Русскому или русскаму как
Когда употреблять слово российский, а когда русский?
15 октября 2013 12:01
Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном употреблении прилагательных русский и российский в сочетаниях существительными.
Однако все русские памятники XI-XIV веков за редчайшим исключением употребляют названия Русь, русин, Русская земля. Византийские формы Рос-/Россия остаются чуждыми русскому языку. Но с середины XV века увлечение классицизмом привело к тому, что стали объяснять истоки русского народа связью с роксоланами, росанами. В русской письменности XV-XVI веков появились новые формы Росия, Росея, а в первой половине XVII века в Московской Руси окончательно утвердились византийские термины Росийское царство, Великая Росия, Малая Росия, а также еще более книжные формы росский и росс, возникшие под греческим влиянием. С этого времени практикуется употребление прилагательного российский для определения языка. В высоком штиле слова Россия, росс господствовали (например, произведения Ломоносова «О сомнительном произношении буквы Г в российском языке», «Российская грамматика»). Лишь начиная с произведений Карамзина возрождается народная форма прилагательного руской.
В начале XIX века выражения росс, росский уже явно ощущались как архаические, а прилагательное русский стало постепенно вытеснять российский в роли этнического определения языка.
Таким образом, правильно: русский язык, русская литература, русские пословицы и поговорки, русская душа, но: российский флаг, российская Конституция, российский парламент.
В чём различие терминов РУССКИЕ, РУСЫ, РОССИЯНЕ
«РФ» = Великороссия, которую сейчас ошибочно называют Россией
«Украина» = Малороссия (историческое правильное название)
«Беларусь» = Белороссия (историческое правильное название)
Русская нация = Русский народ + Татарский народ + Башкирский народ и т.д.
— ТЫ КТО?
— Я РУССКИЙ ТАТАРИН.
Язык и исторические правдивые названия несут в себе суть слов. 🙂
О слове «Русский»:
http://www.obsheedelo.com/Medinskiy
Россия – всегда была многонациональной цивилизацией.
русский татарин
русский калмык
и т.д.
Очень кратко Ответ на пост «Мировая слава народа русского»
Беларусь попросит у России миллиарды долларов для защиты от западных санкций
Минск попросит у России кредит в 3,5 миллиарда долларов, так как санкции США в отношении белорусского госдолга создают проблемы для его рефинансирования, в том числе валютным госзаимствованиям, заявил первый вице-премьер Белоруссии Николай Снопков. Его слова передает БелТА. Эта сумма поможет «компенсировать выпадающие европейские деньги» и защитить долг от влияния западных ограничительных мер.
«На данный момент в проработке заключение новой стабилизационной программы с Евразийским фондом стабилизации и развития с выделением государственного финансового кредита Российской Федерацией», — рассказал Снопков. По словам вице-премьера, в 2022 году
Минску предстоит погасить 3,3 миллиарда долларов, в 2023-м — 4,7 миллиарда долларов внешних долгов вместе с обслуживанием.
Снопков констатировал, что из-за давления Запада страна также столкнется с отсутствием иностранных инвестиций. «В условиях отказа большинства международных финансовых организаций от сотрудничества с республикой Беларусь и иных опций по привлечению инвестиционных средств практически единственным источником развития и экономического роста являются внутренние ресурсы и внутренние резервы», — пояснил вице-премьер.
Все популистские местечковые идеологии, вдохновляющие население борьба с гнетущими силами загнивающего запада и необходимость противостоять, призывы к интеграции, благородные кампании дедолларизации и перехода на рупь, пессо и тугрик, наказание Европы и США отказом от их продукции и тд и тп заканчиваются везде и всегда одним: дай долларов! В рублях никто не просит, хотя до этого так красиво излагали на неокрепшие уши населения о конце доллара и надвигающейся эре рубля как главной в мире резервной валюты. Долларов нужно при этом все больше, так как в довесок к выплате накопившегося долга нужно же и как-то жить: ремонтировать дворцы, обновлять автопарк эксклюзивных авто, посылать родню в заграничные туры с размещением в пятизвездочных отелях и прочее и тому подобное.
На Полярном Урале выпустили на волю редких овцебыков
Пятнадцать особей редких овцебыков выпустили на волю в Приполярном Урале.
Эти крупные коренастые животные с невероятно густой шерстью (которая в восемь раз теплее овечьей) когда-то населяли Ямал. И вот уже более двадцати лет в арктическом регионе восстанавливают их популяцию
Видео выбегающих с территории питомника овцебыков разместил в соцсетях губернатор автономного округа Дмитрий Артюхов.
19 нарядов, в которых участницы «Мисс Вселенной» представили свои страны в 2021 году
«Мисс Вселенная» — самый известный конкурс красоты, в котором участвуют девушки со всей планеты. Он проводится с начала 1950-х годов, и за это время Россия победила в нём всего один раз — в 2002 году Оксана Фёдорова заняла в нём первое место. Чаще всего в «Мисс Вселенная» побеждали представительницы США (8 раз), Венесуэлы (7 раз), Пуэрто-Рико (5 раз) и Швеции (3 раза). Чтобы жюри признало их самыми-самыми, девушки участвуют в различных конкурсах, один из которых — дефиле в костюме, представляющем их страну. Вот, какие наряды показали красавицы в этот раз.
Победительницей «Мисс Вселенная» в 2021 году стала представительница Индии, Харнааз Сандху. Второе место заняла Лалела Мсване из ЮАР, третье место получила Надиа Ферейра из Парагвая.
Автор : Раиса Анушкина
Останки летчика погибшего в Беларуси в 1941 году захоронят на его родине, в России
Текст не мой, скопипастил с нашего местного новостного сайта. Ещё один солдат вернётся с войны.
Останки погибшего в 1941 году в Кобринском районе летчика перезахоронят в поселке Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области. Об этом сегодня рассказал журналистам внучатый племянник летчика Максим Кучмин, передает корреспондент БЕЛТА.
В начале этой осени члены историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» между деревнями Полятичи и Батчи обследовали предполагаемое место падения самолета. На поверхность были извлечены части бомбардировщика, пулеметы и мумифицированные останки человека. Им оказался младший сержант Петр Александрович Шмыгов 1920 года рождения. Брестские поисковики связались с российскими коллегами, и за несколько дней удалось найти родственников летчика.
Петр Шмыгов погиб, когда ему был всего 21 год. Он прожил непростую жизнь. В семье воспитывались пятеро детей, Петр был старшим. Когда ему было 10 лет, умер отец, и на хрупкие плечи мальчика легла забота о домочадцах. Позже он поступил на гусевский рабфак, работал на заводе. В 1938 году ушел в армию, стал летчиком. Со службы отправлял в помощь матери деньги. В конце июня 1941 года парень собирался в отпуск. Мечтам не суждено было сбыться: 80 лет он считался пропавшим без вести.
Максим Кучмин и Юрий Ухваткин приехали сегодня утром в Брест. Мужчины посетили Брестскую крепость. Также у них намечена встреча с поисковиками, затем россияне поедут на место падения самолета. В Кобринском районе 11 декабря состоится церемония передачи тела защитника. На 13 декабря запланировано захоронение останков в поселке Великодворский. Церемония пройдет со всем воинскими почестями.
Битва славян
Анжела, стреляй!
Как по мне, это крутое видео как из фильма и интересная история.
После остановки машины нарушитель подался в бега, Анжела первой бросилась за ним. За судьбу девушки можно не беспокоиться — она мастер спорта по дзю-до и самбо.
Как зимуют черепахи
Больше офигел от количества черепах в пруду.
На Алтае избавились от колючей проволоки на границе с Монголией. Всё для свободной миграции животных
В Республике Алтай при содействии WWF России демонтировали колючую проволоку, установленную еще в восьмидесятых годах
На плато Укок в Республике Алтай недавно было демонтировано 14 километров колючей проволоки. Работу провели сотрудники Дирекции особо охраняемых природных территорий Республики Алтай при поддержке WWF России и Фонда «Мир Вокруг Тебя». Цель – обеспечение свободной миграции диких животных.
«Работа на высокогорном труднодоступном плато чрезвычайно сложна: колючую проволоку снимали вручную, столбы пилили, демонтированные конструкции волоком стаскивали к грузовику. Заранее был закуплен гидравлический пресс, превращающий мотки проволоки в компактные брикеты, которые потом инспекторы вывозили на грузовом транспорте», – Александр Карнаухов, старший координатор проектов Представительства WWF в Алтае-Саянском экорегионе.
Инженерно-технические сооружения на плато были установлены еще в восьмидесятых годах – на линии, где сходятся границы России, Монголии, Казахстана и Китая. Десятки километров колючей проволоки натянуты между деревянных столбов. Между тем Укок – это место обитания редких видов животных и объект природного наследия ЮНЕСКО. В 2005 году здесь был создан природный парк «Зона покоя Укок», но заграждения преграждали пути миграции животных, губили представителей фауны – и не только диких, но и домашних, поскольку на этой территории ведут свою деятельность местные скотоводы.
В ближайшее время в местах, ставших доступными животным для миграций, появятся фотоловушки: защитники дикой природы будут наблюдать за поведением представителей фауны на новом для них участке.
Транжиры. Сами виноваты
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в увеличении инфляции есть вина граждан страны: начинают больше тратить и меньше сберегать
Опять люди виноваты, тратят и тратят свои миллионы во время роста инфляции. Заслужили, чего уж там
Продвинутый грузовик с новосибирскими номерами
Как по мне, это довольно сильно отвлекает других водителей от дороги, но идея конечно крутая и довольно прикольная.
В Москве задержали участников «Русского марша»
4 ноября 2021 года в Москве националисты планировали провести «Русские марши» в центра города и в Люблино. Перед началом акций силовики перекрыли Красную площадь, а также подогнали автозаки к станциям метро. По данным на 18:00, полицейские задержали как минимум 25 человек, планировавших участвовать в «Русском марше».
В тоже время правительство заявляет, что Россия не собирается спокойно взирать на то, как русскоязычное население в бывших советских республиках «становится объектом притеснений и гонений».
На территории новочеркасской школы нашли довоенное подземелье
1 октября во дворе проводили урок физкультуры. Учительница заприметила провал в асфальте, под которым находилось глубокое пустое пространство. Детей оттуда увели, а о находке сообщили в городское управление образования. Выходить во двор несовершеннолетним после этого запретили из соображений безопасности.
Через месяц дорожники пришли, чтобы залатать провал. Когда они начали снимать асфальт, то поняли, что это вовсе не яма, а вход в подземное помещение. Там обнаружились комнаты, выложенные красным кирпичом. На стенах можно разглядеть надпись “Дружба”, также там нашли фамилии, имена и даты – 1942 и 1927. Самой загадочной находкой стал заваренный вход в одну из комнат. Что находится внутри нее, до сих пор неизвестно.
Взгляд иной
Последнее время муссируется на Пике тема «национального вопроса». У меня на эту тему сходные взгляды на счёт поведения «граждан» с юга и мигрантов с СНГ. Но, всё же. я и сам не русский, рождённый на Урале. Урал – моя историческая родина. Тем не менее, на свою «нерусскость» я говорю, что я не русский,но я родился в русской среде.
Да, есть в России народности, которые вполне себя адекватно ведут, но между собой на своём языке общаться. И к славянам нормально относятся, а не пытаются забить толпой в метро одного русского.
Я вырос в семье, где говорят на русском, родители отца говорили между собой на русском, но бабшука говорила со своей родней на украинском, а дед со своей, говорил на эрзянь кель.
Я много видел в нашем регионе людей, которые ведут к истокам своей народности. Но, я ниразу не видел, чтобы карелы, удмурты и эрзя избили дагестанцев. Чтобы водь и ижора пели песни на финском в центре столицы. Хочу ли я такое видеть? Чтоб финно-угры показывали власть свою в России и били русских? Не звучит ли это смешно? Толпа финно-угров избила русского. Мы устали от финнских танцев в крупных городах России.
Я, хоть и не русский, но, мой родной язык русский. Я русский писатель. А ещё, я очень люблю изучать славянские языки. Я принял культуру страны, а потом изучил свою. Дак какого хрена у нас такое творится, «рэссэйанэ»?
Напоследок, оставлю видео Муслима Магамаева. Чтобы было на кого ровняться, «брэтйэ».
Постскриптум: можете топнуть в минусы. Это и покажет «реальное» мнение.
Редкие и вымирающие языки России
Россия – одна из самых многонациональных стран на планете. По разным оценкам представители 193 российских национальностей используют от 270 до почти 300 разных языков и диалектов из четырнадцати языковых групп (плюс ещё один язык, о котором в конце статьи).
Негидальцы – народ близкий к эвенкам, живущий в Хабаровском крае, в нижнем течении Амура. Носителей – 74 человека.
Известный ещё по летописям и былинам народ водь проживает ныне на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Согласно переписи водским языком владели 68 человек, но по оценке специалистов всего через год после переписи, его знают только 6-10 человек и язык на грани вымирания. Среди причин не только русскоязычное окружение, но и соседство ижорцев, чей близкородственный (тоже финно-угорский) язык в куровицком диалекте водского поглощает водский. Факт, особенно удивляющий тем, что носителей ижорского языка всего 123 человека, и он сам стоит на грани исчезновения.
Коренные жители Сахалина ороки (чтобы не путать с камчатскими орочами, часто добавляют их самоназвание – ульта или уйльта) тоже говорят на языке тунгусо-маньчжурской группы, вернее, говорят на нём согласно официальным данным только 47 из 302, живущих в России (ещё ороки живут на Хоккайдо в Японии, но на орокском не говорят). В последнее время интерес к языку возрастает, его используют в детском саду и начальной школе, создаются фольклорные коллективы. Возрождаются народные промыслы, что требует использования традиционной лексики.
На реке Чулым в центре Сибири живёт небольшой тюркский народ – чулымцы. Последняя перепись насчитала всего 355 представителей народа, из которых только 44 говорят на чулымском, в результате ЮНЕСКО внесла язык в «Красную книгу исчезающих языков». Но надежда остаётся: в начале 2000-х началось движение за возрождение языка. В 2008 издан первый русско-чулымский словарь, а в 2019 издан перевод на чулымский Евангелия от Марка.
Энецкий язык – язык энцев, коренных жителей правого берега Енисея в нижем течении и полуострова Таймыр. Язык относят к самодийской ветви уральской семьи, он близок ненецкому и нганасанскому. На сегодняшний день осталось всего 43 носителя языка.
Алюторцы – коренные жители севера Камчатки, говорили на собственном языке чукотско-камчатской семьи. Сегодня алюторским языком владеют только 25 человек. В последние годы в школе посёлка Вывенка язык преподаётся школьникам, местная газета размещает материалы на нём.
Верхнеколымский или южноюкагирский язык – как понятно из названия, народ, говорящий на нём – юкагиры, древнейшие аборигенные жители северо-восточной Сибири – жил в верхнем течении Колымы. Большинство носителей сегодня проживают в двух сёлах – в Якутии и в Магаданской области. Общая численность юкагиров растёт от переписи к переписи, согласно последней составляет почти 1600 человек, но число говорящих на языках юкагирской семьи падает. Два языка из четырёх, входивших в эту семью, уже исчезли. Число говорящих на южноюкагирском сегодня – менее 10.
Орочский язык – не путать с орокским! Только в начале 2000-х была создана письменность и выпущен учебник родного языка для народа орочей, живущего в Хабаровском крае. Язык из тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи, близкий нанайскому и удэгейскому, когда-то разделялся на три диалекта, но в 2010 насчитали всего 8 человек, знающих его. Некоторые исследователи уже сегодня полагают язык вымершим.
Йоканьгско- или терско-саамский язык принадлежит к саамской группе финно-угорских языков и был распространён на востоке Кольского полуострова. По переписи 2010 года терских саамов осталось около сотни, но носителями языка были только двое из них.
Юги – маленький этнос, проживающий в Красноярском крае. По переписи населения 2010 г. югским языком, у которого никогда не было письменности, владел 1 (!) человек. Многие специалисты считают язык уже мёртвым…
Не попали в десятку рейтинга ещё три языка народов России, число носителей которых составляет менее 100 человек.
Ительменский язык правильнее называть западным ительменским, но теперь это уже не имеет значения: восточный и южный ительменские языки до нашего времени не дожили. Устаревшее название языка – камчадальский – указывает на место обитания народа. Ительменов в России проживает более 3 тысяч, в основном на Камчатке и в Магаданской области, но знающих язык предков среди них сегодня насчитывается только 82.
Язык тофаларов, коренных обитатели Тофаларии на западе Иркутской области, относят к таёжному ареалу саянской группы тюркских языков. Кочевой народ в 20-30-х был переведён на осёдлый образ жизни, получил письменность в конце 80-х годов XX века, но только к 2005 году алфавит, созданный на основе кириллицы, приобрёл завершённый вид. На сегодняшний день из 775 тофалар, проживающих в России, тофаларским языком владеют только 92 человека.
Нижнеколымский или северноюкагирский язык – второй язык из юкагирской семьи. Сохранился на севере Якутии, на границе с Чукоткой. Число носителей – «менее 100», согласно полевым исследованиям учёных – не более 60 человек.
Все прочие языки малых народов России имеют более сотни носителей, но и для некоторых из них сохраняется опасность исчезновения. Это – уже упомянутый ижорский, уникальный нивхский – не относящийся ни к одной языковой семье или группе, кетский, ульчский, гинухский и все саамские языки.
В Узбекистане отреагировали на сообщения об избиении русского мальчика
Фото: Charu Chaturvedi / Unsplash
МВД Узбекистана: информация о конфликте в Ташкенте на национальной почве безосновательна
В Узбекистане полиция опровергла факт конфликта на национальной почве, приведшего к избиению местными детьми русского мальчика. Так на сообщения в сети отреагировало МВД республики, заявление ведомства приводит РИА Новости.
По словам правоохранителей, информация о таком конфликте в Ташкенте «не имеет никаких оснований и является прямым нарушением требований закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле»». В МВД добавили, что она распространяется отдельными деструктивно настроенными гражданами.
Также в полиции напомнили об ответственности за распространение информации, возбуждающей национальную вражду.
24 сентября сообщалось, что в Узбекистане правоохранители отказались возбуждать уголовное дело по факту избиения местными детьми русского мальчика. Конфликт попал на видео.
Хабаровск
Водители автобусов высадили всех пассажиров, чтобы помолиться. Остановка произошла синхронно — всех заставили выйти из салонов, чтобы совершить намаз. Жителям Хабаровска пришлось стоять на улице и ждать, когда все помолятся, и они смогут отправиться домой
Министр образования Латвии: Мы ни в коем случае не оставим в школах русский язык
В связи с началом нового учебного года министр образования и науки Латвии Анита Муйжниеце повторила своё заявление о том, что ни в коем случае не намерена отказываться от перевода школ национальных меньшинств на латышский язык обучения.
Напомним, что в 2018 году власти Латвии приняли постановление о полном переводе средних школ нацменьшинств на латышский язык обучения, который должен завершиться к 1 сентября 2021 года.
«Я ни при каких условиях не намерена отклоняться от курса, взятого на обучение на государственном языке. Плавно будем это делать, выявляя трудности, которые мешают этому процессу», — сказала министр.
Она также отметила, что «Латвия 30 лет является независимым государством, где латышский — единственный государственный язык, поэтому подобный переход необходим». Более 26% проживающих в Латвии являются русскими, более 37% жителей страны говорят дома на русском
YouTube закрыл канал создателя «языковых рейдов» в Казахстане
Фото: Татьяна Флегонтова / ТАСС
«Аккаунт заблокирован за многочисленные или серьезные нарушения правил YouTube в отношении оскорблений, издевательств и угроз», – сообщил YouTube, передает РИА «Новости».
Ахметов публиковал на YouTube серию видеозаписей, на которых запечатлены конфликты, возникшие из-за того, что сотрудники магазинов и объектов общественного питания не смогли обслужить его и других людей на государственном языке.
В описаниях к видео в адрес запечатленных на них лиц автор использует термины «фашисты», «гастарбайтеры» и другие.
В конце августа правоохранительные органы Казахстана начали расследование уголовного дела о возбуждении национальной розни из-за размещения в Сети ролика о так называемых языковых рейдах.
МВД России запретило Ахметову въезд в Россию на 50 лет. МВД Казахстана сообщило, что проверяет видеозаписи, чтобы дать им процессуальную оценку.
Ранее жительница Казахстана рассказала о травле со стороны «языковых патрулей».
Знакомые Ахметова сообщали в социальных сетях, что тот сейчас уехал из Казахстана и находится в Грузии.
Газета ВЗГЛЯД писала о том, что сначала власти страны не замечали подобных инцидентов или считали их чисто бытовыми, однако со временем им пришлось отреагировать на действия русофобов.
Около cеми лет Виктор Топоров проработал авиакурьером. На вопрос, много ли белорусов занято в редкой профессии, отвечает: «Считаю, что я один». Выполняя срочные заказы, налетал 1 миллион 200 тысяч миль, побывал в десятках стран, а во времена пандемии осел на родине, в Минске, и открыл здесь свое дело.
Что это за работа. «Срочно сорваться — дело привычки»
— Самый быстрый сегодня способ доставить посылку, документы — отправить с авиакурьером. Курьер берет с собой груз в личный багаж. Если же отправить груз без сопровождения, авиафрахтом, то перевозка займет несколько дней, плюс по прилете вещь попадет на склады временного хранения. Все это займет гораздо больше времени, а его нет, — рассказывает о профессии Виктор.
— Например, сломался у «Люфтганзы» самолет во Франкфурте. Сгорел какой-нибудь сенсор, и нет допуска к полетам. Авиакомпания уже продала билеты, и борт стоит, занимает слот в аэропорту. Такие внештатные ситуации называются AOG — Aircraft on Ground. Расходы авиакомпании могут достигать миллиона евро в сутки. Нужную деталь производят на заказ на заводах «Боинга» в другой стране (возможно, на Тайване или в Китае), ее необходимо доставить как можно скорее, чтобы поднять самолет в воздух.
— В таких ситуациях авиаперевозчики звонят в крупные логистические компании DHL, FedEx. Те в свою очередь аутсорсят заказ и обращаются в компании, специализирующиеся на доставках авиакурьером. Одна из них проверяет, где находится их ближайший курьер. Позвонить могут в любое время суток с простым вопросом: «Через сколько сможешь быть в аэропорту?» — «Через 1,5 часа». — «Окей, прыгай в такси, езжай».
Частые заказчики — автомобильные заводы и производители медоборудования. Медицинские грузы, по словам Виктора, самые сложные.
— Уже во времена коронавируса я возил из Германии в Китай маски, из Бангкока в Чикаго — детали для вентиляторов легких. Недавно перевозили из Италии в индийский институт деталь для производства вакцин. Мой друг возил допинг-пробы на чемпионаты, перевозят и стволовые клетки, спинной мозг. Такой багаж нельзя проводить через рентген, на сумке — датчик температуры, с него потом снимают показания.
