Сабля янычара как называется
История ятагана и немного тактики турецких янычар
Что такое ятаган?
На самом деле, всё это имеет место быть, но в клинках конкретного периода, конкретной армии конкретного народа играет первую роль тактика применения данного оружия: каким доспехом защищается противник, как действуют собственные воины (строй, передвижение, атака, оборона). Исходя из этого, плюс, вышеизложенного мастера-оружейники создают свои шедевры, хотя ещё никому не удалось сделать идеал. Вот о такой находке, о турецком ятагане и пойдёт сегодня речь.
Что же представляет из себя ятаган?
Ятаган султана Баязида II (1447-1512), работы мастера Мустафы ибн Кемаля ал Акшери. Конец XV — начало XVI века. Один из первых известных образцов турецких ятаганов. М узей исламского искусства, Доха, Катар.
Ятаган султана Сулеймана I Великолепного (1494 — 1566), работы мастера Ахмеда Текелю. Датирован 933 годом хиджры (1526/27 год). Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей Топ-Капу в Стамбуле. Длина клинка 66 см. Слоновая кость, булат, золотая насечка, резьба, чернь, золото, рубины.
Ятаган весил в среднем около 800 г (очень лёгкий), с ножнами 1200 г. Ковался целиком, вместе с рукоятью, на которую делались костяные, роговые или металлические накладки, крепившиеся заклёпками. Ножны изготовлялись из кожи или дерева, покрывались чеканными металлическими пластинами.
Носили ятанаг спереди, заткнув за широкий пояс-кушак, что позволяло легко выхватывать его как правой, так и левой рукой.
Турецкий ятаган XVIII века. На фото хорошо виден его колюще-рубяще-режущий клинок с двойным изгибом.
Те самые «уши» на рукояти, предохранявшие от соскальзывания.
Ятаган с рукоятью и ножнами оправленными чеканным серебром. Левант, конец XVIII — начало XIX века.
Тонкая отделка, свидетельствующая о художественном мастерстве оружейника
Кроме самой Турции ятаганом пользовались во многих частях Османской империи, например, в Египте, на Ближнем Востоке, в Закавказье, в некоторых районах Северной Африки.
Не только янычары, но и арнауты отдавали предпочтение ятагану — субэтнос, выделившийся из албанского в XIV в., выполнявший в Османской империи роль наёмников. Или, к примеру, жестокие, свирепые башибузуки (башибузук в дословном переводе с турецкого — «с неисправной головой», а в более вольном — «больной на голову», «безбашенный» (baş — голова, bozuk — испорченный, неисправный. Вероятен также вариант перевода «неуправляемый, неорганизованный», учитывая то, что они комплектовали иррегулярные части).
Балканский ятаган второй половины XVIII века. Сталь, насечка серебром, золочение, кораллы, кость.
Египетский мамлюк (мамелюк) в полном вооружении. Конец XVIII века. В одной руке воина ятаган, в другой копье, на боку турецкая сабля «шамшир», в кобуре на поясе пара кремневых пистолетов, за поясом кинжал, к поясу подвешен щит. Художник Georg Moritz Ebers.
Наемник-арнаут в Каире. Египет, середина XIX века. Вооружен ятаганом, кремневым пистолетом и ружьем арнауткой. Художник Jean Léon Gerome.
Сербский воин. Вооружен ятаганом и кремневым пистолетом. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.
Албанская пляска с ятаганами. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.
В период подъема национально-освободительных движений балканских народов против османского ига, клинки ятаганов нередко оборачивались против самих турок. Картина Павле Йовановича «Второе сербское восстание против Османской империи в Таково, 1815».
Возвращение черногорцев после боя. 1888 год. Художник Павле Йованович. Черногорские воины изображенные на переднем плане вооружены ятаганами.
Мавританский воин. Худ. Уильям Меррит Чейз. Конец XIX века. Воин держит в руках ятаган, два ятагана стоят у изголовья кровати и еще два у стены на заднем плане.
Марокканский воин конца XIX века. Вооружен копьем-палицей, кремневым пистолетом, ятаганом, кинжалом ханджар. Из защитного вооружения у воина имеется шлем с кольчужной бармицей и наносником, налокотники, кольчужный доспех и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.
Нубийский воин конца XIX века.Вооружен кремневым пистолетом, ятаганом и… кавказским кинжалом кама. Из защитного вооружения у воина шлем с кольчужной бармицей и наносником, кольчуга и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.
Техника боя ятаганом
Техника работы ятаганов базировалась на смене прямого и обратного хвата, при этом обратный хват, скорее всего, применялся чаще. Т.к. гарды не было, воин парировал удары обухом/спинкой клинка, острие берегли. При прямом хвате основными были скоростные удары от кисти, шедшие снизу вверх, в подбородок, в правое и левое подреберье, в руки и бёдра. Затачивали клинок очень остро, чтобы даже лёгкие кистевые удары наносили серьёзные раны.
Ятаган был эффективен против воинов в простых доспехах XVII-XVIII вв. (кожаные, либо стёганые) в соответствующих странах. Разрубались такие доспехи мощными рубящими ударами от локтя и от плеча.
Атака обратным хватом производилась восходящими, нисходящими и боковыми ударами от локтя, завершавшимися доворотом кисти. Такие удары были очень короткими и неудобными для парирования. Кроме того наносились колющие удары обратным хватом в шею сбоку (по линии плеч, с загребающе-рвущим движением на себя) и сверху в грудь врага.
Янычар вооруженный саблей и ятаганом. Саблю воин держит прямым, а ятаган обратным хватом.
Другой постоянный «напарник» ятагана — турецкий кинжал ханджар. На фото турецкие ханджар и ятаган XVIII века. Сталь, серебро, рог, дерево, чеканка, резьба.
Некоторые графические источники указывают на то, что в Турции существовала практика ношения сразу двух ятаганов, которые в схватке, очевидно, также использовались в паре. Турецкий воин. Гравюра XVIII века.
«Игровое фехтование». Середина XIX века. Художник Павле Йованович. На самом деле, на картине изображено обучение сербского мальчика владению ятаганом. Причём его сразу учат действовать двумя руками.
Тактика боя янычар
Тут следует добавить, что в турецком войске было мало воинов, вооружённых пиками и протазанами (от силы 1000 на 10.000 янычар), поэтому чтобы защититься от кавалерии противника, позиции подбирались среди естественных преград, либо на оборудованных инженерных позициях (вагенбург, обозные телеги, частокол, валы, позже, окопы), что делает предположения о том, что Иван Грозный скопировал своих стрельцов с турецких янычар, довольно обоснованным. Янычары предпочитали тактику контратаки, разбивая ружейным огнём строй атакующей колонны пикинёров и мушкетёров, после чего выходили из-за укрытия и, орудуя саблей с ятаганом, избивали рассеянного врага.
Карта Османской империя в XV — XVII веках.
Богатые турецкие доспехи «зерцального» типа XV — XVI веков. Подобные доспехи мог носить янычарский ага.
Кольчужно-пластинчатые доспехи янычар XV — XVI веков. Слева янычарский бердыш, использовавшийся и для «подсекания» ног вражеских лошадей и как упор для мушкета.
Янычарский шлем начала XVI века.
Оружие янычар: турецкая сабля «килидж» середина XVIII века.
Европейский мушкетер XVII века. Из защитных доспехов у воина есть только шлем кобасет.
Европейские (французские) пикинеры XVII века. Историческая реконструкция. Защитное вооружение воинов состоит из металлического шлема и кирасы. Руки и ноги остаются незащищенными и представляют прекрасную «мишень» для ударов саблей и ятаганом.
Янычары в сражении под Веной (1683). На картине видно, что на них практически нет металлических защитных доспехов.
Тяжелая турецкая кавалерия (сипахи) в битве под Веной (1683). Всадники все еще облачены в шлемы и добротные кольчато-пластинчатые доспехи.
Символ подразделения
Поэтому когда в 1826 году янычарский корпус был упразднён, то и выпуск ятаганов значительно сократился, а качество изготовления упало. Армия Османской империи стала организовываться по европейскому образцу, поэтому ятаган в конце 19 в. изготовлялся машинным способом, без декора.
Театральная постановка, в которой девушка использует бой саблей+ятаганом. Даёт некоторое представление о технике фехтования.
Бой двумя руками. На видео используются ножны, а янычары использовали ятаган