Русский костюм как средство воспитания

Консультация «Русский национальный костюм, как средство воспитания любви к малой Родине»

МКУ «Управление образования

Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ»

Русский н ациональный костюм

как средство воспитания любви к малой Родине

Сообщение на педсовете

Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радости является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.

Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация, а также изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др.

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. Для разыгрывания детьми русских народных потешек в музыкальный уголок группы можно положить театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки: «Матрёшки», «Ванька-встань-ка».

С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там естьбалалайки, маленькое игрушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, потешек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока-сорока».

Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.

Источник

Русский национальный костюм как средство воспитания любви к малой Родине

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитания

МКУ «Управление образования

Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ»

Русский национальный костюм

как средство воспитания любви к малой Родине

Сообщение на педсовете

Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радости является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.

Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация, а также изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др.

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них нацио­нальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. Для разыгрывания детьми русских народных потешек в музыкальный уголок группы можно поло­жить театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки: «Матрёшки», «Ванька-встань-ка».

С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там естьбалалайки, маленькое иг­рушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, поте­шек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока-сорока».

Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопережи­вать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.

Источник

Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитания Людмила Кудрявцева
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Русский народный костюм,

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Кудрявцева Людмила Николаевна

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время духовно-нравственному воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

Я считаю, что интерес к русскому народному костюму необходимо пробуждать с младшего дошкольного возраста, т. к. это часть российской культуры, традиционно-народных ценностей. Структура русского народного костюма отражает религиозно-эстетические представления народа, его историю и уровень культуры. Таким образом народный костюм – это непросто набор художественно-выполненных деталей, а яркое отношение человека к жизни, его восприятие окружающей среды.

Развивая интерес к народному костюму я большое внимание детей обращала не только на красоту и особенности силуэта моделей одежды, но и знакомила с их названиями, тем самым развивая кругозор, словарь детей и пробуждая в них любовь к малой Родине.

Прямое близкое знакомство дошкольников с народным русским костюмом осуществляется мной уже в младшем возрасте, при чтении потешек, прибауток, русских народных песенок, сказок. (Петя –Петушок, Котик серенький коток, Коза-дереза, Колобок, Теремок, Курочка-Ряба и др., где не только люди, но и дикие и домашние животные, птицы одеты в русскую народную одежду. Необычные сказочные герои, их внешний вид вызывают удивление и интерес у детей и является новизной в работе данного направления.

Рассматривая с детьми иллюстрации к произведениям, я посвящаю детей не только в образ национальной одежды, но и знакомлю их с жизнью и бытом предков.

В своей практике я использую не только пассивное знакомство с русским народным костюмом, но и приближаю их к реальности прошлого через театрализованную деятельность с использованием русских народных костюмов, различных видов театра. Такая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий для каждого дошкольника, является эффективным средством социализации; т. к. многие тематические праздники включают в себя поставленные мною сценки, постановки, сюжеты произведений с использованием русских народных костюмов. Яркое впечатление праздности, душевности, дружелюбия вызывают массовые мероприятия, посвященные православным праздникам «Рождество, Колядки, Покров, Пасха, Масленица», где дети полностью погружаются своими чувствами в историю нашей Родины.

Использование подвижных и малоподвижных игр «Горелки, салки, ручеек, казаки-разбойники, прятки, гуси-лебеди, у медведя во бору, картошка, третий лишний, краски, жмурки, кошки-мышки и т. д.» создают огромную связь поколений и сближает детей по интересам, облегчает общение, делает их активными в выражении своих мыслей, чувств, поступков.

Дидактические игры, многие из которых созданы моими руками позволяют детям самим создавать костюмыи вкладывать в них частичку души: додумывают детали одежды,украшают их: «Наряди молодца», «Наряди девицу», «Собери костюм», «Придумай узор для костюма», «Валенки для Вареньки». Создавая модель и узор на ней, дети используют различные виды техники рисования, аппликацию, пластилиннографию, бросовый материал. Творческое мышление, воображение, чувство прекрасного формируют у детей любовь к малой Родине и духовно-нравственные качества личности. Более глубокое знакомство с культурой русского народа осуществляется детьми в процессе образовательной деятельности где дети составляют описательные рассказы, наряжают кукол, отгадывают загадки, изучают предметы одежды.

Совместная подготовка родителей и педагогов к народным праздникам (гуляньям, посиделкам, чаепитиям) формирует в детях привычку взаимопомощи, взаимовыручки, учат дорожить семейными ценностями. Подготовка атрибутов и поделок, совместные мастер-класс родителей и детей «Пасхальное яичко», «Пасхальное дерево» «Сувениры от осени» приучают детей к трудолюбию, вызывают стремление создать прекрасное своими руками, воспитывают коммуникативные качества.

Организованная мною работа в данном направлении приобщает воспитанников к истории традиций и культуры нашего народа.

Моя педагогическая практика и проделанная мною работа по приобщению детей к познанию традиций и культуре наших предков, показывает эффективные результаты по развитию кругозора и формированию духовно-нравственныхкачеств у детей в различных сферах деятельности:

-Образовательная деятельность включает в себя широкий спектр познания особенностей русского народного костюма (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, х/л) и способствует как интеллектуальному развитию, так воспитанию духовно-нравственных качеств.

-Чтение художественной литературы способствует расширению кругозора детей о русском народном костюме, о быте и жизни наших предков и воспитанию любви к истории нашей Родины. Подбор картотеки по теме в каждой возрастной группе позволяет изучать особенности национальной культуры в системе.

-Театрализованная деятельность с использованием русских народных костюмов, инструментов и других атрибутов знакомят дошкольников с тесной связью поколений и способствуют развитию чувств гордости, мировоззрения к достоянию русской культуры.

-Организованные массовые мероприятия, посвященные православным праздникам совместно с другими педагогами, приучают дошкольников к соблюдению народных традиций и воспитывают умение ценить и хранить верность обычаям наших предков.

-Дидактические игры, развивающие игры, картотеки игр интересны детям любой возрастной группы, т. к. дети, функционируя в процессе игры, погружаются в историю в реальность далеких предков, и тем самым проявляют стремление продолжить традиции нашего народа.

-Взаимодействие родителей при организации мероприятий в данном направлении (мастер-класс, посиделки, круглый стол, изготовление тематических поделок, подготовка костюмов) приобщает детей к семье, ее духовным ценностям.

-Происходит развитие интереса и стремления к познанию дошкольников истории русского народного костюма, как к традиционно-национальной культуре.

-Знакомство с особенностями русского народного костюма не только, как совокупность художественно-эстетических выполненных деталей, но и познание заложенных в него национальных традиций, которые отражают отношения народа к жизни, религии, к природе.

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего народа. Неотъемлемой ее частью является национальный костюм. Я считаю своим долгом познакомить воспитанников МАДОУ «Детский сад «Колобок» с историей традиционного национального костюма. В данной статье предлагается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через изучение особенностей русского народного костюма, как эффективного источника формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитанияУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитанияФотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитанияКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Русский костюм как средство воспитания. Смотреть фото Русский костюм как средство воспитания. Смотреть картинку Русский костюм как средство воспитания. Картинка про Русский костюм как средство воспитания. Фото Русский костюм как средство воспитанияВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Источник

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом

Цель проекта: Формировать патриотические чувства у детей посредством

ознакомления с русским народным костюмом.

1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.

2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

По числу участников: групповой.

Образовательные области: труд, познание, коммуникация, здоровье, музыка,

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Предполагаемый результат: Музыкальный досуг; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации

Ход проекта:

-Как эта одежда называется?

-Почему она именно такого цвета?

Из чего их шили и чем украшали?

Так родился проект ”Русский народный костюм”

Деятельность педагога: было определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернете. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Взаимодействие с семьей: проведение консультаций, проведение бесед о создании и значении проекта.

Проведение родительского собрания «Русский народный костюм».

Деятельность детейсостоит из трех вопросов:

2. Что хотим узнать

3. Где и как это можно узнать

2этап: На данном этапе рассматривались иллюстрации и фотографий, репродукции картин. Проводили беседы по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность. Посещение музеев. Индивидуальные презентации родителей совместно с детьми.

Образовательная область «Социализация»— Дидактические игры:

«Оденем куклу в русский народный костюм»,

«Русский народный костюм», «ПодбПодбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» «Русский народный костюм«.

Активизация словаря детей: «кокошник», «кафтан», «лапти», «душегрейка».

Сюжетно –ролевые игры:«В гости к бабушке Марье»,«Мастерица».

Театрализованные: «Как выросла рубаха»

Цель: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Образовательная область: «художественное творчество»

Лепка: «Кукла маша в сарафане»

Рисование: «Украсим Мане и Ване наряд»,

«Элементы узоров на сарафане» Оформление выставки.

Дети с интересом рассматривали репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, подобрали методический материал,куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды

Образовательная область «Коммуникация»— Знакомство с пословицами и поговорками:

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится.

Белые ручки чужие труды любят.

Плуг от работы блестит.

Работа с родителями- Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу,используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе Помощь в подборе книг, фотографий и информации.

Изготовление книжки- малышки «Пословицы».

Помощь родителей в пошиве женского и мужского народного костюма.

Участие в творческих выставках, в создании предлагаемых проектов.

Участие в открытом занятии «Путешествие мальчиков и девочек в древнюю Русь»

Помощь родителей в разработке и изготовлении проектов

Анализ проделанной работы

Дети используют полученные знания в игровой деятельности.

При планировании познавательной деятельности и реализации проектов учитывались детская инициатива, личный опыт, следовательно, все дети в группе были заинтересованы темой проекта.

Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.

Дети, родители, воспитатели получили взаимное удовольствие от совместной деятельности над проектами.

В ходе работы над проектами создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями.

На родительском собрании всем участникам проекта будут вручены благодарности.

Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *