Сбор казаков как называется
к о ш
место сбора казаков
• вооруженный лагерь при ханской ставке у крымских татар во время походов
• конусовидная ловушка для ловли тетеревов
• орган управления у запорожских казаков
• стан запорожских казаков
• старинное название обоза
• военный и административный центр Запорожского Войска Низового со ставкой атамана в Сичи на одном из днепровских островов
• у сибирских кочевнинов — временная стоянка со стойб
• злой волшебник-чародей в славянской мифологии
• военный лагерь встарь
• военный лагерь (устар.)
• военный лагерь по старинке
• русский военный лагерь
• селение запорожских казаков
• стоянка запорожских казаков
• сооружение на одной оси, обращенные друг к другу и зеркально повторяющих друг друга зданий
• Стан запорожских казаков
• Старинное название обоза
• Военный лагерь, обоз в русской армии 11-16 вв.
• Сербский писатель (»Тиф», »Досье Храбака»)
• Стан запорожских казаков
• военный лагерь в прошлом
• м. сиб. кошница, корзина; вор. род большой корзины для ловли рыбы и раков (см. кошница). Южн. плетеный шалаш, балаган; загон, овчарня; оренб. кошар (см. кошара), малая, холостая кибитка; вообще: табор, стоянка, стань, становище, казачий обоз, лагерь, стойбище. запорожских казаков кошем звали селенье, станицу (стан), а кошевой был начальник коша, станичный атаман. Золотомои в Сиб. зовут кошем желоб или трубу, для спуска золотнистого песку на верстак. Кош и котец южн. рыболовная ставная мережа, вентер
«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?
При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.
«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.
Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.
Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.
В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.
Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?
Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.
Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.
Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.
Cловарь казачьих терминов и выражений
Абы – кое-как, небрежно
Ажина – растение ежевика
Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)
Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики
Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.
Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.
Аль – альбо или, может быть
Антирес – интерес, прибыль
Анчибел – ечистый дух
Арапник – длинный кнут
Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки
Аскаляться – улыбаться, смеяться.
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).
Атаманово слово – разрешение.
Ащеле – если же, в том случае, если.
Баба – бабаня, бабушка
Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли
Бабник – вид женской прически
Баглай – лентяй, лежебок.
Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья
Баз – двор или огороженный загон для скота.
Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».
Базыга – старый хрыч
Байбак – степной зверек, сурок
Байдак – килевое судно с одним парусом
Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры
Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков
Балахон – домашнее платье казачки
Балберка – плечевой ремень у пики
Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)
Банить – мыть, стирать
Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»
Банник – щетка для чистки орудийного ствола
Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать
Батяня, Батяшка – отец, батюшка
Баять – разговаривать, рассказывать
Бережь – экономность, бережливость
Беспереводно– постоянно, непрерывно
Бирчить – помнить, забирчить – запомнить
Блазниться – показаться, померещиться, причудиться
Братина – большая чаша для пития вкруговую
Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»
Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи
Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства
Бывалыча– когда-то, некогда, бывало
Велие – большое множество
Великатный – вежливый, хорошо воспитанный
Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста
Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам
Взгальный – несолидный, взбалмошный
Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать
Вкупе – вместе, сообща
Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду
Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью
Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя
Водночас – сразу, тотчас
Вокат – как раз, точно по размеру
Ворощать – вернуть, возвратить
Враз – тотчас, сейчас же
Вскагакались – заволновались, всполошились
Втымеж – в то время
Галмат – плохой человек, ненадежный
Гальмовать – сдерживать движение, тормозить
Гладкий – полный, упитанный, жирный
Глухая спень – полночь
Годок – сверстник, одного года рождения
Грамотка – письмо, записка
Гребовать – брезгать, пренебрегать
Громный – подобный грому
Грядка – боковой край саней
Грядушка – спинка кровати
Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать
Десно – на правой стороне
Десница – правая рука
Детоумный – глупый, неразвитый умственно
Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом
Довести – дать знать, уведомить
Досить жить – жить до этого времени, до этой поры
Дочиста – все целиком
Друзек – друг, приятель
Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись
Дуван – военная добыча
Дуванить – делить добычу
Дурно – бесплатно, даром
Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет
Егупетка – подхалим, подлиза
Ежелеть – каждый год
Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»
Жалковать – жалеть, сочувствовать
Жалочка – дорогая, милая
Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк
Жидковатый – слабого сложения
Жухлый – потускневший, увядший
Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом
Зазирать – осуждать, злословить
Зазря – напрасно, без всякого повода
Закличка– объявление, анонс
Закутать дверь – закрыть дверь
Зальян – противник, неприятель
Замордовать – затравить (на охоте)
Замурил – быстро скрылся, убежал
Замуроветь – зарасти травой
Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва
Заранка – раннее утро
Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас
Зареть – гореть ярким пламенем
Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)
Зась! – Замолчи! Перестань!
Захолонуть – похолодеть от страха
Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)
Игрец – злой дух, нечистая сила
Иначий – другой, непохожий, иной
Искусить – попробовать, откусить
Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)
Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)
Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»
Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи
Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку
Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета
Карачун – мрак, темнота, смерть
Катух – свинарник (где содержались свиньи)
Квелый – хилый, слабый, болезненный
Киммерийский пролив – Керченский пролив
Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)
Клечететь– замерзнуть, окоченеть
Коробчить или карабчить — воровать, обманывать
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.