интегрированный урок, урок-диспут, конференция, урок-экскурсия, видеоурок, организацию и проведение ролевых и аспектных игр разной целевой направленности, а также обращение к мультимедийным технологиям.

1.6 Описание содержания курса

Итого : 120 часов

1.7 Оценка итогового общего владения русским языком в результате пройденного курса

Языковой аспект

Коммуникативно-речевой аспект

Аттестация учебной деятельности студента курсов осуществляется по трем критериям: 1) посещаемость занятий, 2) работа студента в течение семестра, 3) прохождение текущего (зачет) и итогового (экзамен) испытания.

Посещаемость – 20% оценки Работа в течение
семестра – 30% оценки
Аттестационные испытания
– 50% оценки
30 посещений в ходе курса (не менее)–выполнение домашних заданий: 10%
– выполнение тестовых заданий: 10%
–активность на занятии: 10%

– контр. работа по грамматике – 10%
– чтение и пересказ текста – 10%
– устное сообщение по теме и аудирование текста по специальности –10%

Б) итоговый контроль

-итоговая аттестация (тестирование)-20%

Текущий контроль включает регулярную проверку домашних заданий учащихся: письменных и устных.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме аттестационного испытания и предполагает выполнение студентом:
1) контрольной работы по грамматике в соответствии с изученными лексико-грамматическими темами;
2) чтение и пересказ текста;
3) устное сообщение по теме;
4) письменной работы по тексту.

1.8. Учебно-методическое обеспечение работы студентов и аудиторной работы.

Перечень основных учебников и методических материалов содержится в программе курса ( см. Список обязательной литературы)

1.9.Методическое обеспечение самостоятельной работы:
1) образовательные исследовательские проекты (создание презентационных проектов в программе Microsoft Power Point);
2) использование образовательных электронных пособий, интерактивных компьютерных учебников и тренажеров;
3) использование тестовых электронных пособий;
4) индивидуальное компьютерное тестирование при контроле и оценке результатов обучения

1.10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные пособия по курсу дисциплины, обучающие компьютерные программы по РКИ, учебные фильмы, аудио и видеокассеты с записями уроков по РКИ.

Список обязательной литературы

Список дополнительной литературы

Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П. «Программа по русскому языку для иностранных граждан». Первый уровень. Общее владение. – СПб., 2002;
Голубева А.В., Лемешев К.Н. Прогулки по Петербургу: Учебный видеофильм для изучающих русский язык. Тексты и упражнения. СПб., 2005.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Иванова Т. А. и др. М.-СПб., 1999.
Задорина А.И. Голубева А.В., Кожевникова Л.Н. и др. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Вып.1. СПб., 1997.
Зыкова Е.И., Ильинова А.И. Сборник упражнений по фонетике русского языка. 3-е изд. стереотип. СПб, Изд-во СПбГУ, 2010.
Кафедра русского языка для иностранцев-нефилологов. Уч. программы (для студентов, аспирантов и стажеров гуманитарного и естественного профилей) / Под ред. В. В. Химика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
Колесова Д.В., Маслова Н.Н. Радуга. Практикум по развитию письменной речи. СПб., 2008.
Колесова Д.В., Харитонов А.А. Золотое перо. Пособие по развитию навыков письменной речи: Книга для учащегося. СПб., 2001.
Котова В.Д. Учебник русского языка для иностранных студентов гуманитарного профиля. М., 2004.
Кумбашева Ю.А. Человек в современном мире. Учеб. пособие по разговорной практике. М., 2006.
Лариохина М.Н. Практический курс русского языка для иностранных учащихся. Ч.1-2. Продвинутый этап. М., 1997.
Основы русской деловой речи: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; Под ред. В.В. Химика. СПб., 2011.
Старовойтова И.А. Ваше мнение: Учеб. пособие по разговорной практике. М., 2005. Тесты, тесты, тесты…: Пособие для подготовки к сертификационному экзамену по лексике и грамматике. II сертификационный уровень. СПб., 2007.
Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Аверьянова Г.Н. и др. М.-СПб., 1999.
Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль / Н.П. Андрюшина и др. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 1. Грамматика. Лексика: Учебное пособие. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 2. Чтение: Учебное пособие. СПб., 2011.
Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному. Вып. 3. Письмо: Учебное пособие. СПб., 2011
Химик В.В. Практический синтаксис русского языка. СПб., 1995.
Шатилов А. С. Читаем тексты по специальности. Вып.2. Гуманитарные науки: учебное пособие по языку специальности. СПб., 2011.

Перечень Интернет-ресурсов

Филологический портал: Philology.ru
Справочно-информационный портал: www.gramota.ru
Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru/
Образовательный портал «Русский язык»: ruslang.edu.ru
Официальный сайт Центра развития русского языка: www.ruscenter.ru/
Русский язык для делового человека: www.mylanguage.ru
Портал РОПРЯЛ «Русское слово»: www.ropryal.ru/
Официальный сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН РФ:
www.ruslang.ru/
Виртуальная библиотека В.Мошкова: lib.ru
Веб-сайты учебного и информационного назначения: elearning PRO.ru, www.pushkin.edu.ru, univertv.ru
Сервис видеоматериалов: www.youtube.com/videos

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки « Русский язык как иностранный»

учебники и учебные пособия:

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
__________________________________________________________________

Источник

Рабочая программа для обучающихся начальной школы «Русский язык, как иностранный».

Выбранный для просмотра документ РП Русский язык, как иностранный.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №19»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __ от __ августа 2015 года

Руководитель МО _______ Е.И.Жегалина

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19»

Протокол № __ от ___ августа 2015 года

Руководитель МС_______Н.В. Сангаджиева

Директор МБОУ «СШ №19»

Приказ № ___ от __ сентября 2015 года

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования;

Примерной программы начального общего образования по русскому языку;

Программы по русскому языку 1-4 классы. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2011 г.

(2 часа в неделю /1 класс – 66 часов в учебном году; 2-4 класс – 68 часов в учебном году)

Программу составила Привалова Наталья Фроловна

г. Нижневартовск, 201 5

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения. Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.

Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования и следующими нормативными правовыми документами:

Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266 – 1. Последнее обновление: 27.12.2009 г.

Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года).

Приказом Департамента образования о работе групп по изучению русского языка как иностранного.

Положением образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:

Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в не русскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.

Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.

Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 66 часов – 1 класс и 68 часов – 2-4 класс.

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 1 – 4 классов и имеет

целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи курса:

обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

формирование навыков словообразования и словоизменения;

обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

формирование связной речи;

развитие фонематического восприятия;

развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

формирование навыков общения на русском языке;

воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Специфика курса состоит в том, что решение задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этому способствует логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.

В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.

Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуацияхи включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу, который является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На итоговых занятиях в 3 – 4 классах программой предусмотрено использование методики расширения «семантических полей» слов.

Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.

В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.

Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку), отзывы педагогов и родителей.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» 1-4 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 5 г. Надыма»

учителей начальных классов, протокол

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная школа 5 г. Надыма»

курса внеурочной деятельности

«Русский язык как иностранный»

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО)

Срок освоения программы – 1 год (34 часа)

Моторова Н.В. учитель начальных классов

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности….………………………….4

III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………..………………………………5-7

IV. Тематическое планирование……………………………..…………………………8-9

V. Календарно-тематический план……………………………………………………10-11

Рабочая программа «Русский язык как иностранный» разработана на основе следующих нормативных актов и документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г,), с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241,от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 № 1576;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. № 19993);

Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.

Устав школы (утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 № 269);

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Надыма»;

Положение о порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма» (принято на педагогическом совете от 31.08.2016 г. № 01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. № 238).

Рабочая программа «Русский язык как иностранный» составлена на основе переработки примерной авторской программы УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В.

Цель: формирование у школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме.

1) формирование фонетического восприятия и развитие правильного произношения;

2) освоение основного лексического минимума и речевых образцов по темам, которые определены программой;

3)формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителя, своих сверстников и взрослых, общаться с ними;

4) формирование культуроведческой компетенции: совокупности основных знаний о реалиях быта.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

— осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства межна-ционального общения и как инструмента познания окружающей действительности;

— способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку

в школьной и повседневной жизни;

— понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным

и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

— формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других народов;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

— осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

— адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детс-ких радиопередач, аудиозаписей и других форм информационных технологий);

— умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым и видовым признакам;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;

-умения и навыки бегло, осознанно и выразительно читать с подготовкой и без подго-товки, пересказывать текст кратко, выборочно;

-умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучаю-щего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы орфо-графические и пунктуационные правила;

-умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по русскому языку на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов);

— способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.

— овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);

— овладение диалогической формой речи;

— знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Здравствуй, школа. Режим учебного труда и отдыха. Поведение в школе, в общественных местах.

Гласные и согласные звуки.

Моя семья. Родители, сестры, братья. Обязанности членов семьи, их труд в семье и на производстве. Культура поведения в семье.

Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Вежливые слова. Формы выражения разрешения, запрещения, привлечения внимания собеседника, обращение, приветствие, прощание, приглашение, побуждение к действию, предупреждения, благодарности, поздравления, сомнения, извинения, пожелания, совета, просьбы. Предложение и слово. Составление предложений на заданную тему.

Мои друзья. Портрет, характер. Внешность. Ударные и безударные гласные; — деление слова на слоги, ритмомелодические нормы оформления многосложных слов.

Помощь взрослым по дому. Расширение словарного запаса новыми словами по изучаемым темам и ситуациям . Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде.

В детских играх в общении с товарищами и взрослыми, запрос информации о чем либо, уточнение правил игры Разучивание стихотворений или песен с голоса учителя или диктора. Разучивание считалок, народных игр. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги. Значение предлога.

Времена года. Осень и зима Изменения в природе ранней и поздней осенью, зимой. Изменение имен существительных по числам.

Природа (растения). Дикие растения Севера. Что где растёт? Культурные растения. Род имён существительных.

Животные. Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Животные и их детёныши. Составление предложений, используя знакомые слова и грамматические формы.

Растения и животные ЯНАО. Умение составлять предложения, используя знакомые слова и грамматические формы.

Домашние животные и птицы. Польза домашних животных и птиц, уход за ними. Словосочетания прил. + сущ. и умение использовать их формы в контексте.

Родина. Наша страна. Развитие речи: умение участвовать в диалоге, составлять краткие монологические высказывания, несложные письменные тексты. Писать тексты в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

Выработка элементарных умений заменять существительные м., ж. и ср. р. местоимениями он, она, оно, а существительные мн. ч. — местоимением они: Это Алик. Он идёт в школу.

Глаголы в форме повелительного наклонения иди ( те ), дай ( те ), покажи ( те ), спроси ( те ): Нина Ивановна, дайте, пожалуйста, книгу ;

Время. День и ночь. Определение времени по часам. Буквы я, е,ё, ю в начале слова

Питание. В столовой. Посуда. Правила поведения за столом. Составление связного текста.

Я у врача. Части тела. Здоровье и безопасность.

Характеристика человека по внешним признакам. Многозначные слова

Времена года. Весна и лето. Изменения в природе весной. Весенние работы. Весенние занятия. Летний отдых и труд детей. Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Понятия о синонимах и антонимах.

В библиотеке. Выборе книги, знакомство с ее содержанием, обсуждение прочитанного. Фразеологизмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *