Самоорганизация как процесс взаимодействия

Урок 4. Самоорганизация

Самоорганизация как процесс взаимодействия. Смотреть фото Самоорганизация как процесс взаимодействия. Смотреть картинку Самоорганизация как процесс взаимодействия. Картинка про Самоорганизация как процесс взаимодействия. Фото Самоорганизация как процесс взаимодействияСамоорганизация – процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала.

Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Содержание:

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений.

В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, организационные способности (с приставкой «само» разумеется – речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная организация пространства). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать – самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Создание любой системы самоорганизации предполагает обязательное прохождение следующих этапов:

Целеполагание

Задача стать организованным должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д. является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.

Самоконтроль

Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.

Устранение трудностей

Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим:

Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.
Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин.
Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа.
Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.

Не менее важно иметь представлене и о способностях, играющих роль в самоорганизации.

Необходимые способности

Организованность – воспитание в себе определенных качеств и привычек. Об их развитии мы, так или иначе, писали в других тренингах и многочисленных статьях блога. Поэтому здесь приведем лишь короткий список. Многие из его пунктов могут показаться не связанными с тематикой самообразования, но пусть вас это не смущает – самоорганизация является выходящим за рамки тренинга навыком, требующим, как говорилось выше, комплексного развития.

Самодисциплина

Самодисциплина – это способность заставить себя предпринимать действия независимо от эмоционального состояния. Другими словами, это – конкретные шаги, которые вы совершаете после постановки какой-либо цели для ее достижения вне зависимости от желаний, состояний и внешних факторов. Отчасти информация о том, что такое самодисциплина, из каких элементов она состоит и как ее развивать, давалась в статье по ссылке выше. Надеемся, она будет полезной и в вопросах самообразования, с точки зрения которого самодисциплина не является чем-то принципиально иным.

Решительность

Отдельно рассмотрим такое качество как решительность, которая может быть как аспектом самодисциплины, так и самостоятельной характеристикой личности. С точки зрения самообразования решительность интересует нас как способность действовать без «раскачки» и «включения». Другими словами, это более конкретный, в сравнении с самодисциплиной, навык, который подразумевает не само действие, а саму быстроту начинания, отсутствие сомнений, неуверенности, «творческих страданий» и т.п.

Если вы работаете в коллективе (с другими людьми), то наверняка замечали, что ваших коллег по их действиям с утра можно условно разделить на 2 категории – тех, кто приходит в офис и сразу включается в работу, и тех, кому необходимо время на «раскачку» (кофе, обсуждение последних новостей, соцсети). На поверку – первые почти всегда более организованы, чем вторые. Эту способность нужно развивать и в себе: вставать по первому будильнику, приниматься за дела без проволочек и мнимых оправданий, следовать намеченному плану. Это может пугать, но со временем входит в привычку и оттачивается до автоматизма.

Планирование

Организация и планирование в отдельных случаях могут быть синонимами. Без тщательной проработки, оценки и принятых на их основании действий не стоит рассчитывать на успех ни в одной из сфер жизни, будь то работа, или самообразование. В то же время при самостоятельном обучении планирование это не только составление плана и программы обучения, распределение нагрузки, но и интеграция всего процесса самообучения в свою жизнь, отведение достаточного времени для этих нужд и их согласование с другими аспектами деятельности.

Соблюдение режима дня

Режим дня является основополагающим элементом не только планирования, но и организации жизни, не нуждаясь при этом в долгом представлении. Ведь не имея общего распорядка, ни о какой специфике не может быть и речи. Привнести частичку организованности в ежедневный хаос дел невероятно сложно. И, наоборот – с глобальной надстройкой в виде режима дня следовать расписанию занятий будет легче.

Обустроенное рабочее место и пространство в целом

Правильно обустроенное рабочее место повышает продуктивность работы. Это же утверждение будет справедливым и в случае с образованием – очень хорошо иметь в доме уголок, который бы предназначался для нужд обучения. Первая заповедь его организации – максимальное удобство и стимулирование процесса, исключение отвлечения.

Пусть это будет обычный письменный стол с ноутбуком – уберите все лишнее, что может отвлекать или мешать заниматься. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой всегда было все необходимое – карандаш, ручка, тетрадь для записей, канцелярские стикеры и т.д. Избегайте использовать отведенное для учебы место для диаметрально противоположных задач. Это может быть и не важно, но учиться и есть лучше все-таки в разных местах.

Что касается пространства в целом, то здесь также можно прибегать к определенным уловкам. Например, при изучении иностранного языка, в частности новых слов, рекомендуют сделать карточки с ними и расставить по дому так, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Также в ход идут триггеры – вещи, которые мотивируют вас на обучение, держат в тонусе, напоминают о целях и результатах, к которым вы стремитесь.

Борьба с прокрастинацией

«Не до этого сейчас. Устал на работе, нет сил. Перенесу на завтра». Это – типичный внутренний диалог при прокрастинации или привычка откладывать на потом. Очевидно, что, стремясь стать самоорганизованным, от этой привычки следует избавляться. По сути, борьба с прокрастинацией и есть воспитанием в себе решительности действовать. В развитии этого качества помогут осознанность при акцептовании решений, преодоление колебаний и принятие ответственности, ранжирование и приоритизация, целеполагание, прием «съедание лягушки», занятия спортом.

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек – процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях «Как развить привычку» и «30 идей для 30-дневных вызовов самому себе».

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет.

Рынок предлагает достаточное количество вариантов – от заточенных под конкретные системы тайм-менеджмента рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари – короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets – специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются популярными МООК-платформами для более успешного освоения курсов.

Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия – в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Видео о самоконтроле

В этом видео вы узнаете, почему вместо того, чтобы постоянно искать вдохновение и мотивацию, лучше использовать самоконтроль, внедрять самодисциплину и формировать привычки, а также какие приёмы и техники помогают это сделать:

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок – некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» Джулия Моргенстерн – специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента:

Способность к самоорганизации – это врожденная характеристика личности. Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.
Чтобы стать организованным – нужно долго и упорно трудиться. Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.
Самоорганизация – не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор – из него можно построить как дом, так и автомобиль.
Тратить время на самоорганизацию непродуктивно. Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель – указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых).

В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Следующий урок посвящен приемам и методам самообразования.

Источник

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия

Самоорганизация как процесс взаимодействия. Смотреть фото Самоорганизация как процесс взаимодействия. Смотреть картинку Самоорганизация как процесс взаимодействия. Картинка про Самоорганизация как процесс взаимодействия. Фото Самоорганизация как процесс взаимодействия

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия

Описание слайда:

1.Самоорганизация как основа саморазвития личности.
2.Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации.
3.Технологии саморазвития и самоуправления.
2

Описание слайда:

Первый учебный вопрос
Самоорганизация как основа саморазвития личности.
3

Описание слайда:

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?
4

САМООРГАНИЗАЦИЯ — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.

Описание слайда:
Описание слайда:

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?
6
Самоорганизующаяся личность умеет
планировать время и работу
быстро принимать решения и выполнять их
экономно тратить силы и средства

Описание слайда:

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?
7
Основные теории развития личности
психосексуальная (З. Фрейд),
теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер),
теория генштальта (К. Левина),
генетическая (Ж. Пиаже),
гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу),
деятельности Л.С. Выготский.

Описание слайда:

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?
8

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
9
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
10
Сущностными характеристиками саморазвития являются :
-реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,
-уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
11
Виды событий по Лонгвиновой

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
12
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
13
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Описание слайда:

Сущность саморазвития и его основные характеристики
14
Три направления саморазвития

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
15
«Самопознание» — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми ит. п.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
16
В человеке выделяют две составляющие (К. Роджерс):
Реальное Я — система представлений о себе, своих чувствах, мыс­лях, стремлениях.
Идеальное Я — то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.
И одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — Социальное окружение — все то, что навязывается человеку со стороны — нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д.

Описание слайда:
Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
18
Сферы, которые могут быть под­вергнуты самоанализу и самопознанию

по компонентам затрат
по степени воздействия
по отношению к объему поставок
по видам работ
по местам возникновения затрат
Личностно-характерологическая
Мотивационно-ценностная
Эмоционально-волевая
Способностей и возможностей
Познавательная

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
19
Сферы, которые могут быть под­вергнуты самоанализу и самопознанию

Внешнего облика
Отношений с другими людьми
Деятельности
Собственного жизненного пути

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
20

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
21
Я-концепция – это система представлений индивида о самом себе, которые в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
22
Какие цели может ставить перед собой человек?
Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что на самом деле существует, а цель нереальная – когда пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека, ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных обстоятельств.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
23
Стадий развития интереса к себе
Любознатель-ность
Интерес к самопознанию
Страсть самопознания

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
24
Способы самопознания:
самонаблюдение,
самоанализ,
сравнение,
моделирование собственной личности,
осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
25
Средства самопознания:
самоотчёт,
просмотр фильмов,
просмотр спектаклей,
чтения художественной литературы,
современные формы работы психолога,
коучинг и пр.

Описание слайда:

Самопознание как процесс и барьеры в самопознании
26
Самопознание как процесс

Описание слайда:

Самопознание как процесс и барьеры в самопознании
27
Барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы в целом
Возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов.
Несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия
Неумение полноценно использовать различные средства самопознания.
Неспособность выстроить адекватный образ себя, принял, собственную личность, обрести чувство личной идентичности.

Описание слайда:

Самопознание как процесс и барьеры в самопознании
28
Барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека
Страх познания себя.
Стремление оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения.
Неумение преодолеть собственный эгоцентризм.

Описание слайда:

Второй учебный вопрос
Саморазвитие и самоопределение личности
29

Описание слайда:
Описание слайда:

Сознание и самосознание. Структура самосознания
31
Структура самосознания

Описание слайда:

Самоопределение личности
32
Классическиое направление в изучении самоопределения
1 подход: акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути» (Н. С. Пряжникова, Т.М. Буякас).
2 подход: процесс личностного самоопре­деления через осуществление выбора (JI. И. Божович, М. М. Шибаева, Е. Ф. Сафин).
3 подход: личностное самоопределение рассматривается как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла своего существо­вания, формирование у индивида осознания цели и смысла жизни относи­тельно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обосно­вания для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции.

Описание слайда:
Описание слайда:

Самоопределение личности
34
Основные признаки процесса самоопреде­ления
установление человеком своих особенностей, черт, качеств, возмож­ностей, способностей
выбор человеком критериев, норм оценки себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей
определение имеющихся к настоящему времени качеств, соответ­ствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя
построение своих целей, задач, планов (близких, отдаленных) для раз­вития у себя необходимых качеств, принятия себя
предвосхищение своих потенциальных качеств, соответствующих нормам завтрашнего дня

Описание слайда:

Самоопределение личности
35
Жизненное самоопределение (определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе нот само­определения), по-видимому, находится в основе других, особенно стратегического самоопределения.
Личностное и социальное самоопределения определение себя относи­тельно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критери­ев становления личности и принадлежности к определенной сфере обще­ственных отношений, определенному социальному кругу и реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение — определение человеком себя от­носительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) кри­териев профессионализма.

Описание слайда:

Самоопределение личности
36
Определение себя через имя.
Физическое «Я».
Половая идентификация
Определение себя во времени.
Определение себя через признание другими.
Структура самоопределения личности (В. С. Мухина ):

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
37
Формы самоопределения

самоутверждение
самосо­вершенствование
самореализация
самоактуализация и др.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
38
Формы самоопределения

Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму са­мосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
39
Формы самоопределения

Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование — человек стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс сознательного управления развитием личности.
Самореализация — это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму са­мосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.

Описание слайда:

Самопознание как важнейший элемент саморазвития
40
А. Маслоу выделяет следующие способы поведения, ведущих к самоактуализации:

живое и бескорыстное переживание событий своей жизни с полным сосредоточением и погруженностью;
постоянный выбор возможности роста;
ориентирование не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к внутреннему голосу»;
умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «вся­кий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
стремление быть независимым от других.

Описание слайда:

Третий учебный вопрос
Технологии саморазвития и самоуправления
41

Описание слайда:
Описание слайда:

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием
43
Основные направления самопроектирования

Описание слайда:

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием
44
Основные направления самопроектирования (продолжение)

Описание слайда:
Описание слайда:

Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение

46
Самовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных..
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвое­нию опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбран­ных средств.

Описание слайда:

Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Описание слайда:

Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием
48
Функции управления саморазвитием
планирование
организация
мотивация
контроль

Описание слайда:

Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

49
Виды самоконтроля
(в зависимости от объекта направления активности внимания):
Самоконтроль компетентности — самооценка знаний, умений и навыков, способностей, профессионально важных качеств и т. д.
Инвентаризация перемен в себе.
Пересмотр жизненных и профессиональных целей.
Фиксация достижений и неудач (например, в дневнике или самоотчете).
Самоконтроль своего состояния (психического, психофизиологического, физического), включая состояние здоровья, работоспособности и саморегуляцию данных процессов с помощью соответствующих средств.

Описание слайда:

Технология структурирования внимания
50
Технология структурирования внимания — основанный на определенных принципах алгоритм планирования че­ловеком собственной деятельности с целью ее упорядочения.
Главная его особенность — создавать простой и компакт­ный обзор дел, позволяющий вспоминать о нужных делах в нужное время и обеспечивающий принятие решений.
Технология позволяет интегриро­вать значительное число классических инструментов расстановки приори­тетов и планирования, сохраняя при этом высокую степень простоты ис­пользования.

Описание слайда:

51
Спасибо за внимание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *