Руы кім как переводится

Атың кім

1 аты-жөні

аты-жөні жоқ — беспричинно, ни с того, ни с сего

2 қатық

қатығы мол – обильно приправлен

3 аты

4 аты-жөні

5 қатық

6 аты-жөні

7 аты

8 атыңқырау

См. также в других словарях:

аты — жаман ауру [кесел]. Рак ауруының қосымша аты. – Иманы саламат болсын. Ауырған ба еді? – А т ы ж а м а н а у р у д а н (Т. Қашуақ, Мәрмәр., 207). Аты жоқ қол. қ. аты жоқ саусақ. Қазақ бес саусағының ортан саусағынан кейінгі төртінші саусағын «а т… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

АТЫ — Атырау код аэропорта авиа, Казахстан Источник: http://www.vinavia.com/airports/97407191008245951.shtml … Словарь сокращений и аббревиатур

қатық — 1. (Алм.: Жам., Шиелі, Еңб қаз.; Жамб.: Шу, Мер.; Талд., Қоғ.; Сем., Ұрж.) айранның сүзбесі, дорбаға салып сүзгенде суы кетіп қалған қоюы. Қ а т ы қ қосқан сорпа дәмді болады (Алм., Жам.). Айранды сүзіп қатық қылдым (Сем., Ұрж.). 2. (Орал, Жән.;… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

аты — зат. жерг. Бір нәрсені сүзгенде үстінен қозғап тұратын ағаш аспап … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

аты жоқ қол — Қолдың төртінші саусағы … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

қатық — зат. 1. Қой, сиыр сүтінен ұйытылған айран. 2. Сүзген айран, сүзбе. зат. Тамаққа қосатын ет, май, сүт сияқты тағамдар … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

аты — (Алм., Жам.; Жамб., Жам.) қою нәрсенің суын селдір шүберекпен сүзгенде үстінен қозғап тұратын ағаш аспап … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

атығу — 1 (Жамб., Жам.) құнығу. Кісі еңбегін жеуменен а т ы қ қ а н, Арамызда орын жоқ сұмға. («Кол шы», 1935, №5) 2 (Гур., Маңғ.) ысылу, жаттығу. – Апай, бұл бала әлі а т ы қ п а ғ а н бала (Ж. Нәжім., Кішк., 113) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

қатықұлақ — (Қарақ.) естігенін ұмытпайтын адам. Ол қ а т ы қ ұ л а қ екен, менің айтқанымды есінен шығармапты (Қарақ.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

қатықыз — (Талд., Қоғ.) тікенді, сабағы қатты арам шөптің бір түрі … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

қатық — зат. Ұйытылған айранды сүзіп, сарысуын ағызып жіберу арқылы дайындалған тағам … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

Источник

Казах или кыргыз: отец Димаша Кудайбергена рассказал историю происхождения его семьи

Отец Димаша Кудайбергена развеял слухи, которые начали муссироваться в Сети, по поводу родословной его семьи

НУР-СУЛТАН, 6 фев — Sputnik. Отец известного казахстанского исполнителя Димаша Кудайбергена Канат Айтбаев поделился историей происхождения его семьи.

Ранее в социальных сетях разгорелась бурная дискуссия по поводу того, чьим потомком — казахов или кыргызов — является Димаш Кудайберген. Споры разгорелись после того, как в Сети появилось интервью, в котором Димаш рассказал, что он принадлежит к казахскому ру (роду) под названием «кыргыз». Кыргызстанский сайт factcheck.kg исследовал этот вопрос и пришел к выводу, что певец является потомком кыргызов, которые по разным причинам осели в Казахстане в XVIII веке и быстро ассимилировались с казахами.

Далее Айтбаев поделился историей, как у пары родились несколько детей. В 1930-е годы Толеубай умер во время голода, а бабушка была вынуждена временно сдать детей в детдом и в годы смуты потеряла с ними связь.

Оставшиеся в ауле старейшины посовещались и выдали Рахиму за вдовца Айтбая, который происходил из рода Тилеубай. Этот род относится к роду Барак, который входит в казахский род Кыргыз, а в последующем и в род Алим.

Однажды Айтбай упал с лошади и покалечился. Травмы оказались тяжелыми, перед смертью дедушка позвал к себе Аязбая и сказал: «Сынок, ты повзрослел, а мое время подошло к концу. Береги своего младшего брата Кудайбергена, доверяю его тебе». Спустя какое-то время умерла и мать семейства.

Аязбай, верный своему слову перед отцом, вырастил младшего брата Кудайбергена.

В комментария Канат Айтбаев просил пользователей не обижаться на «различные мнения» и заявил, что его семья с большим уважением относится к кыргызам.

Источник

Главные новости Актобе,
Казахстана и мира

КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 982 475 СЛУЧАЕВ, 952 314 ВЫЗДОРОВЕЛИ, 12 917 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 83 619 СЛУЧАЕВ, 75 847 ВЫЗДОРОВЕЛИ

Главные темы

Последние новости

24.10.2012 • 75615 просмотров

Каждый казах должен знать свой род и жуз

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.

Руы кім как переводится. Смотреть фото Руы кім как переводится. Смотреть картинку Руы кім как переводится. Картинка про Руы кім как переводится. Фото Руы кім как переводится

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.

АТА ТЕГІ – свой род

АЛАШ – это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС – являются отцами-основателями трех казахских жузов.

То время, когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» – Алаш болғанда [был Алаш тогда]. Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда [пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда]. Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы – күмістен болғанда [блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда]. Алаша бәрімізге хан болғанда [Алаша был для нас всех ханом тогда]. Біз кім болмадық? [кем мы не были тогда?].

Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют 6 родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы 12 родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют 7 родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.

Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе – 6, а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.

Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов.

Широко распространенная пословица гласит: Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот]. Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу]. Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].

В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии – ТАЙПА, дивизии – РУ, полку – АТА, батальону – CҮЙЕК.

Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ [какого ты рода]? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят, тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық».

Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода.

Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу – СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности – желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер.

Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона.

Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді. [Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь].

Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді. [Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры].

Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда. [У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери].

Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес. [У Арғынов и Найманов отцы – братья, у Найманов и Кереев матери – сестры] и обычно добавляется: енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.

[У кого матери сестры – беседуют доверительно, у кого отцы братья – переговаривают, не спешиваясь /враждебно/].

Руы кім как переводится. Смотреть фото Руы кім как переводится. Смотреть картинку Руы кім как переводится. Картинка про Руы кім как переводится. Фото Руы кім как переводится

– Из книги «Ситуативный казахский»

(Продолжение в следующих номерах «Д»)

Источник

Кожа (казахский род)

Содержание

Исхакии («черногорцы»)

Афакии («белогорцы»)

Шежире

Род ходжа не входит в состав жузов. Традиционно считаются потомками миссионеров.

Подразделение Саид

Потомками пророка могут считаться только сеиды и шарифы, т.е. дети от Хасана и Хусейна. Сайид – с арабского вождь, господин, глава. Родоначальников кожа́ — Мухаммад, Абу Бакр, Омар, Осман, Али, все они были из одного племени курайш. Абу Бакр и Омар были восьмиюродными братьями Мухаммада а Осман был четвероюродным племянником пророка.

Сейиды (сейт кожа) являются потомками Хусейна, но есть сейт кожалар, которые берут своё начало от других предков:

В данное время подрод сейт среди кожа считается одним из больших подродов по сравнению с другими подродами кожа. Причиной тому является то, что разные потомки от разных предков с одноименным названием попросту перемешались меж собой. Ответвления от сейтов: Кылышты кожа, Сабылт кожа (сабулт).

Одними из активных распространителей ислама в Среднею Азию являются потомки Мухаммада ибн аль Ханафия. Его потомки Абд ар Рахим Баб (Қарақан ата), Исхак Баб и Абд ал-Жалил Баб (Хорасан Саман Шах). Далее от них от Исхак Баба: Аккожа, Аккорганкожа, Баксайыс кожа, Диуана кожа, От Абд Ар Рахим Баба: Карахан кожа, Аулие ата кожа, От Абд Жалил Баба: Хорасан кожа, Кылыш кожа (не путать с кылышты кожа) Эти рода уже под собой имеют множество ответвлений.

Диуана кожа (Маді кожа) – ответвления этого рода: кожжан кожа, каскыр кожа пірзада кожа.

Кырык садак кожалар являются потомками халифа Омара ибн Хаттаба (634-644 гг.). Так же подрод Икан кожа подразделяется к этому роду.

Кылауыз кожалар являются потомками Абу Бакра Сыддыка (632-634), Так же под род Шамші кожа подразделяется к этому роду и род Сунак являются его потомками.

Керейт кожа и Косым кожа – самые загадочные подроды среди кожа. Есть несколько версий происхождения этого подрода:

Кабылбек и сын, Рабига в 23 года осталась вдовой. Во сне святые указали ей дорогу в Мекку-Медину. Когда она добралась до Мекки, ей не разрешили войти в Каабу, так как она была вдова. Там она выходит замуж за помощника имама Абубаязита Бастами (1525-1583 гг.) из рода кожа. От него родился сын Керейт (в честь первого мужа).

Подразделение Хорасан (Шайбаниды)

Подразделение Баксайыс или Торе

Баксайысы, влившиеся в состав ходжа чингизиды. В него входят Джучиды, кроме потомков Урус-хана и Мунке. Все те, кто не могли претендовать на звание хана.

Источник

Родство у казахов: кто есть кто и кого как называть

Часто ли вам приходится слышать в повседневной жизни, как кто-то рассказывает о своей «балдызке», «бажа», «болешке», «жезде» или «женгешке»?

Медиа-портал Caravan.kz решил разобрать родство у казахов и определить, кто есть кто и кого как принято называть.

Ата – дедушка (дед), отец отца
Арғы ата – прадедушка (прадед), отец деда
Әже – бабушка (бабка), мать отца
Әке – родной отец
Ана – родная мать
Әпке – тети и старшие сестры по линии отца
Қарындас – младшие сестренки по линии отца
Аға – дяди и старшие братья по линии отца
Іні – младшие братья по линии отца
Ағайын – родственники
Жеңге – сноха, жена старшего брата
Келін – невестка, жена младшего брата
Жиен – племянник/племянница, ребенок родственницы по линии отца
Жезде – зять, муж стаpшей сестpы по отношению ко всем младшим pодственникам жены
Күйеу – жених, муж младшей сестры по отношению ко всем старшим родственникам жены
Немере – внук, ребенок, родившийся от сына
Шөбере – правнук, ребенок родившийся от правнука

Нағашы ата – дедушка (дед), отец матери
Нағашы әже – бабушка (бабка), мать матери
Нағашы аға – дяди и старшие братья по линии матери
Нағашы апа – тети и старшие сестры по линии матери
Нағашы іні – младшие братья по линии матери
Нағашы қарындас – младшие сестренки по линии матери
Бөле – кузен/кузина, двоюродные братья и сестры по лини матери

Қайын ата – тесть, отец жены
Қайын ене – теща, мать жены
Қайын аға – шурин, старший брат жены
Қайын бике – свояченица, старшая сестра жены
Қайын іні – младший брат жены
Балдыз – младшая сестра жены
Бажа – муж сестры или сестренки жены

Қайын ата – свекор, отец мужа
Қайын ене – свекровь, мать мужа
Қайын аға – деверь, брат мужа
Қайын бике – золовка, сестра мужа
Қайын іні – младший брат мужа
Қайын сіңлі – младшая сестренка мужа
Абысын – невестка, жена старшего брата
Ажын – жена младшего брата мужа
Жезде – муж золовки
Күйеу – супруг младшей сестры мужа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Руы кім как переводится. Смотреть фото Руы кім как переводится. Смотреть картинку Руы кім как переводится. Картинка про Руы кім как переводится. Фото Руы кім как переводится