Сбор казаков как называется

к о ш

место сбора казаков

• вооруженный лагерь при ханской ставке у крымских татар во время походов

• конусовидная ловушка для ловли тетеревов

• орган управления у запорожских казаков

• стан запорожских казаков

• старинное название обоза

• военный и административный центр Запорожского Войска Низового со ставкой атамана в Сичи на одном из днепровских островов

• у сибирских кочевнинов — временная стоянка со стойб

• злой волшебник-чародей в славянской мифологии

• военный лагерь встарь

• военный лагерь (устар.)

• военный лагерь по старинке

• русский военный лагерь

• селение запорожских казаков

• стоянка запорожских казаков

• сооружение на одной оси, обращенные друг к другу и зеркально повторяющих друг друга зданий

• Стан запорожских казаков

• Старинное название обоза

• Военный лагерь, обоз в русской армии 11-16 вв.

• Сербский писатель (»Тиф», »Досье Храбака»)

• Стан запорожских казаков

• военный лагерь в прошлом

• м. сиб. кошница, корзина; вор. род большой корзины для ловли рыбы и раков (см. кошница). Южн. плетеный шалаш, балаган; загон, овчарня; оренб. кошар (см. кошара), малая, холостая кибитка; вообще: табор, стоянка, стань, становище, казачий обоз, лагерь, стойбище. запорожских казаков кошем звали селенье, станицу (стан), а кошевой был начальник коша, станичный атаман. Золотомои в Сиб. зовут кошем желоб или трубу, для спуска золотнистого песку на верстак. Кош и котец южн. рыболовная ставная мережа, вентер

Источник

«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?

При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.

«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.

Сбор казаков как называется. Смотреть фото Сбор казаков как называется. Смотреть картинку Сбор казаков как называется. Картинка про Сбор казаков как называется. Фото Сбор казаков как называется

Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.

Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.

В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.

Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?

Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.

Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.

Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.

Источник

Cловарь казачьих терминов и выражений

Абы – кое-как, небрежно

Ажина – растение ежевика

Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)

Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики

Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.

Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.

Аль – альбо или, может быть

Антирес – интерес, прибыль

Анчибел – ечистый дух

Арапник – длинный кнут

Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки

Аскаляться – улыбаться, смеяться.

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Атаманово слово – разрешение.

Ащеле – если же, в том случае, если.

Баба – бабаня, бабушка

Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли

Бабник – вид женской прически

Баглай – лентяй, лежебок.

Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга – старый хрыч

Байбак – степной зверек, сурок

Байдак – килевое судно с одним парусом

Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры

Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков

Балахон – домашнее платье казачки

Балберка – плечевой ремень у пики

Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой

Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)

Банить – мыть, стирать

Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»

Банник – щетка для чистки орудийного ствола

Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать

Батяня, Батяшка – отец, батюшка

Баять – разговаривать, рассказывать

Бережь – экономность, бережливость

Беспереводно– постоянно, непрерывно

Бирчить – помнить, забирчить – запомнить

Блазниться – показаться, померещиться, причудиться

Братина – большая чаша для пития вкруговую

Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»

Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи

Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства

Бывалыча– когда-то, некогда, бывало

Велие – большое множество

Великатный – вежливый, хорошо воспитанный

Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста

Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам

Взгальный – несолидный, взбалмошный

Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать

Вкупе – вместе, сообща

Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду

Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью

Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя

Водночас – сразу, тотчас

Вокат – как раз, точно по размеру

Ворощать – вернуть, возвратить

Враз – тотчас, сейчас же

Вскагакались – заволновались, всполошились

Втымеж – в то время

Галмат – плохой человек, ненадежный

Гальмовать – сдерживать движение, тормозить

Гладкий – полный, упитанный, жирный

Глухая спень – полночь

Годок – сверстник, одного года рождения

Грамотка – письмо, записка

Гребовать – брезгать, пренебрегать

Громный – подобный грому

Грядка – боковой край саней

Грядушка – спинка кровати

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

Десно – на правой стороне

Десница – правая рука

Детоумный – глупый, неразвитый умственно

Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом

Довести – дать знать, уведомить

Досить жить – жить до этого времени, до этой поры

Дочиста – все целиком

Друзек – друг, приятель

Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись

Дуван – военная добыча

Дуванить – делить добычу

Дурно – бесплатно, даром

Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет

Егупетка – подхалим, подлиза

Ежелеть – каждый год

Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»

Жалковать – жалеть, сочувствовать

Жалочка – дорогая, милая

Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк

Жидковатый – слабого сложения

Жухлый – потускневший, увядший

Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом

Зазирать – осуждать, злословить

Зазря – напрасно, без всякого повода

Закличка– объявление, анонс

Закутать дверь – закрыть дверь

Зальян – противник, неприятель

Замордовать – затравить (на охоте)

Замурил – быстро скрылся, убежал

Замуроветь – зарасти травой

Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва

Заранка – раннее утро

Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас

Зареть – гореть ярким пламенем

Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)

Зась! – Замолчи! Перестань!

Захолонуть – похолодеть от страха

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)

Игрец – злой дух, нечистая сила

Иначий – другой, непохожий, иной

Искусить – попробовать, откусить

Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)

Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»

Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию

Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге

Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи

Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку

Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета

Карачун – мрак, темнота, смерть

Катух – свинарник (где содержались свиньи)

Квелый – хилый, слабый, болезненный

Киммерийский пролив – Керченский пролив

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)

Клечететь– замерзнуть, окоченеть

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать

Источник

Кто такие казаки?

Сбор казаков как называется. Смотреть фото Сбор казаков как называется. Смотреть картинку Сбор казаков как называется. Картинка про Сбор казаков как называется. Фото Сбор казаков как называется

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Происхождение казачества

Сбор казаков как называется. Смотреть фото Сбор казаков как называется. Смотреть картинку Сбор казаков как называется. Картинка про Сбор казаков как называется. Фото Сбор казаков как называется

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

Сбор казаков как называется. Смотреть фото Сбор казаков как называется. Смотреть картинку Сбор казаков как называется. Картинка про Сбор казаков как называется. Фото Сбор казаков как называется

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

Унтер-офицерские (младшие) чины:

Обер-офицерские (старшие) чины:

Штаб-офицерские (главные) чины:

Генеральские (высшие) чины:

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *