Русский костюм как средство воспитания
Консультация «Русский национальный костюм, как средство воспитания любви к малой Родине»
МКУ «Управление образования
Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ»
Русский н ациональный костюм
как средство воспитания любви к малой Родине
Сообщение на педсовете
Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радости является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.
Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация, а также изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др.
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. Для разыгрывания детьми русских народных потешек в музыкальный уголок группы можно положить театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки: «Матрёшки», «Ванька-встань-ка».
С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там естьбалалайки, маленькое игрушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, потешек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока-сорока».
Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.
Русский национальный костюм как средство воспитания любви к малой Родине
МКУ «Управление образования
Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ»
Русский национальный костюм
как средство воспитания любви к малой Родине
Сообщение на педсовете
Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радости является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.
Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация, а также изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др.
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. Для разыгрывания детьми русских народных потешек в музыкальный уголок группы можно положить театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки: «Матрёшки», «Ванька-встань-ка».
С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там естьбалалайки, маленькое игрушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, потешек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока-сорока».
Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Людмила Кудрявцева
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Русский народный костюм,
как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Кудрявцева Людмила Николаевна
На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время духовно-нравственному воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.
Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.
Я считаю, что интерес к русскому народному костюму необходимо пробуждать с младшего дошкольного возраста, т. к. это часть российской культуры, традиционно-народных ценностей. Структура русского народного костюма отражает религиозно-эстетические представления народа, его историю и уровень культуры. Таким образом народный костюм – это непросто набор художественно-выполненных деталей, а яркое отношение человека к жизни, его восприятие окружающей среды.
Развивая интерес к народному костюму я большое внимание детей обращала не только на красоту и особенности силуэта моделей одежды, но и знакомила с их названиями, тем самым развивая кругозор, словарь детей и пробуждая в них любовь к малой Родине.
Прямое близкое знакомство дошкольников с народным русским костюмом осуществляется мной уже в младшем возрасте, при чтении потешек, прибауток, русских народных песенок, сказок. (Петя –Петушок, Котик серенький коток, Коза-дереза, Колобок, Теремок, Курочка-Ряба и др., где не только люди, но и дикие и домашние животные, птицы одеты в русскую народную одежду. Необычные сказочные герои, их внешний вид вызывают удивление и интерес у детей и является новизной в работе данного направления.
Рассматривая с детьми иллюстрации к произведениям, я посвящаю детей не только в образ национальной одежды, но и знакомлю их с жизнью и бытом предков.
В своей практике я использую не только пассивное знакомство с русским народным костюмом, но и приближаю их к реальности прошлого через театрализованную деятельность с использованием русских народных костюмов, различных видов театра. Такая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий для каждого дошкольника, является эффективным средством социализации; т. к. многие тематические праздники включают в себя поставленные мною сценки, постановки, сюжеты произведений с использованием русских народных костюмов. Яркое впечатление праздности, душевности, дружелюбия вызывают массовые мероприятия, посвященные православным праздникам «Рождество, Колядки, Покров, Пасха, Масленица», где дети полностью погружаются своими чувствами в историю нашей Родины.
Использование подвижных и малоподвижных игр «Горелки, салки, ручеек, казаки-разбойники, прятки, гуси-лебеди, у медведя во бору, картошка, третий лишний, краски, жмурки, кошки-мышки и т. д.» создают огромную связь поколений и сближает детей по интересам, облегчает общение, делает их активными в выражении своих мыслей, чувств, поступков.
Дидактические игры, многие из которых созданы моими руками позволяют детям самим создавать костюмыи вкладывать в них частичку души: додумывают детали одежды,украшают их: «Наряди молодца», «Наряди девицу», «Собери костюм», «Придумай узор для костюма», «Валенки для Вареньки». Создавая модель и узор на ней, дети используют различные виды техники рисования, аппликацию, пластилиннографию, бросовый материал. Творческое мышление, воображение, чувство прекрасного формируют у детей любовь к малой Родине и духовно-нравственные качества личности. Более глубокое знакомство с культурой русского народа осуществляется детьми в процессе образовательной деятельности где дети составляют описательные рассказы, наряжают кукол, отгадывают загадки, изучают предметы одежды.
Совместная подготовка родителей и педагогов к народным праздникам (гуляньям, посиделкам, чаепитиям) формирует в детях привычку взаимопомощи, взаимовыручки, учат дорожить семейными ценностями. Подготовка атрибутов и поделок, совместные мастер-класс родителей и детей «Пасхальное яичко», «Пасхальное дерево» «Сувениры от осени» приучают детей к трудолюбию, вызывают стремление создать прекрасное своими руками, воспитывают коммуникативные качества.
Организованная мною работа в данном направлении приобщает воспитанников к истории традиций и культуры нашего народа.
Моя педагогическая практика и проделанная мною работа по приобщению детей к познанию традиций и культуре наших предков, показывает эффективные результаты по развитию кругозора и формированию духовно-нравственныхкачеств у детей в различных сферах деятельности:
-Образовательная деятельность включает в себя широкий спектр познания особенностей русского народного костюма (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, х/л) и способствует как интеллектуальному развитию, так воспитанию духовно-нравственных качеств.
-Чтение художественной литературы способствует расширению кругозора детей о русском народном костюме, о быте и жизни наших предков и воспитанию любви к истории нашей Родины. Подбор картотеки по теме в каждой возрастной группе позволяет изучать особенности национальной культуры в системе.
-Театрализованная деятельность с использованием русских народных костюмов, инструментов и других атрибутов знакомят дошкольников с тесной связью поколений и способствуют развитию чувств гордости, мировоззрения к достоянию русской культуры.
-Организованные массовые мероприятия, посвященные православным праздникам совместно с другими педагогами, приучают дошкольников к соблюдению народных традиций и воспитывают умение ценить и хранить верность обычаям наших предков.
-Дидактические игры, развивающие игры, картотеки игр интересны детям любой возрастной группы, т. к. дети, функционируя в процессе игры, погружаются в историю в реальность далеких предков, и тем самым проявляют стремление продолжить традиции нашего народа.
-Взаимодействие родителей при организации мероприятий в данном направлении (мастер-класс, посиделки, круглый стол, изготовление тематических поделок, подготовка костюмов) приобщает детей к семье, ее духовным ценностям.
-Происходит развитие интереса и стремления к познанию дошкольников истории русского народного костюма, как к традиционно-национальной культуре.
-Знакомство с особенностями русского народного костюма не только, как совокупность художественно-эстетических выполненных деталей, но и познание заложенных в него национальных традиций, которые отражают отношения народа к жизни, религии, к природе.
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего народа. Неотъемлемой ее частью является национальный костюм. Я считаю своим долгом познакомить воспитанников МАДОУ «Детский сад «Колобок» с историей традиционного национального костюма. В данной статье предлагается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через изучение особенностей русского народного костюма, как эффективного источника формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.
Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.
Кукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.
Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.
Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом
Цель проекта: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
По числу участников: групповой.
Образовательные области: труд, познание, коммуникация, здоровье, музыка,
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат: Музыкальный досуг; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации
Ход проекта:
-Как эта одежда называется?
-Почему она именно такого цвета?
Из чего их шили и чем украшали?
Так родился проект ”Русский народный костюм”
Деятельность педагога: было определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернете. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Взаимодействие с семьей: проведение консультаций, проведение бесед о создании и значении проекта.
Проведение родительского собрания «Русский народный костюм».
Деятельность детейсостоит из трех вопросов:
2. Что хотим узнать
3. Где и как это можно узнать
2этап: На данном этапе рассматривались иллюстрации и фотографий, репродукции картин. Проводили беседы по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность. Посещение музеев. Индивидуальные презентации родителей совместно с детьми.
Образовательная область «Социализация»— Дидактические игры:
«Оденем куклу в русский народный костюм»,
«Русский народный костюм», «ПодбПодбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» «Русский народный костюм«.
Активизация словаря детей: «кокошник», «кафтан», «лапти», «душегрейка».
Сюжетно –ролевые игры:«В гости к бабушке Марье»,«Мастерица».
Театрализованные: «Как выросла рубаха»
Цель: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Образовательная область: «художественное творчество»—
Лепка: «Кукла маша в сарафане»
Рисование: «Украсим Мане и Ване наряд»,
«Элементы узоров на сарафане» Оформление выставки.
Дети с интересом рассматривали репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, подобрали методический материал,куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды
Образовательная область «Коммуникация»— Знакомство с пословицами и поговорками:
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Плуг от работы блестит.
Работа с родителями- Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу,используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе Помощь в подборе книг, фотографий и информации.
Изготовление книжки- малышки «Пословицы».
Помощь родителей в пошиве женского и мужского народного костюма.
Участие в творческих выставках, в создании предлагаемых проектов.
Участие в открытом занятии «Путешествие мальчиков и девочек в древнюю Русь»
Помощь родителей в разработке и изготовлении проектов
Анализ проделанной работы
Дети используют полученные знания в игровой деятельности.
При планировании познавательной деятельности и реализации проектов учитывались детская инициатива, личный опыт, следовательно, все дети в группе были заинтересованы темой проекта.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
Дети, родители, воспитатели получили взаимное удовольствие от совместной деятельности над проектами.
В ходе работы над проектами создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями.
На родительском собрании всем участникам проекта будут вручены благодарности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.
Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.