Самопознание как потерянная невинность
Часть первая глава 1 Историческая
Глава первая.
Историческая и теоретическая.
Для начала я предлагаю Вашему вниманию краткий исторический обзор из открытых источников Интернета, и самиздатовских книг – наследства Доктора.
Торопиться не надо: девственный и подразумевает полное принятие друг друга как эмоционально, так и физически. По этой причине он может доставлять самое глубокое удовлетворение обоим, как “отдающему”, так и “принимающему”. Впоследствии полученные навыки могут использовать для предварительного возбуждения обоих, так и для вызывания оргазма без собственно полового акта, когда один из партнеров не может по тем или иным причинам.
Тем не менее, многие девушки и юноши не могут решиться на их освоение. Это черта между допустимым и приемлемым, которую надо успешно преодолеть, чему и поможет моя книга.
Трепещут бедра
Вздрагивает стан
Сумерки вкрадчиво
Входят друг в друга
Сердце вот-вот разорвется
Разладились отношения – можно попробовать еще раз. Приводя этот пример, я хочу обратиться к моим молодым читательницам: коли мужчинам хочется видеть нас честными, невинными и непорочными, давайте будем выглядеть такими, до поры до времени. Пусть не за ними, а за нами останется выбор, насколько близко можно нам его подпускать. А зато в замен…
Девственность невесты и пылкое вдохновение в первую брачную ночь, оставили нам множество красивых стихов. Одним из поэтов, которого девственность вдохновляла, был Рубоко, эротические танки которого помогут вам оценить прелесть девственного секса.
Еще недавно
С куклой ты возилась
Но есть иная
Взрослая игра
Игра с огнем
Еще бы: свою первую возлюбленную он украл из монастыря, будучи сам монахом.
Возвращаясь к проблемам женской невинности, можно вспомнить, что девственность и переживания с ее лишением были предметом заботы почти во всех странах на протяжении всей истории.
Мусульмане особенно любили девственниц. Правоверному было обещано, что в исламском раю он получит 10 000 девственниц, причем, даже если они будут лишаться невинности ночью, на следующее утро они снова будут чудесным образом становиться девственными.
Кстати, современные хасиды, взрывающие себя в Израиле, ив Ираке до сих пор искренне в это верят.
Мусульмане в Индии на некоторых периодах своей истории практиковали публичную дефлорацию (лишение невинности) в качестве доказательства добрачной чистоты невесты, что не мешало последователям Тантры обучать девочек всем тонкостям девственного секса. Кроме того, они, так же как и курды, с аналогичной целью предъявляли соседям и родственникам одежду, окрашенную кровью девственницы.
Дефлорация крепостных девушек была не только почетным правом, но и священной обязанностью. Французский этнограф Пьер Гордон писал, что владетельным графам и герцогам в год приходилось дефлорировать до сотни девственниц. Ну, а если сеньор по возрасту уже не мог совершать такие подвиги, его функции брал на себя кто-нибудь из сыновей или слуг.
Право первой брачной ночи распространялось и на монахов. Например, каноники Лионского собора приглашались в качестве дефлораторов своими крепостными подданными. Истории известен случай, когда монахи одного монастыря в Пьемонте обратились к местному епископу с просьбой избавить их от подобной процедуры. Иерарх пошел им навстречу и заменил право первой ночи уплатой слугам Господа денежной компенсации…
2. Дефлорация «по дружбе».
3. Божественное покровительство
Там, где правом дефлорации не обладали мужчины, им зачастую пользовались божества, а точнее их наместники. В Риме перед первой брачной ночью новобрачную лишали девственности с помощью фаллической статуэтки, представлявшей Приапа, одного из низших божеств плодородия, а в Камбодже тысячу лет спустя жрецы обычно также поступали с девушкой перед свадьбой. Каменным или деревянным фаллосом пользовались жрецы культа Лингама в Индии.
1. Было время, когда девушки были обязаны отправляться в лес, чтобы их лишили девственности монахи-отшельники, носившие звериные шкуры и рога животных. Эти доисторические монахи принадлежали к особым братствам человекобыков, человеколошадей, человекокозлов, человековолков, человекольвов и т.д. В каждом отдельном случае они надевали шкуру соответствующего животного.
2. Согласно древним греческим и римским медицинским текстам, в те времена девушки достигали половой зрелости в 14 лет. До этого возраста они вообще могли ходить без одежды. В некоторых провинциях считалось позором, если жена оказывалась нетронутой до самой свадьбы — она должна была заранее лишиться невинности в храме Большой Богини, которой и посвящалась жертва в виде прорванной (или растянутой) плевы. В Элладе Большую Богиню именовали Афродита, в Вавилоне — Иштар, в Финикии — Астарта. В предназначенный день целомудренная приходила в храм и отдавалась любому незнакомому мужчине, которого встретит. При этом дефлоратор ни в коем случае не имел права обнажать девушку — это приравнивалось к осквернению храма. В римских храмах девственниц могли лишать невинности ещё и с помощью фаллических статуэток, которые изображали одного из низших божеств плодородия.
3. На Востоке некогда жили люди, именовавшиеся “кадеберизы”, чьей единственной обязанностью и профессией являлась дефлорация девушек перед вступлением в брак. Лишение девственности считалось очень ответственным и опасным делом.
4. В Египте, Саудовской Аравии и многих других мусульманских странах и по сию пору сохранился обычай торжественной дефлорации, когда девственную плеву разрывают указательным пальцем правой руки, обернутым белой тканью, которая, понятное дело, должна окраситься в алый цвет.
5. В древнерусском брачном обряде был народный #обычай: дружка (“старший боярин”) оставался рядом с молодоженами в первую брачную ночь. Если жених не справлялся со своими супружескими обязанностями, тот был обязан его заменить.
6. На севере Словакии, в Боснии и Черногории невесту символически (а раньше, вероятно, на самом деле) лишал невинности «дружка» жениха, который считался главным на свадьбе.
7. В Океании по традиции жених доверял свою будущую жену нескольким друзьям, которые проводили с ней несколько дней вдали от поселения, и лишь по возвращении оттуда переходили к свадебному торжеству.
8. У племени закаев (остров Суматра) невесту должен был дефлорировать отец, которому помогали дядья невесты, т.е. братья отца и матери независимо от возраста. Иногда у ложа несчастной девушки собиралось до 25 мужчин в возрасте от 70 до 10 лет.
9. Почти у всех племен Южной Америке и в некоторых африканских племенах была распространена традиция лишать себя девственности деревянным фаллоимитатором. После чего разорванную плеву покрывали кусочками антисептических растений.
4. Не обманешь, не продашь!
Конечно, всегда и везде существовали умельцы, создающие обманные пути для доказательства девственности, особенно когда девушка теряла невинность и сеньору (равно как и другому правообладателю) ничего не оставалось!
На белье это могла быть кровь из пальца, или какого другого места, на крайний случай приготовляли свекольный сок по специальному рецепту. Медицине известны прецеденты, когда девственная плева имеет увеличенное отверстие или сама ткань весьма эластична, что в результате дает отсутствие кровотечения. Долгое время сильному полу было не доказать, что такое возможно и поведение девушки с этой особенностью ни при чем. Ситуация встала под контроль, когда мужчины, наконец выяснили обстановку с научной точки зрения. Но до сих пор на Кавказе и других странах случаются разборки со смертельным исходом.
Прогресс тоже не остался в стороне от ревностных передряг. Теперь в любой мало-мальски приличной клинике можно сделать операцию по восстановлению этого иллюзорного признака верности, но об этом чуть позже.
Девственности до сих пор придается весьма важное значение в восточной части Средиземноморья. Продолжаются попытки оценить девственность в деньгах. В 1998 г., афинский суд присудил уплатить 5000 фунтов стерлингов, или 9500 долларов родите¬лям 16-летней девушки, соблазненной ее учителем иностранных языков. Как говорилось в приговоре, назначенная сумма представляла собой то количество денег, которое родители должны будут добавить к прида¬ному девушки, «чтобы компенсировать ее будущему мужу экономические и социальные убытки от потери ею девственности».
Сейчас с появлением интернета, девственность стал товаром! Появились даже профессионалки, тратящие часть гонорара на восстановление того, за что уже получены деньги.
5. Коммерческая невинность
6 Способы имитации девственности.
В некоторых борделях были врачи, которые удостоверяли девственность по требованию клиента. Это была дорогая справка: в нача¬ле XIX в. за девственницу в Лондоне назначалась цена в 100 фун-тов стерлингов, хотя к 1880-м годам эта цена упала до 5 фунтов, что свидетельствует не о снижении спроса, а об увеличении пред¬ложения. Кроме того, подозрительность подсказывала клиентам, что вовсе не каждая «нетронутая девственница» на самом деле яв¬ляется нетронутой. Для сомнений были все основания.
Во времена средневековья комиссары султана производили сначала догаремный отбор. В гарем не попадали женщины с недоразвитыми половыми органами, а также вульвами больших размеров. Практически в гареме сосредотачивались лучшие женщины из данной страны, а также из числа захваченных в плен чужестранок.
Еще в начале ХХ века владетельные особы содержали особых комиссаров, объезжавших Грузию и Кавказ вообще с целью похищения девушек, славившихся своей красотой,- для снабжения ими гаремов вышеупомянутых особ.
Но так как громадное большинство таких девушек без всякого образования и очень невоспитанные, покупатели отправляли их в особые учреждения, нечто в роде пансионов, где опытные женщины обучали манерам и уменью держать себя в предстоящем им новом положении. Благодаря этому ценность их значительно возрастает против того, если бы их продать немедленно после покупки. Подобные воспитательные пансионы существовали, главным образом, в Малой Азии и Аравии, где женщины черных и белых, всевозможных рас, воспитывались для богатых мусульман. В таких учреждениях женщины считались рабынями, а потому обращаются с ними очень строго. Разве не необходимо, чтобы будущий господин нашел полное и беспрекословное послушание в той, которую он покупает для своего наслаждения? В таком доме девушки спали на досках, покрытых только ковром, на колени ей на ночь надевали особые колодки, чтобы она привыкла спать неподвижно и не могла впоследствии будить своего будущего господина. Там девушек обучали не только искусству нежных прикосновений, но и безусловному подчинению господину. За малейшие провинности или попытку побега назначалась жестокая порка розгами, а утрата девственности даже каралась смертью.
7. Восстановление девственности
Волосы губы рука
Спутаны переплелись
Как ты меня обманула
Не ты ли прикунулась
Вишней в цвету?
В интересах женщины всегда было уметь симулировать потерю невинности. (Рис.10)
Девственный пояс
Другим был развязан
Сплетавем в саду голоса
Торлько рука без труда
Найдет место радосных встреч
Рубоко, был не первым, кто печалился о том, что был не первым. Восстановление девственности в наши дни широко практикуется, но у же с помощью современных достижений медицины. Например, каждый год в Японии производится от трех до четырех тысяч подобных операций, в основном на девушках, которые собираются выходить замуж: более 80 процентов японцев до сих пор требуют, чтобы невеста была девственной. Аналогичную услугу предоставляют многие гинекологические центры в России, особое значение девственности придается в мусульманских странах СНГ, и студентки из бывших союзных республик часто становятся клиентками этих центров. Часто восстановление девственности используется как психотерапия после изнасилования, особенно несовершеннолетних девочек, но статистических данных не ведется.
8. Девственность и современность
Потерянная невинность
Прохождение 
Из разговора с мальчиком, и найденного письма станет ясно, что он сирота. После смерти матери Авентуса отправили в сиротский приют в Рифтене, но вскоре он оттуда сбежал. Причиной стала Грелод Добрая — попечительница сирот, которая всячески измывается над своими подопечными. Именно её убийство Авентус и заказывает Тёмному Братству.
Через некоторое время героя найдёт гонец, отдаст загадочную записку с надписью «Мы знаем» и символом Тёмного Братства — чёрным отпечатком правой ладони. После того, как Довакин получит записку, ему стоит прилечь поспать хоть на час, чтобы оказаться в заброшенной хижине, где завяжется разговор с Астрид. Здесь протагонист окажется перед выбором: начать основную линию Тёмного Братства или выступить против Братства и уничтожить его.
Примечания 
Стадии квеста 
Чтобы перейти к определённому этапу выполнения квеста, введите в консоли:
setstage DB01Objective stage
где параметр stage — число, этап квеста (все этапы перечислены ниже).
Чтобы перейти к определённому этапу выполнения квеста, введите в консоли:
setstage DB01 stage
где параметр stage — число, этап квеста (все этапы перечислены ниже).
В чем ценность девственности и как молиться Богу, чтобы он услышал? — ответы митрополита Антония Сурожского на острые вопросы подростков
Приблизительное время чтения: 15 мин.
— Некоторые вещи сегодня звучат иногда странно — о девственности, например. Можно ли сказать, что чем больше свободной любви, тем меньше нравственности? И не сложнее ли поэтому сегодня строить отношения с Богом, чем сто лет назад?
— Сто лет назад люди говорили: «Пятьдесят лет назад все вокруг было по-другому, а сейчас перед нами новый мир». За свою короткую жизнь (я имею в виду, что это не сто и не двести лет) я знал один мир ребенком, другой мир подростком и молодым человеком и третий мир с разнообразными изменениями, которые произошли за последние сорок лет. Каждый раз это был новый мир. Например, в течение целого отрезка времени у меня не получалось найти общий язык с молодыми людьми, рожденными после Второй мировой войны, — возможно, потому, что сам я вырос между двумя войнами. Несколько лет назад, мне кажется, я начал понимать этих людей, и они стали понимать меня. Каждое поколение сталкивается с такой проблемой.
Другое дело, что есть трудности, которые возникают не оттого, что люди не верят в Бога, а потому что они не видят, как так или иначе разрушают себя самих. Один французский писатель в пьесе «Юдифь» вложил в уста своей героини такую фразу: «Беда в том, что никто не знает, что такое девство, пока не лишится его». И очень многое происходит именно так. Мы не понимаем, кто мы и чем обладаем, мы понимаем лишь, что мы утратили. Утешение в том, что, в частности, девственность — это не медицинское определение, это нечто намного большее, охватывающее всю личность. Я помню, как в беседе о браке Карен (прихожанка — Ред.) сказала: «Девственность — это не то, что нам дано, а то, чего нужно достичь». На самом деле это совпадает с тем, о чем говорит святой Василий Великий (так что, как видите, Карен, оказывается, может мыслить как Василий Великий). Он говорил: «Я никогда не знал женщины, и все же я лишен девственности, потому что по-разному отношусь к мужчинам и женщинам. Мне здесь далеко до гармонии». Поэтому для меня это не вопрос нравственности или церковных указаний: «Ты должен вести себя так или иначе», а вопрос: «Что ты делаешь с самим собой, поступая так? Что ты этим разрушишь (быть может, нечто еле уловимое)?» Всякий раз, говоря: «Мне и так хорошо» или «Я сделаю, как мне хочется, а там посмотрим», ты умаляешь себя, теряешь свое достоинство. Поэтому, я думаю, здесь снова идет речь о том, кто такой и что такое человек. Кто я — нечто незначительное, просто развитое животное или животное, которое может думать о себе в категориях величия, красоты и целостности?
Я помню, как один молодой человек рассказывал мне, что довольно много экспериментировал в «свободной любви», и однажды, вспоминал он, «когда я сообщил своей послеlней девушке, что она мне надоела и что я нашел себе новую подружку, я вдруг внезапно осознал, как сильно это ее ранило. И я понял, что больше никогда так не поступлю». До этого он не чувствовал, как ранит другого человека, не говоря уж о том, что делает с самим собой. Поэтому опять-таки вопрос в том, какого качества человеком ты являешься. Оставьте Бога в покое, спросите себя: кто я? Это не вопрос дисциплины: «Я не буду воровать, потому что это запрещено. Яне буду делать это, я не буду делать то». Это вторично. Святой Августин говорил: «Люби и делай, что хочешь» — потому что любовь не позволит вам сделать очень многое из того, что может причинить боль или вред.
Мы очень легкомысленно пользуемся словом «любовь». Мы применяем его где угодно— от «я люблю клубнику со сливками» до «я люблю Бога». Вы читали «Письма Баламута»? Тогда вы помните, как старый бес объясняет, почему он не может понять, что имеет ввиду Бог, когда говорит: «Я люблю Свои творенья». Потому что Он говорит, что любит вас, и отпускает вас на свободу. «Я тебя люблю, — говорит бес своему племяннику, — но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя проглотить, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось бы ничего вне меня».
Что ж, именно так часто поступаем и мы— в большей или меньшей степени. Но это вопрос о человеке. Первый вопрос: «Человек ли я?» В зависимости от той меры, в какой я являюсь человеком, передо мной открываются новые горизонты. И пока я не человек, Бог для меня, должно быть, такой Бог, которого я готов отвергнуть, — это Бог-судья, это Бог-шпион, это Бог злопамятный, Бог-ужас. Если бы Бог был только таким и никаким больше, тогда Он был бы мне не интересен. Пусть бы тогда в конце времен Он отправил меня в ад, и с этим было бы покончено, потому что я ничего не мог бы с этим поделать. И, конечно, Он может так и поступить, но это уже другой вопрос.
— Как молиться по-настоящему, чтобы Бог слышал? Когда читаешь молитвы по молитвослову, иногда кажется, что молишься просто «на автомате».
— Не может быть ответа, когда нет призыва. Молитва становится подлинной не тогда, когда повторяет мистический опыт святого. Молитва подлинна тогда, когда я стремлюсь поговорить с Богом, когда я жажду Бога и в то же время готов к тому, что Он может и не откликнуться на мой зов — потому что Бог так же свободен, как я. Я не могу сказать Ему: «У меня тут выдалось свободных полчаса, я хочу с Тобой поговорить — предстань предо мной». Он не обязан выполнять этот приказ, пока мы не откроемcя Ему и не скажем: «Господи, я распахиваю свою душу навстречу Тебе, я хочу быть с Тобой, хочу побыть с Тобой в тишине. Да, я буду произносить какие-то слова, но я постараюсь вложить в них всю свою душу, настолько полно, насколько смогу». Или: «Я хочу помолчать в Твоем Присутствии, ив эту тишину я вложу все мое стремление быть с Тобой, всю мою любовь к Тебе и всю мою веру». Выразить эту мысль можно по-разному. Но повторять слова молитвы автоматически — это все равно что подносить Богу хлеб и вино, сказав: «Хватит с Тебя и этого».
Я очень люблю историю, которая произошла с одним западным святым. Он был священником в приходе в окрестностях Лиона, в крошечной деревушке. И у него был пожилой прихожанин, который приходил и долго сидел в церкви. И вот однажды священник спросил: «Дедушка, зачем ты так подолгу сидишь в церкви? Твои губы не движутся, не шепчут молитв, ты не перебираешь четки… Что ты делаешь все это время?» И этот человек ответил: «Я смотрю на Него, Он смотрит на меня, и нам так хорошо вместе». Вот это я бы назвал таинством молитвы в самом глубоком смысле этого слова. Это и есть мистический опыт, общение на глубине, за пределом слов и эмоций, вне колеблющихся мыслей. Это приобщение одного существа другому, общение одной сущности с другой.
— Если я влюблен в девушку, стоит ли мне молиться о ней и просить Бога, чтобы она ответила на мое чувство?
— Вы можете молиться за тех, кого любите. Правда, при определенных условиях. Сейчас уже не вспомню, хотя стараюсь быть точным и, цитируя, всегда называть автора, но я не могу вспомнить, кто сказал, что если мужчина влюблен в девушку или девушка влюблена в мужчину, и их одолевает похоть и вожделение, лучше не молиться за предмет любви, а препоручить его Богу. Молитва в данном случает лишь сконцентрирует на предмете страсти, и дьявол может этим воспользоваться.
Кстати, тот же принцип, наверное, применим, если вы кого-то ненавидите. В какой-то момент вы можете оказаться не в состоянии нести собственное бремя, не то что взять на себя чью-то вину.
— Вот апостол Павел был гонитель христиан — и все равно нашел веру. А кто-то ничего плохого не делает — но и веру не находит. В чем тут секрет?
— Не думаю, что смогу объяснить, почему Бог избрал Павла, но я знаю, что к вере можно прийти самыми разными путями. Нет одного-единственного. Есть люди — и в России я встречал много таких, — которые чувствуют, что при всем их богатстве — культурном, материальном, широких возможностях — всегда остается пустота, жажда еще большего. Но когда они бросают в глубины своей души (если можно так выразиться) что-то, чтобы утолить эту жажду, — все это будто падает вbпропасть, так что даже не слышно удара о дно. Иbтогда эти люди спрашивают себя: «Неужели моя душа настолько глубока, что не заполнится, даже если вместит в себя весь мир?» Иbтак они приходят к мысли о Боге. Это один из путей.
Другой путь — когда у тебя есть понятие о чем-то, и ты встречаешь других людей, которые разделяют твой собственный опыт, но знают больше тебя. И тогда ты можешь сказать: «Да, это у нас общее, он знает об этом немного больше, чем я. Я буду слушать его и расширю свое восприятие и представление».
Я знал человека, который до революции основал Русское студенческое христианское движение. Это был знатный человек из Финляндии, он не мог уверовать, хотя чувствовал, что ему чего-то не хватает, и это что-то есть, например, у его друга-священника. Ион сам рассказывал мне, что с ним однажды произошло. Он отправился на праздники в Финляндию, там гулял по лесу, жаждая того, чего не ведал, ив какой-то момент сказал: «Боже, если Ты есть, даруй мне покой!» И на него снизошел такой покой, какого он никогда не знал прежде.
Некоторые люди открывают для себя Бога совершенно неожиданным образом. Я вам расскажу, что произошло здесь с одним человеком. Вскоре после моего рукоположения, когда я знал даже больше, чем сейчас (я тогда служил в Содружестве святого Албания и святого Сергия), ко мне пришла девушка лет двадцати и сказала: «У меня есть проблема, вы могли бы помочь мне? Я из верующей семьи. Все хотят, чтобы каждый год на Пасху я причащалась. Я не верю ни в Бога, ни в Христа, ни в причастие, и я чувствую, что не могу сделать этого, потому что хочу быть честной с самой собой. Я не могу совершить поступок, который будет самообманом. Что мне делать?» И я сказал: «Об этом ты можешь не беспокоиться, потому что даже если ты подойдешь к чаше, я тебя не причащу. С этим все просто. Но если ты хочешь узнать больше, давай поговорим». И мы беседовали с ней каждую пятницу, но мне ничего не удалось изменить. Что бы я ни говорил, все было впустую, все мои попытки были совершенно бесплодны, и я почувствовал полное поражение. Приближалась Страстная Пятница — я был намерен не говорить с ней больше, зная, что ничем не смогу ей помочь. Но я верил, что Бог может. И когда она пришла ко мне, я сказал: «Я вижу, что ничего не могу тебе дать. Моя единственная надежда, что Бог сможет сделать для тебя то, чего ни я, ни ты не смогли. Пойдем в часовню, я встану на колени перед плащаницей и буду молиться, а ты стой рядом, и посмотрим, что произойдет». Мы пошли. Я встал на колени, а она стояла надо мной вот так. Потом она тоже опустилась на колени — вы понимаете, у нее были высокие каблуки, и ей было просто неудобно стоять на метр выше меня. Я стоял и молился: «Что мне делать?» И потом мне пришла в голову мысль, словно обрывок мысли, без начала и конца. Я спросил ее: «Тебе действительно крайне важно узнать, есть Бог или Его нет?» И она сказала: «Да, потому что если Бога нет, то жизнь не имеет смысла, и я не знаю, что мне тогда делать». И тогда я повернулся к Богу и спросил: «Хорошо, и что теперь?» (конечно, не совсем так грубо). Я продолжал вопрошать: «Что дальше? Что?» И тут меня посетила мысль, которой я испугался, но это тоже была отрывочная, незаконченная мысль. Я повернулся к девушке и сказал: «Если ты пообещаешь мне сделать все, что я скажу тебе, я обещаю, что в течение года ты встретишь Бога». Она воскликнула: «Обещаю! Что надо делать?» Я сказал: «Не знаю». И снова продолжал молиться: «Что же, Господи, что, что дальше?» И тогда в голове мелькнула еще одна незавершенная мысль, которой я всерьез устрашился, потому что подумал, что если она не от Бога, то это будет кощунство. Я повернулся к девушке и сказал: «Вот что ты сделаешь. Завтра утром, в Великую Субботу, я буду служить литургию, ты подойдешь к причастию, но прежде чем причаститься, стоя у чаши, ты скажешь: „Господи, мои родители и моя семья предали меня и Тебя, Твоя Церковь от меня и от Тебя отвернулась, и этот священник тоже предал нас обоих, и теперь я взываю к Тебе: либо Ты откроешься мне, либо я уйду и это будет на Тебе“». Она воскликнула: «Я не могу этого сделать. Если Бог существует, то это будет святотатство, кощунство!» Я ответил: «Что ж, тогда за это отвечу я». Затем мы расстались, оба в страшном замешательстве. На следующий день я служил литургию, она подошла к чаше, произнесла эти слова, и я причастил ее. В тот же вечер я уехал во Францию, а через пару дней получил от нее короткое письмо: «Я не знаю, существует ли Бог, но я точно знаю: то, что я получила в причастии, было не хлеб и не вино».
Я думаю, когда мы говорим о вере, мы обычно подразумеваем малое зерно уверенности, которое так или иначе зарождается внутри нас. Это может быть воспоминание из детства, это может быть что угодно. И потом мы делимся этим воспоминанием с людьми, которые обладают бо́льшим опытом, и таким образом перерастаем свой собственный опыт и знания. А когда мы ощутили это действие, мы можем начать воспринимать то, что Церковь накопила за тысячу лет через опыт святых, литургию, молитву — самыми разными способами. И наконец наступает момент, когда ни Церковь, ни наши ближние, ни священники не могут ничего для нас сделать. Об этом сказано в Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Есть черта, за которой Себя может знать только Бог, и только Христос может явить Его нам.
И мы должны научиться ждать этого момента, но это не ожидание в удобном кресле, а ожидание, подобное тому, как мы ждем наступления события, по-настоящему важного для нас.
— Что делать, если совершишь что-нибудь дурное и не хочешь больше никогда так поступать, но не можешь сдержаться и все равно делаешь то же самое?
— Думаю, вы делаете то же самое потому, что у вас нет настоящего стимула так не делать. Борьба с грехом — это неправильный подход. Совсем другое дело, когда борешься за что-то, а грех оказывается на пути. Представьте себе, что вы идете по дороге, и путь вам преграждает дерево — вы постараетесь от него избавиться, но вы не можете ходить по всем дорогам и расчищать весь мусор.
Если у вас нет стимула, если вы еще не поняли, что что-то в ваших поступках дурно, или если вы смутно это чувствуете, но грех не мешает вам быть таким, каким вы стремитесь стать, вы ничего не сможете с ним сделать. Поэтому я считаю, что необходимо искать вдохновения в чем-то положительном, а не только в отрицательном.
Кроме того, очень часто нам не удается победить грех потому, что мы позволяем ему оставаться размытым. Например, если сказать: «Я склонен к гневу», что можно сделать с такой склонностью в целом? Но если задаться вопросом, какие ситуации, какие люди вызывают у вас гнев, то вскоре вы обнаружите, что на некоторых людей вы не гневаетесь никогда, что бы они ни делали, а на некоторых — очень часто, независимо от того, что они делают. Есть вещи, которые вызывают у вас гнев несмотря на то, что они не очень важны — но чем-то вас задевают.
Помню, когда я был уже студентом университета, каждое утро, уходя на учебу, я просил свою бабушку оставлять окно в моей комнате открытым, чтобы комната проветривалась. Улица у нас была очень длинная, и на обратном пути я уже издалека видел, что окно закрыто. И каждый раз, приходя домой, я говорил: «Бабушка, ну я же просил оставить окно открытым! Зачем ты его опять закрыла?» А она преспокойно отвечала: «Мне показалось, так будет лучше». И все.
Я страшно злился, но однажды подумал: «А к чему мне сердиться? Попробую-ка я посмотреть на эту ситуацию с другой стороны!» Уходя, я попросил бабушку: «Не закрывай окно, пожалуйста!» Возвращаясь домой, перед поворотом я сказал себе: «Могу спорить, что окно закрыто!» Повернул за угол и увидел: да, закрыто. «Ну вот, я прав!» — воскликнул я и вместо раздражения почувствовал желание рассмеяться.
Так вот, некоторые люди или вещи вызывают у вас гнев, а некоторые нет. И если вы обнаружили, что тот или иной человек всегда вас раздражает, это уже не вопрос гнева, а вопрос человека. Помню, у нас в приходе была старая монахиня, и бывший наш церковный староста был очень груб с ней. Однажды она спросила его: «Чем же я вам не угодила?», а он ответил: «Да я как только вижу ваше лицо, сразу прихожу в ярость».
Очень часто определенный грех не получается победить, если бороться с ним, но это удается, если подумать — в чем же он коренится? С какими обстоятельствами связан? А иногда с чем-то нельзя справиться напрямую, потому что сначала надо подготовить почву. Например, если ребенок в младших классах не обучался арифметике и потом сталкивается с трудностями в освоении высшей математики, ему надо не зубрить трудный предмет, а сначала выучить то, чему он не выучился раньше.
Текст — отрывок из книги «Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками о Христе и Церкви».
Эта книга — беседы митрополита Антония с подростками в летнем лагере Сурожской епархии. Владыка говорит с ними очень честно и очень глубоко — кажется, в чем-то глубже и откровеннее, чем со взрослыми.
О страхах. О скуке. Об агрессии. О юродивых и ересях. О неведомом Боге. О Голгофе и таинствах. И обо всем творении — в ликующем танце Его любви. Поэтому эту книгу можно назвать Евангелием опыта, крайне значимого в наши дни. Даже те, кто давно читает книги митрополита Антония, найдут для себя здесь немало нового и необычного.