Самозанятый неофициально это как
Личный опыт: как я стала самозанятой, а теперь жалею об этом
Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.
Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.
Почему я стала самозанятой
Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.
Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.
И вот весной 2019 года мне предложили возглавить интересный проект — новое медиа, интересная тема, амбициозная задача. Но никаких трудовых договоров, только ГПХ (гражданско-правовой характер). Заказчик — что-то окологосударственное (я знаю, что, но обещала не говорить лишнего), подрядчик — ИП без наёмных сотрудников, а я, получается, субподрядчик. «Хочешь в проект, тогда оформляй ИП или самозанятость», — сказали мне. И я оформила самозанятость.
Как это делается
Между ИП и самозанятостью я выбрала второе. Это примерно как выбрать между «оформите заявление по форме Р21001 » и «скачайте приложение». Надо признать, стать самозанятым оказалось действительно просто. Настолько просто, что я сделала это двумя способами. Для обоих потребуется вспомнить свой ИНН и паспортные данные.
Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.
В итоге я пользовалась приложением «Мой налог». В «Сбере» я не сразу разобралась, как формируются и где хранятся чеки.
Нюансы
Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:
1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.
2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.
Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.
Вот что меня сбило с толку: налог нужно заплатить до 25 числа следующего месяца. Первая «продажа» у меня была 25 июня, и я рассчитывала тут же заплатить налог. Этого не произошло, но я подумала, что дело не в дате, а в волшебном налоговом вычете. Потом была ещё одна продажа, и в июле мне начислили налог на обе сделки разом. Я была неприятно удивлена. При этом сумма никак не билась, логике не поддавалась, интернет молчал. А посчитали мне тогда (А+Б)*4% вместо (А+Б)*6%, это я только сейчас понимаю.
4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!
В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.
6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.
Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.
Эмоции
Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.
Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?
Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.
Ожидания vs. реальность
Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.
Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.
Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.
Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.
Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.
С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:
Работать нелегально или официально: плюсы и минусы самозанятости и работы по договору
Белая зарплата, ДМС и соцпакет или свободный график, «серый» заработок и минимум гарантий – на чьей стороне вы? Рассмотрим в статье плюсы и минусы самозанятости, достоинства и недостатки работы с договором и без него.
Кому выгодно неофициальное трудоустройство
Основная задача большинства работников – зарабатывать достойные деньги. Некоторым работодателям организовать такое нелегко – с каждой зарплаты официально трудоустроенного сотрудника они дополнительно выплачивают 43% налогов в бюджет государства.
13% подоходного налога – это сумма, которая открыто удерживается с оклада. Оставшиеся 30% работодатель оплачивает самостоятельно. Таким образом у работника копится пенсия, он может получать бесплатную медицинскую помощь и претендовать на социальные выплаты.
Давайте рассмотрим пример. Допустим, вы работаете официально. Ваш оклад – 45 тысяч рублей.
С оклада вы заплатите 13% НДФЛ, значит, отдадите государству 5 850 рублей. Получите на руки 39 150 рублей.
Ваш работодатель заплатит за вас налог в 30% – 13 500 рублей. И делает он это ежемесячно за каждого сотрудника. Есть работодатели, которые хотят этой нагрузки избежать. Давайте рассмотрим, как это отражается на работниках.
Как формируется «серый» и «черный» доход и нужно ли вам такое
Вас наверняка хотя бы раз заманивали предложением: «Мы готовы платить вам больше, но часть зарплаты выдадим просто в руки»?
Чтобы сократить количество выплачиваемых налогов и удержать сотрудников высокой зарплатой, многие работодатели переходят на «серые» и «черные» схемы выдачи зарплаты.
«Серая» схема подразумевает работу по договору с минимальным окладом, близким к МРОТ, и выдачу оставшейся суммы «в конверте» – наличными или переводом на карту от бухгалтера или руководителя.
«Черная» схема – это выдача всей зарплаты на руки сотруднику, в обход налогам.
Работников при этом заманивают получением более высокой зарплаты и умалчивают о последствиях – нет учета стажа работы, нет пенсионных накоплений, в больнице могут не предоставить бесплатную медицинскую помощь.
Больничные и отпуска тоже становятся обтекаемой темой: если официальный оклад работника составляет порядка 15-20 тысяч рублей, то претендовать ему особо не на что.
Работать без договора – и вовсе быть на птичьих правах. Работнику могут не предоставить отдых или оставить без расчета после увольнения. Если отношения работника и работодателя не регулирует трудовой кодекс, то решение всех вопросов проходит на словах и по совести.
Если вы студент в поиске подработки или выпускник вуза, нацеленный набраться опыта, или специалист, который хочет получать зарплату побольше, или работник, предоставляющий частные услуги – вы в уязвимом положении, и красивые слова эйчара или руководителя могут заманить вас на работу без официального трудоустройства и прав.
Моя подруга Олеся долгое время работала неофициально. Она не задумывалась, что это неправильно с точки зрения налогообложения, а ведь ответственность за уплату налогов лежит не только на работодателе.
Ей платили зарплату по МРОТ, часть выдавали «в конверте» на руки. Она соглашалась на любые задачи, чтобы поработать в разных компаниях и набраться опыта. Ей казалось, что трудовой договор и страховые взносы не нужны.
Пока однажды ей не задержали зарплату на целый месяц. В сложившейся ситуации она решила уволиться, но даже тогда не сумела получить положенное. Было обидно, но договора, а значит, и прав у нее не было.
Только тогда она перестала быть «вечным стажером» и больше не считала компании, которые действуют в обход законодательству, классными. Олеся поняла, как важны стабильность и прозрачность в работе. И, конечно, надоели начальники, которые ущемляли права.
С тех пор она готова работать только по трудовому договору с «белой» зарплатой или как самозанятая.
Решение о трудоустройстве ложится на сотрудника, поэтому важно подходить к этому осознанно, четко знать свои права и обязанности.
Особенности работы по трудовому договору
Официальное трудоустройство подразумевает работу по трудовому договору с «белой» зарплатой.
В трудовом договоре прописываются права и обязанности сторон. Отношения работника и работодателя регулируются трудовым законодательством с момента подписания договора.
Работодатель обязуется предоставить рабочее место, выплачивать зарплату не реже двух раз в месяц и платить даже в случае простоя. Также он предоставляет работнику оплачиваемый и неоплачиваемый отпуск и возможность выйти на больничный или в декрет.
Работник обязуется добросовестно выполнять свою работу и соблюдать внутренний распорядок компании.
«Однажды я устроилась в компанию, где мне пообещали официальное трудоустройство. А на деле я работала по договору ГПХ», – рассказывает Олеся.
Да, может быть и такое. Кроме трудового договора возможен вариант работы по договору гражданско-правового характера. Он подходит для задач с конкретным результатом – например, дизайн сайта, покраска стен, запуск рекламы в интернете и проч.
Такой договор не подразумевает работу в офисе по определенному режиму. Главное – это результат, поэтому и зарплату работнику начисляют согласно выполненным задачам.
Заключать договор ГПХ с обычными сотрудниками офиса, выполняющими текущие поручения, неверно.
Особенности самозанятости
Кроме тех, кто хочет в постоянном режиме работать на кого-то, есть и те, кто трудится на себя. Они тоже должны платить налоги на свой доход, чтобы быть защищенными с точки зрения закона.
Самозанятость – отличный вариант для тех, кто долго работал на себя и оставался «в тени», то есть не платил налоги.
В таком случае работодатель освобождается от уплаты огромного «подводного» налога в 30%, а сотрудник выплачивает с зарплаты не 13% НДФЛ, а всего 4% или 6% – это называется налогом на профессиональный доход (НПД).
Стать самозанятыми и работать на себя могут парикмахеры, мастера маникюра, сварщики, переводчики, репетиторы, копирайтеры, дизайнеры, маркетологи, кондитеры и т.д. Перечня разрешенной деятельности нет, но есть небольшой список тех, кому использовать самозанятость нельзя.
Все те, кто раньше выполнял заказы для физических лиц или работал на юридические, без возможности официального трудоустройства – теперь могут легализовать свою деятельность.
Налог, уплачиваемый самозанятыми, направляется в фонд обязательного медицинского страхования и региональный бюджет. Делать отчисления в Пенсионный фонд можно самостоятельно, ежегодно внося фиксированную сумму.
Работа в рамках закона позволяет чувствовать себя спокойно и не бояться наказаний со стороны налоговой. Можно открыто рекламировать свою деятельность и расширять список клиентов, ведь существует множество компаний, которым важно работать официально.
Также самозанятость защищает от недобросовестных заказчиков – если кто-то нарушит права работника, он сможет законно отстаивать их в суде.
Основные различия самозанятости и работы по трудовому договору
Выбирая между самозанятостью и основной работой, нужно взвесить все за и против. Предлагаем рассмотреть различия работы по договору и на себя.
Основные различия самозанятости и работы по трудовому договору
Самозанятость | Работа по трудовому договору | |
Занятость | Зависит от самозанятого и спроса на его предложение. | Стабильная. |
Зарплата | По результатам деятельности. | Не реже двух раз в месяц. |
Место работы | Чаще удаленное | Чаще определенное рабочее место (например офис, цех и проч.) |
График работы | Свободный или по договоренности с работодателем. Работа на результат. | График устанавливает работодатель, чаще всего у него строгие временные рамки. Работа на процесс. |
Социальная защищенность | Есть только медицинская страховка. Нет пенсии, трудового стажа, декрета, отпусков, больничных. | Засчитывается трудовой стаж, есть пенсия, декрет, отпуск и больничный. |
Выбор – работать нелегально, как самозанятый или искать компанию с официальным трудоустройством – зависит от сознательности работника и его потребностей.
Кому-то важен престиж и стабильность, кто-то хочет реализовать себя, работая на разных заказчиков, а кто-то – просто не хочет платить налоги. К счастью для всех, последних становится меньше.
Подумайте, каким вы видите идеальное место работы. Вам нужны пенсия и место в офисе, или вы хотите работать исключительно из дома по своему режиму? Время меняется, и многие крупные работодатели идут навстречу сотрудникам. Возможно, работу мечты получится организовать даже в крупной компании.
Выбирая работодателя, в первую очередь ориентируйтесь на собственный комфорт и безопасность. И, конечно, думайте о будущем.
Статус самозанятого гражданина: все плюсы и минусы
На 20 марта 2021 года в России зарегистрировано более 2-х млн самозанятых. «Из тени» начали выходить сантехники, автомеханики, электрики, мастера маникюра, косметологи и люди других профессий. Для чего микробизнесмены оформляют новый статус, от каких проблем он избавляет, а какие создаёт, разбираемся в материале.
Зачем это людям?
Примеров так называемой «охоты» ФНС в соцсетях на кондитеров, мастеров маникюра, сантехников и других незарегистрированных предпринимателей — масса. Если повезет, то выявленный «нелегал» получает только предупреждение и требование оформиться по букве закона, в худшем — ФНС самостоятельно проведет расчет налогооблагаемой базы и налогов и выставит их к уплате, добавив еще и штрафы за незаконное предпринимательство.
Раньше многие не решались зарегистрировать свой бизнес официально, потому что, как индивидуальным предпринимателям (ИП), им, при нестабильном и скромном доходе, пришлось бы платить фиксированные взносы.
С введением специального налогового режима для самозанятых у фрилансеров появилась возможность работать без страха перед неожиданными проверками и серьезно сэкономить. Применение налога на профессиональный доход (НПД) не предполагает покупку онлайн-кассы, и здесь низкие налоговые ставки. Воспользоваться НПД могут как обычные граждане, так и ИП.
Кто может стать самозанятым-гражданином, а кто самозанятым-ИП
Для начала об обычных физлицах. Они могут стать самозанятыми, если:
Уточним, что самозанятый не имеет права продавать товары, ранее приобретенные для перепродажи, а вот те, что он изготовил сам (например, мебель, одежду, бижутерию и т.п.) продавать может. Главное, чтобы такие товары не подпадали под обязательную маркировку или акцизы. Но и здесь есть выход — можно продавать не готовые вещи, а выполненные на заказ.
К примеру, сшить платье и выставить его для продажи на сайте самозанятому запрещено, потому что тогда придется наносить на товары маркировку. Если же заказчики делают индивидуальные заказы на пошив, то самозанятый может заниматься этой деятельностью и ничего не нарушает.
Если вы не можете точно определить подходит ли ваша деятельность под самозанятость, можете запросить разъяснения в своей налоговой инспекции и руководствоваться ими.
Как физлицу стать самозанятым
Как ИП перейти в самозанятые
Что касается ИП, то к ним применяются те же самые ограничения, что и для обычных физлиц. Дополнительно — ИП не может применять никаких других режимов (патент, упрощенная или общая система), кроме самозанятости.
Если вы только регистрируетесь в качестве индивидуального предпринимателя, то сразу не сможете выбрать налоговый режим для самозанятых:
Шаг 1. Сначала вы ждете, когда вас зарегистрируют в качестве ИП и в течение 30 дней с даты в свидетельстве о регистрации уже можете перейти на НПД.
Шаг 2. Скачайте приложение «Мой налог» и пройдите в нем регистрацию (это можно сделать также с помощью банков-партнеров, все крупные банки предлагают такую услугу). Вот и все — вы ИП-самозанятый.
Если вы действующий предприниматель, то необходимо отказаться сначала от других режимов налогообложения (кроме ОСНО, если применяете общую систему, никаких заявлений писать не нужно).
Если при регистрации вы подавали заявление о переходе упрощенную систему (УСН), то нужно писать заявление на ее отмену по форме 26.2-8.
Переходили на ЕСХН − заполняйте и отправляйте в ФНС бланк 26.1-7.
Если применяете патент, придется подождать, пока его действие закончится или досрочно отказаться от патента, отправив в ФНС форму 26.5-4.
НПД подойдет предпринимателям-одиночкам, если у вас есть работники, то использовать режим самозанятости не получится.
В чем плюсы самозанятости для граждан и ИП:
К примеру, сумма налоговой базы составила — 200000 рублей, НПД по ставке 6% — 12000 рублей. 1% = 2000 (200000*1%) рублей, значит к уплате будет — 10000 (12000-2000), а сумма оставшегося бонуса — 8000 (10000-2000).
Есть ли минусы у самозанятости?
Запрет на найм сотрудников тоже ограничивает возможности самозанятого. К примеру, ИП применяет НПД и продает изготовленные им лично кондитерские изделия. Заказов становится все больше и предпринимателю нужен помощник, но нанять его он не сможет, ведь тогда он утратит право на НПД.
Можно попробовать выйти из ситуации — заключить договор подряда с таким же самозанятым. Но тогда есть риск, что подобные отношения переквалифицируют в трудовые и заставят ИП заплатить НДФЛ и взносы за сотрудника, а также пересчитают налоги от дохода уже по ставке 13%, а то и НДС еще насчитают.
Когда самозанятому обязательно понадобится статус ИП
В ряде случаев недостаточно быть просто самозанятым плательщиком НПД. Необходимо иметь еще и статус ИП. Связано это прежде всего с видом деятельности.
Есть виды деятельности, требующие специальных разрешений, которые априори выдаются только предпринимателям.
Например, это относится к такси. Дело в том, что разрешение на деятельность по перевозке пассажиров обычным физлицам не выдается. Поэтому самозанятому таксисту надо быть ИП на НПД.
Причем не имеет значения, в каком порядке оформлять эти два статуса. Можно сначала зарегистрироваться в качестве ИП, а затем перейти на НПД. Или же сначала зарегистрироваться самозанятым, а после этого подать документы на регистрацию ИП.
Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые самозанятые могут только будучи ИП (полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Примеры: монтаж пожарной сигнализации, медицинские услуги (например, лечебный массаж). А вот получать лицензию на обучение, если этими услугами занят лично ИП, не нужно. К примеру, можно вести обучение детей рисованию или проводить коучинг для взрослых.
Когда самозанятому потребуется онлайн-касса
При потере статуса самозанятому-физлицу нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП, а действующему предпринимателю сменить налоговый режим. В любом случае и тому и другому понадобится онлайн-касса для приема платежей.
Причем не обязательно касса потребуется только при получении оплаты от физических лиц. Если ИП или представитель организации захочет рассчитаться картой (не важно корпоративной или нет) или наличными, то придется выбить чек.
Также, если самозанятый решит сменить или добавить новый вид деятельности, который не подпадает по НПД, ему тоже нужно будет внести коррективы в работу.
Какую кассу выбрать?
Прежде всего это зависит от потока клиентов, количества товарных позиций, услуг, работ, необходимости перемещать кассу (мобильности) и т.д.
Подумайте об экономии на эквайринге. В МТС Кассу встроен функционал по приему безналичных платежей без терминала (через систему быстрых платежей — СБП). Комиссия здесь гораздо ниже и составляет всего — 0,4%-0,7%. Компания также оказывает услуги по регистрации кассы в ФНС и подключению к ОФД и осуществляет техподдержку в режиме 24/7.
Давайте посмотрим на самые популярные модели МТС Касс.
МТС Касса 5А — модель подойдет тем, кто постоянно передвигается — мастерам по вызову, курьерам, экспедиторам и т.д. В этот аппарат встроен эквайринг, поэтому вы сможете не только пробивать на ней чеки при получении наличных, но и получать оплату по картам.
МТС Касса 5 — аналогичная модель, но без бонуса в виде эквайринга (терминал можно подключать отдельно через bluetooth).
Для удобства пользователей предусмотрена товароучетная система, которая встроена в кассу (точно нужна тем, кто работает с маркированными товарами)