К медперевозкам курьеров основательно готовят: обучение, брифинги. Я за такие заказы не берусь. Одно дело, если из-за тебя немного простоит завод, и совсем другое, если что-то случится с человеком. Если доставка запоздает, а на нее завязана операция — пациенту снова придется ждать, сдавать анализы, еще пару недель оставаться в госпитале. Неприятно. Часто за такую работу берутся курьеры, которые сами раньше тяжело болели. Иногда они даже летают бесплатно или за символическую оплату.
В профессию авиакурьера Виктора привел друг, это было лет семь-восемь назад. Мужчина тогда жил в Греции и остался без работы.
— Я не знал, что делать дальше, и тут друг позвал на Филиппины. Он к тому времени был авиакурьером уже лет десять, но летал для немецких компаний, а на Филиппинах никого не знал. Мы прилетели туда, сначала путешествовали по стране месяц, а потом стали закидывать мейлами логистические компании, предлагая свои услуги. Опыт для первого резюме я придумал. Сработало. Первая доставка была такая: вез коробки с семикондукторами (полупроводниками. — Прим. Onliner), летел авиакомпанией Cathay Pacific по маршруту Манила — Гонконг — Милан. Вообще, первый заказ — самое сложное и потом, в работе с каждым новым клиентом. К новичку обратятся, только если рядом нет проверенного человека.
Коронавирус сильно осложнил жизнь авиакурьерам. Когда из-за пандемии страны стали закрывать границы и вводить карантин, Виктор понял: на этом его работа закончилась.
— Из-за карантинов и других ограничений до сих пор не могу попасть на Филиппины, где остались мои вещи. Помню, как после последнего заказа сидел в аэропорту Амстердама 22 часа. Магазины не работали в связи с ковидом, бизнес-зал закрыли. У меня с собой были три манго и сухая овсянка.
Прилетел в Минск, и тут меня посадили на карантин на две недели. Я понял, что не могу пока больше летать с белорусским паспортом: в ЕС без ВНЖ мне сейчас не влететь, в Америку тоже не попасть, Азия закрыта. Решил открыть компанию в Беларуси и давать работу другим людям. Юрлицо AirFocus зарегистрировано здесь, но белорусских заказов у нас пока нет. Мы находим работу для курьеров со всего мира, в нашей базе их 467. Это фрилансеры, которые летают не только для нас.
Актуальную информацию по закрытым границам и визовым требованиям авиакурьеры постоянно проверяют на сайте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и других официальных источников. Чтобы выполнить заказ, порой нужно проявить чудеса комбинации.
— Недавно был багаж из Норвегии в Гану (небольшое государство в Западной Африке. — Прим. Onliner). Чтобы его выполнить, скомбинировали двух курьеров. Норвежцу в Гану нельзя — нет визы, поэтому он только довез груз до Франкфурта. Там его подхватил курьер с тунисским паспортом — человек может летать в Гану, для него в Африке виза по прибытии. Тунисец сам в Норвегию за грузом полететь не мог — его бы там посадили на десятидневный карантин.
Сколько зарабатывают авиакурьеры. «Самое горячее время — ноябрь и декабрь»
На вопрос, сколько зарабатывают в сфере, Виктор отвечает: «Неплохо». И приводит в пример гонорар, который платит авиакурьерам его компания.
— Расценки — 175 евро в сутки плюс покрываются все расходы на билеты, гостиницу. Заказы по Европе занимают в основном день или два, в США и Мексику из Европы — 3—4 дня. Если заказ однодневный, то платим чуть больше — 250.
Сколько времени в месяц работает один авиакурьер, ответить сложно. Виктор отмечает, что раз на раз не приходится. Есть зависимость от сезона. В июле — августе заказов мало, потому что многие заказчики уходят в отпуска. В ноябре — декабре много: все торопятся закрыть дела до конца года. Про свою работу мужчина говорит так:
— Бывало, работал очень напряженно. Был месяц, когда слетал из Манилы в Шанхай 17 раз. В одну сторону — 3,5 часа. А случалось, всего за несколько дней на четырех континентах успевал побывать.
Белорус работает только с заказчиками-фирмами, потому что при их грузах есть все нужные документы.
— У заводов с бумагами все в порядке. Сам багаж упакован, опечатан. С физлицами не работаем. В России есть две компании, чьи курьеры возят частным лицам всякие тапки из Дубая — ерундой занимаются. У нас тоже были предложения: привези пять пар обуви и сумочку! Потом смотришь, а это все 30 тысяч евро стоит, надо декларировать. То есть самому возиться с документами, везти, платить. К тому же не знаешь, вернет тебе этот человек деньги или нет.
В доковидные времена Виктор возвращался из Филиппин в Минск раз в год на полтора месяца. Основная причина — менял паспорта, в которых заканчивалось место для виз.
Нервные моменты и не только. «Сначала ладошки потели постоянно»
Приложение App in the Air подсчитало, что Виктор налетал уже 1 миллион 200 тысяч миль. Это много, но мужчина признается: считать стал далеко не сразу. При этом поначалу белорус вообще боялся летать.
— Ладошки потели постоянно. Особенно боялся взлета и посадки. Теперь тоже бывает тревожно. Когда летишь из Азии в Европу где-то над Индией, самолеты, особенно «Туркишей» (Turkish Airlines. — Прим. Onliner), начинает колбасить, с полок вещи вылетают. Встать с кресла нельзя, надо хорошо пристегнуться.
— Первое время опасался, что меня по какой-то причине не посадят на рейс. У меня был вид на жительство в Греции, но его вклеили неправильно, случайно перевернув. Из-за этого в аэропортах меня отправляли на дополнительную проверку. Это отнимало время. Наконец в немецком аэропорту мне рассказали, в чем дело. Потом я стал смелее и сразу объявлял пограничникам: «Знаю вас, сейчас меня заберете на вторую проверку, потому что у меня перевернута страница! Только в вашем аэропорту так поступают!» И они такие: «Нет-нет, что вы, не собираемся мы вас никуда отправлять!»
Заказы срочные — значит, счет идет на минуты. Отделам логистических компаний приходится быстро придумывать новый план, если что-то пошло не так.
— Был у нас заказ из Франкфурта в Скопье, Македония. Клиент сказал, что груз такой: три коробки по 20 кило. Но курьеру на фабрике выдали огромный ящик на 204 килограмма. Ни одна авиакомпания такое в пассажирский багаж не возьмет. Клиент извинился, но сказал, что коробка ему все равно очень нужна уже сегодня. С разрешения клиента мы открыли и перепаковали багаж за несколько часов до вылета. Оказалось, что внутри — много маленьких коробок, которые можно перепаковать в десять единиц багажа.
Но лимит сербской авиалинии — пять единиц багажа на пассажира, поэтому пришлось присылать на помощь второго курьера. Ситуацию усложняло и то, что груз должен был пройти таможню в аэропорту именно одной большой коробкой, ведь так было указано в документах. А потом уже курьеры все пересобирали: только за обмотку пленкой этого багажа они заплатили 150 евро. Но справились за несколько часов: заказ пришел в час дня, а в 20:30 уже вылетел самолет.
Позитивных эмоций в профессии тоже полно. Когда дело сделано, можно и мир посмотреть. Если хочется задержаться в условном Китае или Штатах, можно попросить заказчика обратный билет с более поздним вылетом.
— Был интересный случай: мне позвонила компания из Гонконга и сказала, что есть доставка в Чунцин. Я обрадовался, потому что это недалеко от Чэнду, моего любимого города в Китае. Думаю, закончу работу и сяду на поезд, приеду в Чэнду, буду там неделю тусить. Говорю: давайте мне обратный билет из Чунцина через неделю. Они согласились. Еду в аэропорт, смотрю на билет, а там код аэропорта назначения другой. И это не Чунцин, а Чанчунь! Это совсем в другой стороне, ближе к России, а еще там мороз, а я в шортах. Сказал заказчику, что срочно надо менять обратный билет на завтра. Поменяли, а я в аэропорту купил штаны и полетел в Чанчунь.