Секта как социальный институт

Секты и религиозная терпимость

Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других? В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, читаем: «При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

К сожалению, недостаток правовой культуры в современном российском и украинском обществе приводит к тому, что многие из нас путают понятие свободы с понятием вседозволенности. Любое здоровое общество должно критично относиться к самому себе, причём это касается всех его институтов. Там, где этот принцип не применяется, появляются признаки деградации. В последнее время участились выпады представителей самых разнообразных сектантских групп в сторону христиан и всех тех, кто разоблачает деятельность сект. Одним из главных обвинений, которые христиане и светские религиоведы постоянно слышат в свой адрес, является обвинение в нетолерантности, религиозной нетерпимости, в отсутствии любви к ближнему. Попробуем поразмышлять над этим вопросом. Для начала определим, каково подлинное значение такого широко используемого ныне понятия, как толерантность. В Краткой философской энциклопедии мы находим следующее определение этого термина: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного учения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Попытаемся кратко сформулировать те аспекты толерантности, которые логически следуют из данного определения. Толерантность подразумевает: 1) корректное отношение к оппоненту при ведении диалога; 2) отказ от призывов силового давления на оппонента; 3) готовность внимательно отнестись к аргументации оппонента, в случае несогласия – чётко обосновать свою позицию; 4) использование корректной аргументации для обоснования своих взглядов, не допускающей так называемой «апологетической лжи» – искажения фактов, их подтасовки, прямого обмана.

Вместе с тем, необходимо помнить, что: 1) терпимость к убеждениям оппонента не означает отказа от собственных убеждений, то есть, уважая взгляды оппонента, мы не теряем право на собственное мнение; 2) каждый имеет право придерживаться своей точки зрения, но никто не имеет права искажать позицию оппонента, приписывая ему не разделяемые им идеи; 3) толерантность не означает, что мы теряем право на критический анализ любого явления, а главное – право на открытое выражение своего мнения. Демократия подразумевает право на свободу слова. Современные «сектозащитники», подменяя смысловое значение слова «толерантность», пытаются с его помощью лишить нас права свободного распространение информации, связанной с правдивым освещением деятельности сект. Но любое общество должно критически оценивать те социальные институты, которые функционируют в его рамках, что является признаком здоровья социального организма в целом. Любая же попытка ограничения этого принципа, может привести к появлению нездоровых тенденций в социуме, в худшем случае – к его распаду.

Источник

«Секта — как материнская среда» Что толкает россиян отдавать деньги и свободу в руки гуру, наставников и бизнес-тренеров

Секта как социальный институт. Смотреть фото Секта как социальный институт. Смотреть картинку Секта как социальный институт. Картинка про Секта как социальный институт. Фото Секта как социальный институт

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

На платформе ТНТ PREMIER недавно вышел сериал «Секта», в котором главной героине приходится столкнуться с могущественным культом. Описанный в нем метод «депрограммирования» действительно существует и был популярен в США в 90-е годы. На это же время пришелся и пик активности «деструктивных религиозных сект» в России. Идеологами борьбы с ними сперва выступали православные миссионеры и преподаватели вузов РПЦ. Затем за дело взялись силовики. Несмотря на то что порой их работа скорее напоминает устранение неких неугодных общественных организаций, в стране действуют сотни действительно опасных групп, адептов которых лишают свободы, имущества и эксплуатируют, в том числе в сексуальном плане. По какой причине люди готовы поверить своим гуру, почему между религиозными сектами и «тренингами личностного роста» часто нет разницы и как борьба с ними иногда оборачивается «охотой на ведьм» — в материале «Ленты.ру».

«Я лежу на полу зала и плачу»

В России, по разным оценкам, действуют от 300 до 500 тоталитарных сект, в которые вовлечены порядка 800 тысяч человек. И если на Западе людей за само участие в сектах не преследуют, но по крайней мере следят и жестко карают тех гуру и наставников, кто переступает черту закона, то в нашей стране подобные персонажи порой долго остаются безнаказанными. Даже широко известному «богу Кузе» —Андрею Попову — удавалось длительное время уходить от ответственности, несмотря на заявление о побоях, которое написала одна из «верующих», а также на обнаруженные у него дома при обыске 219 миллионов рублей и 150 тысяч долларов.

Главная опасность подобных организаций в их непрозрачности и использовании техник активного воздействия на психику с целью полного подчинения адептов «духовному лидеру». О том, что такие техники — никакая не выдумка, есть масса свидетельств. Поддаться могут даже те люди, которые изначально настроены не просто скептически, а специально пришли в секту, чтобы подвергнуть ее методы критике. Например, журналисты.

На личном опыте в опасности тренингов «личностного роста» (по сути — такой же секты, но с бизнес-подтекстом вместо религиозного) убедилась Елена Костюченко из «Новой газеты». Она пришла на такой тренинг ради журналистского расследования.

«Я помню отрывки. Помню, что я лежу на полу зала и плачу — и плачут рядом. — написала она в своем посте. — Вообще в зале были 50 человек, совершенно разные — офисные сотрудники, богема, люди со своим бизнесом, домохозяйки, несколько инженеров, — и к вечеру третьего дня накрыло всех. Такое прекрасное и болезненное чувство единства. Я помню, что их всех очень любила. »

Последствиями четырех дней жесткой психической обработки стали отчаяние и апатия. «Я помню, как я начала бояться темноты. Оставаться одна в квартире. Умереть во сне. Потом я перестала вставать с кровати. Аня водила меня в ванную мыться, приносила в постель еду, следила, чтобы я не забывала пить. Иногда я начинала плакать — но слезы лились как вода, не приносили ни облегчения, ни боли», — писала журналистка.

Секта как социальный институт. Смотреть фото Секта как социальный институт. Смотреть картинку Секта как социальный институт. Картинка про Секта как социальный институт. Фото Секта как социальный институт

Фото: caro images / Schmigelski / Diomedia

У Костюченко появилась навязчивая мысль «доползти до окна», чтобы все кончилось. Примечательно, что ее интерес к этой секте первоначально привлекли самоубийства нескольких побывавших в ней людей. В результате Елене потребовались специализированная медицинская помощь и госпитализация на 1,5 месяца.

В декабре 2018 года «Лента.ру» опубликовала официальное обращение в МВД с требованием принять меры к деструктивной секте, действующей в Севастополе. Ее членом едва не стала сотрудница редакции Антонина Матвеева.

Как выяснила Антонина, этот «наставник» превращал девушек в некое подобие гейш. Они должны были заключать фиктивные браки с украинцами и обеспечивать своего гуру материально.

«Обещание элитарности»

Алгоритм действия деструктивных сект практически одинаков — он не зависит от того, является ли секта религиозной или атеистической, считает Елизавета Балабанова, медицинский психолог, психоаналитик, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, которая консультировала создателей сериала «Секта». Деструктивные культы должны постоянно вовлекать новых адептов. Это одновременно способ развития, обогащения организации и методов закрепления адептов, превращающихся в миссионеров.

«Обещание элитарности, некоего доступа к особым знаниям, практикам, верованиям, недоступным для остальных, — рассказывает она. — Здесь культивируется чувство избранности, близости к группе единомышленников. Выход из этой группы ассоциируется с потерей доступа к чему-то уникальному и осмысленному. Людей держит чувство причастности, играющее на страхе одиночества и отвержения».

В группе риска — люди с высокой степенью неуверенности в себе, со страхом одиночества, социально неустроенные, не чувствующие себя в безопасности. «Секта — как материнская среда, дает долгожданную безопасность и любовь. Установка — тебя здесь любят, ты не один», — поясняет эксперт.

Секта как социальный институт. Смотреть фото Секта как социальный институт. Смотреть картинку Секта как социальный институт. Картинка про Секта как социальный институт. Фото Секта как социальный институт

Петр Кузнецов (справа), лидер сектантов, ожидавших конца света в подземном укрытии в Пензенской области

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Занятия на деструктивных «тренингах личностного роста» проходят примерно так же, как и «духовные практики»: они идут в течение всего дня, чтобы ввести людей в состояние истощения и отключить защитные механизмы психики. Учеников могут вынуждать подолгу обходиться без пищи или предлагают им только легкий перекус. Чтобы человек потерял ход времени, сессии могут проходить в залах, лишенных солнечного света. В голове человека даже на протяжении многих лет после выхода из секты могут периодически всплывать полученные там установки, усвоенные образы.

Силовая реабилитация

Благодатной почвой для сект или для людей, использующих сходные психотехники, стала организация реабилитационных центров для наркозависимых. Новости о вызволенных силовиками подопечных подобных организаций приходят из разных регионов страны регулярно.

В 90-е, когда проблема сект захлестнула США, родственники пострадавших считали самым эффективным методом так называемое «депрограммирование»: человека силой увозили в место, недоступное для его товарищей по вере. Там человека запирали, чтобы долго и методично рассказывать о том, что его организация вредит ему, и демонстрировали всю доказательную базу.

Помимо этого, человеку напоминали о том, что он оставил позади — семью, работу, хобби, и что он может получить все это обратно, если пожелает и будет бороться. Если все удавалось, человек признавал правду и уходил из секты.

Однако депрограммирование было признано неэтичным и со стороны закона рассматривалось как похищение. Теперь наиболее эффективным способом вызволения человека из секты считают психотерапию, основанную на понимании механизма, лишившего его воли.

«Человек «вербуется» и попадает под влияние группового сознания, только если его личностная структура уже нестабильна. Структура секты поддерживает эту нестабильность и подводит окончательно к тому, что человек убеждается — «я могу быть целостным и осмысленным только здесь, только с ними», — объясняет Балабанова.

Источник

Секта

Се́кта – 1) рели­ги­оз­ное тече­ние, отко­лов­ше­еся от основ­ного рели­ги­оз­ного направ­ле­ния, под­верг­шее суще­ствен­ной реви­зии его веро­уче­ние, создав­шее соб­ствен­ную орга­ни­за­цию; 2) рели­ги­оз­ная группа (община), обла­да­ю­щая соб­ствен­ным веро­уче­нием, создан­ным её осно­ва­те­лем (осно­ва­те­лями) с нуля или на осно­ва­нии заим­ство­ва­ний веро­учи­тель­ных поло­же­ний из других рели­ги­оз­ных учений, жестко обособ­ля­ю­щая себя от внеш­него мира, име­ю­щая во главе тота­ли­тар­ного лидера, поль­зу­ю­ще­гося мани­пу­ля­тив­ными и иными сред­ствами для под­дер­жа­ния стро­гой внут­рен­ней дис­ци­плины и экс­плу­а­та­ции адеп­тов.

В хри­сти­ан­ском истол­ко­ва­нии поня­тие «секта» чрез­вы­чайно тесно свя­зано с поня­тием ереси и лже­уче­ния (лож­ного учения). Дли­тель­ное время слова «ересь» и «секта» рас­смат­ри­ва­лись в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии как сино­нимы. Незна­чи­тель­ному раз­гра­ни­че­нию эти тер­мины под­верг­лись в Новое время, когда слово «секта» стало обо­зна­чать группу или орга­ни­за­цию, а «ересь» – ее учение. Однако в гре­че­ском пра­во­слав­ном бого­сло­вии до сего­дняш­него дня в обоих зна­че­ниях исполь­зу­ется лишь слово «ересь».

С точки зрения Пра­во­сла­вия, секта всегда несет отри­ца­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики, извра­ще­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Такое отри­ца­ние может быть скры­тым или откры­тым. В первом случае, секта стре­мится сохра­нить види­мую пре­ем­ствен­ность с хри­сти­ан­ством, исполь­зует хри­сти­ан­скую сим­во­лику и тексты. К таким сектам отно­сятся Сви­де­тели Иеговы, мор­моны, муниты и пр. В доре­во­лю­ци­он­ной России к ним при­над­ле­жали, напри­мер, хлысты и скопцы. Эти секты стре­мятся назвать себя хри­сти­а­нами, исполь­зуют Библию, однако пере­смат­ри­вают хри­сто­ло­гию – основу хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, отри­цают догмат о Вопло­ще­нии Сына Божьего. Во втором случае отвер­же­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики про­ис­хо­дит открыто и секта, как пра­вило, имеет откро­венно язы­че­ские истоки, пред­став­ляя собой одну из форм совре­мен­ного неоязы­че­ства (напри­мер, «Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Кришны», «АУМ Син­рикё» и пр.). Такая секта уже не псевдо­хри­сти­ан­ское учение, а, обычно, «оско­лок» одной или несколь­ких язы­че­ских рели­гий.

При этом для всех сект свой­стве­нен:

Секты не сле­дует путать с ино­сла­вием. Если секты для Пра­во­сла­вия явля­ются прин­ци­пи­аль­ным ино­ве­рием (то есть иной рели­гией), то ино­сла­вие в той или иной сте­пени сохра­няет основ­ные Дог­маты хри­сти­ан­ства.

Учение Иисуса Христа об отно­ше­нии к сек­тан­там.

В насто­я­щее время совре­мен­ными рели­гио­ве­дами дела­ется попытка внутри Церкви под­ме­нить пра­во­слав­ную тер­ми­но­ло­гию свет­ской и секу­ля­ри­зи­ро­вать саму стра­те­гию цер­ков­ной про­по­веди в среде заблуд­ших. Вытес­ня­ется тра­ди­ци­он­ное для Церкви деле­ние ере­ти­ков по трем чинам, и на перед­ний план выхо­дят соци­аль­ный, уго­лов­ный, меди­цин­ский и пра­во­вой аспекты в оценке и клас­си­фи­ка­ции того или иного не пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Такие состо­яв­ши­еся поня­тия, как «тота­ли­тар­ные» секты, «деструк­тив­ные» культы и т. д., ни в коей мере не отве­чают рели­ги­оз­ным и веро­учи­тель­ным оцен­кам ложных веро­уче­ний, и пере­ме­щают про­блему пре­одо­ле­ния сек­тант­ской экс­пан­сии, из плос­ко­сти рели­ги­оз­ной в плос­кость поли­ти­че­скую. Здесь на перед­ний план выхо­дит соци­аль­ная оценка каких-либо сек­тант­ских веро­уче­ний и, таким обра­зом, раз­мы­ва­ется пред­став­ле­ние о любой секте именно как о группе людей, одер­жи­мой той или иной ересью. Уже сейчас актив­ность про­ве­де­ния мис­си­о­нер­ской работы с какой-нибудь сек­тант­ской груп­пой обу­слов­ли­ва­ется не пагуб­но­стью ее заблуж­де­ний (ересей), а именно соци­аль­ной респек­та­бель­но­стью или нере­спек­та­бель­но­стью. Таким обра­зом, целые рели­ги­оз­ные группы ино­слав­ных (по пре­иму­ще­ству) и сек­тан­тов ока­зы­ва­ются вне поля мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти Церкви. И все вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ется на мало­чис­лен­ных мар­ги­наль­ных груп­пах, не име­ю­щих такого же обшир­ного рас­про­стра­не­ния на тер­ри­то­рии нашей страны, как като­лики, люте­ране, бап­ти­сты, адвен­ти­сты и пяти­де­сят­ники.

Подоб­ное новое направ­ле­ние в оте­че­ствен­ной мис­сио­ло­гии уже полу­чило наиме­но­ва­ние в духов­ных школах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви как «тота­ли­тар­ная теория».

Без сомне­ния, любое отступ­ле­ние от истины заслу­жи­вает при­сталь­ного вни­ма­ния со сто­роны пра­во­слав­ного мис­си­о­нера. Но при этом нельзя забы­вать, что миссия свя­щен­ника, и миссия врача, тем более сле­до­ва­теля про­ку­ра­туры, есть разные миссии, кото­рые, сле­до­ва­тельно, и исполь­зуют разные методы и под­ходы в осу­ществ­ле­нии своей работы. Не дело свя­щен­ника зани­маться сыском, и не дело сыс­каря – духов­ни­че­ство.

Непра­во­слав­ное отно­ше­ние к сектам воз­никло в резуль­тате силь­ного вли­я­ния аме­ри­кан­ских рели­гио­вед­че­ских школ и направ­ле­ний. Изжить этот виток секу­ля­ри­за­ции – и озна­чает воз­вра­ще­ние к биб­лей­скому и свя­то­оте­че­скому отно­ше­нию к сек­тан­там, ере­ти­кам и заблуд­шим.

Сама мис­си­о­нер­ская работа с заблуд­шими не должна при­об­ре­тать формы край­ней нетер­пи­мо­сти и даже враж­деб­но­сти, что, без сомне­ния, будет про­ти­во­ре­чить духу хри­сти­ан­ской любви и еван­гель­ской откры­то­сти. Именно секу­ля­ри­за­ция раз­лич­ных форм мис­си­о­нер­ской работы с сек­тан­тами при­вно­сит в созна­ние отдельно взятых горе-мис­си­о­не­ров дух мир­ской нетер­пи­мо­сти и агрес­сии по отно­ше­нию к заблуд­шим. В основ­ном подоб­ным духом нетер­пи­мо­сти к отпав­шим зара­жены нео­фиты. Войдя в Цер­ковь, они так и не изба­ви­лись от пост­ком­му­ни­сти­че­ского метода веде­ния борьбы с «оппо­зи­ци­о­не­рами» самыми дикими и бес­сер­деч­ными мето­дами. Их «мис­си­о­нер­ская» дея­тель­ность сво­дится только к сбору ком­про­мата на заблуд­ших и орга­ни­за­ции их травли в судах и СМИ, с при­вле­че­нием служб без­опас­но­сти и зако­но­да­тель­ных орга­нов власти.

Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме» (декабрь 1994 г.), в част­но­сти, уточ­няет: «В то же время Архи­ерей­ский Собор при­зы­вает всех верных чад Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви широко про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Гос­пода нашего Иисуса Христа, созда­вать кате­хи­зи­че­ские школы, разъ­яс­нять людям пагуб­ность лже­уче­ний, помо­гать тем, кто вре­менно осту­пился, под­дав­шись про­па­ганде сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков. Однако про­ти­во­сто­я­ние ложным взгля­дам не должно сопро­вож­даться нетер­пи­мым отно­ше­нием к самим носи­те­лям несов­ме­сти­мых с хри­сти­ан­ством учений… Мы при­зы­ваем всех членов Церкви молиться о про­све­ще­нии одер­жи­мых лож­ными уче­ни­ями и твердо хра­нить пере­дан­ное нам…»

Ап. Петр писал о своем Боже­ствен­ном Учи­теле: «Ибо вы к тому при­званы, потому что и Хри­стос… нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ).

Иссле­дуя отно­ше­ние Сына Божия к сек­тан­там Его вре­мени, мы сумеем отде­лить рели­гио­вед­че­ские пле­велы все­ян­ные на ниве рос­сий­ского апо­сто­лата от доброй пше­ницы Еван­гель­ского Пра­во­слав­ного Бла­го­вест­во­ва­ния.

Биб­лей­ское учение о сама­ря­нах (с учетом выше обо­зна­чен­ных про­блем) заслу­жи­вает нашего осо­бого вни­ма­ния. Сама­ряне: этни­че­ско-рели­ги­оз­ная группа, клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. Данная этни­че­ская группа воз­никла из сме­ше­ния евреев, насе­ляв­ших Север­ное (Изра­иль­ское) цар­ство, с пере­се­лен­цами из разных обла­стей асси­рий­ской импе­рии ( 4Цар.17:24 ; 1Езд. 4:9-10 ), кото­рые и засе­лили опу­стев­шие (после изгна­ния евреев в Вави­лон) города Сама­рии. Пер­во­на­чально сама­ряне окорм­ля­лись иудей­скими свя­щен­ни­ками (леви­тами – 4Цар.17:27 ), но позже они создали свое соб­ствен­ное свя­щен­ство, аль­тер­на­тив­ное иудей­скому. Есть у сама­рян и свой соб­ствен­ный (аль­тер­на­тив­ный) текст Торы (Пяти­кни­жия Моисея), извест­ное «Сама­рян­ское Пяти­кни­жие». Данный текст имеет отли­чия от масо­рет­ского (еврей­ского) текста пяти первых книг Библии. Так, напри­мер, назва­ние горы «Гевал» ( Втор. 27:4 ) заме­нено на «Гари­зим» и т. д. – всего около 6 тыс. несов­па­де­ний. Сама­ряне еже­годно празд­нуют на горе Гари­зим Пасху и др. рели­ги­оз­ные празд­ники, уста­нов­лен­ные в Книге Левит.

Хри­стос вос­при­ни­мал сама­рян именно как отступ­ни­ков от истин­ной веры Изра­иля. Отправ­ляя уче­ни­ков на про­по­ведь, Он гово­рил им: «… на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» ( Мф. 10:5 ). Подоб­ное низ­ве­де­ние ере­ти­ков сама­рян до поло­же­ния нече­сти­вых языч­ни­ков наглядно харак­те­ри­зует глу­бину их заблуж­де­ний. В беседе с сама­рян­кой, отве­чая на ее вопрос, какая из двух вер более соот­вет­ствует истине (сама­рян­ство или иуда­изм), Гос­подь со всею опре­де­лен­но­стью заяв­лял: «Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь, а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев» ( Ин. 4:22 ); здесь Он отож­деств­ляет Себя Самого, сло­вами «мы знаем», с вет­хо­за­вет­ною верою и прямо про­ти­во­по­став­ляет ее заблуж­де­ниям сама­рян. К тому же сами сама­ряне про­яв­ляли агрес­сию по отно­ше­нию к Сыну Божию, видя в нем только пра­во­вер­ного иудея. Ска­зано: «но там не при­няли Его, потому что Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим» ( Лук. 9:53 ). Послед­няя исто­рия заслу­жи­вает осо­бен­ного нашего вни­ма­ния.

Беседа Сына Божия с сама­рян­кой при­несла куда боль­ший резуль­тат. Ска­зано: «И многие Сама­ряне из города того уве­ро­вали в Него по слову жен­щины, сви­де­тель­ство­вав­шей, что Он сказал ей все, что она сде­лала. И потому, когда пришли к Нему Сама­ряне, то про­сили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще боль­шее число уве­ро­вали по Его слову» ( Ин. 4:39-41 ).

Извест­ная притча о Добром Сама­ря­нине ( Лк. 10:30-37 ) есть не что иное, как притча о «добром ере­тике и сек­танте». Именно так она и вос­при­ни­ма­лась совре­мен­ни­ками Иисуса Христа. Гос­подь в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ставит сек­танта сама­ря­нина выше и пра­во­вер­ного свя­щен­ника, и пра­во­вер­ного левита. Именно «добрый сама­ря­нин» ока­зался под­лин­ным ближ­ним для постра­дав­шего от раз­бой­ни­ков. Увы! Но и в наше время многие сек­танты в нрав­ствен­ном смысле стоят намного выше своих бого­слов­ских про­тив­ни­ков. Многие из тех обви­не­ний, кото­рые неко­то­рые пра­во­слав­ные рели­гио­веды воз­во­дят против сек­тан­тов, могут в боль­шей мере быть исполь­зо­ваны против нас самих.

Сама­ряне пред­став­ля­ются в Еван­ге­лиях и более бла­го­дар­ными по отно­ше­нию ко Христу. Из десяти очи­щен­ных про­ка­жен­ных только один вер­нулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, бла­го­даря Его; и это был Сама­ря­нин» ( Лук. 17:16 ).

Еван­гель­ское учение о сама­ря­нах и есть Еван­гель­ское учение об отно­ше­нии Христа к сек­тан­там (ере­ти­кам). Ни в коей мере не усту­пая им пер­вен­ство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих пра­во­вер­ных и выстра­и­вает мис­си­о­нер­скую работу с ними с пози­ции вни­ма­тель­ного и даже люб­ве­обиль­ного отно­ше­ния к ним самим. Воз­можно, именно из-за такой нрав­ственно выве­рен­ной системы отно­ше­ний с сама­ря­нами для неко­то­рых иудеев Хри­стос и Сам выгля­дит как «Сама­ря­нин». Ска­зано: «…Иудеи отве­чали и ска­зали Ему: не правду ли мы гово­рим, что Ты Сама­ря­нин…» ( Ин. 8:48 ).

Мис­си­о­нер только тогда будет иметь успех в про­по­веди, когда поста­ра­ется насколько воз­можно отож­де­ствить себя с объ­ек­том про­по­веди. Хри­стос это сделал все­цело. Ска­зано: «Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» ( Фил. 2:6-7 ).

Только та про­по­ведь будет услы­шана, кото­рая учи­ты­вает все, даже субъ­ек­тив­ные, осо­бен­но­сти объ­екта про­по­веди. Ска­зано: «Ибо, будучи сво­бо­ден от всех, я всем пора­бо­тил себя, дабы больше при­об­ре­сти: для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но под­за­ко­нен Христу,— чтобы при­об­ре­сти чуждых закона; для немощ­ных был как немощ­ный, чтобы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лался всем, чтобы спасти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1Кор. 9:19-22 ). Ап. Павел ради дела бла­го­вест­во­ва­ния отож­деств­лял себя даже с фари­се­ями (этими после­до­ва­тель­ными вра­гами Христа и хри­сти­ан­ства); одна­жды он (ап. Павел) запи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­лева, колена Вени­а­ми­нова, Еврей от Евреев, по учению фари­сей» ( Фил. 3:5 ).

Нам трудно до конца понять всю сте­пень само­отож­деств­ле­ния самого себя с заблуд­шими в жизни ап. Павла; иногда это дохо­дило и до само­от­ре­че­ния во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлу­чен­ным от Христа за бра­тьев моих, родных мне по плоти… ( Рим. 9:3 ). Иными сло­вами, он сам был готов нахо­диться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, нахо­дятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» ( 1Пет. 3:19 ). Слу­же­ние про­по­веди заблуд­шим всегда должно носить жерт­вен­ный харак­тер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, ска­зав­шего: «Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ).

По учению апо­сто­лов, «ере­тика, после пер­вого и вто­рого вра­зум­ле­ния, отвра­щайся» ( Тит. 3:10 ). «После пер­вого и вто­рого», — то есть, необ­хо­димо упо­тре­бить мак­си­мум усилий. Апо­столы не реко­мен­дуют про­яв­лять и чрез­мер­ную враж­деб­ность по отно­ше­нию к отпав­шим: «Если же кто не послу­шает слова нашего в сем посла­нии, того имейте на заме­ча­нии и не сооб­щай­тесь с ним, чтобы усты­дить его. Но не счи­тайте его за врага, а вра­зум­ляйте, как брата» ( 2Фес. 3:14-15 ). Так же ап. Павел реко­мен­дует про­яв­лять мило­сер­дие и к нахо­дя­щимся под дис­ци­пли­нар­ным (кано­ни­че­ским) запре­ще­нием: «Для такого довольно сего нака­за­ния от многих, так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь» ( 2Кор. 2:6 ).

Общая тональ­ность рели­ги­оз­ных собе­се­до­ва­ний (даже нося­щих обли­чи­тель­ный харак­тер) не должна пере­хо­дить в грубые формы. Ска­зано: «Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; будьте всегда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» ( 1Пет. 3:15 ). Но подоб­ное внешне мягкое отно­ше­ние к ере­ти­кам нико­гда в апо­столь­ском учении все же не пере­хо­дило пре­де­лов доз­во­лен­ного.

Апо­стол Любви Иоанн Бого­слов учил: «Кто при­хо­дит к вам и не при­но­сит сего учения, того не при­ни­майте в дом и не при­вет­ствуйте его. Ибо при­вет­ству­ю­щий его участ­вует в злых делах его» ( 2Ин. 1:10-11 ). Ап. Иуда при­зы­вал гну­шаться «…даже одеж­дою, кото­рая осквер­нена плотью» ( Иуд. 1:23 ), Конечно, здесь име­ются в виду руга­тели, «…посту­па­ю­щие по своим нече­сти­вым похо­тям» ( Иуд. 1:18 ). Но и весь стро­гий тон посла­ния ап. Иуды не избе­жал напо­ми­на­ния о мило­сер­дии к отпав­шим: «И к одним будьте мило­стивы, с рас­смот­ре­нием…» ( Иуд. 1:22 ).

Ярким при­ме­ром отли­чия «тота­ли­тар­ной теории» виде­ния про­по­веди по отно­ше­нию к заблуд­шим может послу­жить и повест­во­ва­ние из древ­него пате­рика, кото­рым я и хочу завер­шить данный доклад: «Гово­рили об авве Мака­рии Еги­пет­ском, что одна­жды, вос­ходя из скита на гору Нит­рий­скую, будучи близок к месту, он сказал своему уче­нику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встре­тил эллина – это был жрец Педала, кото­рый нес боль­шую вязанку дров для сожже­ния и бежал. И закри­чав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вер­нув­шись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оста­вил его напо­ло­вину мерт­вым. Потом, подняв дрова, он снова побе­жал. И пройдя немного вперед, авва Мака­рий встре­тил его и сказал ему: «Здрав­ствуй, здрав­ствуй, тру­до­лю­бец!» И жрец, уди­вив­шись, пошел к нему и сказал: «Что доб­рого ты нашел во мне, что почтил меня при­вет­ствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруж­да­ешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруж­да­ешь себя напрасно?» Он сказал: «Я уми­лился от при­вет­ствия, и узнал я, что ты – слу­жи­тель вели­кого Бога; но другой монах, злой, кото­рого я встре­тил, оскор­бил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец гово­рил: «Я не отпущу тебя, если ты не сде­ла­ешь меня мона­хом». И они пошли к месту, где нахо­дился брат, при­вели его в цер­ковь горы; и когда уви­дели там жреца, были изум­лены. Они кре­стили его, сде­лали мона­хом, и мно­же­ство элли­нов сде­ла­лись хри­сти­а­нами из-за него.

При­ме­ча­ния:

1. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.
2. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб. Т. 2. С. 25–26.
3. Тол­ко­вая Библия. Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Сток­гольм, 1987. Т.З. С. 186.
4. Ком­мен­та­рий блж. Фео­фи­лакта на Лк. 9, 56.
5. Мака­рий Еги­пет­ский, прп. Тво­ре­ния. Биб­лио­тека Отцов и Учи­те­лей Церкви. М.: Палом­ник, 2002.

Рели­гия и право, № 1(40), 2007. С. 5–7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *