Рынок как экономическая категория это

Тема 9. РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

1. Понятие рынка. В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

– функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

– стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

– учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

– посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда (рис. 9.1).

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 9.1. Достоинства и недостатки рынка

2. Структура и инфраструктура рынка. Рынок – сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т. е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации (рис. 9.2).

В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

– совершенной конкуренции (идеальный рынок);

– несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

– реализацию интересов участников рыночных отношений;

– благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;

– юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;

– регулирование деловой активности на рынке.

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 9.2. Принципы классификации рынков

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 9.3. Состав рыночной инфраструктуры

3. Границы развития рынка. Уровень, темп и границы развития рыночных отношении зависят от выгодности обмена для его участников. Этот механизм объясняют теорема обмена А. Смита и теорема границ рынка Р. Коуза.

Суть теоремы А. Смита заключается в том, что рыночный обмен выгоден и продавцам, и покупателям и поэтому вызывает углубление разделения труда и специализацию производства. В итоге растут объемы производства и снижаются издержки на изготовление продукции, т. е. увеличивается производительность труда.

Одновременно с этим растут затраты на продажу произведенных товаров, их транспортировку, сохранность, обслуживание денежных расчетов и т. д. Следовательно, рынок расширяется до тех пор, пока рост затрат на обращение не превысит экономию от увеличения масштабов производства.

Теорема Р. Коуза, разработанная через два века после теоремы А. Смита, дополняет характеристику границ рынка показателем урегулированности отношений собственности: если они урегулированы законом, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства и рынок растет по принципам А. Смита, но если правовая база хозяйственных отношений слаба, то государство вынуждено вмешиваться в дела бизнеса, быть арбитром в спорах. Для фирм это оборачивается увеличением риска сделок, ростом издержек на судебные иски, содержание адвокатов, проведение экспертиз и т. д. В результате бизнесмены уходят в тень, обзаводятся криминальными «крышами», пытаясь защититься от роста таких затрат, и как следствие рынок перестает расширяться.

Источник

Рынок, его виды и их назначение

Распространённые понятия рынка

Понятие рынка возникло достаточно давно и со временем успело получить множество разновидностей.

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

В первую очередь под рынком подразумевают развитие народнохозяйственных отношений в отрасли производства и распределения ресурсов, которые поступают в пользование. В итоге этих взаимоотношений формируется спрос, предложение, а также производное от них — цена.

Рынок — это институт, обеспечивающий связь имеющихся и потенциальных изготовителей и потребителей, с последующим заключением торгового соглашения.

В более широком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, основывающуюся на постоянных обменных действиях между изготовителями товаров (услуг) и потребителями.

Рынок является не только местом, но и определенными отношениями между людьми.

ВНИМАНИЕ! В результате рынок — это и место, и взаимоотношения людей, и сами люди.

Причины появления

Оснований для возникновения рынка несколько. Рассмотрим главные из них:

Субъекты и объекты

Ключевыми участниками рыночных отношений являются:

Свойства свободного рынка

Свободный рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, характеризующуюся добровольным обменом товарами, услугами и денежными средствами.

Основными чертами такого рынка служат:

ВНИМАНИЕ! На свободном рынке отсутствует воздействие на него государственных органов. Государство лишь устанавливает юридические правила осуществления рыночной деятельности.

Государственное регулирование

Государственное вмешательство в рыночные отношения применяется для контролирования экономических процессов и их приспособления к рыночной среде.

В современном мире имеется два способа государственного регулирования рынка:

Функции

Назначение рынка определяется целями, которые он решает.

Выделяют следующие функции рынка:

Формы организации

Рыночная система должна иметь определённую форму, обеспечивающую нормальное протекание процесса торговли.

Главные формы существования рынка:

Экономические законы рынка

Рыночные отношения подвергаются воздействию ряда экономических законов:

ВНИМАНИЕ! Ценовая конкуренция проходит в открытой и закрытой форме, в виде скидок и акционных предложений.

Закон стоимости

В соответствии с ним изготовление и обмен продуктов происходит на основании стоимости, то есть определяется общественно необходимыми трудовыми издержками.

Закон спроса и предложения

Суть этого закона заключается в том, что оптимальный уровень цены определяется влиянием спроса и предложения. При такой сбалансированной цене стремление и готовность потребителей купить продукт, а продавца его реализовать схожи.

Дополнительно различают отдельные законы:

Закон конкуренции

Данный закон предполагает, что в рыночной системе имеется внешняя сила, принуждающая изготовителей сокращать расходы, повышать производительность труда, развивать производственные мощности, а также проводить организационные экономические изменения.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка представляет собой систему учреждений, государственных и частных компаний, поддерживающих эффективную деятельность рыночных отношений.

Различают инфраструктуру трех рынков:

ВНИМАНИЕ! Эффективное функционирование рынка должно быть обеспечено рекламой, консультативными службами, а также учреждениями контроля и проверки.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция подразумевает рыночное состояние, при котором большое количество продавцов предлагает идентичный продукт или услуги.

На таком рынке отдельный продавец либо потребитель не в силах воздействовать на уровень цены, поскольку он формируется при помощи равновесия спроса и предложения.

Характерные черты чистой конкуренции:

ВНИМАНИЕ! В случае отсутствия одного из критериев конкуренция считается несовершенной.

Монополия

Монопольный рынок подразумевает наличие единственного поставщика, реализующего определённый товар, а также барьеры для входа на рынок новых производителей.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — это рыночная форма, при которой несколько поставщиков конкурируют между собой за объём реализации, продавая близкую по назначению продукцию.

Рынку с монополистической конкуренцией свойственны следующие черты:

Олигополия

Олигополия — форма рынка, в условиях которой несколько крупных организаций имеют власть над производством продукции.

Главные признаки олигополии:

ВНИМАНИЕ! Компании на таком рынке могут придерживаться двух стратегий: проводить ценовую борьбу, пытаясь устранить конкурентов, или поддерживать сотрудничество, договариваясь об уровне цен.

Разновидности рынков

В современном мире рынки подразделяются на несколько сегментов согласно их признакам.

По видам объектов купли-продажи

В этом сегменте выделяют:

По географическому признаку

В соответствии с расположением бывают:

По механизму взаимодействия поставщиков и потребителей

Эта ниша собрала в себе следующие виды рынков:

По объему сделок купли-продажи

В зависимости от объёмов покупок и продаж различают:

По видам конкуренции

По уровню независимости поставщиков и потребителей бывают следующие варианты рынков:

По уровню законности

В соответствии с этим признаком бывают:

Примеры рынков

Имеется множество типов рынков, однако характерные особенности дают возможность собрать их в отдельные группировки на основании экономического назначения и пространственного признака.

Валютный

Валютный рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений банков, а также банков и их клиентов касательно приобретения и реализации иностранной валюты.

Основными обязанностями валютного рынка являются:

ВНИМАНИЕ! Валютный рынок существует на валютной бирже, а также в межбанковской валютной системе, при которой банковские учреждения взаимодействуют без участия биржи.

Финансовый

Финансовый рынок — это комплекс экономических взаимоотношений участников соглашений касательно покупки и реализации финансовых инструментов и услуг.

Товарный

Товарным рынком является область, в которой формируются связи касательно покупки и продажи товаров, а также существует определённая хозяйственная деятельность, связанная с продажей продукции.

Основными функциями рынка являются:

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг включает экономические взаимоотношения участников рынка касательно производства и оборота ценных бумаг.

Основные функции рынка:

Специфическими функциями рынка ценных бумаг являются:

Функцию перераспределения можно разбить на три подфункции:

Рынок труда

Рынок труда подразумевает комплекс общественных отношений, связанных с трудоустройством и предложением рабочих сил или их куплей-продажей.

Существует две основные обязанности рынка труда:

Несовершенства

Результаты продолжительного прогресса экономической деятельности в части проведения исследований плюсов и минусов рыночной системы можно свести к двум выводам:

Понимание этого потребовало много труда и далось вовсе не легко. Но результаты научных исследований доказали:

По-другому, рынок абсолютно не стоит снимать со счетов и отправлять в архив. Его можно и в дальнейшем эффективно использовать на пользу обществу — необходимо только научиться возмещать его несовершенства и минимизировать порождаемые такими ошибками последствия.

ВНИМАНИЕ! Слабости рынка — неумение рыночного механизма решать ряд экономических задач.

Причинами рыночных несовершенств в реальной жизни являются условия, которые порой невозможно соблюсти.

Самые распространённые среди них:

Если соблюдение этих идеальных рыночных условий нарушается, то и рыночные механизмы начинают функционировать с ошибками. Это приводит государство к экономическим трудностям и порождает необходимость правительственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Таким образом формируется смешанная экономическая система.

При смешанной экономической системе государственные власти берут на себя решения определённых задач:

Несовершенства рыночной системы отражаются в следующем:

ВНИМАНИЕ! Несовершенство рынка заключается в том, что в реальности не всегда возможно придерживаться всех прописанных в теории условий, позволяющих механизмам рынка эффективно устранять основные экономические проблемы населения.

Позитивные и негативные черты

В рыночной системе можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны.

ВНИМАНИЕ! Принцип личной выгоды не мотивирует изготовителей выпускать или оплачивать общественные потребности и социальную область. Отдельные производства способны нанести вред внешней среде путём применения очистных сооружений и природоохранных мероприятий.

Источник

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Страхование в системе финансовых отношений

Оглавление

Цель — раскрыть сущность страхования, определить роль страхового рынка в системе финансовых отношений.

Задачи

1. Экономическое содержание страхования

Страхование — древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.

Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов пропадало животное, Талмуд предписывал другим погонщикам передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование — это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:

Страховые платежи определяются на основе страховых тарифов, состоящих из двух частей:

а) нетто-платежей, предназначенных для возмещения вероятного ущерба;

б) накладных расходов на содержание страховой организации, проводящей страхование.

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 1. Схема процесса страхования

1 — страховые взносы

2 — страховое возмещение

Страховые фонды формируются на основе страховых взносов страхователей, которые рассчитываются исходя из установленных страховых тарифов.

Страховой тариф — ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Такую ставку еще называют брутто-ставкой. Состав и структура брутто-ставки представлены на рис. 2.

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 2. Состав брутто-ставки

2. Основные понятия, функции, формы и классификация страхования

2.1. Понятие страхового фонда

Страховой фонд как экономическая категория представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов.

Формы организации страховых фондов

Источники формирования страховых фондов

Назначение страховых фондов

Фонды страховых компаний

Платежи граждан и юридических лиц (обязательные и добровольные)

Защита имущественных интересов населения при наступлении страхового события

Государственные страховые фонды

Государственные страховые фонды формируются как фонды социальной поддержки населения за счет обязательных платежей граждан и юридических лиц. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных условий. В частности, для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях. Возможности государства в организации социальной помощи весьма ограниченны. В условиях рыночной экономики государство и не ставит перед собой цели всесторонней опеки своих граждан. Ответственность за себя, свою семью, свое имущество в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.

Фонды самострахования создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь акционерные общества, которым Федеральным законом «Об акционерных обществах» предписывается создание резервных фондов, минимальный размер которых должен составлять не менее 15% от уставного капитала. Граждане используют для компенсации неожиданных ущербов личные накопления. Метод самострахования оправдывает себя в случае возникновения потребности в деньгах, размеры и время появления которой заранее известны либо не очень велики. Если же речь идет о серьезных ущербах, то резервные накопления граждан и предприятий оказываются недостаточными для их компенсации.

Фонды страховых организаций образуются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. Это коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц, управляемые профессионалами и обеспечивающие страховую защиту от конкретных рисков.

Участие в фондах страховых компаний представляет собой самый надежный способ компенсации ущербов, связанных с рисками.

В общей системе образования страховых фондов исторически сложились два направления страховой деятельности:

Страхование, или, как его иногда называют, коммерческое страхование, играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в его развитии возрастает вместе с развитием рыночной экономики. Страхование гарантирует от случайных рисков имущественные интересы граждан и предприятий, обеспечивает продолжение хозяйственного воспроизводства.

2.2. Функции страхования

Страхование выполняет следующие функции.

На уровне индивидуального производства (микроуровне):

Рисковая функция — страхователь перекладывает финансовые последствия определенных рисков на страховую компанию. Передается не сам риск, а его финансовые последствия.

Функция облегчения финансирования:

1. Страхователь при наступлении страхового случая получает средства, которые компенсируют ущерб, на условиях, предусмотренных в договоре страхования.

2. Страховые взносы могут быть включены в издержки.

3. Страхование имущества и ответственности является необходимым условием для получения кредитов.

Предупредительная функция — при заключении договора страхования страховщик проводит оценку риска и предлагает систему мер по его предотвращению (предупредительного характера), позволяющих контролировать уровень риска на предприятии.

Концентрация внимания на нестрахуемых рисках.

Функции страхования на макроуровне:

Обеспечение непрерывности общественного воспроизводства создаются финансовые условия для быстрого восстановления деятельности предприятий, пострадавших в результате застрахованных событий.

Освобождение государства от дополнительных расходов — обеспечивается наличием страховых фондов, без наличия которых все расходы, связанные с ликвидацией стихийных бедствий, аварий, ложились бы на государственный бюджет.

Стимулирование научно-технического прогресса:

1. Страховщики фиксируют внимание клиентов на опасных элементах технологий и продуктов и стимулируют их устранение.

2. Страховые компании имеют фонды предупредительных мероприятий и через них финансируют разработки, направленные на повышение безопасности определенных продуктов и технологий.

Защита интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности обеспечивается через страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам.

Концентрация инвестиционных ресурсов и стимулирование экономического роста. Страховые резервы инвестируются в государственные ценные бумаги, акции, недвижимость и т. д. Таким образом, происходит финансирование промышленности, жилищного строительства и т. д. Страховые компании способствуют развитию экономики.

2.3. Основные понятия и термины страхования

Страховщик — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензии в установленном законодательством порядке.

Страхователь — юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Застрахованный — это физическое лицо, жизнь, здоровье, трудоспособность которого являются объектами страховой защиты по личному страхованию.

Объекты и предметы страхования — подлежащие страхованию материальные ценности, гражданская ответственность, доход, а в личном страховании — жизнь, здоровье и трудоспособность граждан.

Страховое свидетельство (страховой полис) — это документ, удостоверяющий факт страхования имущества или личного страхования. За рубежом страховой полис может быть ценной бумагой. Законодательство РФ не относит страховой полис к ценным бумагам.

Страховой интерес — экономическая потребность заинтересованных лиц в страховании.

Страховая ответственность (страховое покрытие) — это обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму при оговоренных последствиях произошедших страховых случаев (в практике международного страхования термину «страховая ответственность» соответствует термин «страховое покрытие»).

Выгодоприобретатель (получатель) страхового возмещения или страховой суммы — это физическое или юридическое лицо, которому по условиям страхования предоставлено право на получение соответствующих денежных средств.

Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда:

Страховая сумма — денежная сумма, которая установлена федеральным законом или определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Страховая премия (страховые взносы) — плата за страхование, которую страхователь вносит страховщику за принятое им на себя обязательство осуществить страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая. Страховая премия по договору определяется как произведение страховой суммы на тарифную ставку.

Срок страхования — это период времени, в течение которого застрахованы объекты страхования. Обязательное имущественное страхование является бессрочным и действует, пока эксплуатируется застрахованное имущество. По добровольному имущественному и личному страхованию срок страхования строго обусловлен договором.

С расходованием средств страхового фонда связаны следующие страховые термины.

Страховой риск — предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховой случай — это свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или третьим лицам.

Страховой ущерб — это стоимость полностью погибшего имущества или обесцененной части поврежденного имущества по страховой оценке.

Страховая выплата — денежная сумма, установленная федеральным законом или договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Страховое возмещение — сумма, выплачиваемая страховщиком по имущественному страхованию и страхованию ответственности в покрытие ущерба вследствие страховых случаев. Величина страхового возмещения определяется в основном двумя способами: 1) при ответственности по первому риску убытки в пределах страховой суммы (первый риск) возмещаются полностью; ущерб, превышающий эту сумму, не возмещается; 2) при пропорциональной ответственности, напротив, учитывается величина ущерба относительно стоимости имущества. В этом случае страховое возмещение рассчитывается так: величина процента ущерба, нанесенного повреждением объекта, к стоимости последнего умножается на страховую сумму. Второй способ имеет существенно более широкую сферу применения.

2.5. Классификация страхования

Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. Основными признаками классификации страхования служат объекты страхования и род опасности. Классификация отраслей страхования проводится по следующим основным критериям:

По юридическому содержанию страхование делят на две основные формы:

По объекту страхования выделяют следующие отрасли страхования (табл. 2).

Объект страхования — содержание имущественного интереса участника страхования (страхователя).

Классификация по объектам страхования

Объекты (отрасли) страхования

Личное

страхование

Имущественное

страхование

Страхование

ответственности

Объекты страхования — имущественные интересы страхователя, связанные:

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные:

Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные:

Возмещаются нанесенные этому лицу материальные убытки

Страхование может осуществляться от одного или нескольких рисков

Страхователь страхует риск снижения уровня своего благосостояния, например, вследствие возникновения для него затрат по оплате судебных расходов или необходимости удовлетворения регрессных требований по возмещению ущерба, предъявляемого к нему третьей стороной

По признаку формы организации личное страхование подразделяется на:

По признаку однородности рисков страхование делят на следующие виды: транспортное, морское, авиа-, гражданской ответственности, от несчастных случаев и т. д.

По цели страхования выделяют две большие группы видов страхования:

3. Организация страхования

3.1. Государственный надзор за страховой деятельностью

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими страховую деятельность в РФ, являются: Гражданский кодекс РФ, глава 48 «Страхование» и Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (в последней редакции от 7 марта 2005 г. № 12-ФЗ).

Для получения лицензии страховая организация должна выполнять следующие условия:

1) быть зарегистрированной на территории РФ;

2) иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством, не менее:

3) выполнять определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности, которые рассчитываются по формуле:

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

4) выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акты приема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, который подтверждает государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой деятельности, куда входят:

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

При получении лицензии страховщику выдаются следующие документы:

1) лицензия, которая содержит такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структура страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Если в деятельности страховщика выявлены нарушения требований законодательства о страховании, Департамент страхового надзора Российской Федерации имеет право налагать на страховщика следующие санкции: выдавать предписание, ограничивать действие лицензии, приостанавливать действие лицензии, отзывать лицензии.

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

3.2. Страховой рынок и его основные участники

Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности в страховых услугах и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, т. е. их соперничество за привлечение страхователей, мобилизацию денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких конечных финансовых результатов.

Страховой рынок и его основные участники схематически могут быть представлены на рис. 3.

Рынок как экономическая категория это. Смотреть фото Рынок как экономическая категория это. Смотреть картинку Рынок как экономическая категория это. Картинка про Рынок как экономическая категория это. Фото Рынок как экономическая категория это

Рис. 3. Состав страхового рынка

Страховые компании, осуществляющие свою деятельность на страховом рынке, могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющей статус юридического лица. Они могут быть некоммерческими и коммерческими.

Некоммерческие страховые компании:

Если объем собранной страховой премии значительно превысил суммы выплат страхового возмещения и перекрывает расходы на ведение дела и отчисления в запасные и резервные фонды, то указанная сумма превышения доходов над расходами может быть распределена между участниками общества взаимного страхования пропорционально внесенному паю.

Организационно-правовые формы ОВС могут быть как некоммерческими, так и коммерческими:

Основной организационно-правовой формой организации коммерческих страховых компаний на сегодняшний день являются акционерные общества.

Акционерное общество. Такая организационная форма страховой деятельности, которая позволяет учредителям при небольших собственных средствах за счет привлечения денежных ресурсов других юридических и физических лиц быстро развернуть проведение страховых операций. В зависимости от порядка создания первоначального капитала различают закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные общества, акции которых свободно продаются и покупаются.

Акционерное страховое общество может включать кроме головной компании различные, по уровню самостоятельности и совершаемым операциям, подразделения (представительства, агентства, филиалы (отделения), аффилированные страховые компании). При этом юридическими лицами являются только филиалы страхового общества, а представительства, агентства и отделения такой самостоятельностью не обладают.

Представительство страховой компании занимается сбором информации, рекламой, поиском клиентов в интересах страховщика в данном регионе, но не ведет коммерческую деятельность.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции предпринимательства и определенные страховые операции: заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал (отделение) страховой компании является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал страховой компании осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного президентом компании, нормативными актами, уставом компании и решением общего собрания акционеров. Результаты работы филиала (отделения) отражаются в консолидированном балансе страховой компании.

Аффилированные страховые компании это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 550%). Аффилированной является также одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.

Одним из вариантов акционерного страхового общества является кэптив.

Кэптив — акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов финансово-промышленных групп. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и инвестиционными фондами. В РФ в качестве примера организации кэптива можно привести страховую компанию «Лукойл», функционирующую в системе нефтяной компании «Лукойл».

Страховыми посредниками на страховом рынке выступают страховые агенты, страховые брокеры. Они не являются участниками договора страхования. Их задачами являются:

Страховыми агентами являются лица, действующие от имени, за счет и по поручению страховщика строго в соответствии с предоставленными страховщиком полномочиями и указаниями. Страховые агенты осуществляют свою деятельность, представляя интересы страховщика. Функциями страховых агентов могут быть:

а) поиск страхователей (потенциальных клиентов страховой фирмы);

б) консультирование страхователей в отношении деятельности представляемой агентом страховой компании, предлагаемых видов страхования и их условий;

в) оформление договоров страхования и другой необходимой документации;

г) подписание договоров страхования от имени страховщика;

д) обслуживание страхователя по договору страхования после его заключения (сбор страховых взносов, осуществление, в отдельных случаях, страховых выплат).

Страховыми агентами могут выступать как физические, так и юридические лица. Взаимоотношения между страховыми агентами — физическими лицами и страховой организацией могут строиться на основе заключения трудового соглашения или по гражданско-правовому договору поручения.

Страховые агенты могут быть: прямыми, мономандатными и многомандатными.

Брокерская деятельность в страховании — это посредническая деятельность по покупке или продаже страховых услуг. Посредниками здесь выступают страховые брокеры.

Страховые брокеры — это юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика. Такой вид поручения носит название комиссионного и регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 51). Страховые брокеры могут предоставлять следующие виды услуг:

1) поиск и привлечение клиентов к заключению договоров страхования;

2) проведение разъяснительной работы по интересующим клиента видам страхования;

3) предоставление экспертных и консультационных услуг по оценке страховых рисков при заключении договора страхования и другим вопросам в области страхования;

4) сбор интересующей клиента информации для заключения договоров страхования;

5) подготовка или оформление документов, необходимых для заключения договоров страхования; сбор страховых взносов;

6) помощь в организации перестрахования и сострахования принятых на страхование объектов;

7) организация услуг аджастеров, сюрвейеров и аварийных комиссаров;

8) подготовка и оформление документов, связанных со страховыми случаями, а также необходимых для осуществления страховых выплат;

9) организация страховых выплат по поручению страховщика и за его счет.

Главное отличие брокера от страхового агент а заключается в том, что он выступает на страховом рынке как независимый посредник между клиентом и страховщиком, увязывая потребности страхователей с предложением услуг на страховом рынке. По своему статусу страховой брокер является представителем и защитником интересов страхователя, его консультантом.

Страховые брокеры получают (обычно от страховщиков) комиссионное вознаграждение за заключение договоров страхования.

Пофессиональные оценщики страховых рисков. На страховом рынке они представлены: сюрвейерами, аджастерами или аварийными комиссарами.

Сюрвейеры — это эксперты, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование, определяющие его стоимость и приемлемую страховую сумму. На основании заключения сюрвейера страховщик принимает решени е о возможности страхования того или иного объекта, о размерах тарифной ставки по договору страхования. В задачи сюрвейера может входить также осмотр имущества после его повреждения. Функции сюрвейеров выполняют обычно специализированные организации, занимающиеся управлением рисками. Они взаимодействуют со страховщиками, страхователями и другими заинтересованными лицами на договорной основе. Чаще всего сюрвейеры встречаются в морском страховании и страховании грузов. В частности, сюрвейеры осуществляют экспертизу судов и степени их мореходности.

При наступлении страховых случаев участие в рассмотрении обстоятельств дела и расчете размеров ущерба могут принимать аварийные комиссары и аджастеры. Это физические или юридические лица, представляющие интересы страховщика при решении вопросов, связанных с урегулированием заявленных страхователем или выгодоприобретателем требований по возмещению ущерба, возникшего в связи со страховым случаем с застрахованным имуществом. Нередко имя и адрес данных лиц указываются страховщиком в страховом полисе, выдаваемом страхователю при заключении договора страхования. При этом страхователь при наступлении страхового случая обязан немедленно обратиться к указанному лицу за помощью и содействием. Аварийные комиссары и аджастеры действуют в соответствии с инструкциями, которые они получают от страховщика. В частности, они:

Деятельность аджастеров и аварийных комиссаров может осуществляться как в рамках структурного подразделения страховой организации, так и путем создания специализированной организации (либо в виде частнопредпринимательской деятельности), заключающей со страховщиками и другими заинтересованными лицами договор нa оказание услуг по экспертизе и ликвидации убытков.

Выводы

Таким образом, в теме было раскрыто экономическое содержание страхования и содержание его основных функций. Приведена классификация страхования по различным признакам. Были даны основные термины, используемые в страховом деле, и раскрыто их содержание. Рассмотрена организация государственного надзора за страховой деятельностью и порядок лицензирования деятельности страховых компаний. Определены основные участники страхового рынка и раскрыты их основные функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *