Русский язык как государство
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.
4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 101-ФЗ в часть 6 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.
6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.
Статья «Русский язык как государственный язык Российской Федерации».
Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Никитаева Надежда Фёдоровна – учитель русского
языка и литературы МБОУ «Дмитриевогорская СОШ»
Меленковского района, Владимирской области
Язык имеет огромное значение в жизни человека. Труд создал человека, а для совместного труда, общения друг с другом понадобилась речь, язык. Язык – одно из чудес, созданных человеком. Это его душа, история, прошлое, настоящее и будущее, это живое и бесконечное общение поколений, тесная связь между предками и потомками.
При помощи языка люди не только общаются друг с другом, но и, передавая из поколения в поколение накапливаемый обществом опыт, создают науку, технику, культуру, материальные и духовные блага. К.Д. Ушинский писал: «В языке своём народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражалась в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа».
Одним из богатейших языков в мире является русский язык – величайшее достижение русского народа, ценнейшее его достояние. Русское слово всегда способствовало укреплению национальной независимости нашей страны и сплочению народных масс в борьбе с чужеземными захватчиками. Русский язык дорог каждому из нас, это наша национальная гордость.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации. Что это значит? Это значит, что он используется при составлении всех официальных документов в работе государственных органов и СМИ. Статус русского языка закреплён в Конституции РФ: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык». Для большинства населения нашей страны русский язык является родным; однако имеет ряд территорий в составе РФ, для населения которых родными являются другие языки. В республиках и автономных округах в качестве государственных используется два языка – русский и тот, который на этой территории является родным для большинства населения.
Русский язык входит в группу славянских языков и относится к восточнославянской подгруппе. Кроме русского, в неё входят украинский и белорусский языки. В свою очередь славянские языки входят в семью индоевропейских языков, которая включает такие группы, как романские языки (французский, испанский, итальянский), германские (английский, немецкий), кельтские (ирландский, уэльский) и другие.
Русский язык, близкий к современному, сложился на основе московского говора к 18 веку. Как национальный язык, русский язык включает в себя литературный язык, диалекты, жаргоны и просторечия. Хочется отметить, что к 18 веку существенные различия между говорами разных местностей значительно сглаживались под влиянием московского говора, который был принят за образец.
В нашем родном языке много заимствованных слов. Заимствование слов одного языка другим – это естественный процесс, связанный с развитием языка, культурных и деловых отношений между нациями. Конечно, используя те или иные слова иностранного происхождения, нужно обращать внимание на то, насколько это уместно и оправданно. Нередко можно подобрать русское слово, достаточно благозвучное и понятное. Однако вряд ли стоит бояться того, что многие русские слова будут вытеснены иностранными, а тем более заявлять о том, что русскому языку грозит серьёзная опасность. Подобное уже не раз случалось в истории России и русского языка. Вспомним произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, других классиков. А.С. Пушкин отмечал, что его любимая героиня Татьяна лучше владела французским языком, чем своим родным, а в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно найти упоминание о французе, который прибыл в Россию, столкнулся с тем, что вокруг говорят на его родном языке. Тем не менее, русский язык не умер!
Таким образом, обилие иностранных слов можно рассматривать как дань моде. Очевидно, что какие-то из этих слов прочно войдут в состав русского языка, а другие постепенно выйдут из обращения. Нужно помнить, что сохранение и развитие родного языка зависит и от нас самих – и от того, насколько мы любим родной язык и уважительно относимся к нему.
Национальный язык имеет огромное значение в сохранении культурного наследия. Значение и красоту русского языка не раз отмечали многие писатели и филологи.
«Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев. И великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы»,- отмечает наш современник – писатель Константин Паустовский.
Замечательный мастер слова А. Н. Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами),- русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
Русский язык в наши дни служит делу укрепления мира во всём мире. Народы всей земли внимательно вслушиваются в русскую речь, в ней звучит пламенный призыв к борьбе за свободу и независимость народов, к борьбе за мир. Знание русского языка дает возможность всему человечеству познакомиться с самой передовой в мире наукой, культурой, с произведениями наших выдающихся писателей, учёных, с достижениями России в области промышленности, техники, сельского хозяйства, химии. Русский язык с любовью изучают на всех континентах, и он звучит по всем меридианам земного шара.
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Мир русского слова
О правовых основах государственной языковой политики
Бенедиктов Н. А.
депутат Государственной Думы
Бердашкевич А. П.
консультант аппарата Комитета
Государственной Думы
по образованию и науке
Нормативные и законодательные акты о языках неизбежно затрагивают общественно-политическое сознание населения Российской Федерации и оказывают воздействие на социальные, экономические, культурные стороны жизни граждан..
Закон «О языках народов Республики Бурятия», принятый 10 июня 1992 года, устанавливает: «На предприятиях, в учреждениях и общественных организациях Республики Бурятия делопроизводство ведется на государственном языке Российской Федерации».
В Республике Коми, которая ввела статус государственного для двух языков, иные правила. Ее законодательство допускает неиспользование в области государственного управления русского языка, как государственного языка Российской Федерации.
Аналогичные возможности предусматривает законодательство Республики Марий Эл.
Близкий к указанному тезис содержит закон Кабардино-Балкарской Республики «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики», принятый 28 декабря 1994 года
Приведенные примеры убеждают в необходимости формирования и проведения государственной языковой политики в Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации в качестве государственного языка установлен русский язык. В соответствии с этим на органы государственной власти и иные субъекты публичного права накладываются определенные обязанности [6, 14, 16, 22, 38]. Совокупность указанных обязанностей может выступать в качестве основы государственной политики по отношению к русскому языку [2, 3, 4, 17, 21, 34].
Задачей настоящей работы является обсуждение основных принципов формирования и реализации государственной политики Российской Федерации по отношению к языку (далее государственная языковая политика).
О некоторых терминологических квалификациях языка
Закон «О языках народов Российской Федерации» определяет все языки народов Российской Федерации, как «национальное достояние Российского государства». В статье 3 закона употреблена формулировка «равные права всех языков народов Российской Федерации». Законодатель таким образом указал, что языку может быть придан статус субъекта права.
Титульным языком принято называть язык этноса, по которому названо национально-государственное или национально-территориальное образование. Для такой многонациональной и многоязычной страны, как Российская Федерация, некорректно введение понятия или статуса «титульный язык» по отношению к любому языку, т. к. оно может быть расценено не только как юридическая, но и социально-политическая ошибка. Правовая норма о равных правах языков народов России исключает любую процедуру выделения одного языка в сравнении с другим, как титульного.
Экспертами ЮНЕСКО в 1953 году было рекомендовано разграничить понятия «national language» и «official language». Под «national language» понимался язык выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной жизнедеятельности общества. Под «official language» понимался язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Возможно, под воздействием этих представлений в российское законодательство вошли термины официальный язык и государственный язык [32, 34]. Понятие «официальный язык» было введено 24 марта 1990 года.
В Федеральном законе «О языках народов Российской Федерации» понятия «официальный язык» и «средство (язык) межнационального общения» уже были исключены. Можно согласиться с логикой законодателя. Выделение русского языка, как особого «средства межнационального общения», из семейства равноправных языков народов России является неправомерной процедурой, которая нарушает «равные права языков народов России».
Русский язык, как один из мировых языков, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые были созданы за все время существования языка. Множество «мировой язык» не имеет и никогда не будет иметь закрытого списка, в котором были бы перечислены все объекты, относящиеся к указанному множеству. Обладателями, хранителями и создателями множества «мировой язык» являются как русскоговорящие граждане, так и письменные, аудио-, видео- или иные произведения, свидетельства или документы. Множество «мировой язык» может быть отнесено к категории памятников мировой культуры.
Язык народов России
Русский язык как родной язык, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые использовал, использует или может использовать конкретный человек [5, 15, 30, 31]. Понятие «родной язык» всегда связано с конкретным индивидуумом [35, 36]. Носителями «родного языка» могут быть только отдельные люди [24, 27]. Человек по определению лишен возможности объясняться или переписываться на «мировом языке» или на «языке народов России». Гражданин всегда и во всех случаях может использовать только «родной язык Следовательно, большинство норм, регламентирующих использование «родного языка», связано с личными правами граждан.
Русский язык как государственный язык
Социум, языковой коллектив (социалема) и язык (лингвема) являются составляющими, на которые опирается социальная история языка. Понятие государственный язык всегда функционально [13 Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Являясь механизмом реализации прав и свобод граждан России, государственный язык Российской Федерации одновременно является необходимым элементом для осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Поэтому использование государственного языка Российской Федерации на территории Российской Федерации является обязательным при реализации полномочий, являющихся предметом ведения Российской Федерации или предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при реализации установленных действующим законодательством прав граждан Российской Федерации.
Государственный язык Российской Федерации можно рассматривать как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации, как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны, как необходимый элемент для осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли, как механизма для реализации прав и обязанностей населения России, как национальный признак в международных правоотношениях.
Ни при каких условиях роль государственного языка республики не может быть приравнена к роли государственного языка Российской Федерации. Употребление государственного языка республики не может стать обязательным для гражданина или для государственного органа власти, если функционирование последнего не обусловлено некими специальными целями.
Государственный язык Российской Федерации базируется на современном литературном русском языке. Поэтому забота о государственном языке Российской Федерации понуждает защищать и развивать современный литературный русский язык Государственный язык Российской Федерации обязан содержать в себе все «ведомственные» языки, в противном случае государственное управление может быть затруднено.
Законодательство должно установить государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Российской Федерации С другой стороны, закон должен предусмотреть наказание за умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования государственного языка Российской Федерации. Ответственность может быть возложена как на гражданина, который неправомерно ограничивает использование государственного языка Российской Федерации, так и на организацию, которая несет ответственность за действия своих сотрудников.
Система образования определяет государственные стандарты и уровень квалификационных требований к знанию русского языка, в системе делопроизводства установлены общепринятые словосочетания или обороты речи, существуют словари ударений для дикторов телевидения, выпускаются профессиональные и толковые словари русского языка и т. д
Государственные образовательные стандарты, учебные планы, методические рекомендации или иные документы, регламентирующие образовательный процесс, образуют нормативно-правовую базу по отношению к изучению и использованию современного литературного русского языка, составляющего основу государственного языка.
Действующая система выпуска словарей или иных носителей стандартов в определенной степени обеспечена нынешними финансовыми ресурсами страны. Поэтому, вообще говоря, на создание такой системы не требуется дополнительных финансовых расходов.
Цели государственной языковой политики
Государственная языковая политика Российской Федерации обязана обеспечить решение целого ряда важнейших задач по отношению к языку. Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ведения, объектами государственной языковой политики могут являться: государственный язык Российской Федерации; государственные языки республик Российской Федерации; каждый из языков народов России как мировой язык; каждый из языков народов России как родной язык.
Прежде всего необходимо определить отношение государства к поддержке, развитию, использованию и ограничению использования государственного языка Российской Федерации для решения задач, сформулированных в предыдущем разделе данной работы. Под использованием языка следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до сведения граждан или должностных лиц информации из общепринятого делового оборота на указанном языке. Тогда требованием, накладываемым на использование языка, является предусмотренное в установленном порядке закрепление грамматических, лингвистических, стилистических или иных языковых форм, в том числе обязательность или, напротив, недопустимость употребления указанных форм, а также данного языка в целом. Федеральный закон может дать право каждому ведомству по предмету своего ведения выбрать в качестве рекомендуемого определенный набор словарей или пособий из уже существующего набора изданий.
При реализации государственной языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Использование государственного языка Республики, входящей в состав Российской Федерации, является предметом ведения Республики. Федеральная власть не всегда может регулировать использование какого-либо из языков народов России, но может оказать поддержку субъектам Российской Федерации или даже муниципальным властям, в ведении которых оказалось использование данного языка народов России. Федеральные органы власти лишь «гарантируют поддержку» и «помогают» развитию и существованию языков народов России, не «управляют» и не «регулируют». Федеральные органы власти не полномочны устанавливать перечень или список таких языков, не определяют минимальное количество этнических носителей языка, равно как не учитывают иные показатели, процедуры или правила для отнесения или исключения данного языка из совокупности языков народов России.
Особые мероприятия государственной языковой политики Российской Федерации связаны с отнесением языков народов России к объектам мировой или национальной культуры.
В рамках реализации государственной языковой политики предусматривается не только полноценное изучение русского языка, но и целый ряд квалификационно-аттестационных мероприятий, начиная от школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы до разнообразных систем послевузовского образования, правил присвоения ученых степеней или званий, курсов повышения квалификации и пр.
Можно выделить три концептуальных понятия: политика, государственная политика и государственная политика по виду деятельности.
Законодатель обязан установить иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации государственной языковой политики Российской Федерации Напомним, что языковая политика и деятельность не упомянута в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а следовательно, на первый взгляд должна быть отнесена к предмету ведения субъектов Российской Федерации. Исходя из сделанного последним вывода, могут возникнуть основания отнести «государственную языковую политику» к предмету исключительного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тогда введение таких понятий, как «государственная языковая политика Российской Федерации» или «федеральная языковая политика», может быть признано неправомерным. Закон должен учитывать указанное обстоятельство. Поэтому необходимо указать, что государственная языковая политика является составной частью государственной социальной, культурной и национальной политики.. На основании требований пункта «е)» статьи 71 государственная языковая политика Российской Федерации, являясь частью социальной, культурной и национальной политики, имеет правовые основы для своей реализации. Таким образом, понятия «государственная языковая политика Российской Федерации» или «федеральная языковая политика» обретают правовую основу для своего существования.
Необходимо ввести понятия «языковая политика субъекта Российской Федерации», а также «языковая политика муниципального образования».
К настоящему времени наличествует много законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование языковой деятельности и языковой политики на территории данного региона. Если Федеральный закон установит иерархическую структуру формирования и реализации государственной языковой политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации выпадут из правовой зоны Российской Федерации. Законодатель должен найти способ увязать нормативно правовую базу регулирования языковой деятельности в единую систему.
Функциональная организация государственной политики
Политика, как деятельность, реализуется субъектами политической деятельности на пространстве соответствующих объектов, опирается на политические институты и инфраструктуру, проявляется через стабилизацию или изменение общественных либо правовых взаимоотношений между субъектами политической деятельности.
Государственная политика осуществляется от имени государства и проводится именем государства. Поэтому государственная политика может реализовываться только государственной властью и уполномоченными на то субъектами публичного права.
Субъектами государственной политики могут быть только субъекты публичного права (конституционного, административного, т. е. той сферы права, которая регулирует отношения граждан с государством; ср. гражданское, частное право Прим. ред.). Уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, министерства и ведомства по принадлежности и по предметам своего ведения должны устанавливать и реализовывать основные мероприятия государственной языковой политики, например, ограничения, порядок, форму и объем использования государственного языка Российской Федерации. В то же время гражданин России автоматически является субъектом государственной языковой политики, когда использует в определенный условиях родной язык или государственный язык. Ведь использование родного языка, равно как и реализация его личных и гражданских прав прямо установлены Конституцией Российской Федерации.
Объектами государственной политики являются виды деятельности, а не конкретные материальные или иные предметы.
Формирование государственной языковой политики
Политическая элита, формирующая государственную политику по конкретному виду деятельности, очевидно должна иметь своих представителей как во властных структурах, так и в соответствующих профессиональных кругах. В формировании государственной языковой политики должны участвовать не только чиновники правительства, но и представители науки, знатоки языка и литературы. Орган, функционирующий при властной структуре, играет роль своеобразного «парламента» при органе власти. Примером может служить Совет по русскому языку, функционировавший при Президенте Российской Федерации
Например, в Москве создан Общественный совет по русскому языку при мэре Москвы.
Предложения и выводы
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
Государственная языковая политика Российской Федерации обладает достаточным набором формализованных и обособленных целей, а также иных свойств и качеств для выделения ее в отдельный тип государственной политики по виду деятельности.
Каждый из языков народов России, в том числе и русский язык, представляет собой объект правового регулирования в государственной языковой политике Российской Федерации, являясь объектом деловой, общественной, культурной, научной и иной деятельности.
Дополнительно к функциям, указанным в предыдущем пункте, государственный язык Российской федерации является еще и инструментом государственного управления, предназначенным для выражения воли народа, а также государственной воли.
Использование понятий «титульный язык», «официальный язык», «язык межнационального общения» как базовых для законодательства нецелесообразно.
Понятия «мировой язык» или «языки народов России» в качестве правовых объектов может быть рассмотрены с позиций отнесения их к объектам истории, национальной или мировой культуры.
Целесообразно дополнить действующее законодательство нормативно-правовыми актами, регламентирующими использование государственного языка Российской Федерации, разработать основные принципы и цели осуществления государственной языковой политики России, а также ввести нормативные процедуры и правила сбережения языка как национального и мирового объекта культуры.
Афанасьев М.Н. «Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1996. 2. С. 6874
Байтин М.И. «О современном нормативном понимании права» // Журнал российского права, 1999. 1. С. 98107
Березин Ф.М. Место и роль русского языка в постсоветской России» // Теория и практика общественно-научной информации: [Сб.]. М., 1997. Вып. 13. С. 520.
Берченко А.Я. « Еще раз о проблеме права и закона» // Журнал российского права, 1999. 34. С. 7582
Быстрова Е. «Компетентный носитель языка». // Народное образование, 1998. 5. С. 7071.
Воробьев В. «Государственный язык России» // Народное образование, 1998. 5. С. 1316
Воробьев В. «Языковая личность и национальная идея» // Народное образование, 1998. 5. С. 2530
Гельман В.Я. «Сообщество элит» и пределы демократизации: Нижегородская область» // ПОЛИС (Политические исследования), 1999. 1. С. 7997
Джатиев В.С. Государственное и языковое строительство в многонациональном регионе» // Актуальные проблемы государственного строительства и совершенствования законодательства: Сб. науч. тр. юрид. фак. Владикавказ, 1997. Вып. 2. С. 1336
Дьячков М.В. «Языковая политика в современной России» // Социол. исслед, 1993. 9. С. 99102
Елизаров В.П. « Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс» // ПОЛИС (Политические исследования), 1999. 1. С. 7278
Ермошин Г.Т. «Государственно-правовые аспекты языковых отношений», Российская юстиция, 1998, № 3, стр. 1921
Ермошин Г.Т. «От закона о языках народов РСФСР к закону о государственном языке Российской Федерации». Российская юстиция, 1999, № 4, стр. 1112
Журавлев В.К. «Внешние и внутренние факторы языковой эволюции», М. Наука, 1982
Зимон Г. «Заметки о политической культуре в России «// Вопросы философии, 1998. 7. С. 2330
Ильин М.В. «Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держава» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. 2. С. 117130
Ильин М.В. «Слова и смыслы : Полития. Республика. Конституция. Отечество» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. 4. С. 4956
Ильин М.В. «Слова и смыслы: Полития. Республика. Конституция. Отечество» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. 5. С. 112122
Ильин М.И. «Политический дискурс: слова и смыслы» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1994. 1. С. 127140,
Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы» // Вопросы философии, 1998. 7. С. 1422
Ковалев А.М. «Предмет, законы и категории политики как науки» // Вестник Московского Университета. Серия 12, Политические науки, 1998. 5. С. 6787
Колин К.К. Русский язык и национальная безопасность» // Безопасность, 1997. 12. С. 3040
Колин К.К. «О роли русского языка в сохранении единого информационного пространства России» // Вестн. Рос. о-ва информатики и вычисл. техники, 1996. 6. С. 2531./.
Костомаров В». В диалоге современных культур: [Об иностр. языках]» // Народное образование, 1998. 5. С. 2125
Костомаров В. «Раздумья о русском языке» // Форум, 1994. 3. С. 105109.
Крачинская О. В. «Язык как социальный институт : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук: Спец.: 09.00.11- Социал. философия / Волгоград. мед. акад. Волгоград, 1998.
Кунгурцев Ю. Политика образование язык» // Народное образование, 1998. 5. С. 1720.
Леонтьев А.А». Языковые права человека и межнациональные отношения» // Мир психологии и психология в мире /Акад. педагогич. и социал. наук, 1995. 1. С. 2328.
Магомедов А., Гасанов Н., Зачесов К». Еще раз о языковой политике в современной России» // Социол. исслед, 1995. 2. С. 155157.
Мирский Э.М. «Национальная идеология и язык». Высшее образование в России, 1999, № 3, стр. 105108
Нерознак В.П. «Языковая реформа (19901995)», Вестник РАН, 1996, т. 66, № 1, стр. 36
Соловьев А.И. «Конфликты в государственно-административной сфере: (Раздел учеб. пособия)» // ПОЛИС: Полит. исслед, 1997. 4. С. 154165
Трушкова Ю.В. Проблемы описания современной социолингвистической терминологии (термин «государственный язык») // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: Ин-т языкознания РАН, 1994
Челышев Е.П. «Русский язык обретает государственную поддержку». Вестник РАН, 1997, стр. 596601
Текущий рейтинг: